Материнский капитал: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Слишком много критики. Чрезмерно. Тогда, для баланса, стоит написать и о преимуществах и плюсах мат. капитала.)
Строка 20: Строка 20:
{{quote|Не будучи сторонником идеи оплаты родителям рождения собственных же детей (так называемого материнского капитала за второго ребёнка), тем не менее не могу не признать его значительную роль в заметном росте рождаемости граждан России и улучшения обеспеченности российский семей - особенно в провинции. Надо быть слепым, чтобы не видеть, как тысячи семей в регионах получают деньги от государства только за то, что они родили более одного ребёнка. Родили для себя, а получили от государства. От того самого ужасного и кровавого режима, которое так ненавистно святой оппозиции. [http://russkiy-malchik.livejournal.com/363923.html]}}
{{quote|Не будучи сторонником идеи оплаты родителям рождения собственных же детей (так называемого материнского капитала за второго ребёнка), тем не менее не могу не признать его значительную роль в заметном росте рождаемости граждан России и улучшения обеспеченности российский семей - особенно в провинции. Надо быть слепым, чтобы не видеть, как тысячи семей в регионах получают деньги от государства только за то, что они родили более одного ребёнка. Родили для себя, а получили от государства. От того самого ужасного и кровавого режима, которое так ненавистно святой оппозиции. [http://russkiy-malchik.livejournal.com/363923.html]}}


==Критика==
==Критика ==
Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.  
Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.  



Версия от 16:18, 17 августа 2017

Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

Потратить маткапитал можно на три направления:

  • улучшение жилищных условий,
  • получение образования ребенком,
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок или последующие дети. [3]

Региональный материнский капитал

В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в среднем это 100 тысяч рублей.

Не будучи сторонником идеи оплаты родителям рождения собственных же детей (так называемого материнского капитала за второго ребёнка), тем не менее не могу не признать его значительную роль в заметном росте рождаемости граждан России и улучшения обеспеченности российский семей - особенно в провинции. Надо быть слепым, чтобы не видеть, как тысячи семей в регионах получают деньги от государства только за то, что они родили более одного ребёнка. Родили для себя, а получили от государства. От того самого ужасного и кровавого режима, которое так ненавистно святой оппозиции. [4]

Критика

Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [5] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[6]

Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [7]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей - никак не доказано.

Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

См. также

Ссылки