Крупные российские проекты (перспективные)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, выполнение которых уже внесено в отдалённые планы пока без окончательного выделения финансирования на основную часть работ.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

В документе «Основные положения ОСНОВ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу»[1], который был утвержден Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-906, отмечен целый ряд конкретных проектов, реализации которых следует ждать от отечественной космонавтики.

Космодром Восточный — строительство третьей очереди

После 2025 года (по другим данным — к 2028 году[2]), в рамках третьей очереди строительства, предполагается создать космический ракетный комплекс (КРК) для ракеты сверхтяжёлого класса грузоподъёмностью более 70 тонн[3][4][5], с помощью которой будет реализовываться программа освоения дальнего космоса (межпланетные исследования Луны, Марса и других космических тел)[6].

Ракета космического назначения «Ангара-А5П»

Планируется для вывода на орбиту пилотируемого космического корабля «Федерация», первый запуск с космодрома «Восточный» был запланирован на 2021 год[7], однако позднее был отложен на неопределенное время, в связи с решением об использовании для запуска «Федерации» другой ракеты — «Союз-5».[8]

Ракета космического назначения «Ангара-А5В»

Стоимость разработки ракеты, представляющей собой вариант тяжёлой ракеты Ангара с кислородно-водородным блоком третьей ступени, оценивалась в 37 млрд рублей. Ракета предназначена для увеличения грузоподъёмности ракет семейства Ангара.[9] Проект на 2017 год предполагается реализовать не ранее второй половины 2020-х годов, до 2025 года средства на него не предусмотрены.[10]

Ракета-носитель сверхтяжёлого класса

В 2016 году Роскосмос приступил к предварительному проектированию новой сверхтяжелой ракеты на базе двигателей РД-171, разработанных в ходе программы «Энергия-Буран», и до сих пор непревзойденных. По проекту выполненная на базе пакета из доработанных первых ступенней разрабатываемого «Союза-5» ракета будет выводить на Низкую Опорную Орбиту (НОО) порядка 80 тонн полезного груза, а в перспективе до 160 тонн. По мнению конструкторов, создание сверхтяжелой ракеты по новой схеме возможно в рекордные 5-7 лет, к рубежу 2025 года подойти к реализации лунной программы. [11]

Космический ракетный комплекс ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью

В перспективе планируется создать частично многоразовую ракету тяжёлого, по-видимому, класса с многоразовой первой ступенью и наземный комплекс для неё на космодроме «Восточный». Согласно серии статей, опубликованных в журнале «Авиакосмическая техника и технология» № 1 за 2010 год, такой носитель при применении нового горючего — сжиженного природного газа, а также ряда других новых технических решений сможет радикально превзойти по своей эффективности все имеющиеся на сегодняшний день в мире ракеты космического назначения такого класса.[12]

Новая российская орбитальная станция

Роскосмосу дано задание не позднее 2017 года начать создание новой российской орбитальной станции, что связано с планами завершить российское участие в проекте МКС.[13]

Доставка на Землю грунта с Фобоса и Марса

Грандиозный проект, требующий, помимо прочего, доставки на Марс ракеты-носителя, официально прописан в планах Роскосмоса без указания точной даты.[14]

Пилотируемые полёты на Луну

Официально планируются к 2030 году.[15][16]

Переход к использованию обслуживаемых на орбите автоматических космических аппаратов

К 2030 году предполагается создание, а после 2030 года — переход к преимущественному использованию крупных спутников и межорбитальных буксиров, предусматривающих повышение их надёжности за счёт создания специальных систем их ремонта и обслуживания, в том числе заправки, прямо на орбите. Создание обслуживаемой спутниковой платформы и средств её обслуживания позволит избежать большинства типичных для современной космонавтики ситуаций в которых какой-нибудь малюсенький нераскрывшийся элемент приводит к выходу из строя космического аппарата стоимостью от единиц до десятков миллиардов рублей.[17]

Развертывание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды

Предусмотренное[18] в планах Роскосмоса создание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды потребует вывода в космос нескольких уникальных космических аппаратов, при этом для обеспечения глобального стереообзора Солнца как минимум два из них должны будут быть выведены на околосолнечную орбиту.

