Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 24 апреля (7 мая) 1906 г. по 1(15) марта 1917 г. Границы периода обусловлены изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции) и отречением от престола.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

В следствие революции 1905 г. в период 1906 по 1910 г в строй вошли только три крупных корабля, два из которых был построены заграницей, а третий — по сути отремонтирован после того, как полностью готовый и проходящий испытания корабль в 1905 г. получил тяжелые повреждения в ходе очередного бунта. В результате построенный в это время флот был лишь бледной тенью могучих эскадр, введенных в строй перед Русско-Японской войной. Только благодаря принятому в 1909 г. Закону о флоте ситуация в судостроении стабилизировалась, и в 1913-1915 гг. и на Балтике, и на Черном море были введены в строй первые отечественные линкоры-дредноуты и лучшие на тот момент в мире эсминцы типа «Новик». Но по-настоящему флот должен был возродиться к концу 1910-х г. с вводом в строй линейных крейсеров (быстроходных линкоров) типа «Измаил», линкора — почти сверхдредноута «Император Николай I» и легких крейсеров типа «Светлана», однако в условиях Первой мировой войны их строительство затянулось, а с началом революции — было заброшено в высоких стадиях готовности. В большинстве случаев — навсегда.

Линкор «Иоанн Златоуст» во главе колонны черноморских линкоров, 1916 г.

Линейные корабли типа «Иоанн Златоуст»

Линкоры додредноутного типа (в октябре 1907 г. переклассифицированы из эскадренных броненосцев), строившиеся для усиления практически полностью изолированного в то время из-за режима Черноморских Проливов Черноморского флота по улучшенному проекту линкора (эскадренного броненосца) «Пантелеймон» («Князь Потемкин-Таврический»). В следствие одновременной закладки кораблей, проект часто называют типом «Евстафий». Из-за событий революции 1905—1906 гг. и последовавшего жестокого кризиса строительство сильно затянулось. Всего были построены два корабля:

  • «Иоанн Златоуст» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в марте 1911 г.[2] Стоимость корабля 13,8 млн рублей в ценах тех лет[3] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Евстафий» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в мае 1911 г.[4] Стоимость корабля 14,1 млн рублей в ценах тех лет[5] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Линейные корабли типа «Андрей Первозванный»

Эскадренные броненосцы, позднее переклассифицированные в линейные корабли строились по сильно переработанному проекту введенных ранее в cтрой эскадренных броненосцев типа «Бородино», отличаясь от последних серьезно усиленной артиллерией среднего калибра. Строительство кораблей сильно затянулось из-за революции 1905—1907 гг. Стоимость каждого из кораблей в начале постройки (без учета последующих многочисленных переделок по опыту войны) оценивалась в 18,65 млн рублей в ценах около 1905 г. (30 млрд рублей в ценах 2012 г.).

  • «Андрей Первозванный» — заложен в апреле 1905 г., спущен на воду в октябре 1906 г., введен в строй в апреле 1912 г.
  • «Император Павел I» — заложен в октябре 1905 г., спущен на воду в августе 1907 г., введен в строй в мае 1912 г. Первый в мире корабль, оснащенный ставшими популярными в то время по всему миру гиперболоидными решетчатыми мачтами конструкции В. Г. Шухова.
Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны

Линейные корабли типа «Севастополь»

