Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 33: Строка 33:


=== Военный порт Рогервик ===
=== Военный порт Рогервик ===
Крупный порт, предназначенный стать крупной базой российского флота на Балтике, был основан лично Петром I 23 июля 1718 года в заливе Пакри на северо-западе Эстонии. Место было выбрано как более удобное, чем базы в [[Кронштадт]]е и Ревеле (Таллине) ввиду большей солёности воды (пресная вода больше разрушает деревянные корабли), а также ввиду большей близости к центру Балтики и наличия удобной крупной бухты для стоянки кораблей. Строительство велось до 1726 г. (было приостановлено после смерти Петра I). К тому времени были построены: крепость Рогервик с пятью бастионами, один из старейших сохранившихся маяков на Балтике, крупное поселение на месте эстонской деревушки XVII в., дом Петра I и, естественно, доки, причалы и портовые сооружения. Новый порт, хотя и не стал главной базой Балтийского флота (ею остался Кронштадт), но превратился в важный укреплённый пункт на Балтике.
Крупный порт, предназначенный стать крупной базой российского флота на Балтике, был основан лично Петром I 23 июля 1718 года в заливе Пакри на северо-западе Эстонии. Место было выбрано как более удобное, чем базы в [[Кронштадт]]е и Ревеле (Таллине) ввиду большей солёности воды (пресная вода больше разрушает деревянные корабли), а также ввиду большей близости к центру Балтики и наличия удобной крупной бухты для стоянки кораблей. Строительство велось до 1726 г. (было приостановлено после смерти Петра I). К тому времени были построены: сама по себе являвшаяся крупным проектом [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_I,_1725-1727)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.A0.D0.BE.D0.B3.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B8.D0.BA|крепость Рогервик]], один из старейших сохранившихся маяков на Балтике, крупное поселение на месте эстонской деревушки XVII в., дом Петра I и, естественно, причалы и портовые сооружения. Новый порт, хотя и не стал главной базой Балтийского флота (ею остался Кронштадт), но превратился в важный укреплённый пункт на Балтике.


В 1762—1768 гг. при Екатерине II в Рогервике было возобновлено масштабное строительство, которым руководил знаменитый военный инженер генерал-фельдмаршал Миних (один из последних его проектов). С 1762 г. по 1922 г. назывался Балтийским Портом, в дальнейшем назывался по-эстонски Балтиски, а с 1934 года — Палдиски. От крепости Рогервик сохранились валы, а порт действует до сих пор.[http://flot.com/welfare/nostalgia/paldisky.htm][http://ru.wikipedia.org/wiki/Рогервик][http://petro-barocco.ru/archives/1974]
В 1762—1768 гг. при Екатерине II в Рогервике было возобновлено масштабное строительство, которым руководил знаменитый военный инженер генерал-фельдмаршал Миних (один из последних его проектов). С 1762 г. по 1922 г. назывался Балтийским Портом, в дальнейшем назывался по-эстонски Балтиски, а с 1934 года — Палдиски. От крепости Рогервик сохранились валы, а порт действует до сих пор.[http://flot.com/welfare/nostalgia/paldisky.htm][http://ru.wikipedia.org/wiki/Рогервик][http://petro-barocco.ru/archives/1974]

Версия от 23:26, 18 января 2019

Екатерина I

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 28 января (8 февраля) 1725 года по 6 (17) мая 1727 года.

Императрица Екатерина I служит живым доказательством глубинной демократичности Российской Империи, где, несмотря на дикие временами ущемления, сын рыбака с далёкой окраины при большом старании мог стать академиком, а простая служанка с вновь присоединённых земель — и вовсе Императрицей, причём абсолютно законно.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Екатеринентальский дворец и регулярный сад, 2012
Парк Екатериненталь, 1910 г.

Екатериненталь

Дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь был построен в Ревеле (Таллине) в 1718—1727 гг. для Петра I и его жены, императрицы Екатерины I, в честь которой и была названа резиденция. Она была создана на возвышенном участке в районе Ласнамяги, купленном в 1714 г. за 3500 талеров (в тот же год там был возведён небольшой домик Петра I).

В комплекс входили Екатеринентальский дворец с боковыми павильонами и огромный регулярный парк площадью 300 га (ныне регулярный характер сохранил лишь сад у самого дворца). Ансамбль в стиле «петровского барокко» был возведён архитекторами Никколо Микетти и Михаилом Земцовым, строительство продолжалось вплоть до смерти Екатерины I. Позднее дворец и парк стали известны также под эстонским названием Кадриорг. В 1929—1940 гг. здесь находилась резиденция президента Эстонии.[1]

Крупнейшие корабли и суда

66-пушечный линейный корабль «Нарва»

Линейный[2] корабль был заложен 7 декабря 1718 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 11 октября 1725 г.

