Крупные российские проекты (Временное правительство, март-ноябрь 1917)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Г. Е. Львов
А. Ф. Керенский

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй со 2 (15) марта 1917 г. по 24 октября (6 ноября) 1917 г.

Фактически в этот период были два самозваных, по сути, руководителя, выдвинутые либеральной интеллигенцией — Георгий Львов со 2 марта 1917 г. по 23 июля (5 августа) 1917 г. и Александр Керенский с 24 июля (6 августа) 1917 г. по 24 октября (6 ноября 1917 г.). Хотя формально Львов был назначен председателем правительства одним из последних указов Николая II, фактически это назначение вряд ли можно считать легитимным, поскольку оно было сделано по требованию и под давлением представителей Думы (кроме того, как свидетельствуют очевидцы, этот указ был подписан уже после отречения, и лишь для придания видимости законности на нём было проставлено предшествующее отречению время). Однако, поскольку никаких успехов ни тому, ни другому достичь не удалось — страна под их управлением всё глубже погружалась в хаос — крупные проекты этого времени описываются в одной статье.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Воля» в 1917 г.

Линейный корабль «Воля» (бывший «Император Александр III») типа «Императрица Мария»

Третий, задержавшийся с вводом в строй из-за военных условий, линкор строившейся с октября 1911 г. серии — два предыдущих линкора были введены в строй в 1915 г. Заложен на заводе «Россуд» в Николаеве в октябре 1911 г., спущен на воду в апреле 1914 г., после начала войны значительная часть его механизмов и брони была использована для экстренной достройки первых двух линкоров этого типа. Корабль носил имя гвардейского эскадренного броненосца типа Бородино, вошедшего в строй в 1903 году и героически погибшего в бою с главными силами японского флота в 1905 году. К началу 1917 г. линейный корабль был полностью достроен, весной прошёл испытания, в апреле был переименован и введён в строй под новым именем в июне 1917 г. Стоимость корабля 27,7 млн рублей в довоенных ценах.

Ввиду наступивших в то время потрясений корабль стал последним линейным кораблём, построенным для отечественного флота. Следующий корабль с именем «Император Александр III» — ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А был заложен в декабре 2015 года.

Железные дороги

Наступивший в процессе Февральской революции хаос на железных дорогах не прекращался весь 1917 г., поэтому заметное продвижение в строительстве железных дорог наблюдалось только на дальних окраинах страны.

Семиреченская ж.д. (продолжение строительства)

В этот период в дополнение к уже построенному крупному отрезку Семиреченской ж.д. (Арысь — Абаил), являвшемуся частью строившейся Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба), в рамках продолжавшегося строительства был введён в строй небольшой участок Абаил — Бурное (ныне Село им. Бауыржан Момышулы, республика Казахстан) длиной около 25 км, что по минимальным довоенным расценкам (50 тыс. рублей за версту) соответствовало 1,17 млн рублей и вместе с ранее введённым участком стоило 10,42 рублей в довоенных ценах (порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 г.). После этого строительство ж.д. было заброшено до начала 1920-х, и следующая крупная часть дороги была введена в строй в 1922—1924 гг..

Участок Псков — Полоцк Московско-Видаво-Рыбинской ж.д. (?)

Завершён в начале 1917 г. Точную дату ввода в строй обнаружить не удалось, поэтому возможно, что проект завершён уже при Временном правительстве. Однако есть основания думать, что он был завершён до переворота, поэтому основное описание проекта приведено в статье о периоде 1906—1917 гг.

Колёсные (автомобильные) дороги

Усинский тракт

Гужевая дорога Абакан — Кызыл длиной 436 км, соединившая с остальной страной Уряханский край (ныне Республика Тыва) была построена в гористой местности в 1911—1917 годах[2]. Первый обоз по дороге прошёл в 1914 году, а в 1917 строительство было просто остановлено в высокой стадии готовности из-за революционных событий. Возобновилось оно впоследствии гораздо позднее, в 1932 году, когда тракт был преобразован в автомобильную дорогу.

Угольные месторождения

Развитие Кузнецких каменноугольных копей (Копикуза)

Акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи» (или коротко «Копикуз») получило право использовать полезные ископаемые практически на всей территории Кузбасса, кроме его северной окраины. Общество провело геологические изыскания, показавшие, что в местности находится один из крупнейших бассейнов планеты. Работы начались в 1913 г. Проект, включавший крупные металлургический и коксохимический комбинаты, а также крупную Кольчугинскую железную дорогу, в результате закончен не был, постепенно замедляясь во время революций и Гражданской войны, включая и время правления в этой местности Колчака, и окончательно перейдя в состояние отложенного на неопределённый срок проекта в 1920 г., когда новое правительство отказалось от привлечения зарубежных инвестиций и национализировало предприятие. Проект достиг размеров крупного уже к 1917 г., однако, поскольку в Сибири вызванный Революцией экономический крах нарастал медленнее, именно на 1917 г. приходится пик открытия шахт, на что в тот год было потрачено 6,354 млн рублей[1]. С учётом расходов, произведённых ранее, суммарную стоимость проекта в этот период можно оценить в 20,459 + 6,354 = 26,813 млн рублей (с учётом гиперинфляции точный расчёт произвести тяжело, но это, видимо, около 27 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всероссийская Сельско-Хозяйственная перепись 1916 г.

Собственно перепись была проведена в мае-июле 1916 года ещё при Царе и охватывала почти всю сельскую местность страны (включая Камчатку и Якутию) за исключением оккупированных западных территорий. Результаты же опросов были обработаны и изданы в 1916…1917 гг. отчасти уже при Временном правительстве, которое в том же году затеяло ещё одну перепись.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ)