Крупные российские проекты (планируемые): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 20: Строка 20:


== Авиация ==
== Авиация ==
=== Истребитель-перехватчик МиГ-41 ===
Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, разрабатываемый на замену высотному перехватчику МиГ-31, сможет выполнять задачи в космосе. Будет абсолютно новым самолётом, а не глубокой модернизацией МиГ-31, которому он придет на смену. В перспективе будет создан беспилотный вариант. Поставки нового самолёта в состав Вооружённых сил России могут начаться в середине 2020-х годов[https://ria.ru/arms/20170822/1500876303.html].


=== Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт ''CR 929'' ===
=== Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт ''CR 929'' ===
Меморандум о заинтересованности в создании самолета был подписан в апреле 2014 года, а основополагающие документы - 25 июня 2016 года во время официального визита Владимира Путина в Китай. Облик самолёта был впервые представлен 2 ноября 2016 года на 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий.[http://sdelanounas.ru/blogs/52702/] В 2017 году самолёт получил название ''CR 929''.[https://rg.ru/2017/10/01/rossijsko-kitajskij-samolet-poluchil-nazvanie-cr-929.html]
Меморандум о заинтересованности в создании самолета был подписан в апреле 2014 года, а основополагающие документы 25 июня 2016 года во время официального визита Владимира Путина в Китай. Облик самолёта был впервые представлен 2 ноября 2016 года на 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий.[http://sdelanounas.ru/blogs/52702/] В 2017 году самолёт получил название ''CR 929''.[https://rg.ru/2017/10/01/rossijsko-kitajskij-samolet-poluchil-nazvanie-cr-929.html]


Фактически в рамках проекта также разрабатывается авиадвигатель ПД-35, который планируется сделать также отчасти совместным.
Фактически в рамках проекта также разрабатывается авиадвигатель ПД-35, который планируется сделать также отчасти совместным.

Версия от 19:48, 22 ноября 2017

Обновить.pngУстаревшая статья
Эта статья или некоторая содержащаяся в ней информация устарела и её нужно обновить или дополнить актуальными на данный момент времени данными.

Здесь собраны крупные российские проекты стоимостью свыше 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, выполнение которых уже внесено в планы ближайших лет, как правило, с выделением финансирования.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Восстановление Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля

Восстановить Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля на месте снесённого в ходе капитального ремонта 14-го корпуса Кремля предложил В. В. Путин 31 июля 2014 года. Сам 14-й корпус был наскоро построен в 1930-х годах и не представлял собой исторической и архитектурной ценности. Проект должен быть запущен после консультаций с общественностью и ЮНЕСКО, но, по всей видимости, с их стороны возражений не будет.[1] 20 августа 2017 года на молодёжном форуме «Таврида» Владимир Путин рассказал об опасениях специалистов в области истории, архитектуры и археологии, которые считают, что восстановленные монастыри будут выглядеть «новоделами» на фоне древних церквей, и, соотвественно, советуют не проводить восстановление монастырей[2].

Открытое фондохранилище Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург

В случае реализации намеченного строительства третьей очереди объект, в который уже было вложено 100 млн евро, станет крупным, так как на строительство 3-й очереди планируется выделить 7,4 млрд рублей. Выбор генподрядчика строительства намечен на лето 2013 года. [3] Строительство планируется завершить в 2019 году[4].

Космонавтика и ракетная техника

Ракета космического назначения «Ангара-А5В»

Стоимость разработки ракеты, представляющей собой вариант тяжёлой ракеты Ангара с кислородно-водородным блоком третьей ступени, оценивалась в 37 млрд рублей. Ракета предназначена для увеличения грузоподъёмности ракет семейства Ангара.[5]

Авиация

Истребитель-перехватчик МиГ-41

Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, разрабатываемый на замену высотному перехватчику МиГ-31, сможет выполнять задачи в космосе. Будет абсолютно новым самолётом, а не глубокой модернизацией МиГ-31, которому он придет на смену. В перспективе будет создан беспилотный вариант. Поставки нового самолёта в состав Вооружённых сил России могут начаться в середине 2020-х годов[6].

Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929

Меморандум о заинтересованности в создании самолета был подписан в апреле 2014 года, а основополагающие документы — 25 июня 2016 года во время официального визита Владимира Путина в Китай. Облик самолёта был впервые представлен 2 ноября 2016 года на 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий.[7] В 2017 году самолёт получил название CR 929.[8]

Фактически в рамках проекта также разрабатывается авиадвигатель ПД-35, который планируется сделать также отчасти совместным.

Крупнейшие корабли и суда

Эскадренные миноносцы проекта 23560 «Лидер»

Строительство новых эсминцев (фактически ракетных крейсеров) проекта 23560 «Лидер» планируется развернуть на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге с 2019 года.[9][10]

Железные дороги

Проект ВСМ «Евразия»

Грандиозный проект строительства высокоскоростного железнодорожного коридора на территории Германии, Польши, Белоруссии, России, Казахстана и КНР[11]. Магистраль пройдёт по маршруту Берлин — Брест — Минск — Красное — Москва — Казань — Екатеринбург — Челябинск — Золотая Сопка — Астана — Достык — Урумчи, где соединится с сетью ВСМ Китая[12]. Также рассматривается вариант прохождения железной дороги по территории России и Казахстана по маршруту Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск – Горбуново – Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Балхаш – Алматы (Капшагай) – Алтынколь[13]. К 2050 году по «Евразии» планируется перевозить 20 млн тонн грузов и почти 37 млн пассажиров в год. Подготовка будущих строителей ведётся с 2016 года[14]. Начало строительства запланировано на 2018 год. Открытие движения запланировано на 2026 год. Стоимость строительства участка Брест — Урумчи составит около 8 трлн рублей[15].

Проект «Победа», КНДР

Грандиозный проект модернизации железнодорожной инфраструктуры планируется реализовать силами российских предприятий в КНДР. Проект общей стоимостью 25 млрд долларов рассчитан на 20 лет и предполагает выполнение работ по модернизации 3,5 тыс. км основных путей, а также станционных путей, тоннелей и мостов в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР. Торжественная церемония укладки «золотого звена» начала реконструкции железных дорог КНДР состоялась на железнодорожной станции Пхеньян Восточный (КНДР) 22 октября 2014 года. На этот момент велись проектные работы по узловой станции Пхеньян-Восточный, также в рамках проекта предполагается построить железнодорожные обходы Пхеньяна с юга и с севера. [16]

Скоростная железнодорожная магистраль Стара Пазова — Нови-Сад, Сербия

Договор о строительстве с участием РЖД первого в Сербии участка скоростной железной дороги подписан 10 октября 2014 года. Стоимость проекта 450 млн долларов.[17]

Строительство четвёртого главного пути от Павелецкого вокзала до Домодедово, г. Москва

Стоимость проекта 18…38 млрд рублей по разным источникам. Проектные работы начались в 2012 г.[18] Ввод в строй запланирован между 2016 и 2025 гг. [19]

Железная дорога Курагино — Кызыл — Элегест

Железная дорога призвана связать расположенную в буквальном смысле «за горами» республику Тува и её столицу Кызыл с общероссийской сетью железных дорог. Основной загрузкой железной дороги должны стать перевозки угля с крупнейшего в России Элегестского месторождения коксующихся углей (со стоимостью развития в 346,6 млрд рублей[20]). Общая длина дороги более 400 км — несколько различается в разных источниках из-за разных проектов полного развития сети к месторождениям Тувы. В 2012 г. строительство дороги началось, был уложен первый километр, но после этого в связи с невыполнением условий соглашения частным инвестором строительство было прервано. Весной 2017 г. владельцами месторождения было подписано соглашение с ОАО РЖД о концессионном строительстве дороги, но нужного количества денег инвесторов набрано всё ещё, видимо, не было. Стоимость проекта 192,4 млрд рублей[21]. Существуют планы по продлению этой железной дороги через Монголию и Китай в Индию.[22]

Северный широтный ход (Надым — Салехард — Лабытнанги)

Стратегическая железная дорога, проходящая большей частью точно по трассе Трансполярной магистрали (она же 501 стройка, она же «Мёртвая дорога»). Строительство первой части дороги планируется начать в 2018 году и завершить в 2022 году, стоимость участка составит 130,5 млрд рублей[23], при этом ключевыми и самыми дорогостоящими элементами магистрали станут крупные мосты через Надым и Обь. Совмещённый мост через Надым открыт для автомобилей в 2015 году. Заключены соглашения об инвестициях и использовании магистрали, но сдерживающим фактором остаётся то, что средства на строительство моста через Обь в Салехарде ещё не выделены. В настоящее время вдоль трассы железной дороги возводится асфальтированная автомобильная дорога, которая, наряду со всесезонным мостом через Надым, значительно удешевит будущую стройку. В перспективе планируется продолжение линии через реку Енисей на север до Игарки и Дудинки, что свяжет Норильскую ж/д с сетью железных дорог страны. [24]

Высокоскоростная магистраль ВСМ Москва — Казань (пилотный участок ВСМ-2 Москва — Екатеринбург)

Презентация проекта ВСМ
Проект ВСМ Москва - Казань

Наиболее близкий к реализации проект высокоскоростной железной дороги в стране. На конец 2013 г. в отдельных регионах началось резервирование земель под строительство.[25][26] 16 марта 2015 г. был объявлен конкурс на выбор проектировщика ВСМ Москва-Казань с начальной ценой 20,79 млрд рублей.[27] 8 мая 2015 года был подписан меморандум, согласно которому Китай собирается вложить в магистраль Москва — Казань 100 млрд рублей. [28] 18 июня 2015 года между российско-китайским консорциумом и РЖД подписан договор на выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию ВСМ «Москва — Казань». [29]

В апреле 2016 года в РЖД сообщили, что Китай выделяет на строительство скоростной железной дороги из Москвы в Казань 400 млрд рублей.[30]

Общая стоимость проекта оценивается в 1,288 трлн рублей[31]. Начало строительных работ намечено на 2018 год, а ввод магистрали в строй — на 2023 год[32].

От Москвы до Казани поезд будет идти 3 часа 17 минут, от Москвы до Нижнего Новгорода — 1,5-2 часа, от Москвы до Владимира — 56 минут. Как показал опыт «сапсанов», это будет быстрее и удобнее самолётов.

Электрификация линии Гармсар — Инче Бурун, Иран

Договор об электрификации 495-километрового участка железной дороги в Иране силами корпорации РЖД был подписан 23 ноября 2015 года.[33] Судя по стоимости аналогов, проект точно является крупным. Начать работы планируется в 2018 году.

Железная дорога Бованенково — Сабетта

Относительно короткая — длиной более 170 км, но проходящая в экстремальных условиях далёкого Заполярья самая северная железная дорога в мире должна соединить ныне существующую самую северную железную дорогу в мире — газпромовскую ветку Обская — Бованенково на Ямале со строящимся на побережье Обской губы портом Сабетта. Новая дорога позволит превратить Сабетту из проекта предназначенного только для отгрузки сжиженного газа, в универсальный порт, через который может быть организована прямая торговля Приуралья морем, что особенно важно в условиях недостатка полноценных морских портов в России вообще и в Арктике в часности. Соглашение с частным партнёром о начале строительства было подписано 30 декабря 2015 года. На 2017 год проводятся геологические изыскания и разработка рабочей документации, а непосредственно строительство планируется начать в 2018 году. [34][35][36]

Западный железнодорожный обход Саратова

Северный участок обхода был открыт ещё в 1988 году. Планируется строительство железной дороги на участке Татищево — Ивановский. Среди целей и задач строительства находятся разгрузка железнодорожных путей, проходящих через Саратов, в том числе и станции Саратов-1, пропускная способность которой почти исчерпала резерв, а также пуск составов с грузами, опасными для здоровья и жизни граждан, в обход городской черты. По ж/д обходу будут идти, в основном, товарные поезда. Стоимость проекта — 30 млрд рублей, сроки реализации проекта — до 2025 года[37].

Железнодорожный подход к Сахалинскому мосту со стороны Комсомольска-на-Амуре

Будущая железная дорога, строительство которой планируется в рамках создания транспортного перехода между Евразийским материком и островом Сахалин (Сахалинский мост). Сроки реализации — до 2025 года[38].

Железнодорожный подход к Сахалинскому мосту со стороны Сахалина

Будущая железная дорога, строительство которой планируется в рамках создания транспортного перехода между Евразийским материком и островом Сахалин (Сахалинский мост). Сроки реализации — до 2025 года[39].

Железная дорога Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск (с обходом Украины)

Будущая железная дорога общей длиной 748 км[40]. Проект по организации скоростного пассажирского движения в южном направлении в обход Украины был разработан еще в 2007–2008 годы. Планируется, что время поездки из столицы до черноморских курортов сократится с 24–28 до 15 часов. Первый участок дороги, известный под названием «Журавка — Миллерово», был построен в 2015–2017 годах. В настоящее время идут подготовительные работы[41].

