Ленинградский судостроительный завод «Пелла»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 46 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Otrad2.jpg|thumb|225px|right|Эллинг Ленинградского судостроительного завода «Пелла» на «старой» производственной площадке, 2006]] | |||
[[Файл: | [[Файл:Pella shipyard.jpg|thumb|225px|right|«Старая» производственная площадка Ленинградского судостроительного завода «Пелла», 2014]] | ||
'''Открытое акционерное общество <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>''' (официальное сокращённое наименование '''ОАО <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>''') — судостроительное предприятие в г. [[Отрадное (город)|Отрадное]] [[Ленинградская область|Ленинградской области]], работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности<ref>На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат</ref> | '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>''' (официальное сокращённое наименование '''ОАО <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>''') — судостроительное предприятие в г. [[Отрадное (город)|Отрадное]] [[Ленинградская область|Ленинградской области]], работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности.<ref>На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат</ref> Восстановленный после Великой Отечественной войны завод с 1950 года был перепрофилирован на судостроение, впоследствии получив и новое название <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>. | ||
История наименований предприятия: | История наименований предприятия: | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
На 2017 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний: | На 2017 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний: | ||
* ОАО «Пелла- | * '''ОАО «Пелла-Маш»''' — машиностроительное (станкостроительное) производство, прежде всего в интересах судостроения, производящее: | ||
**трубогибочные станки; | ** трубогибочные станки; | ||
**машины термической резки; | ** машины термической резки; | ||
**спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок; | ** спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок; | ||
**оборудования для спуска судов; | ** оборудования для спуска судов; | ||
**корпуса алюминиевых судов; | ** корпуса алюминиевых судов; | ||
**окрасочное оборудование безвоздушного распыления. | ** окрасочное оборудование безвоздушного распыления. | ||
* ЗАО «Пелла- | * '''ЗАО «Пелла-Фьорд»''' — специализируется на стеклопластиковом судостроении, в частности производит: | ||
** прогулочные лодки и каноэ и тому подобные суда; | |||
** катера; | |||
** спасательные шлюпки закрытого типа; | |||
** изделия из стеклопластика по заявкам заказчика. | |||
* '''ООО «Арис»''' — предприятие, специализирующееся на отделке и, в том числе, покраске судов. | |||
* '''ЗАО «Интро-Пелла»''' — предприятие занимающееся собственно судостроением. | |||
* '''''Pella Sietas GmbH''''', [[Германия]] — предприятие, занятое судостроением на территории Германии, где «Пелла» купила средних размеров верфь, старейшую в стране (работала с 1635 года) для расширения сбыта продукции в [[Евросоюз]]е. | |||
* '''ООО «Промэнерго»''' — предприятие, занимающееся энергетикой. | |||
* '''ООО «Нэмо»''' — предприятие специализируется на электромонтажных работах. | |||
* '''ООО «Пелла-дизайн»''' — специализируется на проектировании. | |||
* '''ООО «Персей-Пелла»''' — предприятие в области рыбопромысловой деятельности. | |||
* '''ФГУП [[Судостроительный завод «Море»]]''', [[Феодосия]], [[Республика Крым]] — завод, управляемый «Пеллой» на правах аренды до конца 2020 года. Специализируется на среднем и малом судостроении, прежде всего в области судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. | |||
== История предприятия == | == История предприятия == | ||
Строка 53: | Строка 65: | ||
'''1930-е годы''' — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан '''Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР'''. | '''1930-е годы''' — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан '''Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР'''. | ||
'''1941—1944 годы''' — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а). В результате, | '''1941—1944 годы''' — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а). В результате, предприятие, включая и исторические дворцовые постройки стало полуразрушенным. | ||
