Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.
В. В. Путин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введенные в строй с 31 декабря 1999 г. по 6 мая 2004 г.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Космонавтика и ракетная техника

Международная космическая станция

Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль (российско-американский «Заря») запущен в 1998 году, в том же году к нему пристыкован американский «Unity», затем в 2000 г. российский «Звезда», после чего в ноябре 2000 г. на станцию отправилась первая основная экспедиция. Позднее в эти годы были добавлены российский модуль «Пирс» и часть американских модулей. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов[1].

Ракета «Тополь-М» шахтного варианта

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 г., официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 г. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 г. [2]

РЛС «Волга» в г. Ганцевичи, Беларусь

Радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении. Строилась с 1980-х гг. Введена в строй в 2002…2003 гг. Достроена и эксплуатируется российскими Войсками воздушно-космической обороны[3]. На ближайшие десятилетия это, видимо, последняя капитальная РЛС такого размера — принятые впоследствии на вооружение российских войск ВКО быстровозводимые РЛС «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» не только значительно совершеннее, но и намного дешевле[4].

Авиация

Бе-200

Техническое усложнение современных самолётов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолётов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

Бе-200

Самолёт-амфибия, по ряду характеристик не имеет аналогов в мире. Может применяться для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998, принят в эксплуатацию в 2003. Самолёт экспортируется, реализуется государственная программа закупки 8 Бе-200 на 14 млрд руб. для задач ВМФ РФ. [5][6]

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.

Эсминец «Фучжоу» проекта 956-Э «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (позднее Северной верфи) в Ленинграде (позднее Санкт-Петербурге) с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[7]. Ранее было построено 18 кораблей этого типа. В этот период был введён в строй эсминец «Фучжоу» (ранее «Вдумчивый», «Александр Невский»), заложенный в 1989 году по проекту 956-А и достроенный для ВМС Китая в 2000 году по проекту 956-Э.

Позднее были построены ещё 2 корабля в 2005—2006 гг..

Фрегат ВМС Индии «Тальвар»

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Фрегаты этого типа строились для ВМФ Индии на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на основе переработанного проекта пограничных сторожевых кораблей 11351, в свою очередь являвшегося модификацией больших противолодочных (с 1977 года сторожевых) кораблей проекта 1135. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период были введены в строй первые два корабля:

  • «Talwar», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.
  • «Trishul», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.

Третий фрегат этой серии «Tabar» вошёл в строй в 2004 г.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-335 «Гепард» проекта 971М «Щука-Б»

Серия атомных подводных лодок проекта 971М «Щука-Б» строилась в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, ещё несколько не достраивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа: 6 в 1991—1995 гг., 1 в этот период и 1 в январе 2012 г. (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ[8] имеется ещё одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии. В этот период на заводе «Севмаш» в Северодвинске завершено строительство К-335 «Гепард», которая строилась с 23 сентября 1991 года, была спущена на воду 17 сентября 1999 года и вошла в строй 4 декабря 2001 года.

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [9] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период был введён в строй один корабль этого типа:

Корабли этого типа строились и позднее.

Морские порты

Порт Приморск

Первая очередь нефтеналивного порта с двумя причалами под танкеры построена с нуля в Выборгском районе Ленинградской области на Балтийском море в 2000 — декабре 2001 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. В дальнейшем порт достраивался и в настоящее время успешно эксплуатируется.

Железные дороги

Байкало-Амурская магистраль — завершение строительства

В это время стартовавший ещё в далёком 1938 году проект строительства грандиозной магистрали, введённой в строй в объёме пускового комплекса ещё в 1989 году, был завершён со сдачей в эксплуатацию 5 декабря 2003 года[10] крупнейшего в стране Северомуйского тоннеля, отсутствие которого порождало серьёзные трудности в эксплуатации железной дороги. При этом заметная часть других подлежавших выполнению по первоначальному проекту работ была отменена ещё в 1990-е, однако в целом, строившаяся ещё с довоенного времени дорога была завершена. Длина только основного хода магистрали от Тайшета до Советской Гавани, без учёта ответвлений и соединительных линий, составила 4287 км.

В 2014 году стартовал мегапроект серьёзной комплексной реконструкции магистрали, также известный как проект «БАМ-2».

Ладожский вокзал

Ладожский вокзал

Современный вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге, построен в 2001—2003 гг. Единственный городской транзитный вокзал (со сквозным движением поездов). Построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Пригородные поезда прибывают на подземный (нижний) ярус здания, поезда дальнего следования — на верхний ярус. Обеспечена удобная пересадка на станцию метро и городской наземный транспорт. Стоимость проекта — 9 млрд рублей в ценах начала 2000-х гг. [11]

Электрификация Транссибирской магистрали

Проект стартовал в 1927 г., но на 1991 г. неэлектрифицированными оставались порядка 880 км магистрали[12]. Завершение проекта в 2002 г. (через 75 лет после его начала) позволило организовать на Транссибе сквозную проводку поездов весом 6 тыс. тонн и уменьшить простои на станциях при смене локомотивов. Только в пусковой комплекс последнего участка длиной 175 км вложено 2,5 млрд рублей в ценах тех лет[13] (свыше 10 млрд в ценах 2012 г.). Электрификация магистрали проходила в следующем порядке:

Электрификация железной дороги Волховстрой-1 — Кошта

Проект завершил электрификацию направления Санкт-Петербург — Вологда на одном из самых загруженных участков отечественных железных дорог протяжённостью 350 км[14]. Проект осуществлялся с 1998 по 2001 г.[15] Стоимость проекта 7,4 млрд рублей в ценах тех лет[16].

Спрямление Веребьинского обхода

Как известно, Санкт-Петербурго-Московская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена в 1851 году практически точно по прямой. Однако на трассе долгое время существовал изгиб, породивший легенду о «пальце Императора», помешавшем прочертить линию дороги совсем ровно по линейке. На самом деле с 1851 по 1881 году дорога была прямой, но из-за резкого перепада высот в районе крупнейшего на трассе и одного из крупнейших на то время в мире Веребьинского моста через долину реки Веребья возникали проблемы с движением грузовых поездов. Поэтому в 1874 году было принято решение не заменять деревянный мост на металлический, как делалось для остальных мостов на трассе, а построить Веребьинский обход, который, вступив в строй в сентябре 1881 г., позволил заметно уменьшить уклон.[17]

Обход функционировал до 2001 г., когда на старом месте был возведён новый мост через реку Веребья и подходы к нему. Получившийся уклон не представляет проблем для современной железнодорожной техники. Спрямление позволило уменьшить путь поездов на 6 километров и увеличить скорость их движения. Стоимость проекта 2,47 млрд рублей в ценах 2001 г.[18], что составляет порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

Электрификация линии Сорокская (Беломорск) — Обозерская

Однопутная линия общей протяжённостью 351 км, которую делят между собой Северная и Октябрьская ж.д. была введена в строй в начале Великой Отечественной войны как соединительная между железными дорогами на Архангельск и Мурманск, но в настоящее время именно через неё идёт основной поток грузов в Мурманск, в связи с чем она была электрифицирована. Отдельные участки электрификации линии вводились в строй с 1994 года, полностью же электрификация линии, а вместе с ней и всей магистрали Вологда — Мурманск, была завершена в 2003 году.[19]

Автомобильные дороги

Третье транспортное кольцо, г. Москва

Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997…2003 г. Общая протяжённость — 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд долларов.[20] В рамках проекта было построено несколько сооружений, которые по себе являются крупными проектами. В частности, среди них можно отметить:

Развязка Коломенского проезда и Нахимовского проспекта с Варшавским и Каширским шоссе в Москве

Представляет собой соединение Коломенского проезда и Нахимовского проспекта восьмиполосным тоннелем, проходящим под Варшавским шоссе, Каширским шоссе и железной дорогой павелецкого направления с соответствующими развязками. В ходе строительства применены уникальные технические решения — впервые в мировой практике проведено строительство тоннеля под действующей железной дорогой без остановки движения, для чего был сооружён специальный защитный экран, а сами железобетонные секции тоннеля продавливались под насыпью[21]. Развязка строилась с 1998 по 2002 г., стоимость 2,3 млрд рублей в ценах тех лет[22] (около 15 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Линии метрополитена

Станция Геологическая Екатеринбургского метро

Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена

Станция «Геологическая» построенной ранее первой линии Екатеринбургского метрополитена была фактически открыта в конце декабря 2002 г. (официальное открытие уже обслуживавшей пассажиров станции состоялось в январе 2003 г.). Станция технически сложная — глубокого заложения, пересадочная, имеет дополнительный этаж, на котором расположена станция проектируемой третьей линии[23], поэтому, по-видимому, является достаточно дорогой для крупного проекта.

Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена продолжалась и позднее.

Станция «Бунинская аллея» Бутовской линии, Москва

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введён в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции: «Улица академика Янгеля» — открыта 31 августа 2000 года, «Аннино» — открыта 12 декабря 2001 года и «Бульвар Дмитрия Донского» — открыта 26 декабря 2002 года.
  • Реконструкция станции Воробьевы горы. Завершена 14 декабря 2002 года, подробнее см. Реконструкция Лужнецкого метромоста.
  • Станция Парк Победы. 6 мая 2003 года на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.
  • Бутовская линия. Первая линия лёгкого метро в России и двенадцатая линия Московского метрополитена. Введена в строй 27 декабря 2003 года. Длина — 5,6 километра, включает 5 станций, в основном выполнена в виде надземной эстакады. Стоимость строительства составила 6,6 млрд рублей в ценах 2003 года, когда линия была открыта. [24][25]

Крупнейшие мосты

6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. [26] См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.

Кинешемский мост

Автодорожный (по первоначальному проекту — совмещённый) мост через Волгу в Ивановской области. Строился с 1982. Открыт в 2003 г. с увеличенным количеством полос для автотранспорта, но без железнодорожного хода. Стоимость проекта 6,4 млрд рублей в ценах 2003 г.[27]

Сургутский мост

Югорский (Сургутский) мост

Мост длиной 2110 м (основной пролёт 408 м) через Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введён в строй в 2000 г. [28] На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублёра.

Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь

Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди долгое время было заморожено, но продолжилось в 2010-е гг. и было завершено в 2016 году. Стоимость первой очереди составила 3,46 млрд рублей в ценах тех лет.[29][30]

Реконструкция Лужнецкого метромоста

Реконструкция совмещённого автомобильного и метромоста через Москву реку велась с 1983 г. по 2002 г. Открытая на нем в 1959 г. первая в мире расположенная на мосту станция метрополитена «Воробьевы горы» реконструировалась вместе с ним. За это время пришлось заменить большую часть конструкций моста, так как при его строительстве для обеспечения укладки бетона в зимнее время была использована поваренная соль, что впоследствии привело к быстрому выходу из строя железобетонных конструкций[31]. При этом для перестройки моста строителям пришлось строить фактически новые временные мосты для линии метро.

Новый Веребьинский мост

См. раздел Железные дороги.

Крупнейшие тоннели

Гагаринский тоннель, 2013

Гагаринский тоннель

Крупный совмещенный тоннель имеющий уникальную конструкцию «подземного моста» над ранее построенной станцией метрополитена[32] общей длиной 1100 м был введен в строй в рамках проекта Третьего транспортного кольца 27 декабря 2001 года. Уже тогда в конструкции тоннеля была фактически построена станция «Площадь Гагарина» тогда ещё только планировавшегося проекта Московского центрального кольца.

Лефортовский туннель, 2007

Лефортовский тоннель, г. Москва

Комплекс из двух разных тоннелей (глубокого и мелкого заложения) для встречных направлений движения в составе Третьего транспортного кольца был введен в строй в 2003 году. Общая длина тоннеля составляет 3246 м. Тоннель глубокого заложения обошёлся в 550 млн долларов, а сооружение в целом — 900 млн долларов. Тоннель стал последним из построенных — замыкающим — участком Третьего транспортного кольца.

Северомуйский тоннель, восточный портал, 2008

Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Однопутный железнодорожный тоннель, ставший завершающей частью гигантского проекта Байкало-Амурской магистрали, строился с 1977 года, был ведён в строй 5 декабря 2003 года.[33][34] Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[35]

Значительно позднее началось строительство Второго северомуйского тоннеля.