Первые дредноуты отечественного флота, которых по фактическим показателям бронирования можно отнести скорее к линейным крейсерам (в противоположность недостроенным из-за революции линейным крейсерам типа «Измаил», которые фактически были линкорами-сверхдредноутами). Все четыре корабля строились одновременно, чтобы, в соответствии с концепцией, изложенной в принятом в то время Законе о флоте, образовать однородное содинение, которое всюду ходило бы только вместе и, за счет одновременного вступления в строй и списания, смогло бы максимальное время находиться в полностью укомплектованном состоянии. Корабли этого типа одними из первых в мире получили самые передовые, по тем временам, технические решения — продольную систему набора корпуса и бортовую броню, на которую передавалась часть нагрузок. Сейчас этот и последующие проекты царских дредноутов часто критикуют за необычную схему расположения артиллерии главного калибра. Однако тут надо сказать, что в случае генерального сражения, на которое и рассчитывались эти корабли, такая схема обеспечивает максимальный угол, в котором может быть задействована вся артиллерия главного калибра, а также отсутствуют возвышенные барбеты, которые весьма тяжелы и увеличивают размеры линкора как цели. При этом гипотетическая опасность прямо с носа или кормы, где данный проект слаб, в условиях большого сражения является именно гипотетической, так как обойти корабли, идущие в составе длинной боевой линии очень непросто. При этом если бы на месте «Севастополей» оказался его заграничные аналоги, то стрелять прямо вперед все равно смогло бы очень немного кораблей на конце линии из очень ограниченного числа орудий. Поэтому, в условиях практического отсутствия ударной отсутствия авиации, когда не нужно было размещать на корабле множество зениток, эта схема являлась вполне логически обоснованной и в бою типа Ютландского вполне могла принести победу. Общая стоимость каждого корабля составляла 37 млн рублей в ценах тех лет (49 млрд рублей в ценах 2012 г.).

  • «Севастополь» — заложен в июне 1909 г., спущен на воду в июне 1911 г., введен в строй в декабре 1914 г.
  • «Полтава» — заложен в июне 1909 г., спущен на воду в июне 1911 г., введен в строй в декабре 1914 г.
  • «Петропавловск» — заложен в июне 1909 г., спущен на воду в августе 1911 г., введен в строй в декабре 1914 г.
  • «Гангут» — заложен в июне 1909 г., спущен на воду в сентябре 1911 г., введен в строй в декабре 1914 г.

На 2013 г. проект остается частично в строю — две башенные установки главного калибра линкора «Полтава» все еще находятся на вооружении ВМФ России в составе законсервированной береговой батареи № 30 в г. Севастополь.

Линейные корабли типа «Императрица Мария»

Первые полноценные линкоры-дредноуты строились на Черном море в связи с известиями о заказе Турцией в Англии двух дредноутов. Известие это было тем более неожиданным, что Турция к тому моменту была в долгах по самую макушку, особенно перед Британской Империей, примерно как Грузия перед США в 2000-х, однако желание «накачать хомячка», видимо, победило, даже несмотря на огромную стоимость этих кораблей. На черноморских линкорах, в отличие от типа «Севастополь», броня была заметно усилена и вполне соответствовала «ликорным» стандартам. Всего по проекту в это время было построено два корабля:

  • «Императрица Мария» — заложен в октябре 1911 г., спущен на воду в октябре 1913 г., вошел в строй в мае 1915 г. Стоимость корабля 27,7 млн рублей в ценах тех лет
  • «Императрица Екатерина Великая» — заложен в октябре 1911 г., спущен на воду в мае 1914 г., вошел в строй в отябре 1915 г. Стоимость корабля 29,8 млн рублей в ценах тех лет

Позднее, уже после Февральской революции, был введен в строй линкор «Воля» (бывший «Император Александр III»), четвертый, строившийся по значительно улучшенному проекту, линкор «Император Николай I» достроен не был.

4 июля 1913 г. Крейсер «Рюрик» под брейд-вымпелом Николая II на большой скорости следует за линкорами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Крупнейший броненосный крейсер отечественного флота, названный именем геройски погибшего в августе 1904 г. предыдущего броненосного крейсера «Рюрик», спущенного на воду в 1892 г. Строился в Англии с использованием отдельных российских комплектующих — его постройка была частью контракта, предусматривавшего также получение права использования в отечественном судостроении некоторых критически важных патентов фирмы Виккерс. Заложен в 1905 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в эксплуатацию в июле 1909 г. Стоимость проекта составляла 1,5 млн фунтов стерлингов[6], что составляло 14,2 млн рублей в ценах тех лет (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров»

Серия броненосных крейсеров, строившихся по слегка доработанному проекту броненосного крейсера «Баян», спущенного на воду в 1900 г. Поскольку ко времени начала строительства родоначальник серии погиб в Порт-Артуре, его именем был назван один из новых крейсеров, причем из-за схожести проекта и эти три крейсера часто относят к типу «Баян». Другие два крейсера были названы в честь также погибших под Порт-Артуром адмирала С. О. Макарова и бронепалубного крейсера «Паллада». Первый из крейсеров строился во Франции (в качестве платы за использование проекта) с российским вооружением и частично оборудованием, остальные два строились на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге.

