Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 69: Строка 69:
=== Витебско-Жлобинская железная дорога ===
=== Витебско-Жлобинская железная дорога ===
=== Участок Екатеринбург - Челябинск ===
=== Участок Екатеринбург - Челябинск ===
=== Участок Петербург - Вологда ===
=== Участок Санкт-Петербург - Вологда ===


== Фортификационные сооружения ==
== Фортификационные сооружения ==

Версия от 15:07, 23 июля 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.), введенные в строй с 21 октября 1894 г. по 23 апреля 1906 г. Границы периода обусловлены фактическим вступлением на престол и изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием конституции Империи).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Серия первоклассных эскадренных броненосцев, построенных по по улучшенному проекту броненосца «Цесаревич» на судостроительных заводах Санкт-Петербурга. Согласно принятой в 1898 г. программе кораблестроения «Для нужд Дальнего Востока» в стране фактически создавался третий флот — Тихоокеанский. Сверх обычного бюджета военного кораблестроения на эти цели в рамках программы выделялось 90 млн рублей (около 160 млрд рублей в ценах 2012 г.), которые должны были пойти большей частью на строительство пяти дополнительных эскадренных броненосцев. Корабли строились для экстренного усиления флота ввиду угрозы нападения Японии, однако силами тогдашнего министра финансов Витте, яростно возражавшего против малейшего завышения расходов на оборону, сроки их готовности при дальнейшей переработке программ строительства флота были сдвинуты с 1902 на 1905 г., что сыграло роковую роль в судьбе и этих кораблей, и страны в целом. Стоимость единицы без учета существенного удорожания из-за переделок при постройке 13,84 млн рублей в ценах 1900 г. (25 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено пять кораблей:

  • «Бородино», заложен 1900 г., вошел в строй в сентябре 1904 г.
  • «Император Александр III», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1903 г.
  • «Орёл», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1904 г. непосредственно перед уходом на Дальний Восток. Готовность корабля сильно задержала диверсия (как считается, кого-то из революционно настроенных рабочих), в результате которой весной 1904 г. почти достроенный корабль оказался полузатоплен у достроечной стенки в Кронштадте.
  • «Князь Суворов», заложен 1901 г., вошел в строй в августе 1904 г.
  • «Слава», заложен 1902 г., вошел в строй в июне 1905 г. — корабль не смогли подготовить к походу на Дальний Восток вовремя из-за того, что после диверсии на «Орле» туда пришлось передать часть механизмов, в том числе остродефицитные, по причине полной загрузки мощностей отечественных заводов, электроприборы. Возможно это обстоятельство стало роковым для всей войны, так как японский флот к этому времени имел только четыре броненосца и против пятого полноценного броненосца в русской линии неизбежно оказался бы слабо бронированный броненосный крейсер, который мог запросто взлететь на воздух или полностью потерять ход всего от одного попадания «Славы» главным калибром в район ватерлинии.

Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

Эскадренный броненосец «Цесаревич»

Эскадренный броненосец строился во Франции, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в мае 1899 г., в строю с августа 1903 г. Стоимость корабля (видимо, без российских компонентов) 11,3 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренный броненосец «Ретвизан»

Эскадренный броненосец строился в США, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в июле 1899 г., в строю с декабря 1901 г. Стоимость корабля (видимо, без российских компонентов) 9,6 млн рублей (17 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» и «Победа»

Эскадренные броненосцы типа «Полтава»

Эскадренный броненосец «Ростислав»

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Эскадренный броненосец «Три Святителя»

Эскадренный броненосец «Наварин»

Броненосный крейсер «Баян»

Броненосный крейсер «Громобой»

Броненосный крейсер «Россия»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аскольд»

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»

Морские порты

Дальний

Порт Александра III

Железные дороги

Транссибирская магистраль (через КВЖД)

Западно-Сибирская железная дорога

Южно-Уссурийская железная дорога

Северо-Уссурийская железная дорога

Средне-Сибирская железная дорога

Забайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная доога

Участок Китайский разъезд - Манчжурия Забайкальской ж.д.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)

Южная ветка (Харбин - Порт-Артур) КВЖД

Витебско-Жлобинская железная дорога

Участок Екатеринбург - Челябинск

Участок Санкт-Петербург - Вологда

Фортификационные сооружения

Крепость Порт-Артур

Крепость Либава

Крепость Владивосток