Агитки:10 успехов Украины

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

13 сентября 2015 года журнал Фокус опубликовал агитку, в которой перечислил 10 главных достижений Украина за 1,5 года после Евромайдана. Предназначение своей агитки авторы определяют следующим образом:

Мы так много критикуем происходящее в нашей стране, обвиняя друг друга и власть во всех смертных грехах, что подчас совсем не замечаем наших побед. А зря! Эти победы разные, а их значимость для украинцев — предмет бесконечных дискуссий. Но важно другое: все они реальные. Впервые за много лет в Украине не только говорят о реформах, но кое-что уже воплотили в жизнь. И хотя наши победы маленькие, а за некоторые ещё предстоит побороться, гордости от того, что они есть, меньше не становится. Не зря ведь говорят, что малыми шагами большие дела делаются

Иными словами, нам предлагают список успехов Украины с подвохом. Подвох в том, что при признании их малого масштаба, не освещается ни масштаб кризиса украинского государства, ни степень компенсации данными успехами промежуточных итогов этого кризиса.

Содержание

[править] Разбор агитки

[править] Повышение боеспособности армии

Ещё полтора года назад украинские Вооружённые силы были совершенно не готовы встретить врага на своей территории. Не только по техническим причинам, но и морально: по разным данным, во время начала аннексии Крыма от 50% до 80% украинских военных, базировавшихся на полуострове, перешли на сторону РФ. Впрочем, в Донбассе эта история не повторилась: украинцы продемонстрировали готовность защищать свою страну.

Основная статья: Украина#Вооруженные силы Украины

Формально агитка права — армия Украины образца 2013 года была куда хуже, чем военная машина, которую Украина получила в первые годы независимости в наследство от СССР. При этом она подобно сторонникам Майдана объясняет это деятельностью агентов Кремля, назначенных марионетками Кремля[1].

На самом деле у деградации украинской армии были более очевидные причины, например некомпетентность руководства. Сторонникам Майдана почему-то не приходит в голову мысль, что негативные последствия деятельности того или иного главы Минобороны или даже президента по большой части зависят от его компетентности и сознательности, а не его политических предпочтений и связей с Россией. Ими тщательно избегается проблема коррупции и банальной некомпетентности военного и политического руководства Украины.

Также деградация украинской армии объясняется многолетними проблемами в экономике страны. В 1990-е годы произошло разрушение существовавшей до этого экономической кооперации Украины с другими республиками СССР, в частности с Россией. Налаживание экономических связей с республиками бСССР позволило Украине стабилизировать экономику, но её дальнейшему развитию мешала так называемая многовекторная политика – стремление сохранять сотрудничество с Россией и одновременно проводить интеграцию с Евросоюзом.

И наконец, до 2014 года Украина не проявляла амбиций на тему превращения в региональную державу и не играла значимой роли в геополитике даже Восточной Европы, что избавляло её от острой необходимости в реформировании и модернизации вооруженных сил, в отличие от России, которая вынуждена была свою армию укреплять и модернизировать.

За годы независимости руководство Украины много и часто говорило о реформах, которые, однако, на практике не приносили пользы. Слово «реформы» давно уже перестало вызывать у украинских военных какой-либо энтузиазм. Периодически объявлялись программы и направления реформирования, но сильная, хорошо оснащенная и обученная армия так и оставалась в планах. Реформы в основном сводились к банальному сокращению. Одной из причин данной ситуации было то, что взгляды на будущее Вооруженных Сил Украины менялись с приходом к власти новых политических сил, а ход реформ иногда зависел от персонального видения руководителей оборонного ведомства[2].

[править] Техника

По информации Генштаба, во время первых четырёх волн мобилизации 10% призывников были добровольцами. Численность украинской армии за последний год выросла с 146 тыс. до 280 тыс. человек, а количество военнослужащих, проходящих службу по контракту, на 2 тыс. — до 107 тыс. В зоне АТО личный состав увеличился с 32 тыс. до 73 тыс. человек, количество танков возросло с 210 до 360, боевых бронемашин — с 900 до 1400, реактивных систем залпового огня — с 80 до 230, боевых самолётов — с 20 до 40. За последний год концерн "Укроборонпром" передал армии более 4 тыс. единиц нового и модернизированного оружия, а также военной техники — в 36 раз больше, чем за 2014-й

