Речь Владимира Путина в ООН (2015)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Владимир Путин на трибуне Генассамблеи ООН

Речь на 70-ой сессии Генассамблеи ООН (Нью-Йоркская речь) – историческое выступление Владимира Путина от 28 сентября 2015 года на юбилейной, 70-ой, сессии Генассамблеи ООН, проходившей в Нью-Йорке (США). Для российского президента это первое выступление в ООН за 10 лет – предыдущее было на 60-ой сессии Генассамблеи ООН (2005)[3].

Главной причиной выступления была предстоящая 70-ая годовщина создания ООН (24 октября 1945). На юбилейной сессии Генассамблеи выступили многие лидеры государств. Президент России выступал шестым по счёту после лидеров США (Барак Обама), Китая (Си Цзиньпин), а также лидеров Бразилии, Польши и Иордании.

20 сентября 2015 года Владимир Путин интервью американским телеканалам CBS и PBS, где кратко пояснил содержание речи и ответил на вопросы, касающиеся ситуации в Сирии, на Украине и отношениях между Россией и США. «Нужно будет сказать о дне сегодняшнем, о том, как складывается международная жизнь сегодня, о том, что ООН остаётся единственной универсальной международной организацией, которая призвана поддерживать мир во всём мире», – подчеркнул президент России[4][5].

Содержание

Структура выступления

Владимир Путин выступил на 70-й сессии Генассамблеи ООН (трансляция Russia Today)

Организация Объединённых Наций

Своё выступление Владимир Путин начал с рассказа об истории Организации Объединённых Наций (ООН) и её роли в мировой политике:

70-летний юбилей Организации Объединённых Наций – хороший повод обратиться и к истории, и поговорить о нашем общем будущем. В 1945 году страны, разгромившие нацизм, объединили усилия, чтобы заложить прочные основы послевоенного мироустройства. Напомню, что ключевые решения о принципах взаимодействия государств, решения о создании ООН принимались в нашей стране на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции. Ялтинская система была действительно выстрадана, оплачена жизнью десятков миллионов людей, двумя мировыми войнами, которые прокатились по планете в XX веке, и, будем объективны, она помогла человечеству пройти через бурные, порой драматические события последних семи десятилетий, уберегла мир от масштабных потрясений.

Президент напомнил, что ООН – структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности. Было сказано про эффективность ООН и противоречия внутри организации:

Хочу отметить, что разногласия в ООН были всегда, на протяжении всех 70 лет существования организации. И право вето применялось всегда: им пользовались и Соединённые Штаты Америки, и Великобритания, и Франция, и Китай, и Советский Союз, а позднее Россия. Это совершенно естественно для столь многоликой и представительной организации. При основании ООН и не предполагалось, что здесь будет царить единомыслие. Суть организации, собственно, и заключается в поиске и выработке компромиссов, а её сила – в учёте разных мнений и точек зрения.

В развитие своей мысли президент затронул тему противоречия сути ООН и политики однополярности. «Обсуждаемые на площадке ООН решения согласовываются в виде резолюций или не согласовываются», – подчеркнул президент России. Действия государств в обход этого порядка он назвал нелегитимными и противоречащими современному международному праву – тем самым была подвергнута критике концепция однополярного мира:

Мы все знаем, что после окончания «холодной войны» – все это знают – в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую, вместо того чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, «путается под ногами». Пошли разговоры о том, что Организация в том виде, в котором она была создана, устарела, выполнила свою историческую миссию.

Касаемо России президент заявил о готовности к работе нашей страны к работе по дальнейшему развитию ООН «на основе широкого консенсуса» со всеми партнёрами. Попытки расшатать авторитет и легитимность ООН опасны тем, что способны привести к «обрушению всей архитектуры международных отношений» и, соответственно, утверждению право сильного:

Это будет мир, в котором вместо коллективной работы будет главенствовать эгоизм, мир, в котором будет всё больше диктата и всё меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы, мир, в котором вместо по‑настоящему независимых государств будет множиться число фактических протекторатов, управляемых извне территорий. Ведь что такое государственный суверенитет, о котором здесь уже коллеги говорили? Это прежде всего вопрос свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства.