'''Конец 1940-х годов''' — предприятие восстановлено и переименовано в '''Ленинградский механический завод N 4'''. | '''Конец 1940-х годов''' — предприятие восстановлено и переименовано в '''Ленинградский механический завод N 4'''. | ||
Строка 61: | Строка 73: | ||
'''1957 год''' — предприятие переименовано в '''Ленинградский судомеханический завод'''. | '''1957 год''' — предприятие переименовано в '''Ленинградский судомеханический завод'''. | ||
'''1960-е годы''' — предприятие начинает | '''1960-е годы''' — предприятие начинает производство судов из стеклопластика. | ||
'''1965 год''' — завод | '''1965 год''' — завод переподчинен в качестве опытного производства передается ЦНИИ технологии судостроения и переименован в '''Ленинградский судостроительный завод «Пелла»'''. | ||
'''1970-е годы''' — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла и | '''1970-е годы''' — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла, и оборудование для окраски. | ||
=== Российская Федерация === | === Российская Федерация === | ||
Строка 74: | Строка 86: | ||
'''21 июня 1996 года''' — предприятие переименовано в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>'''. | '''21 июня 1996 года''' — предприятие переименовано в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki>'''. | ||
'''16 июля 2012 года — конец 2014(?) года''' — предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный. Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м. | '''2003 год — настоящее время (2019)''' — на предприятии строятся крупной серией (на 2019 год составляющей 49 единиц) рейдовые буксиры проекта 90600. | ||
'''2004 год — настоящее время (2018)''' — на предприятии строятся крупной серией (на 2016 год составлявшей 31 судно) рейдовые буксиры проекта 16609. | |||
'''2011 год — настоящее время (?,2017)''' — на предприятии строятся эскортные буксиры проекта ПЕ-65. | |||
'''16 июля 2012 года — конец 2014(?) года''' — '''предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный. Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов уже не малого, а среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м. Это немедленно сказалось на номенклатуре и количестве строящихся судов и теперь уже кораблей, особенно по заказам российского военно-морского флота.''' | |||
'''2012 — 2015 годы''' — на заводе для отечественного военно-морского флота построена серия из четырёх многофункциональных судов портового обслуживания (малых морских танкеров) проекта 03180 (СКПО-1000). | |||
[[Файл:Russian Navy Raptor near Kronstadt.jpg|thumb|150px|left|Патрульный катер П-280 проекта 03160 «Раптор», 2016]] | |||
'''2013 год — настоящее время (2018)''' — на заводе для Военно-морского флота России производятся патрульные катера проекта 03160 «Раптор», разработанные на заводе на базе катеров проекта СВ90. | |||
'''2014 — н. в.''' — на заводе производятся многоцелевые буксиры-спасатели проекта ПС-45 (проект 02980). Это весьма крупные для буксиров суда водоизмещением 1216 тонн. | |||
'''2014 — н. в.''' — на заводе строятся не имевшие отечественных аналогов рыбопромысловые судя ярусного лова проекта PL-475. | |||
'''2014 — настоящее время (2019)''' — на заводе для российского военно-морского флота серией из двух единиц строятся опытовые суда проекта 11982. | |||
'''Апрель 2014 года''' — для расширения сбыта в Евросоюзе предприятие выкупило старейшую верфь [[Германия|Германии]] ''Sietas'', работавшую с 1635 года, даже более крупную, чем сама Пелла, но находящуюся в сложной финансовой ситуации. На базе верфи было организовано дочернее предприятие Пеллы ''«Pella Sietas GmbH»''. | |||
[[Файл:Мрк проекта 22800.jpg|thumb|150px|right|Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»]] | [[Файл:Мрк проекта 22800.jpg|thumb|150px|right|Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»]] | ||
''' | '''2015 — настоящее время (2019)''' — на предприятии строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2015 году и ещё два — в 2016 году. Ещё один корабль на март 2017 года не заложен, но, вроде как строится. Также на заводе планируется строительство ещё 10 кораблей этого проекта. | ||
'''2015 — настоящее время (2018)''' — на заводе производятся буксиры-кантовщики проекта проекта 04690 (''RAscal 2000''). | |||