54-пушечный линейный корабль «Не тронь меня» типа «Санкт-Михаил»

Третий в серии линейных кораблей типа «Санкт-Михаил» был заложен 15 октября 1722 года в в Санкт-Петербургском адмиралтействе и спущен на воду 25 апреля 1725 года.

Ещё один, последний, корабль этого типа был введён в строй позднее.

Крупнейшие морские порты

Крепость Рогервик, около 1718 г.
Валы крепости Рогервик, 2013 г.

Военный порт Рогервик

Крупный порт, предназначенный стать крупной базой российского флота на Балтике, был основан лично Петром I 23 июля 1718 года в заливе Пакри на северо-западе Эстонии. Место было выбрано как более удобное, чем базы в Кронштадте и Ревеле (Таллине) ввиду большей солёности воды (пресная вода больше разрушает деревянные корабли), а также ввиду большей близости к центру Балтики и наличия удобной крупной бухты для стоянки кораблей. Строительство велось до 1726 г. (было приостановлено после смерти Петра I). К тому времени были построены: сама по себе являвшаяся крупным проектом крепость Рогервик, один из старейших сохранившихся маяков на Балтике, крупное поселение на месте эстонской деревушки XVII в., дом Петра I и, естественно, причалы и портовые сооружения. Новый порт, хотя и не стал главной базой Балтийского флота (ею остался Кронштадт), но превратился в важный укреплённый пункт на Балтике.

В 1762—1768 гг. при Екатерине II в Рогервике было возобновлено масштабное строительство, которым руководил знаменитый военный инженер генерал-фельдмаршал Миних (один из последних его проектов). С 1762 г. по 1922 г. назывался Балтийским Портом, в дальнейшем назывался по-эстонски Балтиски, а с 1934 года — Палдиски. От крепости Рогервик сохранились валы, а порт действует до сих пор.[2][3][4]

Металлургическая промышленность

Нижнетагильский завод в 1890 г. На переднем плане — памятник Демидову.

Нижнетагильский завод

Завод в Нижнем Тагиле, по ряду оценок, был крупнейшим металлургическим предприятием XVIII в. не только в России, но и во всём мире (по величине с ним был сравним лишь государственный Екатеринбургский завод, также имевший 4 домны и множество молотов). Завод был запущен в декабре 1725 г., уже после смерти своего основателя Никиты Демидова, владельца самых производительных на Урале в 1710-е гг. Демидовских заводов. Предприятие строилось с 1720 г. в районе будущего города Нижний Тагил (где уже с 1722 г. действовал демидовский Выйский завод). В 1725 г. заработала первая домна нового завода, а к 1727 г. работали уже все 4 домны.

Крупнейшим и сложнейшим в постройке объектом на территории завода была плотина длиной 220 м, создающая напор для водяных машин (плотина, построенная на основе каркаса из лиственниц и обложенная бутовым камнем, сохранилась до сих пор). Нижнетагильская плотина славилась своим крайне удачным местоположением и большой эффективностью, притом что созданный плотиной заводской пруд имел сравнительно небольшой размер. Всего на заводе вскоре после выхода на полную мощность работало несколько тысяч человек, включая приписанных к заводу крестьян из окрестных слобод, которые поставляли на завод лес и обожжённый уголь. Длительный срок строительства завода, его величина и техническая сложность, а также большое число работников позволяет отнести этот проект к крупным для своей эпохи.[5][6][7][8]

Верх-Исетский завод, литография А. Я. Купфера 1828
Верхне-Уктусский (Елизаветинский) завод. План В. Горчакова, 1730

Новые Екатеринбургские заводы

После основания Екатеринбургского завода (1723 г.) начальник Сибирских заводов Вилим де Геннин основал ещё два крупных завода в районе строящегося Екатеринбурга — Верх-Исетский завод и Верхне-Уктусский (Елизаветинский) завод.

Новые заводы были названы именами Анны и Елизаветы — дочерей Петра I и императрицы Екатерины (в честь которой ранее был назван Екатеринбург). Верх-Исетский казённый Цесаревны Анны железоделательный завод был запущен 8 (19) ноября 1726 г., после постройки в 1725—1726 гг. заводской плотины, которая образовала крупный Верх-Исетский пруд (16 км²). Верхне-Уктусский казённый Цесаревны Елизаветы железоделательный завод также был запущен в 1726 г. после достройки в 1725 г. заводской плотины.

С постройкой новых предприятий Екатеринбург (административная столица Урала) оказался в центре целого комплекса крупных заводов.[9][10][11]

Фортификационные сооружения

Крепость Рогервик

В это время в рамках проекта военного порта Рогервик (позже Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония) в этом порту была введена в строй, хоть и не полностью доделана крепость с пятью бастионами.