Аэропорты и аэродромы

Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово, Москва

Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово В рамках коренной реконструкции 1999—2003 гг. аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)[36]. Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.[37][38] Работы по развитию аэропорта продолжались и позднее.

Нефтяные и газовые месторождения

Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение

Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г., в 2004 г достигло проектной мощности по сеноманской залежи.[39] Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. [40] На месторождении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [41] На месторождении позднее велось освоение валанжинских (неокомских) залежей.

Добыча негорючих полезных ископаемых

Боксит Тимана

В 2002 году в Республике Коми с открытием специально построенной 170-километровой железной дороги было завершено создание инфраструктуры для добычи алюминиевой руды на Тиманском бокситовом месторождении. Только строительство железной дороги, стоимость которой составляла около половины стоимости проекта, обошлось в 70 млн долларов США[42], что говорит о том, что проект в целом однозначно относится к крупным.

Нефтепроводы

Балтийская трубопроводная система

Балтийская трубопроводная система (БТС) — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. Стоимость проекта оценивалась в 2 млрд долларов в ценах тех лет[43].

КТК

Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[44]. Запущен в 2001 г.[45], хотя полной пропускной способности достиг к середине 2004 г. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.

Гидроэнергетика

Бурейская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 года. К 1994 году строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 года.

В это время Бурейская ГЭС была частично введена в эксплуатацию. Пуск первого гидроагрегата на сменном рабочем колесе для работы при пониженном уровне воды на мощности 150 МВт был выполнен 20 июня 2003 года, а 9 июля 2003 года с участием Президент России Владимира Путина ГЭС была официально включена в энергосистему. Акт о приёмке первой очереди Бурейской ГЭС в эксплуатацию был подписан 30 июня 2003 года. Пуск аналогичного гидроагрегата № 2 со сменным рабочим колесом был выполнен фактически 28 октября 2003 года, а официально — 29 ноября 2003 года.

Станцию продолжали достраивать и позднее.

Водоводы Загорской ГАЭС

Загорская ГАЭС — завершение строительства

Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном, частично введённая в строй ранее была полностью достроена в это время. Ввод в строй шестого гидроагрегата, а также верхнего и нижнего бассейнов в проектных параметрах состоялся 25 августа 2000 года, а окончательно принята в постоянную эксплуатацию электростанция была в 5 ноября 2003 года.

В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС.

Зейская ГЭС — завершение строительства

Практически полностью вошедшая в строй ещё в 1980 году, крупная Зейская ГЭС, расположенная на реке Зея в Амурской области, ещё более 20 лет медленно достраивалась и была принята в постоянную эксплуатацию только 15 ноября 2002 года.[46]

Зеленчукская ГЭС — продолжение строительства

В этот период 2 октября 2002 года на частично введённой в строй ранее гидроэлектростанции был принят в эксплуатацию второй гидроагрегат, и она достигла проектной мощности 160 МВт. Полностью же электростанция была достроена позднее.[47]

Ирганайская ГЭС — продолжение строительства

В это время 10 декабря 2001 года на строившейся в Дагестане ГЭС в дополнение к уже введённому в эксплуатацию ранее первому гидроагрегату был введён в строй второй гидроагрегат. В это время на всё ещё недостроенной станции использовался пониженный уровень воды, поэтому фактически два её гидроагрегата общей установленной мощностью 400 МВт выдавали в сеть не более 214 МВт. Полностью электростанция была достроена позднее.

Курейская ГЭС — завершение строительства

Гидроэлектростанция мощностью 600 МВт, расположенная на реке Курейка у посёлка Светлогорск в Красноярском крае относительно недалеко от Норильска, строилась с 4 июня 1975 года. Хотя фактически ГЭС была введена в строй ранее, официально принятие её в промышленную эксплуатацию состоялось 11 декабря 2002 года.

Саяно-Шушенская ГЭС, 2007

Саяно-Шушенская ГЭС — завершение строительства

Несмотря на фактический ввод в строй ещё в 1990 году, крупнейшую ГЭС страны продолжали достраивать и устранять недостатки и повреждения, особенно в водобойном колодце, ещё десять лет — вплоть до официального её ввода в строй в 13 декабря 2000 года.

