Агитка:90 процентов населения живёт в домах, построенных до Путина

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Агитка была написана в январе 2013 года в комментариях[1] к блогу Шендеровича на сайте «Эха Москвы».

Разбор агитки

Часть первая: «до Путина»

Жилой фонд

90% населения живет в домах, построенных до Путина.
Ввод жилья в РФ и РСФСР, 1979—2014 гг.
Строительная активность в России, 1960—2014 гг.

Основная статья: Жилье в России

Это не так. Уже в 2010 году Россия достигла показателя 22,4 м² общей площади жилых помещений на душу населения[2]. Это на 17 % превосходит показатель 2000 года, но и практически соответствует целевому индикатору реализации одного из приоритетных национальных проектов «Жилье» — 22,5 м² к концу 2010 года.

Россия догнала СССР по темпам жилищного строительства[3] и даже с учетом снесённого жилья можно констатировать, что в построенном при Путине жилье живут не менее 20 % россиян. Дома новой типовой застройки[1] возводятся не только в Москве, но в ряде других крупных городов, например, в Хабаровске и Барнауле.

В 2014 году Россия ввела рекордный за всю свою историю объем жилья — 81 млн м², что на 15 % выше уровня 2013 года и рекорда РСФСР 1987 года[4]. К 2020 году планируется повысить данный показатель до 140 млн м² в год, то есть почти в два раза.

Разумеется, было бы неплохо все население переселить в «путинки», но в этом нет острой нужды — ввиду долгого (125 лет) срока службы каменных и панельных домов[5], и соответственно он не истек даже у сталинских домов и тем более у хрущевских, брежневских и горбачевских.

Дорожное строительство

Все нынешние автострады, автомагистрали, железные дороги, построены до Путина. При Путине в России строится меньше железных дорог, чем при Александре II.

Очевидная ложь. Навскидку из масштабных дорог вспоминается, например, петербургский КАД. Важно также понимать, что ряд магистралей, которые упоминались в советских справочниках, фактически были малопроезжими грунтовыми дорогами. К таковым относится, например, трасса Чита-Хабаровск, ставшая магистралью именно при Путине.

Что касается железных дорог, то, скорее всего, автор прав. Так как сейчас железнодорожный транспорт даже в России переживает не лучшие времена, а во времена Александра II Россия переживала железнодорожный бум, и в некоторые годы в строй вводилось до 2 тыс. км ж/д путей в год.

Стоит также учитывать разницу ж/д полотна во времена Александра II и в настоящее время. Во второй половине XIX века укладка ж/д полотна производилась чуть ли не на голую землю, допустимая нагрузка на пути не могла быть выше 9-11 тонн (на второстепенных дорогах еще ниже), а допустимые скорости для поездов не могли превышать 30 км/ч (товарные) и 70 км/ч (курьерские) — и все это при отсутствии таких современных ж/д управления, как автоблокировка, электрификации и электрической централизации.

В период Индустриализации появились крупнотоннажные вагоны, что вынудило заново переделывать все тысячи километров ж/д путей, построенных до революции. В итоге выросла допустимая нагрузка на пути (сначала до 18-20, позднее до 23 тонн), поезда стали ходить быстрее, и началась электрификация ж/д. Следующая коренная перестройка ж/д путей произошла при Брежневе. Почти все магистрали стали двухпутными, многие сложные по плану и профилю участки были спрямлены, почти все инженерные сооружения капитально отремонтированы и заменены. Электрификация стала массовой. Появились автоматические системы сигнализации, централизованного управления, системы безопасности. В итоге нагрузка на ось возросла до 25 т, а типичные скорости движения пассажирских поездов превысили 100 км/ч. Да и грузовые не сильно отставали 70-80 км/ч стало нормой.

При Путине на железных дорогах активно внедряется бесстыковый путь, совершенствуются средства сигнализации и связи, модернизируются грузовые станции, строятся новые здания вокзалов. В итоге современные железные дороги могут пропускать поезда с осевой нагрузкой до 33 тонн, а скорости большинства пассажирских поездов превышают 125 км/ч. Хотя на карте времен Александра II, Сталина, Брежнева, а потом и Путина эти участки показаны одинаково, по сути, это совершенно разные дороги.

Промышленные предприятия

Все современные заводы — автозаводы (отвёрточная сборка не в счет), станкостроительные, машиностроительные, моторостроительные, тракторные, комбайновые и прочие, построены до Путина.

Все авиационные заводы, заводы по производству космической техники, судостроительные заводы и верфи, построены до Путина.
Все заводы по производству оружия — стрелкового, артиллерийского, ракетного, танков, боеприпасов, подводных лодок и боевых кораблей — построены до Путина.