О значении ООН президент напомнил и в конце своего выступления, сделав экскурс в историю Генеральной Ассамблеи:

Уважаемые дамы и господа, коллеги, 10 января 1946 года в Лондоне начала работу первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Открывая её, председатель подготовительной комиссии сессии, колумбийский дипломат Зулета Анхель, на мой взгляд, очень ёмко сформулировал принципы, на которых должна строить свою деятельность ООН. Это добрая воля, презрение к интригам и хитростям, дух сотрудничества.

Президент подчеркнул, что завет колумбийского дипломата обладает посылом, актуальным в XXI веке:

Сегодня эти слова звучат как напутствие всем нам. Россия верит в громадный потенциал ООН, который должен помочь избежать новой глобальной конфронтации и перейти к стратегии кооперации. Вместе с другими странами будем последовательно работать ради укрепления центральной координирующей роли ООН.

Легитимность власти

Развивая свою мысль о государственном суверенитете, Владимир Путин затронул тему легитимности государственной власти:

В этом же ряду и вопрос о так называемой легитимности государственной власти. Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии. Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем‑то раз и навсегда единственно правильной.

Президент сравнил внешнюю политику СССР с той, которую сейчас проводят США:

Всем нам не стоит забывать опыт прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации. Однако, похоже, никто не учится на чужих ошибках, а только повторяет их. И экспорт теперь уже так называемых «демократических» революций продолжается. Убеждён, действуя вместе, мы сделаем мир стабильным и безопасным, обеспечим условия для развития всех государств и народов.

Ситуация на Ближнем Востоке

Владимир Путин взял Ближний Восток в качестве примера негативных последствий экспорта «демократических» революций:

Конечно, политические, социальные проблемы в этом регионе назревали давно, и люди там, конечно, хотели перемен. Но что получилось на деле? Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса – насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся.

Далее Путин перешел к конкретным примерам нестабильности в регионе, начав со знаменитой (позднее) фразы «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?». То что вопрос риторический было понятно не только по тону, но и по дальнейшим слова президента:

Но, боюсь, этот вопрос повиснет в воздухе, потому что от политики, в основе которой лежит самоуверенность, убеждённость в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались. Уже очевидно, что возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привёл к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знамёнами так называемого «Исламского государства» уже воюют десятки тысяч боевиков. В их числе бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения в Ирак в 2003 году были выброшены на улицу. Поставщиком рекрутов является и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции №1973 Совбеза ООН. А сейчас ряды радикалов пополняют и члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом.

На опасности «Исламского государства» был сделан особый акцент:

Их сначала вооружают, обучают, а потом они переходят на сторону так называемого «Исламского государства». Да и само «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов. Создав плацдарм в Сирии и Ираке, «Исламское государство» активно расширяет экспансию на другие регионы, нацеливается на господство в исламском мире и не только там. Только этими планами явно не ограничивается. Положение дел более чем опасно.

Также была затронута тема беженцев, вынужденных переселяться в страны Европы из-за нестабильной и опасной обстановки в своих странах. Президент выразил надежду, что международное сообщество сможет выработать всеобъемлющую стратегию политической стабилизации и социально-экономического восстановления Ближнего Востока. «Это, по сути, новое великое горькое переселение народов и тяжёлый урок для всех нас, в том числе и для Европы» – подытожил президент, напомним о масштабе миграции в сотни тысяч человек:

Хотел бы подчеркнуть: беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке. Однако кардинально решить эту проблему можно только путём восстановления государственности там, где она была уничтожена, путём укрепления институтов власти там, где они ещё сохранились или воссоздаются, путём оказания всесторонней помощи – военной, экономической, материальной – попавшим в трудное положение странам и, конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест.

Исламский терроризм

Развивая тему с ИГИЛ, Владимир Путин напомнил о неприемлемости финансирования и поддержки террористов:

В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе и за счёт наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей в надежде потом как‑нибудь разобраться с ними, а попросту говоря, ликвидировать.