Развёртывание производств в космосе

Космическое пространство предоставляет уникальные возможности для производств по созданию материалов с особыми свойствами, в частности высокосовершенных кристаллов и сверхчистых материалов, которых невозможно получить на земле из-за действия гравитации и невозможности получения необходимого качества вакуума. Также возможно организация производства компонентов ракетного топлива на Луне, поскольку их доставка с Луны может обойтись значительно дешевле, чем с Земли, доставка откуда в космос даже самых простых грузов обходится не менее чем примерно в 500 тыс. рублей за килограмм. Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[19]

Принцип работы космического лифта

Постоянно действующая база на Луне

Выполнение проекта на данный момент планируется на отдалённую перспективу, а предприятия-разработчики надеются начать проект в 2030-е — 2040-е годы[20].

Пилотируемая экспедиция на Марс

Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе.[21]

Космические лифты

Успехи в создании сверхпрочных материалов позволяют надеяться на создание тросовых систем, непосредственно связывающих точки либрации в окрестностях Луны с её поверхностью, а в более отдалённой перспективе аналогичные конструкции могут быть созданы на Марсе и на Земле. Выполнение проекта на данный момент планируется в отдалённой перспективе[22], поскольку для Луны и, отчасти, Марса создание таких лифтов при большом желании возможно уже в ближайшее время и сдерживается в основном отсутствием в них необходимости и достаточно высокой стоимостью проектов. Что же касается Земли, то для неё создание космического лифта, который должен иметь длину порядка 40 000 км, станет практически возможным лишь в случае успешного завершения разработок перспективных сверхпрочных материалов на базе углеродных нанотрубок.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин»

Принято решение о возврате на российские железные дороги модулей БЖРК — ядерных ракет, которые будут замаскированы под обычные железнодорожные вагоны.[23] Новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» должен поступить на боевое дежурство после 2018 года. Низкий вес новых ракет позволит вагонам ездить по обычным, никак не усиленным железнодорожным путям.[24] О создании в России нового БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс) было официально заявлено в конце 2012 года.[25] 4 мая 2015 года стало известно, что эскизное проектирование БЖРК «Баргузин» полностью завершено. Планируется, что каждый поезд будет вооружён шестью межконтинентальными баллистическими ракет РС-24 «Ярс» и поступит в РВСН до 2020 года.[26]

В конце 2017 года было заявлено о прекращении разработки БРЖК, во всяком случае, на ближайшую перспективу[27].

Авиация

Истребитель шестого поколения

Перспективный истребитель будет гиперзвуковым (более 2 км/сек), одноместным, сверхманёвренным, многофункциональным и построен по технологии «стелс» из композитных материалов. Первый полет российского самолета шестого поколения может состояться до 2025 года[28].

Крупнейшие корабли и суда

Перспективный российский авианосец

К настоящему моменту проведена часть научно-исследовательских работ и существуют проработанные проекты головного авианосца нового проекта для Военно-морского флота России. Однако неясно, когда может начаться строительство. Известно лишь, что оно займёт 8-10 лет. [29] В мае 2015 года Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца, разработка велась с 2005 года. Потребность России в авианосцах оценивается в 4 единицы. [30]

Перспективный российский лёгкий авианосец

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разрабатывает концепцию легкого многоцелевого авианосца (ЛМА)[31].

Перспективный российский вертолётоносец

В долгосрочную программу военного кораблестроения России до 2050 года внесено проектирование и строительство десантных вертолетоносцев. [32]

Подлодка пятого поколения

В 2016 году генеральный директор петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев сообщил, что подлодка пятого поколения может быть создана в России после 2020 года, уже заключен контракт с Минобороны на её разработку.[33]

Ледокол-лидер

Крупнейший в истории атомный ледокол, мощностью 110 МВт, который, в отличие от всех предыдущих, будет способен круглогодично проводить суда по всему Северному морскому пути, планируется построить в рамках развития Севморпути в обозримом будущем. На середину 2015 года проект находится в стадии проработки эскизного проекта.[34]

Морские порты

Реконструкция порта в Поронайске, остров Сахалин

Планируемая модернизация порта в Поронайском районе может быть связана со строительством железнодорожных переходов, которые соединят Сахалин с Евразийским материком и Японскими островами. Фактически новый порт должен помочь увеличить отгрузку сырья с Сахалина и, если его мощность будет около 15 млн тонн в год, строительство целесообразно даже без моста между Сахалином и материковой частью России или Сахалином и Японией. Инвестиции в порт до 2025 года можно оценить примерно в 20 млрд рублей[35].

Новый глубоководный район Архангельского порта

См. Белкомур.