Позднее эта крепость подверглась существенной реконструкции.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатеринентальский дворец

См. Екатериненталь.

Наука и образование

План Кунсткамеры — первого главного здания Академии наук в XVIII веке. Здание является символом академии по сей день.

Академия Наук и Художеств

Несмотря на то, что первый Указ о создании будущей Российской академии наук вышел ещё при Петре I, фактически начала она свою работу уже при Екатерине I — первое заседание Академии произошло 12 ноября 1725 г. Помимо того, что в распоряжение созданной Академии были переданы недешёвые огромная библиотека, коллекция редкостей и огромный дом попавшего в опалу барона П. Шафирова на Васильевском острове, собственно на её содержание ещё петровским указом выделялась огромная по тем временам сумма в 24 012 рублей. С учётом тогдашних реалий по описанной в начале статьи методике в ценах 2012 года это эквивалентно сумме порядка не менее, чем 15 млрд рублей.

Академия Наук создавалась не просто как собрание учёных, а как масштабная организация и как целая новая отрасль академической науки и образования, задачей которой было не только формирование научных школ по всем направлениям фундаментальных наук того времени, но и решение многих практических задач государственного значения. Вместе с Академией Наук и Художеств были созданы (или созданы ранее, но переданы Академии в подчинение) следующие организации:

  • Академический университет Петербургской Академии наук — первый российский университет, считающийся предшественником Санкт-Петербургского университета, начал действовать с января 1726 года.
  • Академическая гимназия — первое общеобразовательное среднее учебное заведение в России — также начала действовать с января 1726 года.
  • Кунсткамера — первый музей России, основанный ранее Петром I — коллекции музея были перевезены в 1726 году в предназначенное для музея и Академии здание на Васильевском острове (строительство здания продолжалось до 1734—1735 года).
  • Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук — устройство обсерватории началось в 1725 году и было завершено в 1735 году с завершением строительства башни Кунсткамеры, где располагалась обсерватория.
  • Библиотека Академии наук — одна из крупнейших библиотек XVIII века в России.
  • Типография Академии наук — в ней печатались первые в России академические издания и научные журналы.
  • Петергофская гранильная фабрика — одно из учреждений в рамках художественного направления деятельности Академии.
  • Географический департамент — учреждение, ведавшее первыми инструментальными географическими съёмками Российской империи и созданием первого академического атласа России.
Чертёж здания Академии и башни астрономической обсерватории в поперечном разрезе

Впоследствии при Академии были организованы физический и минералогический кабинеты, химическая лаборатория (основанная в 1748 г. М. В. Ломоносовым), анатомический театр, инструментальные мастерские и художественные классы, ботанический сад, тайный кабинет (занимавшийся дешифровкой секретной дипломатической почты).

Спустя всего лишь десять лет после основания Академии, в 1736 г., известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Создание в кратчайшее время одного из крупнейших центров мировой науки было выдающимся успехом Российского государства. Добиться этого стало возможно по ряду причин: высочайший уровень участия монархов и правительства России в делах Академии; высокий уровень финансирования; создание Академии как комплексной организации, ведущей деятельность по всем направлениям науки; широкое участие Академии в решении важнейших практических и прикладных задач; крайне удачный выбор иностранных кадров для первого состава учёных Академии; наличие или скорое появление крупных учёных русского происхождения («собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» по выражению Ломоносова) наличие в России широчайших возможностей для научной деятельности — гигантская территория России была, с одной стороны, настоящей terra incognita для академической науки, а с другой стороны, была уже достаточно хорошо освоена русскими в отношении установления порядка и безопасности и создания дорожной, почтовой и городской инфраструктуры.

Россия представляла собой огромное поле для научных исследований в области таких наук, как география, этнография, история, археология, ботаника, зоология, геология и в целом естественная история. Важнейшим мероприятием Российской Академии Наук в первой половине XVIII века, вскоре после создания Академии, было участие Академического отряда в крупнейшей в истории Великой Северной Экспедиции, впервые давшей мировой науке многочисленные данные о географии, этнографии и истории, растениях и животных отдалённых регионов России — Сибири, Камчатки и Аляски.

Первым президентом Академии Наук и Художеств был уроженец России Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Он же был фактическим организатором Академии, и крупнейшей его заслугой был в целом крайне удачный подбор кадров — в Россию были привлечены многие крупнейшие европейские учёные и многие молодые специалисты, впоследствии ставшие выдающимися учёными. В первом поколении академиков российское происхождение имел лишь Блюментрост, но уже с конца 1730-х — начала 1740-х годов в Академии появляются выдающиеся учёные родом из России. В галерее представлены некоторые наиболее выдающиеся русские академики первой половины XVIII века.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Город Рогервик

См. Военный порт Рогервик.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.