Выгоды от союза Украины и России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Украина с Россией. Навеки — вместе!

Корень проблем нынешней Украины состоит в том, что украинское государство уже более четверти века ведёт политику разрушения экономических, культурных и политических связей с Россией. Эта политика иррациональна и ошибочна, а результаты её крайне печальны для украинского народа — всего за пару десятилетий из сравнительно благополучной промышленной державы Украина превратилась в деиндустриализованное, одно из самых бедных в Европе и находящееся в состоянии распада государственное образование.

Единственный разумный выход для Украины — это интеграция с Россией. При этом речь идёт не о прямом вхождении в состав России (это невозможно по крайней мере в обозримом будущем, так как Россия не может и не хочет принимать Украину в её нынешнем виде), а о постепенной и ограниченной интеграции, по примеру Белоруссии и Казахстана (отметим, кстати что Россия и Казахстан в 3 раза богаче Украины по ВВП на душу населения, а Белоруссия — в 2 раза, [1] хотя в 1992 году Украина была богаче Белоруссии, почти не отставала от Казахстана и в два раза уступала России).[2]

В этой статье перечислены ключевые причины, которые показывают необходимость интеграции Украины с Россией и Евразийским союзом.

Географические и экономические причины

  • Украина с трёх сторон окружена территориями стран Евразийского союза (ЕАЭС), которые являются её естественными экономическими партнёрами. Экономическое процветание любой страны, включая отдельные её регионы, во многом зависит от торгового и промышленного взаимодействия с соседними странами и приграничными регионами этих стран. Территория Украины с востока и юга граничит с Россией, а с севера — с Белоруссией, входящей в единое таможенное пространство с РФ. На юго-западе находится пророссийски настроенная Приднестровская республика.
    • Невозможно достичь полноценного экономического развития Украины, когда она с трёх сторон окружена государствами, входящими в иное таможенное пространство, и, тем более, когда экономические связи с ключевым из государств-соседей почти полностью разорваны.
    • Глупо и невыгодно отказываться от поставок своей продукции в соседние регионы, тем более туда, где эта продукция наиболее востребована. Хорошие отношения с ЕС заведомо не могут компенсировать потери от разрыва отношений с Россией — европейский рынок ограничен, и европейцы отнюдь не намерены просто так пускать к себе украинские товары в ущерб своим производителям.
  • Украина теряет сотни миллиардов долларов из-за ограничений в торговле с Россией. В обзоре торговой политики Украины как члена ВТО, который опубликован на сайте Минэкономразвития, говорится, что потери Украины от ограничений в торговле с Россией составили 98 миллиардов долларов (данные были опубликованы в апреле 2016 года, так что данная печальная цифра продолжает расти). [3][4]
  • Закрывшись и отгородившись от России, Украина меняет выгодную роль торгового и транзитного моста между ЕС и РФ на крайне невыгодную роль экономического «тупика». Любая страна с адекватным руководством стремится воспользоваться своим географическим положением, чтобы стать международным транспортным хабом и важным звеном в международных транспортных коридорах. Это не только даёт доходы от транзита, но и повышает шансы на получение иностранных инвестиций в инфраструктуру, увеличивает политическое влияние, стимулирует обмен технологиями между странами.