Президент подчеркнул, что при своей жестокости террористы не являются глупыми и примитивными людьми. «И ещё неизвестно, кто кого использует в своих целях», – подчеркнул президент, напомнив о передаче оружия умеренной оппозицией террористам из ИГИЛ:

Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными. В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты. Тем более что в лагерях «Исламского государства» проходят «обкатку» боевики из многих стран, в том числе из европейских.

Россия и Сирия

Владимир Путин напомнил, что Россия всегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах. «Нельзя допустить, чтобы эти головорезы [террористы], которые уже почувствовали запах крови, потом вернулись к себе домой и там продолжили свое чёрное дело. Мы этого не хотим», – подчеркнул президент, далее обозначив позицию России по сирийскому конфликту:

Сегодня мы оказываем военно-техническую помощь и Ираку, и Сирии, другим странам региона, которые ведут борьбу с террористическими группировками. Считаем огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими властями, правительственной армией, с теми, кто мужественно, лицом к лицу сражается с террором. Надо наконец признать, что кроме правительственных войск Президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется. Мы знаем все проблемы региона, все противоречия, но нужно всё‑таки исходить из реалий.

Также президент прокомментировал обвинения, что для России борьба с терроризмом это предлог для реализации растущих амбиций. «Как будто у тех, кто говорит об этом, нет вообще никаких амбиций», – напомнил президент, далее подчеркнув, что дело не в амбициях, а в положении дел:

Но суть не в амбициях России, уважаемые коллеги, а в том, что терпеть складывающееся в мире положение уже невозможно. В действительности же мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами на основе международного права, объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по‑настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество.

Ситуация на Украине

Владимир Путин напомнил, что обеспечение обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности – ключевая задача международного сообщества во главе с ООН. Россия настаивает на формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасности не для избранных, а для всех. «Да, это сложная, трудная, длительная работа, но альтернативы этому нет», – напомнил президент, далее затронув тему расширения НАТО:

Однако блоковое мышление времён «холодной войны» и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег всё ещё, к сожалению, доминируют. Сначала продолжена линия на расширение НАТО. Спрашивается: ради чего, если Варшавский блок прекратил своё существование, Советский Союз распался? А тем не менее НАТО не только остаётся, она ещё и расширяется, так же как её военные инфраструктуры.

Президент не обошел стороной постсоветское пространство и, в частности, украинский кризис:

Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором: быть им с Западом или с Востоком? Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьёзным геополитическим кризисом. Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге вспыхнула гражданская война.

Президент донес позицию России по Украине – только выполнение Минских соглашений позволит остановить конфликт, застрявший в тупике:

Мы убеждены: остановить кровопролитие, найти выход из тупика можно только при полном добросовестном выполнении Минских соглашений от 12 февраля текущего года. Угрозами, силой оружия целостность Украины не обеспечить. А нужно это сделать. Нужен реальный учёт интересов и прав людей на Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено Минскими договорённостями, ключевых элементов политического устройства государства. В этом залог того, что Украина будет развиваться как цивилизованное государство, как важнейшее связующее звено в строительстве общего пространства безопасности и экономического сотрудничества как в Европе, так и в Евразии.

Санкции

Владимир Путин в своем выступлении затронул также Всемирную торговую организацию (ВТО), а точнее её работу в реалиях современной геополитики:

Ещё недавно казалось, что в экономике, где действуют объективные рыночные законы, мы научимся обходиться без разделительных линий, будем действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил, в том числе принципов ВТО, которые подразумевают свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию. Однако сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход Устава ООН. Они не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке.

Другой симптом растущего экономического эгоизма, по словам президента – создание закрытых экономических объединений[1]. «Переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран», – подчеркнул президент:

Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причём без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства. Обозначенные проблемы затрагивают интересы всех государств, влияют на перспективы всей мировой экономики, поэтому предлагаем обсудить их в формате ООН, ВТО и «Группы двадцати».

Тему с экономикой президент закончил обозначением позиции России:

В противоположность политике эксклюзивности Россия предлагает гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, основанную на универсальных прозрачных принципах международной торговли. В качестве примера приведу наши планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайской инициативой по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути». И по‑прежнему большие перспективы видим в гармонизации интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и Евросоюза.