Большая часть пункта про боеспособность армии занимает информация об увеличении численности единиц техники и личного состава. То есть речь идет об укомплектованности. И тут полезно вспомнить, что такое боеспособность:

Боеспособность – возможности войск (авиации, сил флота) вести военные действия и выполнять поставленные задачи в соответствии с их предназначением; определяющий элемент боевой готовности войск (сил). Зависит от укомплектованности, боевой выучки и морально-боевых качеств личного состава, потерь и возможностей их восполнения, обеспеченности материальными средствами н других факторов[3]

Большая часть пункта посвящена теме укомплектованности, а про остальные факторы либо ни слова, либо крайне общо (об этом ниже).

Авторы почему-то умолчали как происходит расширение автопарка боевой техники. Предоставим слово Виктору Козонаку, директору Харьковского бронетанкового завода:

В настоящий момент единственный способ расширить парк военной техники — отремонтировать то, что есть. С июля 2014 года по июль 2015 года было отремонтировано 1 500 танков и выпущено всего 105 новых. Четыре рабочих дня на танк[4]

Причина просто – необходимость экономии бюджетных средств. А ведь экономия действительно нужна — 1 день т.н. АТО обходится Украине в $3 млн[5] при падении ВВП в 2014-2015 гг. на около 30% в год[6].

Финансирование такого ремонта не обходится без самовзрывов танков, как например под Днепропетровском[7] и в зоне АТО, на КПП «Должанский»[8]. Причиной этого, вероятнее всего, является неправильная сборка механизмов при ремонте[9][10].

Не обходится и без потерь в условиях боевых действий. Так уже к сентябрю 2014 года ВСУ лишились на Донбассе 58% боевой техники[11], а к ноябрю 2015 года ВСУ лишились более 3 тыс. единиц техники за все время конфликта[12]. Под боевыми потерями стоит понимать не только подбитую технику, но и захваченную противником из-за собственного отступления.

О том, что идет лишь количественное увеличение техники и вооружений рассказал в интервью командир батальона "Азов" Андрей Билецкий:

За два с лишним года мы отремонтировали большое количество советской бронетехники, артсистем и так далее. По количеству техники и вооружения мы стали значительно лучше. Но по внедрению новых методов подготовки войск, новых технических решений, систем связи, беспилотников, цифровых систем управления боя, по этим всем показателям мы находимся в каменном веке. Причем это сверхдешевые технологии. По насыщенности современными оптическими средствами или приборами радиоразведки мы тоже находимся в очень плохом состоянии[13].

[править] Состояние армии

Проблем в армии хватает — от «аватарщины»[2] до коррупции, а материально-техническим обеспечением до сих пор занимаются волонтёры. Однако даже последние признают, что ВС в начале 2014 года и сейчас — две большие разницы, ведь главное — государство начало модернизировать армию

Читая такое описание изменения состояния армии, в памяти всплывает знаменитая фраза Н.С.Хрущева «Общо и непонятно» — ибо даже простой обыватель ничего толком из этих слов не сможет извлечь.

Агитка не рассказывает о масштабе проблемы уклонения от службы. Так, по данным Генпрокуратура Украины к октябрю 2015 года ей было заведено 16 тысяч уголовных дел на дезертиров из зоны АТО[14], а президент Украины поведал о 30% дезертиров среди призывников[15][16] в 1 волне мобилизации. Бегство от призыва за рубеж, в частности в Россию стало обыденностью[17], а число украинских призывников в одной лишь РФ достигло 1,3 миллиона человек[18]. Плюс происходили случаи перехода украинских солдат и агентов на сторону противника[19][20].

