Агитка:Военный трибунал по разрушительной деятельности В.В.Путина: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 8: Строка 8:
=== Полномочия Президента ===
=== Полномочия Президента ===
{{quote|'''Президент концентрирует в своих руках неограниченные, исключительно важные для управления государством и обществом, полномочия. Исключительные полномочия президента во многом стали определяющими в жизни общества и государства. Поэтому он, как никто другой, несет в полной мере ответственность за судьбу народов России и безопасность нашего Отечества.'''}}
{{quote|'''Президент концентрирует в своих руках неограниченные, исключительно важные для управления государством и обществом, полномочия. Исключительные полномочия президента во многом стали определяющими в жизни общества и государства. Поэтому он, как никто другой, несет в полной мере ответственность за судьбу народов России и безопасность нашего Отечества.'''}}
Полномочия и обязанности президента прописаны в статьях 80-93 [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4 (глава 4)] Конституции России – в тексте обвинительной речи отсылок к этим статьям нет, не говоря уже об их цитировании. Являются ли они неограченными?
Полномочия и обязанности президента прописаны в [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4 статьях 80-93] Конституции России – в агитке эти статьи никак не цитируются. Являются ли перечисленные полномочия неограниченными – разберемся ниже.


'''Утверждение #1''':
'''Утверждение №1:'''
{{quote|'''Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства'''}}
{{quote|'''Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства'''}}
{{quote|'''Статья 80.''' Президент Российской Федерации:<br> 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства<ref name="Статья 80">[http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-80-krf Статья 80 Конституции России с комментариями.]</ref>.}}
{{quote|'''Статья 80.''' Президент Российской Федерации:<br> 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства<ref name="Статья 80">[http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-80-krf Статья 80 Конституции России с комментариями.]</ref>.}}
Строка 18: Строка 18:
Данное право Президента России осуществляется в форме ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства – обращения к Федеральному Собранию с этими посланиями входят в обязанности главы государства [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-84-krf (статья 84)]. В них обычно содержатся главные ориентиры и определяются задачи, стоящие перед государством – при этом в теории конституционного права вопрос о юридической природе посланий главы государства вызывает споры. Они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю главы государства как персонификации государства и воплощения политического единства общества, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти, включая исполнительную и законодательную. Это прежде всего политические акты, но одновременно послания главы государства есть акты [[rwp:Мягкое право|«мягкого права»]] – то есть, не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова, они программируют развитие законодательства и деятельность Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления<ref name="Статья 80"/>.
Данное право Президента России осуществляется в форме ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства – обращения к Федеральному Собранию с этими посланиями входят в обязанности главы государства [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-84-krf (статья 84)]. В них обычно содержатся главные ориентиры и определяются задачи, стоящие перед государством – при этом в теории конституционного права вопрос о юридической природе посланий главы государства вызывает споры. Они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю главы государства как персонификации государства и воплощения политического единства общества, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти, включая исполнительную и законодательную. Это прежде всего политические акты, но одновременно послания главы государства есть акты [[rwp:Мягкое право|«мягкого права»]] – то есть, не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова, они программируют развитие законодательства и деятельность Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления<ref name="Статья 80"/>.


'''Утверждение #2''':
'''Утверждение №2:'''
{{quote|'''Утверждает военную доктрину Российской Федерации'''}}
{{quote|'''Утверждает военную доктрину Российской Федерации'''}}
{{quote|'''Статья 83.''' Президент Российской Федерации:<br> з) утверждает военную доктрину Российской Федерации<ref name="Статья 83">[http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-4/st-83-krf Статья 83 Конституции России с комментариями.]</ref>;}}
{{quote|'''Статья 83.''' Президент Российской Федерации:<br> з) утверждает военную доктрину Российской Федерации<ref name="Статья 83">[http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-4/st-83-krf Статья 83 Конституции России с комментариями.]</ref>;}}
Строка 28: Строка 28:
Содержание правовой основы доктрины четко структурировано и представлено в строгой иерархии – от Конституции до нормативных правовых актов Правительства России<ref>[http://zakoniros.ru/?p=30047 ''Шлык Ю.Ф., Гарниенко С.А.'' Правовые аспекты Военной доктрины Российской Федерации]</ref>. К нормативным правовым актам Президента России относятся его указы и распоряжения – согласно Конституции, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-90-krf (статья 90)]. Это правило проистекает из иерархии нормативно-правовых актов России – в ней указы главы государства стоят после международных актов, Конституции, законов (федеральных конституционных, федеральных, законов субъектов) и относятся к подзаконным актам<ref>[http://прогосзаказ.рф/uploads/2018/06/Иерархия%20НПА%20в%20РФ-927.pdf Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации.]</ref>.
Содержание правовой основы доктрины четко структурировано и представлено в строгой иерархии – от Конституции до нормативных правовых актов Правительства России<ref>[http://zakoniros.ru/?p=30047 ''Шлык Ю.Ф., Гарниенко С.А.'' Правовые аспекты Военной доктрины Российской Федерации]</ref>. К нормативным правовым актам Президента России относятся его указы и распоряжения – согласно Конституции, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-90-krf (статья 90)]. Это правило проистекает из иерархии нормативно-правовых актов России – в ней указы главы государства стоят после международных актов, Конституции, законов (федеральных конституционных, федеральных, законов субъектов) и относятся к подзаконным актам<ref>[http://прогосзаказ.рф/uploads/2018/06/Иерархия%20НПА%20в%20РФ-927.pdf Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации.]</ref>.