Автомобильные дороги

Северный дублёр Кутузовского проспекта в Москве

Платная скоростная автодорога длиной 10,5 км, являющаяся, по сути, продолжением платного же обхода Одинцово внутри МКАД до района Москва-Сити, должна быть построена на средства частных инвесторов и города в пропорции 50/50, при этом только чисто частные инвестиции составят 40 млрд рублей, общие же затраты оценивались в 60 млрд рублей[42]. Концессионный контракт на строительство дороги был подписан в декабре 2014 года.[43] Непосредственно строительство должно начаться в конце 2017 — начале 2018 годов, окончание работ планируется на 2019 год[44]. Возможно финансовое участие фонда PIF из Саудовской Аравии и фонда Mubadala Development из ОАЭ[45].

Восточный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге

Внутригородская скоростная дорога протяженностью 14,7 км. Должна пройти от развязки ЗСД с Благодатной улицей через Неву (в створе улиц Фаянсовой и Зольной) и на востоке города вклиниться в КАД. Магистраль будет иметь 9 транспортных развязок. Неву ВСД «перескочит» по высоководному неразводному мосту в створе улиц Фаянсовая-Зольная. Стоимость строительства около 150 млрд рублей, стоимость первого и второго этапов оценивается в 100—110 млрд рублей. 1 июня 2017 года было подписано соглашение о строительстве между ПАО «Банк ВТБ» и правительством Санкт-Петербурга. Новая широтная магистраль должна появиться к 2023 году[46].

Федеральная автодорога А331 «Вилюй»

Дорога сильно сократит путь из Сибири в Якутию. Пройдёт от Тулуна Иркутской области через Усть-Кут и Мирный до Якутска.

В настоящий момент существуют участки Тулун — Верхнемарково и Мирный — Якутск, на остальном протяжении сейчас это зимник. Требуется строительство нескольких дорогостоящих мостов через Вилюй и другие реки. Проект медленно реализуется (по крайней мере, недавно сдан мост через реку Малая Тира под Верхнемарковым).

Аваро-Кахетинская дорога

Дорога свяжет Дагестан и Грузию и станет третьей транскавказской автодорогой (не считая дорогу через Абхазию, которая закрыта на границе с Грузией). Она станет, в том числе запасным вариантом при закрытии из-за погодных условий дороги через Осетию. Стоимость 30 млрд рублей. Проект первой очереди строительства на начало осени 2014 года находится на экспертизе.[47][48]

Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода

Транспортное кольцо состоит из Северного и Южного обходов Нижнего Новгорода и обхода соседнего города Бор, а также из переходов через Волгу и примыкающих участков автодорог, которые в совокупности позволят осуществлять обход города при движении в любом направлении, то есть будут действовать как кольцевая автодорога. Стоимость достройки проекта — около 170 млрд руб., общая длина кольца — 150 км. [49] Ведётся строительство Южного обхода, на строительство других участков ищутся средства. В составе кольца планируются следующие участки:

  • Северный обход Нижнего Новгорода, протяжённость — 41,23 км. Стоимость строительства — 56,146 млрд руб.
    • Низконапорный гидроузел с мостовым переходом через Волгу. Стоимость 39,77 млрд руб.
    • Мост — 4,1 млрд руб.
    • Автомобильная дорога — 12,276 млрд руб.
  • Мостовой переход в районе действующего Волжского моста. Протяжённость с подходами — 2,7 км. Стоимость — 25,5 млрд руб.
  • Транспортный узел в районе посёлка Неклюдово. Протяжённость — 13,6 км. Стоимость — 13,2 млрд руб.
  • Обход города Бор. Протяжённость — 16,7 км. Стоимость — 4,9 млрд руб.
  • Мостовой переход через Волгу в районе посёлка Подновье. Протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость — 31 млрд руб.
  • Автомобильная дорога п. Подновье — а/д Ольгино — Ельня. Протяжённость дороги — 15,4 км. Стоимость — 5,86 млрд руб.
  • Автомобильная дорога Р-152 Шопша — Иваново — Н. Новгород на участке обхода города Балахна и города Заволжье. Протяжённость дороги — 28,38 км. Стоимость — 11 млрд руб.
  • Южный обход — длина более 80 км, из которых более чем половина уже построена. [50]

Дорога Петропавловск-Камчатский — Соболево

Строительство должно начаться в 2014 году, стоимость проекта 15 млрд рублей.[51]

Северный транспортный обход Астрахани с мостом через Волгу в Наримановском районе

Строительство дороги, выводящей транспортные потоки международных транспортных маршрутов «Север-Юг» и Е40 «Запад-Восток» за пределы города Астрахани, планируется начать в 2014 году. Общая стоимость проекта 23 млрд рублей[52].

Обход Барнаула

Строительство дороги общей протяжённостью 68 км, которая пройдёт через Первомайский, Павловский и Калманский районы Алтайского края[53]. Планируется соединение двух федеральных трасс Р-256 «Чуйский тракт» и А-322 «Барнаул — Рубцовск — граница Республики Казахстан» в объезд Барнаула с выездом на Павловский тракт[54]. Проектируется третий мост через Обь в Барнауле, который будет расположен между посёлком Бельмесево и посёлком Лесной Первомайского района[55]. Начало строительства планируется на 2019-2020 годы. Предварительная оценка стоимости строительства — 20 млрд рублей[56].

Линии метрополитена

Строительство Московского метрополитена

  • Новая линия в посёлок Коммунарка, которая пройдёт от Третьего пересадочного контура (ТПК). Стоимость строительства составить 90 млрд рублей[57]. В строительстве будут принимать участие инвестиционные компании из КНР[58]. В перспективе возможно продление до города Троицк.
  • Рублёво-Архангельская линия, которая пройдёт от ММДЦ (Москва-Сити) к будущему международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском[59].

Строительство Петербургского метрополитена

  • Продление 3-й Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена
Строительство нового участка метрополитена «Беговая» — «Туристская» — «Планерная» планируется начать после Чемпионата мира по футболу 2018 года и завершить к 2022 году[60].
  • Продление 5-й Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Комендантский проспект» — «Шуваловский проспект»[61].
  • Продление 6-й Калининско-Красносельской линии Петербургского метрополитена.
Строительство нового участка метрополитена «Путиловская» — «Каретная» («Обводный канал-2»)[62].

Строительство Новосибирского метрополитена

  • Продление 1-ой Ленинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Площадь Маркса» — «Площадь Станиславского»[63].
  • Продление 2-ой Дзержинской линии
Строительство нового участка метрополитена «Золотая Нива» — «Гусинобродская» — «Волочаевская» («Молодёжная»)[64].
Строительство электродепо «Волочаевское»[65]. Суммарная стоимость строительства двух станций и депо достигает 15 млрд рублей[66].

Строительство Казанского метрополитена

  • Строительство 2-й линии[67].

Третья очередь Волгоградского скоростного трамвая

В ближайшее время должно начаться строительство третьей очереди метротрама с пятью новыми станциями, часть из которых будут подземными. Строительство предполагается начать в 2015 году.[68]

Омский метрополитен

Строится с 1992 г. с перерывами по сей день (2013 г.[69]). [70] В ценах 2008 г. проект оценивался в 19 млрд рублей. [71] Ввод в строй пускового комплекса планировалось профинансировать по программе подготовки к празднованию 300-летия Омска в 2016 году, однако нужных денег выделено не было. В рамках проекта в 2005 году построен крупный метромост через Иртыш. В 2014 году серьёзно рассматривался вариант объединения строящегося метро с существующей трамвайной сетью, так как дальнейшее строительство метро слишком затратно, но, несмотря на объявление об «окончательном решении»[72], а также разработку проекта переделки метро под легкорельсовый транспорт, эти действия, обусловленные попыткой получить федеральное финансирование, позднее из-за отсутствия такового фактически застопорились[73] и на середину осени 2014 года строительство медленно продолжается только в объёме поддержания от разрушений.[74] Дальнейшая судьба объекта определится, по-видимому, только с получением существенного финансирования.

Примерно до 2017 года рассчитывать на быстрое строительство Омского метрополитена не приходится, поскольку с возрождением активного строительства метрополитена в Москве кадровый резерв отрасли оказался практически полностью исчерпан — в столице, где пробки стали образовываться даже в метро, не только привлекли на работу пенсионеров и людей, давно покинувших метрострой, но и собрали все доступные коллективы тоннелестроителей со всей страны. Приход метростроевцев на новые объекты возможен только после подготовки новых инженеров и рабочих, что требует значительного времени. Однако есть надежда, что в результате город может получить полноценный метрополитен, а не вариации на тему метротрама.

Ростовский метрополитен

По состоянию на ноябрь 2014 года подведение итогов назначено на февраль 2015 года, а срок разработки составляет 24-35 месяцев, так что проектирование может закончиться не раньше февраля 2017 года.[75] Открытие ожидается около 2020 года.

Мосты

Автодорожный мост через реку Лена под Якутском

Мост должен будет связать Якутск с федеральной автодорогой «Лена» и с находящейся неподалёку станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. 1 апреля 2014 года победителем ранее объявленного конкурса на строительство был объявлен консорциум «Транспортные концессии (Саха)» в составе ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК Мост», ОАО «БАМстроймеханизация» и ОАО Институт «Стройпроект», предложивший возвести мостовой переход за 38,9 млрд руб. в ценах первого квартала 2013 года [76]. Однако в сентябре того же года глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что со стороны правительства были поручения «проработать варианты реализации проекта в более поздние сроки за горизонтом 2020 года, когда изменится социально-экономическая ситуация в стране» [77]. В 2016 году сообщалось о начале строительства в 2019 году[78].

Мост в Подновье

Запланированный балочный мост через Волгу, между Нижним Новгородом и Бором. Должен соединить казанское направление автодороги федерального значения М7 и региональную трассу Р159, составляет часть Северного обхода Нижнего Новгорода. Планируемая протяжённость с подходами — 6,6 км. Стоимость строительства оценивается в 31 млрд руб. В 2010 году открыта транспортная развязка, которая станет частью мостового перехода. Мост планируется построить до 2020 года, когда должно быть готово всё Транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода. [79][80]

Мост на Сахалин

Когда-то заброшенный в связи со смертью Сталина проект строительства тоннеля на остров Сахалин, по-видимому, будет реализован в виде моста. Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин-материк» в составе железной дороги Селихино — Ныш включён в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.[81] Открытие финансирования подготовительных работ в объёме 11 млрд рублей намечено на 2015 г.[82] Тем не менее, проводящаяся с 2003 года перешивка железных дорог Сахалина на отечественную колею может рассматриваться как подготовительный этап возведения мостового перехода, так как при строительстве моста эти работы все равно пришлось бы делать, а без такового перешивка не окупится никогда[83]. Главным экономическим аргументом при строительстве моста на Сахалин служит не связь острова с материком как таковая, которая бы не окупилась ещё очень долгое время, а острая необходимость страны в свободном доступе к незамерзающим портам, расположенным на юге Сахалина.

Предварительная стоимость строительства самого моста составляет 286 млрд рублей[84]. Вместе со строительством железнодорожных подходов со стороны Комсомольска-на-Амуре и Сахалина общая стоимость реализации перехода составит около 500 млрд рублей. Сроки реализации проекта — до 2025 года[85].

Строительство моста может стать, в свою очередь, ключом к началу ещё более масштабного проекта — моста или тоннеля на японский остров Хоккайдо через пролив Лаперуза. Японцы понимают соответствующую перспективу и поэтому ведутся консультации по возможности их содействия в скорейшем строительстве моста на Сахалин в форме предоставления кредита. А после строительства моста Сахалин — Хоккайдо и с созданием транспортного коридора Япония — Россия — Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надёжность[86].

Мост через Обь в Салехарде

Крупный железнодорожный или совмещённый (решения по этому вопросу то и дело меняются) мост предлагается реализовать как часть приоритетного проекта железной дороги «Северный широтный ход». На конец 2013 г. планы предусматривали строительство совмещённого моста с 2017 г., сообщалось также, что строительство может начаться и ранее, в 2014 г. вследствие некоторой заинтересованности инвесторов и местных властей [87]. По состоянию на сентябрь 2014 г. вопрос о выделении заложенных в федеральную программу 61 млрд руб. по-прежнему находился в стадии обсуждения на уровне Минтранса и властей Ямало-Ненецкого автономного округа [88]. В ноябре 2014 г. было сообщено, что деньги на возведение объекта заложены в проекте федерального бюджета 2015 года [89]. Наконец, в 2017 году начались уточнённые изыскания на месте строительства моста и подходов к нему.[90]

Четвертый автодорожный мост через Енисей в Красноярске (вторая очередь)

Первая очередь моста общей длиной 1,273 км (с подходами — 6,8 км) была введен в строй 29 октября 2015 г. Стоимость проекта 12 млрд рублей. Ожидается строительство второй очереди. [91]

Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост «Победа» через Надым — достройка железнодорожной части

Мост через реку Надым строился с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мёртвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Автодорожная часть моста была открыта 12 сентября 2015 года[92], а достройку железнодорожной части в 2015 году было решено отложить до начала активных работ по трассе «Северного широтного хода» между Надымом и Салехардом.

Центральный мост через Обь в Новосибирске

Четвертый автодорожный мост через Обь соединит площадь инженера Будагова (бывшую Южную площадь) на правом берегу с площадью Труда на левом в Новосибирске[93]. Сам мост запроектирован длиной 1,5 км, с развязками — 6,4 км. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города, а также строительство тоннелей под железнодорожными путями. Мост обеспечит выходы на федеральные трассы М52 «Чуйский тракт», М53 «Сибирь» и М55 «Байкал». Объём государственных вложений составит 26 млрд рублей[94].

Морские порты

Реконструкция Севастопольской военно-морской базы

По окончании строительства Новороссийской ВМБ военные строители должны перейти к модернизации основной базы Черноморского флота в Севастополе — она тоже требует обновления. К этим работам планируется приступить в 2019 году[95].

Универсальный морской порт «Большой Порт Зарубино», Приморский край

Проект порта разрабатывается с декабря 2013 года. Ввод в строй планируется в 2017 году. Стоимость проекта порядка 1 млрд долл. США[96]

Новый глубоководный порт в Калининградской области

Первый этап предполагает возведение международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в курортном городе Пионерский в северной части Калининградского полуострова. Сейчас в этом городе действует морской рыбный порт. Планируется построить причалы для приёма круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год. Инвестиции в проект на этом этапе составят 8,5 млрд рублей. Второй этап стоимостью 400 млн рублей предусматривает строительство глубоководного порта в районе посёлка Янтарный в западной части полуострова. Хоть проект формально сейчас и не превосходит 10 млрд рублей (на данный момент 8,9), исходя из практики, его реальная стоимость вполне может превзойти 10 млрд. рублей [97]

Угольный порт Вера, Приморский край

Ростех планирует построить терминал с грузооборотом 20 млн тонн в год в районе м. Открытый.

Подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, рассчитывают пройти экологическую и Главгосэкспертизу до середины 2015 года, тогда же планируется получить разрешение на строительство. Запуск первой очереди порта ожидается в 2017 году, второй очереди — в 2019—2020 годах. Уголь будет поставляться с совместного с китайским «Шэньхуа» Огоджинского месторождения. «Ростех — Глобальные ресурсы» оценивает стоимость терминала, включая все работы, связанные со строительством причалов и припортовых железнодорожных путей, в 1 млрд долл. США, из них примерно половина средств требуется для строительства автомобильных и железных дорог. [98][99]

Аэропорты и аэродромы

Аэропорт «Федоровка» («Омск-Федоровка»)

Новый аэропорт Омска строится с перерывами с 1982 г. В настоящее время строительство в очередной раз отложено, но, по всей видимости, в самое ближайшее время будет возобновлено на условиях частно-государственного партнёрства, так как Минтрансом принято решение о бесперспективности дальнейшей модернизации аэропорта Омск-Центральный, который расположен в черте города и не отвечает требованиям безопасности.[100] В советское время в аэропорт уже были вложены значительные средства — по некоторым оценкам 20 млрд рублей[101]. Объем новых вложений составит 8 млрд рублей[102].

Развитие аэропорта Домодедово (Москва)

Программа работ до 2017 г. по планам 2011 г.[103]

Северный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево

Конкурс на строительство объекта объявлен летом 2013 г.[104] 23 июня 2017 года подписано распоряжение Правительства РФ о выделении участка в 0,2 км² для строительства комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта Шереметьево[105]. Общий объём инвестиций составит 150 млрд рублей[106].

Вторая очередь реконструкции аэропорта Пулково

После ввода в эксплуатацию в конце 2013 г. Терминала-1, в аэропорту продолжаются работы — Пулково-1 до середины 2014 г. реконструируют в качестве дополнительных площадей для обслуживания пассажиров внутренних линий в новом терминале. После этого, с 2015 г. должен начаться второй этап реконструкции, предварительно предполагающий, в частности, строительство дополнительного терминала и реконструкцию перрона. Ориентировочная стоимость проекта 500 млн долларов.[107].

Аэропорт «Рампорт» в Раменском, Подмосковье

Четвёртый пассажирский аэропорт Москвы появится в Раменском, он будет предназначен для компаний-лоукостеров. Совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и литовской Avia Solutions Group — «Рампорт» — собирается потратить на этот проект 10,2 млрд рублей. В Раменском планируется построить аэровокзальный комплекс на 60 тыс. кв. м, грузовой терминал от 5 тыс. кв. м, административные и офисные здания, ангары, парковки, гостиницу и коммерческий центр. [108]

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 330 кВ ЛАЭС-2 — Выборг

Строительство планируется начать в 2014 г. Стоимость проекта 15 млрд рублей.[109]

Месторождения

Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение

Чаяндинское месторождением является базовым для создания и развития Якутского центра газодобычи. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют 1,2 трлн м³ газа, 79,1 млн т нефти и конденсата. Ввод в разработку нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения планируется осуществить в 2014 году, а газовых залежей — в 2017 году. Стоимость не сообщается. [110]

Томинский горно-обогатительный комбинат

Крупнейший проект по добыче и переработке медной руды в Челябинской области. Ожидаемая мощность проекта составляет 17 млн тонн руды в год, объём инвестиций по разным данным от 22 до 44 млрд рублей (в конце 2013 года на развитие производства был выделен кредит в 40 млрд рублей). Начало строительных работ ожидается в 2014 г. пуск производства — в 2015 г.[111][112][113]

«Победа» в Карском море

27 сентября 2014 года «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлёгкой нефти в Карском море, ресурсы первой ловушки[1] составляют свыше 100 млн тонн. Бурение велось с платформы «West Alpha», скважина с названием «Университетская-1» является самой северной в мире скважиной. Нефтяные и газовые ресурсы открытой провинции превышают запасы, открытые в Мексиканском заливе.

Освоение нефтяных и газовых месторождений пояса Ориноко, Венесуэла

25 мая 2015 года государственные компании Petrleos de Venezuela (Pdvsa) и «Роснефть» договорились об инвестициях на сумму более 14 млрд долларов в проекты освоения нефтяных и газовых месторождений в районе пояса Ориноко в Венесуэле.[114]

Объекты транспорта газа

Завод по сжижению газа в районе г. Владивостока

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока (Приморский край) завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. Вторую — в 2020 году [115]. Стоимость оценивается в 15 млрд долл. США.