    • Антироссийская политика неизбежно ведёт (и уже во многом привела) к утере Украиной позиции главного «газового хаба» в европейской газотранспортной системе, к утрате транзитных доходов и к деградации украинской ГТС. «Газовые войны» Украины с Россией вынудили россиян и европейцев строить обходные пути для транзита газа. Новый газопровод «Северный поток-1», проложенный по дну Балтийского моря, уже отобрал значительную часть транзитного газа у Украины, а планируемый ныне газопровод «Северный поток-2» грозит окончательно перенести главный европейский центр транзита и распределения газа в Германию. Это очень выгодно Германии, так как упрочивает её положение экономического и политического лидера в ЕС. Фактически Германия, отвлекая Украину «евроинтеграцией», грабит украинцев, лишая их транзитных доходов. Если же Украина полностью выпадет из системы газового транзита, то тысячи сотрудников украинской ГТС лишатся работы, а сама ГТС частично превратится в металлолом, так как без транзита её мощности окажутся избыточны, а на поддержку и модернизацию системы не окажется средств. Увы, ситуация зашла настолько далеко, что даже восстановление нормальных отношений с Россией едва ли сможет остановить строительство второго «Северного потока», однако у Украины появится шанс сохранить за собой хотя бы часть транзита в юго-восточную Европу.
  • Деградация отношений с Россией и экономическая некомпетентность украинского руководства привела к многократному росту цены на газ для украинцев. С 1992 по 2005 год включительно цена российского газа оставалась на сверхвыгодном для Украины уровне в $50 за 1000 м³, однако после пересмотра контракта, инициированного украинским правительством (!), цена начала расти, достигнув $485 за 1000 м³ (практически 10-кратный рост).[5] В 2016 году, из-за мирового падения цен на углеводороды, цена на газ для Украины упала до 167,57 доллара за тысячу кубометров, [6] однако это ненадолго, так как цены на нефть снрва начали расти, а вслед за ними возрастут и цены на газ. Кроме того, после Евромайдана украинское правительство отказалось от субсидирования цен на газ для населения, [7] так что коммунальные тарифы для простых украинцев выросли многократно, а в сельской местности старики вынуждены отдавать на оплату газа более половины своей пенсии.
    • Партнёры России по ЕАЭС получают российский газ со значительными скидками, по ценам заметно ниже рыночных. Так, в 2014 году цена на российский газ для Беларуси составляла $165 за 1000 м³, а в 2015—2016 гг. — $142 за 1000 м³ (при этом белорусы неустанно пытаются ещё больше снизить цену, и иногда у них это получается).[8]
  • ЕС и США видят Украину в качестве аграрного придатка Запада и источника дешёвой рабочей силы, что приводит к деиндустриализации и сокращению населения на Украине, тогда как Россия видит Украину частью единого промышленного комплекса в рамках ЕАЭС и заинтересована в процветании, не в обнищании и депопуляции Украины.
    • Судьба многих восточноевропейских стран, стремившихся вступить в ЕС и сделавших это, оказалась печальной: деиндустриализация, вытеснение местных сельхозпроизводителей европейскими, быстрое сокращение населения. Так, население Румынии после вступления в ЕС сократилось почти на 2 млн человек (-10 %), [9], население Болгарии — на 500 тыс. человек (-7 %), [10] население Латвии — на 300 тыс. человек (-13 %), [11] и все эти страны испытывают значительные экономические проблемы, находясь в зависимости от денежных подачек со стороны ЕС.
    • В феврале 2016 года американский посол в Киеве Джеффри Пайетт предрёк Украине будущее «аграрной сверхдержавы».[12] Под этой льстивой формулировкой скрывается крайне грустная картина: для налаживания современного эффективного сельского хозяйства на территории, размером с Украинскую, вполне достаточно 5-10 миллионов населения, так что большая часть из 40 млн современных жителей Украины будет вынуждена либо вымереть, либо уехать, либо прозябать в бедности, в отсутствие рабочих мест в промышленности.[1]