'''Утверждение #3''':
'''Утверждение №3:'''
{{quote|'''Формирует российское правительство и руководит его деятельностью'''}}
{{quote|'''Формирует российское правительство и руководит его деятельностью'''}}
{{quote|'''Статья 83.''' Президент Российской Федерации:<br> а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации.<br> д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров<ref name="Статья 83"/>;}}
{{quote|'''Статья 83.''' Президент Российской Федерации:<br> а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации.<br> д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров<ref name="Статья 83"/>;}}


[[Правительство России]] состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров [http://constrf.ru/razdel-1/glava-6/st-110-krf (статья 110)] и все они назначаются Президентом России. Данное право главы государства вытекает из определения им основных направлений внутренней и внешней политики государства [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-80-krf (статья 80)], реализация которой возложена на Правительство [http://constrf.ru/razdel-1/glava-6/st-114-krf (статья 114)]<ref name="Статья 83"/>.
[[Правительство России]] состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров [http://constrf.ru/razdel-1/glava-6/st-110-krf (статья 110)]. Все они назначаются Президентом России – данное право главы государства вытекает из определения им основных направлений внутренней и внешней политики государства [http://constrf.ru/razdel-1/glava-4/st-80-krf (статья 80)], реализация которой возложена на Правительство [http://constrf.ru/razdel-1/glava-6/st-114-krf (статья 114)]<ref name="Статья 83"/>.


Президент может принимать решение об отставке Правительства, в том числе по его желанию [http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-6/st-117-krf (статья 117)]. При этом инициатором отставки Правительства может быть не только президент, но и само правительство, глава правительства и Государственная Дума<ref name="Статья 83"/>.
Президент может принимать решение об отставке Правительства, в том числе по его желанию [http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-6/st-117-krf (статья 117)]. При этом инициатором отставки Правительства может быть не только президент, но и само правительство, глава правительства и Государственная Дума<ref name="Статья 83"/>.
Строка 50: Строка 50:
Полномочие Президента по предложению Председателя Правительства назначать на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров тесно связано с установлением главой государства структуры федеральных органов исполнительной власти – как определил Конституционный Суд [https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-27011999-n/ (постановление №2-П)], структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства в установленный Конституции недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве. Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти – для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти<ref name="Статья 83"/>.
Полномочие Президента по предложению Председателя Правительства назначать на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров тесно связано с установлением главой государства структуры федеральных органов исполнительной власти – как определил Конституционный Суд [https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-27011999-n/ (постановление №2-П)], структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства в установленный Конституции недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве. Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти – для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти<ref name="Статья 83"/>.


'''Утверждение #4''':
'''Утверждение №4:'''
{{quote|'''Имеет огромные полномочия в законотворческой деятельности, обладая правом выдвижения законодательных инициатив, подписания и обнародования законов.'''}}
{{quote|'''Имеет огромные полномочия в законотворческой деятельности, обладая правом выдвижения законодательных инициатив, подписания и обнародования законов.'''}}
{{quote|'''Статья 84.''' Президент Российской Федерации:<br>
{{quote|'''Статья 84.''' Президент Российской Федерации:<br>

Версия от 11:54, 17 июля 2019

Перо1.jpgРедактирую
Эта статья в данный момент активно редактируется. Пожалуйста, во избежание конфликта редактирования не вносите в неё изменений пока установлен данный шаблон.
Видеоверсия трибунала над В.В. Путиным. Состав судейской коллегии:
* Председатель суда — Копышев Е.И.
* 1-ый судья: Усов В.М.
* 2-ой судья: Попович В.А.
* Обвинитель: Илюхин В.И.
* Защитник: Прокопенко Н.М.

Текст стенограммы военного трибунала (далее обвинительная речь) был опубликован 11 февраля 2011 года на официальном сайте Виктора Илюхина, в 1994-2000 гг. председатель Комитета по безопасности Госдумы – именно он и выступил в качестве обвинителя. Как сказано в обвинительной речи, трибунал был проведен по решению Общероссийского офицерского собрания с привлечением множества специалистов:

Группа ученых, юристов, крупных военных специалистов, экспертов из разных областей знаний, проведя глубокий и непредвзятый анализ деятельности В.Путина, пришла к однозначному выводу о совершении им умышленных действий, приведших к резкому ослаблению военной, экономической и иной мощи страны.

1 марта 2011 года Виктор Илюхин отправил запрос в Следственное управление ФСБ с просьбой реализации приговора военного трибунала[2], на следующий день аналогичный запрос поступил Президенту России Дмитрию Медведеву[3]. На первый взгляд кажется, что Илюхин как бывший сотрудник Генпрокуратуры СССР является опытным юристом и, соответственно, текст обвинительной речи будет составлен с опорой на доказательства и не будет содержать непроверенной информации. Так это или нет – разберёмся ниже.

Разбор агитки

Полномочия Президента

Президент концентрирует в своих руках неограниченные, исключительно важные для управления государством и обществом, полномочия. Исключительные полномочия президента во многом стали определяющими в жизни общества и государства. Поэтому он, как никто другой, несет в полной мере ответственность за судьбу народов России и безопасность нашего Отечества.

Полномочия и обязанности президента прописаны в статьях 80-93 Конституции России – в агитке эти статьи никак не цитируются. Являются ли перечисленные полномочия неограниченными – разберемся ниже.

Утверждение №1:

Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
Статья 80. Президент Российской Федерации:
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства[1].

Президент России определяет приоритеты внешнеполитической ориентации государства, а также экономического и социального развития страны и всех органов публичной власти – но такое определение осуществляется не произвольно, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами[1]. Согласно Конституции России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (статья 15), а федеральные законы может принимать лишь Госдума при одобрении Совета Федерации (статья 105).

Данное право Президента России осуществляется в форме ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства – обращения к Федеральному Собранию с этими посланиями входят в обязанности главы государства (статья 84). В них обычно содержатся главные ориентиры и определяются задачи, стоящие перед государством – при этом в теории конституционного права вопрос о юридической природе посланий главы государства вызывает споры. Они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю главы государства как персонификации государства и воплощения политического единства общества, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти, включая исполнительную и законодательную. Это прежде всего политические акты, но одновременно послания главы государства есть акты «мягкого права» – то есть, не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова, они программируют развитие законодательства и деятельность Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления[1].

Утверждение №2:

Утверждает военную доктрину Российской Федерации
Статья 83. Президент Российской Федерации:
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации[2];

Военная доктрина России – совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности. При этом Конституционный Суд в своем постановлении (№10-П) указал, что основные положения военной доктрины Российской Федерации не содержат нормативных предписаний[2].

Правой статус военной доктрины России определятся также теми документами, которые составляют её правовую основу:

3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[4].

Содержание правовой основы доктрины четко структурировано и представлено в строгой иерархии – от Конституции до нормативных правовых актов Правительства России[3]. К нормативным правовым актам Президента России относятся его указы и распоряжения – согласно Конституции, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам (статья 90). Это правило проистекает из иерархии нормативно-правовых актов России – в ней указы главы государства стоят после международных актов, Конституции, законов (федеральных конституционных, федеральных, законов субъектов) и относятся к подзаконным актам[4].

Утверждение №3:

Формирует российское правительство и руководит его деятельностью
Статья 83. Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации.
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров[2];

Правительство России состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров (статья 110). Все они назначаются Президентом России – данное право главы государства вытекает из определения им основных направлений внутренней и внешней политики государства (статья 80), реализация которой возложена на Правительство (статья 114)[2].

Президент может принимать решение об отставке Правительства, в том числе по его желанию (статья 117). При этом инициатором отставки Правительства может быть не только президент, но и само правительство, глава правительства и Государственная Дума[2].

Председатель Правительства – назначается главной государства с согласия Государственной Думы – предложение о кандидатуре главы правительства вносится в Госдуму, которая рассматривает кандидатуру в течении недели[2].

Необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства обусловлена принципиальными положениями Конституции о единстве системы государственной власти, а также о важности согласованного функционирования самостоятельно действующих органов законодательной и исполнительной власти[2].