  • «Адмирал Макаров» — официально заложен в марте 1906 г. (к этому моменту строился уже более года), спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в апреле 1908 г. Стоимость крейсера, с учетом доработки и покупки его проекта, но без дорогостоящего вооружения и прочего российского оборудования, составила 18,45 млн франков, что составляло примерно 6,92 млн рублей в ценах тех лет (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Паллада» — заложен в июне 1906 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в феврале 1911 г. Стоимость крейсера 9,93 млн рублей в ценах тех лет (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Баян» — заложен в августе 1905 г., спущен на воду в августе 1907 г., введен в строй в июле 1911 г. Стоимость крейсера 9,41 млн рублей в ценах тех лет (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Разность стоимости последней пары крейсеров связана с различными условияыми строительства — на заводе был только один большой крытый эллинг с краном, в котором строился «Баян», «Палладу» же пришлось строить на открытом стапеле.

Бронепалубный крейсер «Кагул» (бывший «Очаков») типа «Богатырь»

Последний по времени вступления в строй корабль этого типа (остальные три вошли в строй в 1902—1905 г.). Заложен в августе 1901 г., спущен на воду в сентябре 1902 г., введен в строй весной 1907 г. Существенная задержка ввода корабля в строй объясняется его участием в событиях революциии 1905 г., после чего уже практически готовый корабль пришлось возвращать судостроителям для серьезного ремонта. Первоначальная стоимость строительства корабля составила 7,36 млн рублей, а с учетом устранения последствий революции — не менее 8,54 млн рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Железные дороги

1906

Вологда - Вятка

Богословская железная дорога

Длина линии 212 верст[7], введена в строй в сентябре 1906 г.[8]

1907

Магистраль Бологое-Варшава

Участок Бологое - Полоцк Николаевской ж.д.

Участок Полоцк (Фариново) - Волковыск Полесских железных дорог

Участок Волковыск — Андреевцы — Седлец Привислинских железных дорог

180 км Движение открыто в 1906, введен в строй в 1907 г.

1908

Участок Улуханлу - Джульфа Закавказских железных дорог

1909

Участок Красный Кут — Астрахань Рязанско-Уральской ж.д.

Участок Пермь-Кунгур-Екатеринбург Пермской ж.д.

по другим сведениям введен в строй в 1911 г.

1910

1911

Волго-Бугульминская железная дорога (участок Мелекес - Бугульма)

Группа предпринимателей обратилась за разрешением построить железную дорогу, напрямую соединяющую Сибирск с Уфой от станции Мелекес (ныне Димитровград) Мелекесского подъездного пути до старнции Чишмы Самаро-Златоустовской железной дороги в июне 1906 г. Стоимость дороги общей протяжённостью 462 версты (492,9 км) в то время оценивавалась почти в 24 млн рублей. Фактически же для строительства в 1910 г. были выпущены облигации на 37,95 млн рублей. При этом отдельно выделялись участки Мелекесс-Бугульма и Бугульма-Чишмы. Также в рамках общего проекта строился Императорский мост через Волгу в Симбирске.

1912

Люберцы - Арзамас

1913

Тюмень - Куломзино

Одесса - Черкассы

1914

Бугульма - Чишмы

Оренбург - Орск

Полетаево - Троицк - Кустанай

1915

Новониколаевск - Семипалатинск

Барнаул - Бийск

Армавир - Туапсе

Карши - Китаб

Батайск - Торговая

Прохладная - Мозхдок - Гудермес

Сигнах - Телав

Юрга - Кольчугино

Жлобин - Каменец-Подольский

Коканд - Джалалабад

Полетаево - Золотая Сопка - Кустанай

Крымская - Кущевка

1916

Амурская железная дорога

Железная дорога Татарская - Славгород

Линия длиной 295 верст (315 км) в Южной Сибири. Строилась с 1914 г. акционерным обществом Нехорошева, введена в строй в 1916 г.[9]