Железные дороги

ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург

Высокоскоростную железнодорожную магистраль длиной около 659 км, параллельную нынешней скоростной предполагается построить в 2021—2030 гг. После этого время в пути между столицами составит 2,5 часа, что фактически позволит при острой необходимости ездить в другую столицу на работу каждый день.[36]

Высокоскоростная магистраль ВСМ-2 Москва — Екатеринбург

Высокоскоростная магистраль, строительство первой очереди которой от Москвы до Казани через Нижний Новгород уже находится в ближайших планах, полностью же проект планируется реализовать между 2021 и 2030 годами.[37]

Планируется также построить ряд ответвлений магистрали, из которых наиболее крупным и проработанным является линия Казань — Самара.

Высокоскоростная магистраль ВСМ-3 Центр — Юг Москва — Ростов-на-Дону — Адлер

Высокоскоростная магистраль длиной порядка 1540 км должна быть построена между 2021 и 2030 годами.[38]

Высокоскоростная магистраль Казань — Самара

Самое крупное ответвление длиной 560 км от магистрали ВСМ-2 планируется построить вдоль среднего течения Волги в 2021—2030 гг.

Высокоскоростная магистраль Харбин — Владивосток

В 2014—2015 годах власти провинции Хэйлунцзян (КНР) впервые высказали идею строительства ВСМ «Харбин — Владивосток»[39]. Проект строительства скоростной магистрали от Харбина до Владивостока предполагает прокладку более 380 км путей со строительством 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяня до Харбина уже осуществляется, таким образом ж/д линия Муданцзянь — Владивосток будет соединена со скоростными железными дорогами Китая. Планируется, что скорость движения будет составлять 250 км/ч[40]. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, может составить до 19 млрд долл. США[41].

Организация скоростного движения на линии Хабаровск — Владивосток

Организация пассажирского движения на бывшей Уссурийской ж.д. со скоростью 140—200 км/ч планируется в 2021—2030 гг. Как показала практика аналогичных проектов, проект однозначно будет крупным из-за высоких затрат на реконструкцию практически всей инфраструктуры железной дороги на линии.[42]

Организация скоростного движения в Центральной Сибири

В 2021—2030 гг. планируется организовать пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч на железных дорогах, связывающих Новосибирск с Омском, Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком и Красноярском.[43]

Организация скоростного движения на линии Екатеринбург — Челябинск

Организовать пассажирское движение со скоростью 300 км/ч на линии Екатеринбург — Челябинск планируется в 2021—2030 гг.[44] 15 июня 2017 года было подписано соглашение с китайской компанией China Railway Group Ltd[45]. В перспективе возможна интеграция магистрали в высокоскоростной коридор «Берлин-Москва-Астана-Пекин». Объём инвестиций составит 2,5 млрд долл. США[46].

Организация скоростного движения в Нижнем Поволжье

В 2021—2030 гг. планируется организовать пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч на железных дорогах, связывающих Самару с Саранском, Пензой и Волгоградом через Саратов.[47]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород

На одном из старейших железных дорог страны пассажирское движение со скоростью 140—200 км/ч планируется организовать в 2021—2030 гг.[48]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Ярославль

Реконструкция бывшей Московско-Ярославской железной дороги для организации скоростного движения планировалась до 2020 года, хотя может быть отложена в пользу направлений, связывающих города, где будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года.[49][50]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Суземка (с дальнейшим продлением до Киева)

Организация высокоскоростного пассажирского движения в направлении Киева планировалась до 2020 года, однако сроки её реализации могут быть значительно отодвинуты в силу недостатка средств по ту сторону границы.[51]

Организация скоростного движения на направлении Москва — Красное (с продлением до Минска и далее в Европу)

Организация высокоскоростного пассажирского движения в направлении Минска планировалась до 2020 года, однако сроки её реализации могут быть значительно отодвинуты в силу недостатка средств по ту сторону границы.[52]

Северный широтный ход — продление магистрали до Дудинки

В 2014 г. планируется начать строительство магистрали Северный широтный ход на участке Надым — Салехард — Лабытнанги (при этом совмещённый мост через реку Надым уже строится). В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки, что свяжет Норильскую ж.д. с сетью железных дорог страны. [53]

Северо-Сибирская железная дорога

Железную дорогу, проходящую в широтном направлении параллельно Транссибу и Северному широтному ходу примерно посередине между ними планируется построить, продлив существующий участок Сургут — Нижневартовск далее вдоль Оби и северного берега нижнего течения Ангары с выходом к БАМу в районе Усть-Илимска.

В ещё более дальней перспективе линия теоретически может быть продлена как на запад через Урал, так и на восток к Ленску и Якутску.