Все крупнейшие металлургические заводы и комбинаты построены до Путина..

Основная статья: Миф:В России ничего не строится

Очевидно, что автор не вылезает из псевдолиберальных СМИ и считает, что что-либо неописанное в них не существует, а поэтому понятия не имеет о почти всех крупных проектах России. Для примера проведем обзор открытых предприятий за октябрь 2012 года[6] и вот некоторые из них:

  • Производство ориентированно-стружечной плиты в Кирове, инвестиции — 1,8 млрд рублей;
  • Тверская область, завод по производству авиационных комплектующих. Инвестиции — 0,5 млрд рублей;
  • Подмосковье, крупнейший в Европе завод по производству газобетона. Инвестиции — 35 млн евро.
  • Завод по производству кристаллов и медицинской техники, расширение НПО «Сатурн» (газотурбинные двигатели);
  • Мобильный комплекс по производству эмульсионных взрывчатых веществ мощностью до 50 тысяч тонн в год;
  • Линия по производству телевизионных приставок;
  • Новый цех на заводе мехатронных изделий.

И это лишь малая толика открытого за один месяц из всех лет, начиная с 2000 года.

Кстати, если за автопром считать только производство комплектующих деталей, то в таком случае Япония вообще не имеет этой отрасли — японские автозаводы занимаются «отверточной сборкой» из комплектухи, поставляемых в Японию сторонними поставщиками. Также не существует английского, китайского и половины итальянского автопрома. И все это является обыденным делом в условиях капиталистической экономической системы и разительно отличается от советской системы, при которой каждый автозавод имел полный набор собственных смежников. Такая система для нашей страны была вынужденной и в итоге привела к дремучему отставанию нашего «классического» автопрома, так как ни у одного автомобильного производителя в мире просто не хватит ни финансовых ни инженерных возможностей организовать собственную разработку таких сложнейших и высокотехнологичных узлов, как, например, топливная аппаратура современных дизелей, системы курсовой устойчивости, автоматические коробки передач.

В рыночной экономике, как уже говорилось, все совершенно иначе. Например, Bosch является поставщиком топливной аппаратуры для 1/3 всех выпускаемых в мире автомобилей. Причем это объясняется ее широкой унификацией и миллионными тиражами, которые позволяют снизить цены на эти сложнейшие изделия до приемлимого уровня даже для автомобилей экономи-класса, в том числе и для наших «Лад», УАЗов, КамАЗов. Другой пример: для почти всех автомобильных кампаний определенные детали делают лишь ряд стран, как-то:

Касаемо металлургии автор также неправ. Во-первых, такие предприятия при Путине строились. Навскидку можно вспомнить следующие:

Во-вторых, делается ставка на интенсивное развитие промышленности, то есть на модернизацию советских производств. Поясним на примере производства алюминия — в 2008 года КрАЗ произвел миллион тонн металла, что является рекордным показателем за все время с его основания в 1964 году. Ставку на модернизацию уже существующих мощностей делают даже страны Запада и данный подход обосновывается следующими причинами:

  • Зависимость от инфраструктуры. Любой металлургический завод всегда привязан к трем основным составляющим инфраструктуры: месторождение руд, энергообеспечение и ж/д сообщение. Постройка нового завода неизбежно потребует наличия или реконструкции всей инфраструктуры — и это отчетливо видно на примере Кузнецкого металлургического комбината. В 1950—1960-х гг. он оказался территориально зажат между городом и горной системой, что вынудило отказаться от его расширения и просто построить другое предприятие — Западно-Сибирский металлургический комбинат. А для этого пришлось проложить почти 150 км новых ж/д путей, построить Томь-Усинский ж/д туннель, авто- и ж/д мосты и два новых городских района (Заводской и Новоильинский) — иными словами потратить колоссальные средства.
  • Относительно свободная компоновка. Металлургические комбинаты имеют не очень плотную компоновку, что упрощает их реконструкцию путем строительства новых и сноса старых цехов. Тот же Магнитогорский металлургический комбинат, построенный еще в 1920-е годы к настоящему времени утратил свой первоначальный визуальный облик и техническое оснащение.
  • Микромизация производства. Микромизация — процесс повышения производительности труда, вследствие которого сокращается занимаемая площадь[2]. То есть, реконструкция старого предприятия обходится дешевле строительства нового и сопутствующей ему инфраструктуры.

Воздушный транспорт

Все современные аэропорты и аэродромы построены до Путина.