Агитка не повествует о победах ВСУ в войне на Донбассе, ибо гордиться особо нечем. Украинская пропаганда не без труда трактует как славные победы следующие события войны:

  • Взятие Славянска. Занять город, из которого ушла армия и который до этого упорно сопротивлялся малыми силами тот еще подвиг. Это как если бы Наполеон хвастался взятием Смоленска.
  • Оборона Донецкого аэропорта. Из этой обороны старательно изображают вторую оборону Севастополя[3] или даже Сталинграда. Хоть Донецкому аэропорту и удалось продержаться 249 дней, он явно не тянет на эти знаменитые в истории обороны сражения по одной простой причине — он не сковывал основные силы ополчения, так как командование не считало нужным сосредотачивать на этом направлении основные силы. На фоне поражений ВСУ, которые произошли во время осады аэропорта значение его обороны сильно преувеличено.
  • Оборона Мариуполя и Марьинки. Тут можно согласится, ибо к моменту подхода сил ополчения они были хорошо укреплены, что осложняло ополчению задачу при его меньшем личном составе войск и единиц техники.

Все эти «победы» нивелируются не только тем фактом, что силы республик Донбасса не были сломлены, но и теми поражениями, которые потерпела ВСУ в весенне-летней кампании 2014 года и январско-февральской кампании 2015 года — Иловайск, Еленовка, Изварино и ряд других сражений[21]. Именно поражения на фронте и ухудшение ситуации в стране вынудили Киев пойти на переговоры с ополчением о прекращении огня (Минские соглашения), которые превратили войну в позиционную, наподобие той, что велась на Западном фронте Первой Мировой.

Единственное, что агитка признает — мародерство, пьянство, коррупция и отвратительное материально-техническое снабжение, а также самоуправства батальонов Национальной Гвардии. Вот только игнорирование масштаба всех этих проблем не идет агитке на пользу, о чем было сказано ранее.

[править] Стандарты НАТО

Вооружённые силы постепенно переходят на стандарты НАТО. Минобороны уже отчиталось, что внедрило в ВС 68 из 102 стандартов Североатлантического альянса. В планах завершить этот процесс к 2020 году. НАТО уже запустило пять трастовых фондов для военной помощи Украине. Первый создан для модернизации систем связи и автоматизации, второй — с целью переподготовки и социальной адаптации военных в зоне АТО, третий специализируется на физической реабилитации раненых, четвёртый задействован в реформировании систем логистики, пятый призван бороться с киберпреступностью

Основная статья: НАТО

Если предыдущий пункт звучал максимально общо и непонятно, то этот звучит в лучшем случае как рекламная брошюра — нет ни слова о том, что это за стандарты и что они дают. Возможно, причина в самой сущности этих стандартов:

В общем стандарты НАТО — это обобщающее название для системы соглашений, количество которых на сегодняшний день составляет более 1300 Эти соглашения заключены между всеми странами-членами НАТО и охватывают буквально все: от штабных процедур типу топлива для самолетов, БТРов или танков и размера горловин в баках этих машин. Существует даже стандарт, который определяет порядок проведения допроса пленного. Состав аптечки, порядок организации медицинской эвакуации — все это также есть стандарты[22].

Иными словами, данный термин обладает аморфной, но двоякой природой. С одной стороны, это просто уровень планки требований к обществу и его вооружённым силам, с другой — это сумма жёстких требований, которым должно соответствовать государство и армия, работающие в рамках единой военной структуры[23]. И как уже говорилось, данные стандарты охватывают практически все сферы деятельности военной составляющей блока — от стандартов на каски и амуницию, вооружение и средства связи, до штабных процедур и руководящих документов, оперативной деятельности и даже подготовки специалистов для работы в многонациональных штабах[24].

В 2016 году Глен Грант[4] выделил 10 стандартов НАТО, которые Украине не удалось реализовать на момент 2016 года[25][26], среди есть такой как уважение к жизни — учет спасения жизни при решениях по оперативной обстановке и функционирование медицинской системой так, чтобы любой раненый имел максимальные шансы на выживание.

По поводу НАТО авторы позабыли три важных момента:

  • Не учтен опыт Грузии, которую с 2003 года НАТО снабжали инструкторами и техникой, что не помогло ей выиграть в Пятидневной войне против реформированной в 2000-е российской армией и ополчением Южной Осетии и Абхазии. При этом что силы противоборствующих сторон были практически равными.
  • Украина, равно как и Грузия имеют сравнительно мало шансов войти в НАТО — по причине нарушенной территориальной целостности. В отношении Украины может также быть причина понижения интереса НАТО к ней — из-за потери Крыма.
  • Деятельность НАТО не только не шибко удачная (затянутость операции во Афганистане, менее эффективные бомбежки ИГИЛ), но и служит явно не оборонительным интересам.

