Какую Россию мы строим: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
Строка 5: Строка 5:
31 декабря 1999 года президент России Борис Ельцин объявил о своей добровольной отставке. Исполняющим обязанности главы государства стал премьер-министр Владимир Путин. 5 января 2000 года Совет Федерации назначил досрочные выборы главы государства на 26 марта – по их итогам Путин одержал победу, получив поддержку почти 53% россиян[http://tass.ru/info/1854245].
31 декабря 1999 года президент России Борис Ельцин объявил о своей добровольной отставке. Исполняющим обязанности главы государства стал премьер-министр Владимир Путин. 5 января 2000 года Совет Федерации назначил досрочные выборы главы государства на 26 марта – по их итогам Путин одержал победу, получив поддержку почти 53% россиян[http://tass.ru/info/1854245].


Впервые послание Федеральному Собранию было оглашено не в начале, а в середине года. Изменение даты было связано с проведением президентских выборов, которые потребовались после добровольной отставки Ельцина в канун нового 2000 года. Путин выступил со своим первым посланием спустя два месяца и один день после вступления в должность. ''«Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение»'' , напомнил президент[http://tass.ru/politika/1609716].
Впервые послание Федеральному Собранию было оглашено не в начале, а в середине года. Изменение даты было связано с проведением президентских выборов, которые потребовались после добровольной отставки Ельцина в канун нового 2000 года. Путин выступил со своим первым посланием спустя два месяца и один день после вступления в должность. ''«Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение»'' напомнил Президент России[http://tass.ru/politika/1609716].


Основные темы выступления – положение дел в стране и основные направлениях внутренней и внешней политики государства в новом веке.
Основные темы выступления – положение дел в стране и основные направлениях внутренней и внешней политики государства в новом веке.

Версия от 10:25, 27 мая 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

«Какую Россию мы строим» – историческая речь Президента России Владимира Путина, произнесённая 8 июля 2000 года. Путин, вступивший на первый срок президентства (2000-2004), впервые выступил перед членами обеих палат парламента (послание Федеральному Собранию).

31 декабря 1999 года президент России Борис Ельцин объявил о своей добровольной отставке. Исполняющим обязанности главы государства стал премьер-министр Владимир Путин. 5 января 2000 года Совет Федерации назначил досрочные выборы главы государства на 26 марта – по их итогам Путин одержал победу, получив поддержку почти 53% россиян[2].

Впервые послание Федеральному Собранию было оглашено не в начале, а в середине года. Изменение даты было связано с проведением президентских выборов, которые потребовались после добровольной отставки Ельцина в канун нового 2000 года. Путин выступил со своим первым посланием спустя два месяца и один день после вступления в должность. «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение» – напомнил Президент России[3].

Основные темы выступления – положение дел в стране и основные направлениях внутренней и внешней политики государства в новом веке.

Структура выступления

В начале своей речи Владимир Путин обозначил готовность и общества, и государства к переменам в развитии страны:

Прошедшие полгода показали, что в обществе уже есть достаточно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны. Дан старт конструктивной, хотя и сложной, совместной работе законодательной и исполнительной власти. Вновь сформированное федеральное правительство доказывает способность к системной и плановой работе. Одобрены в целом программные документы о социально-экономическом развитии страны. Во многом виден государственный подход к делу.

Теневая экономика

Первой темой выступления стала борьба с теневым сектором экономики. Глава государства отметил значимость законопроектов, внесенных в том же году и призванных изменить положение дел в социальной и налоговой сферах:

Крупным событием последних месяцев стало рассмотрение законов, совершенствующих федеративные отношения, меняющих положение дел в социальной и налоговой сферах. Их введение станет точкой отсчета нового времени – и в государственном строительстве, и в правилах поведения в экономике. В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм.

Особое внимание президент уделил действующей тогда системе налогообложения в России. «Неразумный уровень налогообложения», по его словам, был едва ли самой острой проблемой последних лет, но ее решение шло по принципу «много говорилось, однако дело не двигалось»:

Едва ли не самой острой проблемой последних лет был неразумный уровень налогообложения – одной из самых острых. Об этом много говорилось, однако дело не двигалось. Дискуссия шла по замкнутому кругу, и уже мало кто верил, что положение может измениться. Сегодня сделаны первые шаги. Задаются новые законодательные параметры – тем самым задаются новые правила. Но работа в этой области, и мы только что обсуждали это с Председателем Правительства, идет еще очень и очень трудно.

Со своей стороны Путин предложил ряд мер для ее решения:

Введение единой ставки подоходного налога[1], снижение размеров отчислений в социальные внебюджетные фонды помогут вывести доходы из тени. Ослабление налогового бремени позволит добросовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело в своей собственной стране.

Тему борьбы с теневой экономикой президент завершил признанием вины государства в сложившейся ситуации:

Надо признать: диктату теневой экономики и «серых» схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство. Способствовало нечеткостью правил и неоправданными ограничениями.

Выбор будущего

Вторая тема – выбор стратегии развития на будущее. В начале Путин напомнил о прошлых метаниях России в выборе своего пути:

Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, помощь и кредиты или – развиваться с опорой на нашу самобытность, на собственные силы. Перед подобным выбором стояли очень многие страны. Если Россия останется слабой, то нам действительно придется делать такой выбор. И это будет выбор слабого государства. Это будет выбор слабого.

Глава государства далее прямо заявил, что кроме пути сильной страны у России альтернатив нет:

Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной – не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними. Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы – предприниматели, властные структуры, все граждане – глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России. Политика, построенная на основе открытых и честных отношений государства с обществом, защитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовым условием нового «общественного договора».

Сокращение населения

Третья тема – демографическая ситуация, с которой Россия вступает в новое тысячелетие. Путин напомнил, что люди это главное достояние России:

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия – это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

В начале XXI века Россия столкнулась с проблемой не просто сокращения населения, а вымирании нации в будущем:

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И, если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация – одна из тревожных.

Экономическая ситуация

Четвертая тема – экономическая слабость России, другая серьезная проблема России наряду с демографической. Несмотря на наметившийся в 1998-2000 годах экономический рост, Путин оценивал ситуацию в экономике критически:

Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по‑прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание. На первый взгляд, экономика страны сейчас выглядит неплохо. Растут валовой внутренний продукт, промышленное производство, инвестиции, сбор налогов. Однако экономический рост, как и в период оживления 97-го года, находится на грани риска. Два года назад видимое благополучие, основанное на масштабных государственных заимствованиях, рухнуло под воздействием мощного финансового кризиса.

Экономический рост прошлых лет глава государства охарактеризовал как относительно успешный, но скромный:

Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть, только на фоне вчерашних! Но они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются, и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее развиваются, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

«С таким положением мы не можем мириться» – заявил президент, касаясь темы долгового бремени над Россией:

С таким положением мы не можем мириться. И дело не только в нашей национальной гордости, хотя и это важно. Вопрос стоит гораздо острее и гораздо драматичнее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики?

Завершая тему с экономикой, Путин призвал к построению устойчивой экономической системы:

России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика – это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.

Примечания

  1. Реализовано в 2001 году путем введения плоской шкалы НДФЛ, установившей общий для всех подоходный налог в 13%[1]