Проблемы Конституции РФ
![]() | Мифичность В этой статье или разделе исторические или другие мифы преподносятся как реальные факты. Текст необходимо удалить и переписать заново в соответствии с реальностью. |
![]() | Агитка Текст в этой статье или разделе представляет собой ничего, по сути, не доказывающие тенденциозно подобранные факты и прочую софистику. Его необходимо удалить и переписать заново в соответствии с законами логики и реальным состоянием дел. |
Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом на территории России. Конституция была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, а вступила в силу 25 декабря 1993 года. В конституции есть пункты, которые, с точки зрения критиков, ограничивают суверенитет России.
Содержание |
[править] История принятия конституции 1993 года
В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой — Анатолием Александровичем Собчаком и Сергеем Сергеевичем Алексеевым, а в 1993 году — общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева. При этом оба государственных деятеля отмечали, что утверждённый вариант конституции сильно расходится с тем текстом, который был ими предложен.
15 октября 1993 года президент России Борис Николаевич Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции РФ и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно положению, конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов России или Верховным Советом РФ.
На голосовании по проекту конституции РФ, которое состоялось 12 декабря 1993 года, при явке 54,81 % избирателей за принятие конституции проголосовало 58,43 % пришедших на всенародное голосование. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Помогли разработать Конституцию РФ финансируемые Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development (USAID)) создатели законодательства.[2]
На английском языке:
USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code. |
Перевод:
Финансируемые Агентством США по международному развитию создатели законодательства помогли разработать конституцию РФ, часть I Гражданского кодекса РФ и Налоговый кодекс РФ. |
[править] Проблемные места в Конституции РФ
[править] Преамбула
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
Дальше в тексте статьи говорится про «равноправие и самоопределение народов» — и это уже прямая пропаганда сепаратизма. Слова про равноправие и самоопределение можно понять как: Россию населяет некоторое количество равноправных народов, и каждый из них имеет право в любой момент «самоопределиться», например, выйти из состава РФ.
Тезис о том, что мы «сознаём себя частью мирового сообщества» ограничивает наш суверенитет. Эти слова указывают на то, что мы являемся частью некого более крупного образования, «мирового сообщества», и следовательно, не являемся полностью самостоятельным государством. Такую трактовку подтверждает, в частности, статья 15 пункт 4 Конституции РФ.
[править] Статья 5. Пункт 2
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. |
Разрешение республикам иметь собственную конституцию ставит их в привилегированное положение по отношению к обычным регионам РФ, которые иметь свою конституцию не могут.
С одной стороны, это отличие формально: уставы обычных регионов имеют ту же юридическую силу, что и конституции республик. Кроме того, конституции республик и уставы регионов не должны противоречить федеральному законодательству.
С другой стороны, такое отличие подогревает сепаратистские настроения в республиках: что мы могли наблюдать в девяностые годы, например, в Татарстане, в Чечне статья привела даже к двум войнам (1994—1996) и (1999—2009).
По логике, если республики имеют свою конституцию, то можно было бы тогда вообще все края и области тоже заменить республиками.
Небезупречна и, более того, потенциально опасна и формулировка «республика (государство)». Её буквальное толкование означает, что республики в составе РФ являются государствами, а коль скоро это так, то, следовательно, они обладают всеми его признаками, в том числе государственным суверенитетом, то есть внутриполитической самостоятельностью и независимостью на международной арене. С логической точки зрения это нонсенс, поскольку республика, будучи частью целого — Российской Федерации, не может иметь тот же статус, что и само целое. Она подчиняется целому, зависит от него, а потому не имеет суверенитета и, таким образом, не является государством. В политическом же плане норма о признании республик в составе РФ государствами может быть оценена как юридическая бомба замедленного действия, которую сепаратистские силы вполне могут использовать как весомый конституционный аргумент в пользу права на выход из состава РФ. По степени своей политической вредоносности данная норма ничем не уступает положениям советских конституций, закреплявших право выхода союзных республик из состава СССР.
[править] Статья 6. Пункт 3
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. |
По сравнению с СССР Россия лишена такой меры наказания как лишение гражданства, то есть каким бы ни был гипотетический гражданин России злодеем, его нельзя лишить гражданства, а значит и права на въезд в страну. Только по своей доброй воле он может сменить гражданство и страну проживания, что не вяжется с гипотезой о том, что он злодей.