[править] Международная поддержка Украины

[править] Резолюция по Крыму

Одной из главных побед Украины стала невиданная ранее международная поддержка. 27 марта 2014 года, после аннексии Крыма, Генассамблея ООН поддержала резолюцию, в которой признавалась территориальная целостность Украины, несмотря на то, что на полуостров посягнула Россия, являющаяся постоянным членом Совета безопасности организации. Тогда в пользу Украины отдали голоса 100 стран, 11 проголосовали против и 58 воздержались

См. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по Крыму

Территориальная целостность государств — вопрос международной безопасности, а согласно Уставу ООН (статьи 11-12) обладает полномочиями рассматривать и обсуждать, но не более того. Резолюции ГА ООН являются источниками международного права только по вопросам внутренней жизни ООН, например, принятие нового государства или утверждение бюджета организации.

Агитка также умалчивает следующие факты:

  • Против России санкции ввели куда меньше стран, чем признали территориальную целостность Украины.
  • Большинство стран, что проголосовали за резолюцию — это страны т.н. третьего мира, к которым отношение у сторонников Майдана ввиду их евроцентристских взглядов негативное
  • Против резолюции в той или иной форме высказались страны, где проживает большинство населения Земли — около 2,925 млрд человек или 40,51%, если считать только членов БРИКС (без России).

[править] Санкции

Мировая поддержка в конфликте с Россией также вылилась в три волны санкций. Первая связана с признанием РФ крымского референдума, вторая — с поддержкой Россией боевиков на востоке Украины, третья — с катастрофой малайзийского Boing 777, сбитого с территории, контролируемой российско-террористическими группировками. К санкциям в разной мере присоединились США, ЕС, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада, Швейцария, Норвегия, Япония — в общей сложности 41 страна.
Санкции включают запрет на въезд в эти государства для ряда высокопоставленных лиц России, а также замораживание некоторых их активов, приостановление финансирования российских компаний и проектов Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития, ограничение выхода на западный кредитный рынок для нескольких российских банков, запрет на сотрудничество с некоторыми российскими оборонными предприятиями, ограничение на экспорт товаров и технологий для нефтяных проектов в РФ

Основная статья: Антироссийские санкции#Санкции в связи с украинским кризисом

Основная статья: Гибель малайзийского Боинга под Донецком

Агитка, следуя формуле киево-вашингтонской версии событий на Украине, обвиняет Россию в создании угрозы международному миру и безопасности (Крым, Донбасс, Боинг). При этом умалчивается, что против страны, нарушающей международное право санкции может вводить лишь Совбез ООН, в то время как вводимые санкции против России являются "односторонними" и не могут считаться формой привлечения к ответственности[27], подобно санкциям США против Белоруссии. То что санкции не более чем политика по ослаблению России как геополитического конкурента доказывает отсутствие доказательств по выдвинутым обвинениям.

По Донбассу почему-то не предоставлено сведений из отчетов миссий ОБСЕ и Human Rights Watch о спонсировании республик Донбасса. Если тот же доклад «Путин.Война» попытался доказать, что Донбасс управляется из Москвы, то данная агитки этого не делает. Также умалчивается о непризнании ДНР и ЛНР террористическими формированиями со стороны международных организаций, в частности ООН[28].

По Боингу умалчивается, что расследование до сих пор не завершено, даже более того — оно продлено до 2018 года[29][30]. Вкупе с недоказанным фактом участия ВС РФ в конфликте на Донбассе данный факт вызывает вопрос о справедливости введенных против РФ третьей волны санкций.

Под конец, стоит отметить, что ненужность Украины Европе понимают не только западные политики (вроде Барроззо), но и украинские общественно-политические деятели из числа самых ярых сторонников Майдана, например Алексея Арестовича:

Боюсь, мы не до конца представляем себе всей степени одиночества и ненужности Украины — со всеми нашими проблемами. Степени усталости от нашей невменяемости…Мы не под зонтиком их защиты, они не считают нас своими, вряд ли мы можем внятно назвать хотя бы одного чётко выраженного союзника Украины, раздражение украинским вопросом, равно как и желание впихнуть нас под руку Москвы (и хай она разгребает) скрывать уже получается далеко не у всех. Полный текст

Не только политики раздражены Украиной, но и простые европейцы. В частности поляки, раздражение которых отлично отражает недовольство героизацией ОУН-УПА и т.д. (Видео от Анатолия Шария на эту тему[31][32]). Дикая усталость и раздражение от Украины среди простых европейцев, которые в социальных сетях и на форумах не скрывают презрения к соседке, сочетающей униженное слезливое вымогательство со спесивой настырностью.

