Крупные российские проекты (Василий Костромской, 1272-1276)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Василий Ярославич Костромской (Василий Квашня)

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 17 сентября 1272 года по январь 1276 года.[2].

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Венчание Василия Ярославича в Костроме в 1263 г., миниатюра Лицевого летописного свода, XVI в.

Фактическая столица Руси в Костроме

После смерти Великого Князя Ярослава Ярославича Тверского ярлык на великое княжение Владимирское был получен его младшим братом Василием Ярославичем, князем Костромским. Обстоятельства получения ярлыка неизвестны, но вероятно, что это как всегда не обошлось без богатых даров ордынскому хану. Подобно своему старшему брату, Василий Ярославич стал править Русью не из Владимира, а из столицы своего собственного удела — Костромы. Перенос столицы, по всей видимости, весьма способствовал развитию и росту города в этот период.

Некоторые источники относят к периоду великого княжения Василия Костромского основание знаменитого Ипатьевского монастыря в Костроме (1275 г.). В «Сказании о явлении и чудесах от иконы Богоматери Федоровской» рассказывается, что на мысу, где позднее возник Ипатьевский монастырь, в 1272 г. князь Василий Ярославич с наскоро собранной дружиной встретил и разгромил отряд татарских баскаков, возвращавшихся из Ярославля. Победе способствовала чудотворная Федоровская икона Богоматери, явление которой князю Василию Ярославичу совершилось ранее, между 1256 и 1262 годами. В память о победе на месте битвы был поставлен высокий дубовый столб, на котором установлена копия Фёдоровской иконы (в начале XVIII века вместо столба была построена каменная часовня), а близлежащее озеро стало именоваться Святым. Вероятно, став Великим Князем, Василий Ярославич основал вблизи этого места Ипатьевский монастырь — богомольный князь любил строить церкви и заботился об укреплении своей столицы, да и место было подходящее. [1]

В летописях Ипатьевский монастырь впервые упоминается под 1432 г. Согласно другой версии, монастырь был основан около 1330 года крещёным татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых (Чет, в крещении Захарий, бежал из Золотой Орды к Ивану Калите). Впоследствии монастырь стал одним из богатейших и самых учёных на Руси, здесь была написана Ипатьевская летопись, здесь Михаил Фёдорович Романов получил весть о своём избрании на царство Земским собором 1613 г.

Успенский собор Костромского кремля

В бытность Василия Ярославича удельным князем Костромским был заложен и, вероятно, построен Успенский собор Костромского кремля. Закладка храма была осуществлена после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери (не ранее 1259 г.), а завершение строительства, по всей видимости, произошло не позднее последнего года княжения Василия в Костроме (1274 г.). [2] Остатки собора XIII в. были обнаружены в Костроме в 2007 г.[3]

Если данная датировка собора верна, то он был первым каменным соборным зданием, выстроенным на Руси после монгольского нашествия, опережая точно датированный Спасо-Преображенский собор в Твери. Также собор был первым каменным зданием Костромы. В XVI веке на месте старого был выстроен новый собор, перестроенный в 1775-1778 гг. в стиле барокко и снесенный при советской власти в 1934 г. С 2015 г. началось возрождение Успенского собора.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Перенос фактической столицы Руси в Кострому

См. Фактическая столица Руси в Костроме.

Перепись 1273 года

В 1273 году ордынцами была проведена очередная, после переписей 1250-х, перепись населения Руси. В Смоленске перепись проводилась впервые. По некоторым сведениям, как и в случае прошлых переписей, в 1275 году был проведён повторный пересчёт, так как хан Менгу-Тимур оказался недоволен размером собранной не Руси дани, привезённой в Орду лично князем Василием Ярославичем.

С этого момента в значительной степени потеряло роль баскачество, поскольку после этой переписи налоги платились не напрямую ордынцам, а собирались князьями в назначенном для соответствующего княжества объёме.

