Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 24 апреля (7 мая) 1906 г. по 1(15) марта 1917 г. Границы периода обусловлены изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции) и отречением от престола.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейные корабли типа «Евстафий»

Линкоры додредноутного типа (в октябре 1907 г. переклассифицированы из эскадренных броненосцев), строившиеся для усиления практически полностью изолированного в то время из-за режима Черноморских Проливов Черноморского флота. Из-за событий революции 1905—1906 гг. и последовавшего жестокого кризиса строительство сильно затянулось. Всего были построены два корабля:

  • «Евстафий» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в мае 1911 г.[2]
  • «Иоанн Златоуст» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в марте 1911 г.[3]

Линейные корабли типа «Андрей Первозванный»

  • «Андрей Первозванный»
  • «Павел I»

Линейные корабли типа «Севастополь»

Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны
  • «Севастополь»
  • «Петропавловск»
  • «Полтава»
  • «Гангут»

Линейные корабли типа «Императрица Мария»

  • «Императрица Мария»
  • «Император Александр III»
  • «Императрица Екатерина Великая»
4 июля 1913 г. Крейсер «Рюрик» под брейд-вымпелом Николая II на большой скорости следует за линкорами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Крупнейший броненосный крейсер отечественного флота, названный именем геройски погибшего в августе 1904 г. предыдущего броненосного крейсера «Рюрик», спущенного на воду в 1892 г. Строился в Англии - его постройка была частью контракта, предусматривавшего также получение права использования в отечественном судостроении некоторых критически важных патентов фирмы Виккерс. Заложен в 1905 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в эксплуатацию в июле 1909 г. Стоимость проекта составляла 1,5 млн фунтов стерлингов[4], что составляло 14,2 млн рублей в ценах тех лет (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Броненосные крейсера типа «Баян»

  • «Баян»
  • «Адмирал Макаров»
  • «Паллада»

Бронепалубный крейсер «Кагул» (бывший «Очаков») типа «Богатырь»

Железные дороги

1906

Богословская железная дорога

Длина линии 212 верст[5], введена в строй в сентябре 1906 г.[6]

1907

Участок Волковыск — Андреевцы — Седлец

180 км Движение открытов 1906, введен в строй в 1907 г.

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

Железная дорога Татарская - Славгород

Линия длиной 295 верст (315 км) в Южной Сибири. Строилась с 1914 г. акционерным обществом Нехорошева, введена в строй в 1916 г.[7]

1917

Машиностроение

Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg
Новейший по тем временам эллинг Путиловской верфи (пролёт сооружения 76 м), 1914 г.
Путиловская верфь. Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.
Символ качества работ Путиловской верфи — спасательное судно «Комуна» (бывший «Волхов»), пройдя через обе мировых войны, все еще служит в ВМФ России[2]

Путиловская верфь

Крупнейшее машиностроительное предприятие страны — Путиловский завод — еще задолго до этого времени начал заниматься судостроением, в том числе и военным заказам с 1887 г. по 1913 г. было построено 20 мелкиъх и средних кораблей. Однако в связи с обсуждением и принятием Закона о флоте, согласно которому в России должен был возродиться мощный океанский флот, в 1910 г. Общество приобрело огромный земельный участок (80 га с отмелями), непосредственно прилегающий к заводской территории и при эом расположенный удобнее всех прочих судостроительных заводов Санкт-Петербурга. На 54 га была размещена новая верфь, которая, управляясь Обществом, тем не менее была образована как отдельное предприятие 1 ноября 1912 г. По своим размерам и оснащению верфь соответствовала лучшим судостроительным предприятиям того времени. Для сравнения: длина достроечной стенки Путиловской верфи составляла 2400 м, а аналогичный показатель на крупнейших судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга того времени — Балтийском и Адмиратейском заводах составлял всего 400 и 1520 м соответственно.

Фактически работа верфи началась уже в 1913 г., хотя основной эллинг для строительства крупных кораблей, который мог вместить два линкора-сверхдредноута одноверменно, был закончен в 1914 г. Стоимость строительства составила 20 млн рублей ценах тех лет (порядка 26 млрд рублей в ценах 2012 г.).

В настоящий момент предприятие носит название ОАО «Северная верфь».

Техническое перевооружение Путиловского завода

Русско-Балтийский завод (Руссо-Балт)

Фортификационные сооружения

Крепость Владивосток

Реконструкция крепости Новогеоргиевск

Морская крепость Петра Великого

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. На 2013 г. спасательное судно "Комуна" ("Волхов") является старейшим в мире, фактически находящемся на вооружении. В 2010 г. судно оснащено новейшей подводной робототехникой[1]