[править] Кредиты

Несмотря на войну и кризис в экономике, значительную поддержку Украине оказал МВФ. $5 млрд фонд перечислил в марте 2015 года, $1,7 млрд — в июле. Общая сумма программы EFF составляет $17,5 млрд. Также, по словам комиссара ЕС по вопросам политики расширения и соседства Йоханнеса Хана, за год, с июня 2014-го по июнь 2015-го, ЕС и его финансовые организации уже мобилизовали около 6 млрд евро для Украины в виде кредитов и грантов

Почему-то умалчивается куда идут получаемые Украиной деньги и каковы шансы их вернуть, а также что будет развиваться быстрее — преодоление кризиса в экономике или нарастание кризиса во власти. Кризис во власти может привести к взрыву недовольства населения властью и новому Майдану.

Куда уходят займы несложно догадаться — на поддержание экономики на плаву. А это необходимо из-за:

  • Падения величины ВВП на 51% за 2013-2015 гг.[33]
  • Роста госдолга в 4 раза и его доли от ВВП с 40,1 до 79,4% за 2014-2016 гг.[34]
  • Повышения курса доллара к гривне почти в 3 раза[35]

К этому еще стоит прибавить стоимость ведения АТО — один день боевых действий на Донбассе обходиться бюджету Украины в $2-7 млн долларов[36], не говоря уже о проведении реформ в соответствии с обязательствами от МВФ и иных кредиторов.

А вот вопрос с возвращением долгов куда сложнее. Как отметил экс-министр экономики Виктор Суслов Украина вынуждена жить в долг и ей будет сложно отказаться от прошения новых кредитов:

Украина непрерывно получает новые кредиты, в том числе и от МВФ. При сложной экономической ситуации, конечно, мы вынуждены жить в долг и просить новые и новые кредиты[37]

По состоянию на лето 2016 года Украина взяла только у одного МВФ более $11 млрд, Всемирный Банк дал $1,4 млрд, США — 3 млрд, а ЕС — $2,3 млрд, то есть лишь малой части своих кредиторов Украина должна $17,7 млрд.

Единственным выходом из кредитной зависимости является привлечение иностранных инвестиций и обеспечение устойчивого развития экономики. Причем экономика должна развиваться не менее чем на 5% роста ВВП в год:

5% ВВП мы должны отдать только за обслуживание нашего государственного долга. Это огромная сумма, поэтому экономика должна расти больше, чем 5% в год. Но в то же время у нас прогнозируемый рост в следующем году 2%, а в лучшем случае 3%. Это, очевидно, мало и я не думаю, что для нас это будет так легко. Уровень долга должен быть гораздо меньше. У нас уровень государственного долга достигает 90% ВВП, а нормальным считается долг до 60%[38]

Ранее уже говорилось, что ВВП Украины за 2013-2015 гг. упал на 51%, то есть при заданном темпе развития Украине понадобиться около 10 лет для возвращения на уровень 2013 года, а погасить госдолг — почти 18 лет.

[править] Декоммунизация

В мае этого года Пётр Порошенко подписал пакет законов о декоммунизации. Благодаря им Украина окончательно попрощается с пережитками Советского Союза — Компартией, памятниками советским вождям, названиями улиц, городов и многим другим. Согласно закону «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», такие режимы признаются преступными, запрещается публичное отрицание их преступного характера, а также использование и пропаганда соответствующей символики. В случае невыполнения этих норм юрлицами, политическими партиями, гражданскими объединениями и СМИ их деятельность прекращается по решению суда. С июля три коммунистические партии Украины — КПУ, Компартия (обновлённая) и Коммунистическая партия рабочих и крестьян не могут участвовать в избирательном процессе и политической жизни страны.

