Верфь братьев Нобель

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель» (официальное сокращённое наименование ООО «Верфь братьев Нобель») — судостроительное предприятие в г. Рыбинск, Ярославская область, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1907 году как Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель».

История наименований предприятия[1]:

  • 1907—1923 годы — Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель»
  • 1923—1961 годы — Верфь им. Володарского
  • 1961—1993 годы — Судостроительный завод им. Володарского
  • 1993—1999 годы — Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «СЛИП»
  • 1999—2007 годы — Закрытое акционерное общество «Рыбинский судостроительный завод»
  • 2007 год — настоящее время (2018) — Общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель».

В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов класса «река-море» и судоремонтом. Производственные мощности завода позволяют строить морские и речные суда дедвейтом до 6500 тонн[1], длиной до 140 метров, шириной до 17 метров и спусковым весом до 2700 тонн.[2] Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера, являясь крупнейшим по допустимому размеру строящихся судов судостроительным предприятием верхней Волги.

История предприятия

Предыстория создания завода

1904 год — Товарищество Нефтяного Производства Братьев Нобель («Бранобель») для поддержания флота в хорошем состоянии приняло решение о строительстве в Рыбинске судоремонтных мастерских, в связи с чем в этом году было начато строительство первого в России крупного поперечного слипа — инженерного сооружения для подъема и спуска судов на воду.[3]

Российская Империя

26 октября[4] 1907 года — с первым подъемом судна на берег предприятие вступает в строй как Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель».

11 марта 1908 года — предприятие вышло на рынок судоремонта на верхней Волге. В этот день в газете «Вестник Рыбинской биржи» было напечатано объявление местной канторы «Товарищества братьев Нобель»: «С открытия навигации 1908 г. в Рыбинске открывается сухой док для ремонта судов не превышающих длиной 38 саженей и шириной 16 аршин».[5]

1911 год — на предприятии были построены чугунно-литейная мастерская, деревянный склад и плаз, а также усилено оборудование механического цеха. С этого времени слип начал функционировать, как судостроительное предприятие. Тогда жепредприятием построен паровой винтовой разъездной катер «Мошка» мощностью 25 л. с.[6], а вскоре и баржа «Княжна Евпраксия» грузоподъемностью 200 тысяч пудов.[7]

1915 год — на предприятии введён в строй досчатый лесопильный сарай на одну раму.[8]

1917 год — к моменту развала экономики страны революциями заводом было отремонтировано и построено 22 самоходных судна, 17 барж и шаланд; отремонтировано 185 нефтеналивных барж, 77 служебных и вспомогательных судов, 60 буксирных и 28 товарно-пассажирских пароходов.[9] В частности, на предприятии были построены пароходы[2] «Комар», «Шмель» и «Тунгус».[10]

Советская Россия

Февраль 1918 года — многочисленный нефтеналивной флот Товарищества Братьев Нобель национализирован вместе со Слипом. Впоследствии эти суда продолжали работу до 1950-х годов.

1918—1926 год — в условиях послереволюционного экономического кризиса завод занимается в основном судоремонтом, балансируя на грани выживания.

1923 год — Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель» переименован в Верфь им. Володарского в честь погибшего партийного деятеля и получил статус судостроительной верфи.

Октябрь 1925 года — заводом завершено строительство первого после кризиса 1917 года парохода.

1927 год — на предприятии введён в строй нефтеналивной теплоход «Максим Горький» (грузоподъемность 600 тонн, мощность главных двигателей 480 л. с.).

1930—1935 годы — в рамках проведения коренной реконструкции предприятия на заводе были построены новые каменный корпусный цех с плазом, водонапорная башня с насосной станцией, механический, литейный цехи, центральный склад, котельная и прочие объекты. В итоге реконструкции помимо ранее существовавшего корпусного производства завод получает и механическое, в результате чего получает способность производства судовых механизмов вплоть до главных паровых вертикальных машин тройного расширения, мощностью до 200 л. с. В этот период на заводе были построены около тридцати нефтеналивных барж и семь буксирных колесных пароходов.[11]

1936—1939 годы — предприятием для управления «Главсевморпуть» выпущено несколько десятков морских буксирных катеров мощностью 60 л. с.