Железная дорога Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь

Будущая железная дорога общей длиной 215 км и стоимостью не менее 35 млрд руб[54]. Будет проложена по территории Республики Крым. Должна установить прямое сообщение Керченского моста с центром полуострова, избавить от необходимости прохождения через Джанкой на севере Крыма, а также сократить длину маршрута почти на 100 км[55].

Железная дорога Коммунистический — Кочевая (с обходом Казахстана)

Будущая железная дорога общей длиной 131 км[56]. Будет проложена по территории Волгоградской и Астраханской областей. Должна решить стратегическую задачу пуска железнодорожного движения по железной дороге Палласовка — Ахтуба в обход территории Республики Казахстан.

Железная дорога Волгоград — Элиста

Будущая железная дорога общей длиной 260 км[57]. Имеет важное социальное значение. Будет проложена по территории Республики Калмыкия и Волгоградой области. Создаст возможность прямого выхода из Центральной части России в Республику Калмыкия.

Железная дорога Аксарайская — Элиста

Будущая железная дорога общей длиной 240 км[58]. Будет проложена по территории Республики Калмыкия и Астраханской области. Создаст новое кратчайшее направление для обеспечения перевозок грузов из Прикаспийского региона в порты Азово-Черноморского бассейнов.

Железная дорога Воркута — Усть-Кара — Амдерма

Будущая железная дорога Воркута — Усть-Кара — Амдерма[59]. Длина участка Воркута — Усть-Кара 210 км[60]. Будет проложена по территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Должна соединить Воркуту с портами Карского моря.

Железная дорога Ивдель — Салехард

Будущая железная дорога общей длиной 814 км страница 180. Также имеет названия «Полуночное — Обская-2» и «Урал промышленный — Урал Полярный»[61]. Будет проложена по территории Свердловской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Должна решить задачи соединения Свердловской и Северной железных дорог, а также освоения месторождений полезных ископаемых вдоль восточного склона Уральских гор. Общая стоимость строительства 102—140 млрд рублей[62].

Железная дорога Салым — Ханты-Мансийск

Будущая железная дорога общей длиной около 200 км[63]. Имеет важное социальное значение. Должна соединить административный центр ХМАО с железнодорожной сетью России. Также, строительство ЖД открывает перспективы к освоению новых углеводородных участков недр в Ханты-Мансийском, Октябрьском и Нефтеюганском районах в будущем. Впоследствии железная дорога будет продолжена до Приобья, что позволит создать новый широтный ход в Западной Сибири и разгрузить железную дорогу Екатеринбург — Тюмень — Тобольск.

Железная дорога Коновалово — Называевская — Татарская (с обходом Казахстана и Омска)

Будущая железная дорога общей длиной 585 км[64]. Будет проложена по территории Курганской, Тюменской, Омской и Новосибирской областей. Должна решить стратегические задачи пуска железнодорожного движения по территории России в обход Петропавловского ж/д узла, расположенного на территории Казахстана, а также создания железной дороги-дублёра в обход Омска, через который в настоящее время проходит единственная железная дорога, соединяющая Европейскую часть России с Восточной Сибирью и Дальним Востоком[65][66].

Железная дорога Бийск — Горно-Алтайск

Будущая железная дорога общей длиной 115—123 км[67]. Имеет важное социальное значение. Должна соединить административный центр Республики Алтай с железнодорожной сетью России. Возможно дальнейшее продление в Монголию и КНР.

Железная дорога Усть-Кут — Непа — Ленск

Будущая железная дорога общей длиной около 1100 км. Будет проложена по территории Иркутской области и Республики Якутия. Стоимость строительства в 2008 году оценивалось в 110 млрд рублей[68].

Железная дорога Могзон — Новый Уоян

Будущая железная дорога общей длиной около 700 км[69]. Будет проложена по территории Забайкальского края и Республики Бурятия. Должна решить задачи соединения Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

Железная дорога Хани — Олёкминск

Будущая железная дорога общей длиной около 450 км[70]. Будет проложена по территории Республики Якутия. Должна задачи освоения золоторудного месторождения «Таборное» и создания Тарыннахского ГОК[71].

Железная дорога Тыгда — Зея

Будущая железная дорога общей длиной 105 км. Будет проложена по территории Амурской области. Имеет важное социальное значение. Должна соединить город Зея с железнодорожной сетью России. Общая стоимость строительства 11 млрд рублей[72].

Железная дорога Шимановск — Гарь — Февральск

Будущая железная дорога общей длиной 277—289 км[73][74]. Будет проложена по территории Амурской области. Должна решить задачи соединения Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также создания Гаринского ГОК[75].