Конституция делает выбор представляемой Госдуме кандидатуры Председателя Правительства прерогативой Президента России. Конституция, не ограничивая данное право, позволяет Президенту самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры. При этом Конституционный суд установил (постановление №28-П), что из Конституции не вытекает возможность юридических ограничений названных правомочий участников данного процесса[2].

Практика взаимодействия Президента с Госдумой по вопросу назначения Председателя Правительства чрезвычайно разнообразна. Она включает как одобрение предложенной кандидатуры Председателя Правительства при первом же представлении, так и представление одного и того же кандидата трижды, а также применение согласительных процедур после двукратного отклонения кандидата. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства – вне зависимости от того, какой из возможных вариантов представления кандидатов при этом использовался, – обязательным последствием является назначение Президентом Председателя Правительства, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов. Такой конституционно-правовой способ разрешения возникшего между Президентом и Государственной Думой разногласия с использованием механизма свободных выборов соответствует основам конституционного строя России как демократического правового государства[2].

В конце стоит добавить, что именно председатель руководит деятельностью Правительства – по Конституции он является главой Правительства и обладает правом определять основные направления деятельности Правительства и организовывать его работу, причем в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами президента(статья 113). Президент России имеет право по определению определению направлений деятельности и контролю за Правительством[2].

Заместители Председателя и федеральные министры назначаются по предложению Председателя Правительства – тут уже не требуется согласие обоих палат Федерального Собрания. С одной стороны, данная прерогатива Президента России позволяет ему осуществлять общее руководство деятельностью Правительства и исполнительной власти в целом, а с другой стороны дает членам Правительства определенную самостоятельность по отношению к главе правительства[2].

Полномочие Президента по предложению Председателя Правительства назначать на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров тесно связано с установлением главой государства структуры федеральных органов исполнительной власти – как определил Конституционный Суд (постановление №2-П), структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства в установленный Конституции недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве. Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти – для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти[2].

Утверждение №4:

Имеет огромные полномочия в законотворческой деятельности, обладая правом выдвижения законодательных инициатив, подписания и обнародования законов.
Статья 84. Президент Российской Федерации:

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы[5];

Право законодательной инициативы не прерогатива Президента России – по Конституции им также обладают[6]: Совет Федерации, члены Совета Федерации, члены Госдумы, Правительство и законодательные (представительные) органы субъектов России, а также Конституционный и Верховный Суд (статья 104)[5].

Право подписания и обнародования законов дано Президенту России как обязанность завершить законодательный процесс и, соответственно, придать закону обязательную силу. Конституция России устанавливает, что принятый Госдумой федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России, который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт, либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (статья 107). Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (статья 107)[5].

Право вето у Президента России носит не абсолютный, а отлагательный характер. Например, согласно Конституции оно не распространяется на федеральные конституционные законы (статья 108). Конституционный Суд определил (постановление №2-П), что право вето не распространяется также и на законы о внесении поправок в Конституцию России, вступивших в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации[5].

Утверждение №5:

неограниченные, исключительно важные для управления государством и обществом, полномочия

Как выяснилось из выше сказанного, ни одно из полномочий Президента России, перечисленных в обвинительной речи, не является неограниченным. Как гласит Конституция, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1), в котором власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную при самостоятельности органов власти каждой из ветвей (статья 10).

Те исключительные полномочия, которыми обладает Президент России предоставлены ему Конституцией для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти – это необходимо чтобы все органы государственной власти выполняли свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции[7].

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания – требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных[7].

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя своё право законодательной инициативы. Он также издаёт указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав. Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам[7].

Нереализованные задачи

При этом мы исходим из того, что многие тягчайшие последствия его правления вполне очевидны и не требуют доказывания. Очевиден и процесс постепенного, разложения России под прикрытием невыполненных обещаний об увеличении Валового внутреннего продукта в два раза к декабрю 2010 года, рассуждений о программах 20-20, о якобы решенных военных вопросах, о проблемах демографии и т.д.

Риторика стороны обвинения о невыполненных обещаниях и отсутствия решения проблем является примером аппеляции к очевидности – отсутствует как конкретная информация о степении выполнения государственных задач (например, об итогах реализации Стратегии 2020)[8], так и отсылки к выдвижению обещаний (например, на выступления Путина), но при этом присутствуют слова вроде «вполне очевидны» и «не требуют доказывания».

Немного конкретики обвинительная речь содержит в части про ВВП – говориться о конкретных сроках. Задача удвоить ВВП была поставлена в послании Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года:

За десятилетие мы должны, как минимум, удвоить валовой внутренний продукт страны
Удвоение ВВП — это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам здесь нужно сделать, что нам здесь понадобится, — это, опять же, консолидация политических сил, всего общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно стратегической, важнейшей исторической задачи для России[5].

