Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.), введенные в строй с 21 октября 1894 г. по 23 апреля 1906 г. Границы периода обусловлены фактическим вступлением на престол и изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием конституции Империи).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

После победы над Китаем в войне 1894-1895 гг. Япония взяла курс на создание общеазиатской империи, которая должна была включать в том числе и российский Дальний Восток. Частью этой политики было строительство на зарубежные кредиты и, большей частью, на зарубежных же верфях мощного флота, явно непосильного для этой страны в мирное время. По этой причине на рубеже веков Россия также предпринимала меры как по наращиванию военно-морского флота, который к началу войны стал вторым по силе в мире после английского. Однако в дальнейшем распыленность сил по трем в разной степени изолированным флотам (Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому), а также экономия средств по инициативе министерства финансов, привели к тому, что основные силы построенного в это время флота были разбиты на Дальнем Востоке по частям.

Эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Серия первоклассных эскадренных броненосцев, построенных по по улучшенному проекту броненосца «Цесаревич» на судостроительных заводах Санкт-Петербурга. Согласно принятой в 1898 г. программе кораблестроения «Для нужд Дальнего Востока» в стране фактически создавался третий флот — Тихоокеанский. Сверх обычного бюджета военного кораблестроения на эти цели в рамках программы выделялось 90 млн рублей (около 160 млрд рублей в ценах 2012 г.), которые должны были пойти большей частью на строительство пяти дополнительных эскадренных броненосцев. Корабли строились для экстренного усиления флота ввиду угрозы нападения Японии, однако силами тогдашнего министра финансов Витте, яростно возражавшего против малейшего завышения расходов на оборону, сроки их готовности при дальнейшей переработке программ строительства флота были сдвинуты с 1902 на 1905 г., что сыграло роковую роль в судьбе и этих кораблей, и страны в целом. Стоимость единицы без учета существенного удорожания из-за переделок при постройке 13,4-14,6 млн рублей в ценах 1900 г.[1] (24-26 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено пять кораблей:

  • «Бородино», заложен 1900 г., вошел в строй в сентябре 1904 г.
  • «Император Александр III», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1903 г.
  • «Орёл», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1904 г. непосредственно перед уходом на Дальний Восток. Готовность корабля сильно задержала диверсия (как считается, кого-то из революционно настроенных рабочих), в результате которой весной 1904 г. почти достроенный корабль оказался полузатоплен у достроечной стенки в Кронштадте.
  • «Князь Суворов», заложен 1901 г., вошел в строй в августе 1904 г.
  • «Слава», заложен 1902 г., вошел в строй в июне 1905 г. — корабль не смогли подготовить к походу на Дальний Восток вовремя из-за того, что после диверсии на «Орле» туда пришлось передать часть механизмов, в том числе остродефицитные, по причине полной загрузки мощностей отечественных заводов, электроприборы. Возможно это обстоятельство стало роковым для всей войны, так как японский флот к этому времени имел только четыре броненосца и против пятого полноценного броненосца в русской линии неизбежно оказался бы слабо бронированный броненосный крейсер, который мог запросто взлететь на воздух или полностью потерять ход всего от одного попадания «Славы» главным калибром в район ватерлинии.

Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

Эскадренный броненосец «Цесаревич»

Эскадренный броненосец строился во Франции, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в мае 1899 г., в строю с августа 1903 г. Общая стоимость корабля 14 млн рублей[2] (25 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренный броненосец «Ретвизан»

Эскадренный броненосец строился в США, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в июле 1899 г., в строю с декабря 1901 г. Общая стоимость корабля 12,55 млн рублей[3] (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» и «Победа»

Серия эскадренных броненосцев отечественого производства в которой броня и артиллерия были принесены в жертву кресерским качествам (скороси и дальности). Корабли получились достаточно мощными, но, в целом, не слишком удачными, поскольку их скорость практически не превосходила скорость броненосцев следующего поколения и отказ от бронирования оконечностей оказался неудачным для того времени решением. Стоимость каждого кораблей составила от 10,05 до 11,34 млн рублей (18-20 млрд рублей в ценах 2012 г.). Изначально по проекту было заказано два корабля, третий строилсся позднее и по измененнному проекту. Всего в серии было построено три корабля:

  • «Пересвет», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
  • «Ослябя», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
  • «Победа», заложен в феврале 1899 г., введен в строй в феврале 1903 г. Обычно все три корабля относят к типу «Пересвет», но третий (дополнительный) корабль серии — «Победа» — несмотря на практически неизменный внешний вид, существенно отличался от первых двух в боевом отношении, так как имел броню следующего поколения (+20 % прочности), новые усиленные орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда и увеличенную на 470 миль дальность плавания.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава»

Эскадренный броненосец «Ростислав»

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Эскадренный броненосец «Три Святителя»

Заложен в сентябре 1891 г. на верфи Николаевского адмиралтейства, спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в 1895 г. (по некоторым сведениям фактически в 1897 г.). Получив, по сравнению с «Навариным», увеличенные скорость и водоизмещение, улучшенную броню и новые орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда, на момент ввода в строй являлся сильнейшим боевым кораблем в мире. Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну водоизмещения[4], можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (25 млн рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренный броненосец «Наварин»

Первый русский эскадренный броненосец с "классическим" для этого типа кораблей основным вооружением - четырьмя орудиями калибром 305 мм в двухвухорудийных башнях. Заложен в Санкт-Петербурге в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в июне 1896 г. Стоимость корпуса 2,9 млн рублей, механизмов (с учетом штрафа за задержку изготовления) 1,5 млн рублей, с учетом того, что миллионные суммы требовались также на броню и вооружение, и дело происходило в начале 1890-х, однозначно относится к крупным проектам.

