Судоремонтный завод «Красная Кузница»

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Красная кузница»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
План Архангельского адмиралтейства 1831 года
План Архангельского адмиралтейства 1780 года
План Архангельского адмиралтейства 1741 года

Судоремонтный завод «Красная Кузница» (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее Архангельское адмиралтейство, также широко известное как Соломбальская верфь) — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из крупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России и с 2011 года входит на правах филиала в состав Центра судоремонта «Звёздочка».

История наименований предприятия:

  • 1693 г. — начало деятельности завода под названием «Соломбальская верфь»
  • 1701 г. — на базе Соломбальской и ещё двух верфей образовано «Архангельское адмиралтейство»
  • 1719 г. — предприятие временно прекратило деятельность.
  • 1733 г. — «Архангельское адмиралтейство» восстановлено.
  • 1862 гг. — «Архангельское адмиралтейство» упразднено, осталась действующей лишь малая часть завода как мастерские при гидрографической части в Архангельске.
  • 1877 г. — мастерские при гидрографической части в Архангельске сохранялись, но рядом, тоже на бывшей территории Адмиралтейства, были созданы отдельные Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта.
  • 1917 г — мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод
  • начало 1920-х — мастерские при гидрографической базе стали ремонтными мастерскими «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии.
  • 1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод переименован в Судоремонтный завод «Красная Кузница».
  • 1944 г. — мастерские «Убеко-Север» переименованы Мастерскую № 1036.
  • 1949 г. — «Мастерская № 1036» переименована в Судоремонтный завод № 176
  • 2001 г. — «Судоремонтный завод № 176» переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации.
  • 2007 г. — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала, как Архангельский филиал «176-й Судоремонтный завод» ОАО «ЦС «Звёздочка».
  • 2011 г. — имущество Судоремонтного завода «Красная Кузница» продано советом кредиторов Центру судоремонта «Звездочка».[3]
  • 2012 г. — бывшие 176 СРЗ и СРЗ «Красная Кузница» объединены в единое предприятие как Архангельский филиал «Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО «ЦС «Звёздочка».

В настоящий момент предприятие специализируется на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн. Также в ограниченных объёмах выполняется строительство небольших судов и блоков для сборки крупных судов и морских платформ, а также другие машиностроительные работы.[4]

Как часть АО «ЦС «Звёздочка» завод входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация..

История предприятия

Предыстория создания завода

1471 год — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.

1553—1555 годы — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.

1584 год — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость Новые Холмогоры, уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).

1684 год — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный Гостиный двор (по терминологии XXI века логистический комплекс).

Российское Царство

«Ягудиил» — представитель второй серии линейных кораблей архангельского производства

июль 1693 года — в Архангельск прибывает Царь Пётр I и вскоре отдаёт распоряжение о строительстве верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.

осень 1693 года — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса Соломбальская верфь.

18 сентября 1693 года — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.

20 мая 1694 года — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.

1700—1702 годы — предприятие строит серию из шести больших трёхмачтовых торговых судов типа флейт[1].

1701 год — завод выполняет первые заказы по ремонту боевых кораблей.

1702 год — на заводе строятся два малых 12-пушечных фрегата типа «Курьер», спущенных на воду в присутствии Царя Петра I.

1701 год — на базе Соломбальской верфи и ещё двух верфей создано Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство.

1702—1703 годы — на предприятии строится 26-пушечный фрегат «Святой Илья»

1708—1710 годы — на предприятии строятся два 32-пушечных фрегата типа «Святой Пётр».

1712—1713 годы — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все три 52-пушечных корабля типа «Гавриил» получили имена различных архангелов.

1713—1715 годы — в Архангельском адмиралтействе строится вторая серия линейных кораблей для Балтийского флота, как и в первой серии все четыре 52-пушечных корабля типа «Уриил» были названы именами архангелов. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург. Всего до 1715 года на предприятии было построено в общей сложности 130 военных судов.

1719 год — в связи с развёртыванием активного кораблестроения в Санкт-Петербурге и победоносным окончанием Северной войны функционирование Архангельского адмиралтейства практически прекращается — его бывшие мощности используются только для эпизодического строительства относительно небольших купеческих и китоловных судов, а также судоремонта.

Российская Империя

1732 год — учреждённая Императрицей Анной I Воинская морская комиссия после соответствующих научных исследований приняла решение о необходимости возобновления кораблестроения в Архангельске.

1733 год — по Императорскому Указу от 15 марта 1733 года[5] Архангельское адмиралтейство восстанавливают как в организационном, так и в техническом отношениях. Не позднее 1741 года, с вводом в строй сухого дока, предприятие начинает и основную для него в настоящее время полноценную судоремонтную деятельность. Со временем в него входит три верфи: Соломбальская, Быковская и Фрезерская.

1734 год — на верфи возрождаются судостроительные работы, заложены первые два линейных корабля.

1734—1768 годы — на предприятии строятся 14 серийных относительно небольших 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр Второй».

80-пушечный линкор «Святослав»[2], а также фрегаты архангельской постройки «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»[3] в 1770 г., 1778

1735—1768 годы — строится серия из 16-ти 32-пушечных фрегатов типа «Гектор».

1737—1773 годы — предприятием строятся крупной серией в 40 кораблей 66-пушечные корабли типа «Слава России» — наиболее массовый в то время в Российском Императорском флоте тип линейного корабля. Выпускавшиеся также Санкт-Петербургским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов.

1760 год — завершён проект серьёзной реконструкции и расширения предприятия.

1761—1762 годы — на предприятии построен по индивидуальному проекту 32-пушечный фрегат «Святой Феодор».

1772—1796 годы — строится серия из 28-ми 66-пушечных линейных кораблей типа «Азия».

1772—1786 годы — строится серия из 17-ти 32-пушечных фрегатов типа «Павел».

1773—1774 годы — очередная крупная реконструкция предприятия.

1783—1799 годы — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Ярослав».

1784—1790 годы — строится серия из 8-ми 44-пушечных фрегатов типа «Брячислав».

1786—1787 годы — на предприятии по несколько противоречивым данным литературы построен 74-пушечный линейный корабль «Александр Невский» типа «Царь Константин». Ещё четыре корабля этого типа ранее были построены в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

1790—1798 годы — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»[4]).

1798—1799 годы — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Тихвинская Богородица»[5].

1791 год — кораблестроением на предприятии начинает руководить корабельный мастер Гавриил Игнатьев.

Русские корабли в Афонском сражении 19 июня 1807 г., 1853

1800—1844 годы — на заводе крупной серией строятся 44-пушечные фрегаты типа «Спешный».

1801—1825 годы — строится серия из 22-х 74-пушечных линейных кораблей типа «Селафаил» («Сильный»).

1801—1804 годы — 74-пушечный линейный корабль «Сильный» — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.

1804 год — на посту главного кораблестроителя завода Г. Игнатьева сменяет выдающийся корабельный мастер Андрей Михайлович Курочкин.

1806—1807 годы — на заводе по индивидуальному проекту построен 48-пушечный фрегат «Герой».

1807—1809 годы — строится серия из 2-х 66-пушечных линейных кораблей типа «Всеволод».

1815—1825 годы — строится серия из четырёх 36-пушечных фрегатов типа «Проворный».

1820 год — введён в строй бриг «Новая Земля», специально построенный для арктических экспедиций и имевший усиленный набор днища, дополнительно обшитого медными листами. Бриг позднее участвовал в экспедиции под руководством Ф. П. Литке к берегам архипелага Новая Земля.

Каменные казармы Архангельского адмиралтейства, 1898

1820—1825 годы — Адмиралтейство подверглось крупной реконструкции, построен целый ряд каменных зданий, в том числе монументальные казармы флотского полуэкипажа, из моряков которого комплектовались команды строящихся кораблей. Также была изменена технология работ, исключавшая с этого времени портящий древесину сплав леса по рекам.

1816—1818 годы — на заводе построен 44-пушечный фрегат «Диана» типа «Амфитрида».

1816—1821 годы — строится серия из двух малых 24-пушечных фрегатов типа «Помона».

18 мая 1821 года — спущен на воду фрегат «Крейсер», совершивший впоследствии для несения службы на Тихом океане плавание на Аляску и обратно вокруг Южной Америки.

1825 год — судоверфь построила и спустила на воду свой первый пароход — «Лёгкий».

Линейный корабль «Азов» и русский фрегат у берегов Дании, 1828

1825—1849 годы — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль».

1825—1826 годы — на предприятии построен один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота — 74-пушечный линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль».

1829 год — на месте главного кораблестроителя предприятия А. М. Курочкина сменяет другой выдающийся кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов.

Линейные корабли (справа) и фрегаты в Кронштадте зимой, 1851

1842 год — на месте главного кораблестроителя предприятия В. А. Ершова сменяет Фёдор Тимофеевич Загуляев.

1846—1847 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Иезекиль».

1849—1851 годы — строится серия из двух 74-пушечных линейных кораблей типа «Бородино».

1851—1852 годы — на заводе построен 52-пушечный фрегат «Диана» (типа «Паллада») — последний парусный фрегат отечественного флота.

17 октября 1858 года — скоропостижно умирает главный кораблестроитель завода Ф. Т. Загуляев, не успев достроить заложенный им винтовой фрегат «Пересвет».

9 июня 1861 года — построенный на предприятии винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от полозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковник С. А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегата прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмелевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.[6]

5 марта 1862 года — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.

1 июля 1862 года — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть мастерских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».

1877 год — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта. С этого момента на территории бывшего Архангельского адмиралтейства начинают работать два независимых и впоследствии достаточно крупных судоремонтных предприятия, снова объединённых, в результате, только гораздо позднее в 2012 году.

27 апреля 1917 года — Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод.

Советская Россия

февраль 1920 года — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельске Советской власти.

начало 1920-х годов — мастерские при гидрографической базе стали ремонтными мастерскими «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии и обслуживавшие всё ещё большей частью гидрографические суда.

1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод, ориентированный на гражданские заказы, был переименован в Судоремонтный завод «Красная Кузница».

1941 год — с началом Великой Отечественной войны предприятие осваивает выпуск мин, гранат и аэросаней.

29 марта 1944 года — по приказу командующего Северным флотом, выпущенном на основании циркуляра начальника Главного морского штаба ВМФ СССР от 8 марта 1944 года, механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота (бывшая «Убеко-Север») получила название Мастерская № 1036.

1949 год — по приказу командующего Северным флотом мастерская № 1036 ее переименована в Судоремонтный завод № 176.

1954 год — Судоремонтный завод № 176 входит в состав Главного Управления судоремонтных заводов Военно-морского флота СССР.[7]

апрель 1959 года — в состав завода «Красная Кузница» вошёл судоремонтный завод Северного государственного морского пароходства.

1965 год — начало плановой реконструкции Судоремонтного завода № 176.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

28 июня 1966 года — по итогам выполнения семилетнего плана завод «Красная Кузница» награжден орденом Трудового Красного Знамени.[8]

1976 год — по итогам 9-й пятилетки завод «Красная Кузница» награждён памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзную Доску почёта на ВДНХ СССР.

1977 год — на заводе «Красная Кузница» открыт музей истории предприятия.

Российская Федерация

Репораж об установке на заводе крупнейшего в России карусельного станка для обработки заготовок до 9 метров в диаметре, 2014

2001 год — по Указу Президента России «Судоремонтный завод № 176» переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации.

Октябрь 2007 года — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала.

2009 — 2010 годы — по заказу Государственного треста «Арктикуголь» для использования в архипелаге Шпицберген на 176 СРЗ построена самоходная баржа «Пирамида» проекта 125.[9][10]

2010 — 2013 годы — по заказу «Росморпорта» на предприятии (изначально на мощностях 176 СРЗ) построено лоцмейстерское судно «Вавчуга» проекта Р1760М.[11]

25 января 2011 года — совет кредиторов «Красной Кузницы» принял решение о продаже имущества завода Центру судоремонта «Звёздочка».[12]

Июль 2012 года — 176 судоремонтный завод вместе с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в Архангельский филиал «Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО «ЦС «Звёздочка».

2014 год — на предприятии реализуется обширная программа реконструкции общей стоимостью 7,1 млрд рублей, рассчитанная до 2019 года.[13]

2015 — 2017 годы — заводом для головного предприятия построены два рейдовых буксира собственного проекта 05Тм «Буй» и «Бакен».[14][15][16]

2017(?) — 2020 годы — предприятием построены два рейдовых буксира РБТ-3 и РБТ-4 собственного проекта 05Ту.[17][18]

2021 — настоящее время — предприятием строятся ещё два рейдовых буксира проекта 05Ту.[19]

2022 — настоящее время (2023, план 2024) — предприятием строится серия из четырёх пассажирских судов с ледовым усилением проекта РЕГК.126.[20]

Декабрь 2023 года — с ПАО «Судостроительно-судоремонтная корпорация» подписан контракт на строительство для «Красной Кузницы» нового плавучего дока проекта 28140С грузоподъёмностью 5000 тонн проекта 28140С грузоподъёмностью 5000 тонн, который должен быть введён в строй в 2025 году и заменить старейший из доков предприятия 1953 года постройки[21].

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Линейный корабль «Азов» в бою

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 74-пушечный линейный корабль «Сильный» — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.
  • 74-пушечный линейный корабль «Азов» — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, первым получивший Георгиевский флаг. Корабль совершил подвиг во время Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года, когда находясь во главе русского отряда союзной эскадры утопил и серьёзно повредил несколько турецких кораблей сопоставимого с ним размера. Кроме того, на корабле под командованием первооткрывателя Антарктиды М. П. Лазарева служили будущие адмиралы П. С. Нахимов, В. С. Корнилов, Е. В. Путятин, а позднее кораблём командовал тоже будущий адмирал С. П. Хрущов.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»
  2. Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.
  3. Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».
  4. Фрегаты типа «Архангел Михаил» строились по чертежам трофейного шведского фрегата «Венус», наверняка с некоторой переработкой под местные материалы и т. п.
  5. Доработанный проект фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»).