Иными словами ставилась задача удвоить ВВП к маю 2013, а не декабрю 2010 года. Судя по динамике роста ВВП Россия справилась с этой задачей – номинальный ВВП ($0,43 трлн в 2003 году) был удвоен за три года, ВВП по ППС ($1,338 трлн) за 7 лет.

С другой стороны, задача об удвоении ВВП к 2010 году действильно озвучивалась – в послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года:

И мы вполне способны за десять лет увеличить наш экономический потенциал в два раза, как говорили еще в прошлом году; способны, если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне первого квартала текущего года. Более того, при сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за десять лет, а уже к 2010 году[6].

То есть Путин говорил об удвоении не ВВП, а ВВП на душу населения, причем это была не постановка задачи, а прогноз. Здесь Россия также справилась, ибо номинальный ВВП на душу населения был увеличен в 2,5 раза (с 4,023 до 10,075 тыс.$), а ВВП (по ППС) в 1,99 раз (с 10,319 до 20,499 тыс.$). В той же речи Путин констатировал, что в 2003 году темпы роста нашей экономики составили 7,3 процента, а в первые четыре месяца 2004 года 8 процентов[7], а также рассказав про прочие достижения за 2000-2004 гг. вроде повышения в 1,5 раза реальных доходов населения и сокращения на 1/3 числа людей за чертой бедности.

Разрушение экономики

Наша страна в исторически короткие сроки оказалась отброшенной за границы цивилизованного развития 21-го века. В период вероломного изменения государственного строя в России и проведения в последующем либеральных реформ сектор реальной экономики России подвергся мощным разрушительным воздействиям. Утрачены, прежде всего, могучая индустрия, крупное механизированное сельское хозяйство, всесторонне развитая инфраструктура. Уничтожена надежная система подготовки высококвалифицированных кадров.
Россия фактически перестала быть независимой промышленной державой, у которой сейчас нет конкурентоспособного машино- и станкостроения, радиоэлектроники, самолетостроения и автомобильной отрасли. Страна потребляет более половины зарубежного продовольствия и не может обуть и одеть своих граждан.

Основная статья: Миф:Путин ничего не сделал для России

Для начала несколько графиков:

Теперь по поводу развития:

С учётом развития всех перечисленных отраслей говорить о деградации образования не приходится, хотя бы по причине нужды развивающихся отраслей в образованных кадрах.

Ослабление обороноспособности

Мы исходим из того, что все деяния, приведшие к существенному ослаблению обороноспособности страны, В.Путиным совершены осознано. Между его действиями и наступившими последствиями есть прямая связь. Мы также осознаем, что развал вооруженных сил страны начал Б.Ельцин, однако В.Путин не только не воспротивился, а усилил его.

Основная статья: Мифы о российской армии

Основной причиной развала армии в 1990-е годы действительно была некомпетентность властей — так, например, некомпетентность П.С. Грачёва[8], в 1992-1996 гг. министр обороны РФ, привела к поражению в Первой Чеченской войне. При этом стоит учитывать и другие значимые факторы:

  • Режим Ельцина продолжал политику «оборонительной достаточности» М. С. Горбачева, которая основывалась на одностороннем сокращении вооружений и военных сил СССР как за рубежом, так и на своей территории. Объективной предпосылкой к этому служил политический и экономический кризис в 1990-е годы, а также сохранение антивоенных настроений времен Перестройки.
  • Внешняя политика основывалась на линии «У России нет внешних врагов» — по ней бывшие враги из НАТО считались чуть ли не союзниками, из-за чего Россия спокойно воспринимала процесс расширения НАТО в сторону своих границ.
  • Из-за бедственного экономического положения и антивоенных установок государство обеспечить военным достойную оплату и условия службы

Вместе с тем, в 90-е годы Россия играла роль миротворца на постсоветском пространстве, раздираемом этническими конфликтами — именно тогда появились её миротворческие миссии в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, а также налажена охрана границы Таджикистана с Афганистаном. Конец 90-х ознаменовался изменением ситуации — Ичкерия из-за своей нестабильности превращалась в угрозу для безопасности Северного Кавказа, а марш-бросок на Приштину едва не превратил противостояние России и НАТО в Косово в прямой военный конфликт.

По версии обвинения Путин продолжил дело Ельцина по развалу армии — на самом деле это не так, ибо модернизация вооруженных сил России началась в 2000-е годы. В 2008 году была запущена масштабная реформа вооруженных сил России сроком до 2020 года, осуществленная в несколько этапов — 2008—2011, 2012-2013, 2014-2015, 2016 и 2017. Процесс модернизации армии России идет и в настоящее время.

Также при Путине отказались от линии «У России нет внешних врагов» — данный лозунг перешел в арсенал пропаганды несистемной оппозиции, особенно либеральной ее части — так, например, подобном духе в 2009 году высказался оппозиционный журналист Леонид Радзиховский:

Под словом «враги» я понимаю следующее, и, исходя из этого только и сформулировал свой тезис: в настоящее время нет в мире ни одной страны, которая бы планировала вооруженное нападение на Россию, и нет страны, про которую мы могли бы сказать в обозримом будущем, что она планирует подобную акцию. Равно как нет и такой комбинации стран — то есть, НАТО — эта комбинация стран, — тоже не входит в число тех институтов, которые планировали бы реально или потенциально военное нападение на Россию — только это я понимаю под словом «враги»[9]

Несистемная оппозиция — основной распространитель мифов о ненужности модернизации армии и отсутствии врагов у России. Но из-за разницы идеологий оппозиционная риторика не встречает поддержки у Путина и его сторонников, особенно если в ней присутствует откровенная русофобия и продвижение интересов Запада.

Закон о неприкосновенности экс-президента

Будучи президентом страны 30 августа 2000 года он, подтверждая свою приверженность ельцинскому курсу, внес в Государственную Думу законопроект «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи», который депутатами-единороссами был «протащен» с горячим одобрением. Они тогда еще не совсем осознавали, что через десяток лет такие же документы о гарантиях глав субъектов Федерации будут приниматься и в регионах.
Таким образом В.Путин с послушным ему парламентом выдал самому себе индульгенцию на совершение преступлений, их полную безнаказанность и безответственность при исполнении обязанностей главы государства. И это произошло после того, как 14 сентября 2000 года[9] Россия подписала Римский статут Международного уголовного суда, в котором есть и такое требование – « …должностное положение как главы государства...ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно настоящему статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора». Из этого положения международного права, имеющего приоритет над национальным законодательством, мы и будем исходить.

Утверждение №1:

внес в Государственную Думу законопроект «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи», который депутатами-единороссами был «протащен» с горячим одобрением

Стоит начать с того, что Единая Россия возникла лишь в декабре 2001 года, тогда как закон «О гарантиях Президента Российской Федерации...» (№12-ФЗ) был принят 12 февраля того же года. Учредительный съезд партии состоялся 1 декабря 2001 года – делегаты III съезда общероссийской общественной организации «Союз "Единство и Отечество"» единогласно приняли решение о преобразовании данного союза во всероссийскую партию «Единство и Отечество» (Единая Россия)[10].

Голосование о принятии законопроекта в третьем чтении прошло 25 января 2001 года – в нем приняли участие 410 депутатов Госдумы (при кворуме в 226 человек), из которых 279 депутатов проголосовали «За». Законопроект был «протащен» следующими фракциями[10]:

Фракция Число голосов «За» Процент от численности
проголосовавших «За»
Политическая
ориентация фракции
«Единство» 80 28,67 Центристы
«Отечество - Вся Россия» 39 14,29 Центристы
«Народный депутат» 55 19,71 Центристы
«Регионы России» 31 11,11 Центристы
«Союз правых сил» 32 11,47 Правые
«Яблоко» 15 5,38 Демократы
«ЛДПР» 14 5,02 Патриоты
Депутаты, не входящие во фракции 11 3,94
Всего 279 100

Фракции «Единство» и «Отечество - Вся Россия» были предшественниками «Единой России» и имели меньшинство в Госдуме – 124 депутата на двоих (27,56%)[11]. Из проголосовавших «За» они составили меньше половины – 42,96 процентов голосов. Каким образом эти партии были связаны с Владимиром Путиным в обвинительной речи никак не объясняется.

Утверждение №2:

В.Путин с послушным ему парламентом выдал самому себе индульгенцию на совершение преступлений, их полную безнаказанность и безответственность при исполнении обязанностей главы государства.

Данный вывод был сделан из следующего положения закона:

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации[11].

Говоря о данном законе как об индульгенции, обвинение опускает 2-ой пункт той же статьи:

2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления[12].

Проще говоря, данное положение применили бы против Бориса Ельцина, если бы удалось доказать, что он совершил тяжкое преступление на посту президента. Такая попытка была предпринята еще до принятия закона – 15 мая 1999 года в Госдуме прошло голосование по импичменту. Всего было выдвинуто пять пунктов обвинения – один из них касался развала СССР, что по уголовному кодексу (статья 275) было классифицировано как государственная измена[12]. Но голосование в Госдуме не набрало нужных 300 голосов (2/3 от состава Думы) ни по одному пункту обвинения[13] — из-за этого вопрос об импичменте не был отправлен на голосование в Совет Федерации, как того требует Конституция (статья 93).