Соединение Транссиба с Транскорейской железной дорогой

Россия планирует вложить более 15 млрд долларов в проект соединения Транссибирской магистрали (Транссиба) с Транскорейской железной дорогой (ТЖД) — это позволит осуществлять транзит грузов из Сибири через Северную Корею в Южную и обратно. Об этом 30 ноября 2014 года заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, который находится с визитом в Южной Корее. [76]

Высокоскоростная магистраль Москва — Пекин

Китай намерен построить высокоскоростную железную дорогу, которая свяжет его с Россией. Путешествие на поезде из Москвы в Пекин при этом будет занимать два дня. Стоимость проекта по состоянию на начало 2015 года оценивается в 242 млрд долларов.[77]

Железнодорожная линия на острове Калимантан, Индонезия

Меморандум о строительстве 300-километровой неэлектрифицированной однопутной железной дороги с морским угольным терминалом подписан РЖД весной 2015 года.[78]

Белкомур (Белое море — Коми — Урал)

Много лет продвигаемый властями соответствующих регионов проект предполагает формирование железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермь) длиною 1161 километр: строительство 712 км новых участков и модернизация 449 км существующей железной дороги, в частности линий Архангельск — Карпогоры и Вендинга — Микунь — Сыктывкар. Магистраль позволит напрямую вывозить осуществлять перевозки между Уралом и арктическими портами России, в первую очередь через Архангельский порт. В сентябре 2015 года к реализации проекта присоединилась крупная китайская компания «Poly Technologies», что резко повышает его шансы на реализацию в ближайшие годы. В рамках реализации проекта планируется также строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта в 55 км севернее Архангельска, величина грузооборота до 45 млн тонн в год. [79]

Баренцкомур (Баренцево море — Коми — Урал)

Проект железнодорожной магистрали, которая должна соединит Индигу, Сосногорск и Троицко-Печорск в Республике Коми, с пос. Полуночное в Свердловской области и городом Сургут в ХМАО. Общая протяжённость участка «Индига — Ивдель (Полуночное)» составит около 1200 км. Данный проект внесён в стратегию развития я железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Предполагается, что строительство Баренцкомура (наравне с Белкомуром или вместе с ним) позволит перенаправить экспортные грузы с Урала и Западной Сибири в порт Индига вместо портов Украины и Прибалтики.[80]

Железная дорога Газимуровский завод — Лугокан

Возможное продолжение линии Нарын — Газимуровский завод, достроенной в 2015 году (движение открыто в 2012) в Забайкальском крае. По изначальным планам дорога длиной 425 км должна была прийти к 5 крупнейшим полиметаллическим месторождениям Забайкалья. Однако затем длина стройки была сокращена до 223 км и дорога дошла только до Быстринского и Бугдаинского ГОКов. [81]

Таким образом, в перспективе остаётся строительство линии длиной около 200 км до оставшихся 3 месторождений — Култуминского, Лугоканского и Солонеченского. Норникель посчитал их в 2009 г. нерентабельными для разработки, однако месторождения остаются недоразведанными, и с течением времени по исчерпании других ресурсов их рентабельность должна возрасти.[82]

Автомобильные дороги

Скоростная магистраль «Краснодар — Абинск — Кабардинка»

В 2015 и 2017 годах проводились конкурсы на предпроектные работы по строительству скоростной магистрали из Краснодара в Геленджик в обход Новороссийска, призванной разгрузить местные дороги, не справляющиеся на этом участке с нагрузками в летнее время. Дорога, четырёхполосная на всём протяжении будет иметь длину около 160 км и проходить частично по горной местности. Только предпроектные работы в 2015 году оценивались в 742 млн рублей.[83][84]

Автомагистраль через Берингов пролив

Автомагистраль через Берингов пролив на Чукотке и Аляске планируется построить в одном транспортом коридоре с железнодорожной Трансполярной магистралью [85]

Скоростная магистраль «Шали — Бавлы» — участок новой платной федеральной автомобильной дороги «Казань — Оренбург»

Дорога строится в раках создания нового международного коридора «Европа — Западный Китай» по маршруту «Санкт — Петербург — Казань — Оренбург — Актюбинск — Алматы — Хоргос», который является оптимальным путем из Европы в Китай, с минимальным количеством стран-участниц и границ. Коридор обеспечит развитие всесторонних связей европейских государств с Российской Федерацией и странами Средней и Юго-Восточной Азии. Протяженность автомагистрали «Шали (М-7) — Бавлы (М-5)» — 294 км Техническая категория — I а Расчетная скорость движения — 150 км/ч. Начало реализации проекта — 2005 год. Ввод в эксплуатацию планируется к 2018 году. I очередь строительства введена в эксплуатацию в 2011 году, стоимость строительства составила 3840 млн рублей. [86]

Автодорога Муравленко — Надым

Автодорога длиной более 200 км должна быть построена на условиях концессионного соглашения в Ямало-Ненецком автономном округе. Строительство дороги позволит срезать острый угол, образуемый федеральной трассой Тюмень-Салехард в районе Нового Уренгоя более чем на 300 км и связано с ожидающимся вводом в строй строящегося участка дороги от Надыма до Салехарда.[87]

Автодорога «Алдан»

Строительство в Якутии дороги республиканского значения Хандыга — Джебарики-Хая — Эльдикан. В посёлке Джебарики-Хая находится угольная шахта, и новая дорога обеспечит круглогодичный вывоз каменного угля, а также обеспечит транспортной инфраструктурой перспективные проекты освоения месторождений на реке Алдан.[88] Дорога будет примыкать к федеральной автотрассе «Колыма». Ожидаемая протяжённость автотрассы 310 км[89]. С 2008 года идёт медленное строительство северного участка трассы от Хандыги до Джебарики-Хая длиной 53 км и стоимостью 6 млрд рублей[90]. В 2011 году открыт мост через реку Восточная Хандыга длиной 389 метров стоимостью 1 млрд 700 млн рублей.[91][92]

Данную дорогу в будущем планируется связать с автодорогой «Амга» (Якутск — Амга), которая через посёлок Усть-Мая выйдет на Эльдикан, а затем к Охотскому морю через посёлки Югорёнок и Нелькан к посёлку Аян.[93][94] В настоящий момент возможен круглогодичный проезд по существующей дороге Эльдикан — Югорёнок.[95]

С 2011 по начало 2017 года известий о дальнейшем строительстве дороги не поступало.

КАД-2 в Ленинградской области

Будущая кольцевая автомобильная дорога в 20-35 км от Санкт-Петербурга. По различным вариантам, длина 205—295 км, стоимость строительства 287—354 млрд рублей, сроки строительства от 6 до 11 лет[96]. Строительство возможно в 2020-е — 2030-е годы[97]. Строительство южной части КАД-2 возможно на основе трассы А-120[98].

«Глубокий» обход Тюмени

Будущая полукольцевая автомобильная дорога к югу и юго-востоку от Тюмени. Соединит федеральные автодороги Р-351 (Екатеринбург — Тюмень), Р-254 (Курган — Тюмень), Р-402 (Тюмень — Ишим) и Р-404 (Тюмень — Тобольск)[99]. Длина дороги составит около 100 км, строительство будет окончено к 2025 году[100].

Дальний западный обход Краснодара

Будущая полукольцевая автомобильная дорога к западу и северу от Краснодара. На новой магистрали протяженностью 52,6 км будет возведено три транспортные развязки, четыре моста и десять путепроводов. Соединит дорогу Краснодар — Темрюк и федеральную трассу М-4 «Дон». Новый транспортный коридор обойдет существующую городскую агломерацию и зоны перспективной застройки по дальнему маршруту. Стоимость строительства составит 29,7 млрд рублей[101].

Линии метрополитена

Строительство Московского метрополитена

  • Молжаниновская линия — от Третьего пересадочного контура (ТПК) через Молжаниновский район до Зеленограда[102].
  • Бирюлёвская линия — от Нагатинского Затона до нового вокзала Москвы в Старосырово[103].
  • Линия вдоль Ярославского направления МЖД от Третьего пересадочного контура (ТПК) через Мытищи до Королёва[104].
  • Линия в Балашиху[105].

Строительство Петербургского метрополитена

  • 7-я Адмиралтейско-Охтинская линия[106].
  • 8-я Кольцевая линия[107].

Строительство Новосибирского метрополитена

Возможно строительство 3-ей Кировской линии, 4-ой Первомайской линии, 5-ой Октябрьской линии, второго метромоста[108][109].

Строительство Самарского метрополитена

Возможно строительство второй и третьей линий метрополитена[110].

Строительство Екатеринбургского метрополитена

Возможно строительство второй и третьей линий метрополитена[111].

Петербургский скоростной трамвай

Система лёгкого рельсового транспорта в Санкт-Петербурге. Время строительства одной из линий — 2 года и 4 месяца[112]. Стоимость строительства всех линий составит более 50 млрд рублей[113]. Возможно финансовое участие фонда PIF из Саудовской Аравии и фонда Mubadala Development из ОАЭ[114].