    • Интеграция с Россией и ЕАЭС способна в короткий срок остановить деиндустриализацию Украины и повернуть процесс вспять, интеграция с ЕС неспособна сделать это. Ещё в 2013 — начале 2014 гг. украинские предприятия были важными звеньями в производственных цепочках, связывавших их с российскими предприятиями, в том числе в таких областях как авиастроение, ракетно-космическая отрасль, оборонная промышленность. Украина поставляла в Россию вертолетные двигатели, множество деталей и компонентов, а также некоторые виды готовой продукции; многие украинские предприятия (например,ЮжМаш) успешно работали именно благодаря российским заказам. Ныне из-за взаимных санкций и последующего импортозамещения в России целые отрасли украинской промышленности вынуждены резко сокращать объёмы производства и ликвидировать рабочие места, что в конечном счёте ведёт к утрате технологических компетенций, так как специалисты вынуждены покидать Украину в поисках работы в России и на Западе. Вернуть этих специалистов домой и восстановить производство на Украине будет очень непросто, но всё же возможно, если наладятся отношения с Россией. Интеграция же с Европой (а тем более, неполноправная и во многом фиктивная «интеграция» в виде евроассоциации) практически ничего не даёт украинской промышленности — европейским странам не нужна украинская продукция с высокой добавленной стоимостью, и высокотехнологичную промышленность европейцам выгоднее развивать у себя дома.
  • Климат на Украине преимущественно континентальный, как и в России, с ярко выраженной сменой сезонов и холодными зимами, что приводит к наличию общих для Украины и РФ способов ведения сельского хозяйства и сходных строительных норм. В связи с этим попытка перехода Украины на европейские технологические стандарты весьма сомнительна.
  • Переход на европейские технологические стандарты и правила регулирования бизнеса невыгоден для Украины, так конкурировать как с европейцами по придуманным ими стандартам крайне тяжело, тогда как выход украинских товаров на рынок ЕАЭС, где действуют иные стандарты, будет осложнён. Не говоря уже о том, что реальный, а не фиктивный переход на европейские стандарты потребует многомиллиардных затрат, которые Украина не в состоянии себе позволить.
  • Украинская атомная энергетика, производящая порядка 50 % электроэнергии страны, выстроена и функционирует по советским и российским стандартам; попытки использования западного оборудования и ядерного топлива (взамен российского) чреваты авариями и катастрофами. [13][14][15] Попытки применять топливо американской компании Westinghouse на реакторах советского производства на чешской АЭС «Темелин» и на Южно-Украинской АЭС уже привели к авариям в начале 2010-х гг., [16][17] в 2015 г. произошла подозрительная авария на Запорожской АЭС, после того как на неё завезли американское топливо. [18]
  • Без России Украин ждёт энергетическая катастрофа после 2040 года. В период с 2025 по 2040 годы из эксплуатации нужно будет вывести порядка 20-25 ГВт отработавших энергогенерирующих мощностей — около 80 % существующих на Украине. То есть, придётся закрыть все блоки АЭС (13,8 ГВт) и значительное число тепловых блоков совокупной мощностью в 11 ГВт. То есть, Украину ждёт энергетический коллапс и фантастически дорогая электроэнергия.[19] Предотвратить это можно лишь путём резкого наращивания инвестиций в энергетику, что едва ли возможно без нормализации отношений с Россией (Евросоюзу украинская атомная энергетика не нужна, да и на тепловую Запад не готов давать деньги).
  • Украинское сельское хозяйство зависит от поставки удобрений из России. По данным украинского Госстата, за 11 месяцев 2016 года Украина купила у России удобрений почти на полмиллиарда долларов. Это огромный объём, критически важный для успешного функционирования сельского хозяйства на Украине.[20] Собственного сырья для удобрений на Украине в таких масштабах нет, а закупка в иных странах неизбежно приведёт к повышению цен на удобрения из-за дополнительных транспортных расходов.
  • Высокотехнологичные отрасли на Украине — самолётостроение, ракетостроение — полностью зависят от сотрудничества с Россией. Из-за разрыва экономических связей с Россией в 2014—2015 гг. Украина самоустранилась из списка стран, имевших полный цикл производства в авиации и ракетостроении. Россия была одновременно и рынком для украинских ракет и самолётов, и поставщиком сырья, и производителем-смежником, и обладателем важных для производства технологий. В отличие от России, Евросоюз и США совершенно не заинтересованы в развитии на Украине высокотехнологичных отраслей. [21]

Культурные и исторические причины

  • Киев для России — древняя столица и «мать городов русских», а территория Украины — древнее сердце русской цивилизации, один из её ключевых центров. Для Западной Европы всё наоборот: Украина — это глубокая периферия, маловажная с точки зрения основных событий европейской истории. Что лучше — быть цивилизационным и культурным центром, или быть окраиной? Ответ очевиден.
  • В плане туризма Украина для России и стран ЕАЭС — это древние храмы и монастыри, памятники истории Российской Империи и СССР, а для европейцев и их натовских союзников Украина — это страна дешёвых секс-туров, «европейский центр секс-индустрии». [22][23][24] К большому сожалению, именно такую «славу» заработала Украина в постсоветское время. Опять же, возникает вопрос, что лучше — быть страной с великой историей и святынями, или быть международным борделем?
  • Украинцы в подавляющем большинстве владеют русским языком и в столь же подавляющем большинстве не владеют европейскими языками, что значительно упрощает экономическое и культурное взаимодействие с Россией, а с Европой — усложняет. Знание русского языка открывает украинцам дорогу к рабочим местам в России, делает элементарным деловое и межгосударственное общение, значительно упрощает работу в туристической отрасли. Русский язык широко используется украинцами в интернете и в поездках по миру. Попытки борьбы украинского государства с русским языком приводят лишь к безграмотной речи и безграмотному письму, что никоим образом не помогает украинцам в жизни и в работе. Чем больше языков знает человек, тем он умнее, и непонятно, что мешает украинцам изучать как русский, так и западноевропейские языки.
  • Украинская культура и украинский язык значительно интереснее и значительно понятнее россиянам, нежели европейцам. Где украинские исполнители, режиссёры, писатели могут найти десятки миллионов благодарных слушателей, зрителей, читателей — в ЕС или же в России и странах ЕАЭС? С кем будет проще общаться украинским творцам, кто сможет лучше понять их произведения (будь то на украинском или на русском языке)? Где они смогут заработать больше денег, в конце концов? Сколько из них смогут успешно преодолеть языковой барьер и выйти на европейский рынок, а сколько, в отсутствие такого барьера, смогут выйти на российский рынок?
  • Для россиян украинцы — родные и понятные люди, а для европейцев — чужие. Украина для среднего европейца — малоизвестная, чуждая и отсталая восточноевропейская страна, с дикими политическими нравами и коррумпированным правительством. Европейцев мало волнует украинская бедность и прочие проблемы Украины; страны ЕС не готовы жертвовать собственным благополучием ради Украины. Упорное стремление Украины в ЕС вполне понятно — оно объясняется желанием стать частью более богатого и успешного общества, однако следует помнить, что в этом обществе украинцы будут людьми второго сорта. Между тем, Россия и страны ЕАЭС также в разы богаче Украины, но при этом относятся к украинцам как к своим; страны ЕАЭС реально заинтересованы в процветании Украины и повышении благосостояния украинского народа.
  • Между десятками миллионов граждан Украины и России существуют родственные связи, и обмен населением между Украиной и Россией колоссален. После 1945 года примерно треть населения Украины составили люди, переехавшие из России, при этом в тот же период свыше десяти миллионов человек, родившихся на Украине, переехали в Россию.[25] Само собой разумеется, что родственникам и друзьям гораздо комфортнее жить в дружественных, а не враждующих между собой странах.