Утверждение №3

И это произошло после того, как 14 сентября 2000 года[9] Россия подписала Римский статут Международного уголовного суда

Обвинение настаивает на том, что принятие закона №12-ФЗ нарушает Римский Статут и, соответственно, положение Конституции о приоритете норм международного права над национальным законодательством (статья 15).

Римский статут, принятый 17 июля 1998 года, не вступил в силу сразу после принятия – для этого требовалось его ратификация 60 государствами:

Статья 126. Вступление в силу.

1. Настоящий Статут вступает в силу в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует, принимает, утверждает Статут или присоединяется к нему после сдачи на хранение 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении, Статут вступает в силу в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи таким государством своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении.

Римский Статут вступил в силу 1 июля 2002 года[13] — именно в этот день он вступил в силу для тех, кто его ратифицировал до июля 2002 года. Россия к ним не относится, ибо лишь подписала документ, но не ратифицировала его, причем в 2016 году Россия отправила официальное уведомление о нежелании ратифицировать Римский Статут[14].

Даже если бы Россия ратифицировала Римский Статут, то противоречия между ним и законом №12-ФЗ не возникло бы – между принятием закона и вступлением Римского статута в силу прошло 4,5 месяца, а Римский Статут не имеет обратной силы:

Статья 11. Юрисдикция ratione temporis[14]
1. Суд обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу настоящего Статута.

В заключение стоит ответить на вопрос – а есть ли вообще противоречие между законом №12-ФЗ и Римским Статутом? По версии обвинения противоречие есть – в обоснование своей позиции обвинение частично цитирует статью 27 Римского Статута:

Статья 27. Недопустимость ссылки на должностное положение.
1. Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение как главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно настоящему Статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора

В статье говориться о действующих должностных лицах, а Ельцин уже не был должностным лицом на тот момент – 31 декабря 1999 года он подписал указ об отставке(№1761), а 4 апреля 2000 года получил пенсионное удостоверение[15]. После отставки Ельцин не занимал никаких государственных должностей – в ноябре 2000 года основал Фонд Ельцина, сосредоточеный на неполитической деятельности[15].

Недофинансирование обороны

умышленного ослабления обороноспособности российского государства из-за ее существенного недофинансирования

Как выяснилось ранее уже в конце 2000-х годов была запущена масштабная реформа Вооруженных Сил России. При этом еще до её запуска расходы на оборону возросли в 4 раза – за 2000-2007 гг. расходы на оборону увеличились с 209,4 до 839,1 млрд рублей. Всего же за период 2000-2010 гг. объём финансирования обороны вырос в 6,15 раз – с 209,4 до 1288,7 млрд рублей.

В приведённой ниже таблице видна динамика увеличения финансирования армии в 1998—2015 гг.:

Год Расходы на национальную оборону (млрд рублей)
Утверждённый бюджет Фактическое исполнение
1998[16] 81,8 65,1
1999 93,7 115,6
2000 209,4 191,7
2001 214,7 247,7
2002[17] 284,2 295,3
2003[18] 354,9 355,7
2004[19] 427,4 430,0
2005 578,4 581,1
2006 686,1 681,8
2007[20] 839,1 831,9
2008[21] 1044,2 1040,9
2009 1203,7 1188,2
2010[22] 1288,7 1276,5
2011[23] 1524,4 1516,0
2012[24] 1832,2 1812,4
2013[25] 2111,7 2103,6
2014[26] 2481,3 2479,1
2015[27] 3187,8 3181,4

Расцвет коррупции

Обвинение считает необходимым особо подчеркнуть, что именно при путинском правлении коррупция, казнокрадство достигли неимоверных размеров, существенно ослабив оборону страны. Ни кто-нибудь, а В.Путин, будучи президентом, в 2003 году внес в Государственную Думу поправку в Уголовный кодекс об изъятии такого эффективного средства воздействия на опасных преступников, как конфискация имущества. Шаг сделан явно в интересах криминальных элементов, организованной преступности. Поправка была принята единоросовским большинством в Федеральном Собрании. И только лишь под давлением международного сообщества «конфискация» в 2006 году была возвращена в Уголовный кодекс РФ. Поступок В.Путина дал возможность еще раз оценить его сущность, как человека мало нравственного и корыстного, защищающего интересы олигархического капитала. И если сегодня появились утверждения о нем, как о самом богатом человеке, сколотившем огромное состояние неправедным путем, то они вписываются в логику его поведения. В.Путин, находясь на вершине государственной власти никогда не принимал радикальных мер по противодействию коррупции и организованной преступности.