Нарва - Псков - Полоцк

Каган - Термез

Бердяуш - Лысьва

Екатеринбург - Тавда

Алапаевск - Богдановичи

Арнсь - Абаил

Троицк - Карталы

Дубовики - Петрозаводск

Аккерман - Лейпцигская - Румынская граница

Крупнейшие мосты

Алексеевский мост через Амур в Хабаровске

Императорский мост через Волгу в Симбирске

Романовский мост через Волгу в под Зеленодольском

Машиностроение

Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg
Новейший по тем временам решетчатый эллинг Путиловской верфи (пролёт сооружения 76 м), 1914 г.
Путиловская верфь. Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.
Символ качества работ Путиловской верфи — спасательное судно «Комуна» (бывший «Волхов»), пройдя через обе мировых войны, все еще служит в ВМФ России[2]

Путиловская верфь

Крупнейшее машиностроительное предприятие страны — Путиловский завод — еще задолго до этого времени начал заниматься судостроением, в том числе и военным заказам с 1887 г. по 1913 г. было построено 20 мелкиъх и средних кораблей. Однако в связи с обсуждением и принятием Закона о флоте, согласно которому в России должен был возродиться мощный океанский флот, в 1910 г. Общество приобрело огромный земельный участок (80 га с отмелями), непосредственно прилегающий к заводской территории и при эом расположенный удобнее всех прочих судостроительных заводов Санкт-Петербурга. На 54 га была размещена новая верфь, которая, управляясь Обществом, тем не менее была образована как отдельное предприятие 1 ноября 1912 г. По своим размерам и оснащению верфь соответствовала лучшим судостроительным предприятиям того времени. Для сравнения: длина достроечной стенки Путиловской верфи составляла 2400 м, а аналогичный показатель на крупнейших судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга того времени — Балтийском и Адмиратейском заводах составлял всего 400 и 1520 м соответственно.

Фактически работа верфи началась уже в 1913 г., хотя основной эллинг для строительства крупных кораблей, который мог вместить два линкора-сверхдредноута одновременно, был закончен в 1914 г. Стоимость строительства составила 20 млн рублей ценах тех лет (порядка 26 млрд рублей в ценах 2012 г.).

В настоящий момент предприятие носит название ОАО «Северная верфь».

Техническое перевооружение Путиловского завода

Русско-Балтийский завод (Руссо-Балт)

Фортификационные сооружения

Крепость Владивосток (коренная реконструкция)

После проигрыша в Русско-Японской войне роль Владивостока, как единственной военно-морской базы на Дальнем Востоке, резко усилилась. В 1906 г. был разработан проект резкого усиления ранее достаточно слабой крепости, которая в результате должна была иметь возможность выдерживать осаду практически любой разумной интенсивности в течение двух лет. При этом ранее построенные в 1899 г. укрепления становились второй (внутренней) линией обороны. В 1906—1909 гг. строительство велось на отпущенный специально для этого проекта кредит в 9,5 млн рублей (14 млрд рублей в ценах 2012 г.), который составлял лишь несколько процентов от требуемой суммы. Строительство резко ускорилось после 1909 г., когда на объекте побывал тогдашний председатель Совета министров и министр финансов граф В. Коковцов. На ближайшие 10 лет на строительство решили выделить 98 млн рублей, 22 из которых (30 млрд рублей в ценах 2012 г.) приходилось на первое трехлетие. К 1914 г. строившаяся с учетом опыта обороны Порт-Артура крепость 1 класса Владивосток стала самой большой и самой неприступной морской крепостью в мире общей площадью 400 кв. км. На примерно 130 укреплениях крепости, оснащенных железобетонными стенами толщиной до 4 м и подземными ходами для перемещения войск, было размещено 1400 орудий. С началом Первой мировой войны темпы строительства, по понятным причинам, упали, достигнув к окончанию рассматриваемого периода практически нулевой отметки. По неподтвержденным данным общая факическая стоимость проекта составила 53 млн рублей (72 млрд рублей в ценах 2012 г.).[10][11]

Реконструкция крепости Новогеоргиевск

Морская крепость Петра Великого

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. На 2013 г. спасательное судно "Комуна" ("Волхов") является старейшим в мире, фактически находящемся на вооружении. В 2010 г. судно оснащено новейшей подводной робототехникой[1]