Глобальное изменение климата

Последней темой выступления в ООН стало глобальное изменение климата:

Дамы и господа, среди проблем, которые затрагивают будущее всего человечества, и такой вызов, как глобальное изменение климата. Мы заинтересованы в результативности климатической конференции ООН, которая состоится в декабре в Париже. В рамках своего национального вклада к 2030 году планируем ограничить выбросы парниковых газов до 70‒75 процентов от уровня 1990 года.

Президент констатировал, что одними квотами на вредные выбросы можно лишь снять остроту проблему, но не решить проблему кардинально. «Нам нужны качественно иные подходы», – подчеркнул президент

Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал. Нам необходимо объединить усилия и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки. Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата. Россия готова выступить одним из организаторов такого форума.

Последующие события

Владимир Путин и Барак Обама на переговорах в Штаб-квартире ООН

В тот же день, 28 сентября, президент Ирана Хасан Роухани, внес предложение по созданию юридически обязывающего международного договора по борьбе с терроризмом. «Мы предлагаем, чтобы борьба с терроризмом была включена в юридически обязывающий международный документ, чтобы ни одна страна не могла использовать терроризм с целью вмешательства в дела других стран», – сказал иранский президент, выступая с трибуны Генассамблеи ООН[6][7].

На следующий день, 29 сентября, Владимир Путин провел двухстороннюю встречу Бараком Обамой, президентом США, впервые с 2013 года. Темой переговоров стали отношения между странами и другие международные вопросы, в том числе ситуация на Украине и Сирии. Сирийской тематике была уделена почти половина времени встречи – «мне бы очень хотелось, чтобы мы объединили как можно больше стран в борьбе с этой угрозой», заявил Путин[8][9].

Через два дня, 30 сентября, Россия начала военную операцию в Сирии – военно-космические силы России начали наносить авиа-удары по позициям террористической группировки «Исламское государство»[10][11]. Всего за первый день операции было произведено 20 боевых вылетов, в ходе которых были полностью уничтожены командные пункты ИГИЛ в горах[12] [13]. В тот же день США отказались от требования немедленной отставки сирийского президента Башара Асада – «нужен плавный переход, управляемый переход, так, чтобы не было опасений по поводу возмездия, потерянных жизней и мести», заявил Джон Кэрри, госсекретарь США.

Оценки

  • Гардинер Харрис и Сомини Сенгупта, колумнисты The New York Post[14][15]:
Президент Обама (помните его?) – воспевал идеалы основателей ООН, которые были заложены 70 лет назад: дипломатия и «международное право» – превыше всего, в то время как мощь и сила якобы утратят свое значение. Путин также обратился к принципам ООН, но и использовал свое выступление, чтобы объявить о создании широкой международной коалиции для борьбы с «Исламским государством» в Ираке и Сирии.
  • Кристина де Киршнер, в 2007-2015 гг. Президент Аргентины[16][17]:
Хочу вас поздравить за ваше очень хорошее выступление в ООН, ваше выступление было отличное, безупречное, оно, наверное (было) не совсем как общепринятое тем правилам, к которым мы привыкли у многих стран, которые говорят одно, делают другое
  • Хун Лэй, представитель МИД КНР[18][19]:
Меры по борьбе с терроризмом могут предприниматься на основе Устава ООН и с учетом уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, и Китай поддерживает действия России в этой сфере
  • Патрик Бьюкенен, экс-руководитель отдела по связям с общественностью в администрации президента США Рональда Рейгана[20]:
В отличие от большинства выступлений в ООН, речь Путина достойна дальнейшего анализа. В ней он не только определяет американское мировоззрение, позволившее породить новый мировой беспорядок, но и выявляет первопричину возникновения второй холодной войны.

Примечания

  1. Как потом пояснил Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России, «речь идет об экономических объединениях и структурах по экономической интеграции, которые обсуждаются, в том числе, между европейскими государствами, североамериканскими государствами. Всем хорошо известно, что сейчас по нескольким направлениям идут переговоры»[1][2]

Ссылки

Основные тезисы выступления

Оценки