Завод по сжижению газа Ямал-СПГ

Ямал-СПГ — масштабный проект по производству сжиженного природного газа на Ямале, реализуемый ОАО «НОВАТЭК» на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. В рамках проекта предусмотрено строительство завода по сжижению газа рядом с посёлком Сабетта (первая очередь должна быть запущена в 2016 году), а также создание морского порта в Сабетте и строительство танкерного флота ледового класса. Инвестиции в проект оцениваются в $20 млрд (без учёта вложений в транспортную инфраструктуру). [116]

Завод по сжижению газа на Гыданском полуострове «Арктик СПГ 2»

НОВАТЭК планирует построить на Гыданском полуострове (ЯНАО) завод «Арктик СПГ 2» по производству сжиженного природного газа. Строительство может быть начато в 2019 году, а производственный цикл стартует в 2023 году. Проект обеспечит годовое производство 18 млн тонн СПГ. Стоимость строительства составит 10 млрд долл. США[117].

Завод по сжижению газа в порту Высоцк

Строительство терминала по производству и перевалке сжиженного природного газа в порту Высоцк стоимостью более 30 млрд рублей начнётся в 2016 году. Производственная мощность терминала составит 660 тыс. тонн сжиженного природного газа в год. [118]

Балтийский СПГ, г. Усть-Луга

Строительство завода и терминала по производству и перевалке сжиженного природного газа в порту Усть-Луга стоимостью 1 трлн руб начнётся в 2016 году. Производственная мощность терминала составит до 10 млн тонн в год с перспективой расширения до 15 млн тонн. [119][120]

Газопровод «Алтай»

Планируемый газопровод «Алтай» будет доставлять газ в КНР по западному маршруту через Алтайские горы (в отличие от строящегося газопровода «Сила Сибири», который пройдёт по восточному маршруту). 9 ноября 2014 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о строительстве. Общая протяжённость газопровода «Алтай» составит около 2 700 км, первый газ по нему должен пойти в 2019 году. [121]

СПГ-терминал для Калининградской области

При участии корейской компании Hyundai Heavy Industries планируется построить СПГ-терминал для «Газпрома». «Плавучий» терминал будет обслуживать Калининградскую область и, скорее всего, будет находиться в Калининграде. Контракт стоимостью 294,7 млн долл. США должен быть подписан в мае 2015 года, строительство займёт 2 года.[122]

Видео о Северном потоке-2

Международный газопровод «Северный поток-2»

4 сентября 2015 года Газпром подписал контракт по строительству газопровода «Северный поток-2». Вместе с ним в консорциум вошли ещё пять компаний: немецкая E.ON и BASF/Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell. Завершение строительства газопровода, который будет состоять из двух веток суммарной пропускной способностью 55 млрд м³ в год запланировано на 2019 год. [123]

Строительство «Северного потока-2» позволит России полностью отказаться от транзита через украинскую ГТС, отчего Украина потеряет 2 млрд долл. США ежегодных транзитных доходов.[124]

Подводный газопровод в Калининградскую область

29 декабря 2015 года Правительство РФ опубликовало постановление о прокладке газопровода в Калининградскую область из акватории Балтийского моря до декабря 2017 года.[125]

Газопровод «Турецкий поток»

Основная статья Турецкий поток.

Новый газопровод по дну Чёрного моря из России в Турцию, в дополнение к построенному ранее «Голубому потоку», решили построить в конце 2014 года. Для строительства газопровода будет использована инфраструктура, ранее строившаяся для отменённого газопровода «Южный поток», который должен был проходить по дну Чёрного моря от Кубани в Болгарию и далее вглубь ЕС. Строительство «Южного потока» в Кубани началось в 2012 году, а в 2014 было прервано.[126][127][128]. Строительство по новому проекту начало развёртываться с мая 2015 года.[129] 8 мая 2015 года «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток». [130]

Газопровод пройдет 660 км в старом коридоре «Южного потока» и 250 км в новом коридоре, выйдя на сушу в европейской части Турции.

Поставки газа в Турцию по новому трубопроводу должны начаться в декабре 2016 года. Мощность 4 ниток газопровода составит 63 млрд м³ газа в год. [131]

После инцидента со сбитием турками российского бомбардировщика Су-24 проект был приостановлен.[132]

Гидроэнергетика

Загорская ГАЭС-2

Секция водовода Загорской ГАЭС-2

Вторая очередь Загорской гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Строится с 2008 г. Первый пусковой комплекс станции был достроен в 2012 г.[133] Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [134]

Позднее в 2013 году произошло подтопление строящейся станции, а последующие геологические изыскания обнаружили размывы грунта, вызвавшие просадку здания, что, по-видимому, связано со сложной геологической ситуацией в районе строительства. Решение о целесообразности восстановления и достройки станции должно было быть принято по результатам независимой экспертизы в III квартале 2017 года, однако в октябре 2017 было объявлено о желании продлить срок экспертизы ещё на некоторое время.

Атомная энергетика

Смоленская АЭС-2

Новая атомная электростанция должна будет заменить мощности Смоленской АЭС по мере их предстоящего вывода из эксплуатации. На начало 2014 года выбрана площадка строительства и на 2017 год проходит проектирование первых двух энергоблоков электростанции, а непосредственно начало строительства планируется по неподтвержденным данным на 2021 год.[135]

5 и 6 энергоблоки АЭС Пакш, Венгрия

В марте 2014 года подписано соглашение о выделении Россией Венгрии кредита на строительство двух новых энергоблоков мощностью по 1000…1200 МВт на АЭС Пакш, построенной ранее при участии СССР. Судя по тексту соглашения, они должны вступить в строй не позднее 2026 года.[136] Контракт стоимостью 10 млрд евро был подписан 9 декабря 2014 года. [137] Работы на строительной площадке могут быть начаты в начале 2018 года[138].

АЭС в Иордании

В рамках продолжающейся работы подписано Соглашение между РФ и Иорданией о развитии проекта сооружения атомной электростанции в провинции Зарка в центре Иордании. Этот документ подписан уже в развитие существующих межправительственных договорённостей и определяет обязательства сторон в отношении реализации первого этапа проекта по сооружению АЭС в Иордании с двумя энергоблоками общей мощностью 2000 МВт. Результатом нового этапа сотрудничества станет контракт на сооружение атомной станции, который планируется заключить через 1,5-2 года. ИТАР-ТАСС

АЭС в ЮАР

25 сентября проходящей в австрийской столице 58-й генеральной конференции МАГАТЭ в Вене РФ и ЮАР подписали межправительственное соглашение о стратегическом партнёрстве в атомной энергетике и промышленности. Соглашение создаёт правовую основу для развития широкомасштабной программы ЮАР по строительству АЭС на базе новых энергоблоков с российскими реакторами ВВЭР общей установленной мощностью до 9,6 ГВт (до 8 энергоблоков). ИТАР-ТАСС

Новые АЭС в Иране

Кроме сооружения второй очереди АЭС «Бушер» (от 2 до 4 новых энергоблоков), Иран и Россия договорились построить ещё 4 энергоблока на других площадках, которые пока не определены.[139]

АЭС в Индонезии

В сентябре 2015 г. «Росатом» и Индонезия подписали меморандум по проектам строительства АЭС большой мощности и плавучих АЭС, а также исследовательского реактора. [140]

Тепловая энергетика

ТЭЦ-3 в Чите

Осенью 2014 года объявлено, что крупную тепловую электростанцию в Чите планируют построить в ближайшие 5 лет за 43 млрд рублей.[141]

Ерковецкая ТЭС

Планируемая ТЭС в Амурской области рядом с Благовещенской ТЭЦ на месторождении бурых углей. В проекте участвуют входящая в «Интер РАО» Восточная энергетическая компания (ВЭК) совместно с Государственной электросетевой компанией Китая. Ерковецкая ТЭС может стать крупнейшей в мире тепловой электростанцией с примерной мощностью в 8 ГВт.[142]

ТЭС «Хормозган», Иран

Теплоэлектростанция с четырьмя энергоблоками мощностью 350 МВт каждый согласно заключённым в апреле и иле 2016 года соглашениям должна быть построена в Исламской Республике Иран. Стоимость проекта, судя по кредиту 1,2 млрд евро, покрывающему её на 85%[143], составит 1,4 млрд евро.[144][145]

Четыре энергоблока на Кубе

В 2015 году было заключено соглашение о строительстве на Кубе четырёх энергоблоков по 200 МВт, три из которых будут построены на ТЭС «Восточная Гавана», г. Санта Крус дель Норте и один - на ТЭС «Максимо Гомес», г. Мариэль. Стоимость проекта 1,2 млрд евро.[146] В 2016 году контракт вступил в силу, а в 2017 году был заключён контракт на непосредственное проектирование энергоблоков.[147]

Промышленность строительных и специальных материалов

Комбинат минеральных вяжущих и строительных материалов в Никольском районе Пензенской области

Планируемый период строительства 2013—2015 гг. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[148][149]

Завод по производству сапфирового стекла «Кама Кристалл Технолоджи»

После расширения завод компании в Набережных Челнах, по всей видимости, достигнет размеров крупного проекта с учётом уже имеющегося производства. Стоимость расширения 10,5 млрд рублей.[150]

Калужский цементный завод

Завод в селе Маклаки Думиничского района Калужской области. Крупнейший цементный завод производительностью 3,5 млн тонн цемента в год. Строился с 2011 года, но в апреле 2015 года проект был законсервирован в готовности 60% (с поддержанием в приемлемом состоянии уже построенного и завезённого специальным персоналом) и может быть достроен при возобновлении финансирования уже в 2019 году. Общий объем инвестиций 651,6 млн евро.[151][152][153][154]

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

ЦБК «Свеза», Вологодская область

Компания «Свеза» планирует построить в районе хутора Рощино Вологодской области самый мощный целлюлозный завод в России — стоимость проекта должна составить 2 млрд долларов. Предполагаемая мощность предприятия составляет 1100 тысяч тонн беленой сульфатной целлюлозы в год.[155]

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность

Адыгейский нефтеперерабатывающий завод

Строительство завода, вроде как, началось в начале 2013 года, но репортажей с места и т. п. пока не было. Судя по всему, пока идут предварительные работы.[156] Стоимость первого этапа (2013—2016 годы) 30 млрд рублей.[157]

Завод по производству полимеров совместного предприятия Роснефти и САНОРСа в Новокуйбышевске

Реализация проекта запланирована с 2013 по 2020 годы. Мощность крупнотоннажного пиролизного комплекса составит 1 млрд тонн в год по этилену. Стоимость проекта 290 млрд рублей.[158][159]

Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе

После запуска в 2013 года крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумных газойлей, к 2016 году компания «Сургутнефтегаз» планирует строительство на Киришском НПЗ крупного комплекса по производству бензина. [160]

Нефтеперерабатывающий завод в Уганде

В феврале 2015 года российская госкорпорация Ростех в консорциуме с ВТБ Капиталом, Татнефтью и южнокорейской корпорацией GS Engineering & Construction выиграла тендер правительства Уганды на строительство первого в этой стане нефтеперерабатывающего завода мощностью около 3 млн тонн в год. [161]

Тяньцзиньский нефтеперерабатывающий и нефтехимический завод, Китай

Совместное китайско-российское предприятие производственной мощностью 16 млн тонн нефти в год планируется начать строить в ближайшее время.[162]

Восточный нефтехимический завод (Нефтехимический комплекс ВНХК)

Нефтехимический завод, который планируется построить на юге Приморского края. Предполагается, что завод будет иметь грандиозную производственную мощность в 30 млн тонн нефти в год и станет основой целого нефтехимического кластера на юге Приморья. На середину 2014 года уже выполнялись подготовительные работы к строительству.[163][164]

Нефтеперерабатывающий завод в Силламяэ, Эстония

Российско-эстонская компания Jukonoil намерена привлечь 880 млн евро в проект строительства НПЗ в эстонском порту Силламяэ, это крупнейшая инвестиция в экономику Эстонии за весь период её независимости. НПЗ должен перерабатывать 2,5 млн тонн сырой нефти в год и производить бензин, дизель, а также авиационное топливо. Продукция будет поставляться в саму Эстонию, в Россию, в ЕС и США. Эстонский департамент охраны окружающей среды одобрил проект в мае 2015 года.[165]

Газоперерабатывающий и гелиевый комплексы в районе г. Белогорска

«Газпром» выполняет проектно-изыскательские работы для создания в Белогорске (Амурская область) газоперерабатывающего и гелиевого комплекса, где будут выделяться ценные компоненты из якутского и иркутского газа ([166]). На ГПЗ мощностью до 60 млрд м³ в год из газа будут выделяться этан и другие ценные компоненты. На гелиевом заводе из газа будет выделяться товарный гелий. Сроки строительства и стоимость пока не сообщаются, но счёт явно идёт на сотни миллиардов [167]

Газохимический комплекс в районе г. Белогорска

СИБУР планирует создать ГХК, технологически связанный с ГПЗ, для переработки этана, получения мономеров и последующего производства полимеров [168]. Выход комплекса на проектную мощность полностью перекроет потребность России в полиэтилене и переведёт её из импортёров в экспортёры этого продукта.

