Крупные российские проекты: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Незавершённые проекты: Добавлена дорога Адлер-Альпика-Сервис)
(→‎Незавершённые проекты: Мост через Надым)
Строка 75: Строка 75:


Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[http://tvroscosmos.ru/?page=kosmodromvostok]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд. рублей.[http://texnomaniya.ru/kosmos/stroitelstvo-kosmodroma-vostochnijj-stoit-300-mlrd-rublejj.html]
Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[http://tvroscosmos.ru/?page=kosmodromvostok]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд. рублей.[http://texnomaniya.ru/kosmos/stroitelstvo-kosmodroma-vostochnijj-stoit-300-mlrd-rublejj.html]


=== Железные дороги ===
=== Железные дороги ===
Строка 94: Строка 93:
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[http://vz.ru/news/2012/1/26/556567.html] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[http://www.ks87.ru/site.xp/050048124050055055057.html] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства.
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[http://vz.ru/news/2012/1/26/556567.html] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[http://www.ks87.ru/site.xp/050048124050055055057.html] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства.
Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.
Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.


=== Совмещенные автомобильные и железные дороги ===
=== Совмещенные автомобильные и железные дороги ===
Строка 104: Строка 102:
Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта - подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны).
Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта - подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны).


=== Крупнейшие мосты ===
==== Совмещенный автомобильный и железнодорожный мост через Надым ====
Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Стоимость моста составляет 14 млрд. руб.[http://top.rbc.ru/economics/30/09/2011/618130.shtml]
Мост находится на трассе "Северного широтного хода" (синонимы и более ранние названия: "Трансполярная магистраль", "Чум-Салехард-Игарка", "501 стройка", "Мертвая дорога") и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. На начало 2013 года строится со значительным опережением графика.[http://www.yamal.org/all-news/43658-2013-01-17-08-15-44.html]
Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.


=== Морские порты ===
=== Морские порты ===
Строка 110: Строка 115:


Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[http://www.oilcapital.ru/transport/169170.html]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[http://expert.ru/2012/11/21/uzlovoj-port/]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд. рублей[http://www.rosmorport.ru/media/File/sabetta.pdf], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд. рублей. [http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=13365]
Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[http://www.oilcapital.ru/transport/169170.html]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[http://expert.ru/2012/11/21/uzlovoj-port/]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд. рублей[http://www.rosmorport.ru/media/File/sabetta.pdf], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд. рублей. [http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=13365]


=== Наука ===
=== Наука ===

Версия от 16:49, 26 января 2013

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше грандиозных проектов.

Здесь перечислены начатые и завершённые в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей.

Завешённые проекты

Космос

Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль запущен в 1998 году. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов [1].

ГЛОНАСС

Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Доступ к ГЛОНАСС предоставляется по всему миру безвозмездно и без ограничений.

В настоящий момент немного уступает американскому GPS по точности, однако в перспективе должен превзойти её, так как спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Уже сейчас ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS в северных широтах.

В 2001-2011 гг. на развертывание системы было выделено 117 млрд. рублей, на ее развите в 20112-2020 гг. предполагается выделение еще 331 млрд. рублей.[2]

Третьи системы навигации — такие как китайский Бэйдоу — пока являются сугубо локальными и выйдут на всемирный охват не ранее 2020 года.


Морские порты

Порт Приморск

Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[3]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд. долларов[4].

Порт Усть-Луга

Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36....40 млрд. рублей [5],[6], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012-2015 гг. составит 249 млрд. рублей [7], а до 2030 г. - 630 млрд. рублей [8].