[править] Статья 9. Пункт 1
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. |
Жёсткая пропаганда сепаратизма. Подразумевается, что природные ресурсы России принадлежат вовсе не российскому народу целиком, а конкретно той народности, которая проживает над месторождением. Таким образом, Конституция прямо подталкивает богатые природными ресурсами регионы к борьбе за отделение от России.
[править] Статья 9. Пункт 2
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. |
Конституция РФ 1993 года является единственной конституцией мира, в которой прямо прописана возможность частной собственности на природные ресурсы.
Показательно также, что слово «частный» стоит перед словом «государственный»: как будто природные ресурсы в первую очередь должны быть именно частными.
Конституционный суд РФ трактует эту норму, как то, что вопросы регулирования использования природных ресурсов находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. То есть так, что нельзя по решению Президента добывать нефть под ногами у людей, если региональная власть с этим не согласна.
[править] Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. |
Благодаря этой статье президент и губернаторы не имеют юридической власти над мэрами и выборными депутатами. Так как норма закона об отзыве населением избранных мэров и депутатов фактически не работает, мы получаем значительную прослойку никому не подчинённых феодалов, которые полностью игнорируют интересы народа и государства.
Формально контроль над мэрами и депутатами осуществляется через суды, прокуратуру и институты непосредственной демократии, вроде митингов. На практике эти инструменты работают в России плохо, из-за чего контроль получается скорее номинальным и работает только в случаях совсем уж вопиющих злоупотреблений народных избранников.
[править] Статья 13. Пункт 2
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
Идеология является важной частью суверенитета страны как собственная валюта или собственная армия. Запрет на государственную идеологию для России можно сравнить с запретом на собственные вооружённые силы, который действовал в разные периоды истории в адрес многих побеждённых в войне государств. Государство без идеологии подобно кораблю без руля и парусов в бурном океане.
Запрет на государственную идеологию ущемляет наш суверенитет.
Предлогом для включения данной пункта в конституцию 1993 года стала опасность возрождения коммунистического режима, у которого на момент принятия конституции и проведения либеральных реформ становилось больше сторонников.
Также защитники поправки утверждают, что запрет на идеологию решает две задачи:
- Многообразие идей и взглядов.
- Защиту от дискриминации по идеологическому признаку, как это было в СССР.
Эти аргументы сложно признать состоятельными, так как многообразие идей и защита от дискриминации обеспечиваются отдельной статьёй, статьёй 28:
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. |
Обязательный статус идеологии не означает того, что её нельзя ставить под сомнение или менять. В конституции есть статья 135, которая предусматривает определённую процедуру внесения изменений в конституцию.
[править] Статья 15. Пункт 4
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. |
Этот пункт неприемлем для суверенного государства: он обесценивает всё российское законодательство, так как позволяет обойти любую норму наших законов путём заключения соответствующего международного договора с любым государством.
В настоящее время данная брешь частично прикрыта с помощью правового «пластыря». В статье 22 закона № 101-ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах» сказано:
Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра её положений в установленном порядке. |
Стоит отметить, что в данном случае мы наблюдаем так называемую коллизию правовых норм. С одной стороны, при принятии международного договора, следует его приоритет перед российскими законами. С другой, и это нашло свое отражение в ч.6 ст.125 Конституции, при противоречии международного договора Конституции, нормы международного договора не применяются.
Конституционный суд высказывал свою позицию по этому вопросу в том ключе, что при противоречии российских законов и международных соглашений, международные соглашения применяются только в плане тех правоотношений, которые регулируют. В общих случаях подлежат применению российские законы.
Кроме того, как указано выше, существует определенная процедура ратификации международных соглашений — для их ратификации требуется принятие Государственной Думой закона о ратификации подписанного международного договора, последующее утверждение Советом Федерации и подписание Президентом страны этого закона.
Вместе с тем западные суды — такие как ЕСПЧ или Гаагский арбитраж — позволяют себе принимать политически мотивированные решения, согласно которым Россия признаётся виноватой, и которые накладывают на Россию обязанность выплачивать крупные суммы, например, бывшим акционерам «ЮКОСа».
Эти решения западных судов несправедливы и некорректны, их можно оспорить (и даже подвергать уголовному преследованию любую попытку исполнять такие решения западных судов). Однако если бы в статье 15 нашей Конституции международные договоры были поставлены на более подходящее им место, подобные коллизии, вероятно, вовсе бы не возникли.