Крупнейшие мосты

Переход через пролив Лаперуза

Будущий переход (мост или тоннель) между Сахалином и Хоккайдо. В случае реализации данного проекта, а также создания перехода через пролив Невельского (Сахалинский тоннель, либо Сахалинский мост), Япония будет соединена прямым сухопутным сообщением с материком Евразия[115]. Создание перехода между Россией и Японией может обойтись в 1 трлн рублей. Предполагается, что переход будет совмещённым (автомобильный и железнодорожный)[116]. А после строительства моста Евразия — Сахалин и с созданием транспортного коридора Япония — Россия — Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надёжность[117].

Второй мост Саратов-Энгельс

Будущий мост через Волгу соединит города Саратов и Энгельс, трасса моста будет пролегать через Казачий остров. Ориентировочная стоимость моста составит 43 млрд рублей[118].

Увекский автодорожный мост

Будущий мост через Волгу соединит города Саратов и Энгельс, трасса моста будет проходить по южной окраине Саратова около посёлка Увек. Возможно строительство совмещённого (автомобильного и железнодорожного) моста[119].

Увекский железнодорожный мост (новый)

Будущий железнодорожный мост через Волгу. Рассматриваются варианты реконструкции существующего моста, либо строительство нового моста. Также возможно строительство совмещённого (автомобильного и железнодорожного) моста[120].

Пятый мост через Обь в Новосибирске

Согласно Генеральному плану Новосибирска, левобережная и правобережная части города должны быть соединены шестью мостами через Обь. Новый мост появится около северной границы города[121].

Шестой мост через Обь в Новосибирске

Согласно Генеральному плану Новосибирска, левобережная и правобережная части города должны быть соединены шестью мостами через Обь. Новый мост появится около южной границы города[122].

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Линии электропередач из России в Корею

Правительствами России, Южной и Северной Кореи рассматривается возможность создания линий электропередач из России через территорию Северной Кореи в Южную.[123] Это позволит начать экспорт электричества из России в Южную Корею, которая является энергодефицитным регионом.

Атомная энергетика

Балтийская АЭС

АЭС в составе двух энергоблоков общей мощностью 2,3 ГВт строилась с 2010 года в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и была призвана обеспечить. Первый объект Росатома, на который планировалось допустить иностранных инвесторов — энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой оценивалась в 225 млрд рублей. [124] Строительство было заморожено в 2014 году в связи с возможными сложностями со сбытом электроэнергии за границу после обострения внешнеполитической ситуации.[125]

В перспективе возможна достройка АЭС, в том числе с менее мощными реакторами.

Кольская АЭС-2

Один энергоблок ВВЭР-ТОИ будет построен в Мурманской области на замену выбывающих мощностей Кольской АЭС страница 4.

Центральная АЭС

Два энергоблока ВВЭР-ТОИ будут построены в Буйском районе Костромской области для электроснабжения Костромской области и Московского региона страница 4.

Нижегородская АЭС

Два энергоблока ВВЭР-ТОИ будут построены в Навашинском районе Нижегородской области для увеличения энергетического потенциала Нижегородской области страница 5.

Татарская АЭС

Один энергоблок ВВЭР-ТОИ будет построен в Нижнекамском районе Республики Татарстан для увеличения энергетического потенциала Республики Татарстан страница 5.

Белоярская АЭС — новые энергоблоки

Пять энергоблоков БН-1200 будут построены в Свердловской области для увеличения энергетического потенциала Свердловской области страница 5.

Южноуральская АЭС

Один энергоблок БН-1200 будет построен в Челябинской области для покрытия дефицита энергобаланса Челябинской области страница 6.

Северская АЭС

Один энергоблок БРЕСТ-300 будет построен в Томской области на замену мощностей полностью остановленной в 2008 году Сибирской АЭС и для покрытия дефицита энергобаланса Томской области страница 6.

Тепловая энергетика

ТЭС Полярная, г. Салехард

Теплоэлектростанция в Ямало-Ненецком АО почти точно на полярном круге. Мощность 268 МВт, из них около 30 МВт обеспечивается газовой турбиной, устанавливаемой в рамках строительства первой очереди, а остальное — строящейся во вторую очередь парогазовой установкой ПГУ-240. Станция строилась с 2012 года с большими перерывами и была впоследствии отложена на неопределенный срок, связанный с вводом в строй железной дороги Надым -Салехард (Северный широтный ход), которая может потребовать дополнительную, сейчас не востребованную, электроэнергию. [126] Стоимость проекта — 17 млрд рублей[127]

Газопоршневая электростанция в Новороссийске

Реализация проекта Новороссийской ТЭС, на который было в 2015 году подписано соглашение, изначально была намечена на 2016-2019 годы, объём инвестиций должен был составить 400 млн евро. Ввод энергообъекта мощностью 367 МВт позволил бы существенно улучшить ситуацию с энергоснабжением региона, где дефицит мощности на момент подписания контракта составлял 660 МВт. При этом очень высокая для заявленной мощности стоимость объекта обусловлена тем, что строительство предполагается вести на месте бывших иловых карт местных водоочистных сооружений с переработкой накопившихся на них осадков и рекультивацией территории.На конец 2017 года проект отложен.[128]

Промышленность строительных материалов

Цементный завод ОАО «Евроцемент» в Ставропольском крае

Цементный завод производительностью 1,3 млн тонн цемента в год. Строился с 2011 года, ввод в строй ожидался в 2015 году, однако затем в условиях кризиса, по всей видимости, был отложен. Общий объем инвестиций 14 млрд рублей. [129]

Цементный завод «Азия-Цемент» в селе Усть-Инза Никольского района Пензенской области — вторая очередь

Крупнейший цементный завод производительностью 4 млн тонн цемента в год. Строился с 2009 г., ввод в строй первой очереди на 2 млн тонн цемента в год состоялся в мае 2014 года. Строительство второй очереди планировалось завершить в 2015 году, однако оно бвло отложено.[130]

Цементный завод в Красногвардейском районе Белгородской области

Цементный завод производительностью 3 млн тонн цемента в год. Строился с 2012 года, но впоследствии был отложен с перспективой возобновления возможно уже в 2018 году[131]. Общий объем инвестиций 40 млрд рублей. Рядом строился таже относительно дешёвый кирпичный завод на 60 млн кирпичей в год. [132]

Месторождения

Бакчарское железорудное месторождение

Гигантское месторождение железной руды в Томской области. Возможно, является крупнейшим в России и в мире. Разведанные запасы железной руды оцениваются в 28,7 млрд тонн. Прогнозные запасы оцениваются в 110 млрд т. — эта цифра вдвое превышает все известные запасы России, и если окажется верной, то превосходит даже запасы Курской магнитной аномалии.

В 2007 г. на Полынянском участке месторождения добыта первая тысяча тонн руды, однако пока полномасштабное промышленное освоение ещё не началось в связи с отсутствием инвестиций.[133][134]

Гидротехнические сооружения

Канал Амур — озеро Большие Кизи — Тихий океан

Канал вдоль старого русла Амура неподалёку от порта Де-Кастри длиной по суше всего менее 8 км, но требующий строительства регулирующих сооружений на Амуре позволит полностью избавить нижнее течение реки от характерных для неё катастрофических наводнений, сократить путь из Амура в Тихий океан на 250 км и увеличить длительность навигации. Слабой стороной проекта является необходимость тщательного учёта рыбоохранных требований, очень суровых в бассейне реки Амур.

Канал должен пересекаться к подходами планируемого моста на Сахалин, в связи с чем строительство любого из этих двух проектов приведёт к активизации обсуждения другого.

Наука и образование

Циклический коллайдер будущего (FCC)

В декабре 2016 года Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) выбрал в качестве базового проект новосибирского Института ядерной физики имени Г. И. Будкера (ИЯФ, Новосибирск) для строительства нового коллайдера сверхвысокой энергии, более масштабного, чем Большой адронный коллайдер. Планируемый ускоритель обозначается как циклический коллайдер будущего (FCC, Future Circular Colliders). Концептуальный проект на основе базового должен быть подготовлен к 2018 году.[135]

Проект «Евразия»

Бурение сверхглубокой скважины глубиной 15 км совместно с Казахстаном должно начаться в районе Прикаспийской впадины и быть осуществлено в течение пяти лет. Стоимость проекта, осуществляемого для изучения геологии богатого углеводородами региона, должна составить 500 млн долларов. На начало 2017 года проект уже несколько лет находился в стадии обсуждения. [136]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Китайско-монголо-российский экономический коридор

2 апреля 2014 года Китай в лице главы МИД КНР Вана И предложил построить китайско-монголо-российский экономический коридор, объединив китайский проект экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи создания трансевразийского коридора. [137] Речь идёт о строительстве транспортного коридора с параллельным развитием территорий вокруг него.

См. также

Примечания