Броненосный крейсер «Баян»

Стоимость корабля 7,0 млн рублей [5] (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Броненосный крейсер «Громобой»

Броненосный крейсер «Россия»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Стоимость корабля 5,9 млн рублей [6] (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»

Первый корабль серии были построен в Германии с российским вооружением и отдельными компонентами. В дальнейшем он был признан наиболее удачным из всех заказывавшихся в качестве «образцов» иностранных крейсеров и в России по данному проекту было построено еще три крейсера (четвертый достроен не был, так как погиб при пожаре в деревянном эллинге в низкой степени готовности). Стоимость головного крейсера составила 5,509 млн рублей (с учетом данных по стоимости 1900 г. и инфляции это позволяет оценить его стоимость практически ровно в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость остальных составила 7,36 млн рублей (13 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено 4 корабля, из них в этот период было введено в строй три:

  • «Богатырь» — заложен в декабре 1899 г., спущен на воду в январе 1901 г., введен в строй в августе 1902 г.
  • «Кагул» (позднее переименовывался в «Память Меркурия» и «Коминтерн») — заложен в августе 1901 г., спущен на воду в мае 1902 г., введен в строй в 1905 г.
  • «Олег» — заложен в июле 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., введен в строй в июне 1904 г.

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»

Морские порты

Военно-морская база Порт-Артур

15 марта 1898 г. в Пекине было подписано соглашение, согласно которому Квантунсий полуостров и расположенный на нем сильно устаревший к тому моменту порт-крепость Порт-Артур передавались в аренду России на 25 лет с првом соединения этой территории с КВЖД с помощью отдельной ветки. Порт-Артур имел стратегическое значение по двум причинам: во-первых, это был первый доступный Российскому Императорскому флоту незамерзающий порт на Тихом океане, а во-вторых он, в отличие от Владивостока и всех других военных портов России того времени, позволял свободный выход флота в мировой океан. Также большие надежды в экономическом плане возлагались на заложенный неподалеку коммерческий порт Дальний (который к настоящему моменту развился в крупный мегаполис Далянь).

В оборудование базы, первая очередь которой должна была быть окончательно введена в строй в 1909 г., в 1901-1904 гг. было инвестировано 11 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.) из 14 требовавшихся[7]. При этом на организацию ее обороны (строительство фортификационных сооружений крепости Порт-Артур) в 1900-1904 гг. было потрачено около 4,25 млн рублей при необходимых 15 млн рублей[8].

В дальнейшем в ходе войны крепость с честью выдержала полугодовую осаду - несмотря на неоправданную мягкость коменданта при переговорах о сдаче, в целом оборона Порт-Артура может рассматриваться как героическая, достаточно вспомнить первоклассные крепости в Европе, которые были взяты за куда меньший срок, чем недостроенный Порт-Артур. Как метко заметил один из участников тех событий под Порт-Артуром, каждый русский солдат "схватился с пятью японцами и двоих из них убил". Отдавая должное духу наших воинов здесь все же следует признать, что врядли они могли бы противостоять многократно превосходящему противнику не будь у них построенных перед войной укреплений. И неизвестно, не пришлось бы России лишиться вообще всего Дальнего Востока, не продержись Порт-Артур достаточно долго, пока по недостроенному Транссибу перевозили войска на восток.

Дальний

Коммерческий порт на раендованной у Китая территории, построенный неподалеку от военно-морской базы Порт-Артур. К сожалению, в те времена министру финансов таки удалось убедить руководство страны урезать военные расходы в пользу коммерческих, поэтому к началу войны с Японией в 1904 г. этот порт был практически отстроен (и даже победил в общеимперском конкурсе самых благоустроенных городов), в то время как гораздо более необходимые для обороны региона Транссиб, КВЖД и военно морская база Порт-Артур находились в полузаконченном состоянии. В результате порт, который в дальнейшем мог стать одним из крупнейших на Тихом океане и принести стране огромные прибыли, достался японцам. К настоящему времени он превратился в китайский город Далянь с населением более 6 млн человек. Объем инвестиций в проект в 1898-1904 гг. составил по разным сведениям порядка 20-30 млн рублей (36-54 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Порт Александра III

Железные дороги

Транссибирская магистраль (через КВЖД)

Западно-Сибирская железная дорога

Южно-Уссурийская железная дорога

Северо-Уссурийская железная дорога

Средне-Сибирская железная дорога

Забайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная доога

Участок Китайский разъезд - Манчжурия Забайкальской ж.д.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)

Южная ветка (Харбин - Порт-Артур) КВЖД

Витебско-Жлобинская железная дорога

Участок Екатеринбург - Челябинск

Участок Санкт-Петербург - Вологда

Фортификационные сооружения

Крепость Либава

Крепость Владивосток