'''2015 — настоящее время (2019)''' — на арендуемом «Пеллой» Судостроительном заводе «Море» в Феодосии также строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2016 и 2017 годах соответственно. | |||
'''Конец 2016 года''' — «Пелла» взяла в аренду до 31 декабря 2020 года близкий по профилю [[Судостроительный завод «Море»]] (г. [[Феодосия]], [[Республика Крым]]). | '''Конец 2016 года''' — «Пелла» взяла в аренду до 31 декабря 2020 года близкий по профилю [[Судостроительный завод «Море»]] (г. [[Феодосия]], [[Республика Крым]]). | ||
''' | '''2016 — настоящее время (2019)''' — на заводе строится океанографическое исследовательское судно «Академик Агеев» проекта 16450 «Гараж-Гюйс».[http://russianships.info/vspomog/16450.htm] | ||
'''2017 — настоящее время (2019)''' — предприятие строит четыре рыболовецких траулера проекта 03095.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/110997] | |||
'''2017 — настоящее время (2019)''' — предприятие строит два рыболовецких траулера проекта 1701.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/110997] | |||
'''2018 — настоящее время (2019)''' — заводом строится серия из двух судов для добычи краба проекта 03070.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/110997] | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 89: | Строка 131: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://pellaship.ru Официальный сайт предприятия http://pellaship.ru] | * [http://pellaship.ru Официальный сайт предприятия http://pellaship.ru] | ||
* [http://www.pellamash.ru | * [http://www.pellamash.ru Официальный сайт дочерней фирмы ОАО «Пелла-Маш», занимающейся станкостроением] | ||
* [http://www.pellafiord.ru | * [http://www.pellafiord.ru Официальный сайт дочерней фирмы ЗАО «Пелла-Фьорд», занимающейся малыми стеклопластиковыми судами] | ||
* [http://wwwru.pellasietas.com Официальный сайт дочерней фирмы Pella Sietas Gmbh (Германия)] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 102: | Строка 145: | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Российское станкостроение]] | [[Категория:Российское станкостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия Ленинградской области]] | |||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория:Ленинградская область]] | [[Категория:Ленинградская область]] | ||
[[Категория:Отрадное (город)]] | [[Категория:Отрадное (город)]] |
Версия от 01:40, 15 июня 2019
Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (официальное сокращённое наименование ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла») — судостроительное предприятие в г. Отрадное Ленинградской области, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности.[1] Восстановленный после Великой Отечественной войны завод с 1950 года был перепрофилирован на судостроение, впоследствии получив и новое название «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
История наименований предприятия:
- 1930-е годы — послевоенные годы — Завод автоприцепов(?) Наркомата лесной промышленности (во время Великой Отечественной войны завод был нарушен, а после — восстановлен)
- Послевоенные годы — 1957 год — Ленинградский механический завод № 4
- 1957—1965 годы — «Ленинградский судомеханическийй завод.
- 1965—1992 годы — «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 1992—1996 годы — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
- 21 июня 1996 года — настоящее время — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве буксиров, поставляемых, в том числе, и на экспорт в Дальнее зарубежье. Также производит различные катера, гидрографические суда и малые ракетные корабли.
На 2017 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний:
- ОАО «Пелла-Маш» — машиностроительное (станкостроительное) производство, прежде всего в интересах судостроения, производящее:
- трубогибочные станки;
- машины термической резки;
- спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок;
- оборудования для спуска судов;
- корпуса алюминиевых судов;
- окрасочное оборудование безвоздушного распыления.
- ЗАО «Пелла-Фьорд» — специализируется на стеклопластиковом судостроении, в частности производит:
- прогулочные лодки и каноэ и тому подобные суда;
- катера;
- спасательные шлюпки закрытого типа;
- изделия из стеклопластика по заявкам заказчика.
- ООО «Арис» — предприятие, специализирующееся на отделке и, в том числе, покраске судов.
- ЗАО «Интро-Пелла» — предприятие занимающееся собственно судостроением.