Кроме проблемы приоритета международных договоров, в связи с данным пунктом можно говорить о проблеме «общепризнанных принципов и норм международного права» (ОПНМП), которые названы «составной частью правовой системы» России:
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. |
Хотя ОПНМП не обозначены как более приоритетные по сравнению с национальным законодательством, тем не менее они могут приниматься международными структурами вопреки воле России, при этом в Конституции не обозначено, что требуется заключение договора и его ратификация, чтобы ОПНМП стали составной частью правовой системы РФ. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5.:
1. ...права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. ... Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединённых Наций и её специализированных учреждений. |
Получается, трактовки прав и свобод человека, принятые специализированными учреждениями ООН, являются составной частью правовой системы России и «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.» Но нет гарантии, что специализированные учреждения ООН не примут какие-то правовые нормы, противоречащие интересам России.
[править] Статья 49. Пункт 2
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. |
Этот пункт является одной из причин, почему статья 20 Конвенции ООН «О незаконном обогащении» противоречит нашему законодательству. Вместе с этим данной статье противоречит другая статья нашей же Конституции — статья 55, пункт 3:
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. |
Налицо противоречие разных статей Конституции друг другу, что недопустимо для основного закона государства, — хотя бы потому, что Конституции не может противоречить ни один закон РФ и/или её субъекта. Плюс факт незаконного обогащения нужно ещё доказать, а как известно, «белоленточные» борцы с коррупцией довольно часто совершают ошибки или откровенно лгут в своих «расследованиях». А как известно по той же 49 статье:
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. |
[править] Статья 75. Пункт 1
Основная статья: Центральный банк РФ
Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. |
Данный пункт Конституции Российской Федерации подвергается критике со стороны ряда экономистов, общественных деятелей[1] и патриотических организаций, которые видят в данной статье нарушение экономического суверенитета России.
По их мнению, право эмиссии отдано не государственной структуре, а «частной конторе»: Центральному банку Российской Федерации[2]. Эти специалисты указывают, что ЦБ РФ неподконтролен государству, и что в названии банка отсутствует слово «государственный», которое было в полностью подконтрольном государству Государственном банке СССР.
При этом, например, ЦБ КНР — Народный банк Китая — подчинён государству полностью.
На сегодняшний день в Российской Федерации полностью государственным банком является только Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ) [3]
По отношению к этой критической позиции высказывается ряд контраргументов. Сводятся они к трём основным тезисам:
- Подобный статус центробанков является достаточно распространённым явлением в мире, так как он даёт центробанкам ряд преимуществ: например, возможность не отвечать по обязательствам государства.
- Деятельность ЦБ РФ регулируется различными законами и подзаконными актами, а его правление теоретически формируется правительством страны.
- C начала 2000-х годов ЦБ РФ проводит разумную финансовую политику, благодаря чему экономика России показывает хорошие темпы роста, долги незначительны, а инфляция находится на относительно низком уровне.
И в самом деле: валютный кризис 2014—2015 годов показал, что ЦБ РФ в целом вполне удовлетворительно справился с отражением американской атаки на рубль. Таким образом, хоть в будущем и представляется правильным напрямую подчинить ЦБ государству, однако проблема эта некритична, и спешка тут может скорее навредить.
Тезис о независимости ЦБ РФ следует из неправильного прочтения (неумения читать?) пункта 2 статьи 75 Конституции, который гласит:
Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. |
По неизвестной причине критики данной статьи Конституции и деятельности нашего Центрального банка пропускают слово «других» в пункте 2 статьи 75 Конституции, которое как раз свидетельствует о том, что Центральный Банк является федеральным органом государственной власти Российской Федерации.
С другой стороны, в пункте 2 статьи 75 нет чёткого определения, что Центральный банк Российской Федерации является федеральным органом государственной власти. Данный пункт устанавливает приоритет и независимость своей деятельности перед «другими» органами власти. Таким образом упоминание в пункте 2 статьи 75 «других» органов власти не делает тем самым ЦБ РФ этим органом.
[править] Статья 81. Пункт 3
Основная статья: Сменяемость власти
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. |
Этот пункт не позволяет одному и тому же человеку быть Президентом более двух сроков подряд, независимо от того, насколько хорошую политику проводит Президент, хочет ли он дальше оставаться в своей должности и поддерживают ли соотечественники дальнейшее его пребывание на посту Президента.