1939 год — заводом спущен буксирный пароход «Иван Гудов» — первое для предприятия судно не с клёпанным, а с цельносварным корпусом.

1941—1945 годы — на время войны предприятие переходит преимущественно к работам несудостроительного профиля. В это время по заказам армии было построено 15 пар мостовых понтонов, а также отправлено на фронт 240 вагонов с боеприпасами и другими изделиями.[12]

Конец 1940-х(?) — начало 1950х(?) — после окончания войны предприятие подверглось второй значительной реконструкции, в рамках которой были построены новое спусковое устройство, постоянные стапельные площадки и трехпролетный эллинг, а также обновлено прочее технологическое оборудование.

1948(?)—1953(?) годы — предприятие строит не менее 32 паровых буксиров проекта 212 (тип «Академик Вильямс»).[13]

1951(?)—1957(?) годы — предприятие строит не менее 53 паровых буксиров типа БОР трех разных проектов[3]. [14]

1954(?)—1958(?) годы — заводом построено не менее 6 мелкосидящих плавучих кранов проекта 525 III грузоподъёмностью 3 тонны.[15]

1956(?)—1958(?) годы — заводом построено не менее 5 плавучих кранов типа РМЗ грузоподъёмностью 3 тонны.[16]

1958(?)—1959(?) годы — заводом построено не менее 17 несамоходных барж грузоподъёмностью 1000 тонн для перевозки песка проекта 2350, 3239, 1497.[17]

1958(?)—1962(?) годы — заводом построено не менее 20 танкеров (бункеровщиков) типа ТН (НТ, ТР), проекта 866 дедвейтом 610 тонн.[18]

1958(?)—1966(?) годы — заводом построено не менее 86 сухогрузных теплоходов типа СТ-600 грузоподъёмностью 600 тонн нескольких проектов.[19]

1959(?)—1974(?) годы — заводом построено не менее 85 полноповоротных плавучих кранов типа КПЛ-5-30 грузоподъёмностью 5 тонн.[20]

1960—1966(?) годы — заводом построено не менее 16 шлюзовых буксиров типа «Шлюзовой» (проект 887, А, Л).[21]

11 сентября 1961 года — предприятие переименовано в Судостроительный завод им. Володарского.

1966(?)—1974(?) годы — заводом построено не менее 8 близких по конструкции морских транспортов вооружения/морских рефрижераторных транспортов/опытовых судов/малых разведывательных кораблей проектов 1823 и 1824 различных модификаций.[22]

1967 год — на предприятии достроен строившийся на Красноярском судостроительном заводе толкач-буксир малогабаритный «Алексадр Мыльников» проекта 1587 или 1587М.[23]

Сентябрь 1968 года — на воду спущены кормовая и носовая части судна «река-море», которые затем были соединены уже на плаву. За этот метод сборки судов завод был отмечен Дипломом ВДНХ.[24]

1969—1985(?) годы — заводом введено в строй 34 сухогруза класса река-море типа «Сормовский» проекта 1557.[25]

1974(?)—1982(?) годы — заводом для рыболовецкого флота построено не менее 17 приёмно-транспортных рефрижераторов озёрно-речных проекта 1344 (тип «Колонок»).[26]

1980 год — на предприятии построено опытовое судно ОС-213 (Андрей Лежнин) проекта 1858.[27]

1982(?)—1991 годы — заводом построено не менее 23 несамоходных насосных станций проекта 3408 типа «Роса» и ещё как минимум одно судно этого типа было достроено уже позднее.[28]

1986(?) год — по противоречивым данным на заводе мог быть построен как минимум один пограничный сторожевой корабль проекта 18326.[29]