Железные дороги

Железная дорога Обская-Бованенково (Обская-Бованенково-Карская)

Самая северная железная дорога в мире. Строилась на месте незавершенного в советское время строительства и эксплуатируется ОАО «Газпром». В настоящее время используется в основном с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности месторождений на полуострове Ямал[9]. Общая протяженность 678 км. Рабочее движение на всем протяжении до Карской открыто в начале 2011 г. Включает уникальный мост через реку Юрибей длиной 3,9 километра. Рассматриваются проекты строительства веток от этой линии к нескольким планируемым и перспективным портам Харасавей, Новый Порт и Сабетта. В этом случае значение дороги существенно возрастет. Инвестиции в строительство железной дороги Обская-Бованенково превысили 160 млрд рублей[10], но, видимо, это не полные данные, так как основную часть этой суммы может составлять стоимость моста через Юрибей. Необзодимость и своевременность строительства дороги, а также ее качество подвергались ожесточенной критике в Интернете (из которой во многом и состоит соответствующая статья в Википедии[11]). Видимо критики, утверждавшие, что дорога строится «в никуда» не могли осознать, что для того, чтобы ввести в строй месторождения и построить заводы сжиженного газа как раз и нужна железная дорога. В условиях экстремально болотистого летом и погруженного в арктические морозы и полярную ночь зимой Ямала другие способы доставки соответствующего оборудования обошлись бы куда дороже.

Автомобильные дороги

«Амур»

Дорога от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято еще в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров еще вовсе несуществовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяженность трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г. В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [12] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[13].

Крупнейшие мосты

Мост на остров «Русский»

Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё не заселённым островом «Русский». Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится здание Дальневосточного Федерального университета.

В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов.

Мост через реку Юрибей

Железнодлорожный однопутный мост длиной 3,9 км на линии Обская-Бованенково. Построен в условиях вечной мерзлоты и Заполярья в рекордные сроки — за 349 дней с использованием специальных технических решений для сохранения хрупкой экосистемы этой местности. Введен в эксплуатацию в 2009 году. На начало 2013 г. является восьмым по длине мостом в России и самым длинным мостом за Полярным кругом в мире. Строительство моста обошлось в 130 млрд.ю рублей.[14]


Наука

Большой адронный коллайдер

Россия является одним из участников проекта этого ускорителя элементарных частиц, позволившего в 2012 г. найти, наконец, бозон Хиггса. Над проектом в России работает около 1000 ученых и ею внесен достаточно солидный материальный и технический вклад в его создание.[15]

Незавершённые проекты

Космос

Космодром Восточный

Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[16]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд. рублей.[17]

Железные дороги

Амуро-Якутская железнодорожная магистраль

Строящиаяся магистраль должна впервые соединить центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В настоящее время завершается строительство основного участка магистрали от станции Беркакит на Малом БАМе до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина участка 809 км, ввод его в эксплуатацию планируется в 2013 г.

Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так ка строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключен контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд. руб. В дальнейшем планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.

Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру[18] тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив[19].

Автомобильные дороги

Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь

Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[20] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[21] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства. Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.

Совмещенные автомобильные и железные дороги

Адлер — горноклиматический курорт "Альпика-Сервис"

Дорога строится с 2009 года в рамках подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяженность железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд. рублей.[22] Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта - подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны).

Крупнейшие мосты

Совмещенный автомобильный и железнодорожный мост через Надым

Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Стоимость моста составляет 14 млрд. руб.[23] Мост находится на трассе "Северного широтного хода" (синонимы и более ранние названия: "Трансполярная магистраль", "Чум-Салехард-Игарка", "501 стройка", "Мертвая дорога") и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. На начало 2013 года строится со значительным опережением графика.[24] Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.

Морские порты

Порт Сабетта

Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[25]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[26]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд. рублей[27], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд. рублей. [28]

Наука

Инновоционный центр "Сколково"

Крупный технопарк, строящийся в Подмосковье. Стоимость проекта составит порядка 120 млрд. рублей.[29]

Международный экспериментальный термоядерный реактор

Россия является одним из основных участников проекта создания международного экспериментального термоядерного реактора ITER (ИТЭР). Как показали исследования для успешного получения термоядерной энергии важным является достаточно большой размер реактора, так как при этом процесс получается значительно более эффективным. Изначально общая стоимость строительства экспериментальной установки оценивалась в 12 млрд евро, поэтому для ее создания были объединены финансовые и технические возможности всех ведущих научных держав, включая Россию, которая изготавливает ряд компонентов будущего реактора. В настоящее время объект находится в начальной стадии строительства[30]. Грандиозные размеры реактора можно оценить по этому рисунку, найдя фигурку человека в синем в самом низу[31]

Ссылки