Обсуждение:Знаменитые учёные и философы России

Возможные кандидаты на добавление в статью

Учёные-полиматы

[3]

Асторономы и астрофизики

• ✔  Ломоносов
  • ✔  Эйлер - теоретик астрономии, можно сказать астрофизик - основатель теории движения небесных тел с учетом несферичности реальных планет
  • ✔  В. Я. Струве
  • ✔  Гамов Георгий Антонович - выдвинул гипотезу "горячей Вселенной".
  • ✔  Кайдановский, Наум Львович - все написано тут[4]. В общем, основатель отечественной радиоастрономии и создатель концепции проекта крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600.
  • ✔  Александр Фридман — автор теории нестационарной вселенной
  • ✔  Степан Румовский - точнее всех астрономов XVIII века вычислил расстояние от Земли до Солнца и параллакс Солнца (по результатам прохождения Венеры по диску Солнца, основатель Казанского университета
  • ✔  Дмитрий Максутов — изобретатель менискового телескопа (телескопа Максутова) — одного из самых массовых профессиональных и любительских телескопов, участник проектирования крупнейшего в мире на момент создания телескопа БТА
  • ✔  Алексей Ганский - открыл солнечные гранулы, открыл изменения формы солнечной короны в 11-летнем солнечном цикле, обнаружил зависимость формы солнечной короны от количества пятен *
  • Виктор Сафронов — автор современной теории формирования планет из газопылевого облака через планетизимали
  • Вячеслав Муханов и Алексей Старобинский - создатели современной теории рождения Вселенной — теории инфляции. Российским астрофизикам Вячеславу Муханову и Алексею Старобинскому вручили самую престижную награду в области космологии — премию Грубера. [5] 17 марта 2014 - экспериментальное обнаружение гравитационных волн подтверждает инфляционную теорию Старобинского и Линде.[6]
  • rwp:Хайкин, Семён Эммануилович - в 1939 обнаружил эффект перегрева твердого тела, основоположник отечественной экспериментальной радиоастрономии, первооткрыватель радиоизлучения солнечной короны. В 1947 году возглавил экспедицию в Бразилию, где впервые в мире были проведены наблюдения полного затмения Солнца в радиодиапазоне. В 1956 году в Пулковской обсерватории по идее и под руководством Хайкина был сооружён радиотелескоп с антенной переменного профиля. С его помощью была обнаружена и изучена сильная круговая поляризация излучения активных областей Солнца, подробно исследованы «радиопятна», обнаружена и изучена линейная поляризация теплового радиоизлучения Луны в сантиметровом диапазоне, оценена «шероховатость» лунной поверхности, впервые исследовано распределение радиояркости по диску Венеры, проведены исследования структуры мощных радиационных поясов Юпитера, выполнены прецизионные измерения координат внегалактических радиоисточников и обнаружено, что более 40 % ярких источников в сантиметровом диапазоне имеют квазизвездную природу, детально исследовались структура и поляризация сложных внегалактических источников. Руководил разработкой проекта радиотелескопа РАТАН-600.
  • Евграф Быханов - предвосхитил современные взгляды на образование солнечной системы и дрейф континентов Земли, открыл замедление вращения Земли
  • rwp:Белявский, Сергей Иванович - в 1937—1944 — директор Пулковской обсерватоии, специалист по астрофотометрии, астрометрии и исследованию переменных звёзд, открыл яркую комету C/1911 S3 (Белявского), 36 астероидов (один из которых, (1074) Белявския, назван в его честь) и свыше 250 переменных звёзд
  • rwp:Тихов, Гавриил Адрианович - установил структуру солнечной короны, впервые установил, что Земля при наблюдении из космоса должна иметь голубоватый оттенок (на основе наблюдения пепельного света луны, установил избирательный характер поглощения света в межзвездном пространстве, пионер теории гравитационных линз и астроботаники
  • rwp:Блажко, Сергей Николаевич - крупный исследователь переменных звёзд, открыл «эффект Блажко»
  • rwp:Брауде, Семён Яковлевич - им обнаружено низкочастотное радиоизлучение пульсаров, проведены измерения протяженных радиоисточников, изучено распределение радиоизлучения космического фона, исследовано декаметровое излучение тел Солнечной системы и областей поглощения ионизованного водорода, обнаружена первая в декаметровом диапазоне радиолиния — нейтрального азота (спустя четверть века после её теоретического предсказания И. С. Шкловским). Брауде и его сотрудниками составлен первый каталог радиоисточников и их спектров в декаметровом диапазоне.
  • rwp:Козырев, Николай Александрович - разработал теорию протяженных звёздных атмосфер и установил ряд особенностей выходящего из них излучения (1934) (теория была обобщена С. Чандрасекаром, получив название теории Козырева — Чандрасекара), Получил спектрограммы лунного кратера Альфонс, указывающие на выход газов (молекулярного водорода и углерода) из центральной горки кратера. Считают, что это свидетельствует о вулканических явлениях на Луне или о тектонических перемещениях у её поверхности Предсказал отсутствие магнитного поля Луны за несколько лет до первых космических экспедиций к ней. Обнаружил водород в атмосфере Меркурия. Сделал вывод о высокой температуре (до 200 000 К) в центре Юпитера.
  • rwp:Шакура, Николай Иванович - разработал стандартную теорию аккреционных дисков
  • rwp:Новиков, Игорь Дмитриевич - сформулировал rwp:Принцип самосогласованности Новикова в теории путешествий во времени
  • Баграт Иоаннисиани — главный конструктор БТА — самого крупного телескопа в Евразии (самого крупного в мире на момент создания)
  • Константин Батыгин - потенциальный первооткрыватель девятой планеты Солнечной системы (гипотеза Батыгина — Брауна)
  • Михаил Герценштейн и Владислав Пустовойт - В 2015-2016 гг. при ключевом участии российских физиков в рамках международного проекта LIGO впервые в истории обнаружены и зарегистрированы гравитационные волны пространства-времени.[7] Впервые идею использовать интерферометр Майкельсона для создания детектора гравитационных волн предложили российские учёные Михаил Герценштейн и Владислав Пустовойт ещё в 1962 году.

• ✔  Ломоносов — автор молекулярно-кинетической теории тепла
  • ✔  Эпинус, Франц Ульрих Теодор — открыл электростатическую индукцию, один из первых теоретиков электротехники, предложил идею электрофорной машины, изобретатель конденсатора современного типа
  • ✔  Лебедев
  • ✔  П. Л. Капица — открыл сверхтекучесть гелия
  • ✔  Мария Склодовская-Кюри
  • ✔  Басов Н. Г. и Прохоров А. М. — физики-изобретатели лазера (а точнее мазера)
  • ✔  Ж. Алфёров
  • ✔  Черенков
  • ✔  и вообще весь список физиков вот отсюда[8]
  • ✔  Владислав Пустовойт — основатель акустоэлектроники и акустооптики; первым предложил способ обнаружения гравитационных волн, приведший впоследствии к их открытию в 2016 г.[9]
  • Елпидифор Кириллов — первооткрыватель отрицательного фотоэффекта (уменьшение тока под действием света)
  • Александр Лебедев — разработчик отечественного электронного микроскопа, пионер тепловидения и лазерной техники, создатель светодальномера
  • Владимир Котельников — автор ключевой для борьбы с радиопомехами теоремы Котельникова, создатель теории потенциальной помехостойчивости, пионер радиолокационной астрономии
  • Яков Наркевич-Иодко — первооткрыватель электрографии, пионер электротерапии и радио, выдающийся исследователь электромагнитных явлений
  • Михаил Павлов — натурфилософ, в 1819 г., намного опережая своё время, выдвинул гипотезы об электрической природе света и планетарном строении атома, связанном с электрическим зарядом [10]
  • Борис Николаевич Чичерин и Николай Александрович Морозов — на основе анализа периодической системы построили первые развёрнуты планетарные теории строения атомов; Чичерин ввёл понятия положительной и отрицательной валентности («центральной» и «периферической»), Морозов предсказал существование гелионов, дейтронов, нейтронов, электронов и позитронов, а также возможность синтеза химических элементов ** РОРП 67-69
  • Николай Пильчиков — изобретатель настройки радио на определённую волну, провёл первые практические опыты по радиоуправлению, изобрёл фотогальванографию; предсказал открытие залежей железной руды в районе Курской магнитной аномалии **
  • rwp:Ланге, Фриц Фрицович — изобретатель центрифужного метода разделения изотопов
  • А. Е. Глауберман — квазиметаллические центры в ионных кристаллах [11]
  • rwp:Гершун, Андрей Александрович - автор термина rwp:Световое поле
  • Химики и материаловеды

• ✔  Ломоносов
    Возможно будет интересно, что остатки изготовленной Ломоносовым смальты вследствие своего высокого качества были затребованы и использованы художником П. Д. Кориным для выполнения мозаик в Московском метрополитене.
    Я планирую через некоторое время создать статью о русских изобретениях в инкубаторе. Эту информацию лучше отправить туда. Может еще влезет в описание Корина в будущем разделе «Художники». AlexBond (обсуждение) 22:45, 14 декабря 2013 (MSK)
    • ✔  Аносов
    • ✔  Чернов
    • ✔  Клаус, Карл Карлович — открыл новый элемент и назвал его в честь России Рутением
    • ✔  Менделеев
    • ✔  Цвет, Михаил Семёнович — изобретатель хроматографии
    • ✔  Зелинский — изобретатель противогаза
    • ✔  Евграф Фёдоров
    • ✔  rwp:Дианин, Александр Павлович
    • ✔  Гейм и Новосёлов
    • ✔  rwp:Меншуткин, Николай Александровичrwp:Автокатализ
    • ✔  Константин Кирхгоф
    • В настоящее время рекордным значением критической температуры Tc =135 K (под давлением Tc=165 K, −109 °C) обладает вещество HgBa2Ca2Cu3O8+x, открытое в 1993 г. С. Н. Путилиным и Е. В. Антиповым из МГУ. — rwp:Высокотемпературная сверхпроводимость
    • А. М. Сладков, Ю. П. Кудрявцев, В. В. Коршак, и В. И. Касаточкин — в 1967 году открыли rwp:Карбин — самый прочный материал в мире (в 40 раз твёрже алмаза) [12]
    • Хлопин
    • Александр Фрумкин [13]
    • rwp:Петрянов-Соколов, Игорь Васильевич - изобретатель ряда промышленных фильтров, в том числе широко используемых фильтров ФП (фильтры Петрянова), выдающийся исследователь туманов
    • rwp:Бирон, Евгений Владиславович - открыл вторичную периодичность, основал первую кафедру физической химии в России

Рудознатцы 17 века

• ✔  Ремезов
    • ✔  Иосиф-Николай Делиль — коническая проекция, астропункты для картографирования, первый академический атлас России [14], регулярные метеорологические наблюдения
    • ✔  rwp:Фёдор II Годунов
    • ✔  rwp:Кирилов, Иван Кириллович - руководитель первой картографической съемки России
    • ✔  Мессершмидт
    • ✔  Сарычев
    • ✔  Павел Молчанов — метеоролог, изобретатель первого практического радиозонда
    • ✔  Михаил Рейнеке — исследователь Белого и Баренцева морей, создатель Кронштадтского футштока — исходной точки отсчёта нивелировочной сети для измерения высот и глубин в России
    • ✔  Дмитрий Анучин
    • ✔  Юлий Шокальский
    • ✔  Владимир Кёппен
    • ✔  Лев Берг
    • ✔  Глеб Святославич — князь тьмутараканский и новгородский, провёл первые известные геодезические и топографические работы на Руси, измерив ширину Керченского пролива
    • ✔  Феодосий Красовский и Александр Изотов - вычислили размеры референц-эллипсоида Красовского, на котором основана геодезическая система координат России и ряда других стран; Красовский - автор проекта астрономо-геодезической сети СССР (основа для топографических съёмок и инженерно-геодезических работ)
    • ✔  Андрей Григорьев - создал современное учение о географической оболочке, сформулировал периодический закон географической зональности (вместе с Михаилом Будыко), первый директор первого в России Географического института
    • ✔  Михаил Будыко - впервые рассчитал тепловой баланс земной поверхности, превратил климатологию из описательной в квантитативную науку и заложил основы современных теорий глобального потепления и глобального похолодания, автор идеи регулирования солнечной радиации и один из создателей концепции Земли-снежка; соавтор периодического закона географической зональности
    • Иван Петлин — русский казак, ставший первым официальным русским послом в Китай, составил первую русскую карту и первое описание Китая, привёз из Китая т. н. «китайскую грамоту»
    • rwp:Лужин, Фёдор Фёдорович и rwp:Евреинов, Иван Михайлович - впервые инстументально картографировали Камчатку и Курильские острова
    • rwp:Минин, Фёдор Алексеевич - впервые картографировал западное побережье Таймыра
    • Пётр Иноходцев - астроном и метеоролог, первооткрыватель Курской магнитной аномалии, пионер климатологии и метеорологии в России
    • Алексей Нагаев - разработал первый морской атлас Берингова моря (1745) и первый морской атлас и лоцию Балтийского моря (1752 год). Составлял карты Охотского моря, реки Амур, Ладожского озера, Каспийского моря, Медвежьих островов и устья реки Колымы.
    • Креницын и Левашов - составили первую подробную карту Алеутских островов
    • Иосиф Биллингс - составил первую инструментальную карту внутренних областей Чукотки и впервые составил подробное описание земель и быта чукчей, положил на карту 300 км побережья от Колымы до острова Айюн, открыл остров Ионы в Охотском море (важный остров для ИЭЗ)
    • rwp:Рычков, Пётр Иванович - один из основателей Оренбурга, выдающийся исследователь Оренбуржья и соседних территорий Средней Азии, участник составления первой генеральной карты Оренбургской губернии и обширных территорий Средней Азии
    • rwp:Пахтусов, Пётр Кузьмич и rwp:Циволька, Август Карлович - нанесли на инструментальную карту Новую Землю
    • rwp:Чихачёв, Платон Александрович - - альпинист и путешественник, первым поднялся на высшую точку Пиренеев - гору Ането (3404 м) - и определил ее высоту, автор первой русской карты Памира, первым поднялся на вулкан Пичинча в Андах (Эквадор), пионер применения метрической системы в России, автор проекта русского продвижения в Центральную Азию
    • Алексей и Ольга Федченко — ботаники, пионеры исследования Памира, открыли Заалайский хребет и пик Кауфмана (7134 м, до 1933 г. считался высочайшей вершиной России и СССР); Ольга - первая женщина, ставшая учёным-ботаником в России
    • rwp:Воейков, Александр Иванович — создатель сельскохозяйственной метеорологии
    • В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность является всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. [15]
    • Сергей Обручев
    • Вернадский — создал учение о биосфере и учение о ноосфере — двух наиболее высокоорганизованных географических оболочках Земли
    • Владимир Штокман - Ему принадлежат такие фундаментальные достижения, как выяснение важной роли пространственной неравномерности поля ветра над океанами при формировании горизонтальной структуры океанских течений, объяснение противоречий в океанах и морях, создание метода полных потоков, объяснившего возникновение Гольфстрима и Куросио; объяснил аномальную циркуляцию вод в Аральском море
    • rwp:Колотило, Леонид Григорьевич - открыл наибольшую глубину Байкала (1642 м, 1983 год) (совместно с А. И. Сулимовым) - наибольшая глубина среди озер в мире
    • rwp:Купфер, Адольф Яковлевич - основатель первого современного метрологического и поверочного учреждения в России — rwp:Депо образцовых мер и весов, и Главной физической обсерватории России (старейшее метеорологическое учреждение России).
    • rwp:Зотиков, Игорь Алексеевич - предсказал открытие подо льдом Антарктики озёр из пресной воды - см. rwp:Восток (озеро)
    • Николай Зубов - контр-адмирал, впервые обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, участник строительства Персея - первого советского научно-исследовательского судна, основал первую в России кафедру океанологии, научный руководитель экспедиции на ледокольном пароходе ледоколе «Садко» (начальник экспедиции — Г. А. Ушаков), открывшей остров Ушакова и впервые проведшей исследование дна Северного-Ледовитого океана вне океанического шельфа, сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам, впервые ввёл понятие критической толщины ледника, при которой у его дна достигается температура плавления льда (при соответствующем давлении). Он был первым, кто высказал предположение о том, что необычайно большая толщина ледниковых щитов в удалённых от берегов местах, обнаруженная при первых сейсмических исследованиях ледников в Антарктиде, может послужить причиной существования воды в нижних частях.rwp:Восток (озеро)
    • Владимир Котляков - автор проекта бурения озера Восток, в результате которого был получен глубочайший в мире ледяной керн и реконструирована история ледниково-межледниковых циклов за последние 440 тысяч лет
    • Толль
    • Визе
    • Афансасий Мезенцев - rwp:Книга Большому Чертежу
    • rwp:Краснов, Андрей Николаевич - основатель землеведения (ландшафтоведения) в России, впервые связал фитогеографию с классификацией климатов Кёппена, пионер субтропического земледелия в России
    • Иван Гмелин - первый академический исследователь Сибири, прошел 34 000 км по Сибири, впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье, гору Магнитную, Барабинскую Степь, разделил Сибирь на Западную и Восточную
    • Татищев [16]
    • rwp:Бреховских, Леонид Максимович - один из основоположников современной акустической океанографии, независимо от американцев открыл подводный звуковой канал, участник открытия океанских мезовихрей
    • rwp:Броунов, Пётр Иванович - разработчик методов предсказания движения циклонов по изменению давления, автор понятия «наружной оболочки Земли»
    • rwp:Обухов, Александр Михайлович - геофизик, создатель теории мелкомасштабной турбулентности, организатор института физики атмосферы
    • rwp:Озерецковский, Николай Яковлевич - натуралист, выдающийся исследователь Русского Севера и западной части России, впервые дал научное описание истоку Волги
    • И. П. Толмачев и rwp:Кожевников, Михаил Яковлевич - впервые составили подробную карту севера Среднесибирского плоскогорья, картографировали центр Северо-Сибирской низменности, открыли Анабарское плато
    • rwp:Пастухов, Андрей Васильевич - альпинист и топограф, первым подробно картографировал основные вершины Большого Кавказа, изобрел альпинистские кошки
    • rwp:Гофман, Эрнст Карлович - выдающийся исследователь Урала, открыл кряж Пай-Хой
    • rwp:Стрельбицкий, Иван Афанасьевич - им создана «Специальная карта Европейской России» (1865—1871), издана работа «Исчисление поверхности Российской империи в общем её составе в царствование императора Александра II» (1874) — громадный и замечательный по обработке труд, который впервые дал верные сведения о поверхности владений России как в целом их составе, так и по губерниям и уездам, с отдельным вычислением островов и озёр.

• ✔  Павел Костычев
    • ✔  Георгий Карпеченко — выдающийся генетик, впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящихся к разным родам (Brassicoraphanus)
    • ✔  Христиан Пандерewp:Germ layer
    • ✔  Пандер
    • ✔  Бэр
    • ✔  Гмелин-старший
    • ✔  Эдуард Эверсман — один из выдающихся исследователей-натуралистов
    • ✔  Цвет, Михаил Семёнович — сделал большой вклад в изучение физиологии растений, особенно механизма фотосинтеза
    • ✔  Тимирязев, Климент Аркадьевич
    • ✔  Вавилов, Николай Иванович
    • ✔  Георг Стеллер Портрет, приписываемый Г.–В. Стеллеру (1709–1746)
    • ✔  Каспар Вольф — основоположник эмбриологии, научно обосновал учение об эпигенезисе (постепенном развитии зародыша из прочного зачатка), опроверг учение о преформации
    • ✔  Иосиф Кёльрейтер — провёл первые опыты по искусственной гибридизации растений, первый указал на роль насекомых при опылении цветков (в 1756—1760 годах в Петербурге провёл первые опыты по искусственной гибридизации растений)
    • ✔  Самуил Гмелин — исследователь Кавказа, Каспия и Сибири, впервые описал 135 видов растений и множество животных, в том числе ушастого ежа и кавказскую белку, пионер морской биологии, автор первой книги о водорослях (впервые произвёл их бинарную классификацию)[17]
    • ✔  Михаил Адамс — исследователь Кавказа и Сибири, описал более 200 новых видов растений, в том числе пушкинию, впервые обнаружил полный скелет мамонта (Ленский мамонт)
    • ✔  Степан Крашенинников — первый русский профессор натуральной истории и ботаники, впервые собрал материал для научного описания оленя-кабарги, открыл ряд видов растений, впервые описал флору Камчатки и Петербургской губернии, автор знаменитого «Описания земли Камчатки»
    • ✔  Владимир Амалицкий — палеонтолог, первооткрыватель северодвинской фауны, обнаружил на Северной Двине богатейшее собрание звероподобных ящеров-синапсид (предки млекопитающих), включая десятки полных скелетов; им открыты котлассия, двиния, двинозаврия, иностранцевия
    • ✔  Карл Ледебур — возглавил первую масштабную экспедицию по изучению природы Алтая и Восточного Казахстана, описал более 2200 новых видов и таксонов, автор труда «Флора Алтая» и первого полного описания флоры сосудистых растений России «Flora Rossica»
    • ✔  Александр Бунге — натуралист, исследователь Сибири, Алтая, Китая и Персии, описал около 2200 новых видов растений (2770, включая роды, подроды и семейства)
    • ✔  Карл Максимович — ботаник, положил начало изучению флоры Дальнего Востока, первым из русских ботаников исследовал Японию, впервые описал 2627 видов и таксонов растений
    • ✔  Ваксман, Зельман — открыл стрептомицин — первый антибиотик группы аминогликозидов и первый, оказавшийся активным против туберкулёза и чумы (уехал из России после гимназии)
    • ✔  Иван Лепёхин
    • ✔  Николай Турчанинов — ботаник-систематик, крупнейший знаток азиатской флоры XIX века, впервые подробно описал флору Прибайкалья и Забайкалья, собрал крупнейший частный гербарий, описал около 150 родов и более тысячи видов цветковых растений Евразии, Австралии, Африки, Южной Америки
    • ✔  Сергей Навашин — цитолог и эмбриолог растений, открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений (что объяснило природу их триплоидного эндосперма), заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики
    • ✔  Дмитрий Ивановский — открыл вирусы (обнаружил вирус табачной мозаики и доказал, что он существенно меньше бактерий); основатель вирусологии
    • ✔  Николай Кольцов — открыл клеточный каркас (цитоскелет), автор первой теории молекулярного строения и матричного синтеза хромосом, основатель русской школы экспериментальной биологии
    • ✔  Владимир Правдич-Неминский — основатель электроэнцефалографии, опубликовал первую электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и вызванный потенциал мозга млекопитающего (собаки), открыл альфа- и бета-ритмы мозга
    • ✔  Александр Шмидт — физиолог, открыл тромбин — важнейший компонент системы свёртывания крови человека и животных, что заложило основание для разработки методов лечения гемофилии и современных методов переливания крови
    • ✔  Владимир Бец - открыл гигантские пирамидальные нейроны первичной моторной коры головного мозга (клетки Беца), основоположник учения о цитоархитектонике головного мозга, собрал свыше 8 000 препаратов головного мозга человека и животных, открыл хромафинную реакцию мозгового вещества надпочечников
    • ✔  Александр Ковалевский — выдающийся исследователь эмбриологии и физиологии беспозвоночных животных, основатель (совместно с И. И. Мечниковым, 1871) филогенетической теории зародышевых листков, заложил совместно с Мечниковым основы эволюционной сравнительной эмбриологии (РОРП 354), положил начало экспериментальной и эволюционной гистологии, доказал, что все животные проходят через стадию гаструляции
    • ✔  Мечников
    • ✔  Константин Мережковский - впервые детально разработал теорию симбиогенеза (ввёл термин); археолог, открыл первую на территории Российской империи пещерную стоянку палеолита Волчий грот близ села Мазанка
    • ✔  Иван Павлов — первый русский нобелевский лауреат, один из основоположников физиологии высшей нервной деятельности и науки о поведении, впервые изучил условные рефлексы и процессы регуляции пищеварения
    • ✔  Александр Опарин — биохимик, автор теории возникновения жизни из первичного «бульона» органических веществ; первым выделил в чистом виде хлорогеновую кислоту, играющую важную роль в дыхании растений
    • ✔  Владимир Комаров — исследователь флоры Дальнего Востока и Центральной Азии, автор труда «Флора Маньчжурии», описал около 400 новых видов, выдающийся географ растений, теоретик ботаники и геоботаники, президент АН СССР в 1936—1945 гг.
    • ✔  Николай Бернштейн — нейрофизиолог, автор термина биомеханика, объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку — физиологию движений, создал учение о координации движений и теорию робота, шагающего на основе рефлексов
    • ✔  Александр Гурвич — открыл биофотон (митогенетические лучи — сверхслабое ультрафиолетовое излучение живых тканей, предположительно стимулирующее деление клеток посредством цепных химических реакций) и морфогенетическое клеточное поле (биополе)
    • ✔  Сергей Четвериков - первый начал синтез менделевской генетики и эволюционной теории Дарвина, доказал возможность накопления мутаций в скрытом (гетерозиготном) состоянии и давать материал для последующей изменчивости и естественного отбора, положил начало синтетической теории эволюции
    • ✔  Феодосий Добржанский - генетик и энтомолог, автор труда «Генетика и происхождение видов», основополагающего для синтетической теории эволюции
    • ✔  Борис Соколов — геолог и палеонтолог, выделил вендский период, основоположник изучения палеонтологии докембрия, автор первой классификации древних кораллов
    • ✔  Армен Тахтаджян - автор филогенетической системы классификации высших растений (система Тахтаджяна) - одной из самых известных в мире, автор новой системы ботанико-географического районирования Земли, ввёл термин гетеробатмия
    • ✔  Алексей Оловников — выдвинул теорию маргинотомии — отсчёта клеточных делений и старения вследствие недорепликации последовательностей ДНК на концах хромосом (теломерных участков). Теория предполагала, что «нестарение» бактерий обусловлено кольцевой формой ДНК, а теломерные последовательности в стволовых и раковых клетках защищены благодаря постоянному — при каждом делении клетки — удлинению особым ферментом — тандем-ДНК-полимеразой (современное название — теломераза)
    • ✔  Михаил Федонкин — выдающийся исследователь животных докембрия (открыл хиемалору, онегу и хородискию), в 1983 г. открыл «скользящую» (двустороннюю со сдвигом) симметрию вендобионтов
    • ✔  Иван Тарханов - пионер сомнологии и основоположник радиобиологии, открыл кожно-гальванический рефлекс (феномен Тарханова), впервые исследовал действие рентгеновских лучей на живые организмы
    • ✔  Николай Гамалея - микробиолог и эпидемиолог, создал первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию, впервые в России начал делать прививки против бешенства, создал учение о дезинфекции и многие ее практические методы, открыл холероподобный птичий вибрион (мечниковский вибрион) — возбудителя холероподобного заболевания птиц и представил противохолерную вакцину. В 1894-1896 годах Гамалея описал явление так называемого гетероморфизма бактерий. Н. Гамалея впервые выдвинул положение о существовании скрытых форм инфекции. открыл L-формы бактерий (бактерии без клеточной стенки)
    • ✔  Николай Кульчицкий - гистолог, последний министр народного просвещения Российской империи, изобрёл множество новых методов - фиксирующую смесь («жидкость Кульчицкого»); окрашивание миелиновых нервных волокон гематоксилином и кармином, окрашивание упругого вещества, нейроглии, цветных элементов крови и др., открыл выделяющие и запасающие серотонин клетки Кульчицкого (энтерохромаффинные клетки)
    • ✔  Григорий Левитский - генетик и цитолог, ввёл понятие кариотипа (совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам биологического вида или особи)
    • ✔  Александр Серебровский - основатель геногеографии, ввёл понятие генофонда популяции, сформулировал гипотезу о делимости гена и возможности измерения его размеров в единицах кроссинговера - см. также rwp:Рычков, Юрий Григорьевич
    • ✔  Александр Браунштейн - открыл совместно с М.Г.Крицман биохимическую реакцию переаминирования, расшифровал совместно с Ю.А. Овчинниковым в 1971 году первичную структуру важного для медицины фермента аспартат-трансаминазы (первый белок, аминокислотную последовательность которого установили советские/российские учёные)
    • ✔  Владимир Энгельгардт - выдающийся биохимик, открыл окислительное фосфорилирование (основа биоэнергетики) и ферментативную активность миозина (ключевой белок мышц), основал Институт молекулярной биологии и журнал «Молекулярная биология» ** Энгельгардт номинировался на Нобелевскую премию по разделу физиологии и медицины в 1946 году. Отмечалось сделанное им в конце 1930-х годов выдающееся открытие окислительного фосфорилирования — фундаментальной основы современной биоэнергетики.*
    • ✔  Сергей Гершензон - открыл мутагенное действие ДНК, экспериментально доказал возможность обратной передачи генетической информации от РНК к ДНК, обнаружил феномен «прыгающих генов» и обратную транскрипцию, намного раньше американца Хейнца Френкель-Конрата собрал из белков и нуклеиновых кислот живой вирус (создание вируса de novo, или с нуля). Однако Стокгольм не замечал достижений советских учёных, чему была причина — гонения на генетику в СССР в сороковые-пятидесятые годы. В 1975 г. Нобелевской премией отмечается работа американцев Говарда Темина и Дэвида Балтимора, независимо повторивших открытие Гершензона (синтез вирусной ДНК на матрице зараженной полиэдрозом РНК). Следует отметить, что Дэвид Балтимор в письме Сергею Гершензону искренне извинился перед ним, поскольку не был знаком с его более ранними работами.
    • ✔  Никанор Хржонщевский - один из основателей гистофизиологии и санитарного образования населения в Российской империи, впервые в мире доказал наличие эпителия в альвеолах лёгких; разработал метод физиологической инъекции для окраски живых клеток и тканей (прижизненное окрашивание, с помощью которого исследовал строение почек, печени, жёлчных протоков, лимфатических сосудов. Внёс вклад в изучение причин инфаркта и влияния нарушения кровоснабжения почек на выделение мочи. Исследовал иннервацию и кровеносные сосуды внутренних органов. Организатор первых в мире популярных лекций по медицине для широких слоёв населения (прижизненное окрашивание биологических тканей - 1864)
    • ✔  Мария Манасеина - сомнологии (изучение сна) и биохимии, первой пришла к выводу, что дрожжевые клетки не являются обязательным условием алкогольного брожения - открыла внеклеточное спиртовое брожение - внеклеточную ферментацию (1872). (Впоследствии Нобелевскую премию за это открытие получил Э. Бухнер). Автор первой в мире книги о медицинских проблемах сна, которая была переведена на несколько языков Европы. Открыла активное состояние мозга во время сна и связала сны с активностью мозга
    • ✔  Николай Лунин - первооткрыватель витаминов (впервые провёл опыт, доказывающий их наличие в пище и необходимость для жизни)
    • ✔  Григорий Карелин - натуралист, пионер научного исследования Средней и Центральной Азии, открыл около 400 видов и родов растений, выдающийся исследователь географии восточных берегов Каспия
    • Григорий Фишер — палеонтолог, зоолог и энтомолог, основал Московское общество испытателей природы, автор труда "Энтомография Российской Империи" (первое фунаментальное описание насекомых России), им издана трёхтомная «Зоогнозия» (на латыни), ставшая первой в России классической систематической сводкой «линнеевского» образца
    • Фёдор Брандт — выдающийся энтомолог, основал Зоологический музей РАН (старейший зоологический музей России) и превратил его в один из лучших в Европе, описал ряд новых видов и ввёл ряд таксонов, в том числе зайцеобразных, мышеобразных и белкообразных, доказал древность шерстистого носорога
    • Лев Ценковский — основоположник российской протозоологии и бактериологии, впервые высказал мысль о том, что на уровне простейших нет резкой границы между растениями и животными, создал российскую вакцину против сибирской язвы
    • Александр Спирин — открыл существование некодирующих ДНК и информосом. В 1957 году вместе с Андреем Николаевичем Белозерским предсказали существование информационной РНК. В 1970-1974 гг. Спирин осуществил синтез белка на рибосомах вне клетки. [18]Predicted existence of messenger RNA. He gave the first qualitative description of the structure of high-polymer RNA (1959–61). In 1963 he discovered the structural transitions of ribosomes and formulated one of the principles of structure of ribosomes. He discovered an artificial ribosomal self-assembly (1963–66). Proposed a molecular mechanism of the ribosome role in protein synthesis (1968). He conducted an extra-cellular protein synthesis on modified ribosomes — non-enzymatic translation (together with L.P. Gavrilova) (1970–74) [19]
    • Георгий Георгиев — является одним из основоположников молекулярной биологии и молекулярной генетики высших организмов. Георгиев описал гетерогенную ядерную РНК и показал, что она является высокомолекулярным предшественником мРНК цитоплазмы (1961), обнаружил ядерные рибонуклеопротеидные частицы информосомы и установил их структуру (1965—1970). Впервые продемонстрировал с помощью электронной микроскопии существование ядерного скелета (ядерный матрикс), к которому прикрепляется ДНК. Открыл мобильные генетические элементы у животных. Проводил исследования в области молекулярной онкологии. Открыты и изучены новые гены (mts1, tag7). Г.П.Георгиев и В.А.Гвоздев в середине 70-х годов открыли rwp:прыгающие гены у дрозофил. [20] [21]
    • Александр Четверин — изобрёл метод молекулярных колоний (экспериментальное доказательcтво в пользу гипотезы РНК-мира) и его практические приложения [22]

История медицины с портретами
    • ✔  Пирогов
    • ✔  Даниил Самойлович — основатель эпидемиологии в России, активно вёл борьбу с эпидемиями чумы в конце XIX в., первым доказал возможность противочумной прививки
    • ✔  Дмитрий Романовский — изобрёл краситель Романовского и окрашивание по Романовскому (один из основных методов цитологического исследования), позволяющий идентифицировать, в частности, возбудителя малярии; автор идеи химиотерапии (идея применять синь для окраски — одесский врач Чеслав Хенцинский https://pl.wikipedia.org/wiki/Czes%C5%82aw_Ch%C4%99ci%C5%84ski)
    • ✔  Сеченов
    • ✔  Павел Кондоиди - основоположник организации медицинского обеспечения и военной медицины в России (писал инструкции на русском языке), издал первый русский список врачей, создал первый в России подвижной (походный) госпиталь, ввёл историю болезни как обязательный документ; ввёл в больницах обязательные вскрытия для определения причины смерти каждого больного и контроля правильности диагноза; учредил первую публичную медицинскую библиотеку при Медицинской канцелярии, учредил акушерские школы в России, составил первую русскую фармакопею
    • ✔  Ефрем Мухин - один из основоположников русской медицины, основатель отечественной травматологии, написал «Первые начала костоправной науки» — первый печатный труд по хирургии на русском языке, первым разработал русскую анатомическую терминологию и курс анатомии на русском языке «Полный курс анатомии». Основоположник анатомо-физиологического направления в медицине и учения о важнейшей роли головного мозга во всех процессах здорового и больного организма, ему принадлежит первое в русской физиологии изложение основных положений рефлекторной теории и идей нервизма. 1804. Впервые в истории не только российской, но и мировой науки была проведена классификация стимулов, их разделение на центральные, рождающиеся в мозгу, и нецентральные, возникающие в органах от внешних воздействий. Задолго до других медиков он утверждал эффективность лечения ипохондрии музыкой, лечения «истерики» и мигрени «частными возбуждениями» (мускусом, камфорой, опием, окуриванием перьями, теплыми ваннами). В октябре 1801 года Е. О. Мухин первым в России провел вакцинацию против оспы. Возглавил первую клиническую больницу в современном её понимании. Провёл первую в истории России успешную нейрохирургическую операцию. Первым начал готовить препараты из замороженных трупов. Первым в истории (за 20 лет до Игнаца Филиппа Земмельвейса и за 40 лет до Джозефа Листера) стал заниматься асептикой, предложив использовать хлорную известь для предотвращения распространения «заразного начала»
    • ✔  Матвей Мудров — основоположник русской клинической медицины и военной гигиены, открыл первый в России клинический институт, начал разработку систем ведения история болезни и расспроса больных; указал на важность комплексного лечения (лечить больного, а не просто лечить болезнь)
    • ✔  Сергей Боткин — врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле; открыл заразную природу вирусного гепатита A («болезнь Боткина»), указал на мозговые центры регулирования температуры и содержания вод в организме
    • ✔  Николай Склифосовский - крупнейший военно-полевой хирург конца XIX века, окончательно внедрил антисептику, ввёл передовые методы перевозки раненых, разработал более 80 видов хирургических операций, соавтор методики сочленения костей «русский замок»
    • ✔  Василий Анреп - изобрёл и впервые применил местную анестезию, первым в мире экспериментально обосновал местное анестезирующее действие кокаина, дозирование и методику его применения
    • ✔  Иосия Вейтбрехт - физиолог и анатом, автор первого в мире руководства по синдесмологии, впервые описал и исследовал межпозвоночные диски; первый указал на роль капиллярного давления в кровообращении, издал первый в России трактат "О нефти"; в честь него названо несколько связок, шейная позвоночная мембрана, отверстие в капсуле плечевого сустава, а также хорда и хрящ Вейтбрехта
    • ✔  Виктор Кандинский - психиатр, впервые описал псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма (синдром Кандинского), один из основоположников психиатрии и судебной медицины в России
    • ✔  Нил Филатов - основатель русской педиатрической школы, автор всемирно известных трудов по педиатрии и детским болезням, выделил в качестве отдельных болезней скарлатинозную краснуху и инфекционный мононуклеоз (болезни Филатова), описал один из ранних признаков кори — пятна Филатова-Коплика, ввел сывороточное лечение дифтерии (вместе с Георгием Габричевским)
    • ✔  Сергей Корсаков -психиатр, изучил эффекты влияния алкоголизма на нервную систему, описал синдром Корсакова, пионер применения методов нестеснения в психиатрии
    • ✔  Григорий Минх - прививками на самом себе доказал заразительность крови больных возвратным тифом. Установил, что две формы сибирской язвы — кишечная и лёгочная — имеют единое происхождение, ещё в 1892 году установил факт возможности переноса сыпного тифа платяной вошью (в 1928 году французский бактериолог Шарль Николь за то же открытие получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине) РОРП 365 - см. также rwp:Мочутковский, Осип Осипович
    • ✔  Пётр Лесгафт - врач, биолог и теоретик образования, создатель научной системы физического воспитания в России; также создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии
    • ✔  Владимир Бехтерев - психиатр, физиолог, невропатолог и психолог, основатель рефлексологии, открыл ряд рефлексов (в том числе рефлекс Бехтерева — Менделя), изучил болезнь Бехтерева, описал ряд психических расстройств и изобрёл ряд методов психотерапии, основал первый в мире комплексный психоневрологический институт
    • ✔  Александр Максимов - гематолог и гистолог, ввёл термин и понятие о стволовых клетках (основа современной регенеративной медицины, впервые описал гемоцитобласты (самые ранние предшественники клеток крови), основоположник теории гемопоэза (кроветворения), пионер исследования рака груди и гистогенеза при туберкулезе [26]
    • ✔  Константин Третьяков - создатель нигральной теории болезни Паркинсона (доказал связь болезни с чёрным веществом мозга)
    • ✔  Лев Выготский - основатель культурно-исторической психологии, выдающийся психолингвист и исследователь когнитивного развития, ввёл понятия социальная ситуация развития и зона ближайшего развития
    • ✔  Константин Скрябин - основатель отечественной гельминтологии, открыл и описал свыше 200 новых видов гельминтов (паразитических червей) и 120 новых родов, разработал методы профилактики и борьбы с гельминтозами
    • ✔  Николай Аничков - патофизиолог, президент АМН СССР (1946—1953), впервые описал специализированные миогистиоцитарные клетки миокарда (в мировой специальной литературе клетки Аничкова, участвующие в построении ревматической гранулёмы), открыл ведущее значение липидов, главным образом холестерина, в морфо- и патогенезе атеросклероза, один из основателей учений о ретикуло-эндотелиальной системе и аутогенных инфекциях
    • ✔  Александр Лурия - основатель отечественной нейропсихологии, сооснователь культурно-исторической психологии, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи; один из создателей факультета психологии Московского госуниверситета и Русского психоаналитического общества
    • ✔  Алексей Леонтьев - философ и психолог, основатель теории деятельности, теоретик педагогики, выдающийся исследователь исторического развития психики
    • ✔  Олег Газенко - основоположник космической медицины, отбирал и тренировал первых космических собак, в том числе Лайку, тренировал первых космонавтов, включая Гагарина, инициатор космической программы Бион
    • ✔  Александр Вишневский - В 1953 году впервые в мире он произвёл под местной анестезией операцию на сердце по поводу митрального стеноза. В 1957 году Вишневский провёл первую в СССР успешную операцию на «открытом сердце» с помощью отечественного аппарата искусственного кровообращения.
    • ✔  Леонид Линник - в 1963 году впервые в мире применил лазерное излучение в медицине и в частности в офтальмологии (Лазерная коагуляция сетчатки); разработал первые лазерные офтальмокоагуляторы[27]
    • Пётр Постников - первый в истории России доктор философии и медицины, автор первого перевода Корана на русский язык
    • Леонид Соболев - доказал, что островки Лангерганса в поджелудочной железе выделяют гормон, впоследствии названный инсулином
    • Алексей Ухтомский — создатель учения о доминанте, ввёл понятие хронтопа
    • Василий Образцов - Разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). В 1909 году стал первым в мире, кто подробно описал клиническую картину тромбоза в соавторстве со своим учеником Н. Д. Стражеско, в 1910 описал клиническую картину инфаркта миокарда. Впервые в мире поставили (в 1909 году) прижизненный диагноз тромбоза сосудов сердца. В статье «Симптомология и диагностика тромбоза венечных артерий сердца» (1910) впервые в мире было показано, что основное патогенетическое звено инфаркта миокарда — тромбоз, и дано развернутое описание разных клинических форм инфаркта миокарда
    • rwp:Певзнер, Мануил Исаакович - терапевт, один из организаторов Института питания в Москве и основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР. Разработал систему из 15 диет по группам заболеваний. rwp:Диета Певзнера
    • rwp:Яновский, Михаил Владимирович - в 1905 г. под руководством Яновского хирург Н. С. Коротков разработал звуковой метод определения артериального давления. С именем Яновского связано открытие бескровного метода измерения венозного давления. В 1903 г. по его указаниям П. И. Цыпляевым (одним из учеников) был сконструирован первый прибор для определения венозного давления. Положил начало изучению биохимических и биофизических свойств эритроцитов, основоположник функциональной гематологии
    • rwp:Шумлянский, Александр Михайлович - врач и физиолог XVIII века, применил оригинальный метод инъекции мочевых канальцев и кровеносных сосудов, благодаря чему показал отсутствие прямого сообщения этих образований между собой. Впервые описал особенности гистологического строения почки: капсулу, извитой каналец, сосудистый клубочек. Диссертация выдержала в Европе несколько изданий, широко цитировалась и в XIX веке. Роль капсулы и образованного ею пространства в механизме мочеобразования стала понятна после работ английского исследователя Боумена. В русскоязычной литературе эту структуру принято называть капсулой Шумлянского-Боумена.
    • Сергей Спасокукоцкий - хирург, автор множества методов и инноваций, пионер желудочных операций в России, предложил метод Спасокукоцкого — Кочергина (обеззараживание рук хирурга перед операцией), описал симптом Спасокукоцкого - см. также rwp:Кочергин, Иван Георгиевич
    • Владимир Сербский - основоположник судебной психиатрии в России, предложил ввести обязательную психиатрическую экспертизу для обвиняемых в совершении тяжких преступлений; впервые в мире он установил, что некоторые болезненные проявления, наблюдаемые у взрослых больных, являются следствием их детского слабоумия
    • rwp:Бутейко, Константин Павлович - автор метода Бутейко для лечения бронхиальной астмы и других дыхательных расстройств
    • Константин Монаков - невролог, нейроанатом и нейропсихолог, ввёл понятия асемии и диашизиса, впервые описал ряд узлов нервной системы и синдором Монакова
    • rwp:Щепин, Константин Иванович — один из первых русских учёных медиков, ботаник, разработчик научно обоснованной системы подготовки врачей, основоположник клинического направления в медицинском образовании, впервые указал на профилактическое значение диеты и на растительную кислоту как средство борьбы против цинги, популяризатор русского кваса
    • rwp:Захарьин, Григорий Антонович — один из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени, внёс огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных, разработал план расспроса больного; доказал существование связи между кожей и внутренними органами (проекционные зоны Захарьина-Геда при нервных болезнях); внес значительный вклад в развитие отечественных бальнеологических курортов
    • rwp:Трапп, Юлий Карлович — «Нестор русской фармации»
    • Гааз
    • Николай Девятков — изобретатель отражательного клистрона, создатель медицинской техники КВЧ-терапии и СВЧ-гипертермии
    • С.П. Федоров (1909) с успехом применил внутривенный наркоз, используя эксперименты Кравкова, детально разработав методику этого вида обезболивания.[28]
    • rwp:Каковский, Антон Фомич - изобретатель пробы Каковского — Аддиса
    • rwp:Боровский, Пётр Фокич - впервые описал возбудителя кожного лейшманиоза (пендинская язва, или болезнь Боровского), организатор здравоохранения в Средней Азии
    • rwp:Даркшевич, Ливерий Осипович - впервые описал дугу зрачкового рефлекса и ядро задней спайки головного мозга под передним четверохолмием — «ядро Даркшевича». Открыл «тельца Даркшевича». Создал схему зрачковых волокон зрительного нерва Одним из первых указал на сифилитическую природу спинной сухотки; был в числе первых исследователей эпидемического энцефалита в СССР, одним из первых исследовал атрофию мышц при заболеваниях суставов. Выявил причину неврозов (перенапряжение, перевозбуждение клеточных элементов коры головного мозга).
    • rwp:Амосов, Николай Михайлович - автор новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), провёл первое в СССР протезирование митрального клапана сердца
    • rwp:Зейгарник, Блюма Вульфовна - основатель отечественной патопсихологии, открыла эффект Зейгарник (лучшая запоминаемость незавершенных действий, чем завершенных)
    • rwp:Варшавский, Александр Яковлевич - автор N-концевого правила и принципиального метода целенаправленного уничтожения раковых клеток путём гомозиготных делеций ДНК (deletion-specific targeting), разработал метод анализа иммунопреципитации хроматина (ChIP)
    • rwp:Подрез, Аполлинарий Григорьевич - первым в мире (в 1897 году) сделал операцию на сердце после слепого пулевого ранения (19 декабря 1897 года)
    • rwp:Буяльский, Илья Васильевич - академик Академии художеств, изобретатель лопатки Буяльского (инструмент для оттеснения ткани без ее повреждения), составитель Анатомико-хирургических таблиц Буяльского в трёх частях (1828, 1835, 1852) - первый в России оригинальный атлас по оперативной хирургии
    • rwp:Иноземцев, Фёдор Иванович - 7 февраля 1847 года произвёл первую в истории Российской империи операцию с применением эфирного наркоза; учитель знаменитейших русских врачей второй половины XIX века
    • rwp:Шумаков, Валерий Иванович - один из основоположников клинической трансплантологии в СССР и России, создатель науки об искусственных органах; впервые в СССР успешно выполнил пересадку почки (1965 год), пересадку сердца (1988 год), одновременную пересадку сердца, печени и поджелудочной железы, а также двухэтапную пересадку сердца. Явился основателем научной школы, подготовил более 50 докторов и 120 кандидатов медицинских и биологических наук. Автор трёх научных открытий, более 20 монографий, 450 научных работ, 200 изобретений
    • rwp:Роскин, Григорий Иосифович - выдвинул представление о цитохемоархитектонике нервной системы, исследовал морфологию и физиологию простейших, расширил знания о мионе — морфологической единице строения гладкой мускулатуры млекопитающих, cовместно со своей женой Н.Г. Клюевой создал лекарство круцин, который положил началу нового направления в онкологии — биотерапии злокачественных опухолей
    • rwp:Короленко, Цезарь Петрович - основатель аддиктологии
    • rwp:Моруков, Борис Владимирович - врач, космонавт, директор проекта rwp:Марс-500
    • rwp:Керниг, Владимир Михайлович - терапевт, один из организаторов высшего женского медицинского образования в России, впервые описал характерный для менингита симптом Кернига (рефлекторная сгибательная контрактура в коленном суставе). Описал (1904) острый rwp:перикардит после тяжелых приступов стенокардии и дал объяснение rwp:патогенеза этой болезни, положив начало учению об инфаркте миокарда, один из инициаторов создания Женского медицинского института
    • rwp:Яновский, Феофил Гаврилович - внедрил микробиологические методы исследования в клинику внутренних болезней, основоположник клинической фтизиатрии, основал ряд противотуберкулезных санаториев, «святой доктор», описал признаки Яновского: усиление бронхофонии, как ранний признак пневмонии; шум трения брюшины над жёлчным пузырём — признак перихолецистита или угрожающей перфорации жёлчного пузыря, предложил способ перкуссии Яновского.
    • rwp:Уден, Фридрих - основатель первого российского медицинского журнала «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». «Академические чтения о хронических болезнях» (1816—1822) Удена — первое сочинение на русском языке по частной патологии и терапии. Предназначено для студентов–медиков и врачей. В нём, среди других вопросов, подробно описана перкуссия и впервые изложены клинические симптомы язвы желудка и её осложнений, а также методы её лечения. Описал синдром Удена
    • rwp:Сухарева, Груня Ефимовна - автор первого в научной литературе описания детского аутизма
    • rwp:Преображенский, Николай Алексеевич (химик) - cинтезировал (1933, совместно с А. Е. Чичибабиным) пилокарипин (глазные капли) и изопилокарпин; впоследствии Преображенский создал научные основы производства в крупных масштабах витаминов А, В1, B2, Е, С, став одним из основоположников советской витаминной промышленности.
    • rwp:Довженко, Александр Романович - изобрёл кодирование - метод лечения алкоголиза и других наркотических зависимостей
    • rwp:Белоярцев, Феликс Фёдорович - изобрёл один из первых в мире кровозаменителей - перфторан («голубая кровь») (1982)
    • rwp:Сиротинин, Николай Николаевич (физиолог) - изобрёл rwp:Кислородный коктейль (1963)
    • rwp:Парыгин, Борис Дмитриевич - основоположник современной социальной психологии (автор первой монографии по этой науке)
    • rwp:Узнадзе, Дмитрий Николаевич - создал теорию психологической установки

Наверное, сюда. Если наберётся много искусствоведов, то можно будет выделить в отдельную секцию. AlexBond (обсуждение) 00:40, 21 ноября 2013 (MSK)
    По формальным признакам — согласен. На деле достижение ПМСМ безусловно богословское. Там три очерка, обычно под одной обложкой идущие, книжка тонкая, но, опять же ПМСМ, надо быть гением… или откровение свыше получить, чтоб такое написать — настолько это отличается от искусствоведческих взглядов тех времен (тогда с древних икон позолоту счищали, да и вообще достаточно сравнить иконы времен Ивана Грозного и XIX — начала XX века). Читается, кстати, легко.
    Тем лучше. Будет больше разнообразных и интересных богословов. AlexBond (обсуждение) 02:50, 21 ноября 2013 (MSK)
    • Кант
    • Не думаю, что его можно отнести к россиянам. — Koenigsegg (обсуждение) 05:42, 3 февраля 2014 (MSK)

Прутков и список учёных

Где Прутков ?!

сопоставьте, люди добрые вот с этим списком ещё и расширьте

Спасибо, учтём, когда появится время доработать статью. AlexBond (обсуждение) 14:57, 8 января 2016 (MSK)

Ещё на рассмотрение

• Иван Николаевич Пигарёв и его висцеральная теория сна. Очень интересная лекция на эту тему — [31].

Выдающийся всемирно признанный математик XX века — Игорь Ростиславович Шафаревич. Fedya (обсуждение) 18:28, 18 апреля 2016 (MSK)

• ✔  Мстислав Келдыш — легендарный руководитель АН СССР. Явно выдающийся организатор науки.
    • ✔  Князь Трубецкой Евгений Николаевич — философ и, по сути, богослов, поскольку именно он объяснил суть русских икон в фундааментальной работе «Три очерка о русской иконе», чем фактически начал процесс возрождения иконописи в XX—XXI веках после упадка XVII—XIX веков.
    • ✔  Перельман, Яков Исидорович — известнейший популизатор науки советского времени.
    • Владимир Андреевич Оппель — основатель хирургической научной школы.

Думаю, не стоит бояться показаться банальными, но Курчатов и Королёв по-видимому также могли бы быть записаны в выдающиеся организаторы науки.--Бульдозер (обсуждение) 01:09, 24 апреля 2016 (MSK)