Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Павел I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 7 (18) ноября 1796 года по 12 (24) марта 1801 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Михайловский замок, 1800—1801 (поздняя гравюра с акварели тех лет)
Михайловский замок, 2011
Двор Михайловского замка, 2007

Михайловский замок

Императорский дворец, названный в честь Архангела Михаила ныне также известен как «Инженерный замок» из-за размещавшегося в нём позднее Главного инженерного училища. Дворец проектировался с 1784 года при непосредственном участии самого Павла I, причем к моменту начала строительства было разработано уже 13 вариантов проекта дворца.

Указ о строительстве дворца на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны был подписан 28 ноября 1796 года. Непосредственно строительство дворца началось 26 февраля (9 марта) 1797 года. Само строительство по требованию Павла I велось стахановскими темпами — до 6000 рабочих под руководством сразу нескольких архитекторов строили дворец днем и ночью при свете фонарей и факелов. Также для строительства дворца использовались материалы, заготовленные для других строек и даже разбирались отдельные дворцовые строения в других местах.

Дворец был введен в строй (торжественно освящен) в день святого Архангела Михаила 8 (21) ноября 1800 года. При этом отделочные работы продолжались до марта 1801 года. Всего лишь через 40 дней после переезда в Михайловский замок император Павел I был убит заговорщиками.

Общая стоимость строительства замка составила 6 171 069 рублей.

Крупнейшие корабли и суда

Копия линейного корабля «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)

130-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Благодать»

Сверхтяжелый по тому времени линейный корабль, соответствовавший в глазах современников нынешнему ударному атомному авианосцу. Первый в России и второй в мире корабль более чем 120-пушечного ранга, уступавший по размарам только не вполне удачному с точки зрения маневренности четырехдечному испанскому линейному кораблю «Сантисима Тринидад». После гибели последнего в Трафальгарском сражении в 1805 году — крупнейший боевой корабль в мире до списания в 1814 году. Назван фактически в честь фаворитки Императора, чьё имя Анна именно так и переводится. Заложен 25 февраля 1799 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1800 года с помощью разработанной И. П. Кулибиным системы блоков. Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.[1]

В дальнейшем корабль участвовал во всех наполеоновских войнах, которые вела Россия. В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется современная копия корабля «Фрегат Благодать», на которой размещаются рестораны и банкетные залы.

110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Ягудиил»

Заложен 6 декабря 1799 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 17 ноября 1800 года.

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

74-пушечные линейные корабли составляли основу эскадр того времени. В это время на Балтийском и Белом морях были построены следующие из них:

  • «Северный Орёл» — заложен 21 сентября 1794 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 2 мая 1797 года.
  • «Москва» — заложен 21 августа 1798 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1799 года.
  • «Ярослав» — заложен 21 августа 1798 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1799 года.
  • «Святой Пётр» — заложен 12 ноября 1798 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 июля 1799 года.
  • «Зачатие Святой Анны» — заложен 25 февраля 1799 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1800 года. Был посроен по чертежу трофейного линейного корабля «Ретвизан», захваченного у шведов в 1790 году.

74-пушечные линейные корабли Черноморского флота

74-пушечные линейные корабли составляли основу эскадр того времени. В это время на Черном море были построены следующие из них:

  • «Симеон и Анна» — заложен 15 ноября 1795 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 19 июля 1797 года.
  • «Михаил» («Святой Михаил») — заложен 31 октября 1796 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 20 июня 1798 года.
  • «Тольская Богородица» — заложен 9 марта 1798 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 7 августа 1799 года.
  • «Мария Магдалина Вторая» — заложен 9 марта 1798 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 7 августа 1799 года.
  • «Святая Параскева» — заложен 4 ноября 1798 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 6 ноября 1799 года.

72-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Архистратиг Михаил»

Корабль, реально несший 64 пушки, был посроен по чертежу трофейного линейного корабля «Эмгейтен», захваченного у шведов в 1790 году. Заложен 25 февраля 1799 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1800 года.

68-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Варахаил»

Заложен 6 ноября 1798 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 12 октября 1800 года.

66-пушечный линейный корабль «Победа»

Заложен 11 сентября 1795 года на Соломбальской верфив Архангельске, спущен на воду 26 мая 1797 года. В 1801 году перечислен из Балтийского флота в Черноморский, воевал в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море, а также участвовал в войне с Турцией 1809…1812 гг на Чёрном море.

Металлургическая промышленность

Металлургическое производство Луганского литейного завода

Доменный цех Луганского литейного завода

См. Луганский литейный завод (первый пусковой комплекс).

Машиностроение

Луганский литейный завод (первый пусковой комплекс)

Решение о строительстве крупного металлургического и машиностроительного предприятия на юге страны для снабжения, прежде всего, Черноморского флота и войск на турецкой границе более дешевым вооружением было принято 14 (25 ноября) 1795 года по результатам проведенных ранее изысканий руд и углей в Донбассе. Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», который гласил:

В Славяно-сербском уезде Екатеринославской губернии учредить литейный завод. Употребить на это важное дело 715733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота. Определить заводу до трёх тысяч мастеровых и поселян.

Фактически же строительные работы развернулись еще с ранней весны 1794 года с широким участием опытных в угольной металлургии английских специалистов. Проектом предусматривалось обширное гидротехническое строительство с каналом, плотинами, резервуарами и крупной мельницей, а также создание угольных шахт в районе балки Лисичьей (ныне Лисичанск), первый уголь на которых был добыт в апреле 1796 года. Первая домна завода, впервые в стране работающая на коксе, была введена в строй 16 октября 1800 года.

Полностью завод вошел в строй позднее в 1804 году, когда были завершены мельница и цех с паровой машиной для механической обработки орудийных стволов. Вокруг завода вырос крупный город Луганск.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Здание Семёновского полкового госпиталя построенное в 1799 г., 2013

Казармы лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге

Увлеченный военным делом Павел I, помимо собственно армейских реформ, начал строительство каменных военных городков. Первым образцовым комплексом такого типа стали построенные в 1798…1800 годах архитекторами Ф. И. Волковым и Ф. И. Демерцовым Семеновские казармы. Это был целый комплекс каменных зданий, включавший, помимо собственно офицерских и солдатских казарм, образовавших каре вокруг плац-парада, штабные, складские и вспомогательные помещения, а также полковой госпиталь и церковь (которая, видимо, существовала ранее).

Часть зданий того периода — несколько казарм и госпиталь — сохранились до наших дней в перестроенном виде.

Усадьба Останкино - вид с Останкинской телебашни, 2009

Усадьба «Останкино»

К этому времени на территории давно обустраиваивавшейся усадьбы вводятся в строй целый ряд объектов, фактически завершающих ансамбль в целом — это парк «Увеселительный сад» (1794), пейзажный парк с прудами (1797) и, главное, большой дворец-театр, построенный в 1794…1797 годах и являвшийся крупнейшим крепостным театром того времени. Причем крепостным он мог считаться уже лишь условно, поскольку проходившие там в это время грандиозные для того времни постановки требовали участия до 170 человек, в том числе вольнонаемного персонала.

Останкино в первой половине XIX в.

Строительство дворца-театра и усадьбы неразрывно связано с известной романтической историей о женитьбе графа Шереметьева на дочери кузнеца, крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, для которой, по сути, всё это и было построено. И, по-видимому, вполне справедливо, поскольку без её участия Шереметьев, весьма вероятно, спился бы гораздо раньше.[2]

Михайловский замок

См. раздел Символы Нации.

Фортификационные сооружения

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.