1983(?)—1991 годы — заводом построено не менее 23 сухогрузов-овощевозов класса «река-море» типа СТ-1300 проекта 19620 и ещё одно аналогичное судно проекта 19620М. Производство судов этого типа завод продолжал и после 1991 года.[30]

Российская Федерация

1991—1992 годы — заводом в дополнение к целой серии выпущенных ранее построено ещё не менее одной несамоходной насосной станции проекта 3408 типа «Роса».[31]

1991—1994 годы — заводом в дополнение к целой серии выпущенных ранее построено не менее 4 сухогрузов класса «река-море» типа СТ-1300 проекта 19620 и ещё одно аналогичное судно проекта 19620А. Позднее было построено ещё одно аналогичное судно.[32]

1992—1993 годы — заводом построено не менее трёх буксиров-толкачей проекта 81354 типа БТ.[33]

1993 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «СЛИП».

1995 год — предприятием построена баржа-площадка проекта 81210М грузоподъёмностью 245 тонн.[34]

1995—1998 годы — заводом для инозаказчиков построены 4 сухогрузных теплохода дейдвейтом около 4500 тонн каждый проекта 616 (тип Apis).[35]

1999 год — предприятие преобразовано в Закрытое акционерное общество «Рыбинский судостроительный завод». Тогда же заводом был построен сухогруз «Рыбинск» проекта 16530 типа «река-море».[36]

2001 год — заводом построен плавучий док «Док-3» проекта 286М грузоподъёмностью 600 тонн.[37]

2001—2002 годы — на предприятии достроен недостроенный в начале 1990-х астраханским Морским судостроительным заводом из-за проблем заказчика танкер «Капитан Бармин» проекта 15781.[38]

2004 год — предприятием простроены танкер «Капитан Зимин» проекта 15790Т типа «река-море» и, для отечественного военно-морского флота, морское водолазное судно ВМ-596 проекта 11980 [39][40]

2007 год — предприятие преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель». Тогда же заводом в дополнение к целой серии выпущенных ранее был достроен сухогруз класса «река-море» типа СТ-1300 проекта 19620А, обстановочное судно «Вайгач» проекта 19910 для отечественного военно-морского флота и два корпуса моторных яхт типа Timmerman 40 (РС871), достроенных позднее на Московском судостроительно-судоремонтном заводе. [41]

2010—2011 годы — заводом построено 6 катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б.[42]

2012 год — на заводе перестроен по новому проекту PV08 с возвращением первоначальной функции речной круизный теплоход «Алексадр Грин» (бывший «Алексадр Блок») до этого четверть века (с 1987 года) использовавшийся как стоечное судно.[43]

2012—2013 годы — заводом построено 3 танкера-продуктовоза проекта RST25 класса «река-море» дейдвейтом 6600 тонн.[44]

2014—2015 годы — заводом построены 3 обстановочных судна ледового класса проекта 3052.[45]

2014 год — предприятием построен корпус (с достройкой на Московском судостроительно-судоремонтном заводе до 2017 года) круизного судна проекта PV09, ещё в процессе строительства сменившего три названия и введённого в строй как «Штандарт».[46]

2017 год — настоящее время (2018) — заводом строится серия из 8 сухогрузов для перевозки зерна проекта RSD79 дедвейтом до 8000 тонн в зависимости от допустимой осадки.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Значение, видимо, указано ориентировочно. На практике заводом в последнее время строятся суда с дедвейтом до 8000 тонн.
  2. На официальном сайте предприятия содержится ошибочное утверждение, что это были «самые первые волжские пароходы», на самом же деле, например, Нижегородская машинная фабрика (ныне «Красное Сормово») производила пароходы начиная с 1850 года.
  3. Проект 645 тип БОР-450, проект 574/574А тип Бор-500 и проект 757/806, тип Бор-600 с 450-, 500- и 600-сильными машинами соответственно. Львиную долю при этом, судя по всему, составлял 500-сильный вариант.