В 2002 году Саяно-Шушенской гидроэлектростанции было присвоено имя П. С. Непорожнего. Для повышения надёжности сброса паводковых вод в 2005…2011 гг. на гидроэлектростанции был построен новый Береговой водосброс, а после случившейся на ней в 2009 году серьёзной техногенной аварии на электростанция начался крупный проект её восстановления.

Атомная энергетика

АЭС «Темелин», Чехия

Первые два энергоблока строившейся с советских времён АЭС были введены в строй только в это время. Оба энергоблока используют реакторы типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт каждый[48]:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 февраля 1987 года, введён в строй 10 июня 2002 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 февраля 1987 года, введён в строй 18 апреля 2003 года.

Строительство ещё двух аналогичных энергоблоков было остановлено в 1990 г., дальнейшие планы расширения станции, анонсировавшиеся в 2000-х, были прерваны последующим финансовым кризисом.

АЭС Темелин, Чехия, 2007
Ростовская АЭС

Волгодонская (Ростовская) АЭС

Строилась с 1981 г. в г. Волгодонск Ростовской области. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд рублей. Изначально станция называлась Ростовской АЭС, но 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». Станция достраивалась и позднее.

2-й энергоблок АЭС «Моховце», Словакия

Второй энергоблок введённой в строй ранее АЭС «Моховце» в Словакии оснащён советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт. Строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 гг. и был введён в строй 11 апреля 2000 года.[49]

В настоящее время на станции достраиваются ещё два аналогичных энергоблока.

Тепловая энергетика

Нижневартовская ГРЭС — энергоблок № 2

Второй энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введён в строй в 2003 г. Мощность 800 МВт. Строительство второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет[50]. Аналогичный первый энергоблок станции был построен ранее в 1993 г.

Электростанция продолжала развиваться и позднее.

Северо-западная ТЭЦ, Петербург

Северо-Западная ТЭЦ

Первая в России ТЭЦ с парогазовым циклом. Строительство первой очереди, включающей энергоблок на базе парогазовой установки ПГУ-450Т осуществлялось в г. Санкт-Петербург с 1994 по 2000 г. Позднее в 2006 году был построен второй энергоблок. Электрическая мощность энергоблока составляет 450 МВт, тепловая — 350 Гкал/час. Стоимость строительства двух энергоблоков составляла 750 млн долларов в ценах 2002 года. Планируется строительство ещё двух энергоблоков. [51] [52]

ТЭС «Суйчжун», Китай

Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 800 МВт построена ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в 2000 году.[53]

Харанорская ГРЭС — энергоблок № 2

Три примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и позднее в ноябре 2012 г. Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) — 11 млрд рублей. [54]

Металлургия

Волгореченский трубный завод

Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд рублей[55]. На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства[56] (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).

Цех горячебрикетированного железа Лебединского горно-обогатительного комбината

В это время в 2001 году на Лебединском горно-обогатительном комбинате в Белгородской области был выведен на проектную мощность первый в стране цех по производству горячебрикетированного железа мощностью 1,0 миллион тонн продукции в год. Судя по более поздним аналогам, проект точно является крупным.

Позднее на предприятии был введён в строй второй цех по производству горячебрикетированного железа.

Магнитогорский металлургический комбинат — техническое перевооружение

Крупный металлургический завод, основанный в годы первых пятилеток. С начала 2000-х активно модернизируется. В этот период введены в строй множество относительно мелких объектов общей стоимостью несколько десятков млрд рублей и агрегат непрерывного горячего цинкования производительностью 500 000 тонн оцинкованного проката в год стоимостью 54 млн долларов в ценах тех лет, что составляет порядка 10 млрд рублей в ценах 2012 г. Последний строился с 2000 по 2002 г.[57]

Нижнетагильский металлургический комбинат — техническое перевооружение

На успешно развивавшемся и ранее Нижнетагильском металлургическом комбинате в 2000 году был завершён очень крупный проект технического перевооружения со стоимостью капитальных вложений более 700 млн долларов. В его рамках на предприятии были построены три машины непрерывного литья заготовок, комплекс внепечной обработки стали, новая нагревательная печь с шагающими балками в рельсобалочном цехе, несколько станков для холодной резки непрерывнолитой заготовки, новые линии прессования в огнеупорном производстве и прочие объекты.[58]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Стан 350 Оскольского электрометаллургического комбината