- Pella Sietas GmbH, Германия — предприятие, занятое судостроением на территории Германии, где «Пелла» купила средних размеров верфь, старейшую в стране (работала с 1635 года) для расширения сбыта продукции в Евросоюзе.
- ООО «Промэнерго» — предприятие, занимающееся энергетикой.
- ООО «Нэмо» — предприятие специализируется на электромонтажных работах.
- ООО «Пелла-дизайн» — специализируется на проектировании.
- ООО «Персей-Пелла» — предприятие в области рыбопромысловой деятельности.
- ФГУП Судостроительный завод «Море», Феодосия, Республика Крым — завод, управляемый «Пеллой» на правах аренды до конца 2020 года. Специализируется на среднем и малом судостроении, прежде всего в области судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.
История предприятия
Предыстория создания завода
862 год — берега Невы вошли в состав вновь созданного Древнерусского государства и в месте расположения завода впоследствии были известны как Ивановская волость.
XVII век — в ходе Смутного времени Ивановская волость была почти на сто лет уступлена Швеции. В это время на шведских картах уже появляется Пелла (Pallila, с финского — «мягкая, рыхлая земля»).
1702—1703 годы — Невские берега отбиты у Швеции Петром I в ходе Северной войны.
Середина XVIII века — дачей на месте завода владеет князь Лука Иванович Долгоруков.
Октябрь 1761 года — сенатор Иван Иванович Неплюев купил дачу на месте Пеллы у княгини Натальи Федосеевны Долгоруковой, вдовы князя Луки Ивановича. Им там был устроен дом с поместьем, получившим известность как «мыза Ивановская». Там им был построен большой, но, по свидетельству Императрицы Екатерины Великой, не особо украшенный дом.
7 ноября 1784 года — Императрица Екатерина II выкупила мызу Ивановскую у наследников Ивана Неплюева. Как указано в некоторых источниках, изначально для строительства дворца своему внуку Александру (будущему Императору Александру I. Имение получило название по местности «Пелла». Это название, по-видимому, очень нравилось Императрице, поскольку совпадало с названием столицы древней Македонии (ныне город Салоники) — родного города Александра Македонского.
1785 год — поскольку Императрице очень поравилось место, то уже для неё самой началось строительство крупнейшего в стране дворцово-паркового комплекса «Пелла», который должен был быть достроен всего за несколько лет.
Ноябрь 1789 года — в связи с большими бюджетными расходами во время очередной русско-турецкой войны строительство дворца в Пелле временно приостановлено. К этому моменту были полностью построены 9 из 23 крупных зданий комплекса и часть переходных галерей, в том числе все наиболее важные здания комплекса. Позднее, до 1794 года, проводились относительно небольшие работы по достройке дворца.
Декабрь 1796 года — вступивший на престол Император Павел I, сильно недолюбливавший всё, что было связано с его матерью, принял решение о разборке недостроенного дворцовоно комплекса Пелла на стройматериалы.
Май 1797 — начало 1801 года — шесть из девяти готовых зданий дворца разобраны на стройматериалы, использованные большей частью при строительстве Михайловского замка. До наших дней сохранились только здания почтовой станции и каретно-конюшенный корпус, по-видимому, предопределивший на долгое время дальнейшее использование территории.
начало XIX века — на месте бывшего дворца построены деревянные казармы военного городка конной артиллерии и образцовый казачьих частей.
1868 год — казармы сгорели при пожаре, но в течение одного-двух лет были восстановлены.
Советская Россия
1930-е годы — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР.
1941—1944 годы — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В результате, предприятие, включая и исторические дворцовые постройки стало полуразрушенным.
Конец 1940-х годов — предприятие восстановлено и переименовано в Ленинградский механический завод N 4.
1950 год — завод перепрофилирован на судостроительном производство. Вскоре после этого его основной продукцией стали маломерные суда, в том числе буксиры, быстроходные катера и лоцманские боты. При этом до 2012 года из-за расположенных рядом порогов Невы максимальный размер строившиеся судов ограничивался осадков не более 4 метров и, из-за инфраструктуры ограничений, длиной не более 50 метров.