Явная чушь. Навскидку вспоминаются следующие:

Вообще, ситуация такая же как с промышленными предприятиями — строить новые (в районах крупных городов) невозможно ввиду отсутствия места и дешевле модернизировать существующие.

Добывающая промышленность

Все современные рудники, шахты, угольные разрезы, построены до Путина.

Навскидку можно вспомнить:

  • Рудник на Амуре (2008), в который инвестировано 4,1 млрд рублей.
  • Шахта на Кузбассе (2005)[7].
  • Угольный разрез в Кемеровской области (2012)[8].
  • Месторождения угля в Тыве (Межегейское) и Якутии (Эльгинское).

И данный список далеко не полный.

Месторождения

Все крупнейшие месторождения полезных ископаемых найдены до Путина.

Тут крыть нечем — еще в 1950—1960-х гг. были найдены все наши крупнейшие месторождения.

Тем не менее, работы по поиску новых месторождений идут всё время благодаря развитию технологий и освоению необъятных просторов нашей страны. Например, в 2012 году было найдено месторождение[9], что увеличило запасы нефти на 681 млн тонн, а газа на 816 млрд м3[10].

Электростанции

Все современные электростанции: тепловые, гидро, атомные — построены до Путина.

Навскидку можно вспомнить:

Нужно отметить, что определенная часть работ по строительству данных объектов была начата до 2000 года — объекты такого размера строятся обычно дольше 10 лет. Однако основной объём строительства был выполнен уже при Путине.

Водохранилища

Все основные водохранилища построены до Путина.

В 2012 году было построено Богучанское водохранилище, которое по площади (2326 км²), объему (58,2 км³) и глубине (max=75 м) входит в список крупнейших водохранилищ России — наравне с такими советскими гигантами как Усть-Илимское, Рыбинское, Куйбышевское и Волгоградское и т. д.

Стоит отметить, что на территории РФ до 2012 года водохранилища не строились аж с 1981 года. Если уж автор недоволен, что много водохранилищ построено до Путина, то почему бы ему не объяснить, почему водохранилища на территории тогдашней РСФСР не продолжили строить при относительно стабильной экономике начала 80-х гг. Кстати, в том же Казахстане ситуация еще хлеще — при засушливом климате этой страны водохранилища там прекратили строить еще в 1974 году и первое постсовесткое водохранилище было построено лишь в 2011 году (rwp:Список водохранилищ Казахстана).

Кроме экономических аспектов строительства водохранилищ, есть еще и экологические. Несмотря на очевидную пользу они несут и значительный вред, который становится заметен через много лет. Наиболее яркий тому пример — rwp:Снижение уровня Аральского моря, связанное с разбором воды на орошение из водохранилищ на Амударье и Сырдарье. Аналогичные проблемы начались на Волге и в Каспийском море. Вода задерживается в водохранилищах Волго-Камского каскада, увеличиваются потери на испарение, сток Волги снижается, уровень Каспийского моря падает, а соленость воды в нем — растет.

Часть вторая: «при Путине»

Порты

Реконструированы некоторые крупные порты: чтобы вывозить из России в огромных количествах сырье — уголь, металлы, в том числе и цветные, рудный концентрат, минеральные удобрения, лес и прочь, а ввозить — импортный ширпотреб.

Тут крыть нечем — при Путине действительно реконструировались существующие порты. Например, та же Усть-Луга, которая позволила значительно уменьшить зависимость от транзита через Польшу и Прибалтику. Но при этом стоит отметить, что у России есть проблема ограниченного доступа к мировому океану и сопутствующие ей факторы красноречиво говорят о необходимости модернизировать уже существующие порты, а не строить новые.

Наконец, стоит отметить, что Россия действительно экспортирует сырьё (минеральные удобрения им не являются) и импортирует потребительские товары. Но горе-экономисты из адептов мифа о нефтяной игле как будто бы не замечают, что ситуация постепенно меняется. Например, идет переориентация с экспорта леса-кругляка на экспорт пиломатериалов. Кроме того, в структуре нашего экспорта повышается значимость оружия и техники, атомных станций и IT-технологий.

Торговые точки

Далее: для того, чтобы все это втюхивать населению построены магазины, торговые центры и прочее.

Забавляет употребление слова «втюхать» — в контексте торговли это означает чаще всего продажу доверчивому покупателю некачественного и/или бесполезного товара за большие деньги. Качество западных товаров признает большинство россиян, особенно т. н. креативщики, упрекающие Россию в неспособности производить свои айфоны, автомобили и т. д.

Также автор не объяснил почему покупать товары в хороших магазинах и ТЦ хуже, чем в советских магазинах и китайских рынках 90-х годов, а также что плохого в росте доступности импортных товаров для населения. Разумеется, речь идет о импортных товарах среднего и хорошего качества, а не о, например, «ножках Буша» и многие другие товары из эпохи 90-х, в частности знаменитой приставке и картриджах[3] Dendy, которые производились в Китае как пиратский аналог 8-битной японской приставки Famicom[4].

Загородное жилье

Дома, виллы, коттеджи, элитные жилые комплексы — это, в основном, для богатых и, главное — для путинского ворья. У народа таких денег нет.

Если говорить о домах, виллах и коттеджах, то государство помогает переезжающим в село людям деньгами. Так, например, врачам дают 1 млн рублей, а учителям 0,5 млн и жильё. Разве они не народ?

К тому же именно при Путине «народу» жилье за городом стало доступнее. И тому есть ряд причин:

  • Повышение доходов и общего благосостояния россиян, снижение бедности
  • Россия производит все нужные стройматериалы, поэтому цены на них мало зависят от курса валют.
  • Либеральные цены на строительные услуги — от доставки стройматериалов до помощи автокранов и экскаваторов.
  • Электроинструменты приемлемого качества и автономные системы отопления и водоснабжения доступны также по либеральным ценам в любом хозяйственном магазине, не говоря уже о супермаркетах наподобие ОБИ или Леруа Мерлен.
  • Большой ассортимент и доступность услуг строителей, маляров и т. п. профессий, в том числе от мигрантов и безработных жителей ближайших сел.
  • Относительно либеральные цены на землю, особенно в провинции. В определенных случаях земля достается бесплатно от государства.

Таким образом, большинству (чего греха таить — не всем) работающих россиян вполне доступны стройка дачного дома, коттеджа и даже виллы. И в этом плане у современных россиян большое преимущество перед россиянами 90-х и советскими гражданами.

В СССР из-за отсутствия рынка жилья купить загородный дом было невозможно. Жители города получали жилье загородом в основном как поощрение за работу от руководства предприятия, причем получали в основном участок в 1-2 сотки с одноэтажным 1-2 комнатным домиком. Сельские жители хоть и имели свое жилье, но до эпохи Застоя не могли иметь личные хозяйства, будучи колхозниками. Тут, кстати, полезно отметить, что до 1950-х годов сельское население преобладало над городским численно.

В 90-е годы образовался рынок жилья, но ввиду массовой бедности населения и его приспособления к новым юридическим нормам трудно представить, чтобы россияне могли массового покупать жилье загородом. Конечно, у некоторых оно было в наследство от советской эпохи, причем часто «дача» была источником значительной части продовольствия у таких счастливчиков.

Нефть и газ

А ещё построено огромное количество нефте- и газопроводов. То есть, вся созданная инфраструктура направлена на тотальное разграбление природных ресурсов России.

Бесспорно, при Путине они строились — например, Северный Поток был построен с целью снизить зависимость транзита углеводородов в Европу от газовой политики Украины.

Но при этом при Путине не было построено ни одного нефте- и газопровода наподобие тех, что строились в советскую эпоху. По значимости может сравниться разве что Сила Сибири, так как она позволит соединить все нефте- и газопроводы в России в единую систему и при желании переправить большую часть экспорта в Азию. Но на данный момент (август 2016 года) она еще не построена.

По мнению автора, экспорт нефти и газа приравнивается к «тотальному разграблению природных ресурсов России». И это ошибочно по следующим причинам:

  • По такой логике разграблением своих ресурсов занимался и СССР, что продавал нефть и газ капиталистическим странам. Да и не только Россия, но и любая страна, что занималась и занимается экспортом ресурсов — да хоть те же страны Персидского залива.
  • Продажа ресурсов за хорошие деньги ничего общего не имеет с их разграблением. Разграбление мы могли наблюдать в 90-е годы, когда Ходорковский и прочие олигархи гнали нефть за рубеж под видом «скважинной жидкости». При Путине нефтяники были приструнены и пошлины от экспорта нефти и газа стали поступать в полном объеме.

Нефтяные деньги наряду со стабилизацией экономики сверху помогли России, например, строить новое жилье и открывать новые производства. При этом их роль в улучшении экономики не стоит переоценивать.

См. также

Примечания

  1. В народе получили наименование «путинки»
  2. Лучше всего данный процесс виден на примере эволюции ЭВМ и носителей информации
  3. Электронный носитель на основе ПЗУ, использующийся для хранения сменной игровой программы как правило консольного типа
  4. Японский официальный аналог популярной в 80-90-е гг. американской Nintendo Entertainment System (NES)