Утверждение №1:

В.Путин, будучи президентом, в 2003 году внес в Государственную Думу поправку в Уголовный кодекс об изъятии такого эффективного средства воздействия на опасных преступников, как конфискация имущества...Поправка была принята единоросовским большинством в Федеральном Собрании.

Для начала стоит разобраться что в данном пункте обвинительной речи является правдивой информации. Под поправкой 2003 года имеется ввиду закон об внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс (№162-ФЗ) – в частности, была исключена статья «Конфискация имущества»[28]:

Статья 52. Конфискация имущества.

1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
2. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Под поправкой 2006 года имеется ввиду закон (№153-ФЗ), который ввёл в Уголовный Кодекс главу «Конфискация имущества» (статьи 104,1-104,3) – эти статьи присутствуют и в нынешней редакции УК РФ. Какое международное давление заставило Россию вернуть «конфискацию» обвинение умалчивает.

Единая Россия действительно получила большинство (67,56 %) в Госдуме после выборов 2003 года. Но по Конституции РФ (статья 105) закон не может быть принят без одобрения Совета Федерации — верхней палаты Парламента РФ. Её комплектование основывается не на партийном принципе, а на принципе набора 2 представителей от каждого субъекта России — одного от законодательного, другого от исполнительного органов власти субъекта.

Утверждение №2:

В.Путин, находясь на вершине государственной власти никогда не принимал радикальных мер по противодействию коррупции и организованной преступности.

При прочтении данного пункта обвинительно речи целиком создается впечатления как будто вообще никакой борьбы с коррупцией не было – благо эпитов вроде «казнокрадство достигли неимоверных размеров» или «человека мало нравственного и корыстного» достаточно.

Вопрос о радикальных антикоррупционных мерах (далее РАМ) заслуживает внимания, так как он поднимает немало вопросов:

  • Что такое РАМ в контексте демократическом правовом государстве? Повествование об опыте борьбы с коррупцией в тех же США или Евросоюзе был бы очень полезен в данном докладе.
  • Почему не рассказано о коррупционной ситуации в начале 2000-х годов и её развитии в динамике? Такой же просчёт допустил Немцов в своем докладе «Путин. Итоги. 10 лет».
  • Почему не учтены принятые при Путине антикоррупционные законы, а также активная борьба с коррупцией, которую можно отслеживать не только в СМИ, но и через сайты официальных ведомств, в частности МВД.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Статья 80 Конституции России с комментариями.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Статья 83 Конституции России с комментариями.
  3. Шлык Ю.Ф., Гарниенко С.А. Правовые аспекты Военной доктрины Российской Федерации
  4. Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Статья 84 Конституции России с комментариями.
  6. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104).
  7. 7,0 7,1 7,2 Защита прав и свобод человека и гражданина (Сайт Президента России)
  8. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года был подготовлен после заседания трибунала – в декабре 2011 года.
  9. 9,0 9,1 На самом деле 13 сентября 2000 года[1].
  10. Справка о результатах голосования по вопросу: ФЗ «О гарантиях Президенту РФ...» 3 чтение
  11. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (18 января 2000 года – 11 декабря 2003 года).
  12. Заключение спецкомиссии Государственной Думы по отрешению от должности Президента Российской Федерации Б. Ельцина
  13. Сведения о результатах голосования депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ по вопросу о выдвижении обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности
  14. «Ratione Temporis» (обстоятельство времени) — правовой принцип, по которому закон/соглашение не имеет обратной силы, то есть нельзя привлечь к отвественности за действия, запрещенные по этому закону/соглашению, но совершенные до вступления закона/соглашения в силу
  15. Стр. 146 || Колтон Т. Ельцин.
  16. Исполнение федерального бюджета в 1998—2001 годах.
  17. Исполнение федерального бюджета в 2002 году.
  18. Исполнение федерального бюджета в 2003 году.
  19. Исполнение федерального бюджета в 2004—2007 годах.
  20. На Едином портале бюджетной системы РФ доступна хорошая инфографика с данными за 2007—2015 гг.
  21. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2008—2009 годах.
  22. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2010 году.
  23. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2011 году.
  24. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2012 году.
  25. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2013 году.
  26. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2014 году.
  27. Исполнение расходной части федерального бюджета в 2015 году.
  28. Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 7 июля 2003 года)

Ссылки