Политические причины

  • Европейский союз, в который так упорно стремится Украина, находится на грани развала. В 2016 году жители Великобритании на референдуме проголосовали за то, чтобы покинуть ЕС. В других европейских странах также нарастает евроскептицизм, так что Британия является лишь первой в очереди на выход.
  • Украину в Евросоюз не ждут. Множеству европейцев не нравится идея принимать мигрантов, в том числе из Восточной Европы, так как они обирают рабочие места у местных. Так же мало кто хочет субсидировать отсталые восточноевропейские экономики. Уже вступившие в ЕС восточноевропейцы — поляки, румыны и другие — отнюдь не желают делиться субсидиями с новичками. Представители руководства Евросоюза и отдельных стран ЕС постоянно заявляют, что Украина не готова стать членом ЕС и что вопрос о вступлении даже не стоит на повестке дня.[26]
  • Денег на полноценную интеграцию Украины в Европе нет. Продолжается мировой экономический кризис, а вдобавок к этому из состава ЕС собирается выйти одна из богатейших стран — Великобритания, то есть денег будет ещё меньше.
  • В рамках соглашения о евроассоциации Украина фактически бесправна, тогда как полноценное вступление в Евросоюз (если он не развалится) неизбежно затянется на десятки лет и вряд ли вообще состоится. Напротив, стать полноправным участником Евразийского союза Украина может довольно быстро. Опыт показывает, что европейцам выгоднее бесконечно держать Украину во «френдзоне», как и Турцию, которая подписала соглашение о евроассоциации ещё в 1963 году, то есть более полувека назад! [27]
  • Восстановление нормальных отношений с Россией и интеграция с ЕАЭС дают Украине шанс сохранить единство и избежать дальнейшего распада.
    • Установление дружественных отношений с Россией будет способствовать прекращению гражданской войны на Украине. ДНР, ЛНР и Крым — это русскоговорящие регионы, в которых большинство населения — русские; в силу естественно-географических причин эти регионы экономически соориентированы на Россию. Крым и Донбасс отделились от Украины именно по причине антирусской и антироссийской политики украинского руководства, и если эта политика будет прекращена, то смысл отделения во многом пропадёт, и можно будет вернуться к мирному сосуществованию, неважно в рамках какого именно территориального образования, как это было во времена СССР. Таким образом, хотя Крым для Украины и потерян окончательно (для его повторной передачи Украине нет никаких оснований), у Украины появится возможность сохранить в своём составе хотя бы Донбасс (впрочем, для примирения потребуются многие годы и значительные усилия). Впрочем, восстановление дружбы с Россией поможет Украине сгладить и негативные последствия утраты Крыма, так как Россия, будучи заинтересованной в восстановлении отношений, вполне может рассмотреть и такие варианты, как компенсация Украине за утраченную собственность, использование Украиной крымской инфраструктуры (порты, железные дороги) на льготных условиях, облегчённый режим пребывания украинских граждан в Крыму и т. п. (разумеется, переговоры обо всём этом имеют смысл лишь после нормализации отношений и признания Украиной факта воссоединения Крыма с Россией).
    • От интеграции с Россией и ЕАЭС выиграют все регионы Украины, тогда как от евроассоциации восточные регионы проигрывают куда больше западных, что усиливает раскол страны. К настоящему моменту области востока Украины практически полностью растеряли свой промышленный потенциал, нацеленный на торговлю с Россией и участие в общих с РФ технологических цепочках. Эти потери не были ничем компенсированы со стороны киевского правительства. Также большие убытки понесли и украинские фермеры, столкнувшиеся с ограничениями в поставках своей продукции в РФ. В случае интеграции с ЕАЭС восточные регионы могут рассчитывать на восстановление своего промышленного потенциала, а западные регионы окажутся в выгодном положении на границе двух крупных торгово-экономических блоков (ЕС и ЕАЭС), а не просто на границе нищей Украины с ЕС.
  • Вести антироссийскую политику несмотря на все очевидные выгоды интеграции с Россией может лишь очень недальновидная и/или коррумпированная элита (проще говоря, глупая и/или продажная). Именно по этой причине на Украине уже много лет действует негативный отбор элиты, в результате чего государство деградирует. Во власть и в СМИ приходит чрезмерно много некомпетентных людей, демагогов, лжецов и воров, в то время как адекватных людей и профессионалов туда пускают неохотно, ведь такие люди способны выступить против самоубийственной для страны политики, против пропаганды и против оторванной от реальности идеологии. Таким образом, отказ от идеологемы «Украина-не-Россия» и переход к реалистичной политике — это то, что необходимо сделать для повышения эффективности госуправления и для реальной борьбы с коррупцией на Украине.

Примечания

  1. Сектор услуг не может дать значительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, если одновременно в стране нет развитого промышленного производства, выпускающего продукцию с высокой добавочной стоимостью.