Строившийся ещё с 1988 года на Оскольском электрометаллургическом комбинате мелко- и среднесортный стан 350 производительностью 1 млн тонн в год в силу кризиса 1990-х годов выдал первую продукцию только в 2001 году, а полностью введён в строй был в 2002 году. Судя по аналогичным проектам, а также учитывая неизбежное удорожание вследствие затянутости сроков строительства, проект однозначно является крупным.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод — первые очереди коренной реконструкции

В это время на развивавшемся и ранее предприятии в городе Комсомольск-на-Амуре в рамках начавшейся в 1999 году коренной реконструкции завода были введены в эксплуатацию первые крупные установки. В 2001 году был введён в строй комплекс каталитического риформинга производственноймощностью 450 тыс. тонн в год, а в 2002 году — установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2 производительностью 2 млн тонн в год и блок изомеризации лёгкой нафты.

Завод продолжал активно реконструироваться и позднее.

Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

Крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании Лукойл. К 2001 г. в первый этап модернизации и расширения производства было вложено более 700 млн долл. С 2011 года планируется новая реконструкция стоимостью 84,5 млрд рублей. [59][60][61][62]

Машиностроение

Автомобильный завод Форд (Завод Ford Motor Company), г. Всеволжск, Ленинградская область

Завод открыт в 2002 г. и стал одним из первых в Петербургском автокластере. Объем инвестиций составил 330 млн долларов[63] (из них первоначальные — 150 млн долларов[64]).

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Магас, администрация президента Ингушетии

Строительство города Магас

Решение о строительстве нового административного центра республики Ингушетия принималось на федеральном уровне в 1993…1995 гг. Город основан в 1995 г., в 2000 г. стал столицей республики Ингушетия. Не смотря на то, что вследствие недофинансирования проекта первоначальной стоимостью порядка 150 млрд рублей в ценах 2012 г. намеченный объем работ выполнен не был, уже к 2007 г. в город было вложено порядка 25 млрд рублей[65]. В начале 2012 г. население города насчитывало 6 тыс. жителей и город продолжал активно строиться.

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Развертывание сетей мобильной связи стандарта GSM

Началось развёртывание сетей мобильной связи второго поколения стандарта GSM фактически с 1993 г. и в основном завершилось в 2003 г., когда сотовая связь появилась на территории Чечни.[66] Позднее, с 2007 г. начали развиваться сети третьего поколения, а сети стандарта GSM расширяться большей частью в отдалённых местностях. По некоторым оценкам[67] только операторы «большой тройки» потратили на строительство сетей GSM к 2007 г. по 4…5 млрд долларов каждый, то есть общая сумма инвестиций, с учётом региональных операторов, может составлять порядка 15 млрд долларов.

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоёмких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьёзно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.

Петербургский автокластер

Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области начал активно развиваться и достиг размеров крупного проекта именно в это время, хотя активно развивался и позднее. Были введены в строй следующие основные проекты:

Восстановленный Константиновский дворец

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

300-летие Санкт-Петербурга

На программу подготовки Санкт-Петербурга к 300-летнему юбилею, отмечавшемуся в 2003 году, выделялось 40 млрд рублей в ценах 2001 г.[70]. Была проведена массовая реставрация исторических фасадов, открыт парк 300-летия Санкт-Петербурга. Был восстановлен разрушенный в Великую Отечественную войну Константиновский (Большой Стрельнинский) дворец с ландшафтным парком 18-го века — теперь здесь размещается государственный комплекс «Дворец конгрессов».

Всероссийская перепись населения 2002 года

Очередная всероссийская перепись проходила по состоянию на 00 часов 00 минут 9 октября 2002 года. Из-за большого количества занятых в проведении мероприятия людей его стоимость традиционно далеко превзошла порог крупного проекта, составив около 4,8 млрд рублей в ценах 2002 года.[71]

Ссылки

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.