«Великий Князь Василий Ярославич во всем следовал правлению брата своего Ярослава. В 1274 г. им созван собор епископов для восстановления церковных уставов.» Худ. В. П. Верещагин

Владимирский архиерейский собор и реформа Русской Церкви

В 1274 г. во Владимире собрался первый известный на Руси церковный собор, собранный по инициативе Митрополита Киевского Кирилла III [3].[4] По всей вероятности, архиерейские соборы проводились на Руси и в домонгольский период, однако о них практически ничего не известно, кроме косвенных указаний на возможность таких событий. Косвенно это может служить свидетельством определённого разобщения и слабости горизонтальных связей между русскими епархиями, возникшими в различных землях и княжествах в период феодальной раздробленности. Поэтому созыв Митрополитом Кириллом собора русских епископов, безусловно, был значительным достижением, говорящим об укреплении единства Русской Церкви, а также о постепенном перемещении центра митрополии на Север Руси.[4]

На соборе присутствовали епископы Далмат Новгородский, Игнатий Ростовский, Феогност Сарайский и Симон Полоцкий, и во время собора был поставлен епископом Владимирским архимандрит Серапион Печерский из Киева. В соборе принимал участие и Василий Ярославич, тогдашний Великий Князь Владимирский.

Собор 1274 года был далеко не рядовой встречей — на нём была проведена первая крупная реформа Русской Церкви, или, во всяком случае, крупнейшая со времён Ярослава Мудрого, а то и вовсе с самого основания церкви Владимиром Крестителем.

Наиболее важным изменением было принятие новой Кормчей книги — главного сборника церковных, а отчасти и светских законов. Кормчими книгами с конца XIII века, то есть со времени после собора 1274 года, на Руси называли переводы византийского Номоканона. За основу была взята книга, переведённая около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский; экземпляр прислали из Болгарии.[5] Судя по всему, на соборе и сразу после него была проведена работа по объединению сербского, болгарского и русского церковного законодательства, так как в XIII веке на Руси получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков так называемая Софийская, или Синодальная, редакция Кормчей книги,[6] где были сведены воедино элементы болгарских и сербских Кормчих книг, дополненные статьями Русской правды, уставами Владимира и Ярослава, правилами Владимирского собора 1274 года и др.

Помимо Кормчей книги, собор принял 9 определений против нарушений церковных уставов и прочих нестроений. В том числе были введены меры против симонии (поставления в сан «по мзде») — установлены испытания и минимальный возраст для клириков (30 лет), а также фиксированная плата за рукоположение. Также были осуждены остававшиеся к тому времени языческие обычаи: русалии, обычай водить невест к воде, кулачные бои.

Надо признать, что по всей видимости, церковная реформа, начатая Кириллом III, который 40 лет управлял Русской Церковью в самый тяжёлый период после монгольского нашествия, оказалась в конечном счёте весьма успешной: если в XI—XIII вв. на Руси в значительное мере имел место такой феномен, как двоеверие (совмещение православия и язычества), то к началу XIV в. Русь становится уже полностью православной страной и начинается расцвет православия (хотя, разумеется, некоторые народные традиции с языческими корнями всё же остались).

Созыв епископов со свитами со всей Руси, подготовка Кормчей книги и распространение её в виде списков, а также прочие мероприятия по проведению церковной реформы позволяют считать всё это одним из крупных проектов той эпохи, о важности и успехе которого свидетельствует возросшая роль Церкви в дальнейшей истории России.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. В то время повсеместно использовался Юлианский календарь, широко используемый сейчас Григорианский календарь был изобретён позднее.
  3. Некоторые исследователи считают, что собор имел место годом ранее и проходил в Киеве, а не во Владимире. Но суть церковной реформы от этого не меняется.
  4. Окончательно митрополия была перенесена из Кивева во Владимир в 1299 г., уже после смерти Митрополита Кирилла III, но тот начал проводить больше времени на Северо-Востоке Руси, чем в Киеве, уже с 1252 г. Это было связано с резким изменением демографии Руси после монгольского нашествия: южные земли пострадали сильнее, чем северные и западные, где населения осталось гораздо больше. И хотя Кирилл не забывал Киев, но всё же должен был находиться ближе к своей пастве на севере (отношения с Западной Русью, тем временем, были сложные так как галицко-волынские князья заигрывали с католическим Западом в не оправдавшемся расчёте на получение помощи против Орды).
  5. На Руси эту книгу стали называть «Кормчая Саввы Сербского» по имени одного из самых почитаемых сербских православных святых, жившего в конце XII — начале XIII вв.
  6. Получила название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода, а также по месту дальнейшего хранения в Синодальной библиотеке в Москве.