Многим в Украине, и не только коммунистам и их приверженцам, снос памятников и переименования не понравились. Мол, в стране кризис и есть дела намного важнее. На самом деле этого кризиса могло и не быть или его масштаб оказался бы меньше, будь декоммунизация проведена на несколько лет раньше. На протяжении двух десятилетий формально независимая страна жила в сюрреалистичной реальности, продолжая невольно чтить главных противников её независимости, организаторов искусственного Голодомора 1932—1933 годов.
Символы в современной истории по-прежнему имеют большое значение. Коммунистические — десятилетиями разрушали украинскую государственность. Если бы большевики позволили украинцам чтить их настоящих национальных героев и не навязали выдуманных коммунистическим режимом, в Украине они бы долго не протянули.

В идеале нынешняя декоммунизация должна стать лишь первой в списке других «де»: деолигархизация, демонополизация и т. д. Так, как это было в других успешных постсоветских странах — Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и государствах Балтии.

Основная статья: Декоммунизация на Украине

Агитка умалчивает о том, что политика декоммунизации нарушает Конституцию Украины, а именно:

Статья 15. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины[39].
Статья 24. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам[40].

То что государство вводит антикоммунизм как обязательную идеологию, не говоря уже про нарушение принципа идеологического многообразия и запрета цензуры, это лишь полбеды. Другая половина — антикоммунизм обосновывается по большей части историческими фальсификациями и просто мифами, не говоря уже про веру в взаимосвязь антикоммунизма с ростом уровня жизни и экономики[41].

Агитка намеренно обходит стороной вопрос финансовой целесообразности декоммунизации. А его стоило затронуть — в одном лишь Киеве переименование улиц обойдется бюджету в 1 млн долларов[42], не считая советские названия не только улиц других городов и сёл, но часто названий самих населенных пунктов. Как отметил экс-министр налогов и сборов Александр Клименко, декоммунизация обойдется бюджету Украины в 4,5-6 млрд гривен[43][44]. При тяжелой экономической ситуации в стране, которая вынуждает ее руководство лезть во все новые и новые долги, следовало бы задуматься о целесообразности проведения политики, которая при своих расходах не несет практической выгоды.

Другой аспект — культурный. Памятники советской эпохи зачастую сносят без искусствоведческой экспертизы, особенно памятники В. И. Ульянову-Ленину. Впрочем, некоторым из них даже экспертиза не поможет: например, медальоны на метро «Вокзальная» невозможно снять и сдать в запасник. Или уничтожить на месте, или оставить. Какое бы решение ни приняли, с учётом немалого количества хулиганствующих элементов судьба понятна.

И наконец, декоммунизация как борьба с советским прошлым украинского народа порождает целую систему фальсификации истории, что порой доходит до абсурда — так на Украине умудряются сочетать культ Степана Бандеры и ОУН-УПА с разговорами о вкладе украинского народа в ВОВ и с риторикой о дружбе народов Украины и Польши. То есть, Украина стала жить в новой сюрреалистичной реальности, чтя борцов с советским режимом и рассказывая про вклад украинцев в историю СССР.

В вопросе продвижения исторических фальсификаций данная агитка также отличилась. Говоря про разрушение украинской государственности, она не поясняет почему же тогда большевики проводили украинизацию, развивали промышленность и сельское хозяйство, образование, медицину и т. д., не говоря уже про приращение УССР новыми территориями. По поводу Голодомора не рассказывается, зачем СССР было убивать миллионы украинцев, если он в 30-е годы нуждался в рабочей силе для проведения индустриализации и коллективизации, и почему «геноцид» (при минимальном-то сопротивлении) не довели до логического конца, а нормализовали обстановку. А по поводу национальных героев почему-то не объясняется, почему таковыми считаются те, кто оказывал помощь оккупанту во время его войны с Россией и подчинял украинцев этому оккупанту, который ни разу не был заинтересован в независимости Украины (Выговский, Мазепа, Петлюра, Бандера).