1957 год — предприятие переименовано в Ленинградский судомеханический завод.
1960-е годы — предприятие начинает производство судов из стеклопластика.
1965 год — завод переподчинен в качестве опытного производства передается ЦНИИ технологии судостроения и переименован в Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1970-е годы — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла, и оборудование для окраски.
Российская Федерация
1992 год — в результате приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
1993 год — станкостроительное производство завода выделено в дочернюю фирму «Пелла-Маш».
21 июня 1996 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
2003 год — настоящее время (2019) — на предприятии строятся крупной серией (на 2019 год составляющей 49 единиц) рейдовые буксиры проекта 90600.
2004 год — настоящее время (2018) — на предприятии строятся крупной серией (на 2016 год составлявшей 31 судно) рейдовые буксиры проекта 16609.
2011 год — настоящее время (?,2017) — на предприятии строятся эскортные буксиры проекта ПЕ-65.
16 июля 2012 года — конец 2014(?) года — предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный. Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов уже не малого, а среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м. Это немедленно сказалось на номенклатуре и количестве строящихся судов и теперь уже кораблей, особенно по заказам российского военно-морского флота.
2012 — 2015 годы — на заводе для отечественного военно-морского флота построена серия из четырёх многофункциональных судов портового обслуживания (малых морских танкеров) проекта 03180 (СКПО-1000).
2013 год — настоящее время (2018) — на заводе для Военно-морского флота России производятся патрульные катера проекта 03160 «Раптор», разработанные на заводе на базе катеров проекта СВ90.
2014 — н. в. — на заводе производятся многоцелевые буксиры-спасатели проекта ПС-45 (проект 02980). Это весьма крупные для буксиров суда водоизмещением 1216 тонн.
2014 — н. в. — на заводе строятся не имевшие отечественных аналогов рыбопромысловые судя ярусного лова проекта PL-475.
2014 — настоящее время (2019) — на заводе для российского военно-морского флота серией из двух единиц строятся опытовые суда проекта 11982.
Апрель 2014 года — для расширения сбыта в Евросоюзе предприятие выкупило старейшую верфь Германии Sietas, работавшую с 1635 года, даже более крупную, чем сама Пелла, но находящуюся в сложной финансовой ситуации. На базе верфи было организовано дочернее предприятие Пеллы «Pella Sietas GmbH».
2015 — настоящее время (2019) — на предприятии строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2015 году и ещё два — в 2016 году. Ещё один корабль на март 2017 года не заложен, но, вроде как строится. Также на заводе планируется строительство ещё 10 кораблей этого проекта.
2015 — настоящее время (2018) — на заводе производятся буксиры-кантовщики проекта проекта 04690 (RAscal 2000).
2015 — настоящее время (2019) — на арендуемом «Пеллой» Судостроительном заводе «Море» в Феодосии также строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2016 и 2017 годах соответственно.
Конец 2016 года — «Пелла» взяла в аренду до 31 декабря 2020 года близкий по профилю Судостроительный завод «Море» (г. Феодосия, Республика Крым).
2016 — настоящее время (2019) — на заводе строится океанографическое исследовательское судно «Академик Агеев» проекта 16450 «Гараж-Гюйс».[1]
2017 — настоящее время (2019) — предприятие строит четыре рыболовецких траулера проекта 03095.[2]
2017 — настоящее время (2019) — предприятие строит два рыболовецких траулера проекта 1701.[3]
2018 — настоящее время (2019) — заводом строится серия из двух судов для добычи краба проекта 03070.[4]
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия http://pellaship.ru
- Официальный сайт дочерней фирмы ОАО «Пелла-Маш», занимающейся станкостроением
- Официальный сайт дочерней фирмы ЗАО «Пелла-Фьорд», занимающейся малыми стеклопластиковыми судами
- Официальный сайт дочерней фирмы Pella Sietas Gmbh (Германия)
Примечания
- ↑ На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат