Николаевский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(для начала достаточно)
 
(не показано 25 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
'''Судостроительный завод имени 61 коммунара''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».
'''Судостроительный завод имени 61 коммунара''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».


Строка 11: Строка 10:
'''29 апреля 1790 года''' — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».
'''29 апреля 1790 года''' — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».


'''1830-1840-е годы''' — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.
'''1790 год''' — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 44/46/50 орудиями «Святой Николай», числившийся до 1793 года кораблём.
 
'''1790—1791 год''' — на предприятии построен 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армении».
 
'''1791—1794 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Святой Павел»]].
 
'''1809—1811 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Минерва».
 
'''1816—1818 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Флора».
 
'''1817—1820 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Норд-Адлер»]].
 
'''1820—1821 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Поспешный».
 
'''1822—1823 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Пармен»]].
 
'''1823—1824 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B9.D0.BC.D0.BE.D0.BD.C2.BB|80-пушечный линейный корабль «Пантелеймон»]].
 
'''1823—1826 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1825-1832)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.94.D0.B5.D1.80.D0.B1.D0.B5.D0.BD.D1.82.C2.BB_.28.C2.AB.D0.9F.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B6.C2.BB.29_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж»)]].
 
'''1830—1840-е годы''' — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.
 
'''1837—1839 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Флора».
 
'''1840—1843 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Кагул».


[[Файл:Спуск на воду ЭБР Князь Потёмкин-Таврический 1900 год.jpg|thumb|150px|Спуск на воду ЭБР «Князь Потёмкин-Таврический» из эллинга № 7 23 сентября 1900 года]]
[[Файл:Спуск на воду ЭБР Князь Потёмкин-Таврический 1900 год.jpg|thumb|150px|Спуск на воду ЭБР «Князь Потёмкин-Таврический» из эллинга № 7 23 сентября 1900 года]]
'''1911 год''' — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный '''«Завод русского судостроительного общества»[http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_3/flot_russud_vorota.jpg] («Руссуд»)'''<ref>Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».</ref>, фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.
'''1911 год''' — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный '''«Завод русского судостроительного общества»[http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_3/flot_russud_vorota.jpg] («Руссуд»)'''<ref>Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».</ref>, фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.


'''1911-1917 годы''' — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года «Воля»).
'''1911—1917 годы''' — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.C2.BB|«Императрица Мария»]] и [[Крупные российские проекты (Временное правительство, март-ноябрь 1917)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.92.D0.BE.D0.BB.D1.8F.C2.BB_.28.D0.B1.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B8.D0.B9_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D0.90.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.80_III.C2.BB.29_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.C2.BB|«Император Александр III» (с 1917 года «Воля»)]].


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
'''1932—1934 годы''' — на предприятии построены 10 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, отправленные для окончательной сборки на [[Центр судоремонта «Дальзавод»|Дальзавод (№ 202)]] во [[Владивосток]]е.
'''1934—1936 годы''' — на заводе построены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, первая из которых (Щ-204 «Минога») изначально была заложена на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Ленинград]]е и перевезена на предприятие по секциям. Все четыре корабля участвовали в Великой Отечественной войне, причём Щ-205 «Нерпа» впоследствии стала гвардейской. В это же время на предприятии были построены 3 подводные лодки типа «М» («Малая») серии VI-бис.
'''1934—1939 годы''' — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X.
'''1936—1939 годы''' — на заводе строится серия из трёх эскадренных миноносцев проекта 7, два из которых были введены в состав Черноморского флота, а один отправлен по секциям на Дальний Восток, где был достроен на Дальзаводе № 202 во [[Владивосток]]е и вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ещё четыре аналогичных корабля были разобраны на стапеле.[http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Эскадренные_миноносцы_типа_«Гневный»_проекта_7]
'''1939—1941 годы''' — на заводе построена подводная лодка Щ-216 типа «Щ» («Щука») серии X-бис.
'''14 августа 1941 года''' — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.
'''14 августа 1941 года''' — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.
'''15—17 августа 1941 года''' — Николаев оккупирован немецкими войсками.
'''28 марта 1944 года''' — Николаев освобождён советскими войсками.


'''1951—1956 годы''' — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[http://bastion-opk.ru/50-gornostai/]
'''1951—1956 годы''' — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[http://bastion-opk.ru/50-gornostai/]
Строка 38: Строка 75:
'''1991—1993 годы''' — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году [[Украина|Украине]] в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».
'''1991—1993 годы''' — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году [[Украина|Украине]] в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».


'''1993—настоящее время (2016)''' — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т.д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.
'''1993—настоящее время (2016)''' — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т. д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.
 
'''2017 год''' — '''предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод»'''.


== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==

Текущая версия от 23:21, 5 сентября 2019

Судостроительный завод имени 61 коммунара — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.

История предприятия

Российская Империя

21 июля 1788 года — в устье реки Ингул по приказу Екатеринославского генерал-губернатора Г. А. Потемкина заложена казенная верфь — Николаевское адмиралтейство.

29 апреля 1790 года — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».

1790 год — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 44/46/50 орудиями «Святой Николай», числившийся до 1793 года кораблём.

1790—1791 год — на предприятии построен 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армении».

1791—1794 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Святой Павел».

1809—1811 годы — построен 44-пушечный фрегат «Минерва».

1816—1818 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».

1817—1820 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Норд-Адлер».

1820—1821 годы — построен 44-пушечный фрегат «Поспешный».

1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пармен».

1823—1824 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Пантелеймон».

1823—1826 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж»).

1830—1840-е годы — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.

1837—1839 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».

1840—1843 годы — построен 44-пушечный фрегат «Кагул».

Спуск на воду ЭБР «Князь Потёмкин-Таврический» из эллинга № 7 23 сентября 1900 года

1911 год — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный «Завод русского судостроительного общества»[1] («Руссуд»)[1], фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.

1911—1917 годы — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года «Воля»).

Советская Россия

1932—1934 годы — на предприятии построены 10 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1936 годы — на заводе построены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, первая из которых (Щ-204 «Минога») изначально была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде и перевезена на предприятие по секциям. Все четыре корабля участвовали в Великой Отечественной войне, причём Щ-205 «Нерпа» впоследствии стала гвардейской. В это же время на предприятии были построены 3 подводные лодки типа «М» («Малая») серии VI-бис.

1934—1939 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X.

1936—1939 годы — на заводе строится серия из трёх эскадренных миноносцев проекта 7, два из которых были введены в состав Черноморского флота, а один отправлен по секциям на Дальний Восток, где был достроен на Дальзаводе № 202 во Владивостоке и вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ещё четыре аналогичных корабля были разобраны на стапеле.[2]

1939—1941 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-216 типа «Щ» («Щука») серии X-бис.

14 августа 1941 года — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.

15—17 августа 1941 года — Николаев оккупирован немецкими войсками.

28 марта 1944 года — Николаев освобождён советскими войсками.

1951—1956 годы — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[3]

1953—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ — первый в мире корабль, вооружённый противокорабельными ракетами.

1956—1958 годы — на предприятии по несколько упрощённому по сравнению с «Бедовым» проекту[2] построен эскадренный миноносец «Прозорливый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.

1959—1973 годы — на заводе крупной серией строятся сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61 — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — большой противолодочный корабль «Сдержанный» — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде в 1962—1966 годах.

Большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134-Б, 2012

1968—1979 годы — на заводе строится серия из семи больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б.

1976—1991 годы — на заводе построена серия из трёх ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»: «Слава» (с 1995 года «Москва»), «Маршал Устинов» при закладке («Адмирал Флота Лобов») и «Червона Украина» (с 1996 года «Варяг»), а также в 1984 году заложен четвёртый крейсер проекта «Адмирал Флота Лобов», получивший после 1993 года, когда он был передан в 75 % готовности Украине, название «Украина», но, в результате, так и не достроенный вплоть до настоящего времени (2016 год).

Украина

1991—1993 годы — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году Украине в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».

1993—настоящее время (2016) — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т. д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.

2017 год — предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

84-пушечный корабль «Императрица Мария»
  • 84-пушечный корабль «Императрица Мария» (построен в 1849—1853 годах) — флагманский корабль русской эскадры в Синопском сражении 1853 года, где отличился под непосредственным командованием вице-адмирала П. С. Нахимова. В 1855 году затоплен на Севастопольском рейде при оставлении гарнизоном южной части города. Впоследствии был поднят по частям при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году.
  • Линейный корабль «Императрица Мария» (построен в 1911—1915 годах) — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в Севастополе в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл.
  • Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит.

См. также

Примечания

  1. Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».
  2. Вместо двух установлена только одна пусковая установка противокорабельных ракет П-1, а на её месте оставлено артиллерийское вооружение.