Реконструкция Ярославского НПЗ им. Д.И. Менделеева

В 2015–2019 годах на базе Ярославского НПЗ планируется строительство комплекса глубокой переработки нефти нового поколения мощностью до 3 млн. тонн в год (65 тысяч баррелей нефти в сутки), работающего по инновационной безмазутной технологии, которая позволит полностью перерабатывать сырую нефть с конверсией до 95 – 97 процентов. Партнерами по данному проекту стали лидеры мирового промышленного инжиниринга: UOP (A Honeywell Company), United Engineering Group, Северо-Западная производственная компания (СЗПК). Стоимость реализации проекта – более 2 млрд долл. США.[169]

Металлургическая промышленность

Прокатный комплекс Каменск-Уральского металлургического завода

Проект стоимостью 25 млрд рублей утверждён в начале 2014 года.[170]

Машиностроение

Ульяновский станкостроительный кластер

30 сентября 2015 года в Ульяновске в индустриальном парке «Заволжье» открылся станкостроительный завод компании DMG-Mori Seiki стоимостью 70 млн евро (3 млрд рублей) — предприятие должно положить начало станкостроительному кластеру, в который могут войти предприятия компаний из Нидерландов, Швейцарии, Чехии, Китая. [171][172]

Автозавод «Мерседес-Бенц РУС», Московская область

21 февраля 2017 года Министерство промышленности и торговли подписало инвестконтракт с компанией Mercedes по строительству завода полного цикла в Подмосковье на территории индустриального парка «Есипово». Сообщается, что немецкий автоконцерн вложит в проект порядка 15 млрд рублей. По-видимому, какое-то финансирование проект получит и от Минпромторга в рамках программы поддержки автопрома, на которую в 2017 году выделено 62 млрд рублей. Запуск производства запланирован на 2019 год. [173]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Реконструкция ВДНХ

Реконструкция крупнейшего выставочного комплекса, последний раз серьёзно реконструировавшегося ещё в начале 1950-х годов, может обойтись в сумму до 60 млрд рублей, из которых 13 млрд рублей будут бюджетными.[174]

Торговые и логистические комплексы

«Агропарк Максимиха» в Московской области

«Агропарк Максимиха» будет состоять из нескольких частей: оптово-распределительный центр, межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр и кластер промышленно-производственного типа[175]. Будет расположен в 44 км от МКАД вблизи села Вельяминово и деревни Максимиха (обе — в городском округе Домодедово), на территории в 210 га, с общей площадью зданий и сооружений в 505 000 м². На территории будет находиться 11 тысяч парковочных мест. Годовой оборот составит около 2 млн тонн[176]. Будет создано около 15 тысяч рабочих мест. Предполагаемая сумма инвестиций в проект составит 40 млрд рублей[177].

7 декабря 2015 года «Банк ВТБ» и французская компания SEMMARIS подписали лицензионное соглашение по предоставлению уникальных знаний и технологий с целью строительства ОРЦ. Завершить строительство планировалось в конце 2018 года. В июле 2017 года стало известно, что проект строительства приостановлен[178].

Гидротехнические сооружения

Нижегородский низконапорный гидроузел

Гидроузел для обеспечения судоходства по средней Волге планируется построить в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Проектирование гидроузла стоимостью, в зависимости от окончательного варианта проекта, от 41 до 70 млрд рублей, планируется завершить в 2018 году.[179]

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Внедрение сетей 5G

К Чемпионату мира по футболу-2018 в России «Мегафон» и китайская компания Huawei планируют развернуть в тестовом режиме сеть связи пятого поколения (5G) — эта технология придёт на смену ныне внедряемым сетям 4G. При этом Россия может стать первой страной в мире, где заработает связь 5G (в Японии сети пятого поколения планируется запустить лишь в 2020 году, а в Великобритании — лишь в 2022 году). Внедрение стандарта 5G должно снизить нагрузку и задержки передачи сигнала на сети, что повысит скорость и качество работы мобильного интернета (например, видео будет проигрываться с первой секунды, без ожидания начала загрузки). Всего на проект по внедрению сетей 5G в разных странах мира Huawei планирует выделить 600 млн долларов. [180]

20 апреля 2017 года в России впервые прошли успешные испытания технологии мобильной связи пятого поколения (5G), в ходе которой на движущемся прототипе смартфона была достигнута рекордная скорость передачи данных — до 25 Гбит в секунду.[181]

Новый дата-центр Сибири

Во время визита Владимира Путина в Китай на торжества по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны было подписано соглашение между компаниями En+ Group (Россия), Huawei (Китай), Centrin Data Systems (Китай) и «Ланит» (Россия) о строительстве крупного дата-центра в Сибири стоимостью $355 млн. Центр будет работать для российских и азиатских клиентов. Реализация проекта рассчитана до 2024 года. [182]

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Технопарк «ВТИ»

Технопарк Российской энергетики основан на базе Советского НИИ, отметившего в 2016 году свое 95-летие. Технопарк ВТИ создан с целью разработки новых и совершенствования существующих технологий и оборудования в ТЭК, энергомашиностроении, энергосбережении, ЖКХ, в области охраны окружающей среды.[183] 02.07.2015 г. ОАО «ВТИ» присвоен статус управляющей организации Технопарка «ВТИ»

Индустриальный парк Кола, Ленинградская область

Соглашение о строительстве промышленной зоны с производственными, логистическими и офисными площадями общей стоимостью 13,5 млрд рублей. Соглашение о строительстве подписано в июне 2013 г., планируемый срок реализации проекта — 7 лет.[184] 21 мая 2014 года состоялась церемония закладки первого камня, в которой принял участие, в том числе и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко [185]. Основные параметры парка: кол-во рабочих место — более 5000, инвестиции — более 13 миллиардов рублей, размер выделенной под парк площадки — 123.7 Га, общая площадь застройки — ~650 тысяч кв. метров.

Технопарк «Раменское»

Технопарк приборостроительной направленности со стоимостью порядка 30 млрд рублей планируется построить в Раменском районе Московской области.[186]

Наука и образование

Национальный гелиофизический комплекс РАН

Проект строительства комплекса по исследованию Солнца в Бурятии, оценивающийся в 17 млрд рублей, должен быть реализован до 2020 года холдингом «Швабе», который получил этот заказ в 2013 году.[187]

Новое здание Российской государственной библиотеки, г. Москва

Начало строительства намечено на 2015 г., стоимость проекта 20 млрд рублей.[188]

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Развитие Евпаторийского туристско-рекреационного кластера детского отдыха

Проект общей стоимостью 14 млрд рублей, предусматривающий реконструкцию инфраструктуры курорта для создания благоприятной среды пребывания детей и их родителей, должен стартовать в рамках комплексного проекта развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь с 2015 года.[189]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всероссийская перепись населения 2020 года

Следующая всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 30 октября 2020 года. Стоимость её проведения, по предварительным данным, обойдется более чем в 50 млрд рублей, что втрое превышает стоимость всероссийской переписи 2010 года. [190]

См. также

Примечания

  1. Часть горной породы, в которой аккумулирована нефть.