Кроме того, такая формулировка является нечёткой и допускает различные трактовки: по одной из них, два срока подряд — это абсолютный максимум продолжительности пребывания одного человека в должности президента (то есть должность президента можно занимать два срока только в том случае, если эти два срока следуют подряд, а президент, проигравший выборы после первого срока, в дальнейшем не имеет права баллотироваться). Такую трактовку этого положения Конституции часто используют представители несистемной оппозиции, стремясь с опорой на основной закон страны отстранить Владимира Путина от должности Президента и самим взять власть в свои руки.
Однако общепринятой является другая трактовка, по которой данная статья ограничивает лишь число последовательных сроков. Путин использовал эту трактовку, в 2008 году заняв должность Председателя Правительства. В 2012 году, после окончания президентских полномочий Медведева, Владимир Путин снова вернулся на должность Президента РФ.
[править] Внесение поправок в Конституцию РФ
Основная часть Конституции защищена от поправок статьёй 135:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. |
Эта статья ставит серьёзнейшее препятствие для попыток внести изменения в главы 1, 2 и 9 (статьи 1-64 и 134—137). Таким образом, для исправления заложенных в Конституции мин потребуется пробить крепчайшую законодательную броню.
«Оборона» построена в несколько эшелонов:
- в соответствии с пунктом 1 такие изменения не может внести Федеральное Собрание самостоятельно;
- Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы) может лишь созвать Конституционное Собрание;
- причём для этого требуется три пятых голосов и в Совете Федерации и в Государственной Думе;
- но для того, чтобы хотя бы созвать Конституционное Собрание, необходимо наличие соответствующего федерального конституционного закона, которого пока не существует;
- в соответствии с пунктом 3 такие изменения приравнены к принятию новой Конституции;
- проект новой Конституции (подготовленный Конституционным Собранием) может быть принят:
- либо двумя третями голосов Конституционного Собрания;
- либо всенародным голосованием — более половины проголосововавших при явке более половины избирателей;
- сама 135-я статья себя же и «защищает»: она рекурсивно входит в блок тех статей, от внесения изменений в которых она же и предназначена.
По поводу федерального конституционного закона о Конституционном Собрании:
- на данный момент (2018 год) было осуществлено шесть неудачных попыток создания этого закона.
- 5 марта 2012 года (в день оглашения результатов выборов нового президента) тогдашний президент Дмитрий Медведев дал поручение администрации «представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного Собрания» (пункт 2.б).
[править] Удачные и неудачные попытки изменения Конституции РФ
22 ноября 2013 года депутат Госдумы Елена Мизулина вместе с рядом других депутатов из разных фракций предложила написать в Конституции РФ, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России». [4]
29 ноября 2013 года Евгений Фёдоров предложил исключить из Конституции пункт про запрет идеологии и ещё несколько невыгодных для России мест. [5] Интересно, что это предложение вызвало резко отрицательную реакцию КПРФ, представитель которой заявил, что если Конституцию и надо менять, то только в сторону ещё большего ослабления аппарата власти. [6]
27 апреля 2015 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил исключить из Конституции положения, отдающие приоритет международному праву перед национальным. [7]
9 июля 2016 года депутат Госдумы и глава фракции СР Сергей Миронов предложил убрать из 13-ой статьи Конституции формулировку о том, что в России не допускается государственная идеология.[8]
18 мая 2018 года парламент Чечни внёс в Государственную Думу законопроект, увеличивающий количество сроков президентства до трёх.[9][10]
[править] См. также
[править] Ссылки
- Конституция РФ
- Конституция США
- Конституция Франции
- Конституция Германии и ещё нескольких десятков стран
- Учебник Конституционного права под ред. Баглая М. В.[3]
- Россыпь научных комментариев к Конституции РФ
- Николай Стариков. Статья 75 Конституции РФ и Центральный банк.
- Как американцы писали конституцию РФ или кому принадлежит рубль.
- Тимур Боровков. Конституция для неискушенных
- Макет Конституции Центра научной политической мысли и идеологии
- О Сергее Ковалёве, одном из авторов Конституции.
- Конституция РФ как конституция побежденного государства.
- О снятии запрета на идеологию и о внесении других изменений в Конституцию. Олег Макаренко
- Сторонники изменений в Конституции РФ («Национально-освободительное движение»)
[править] Примечания
- ↑ Одним из главных критиков этого пункта Конституции является Николай Стариков.
- ↑ (см. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]
- ↑ Баглай Марат Викторович — председатель Конституционного суда с 1997 года по 2003 год.
[ + ] Проблемы России
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|