[править] Начало деолигархизации

«За последние полтора года украинские олигархи, пожалуй, впервые за годы независимости Украины оказались под достаточно жёстким прессингом власти. Больше всего досталось самой влиятельной тройке — Игорю Коломойскому, Ринату Ахметову и Дмитрию Фирташу»
  • С учетом того, что страной управляет олигарх, подобная политика больше похожа на игру в одни ворота. Бизнес Порошенко никак не пострадал от деолигархизации, а даже наоборот[45][46].
  • Почему-то деолигархизация не затронула членов нынешней власти. Самый яркий пример — Арсений Яценюк и его юбилей по поводу первого миллиарда[47];
  • Новая власть почему-то не спешит подавать запрос на арест заграничного имущества казнокрадов времен Януковича, а также отнимать у олигархов основные украинские СМИ[48];

[править] Заработали онлайн-сервисы, позволяющие контролировать госфинансы

Впервые Украина пускает проекты, позволяющие «простым смертным» не стоять в очередях и контролировать госзакупки.

Наконец-то? Россия давно уже латает бреши в службах, а Украина только-только пускает в тестовом режиме. Хотя дело было скорее вот в чём.

Порошенко использует административный ресурс, чтобы отстранить от власти конкурентов. Как российское ЕдРо[5], так и украинская Партия регионов — это конгломераты людей без общей идеологии, которые рассчитывают, что они будут формально поддерживать власть, а их не будут обижать. Там действует круговая порука, и антикоррупционные решения спускают на тормозах. И в таких-то условиях Россия наладила хоть какую-то систему, а Украина нет! Сейчас, когда у власти олигарх, попытка наладить такую систему воспринимается как попытка завладеть денежными потоками полностью и отрезать остальных.

[править] Начало реформы правоохранительной системы

Украина, начиная с Киева, переименовывает милицию в полицию и нанимает людей с полного нуля. Доверие к правоохранительным органам повышается, за езду не по правилам задержали ряд высокопоставленных лиц.

В принципе, похвальное начинание, но какими методами это было сделано, например, в Грузии? США оплатили зарплату полицейским, плюс мировое сообщество дало Грузии карт-бланш на уничтожение неправовыми методами крупных преступников, не связанных с властью. Да и самих преступников было мало, всё же под боком более богатая Россия. Так что в России эти методы неприменимы: если так гонять врагов народа[6], начнётся такой шум, что мало не покажется. Помните, что было, когда Путин прижал парочку — формально за имевшие место грехи? Да и страна из 1/8 части суши и 140 млн человек практически не может быть на ручном управлении одного человека — что бы там ни говорила оппозиция. Этим, кстати, и воспользовался Путин, когда начал выводить страну из-под контроля США: многие из управленческих решений исполнялись вразрез с конституцией, на одном авторитете Владимира Владимировича. Точнее, одни исполнялись, другие вполне законно саботировались.

Хотя кое-какие из эстетических методов грузинской реформы Россия даже взяла на вооружение: не замечаете, что форма российских полицейских близка к грузинской?

Как только Грузия ушла с ручного управления, полиция начала откатываться к дореволюционному виду.

[править] Очищение банковской системы от проблемных и схемных финучреждений

Разорились около полусотни банков, в том числе «кошельки режима».

Скорее дело тут вот в чём. Дрянная экономическая ситуация на Украине и возросшая конкуренция со стороны новых олигархов привела к ожидаемому банкротству таких учреждений.

UPD дек 2016. Приватбанк, по мнению Руслана Осташко, оказался самым что ни на есть схемным [49].

[править] Технологический прогресс

Развёртывается радиотелефонная связь третьего поколения (3G) — до этого конкурс был отменён, потому что принадлежащий Ахметову «Укртелеком» монопольно предоставлял эту услугу. «Антонов» выкатил новый самолёт Ан-132 без российских комплектующих, снизил долю российских комплектующих в производстве с 50 до 40 %, и получил заказы на 43 самолёта (до этого заказы измерялись единицами в год).

Россия, разрабатывая «сухой-суперджет» (принципиально новый самолёт), ориентировалась на европейских производителей, которые если и будут обманывать, то только по указке США, обеспечила достаточно высокий уровень локализации, и заодно начала собственную параллельную разработку систем, которые у «сухого» зарубежные. Даже если такие системы будут ставиться только на военные транспортники, это предупреждение партнёрам: приостанóвите сотрудничество — проект встанет ненадолго, репутация будет потеряна навсегда!

С Украиной всё наоборот: Ан-132 — это модификация Ан-32, и разрабатывается совместно с США и Саудовской Аравией (сателлит США без своего авиапрома). Строительство предполагается на саудовском заводе, и после того, как самолёты начнут летать, логичным шагом будет сманить максимум специалистов и довести киевский завод до закрытия.

Но до закрытия пройдёт немало времени, ведь агитка перевирает факты: производство не начато, выкатили лишь модель самолёта. В 2016 году будет первый лётный экземпляр, потом начнётся производство — пока ещё на киевских мощностях.

Насчёт 3G агитка частично права, Янукович в 2009 году дал задний ход передаче военных частот сотовым операторам. Но если «эпопея с продажей лицензий на частоты тянулась 10 лет», то начиналось всё это ещё при вполне себе оранжевом Ющенко.

И, конечно, забыли о том, что Южмаш и ЗАЗ остановились напрочь, «Мотор-Сечь» — почти полностью. Такой вот прогресс.

UPD июнь 2017. Разработка самолёта идёт с изрядным отставанием, лётные испытания начались в 2017.

[править] Заработали социальные лифты

Во многих государственных учреждениях работают новые люди, часто выбранные по конкурсу.

Некоторое время так оно и было, и это во многом «заслуга» Януковича — бизнесмены откровенно недолюбливали его методы хозяйствования.

Когда майданные передряги утряслись, вернулись к заветам Януковича, а социальные лифты в шутку обозвали «социальными лифчиками» — так, в 2015 г. Саакашвили заявил, что новым нaчaльникoм oдeccкoй тaмoжни будeт нaзнaчeнa 25-лeтняя зaмecтитeль глaвы Одeccкoй ОГА Юлия Мapушeвcкaя. Профильного образования нет, зато есть стаж работы моделью.

[править] Курс на энергонезависимость

Диверсифицировав поставки газа в страну, Украина усилила позиции в переговорах с Россией и теперь может покупать и продавать энергоресурсы по рыночной цене. Сегодня мощности реверсного потока из Словакии позволяют импортировать около 14 млрд  м³ в год — около 70 % потребности в импортном газе.
В этом же месяце вступил в силу Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который передаёт все права и обязанности по управлению многоэтажками их жильцам. Реформа коммунального хозяйства заставит жильцов кооперироваться и заниматься термомодернизацией домов. Это снизит потребление энергии в отопительный сезон.

Газ по рыночным ценам. Что-то коротковата память! До газового кризиса 2009 цена была в разы ниже рыночной. И даже в таких условиях Украина перепродавала газ и не платила России, а когда та перестала давать газ авансом, Украина начала красть экспортный (что и вылилось в кризис). Цена на газ поднялась, но всё равно оставалась ниже рыночной — это была плата за постой Черноморского флота в Севастополе. С присоединением Крыма все эти скидки потеряли актуальность.

Чей газ? Или российский, или переправленный из Туркмении через Россию.

Украинские газовые турбины не позволяют качать газ назад, и реверс тут так называемый виртуальный — формально газ покупается у Словакии, реально он приходит из России и тут же на месте употребляется.

ОСМД (по-украински ТСББ/ОСББ[7]). Закон об ОСМД сам оказался неудачным — мы видим как самозваные криминальные структуры, объявившие себя ОСМД, так и застопорившееся из-за отсутствия консенсуса создание ОСМД.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Если речь идет не о режиме Януковича, то конкретные имена ни агентов, ни марионеток не называются
  2. Имеется ввиду армейская традиция писать напившемуся на лбу «Аватар» и красить лицо в синий цвет — от «синего лежачего тела».
  3. Имеется ввиду Первая оборона Севастополя – оборона во время Крымской Войны
  4. Специалист по управлению реформами в обороне, бывший британский советник президента и министра обороны Эстонии по вопросам вступления в НАТО.
  5. [1]Анатолий Вассерман говорит это про ЕдРо
  6. Простите, конечно, за негативный штамп, но продажные чиновники и высокопоставленные рэкетиры — это самые настоящие враги народа. Фраза взята из латинского и в те же годы распространилась в США как public enemy, «враг общества». И так назвали фильм об американском гангстере, известный у нас как «Джонни Д».
  7. Товариство/об’єднання співвласників багатоквартирного будинку — общество совладельцев многоквартирного дома.