Обсуждение:Знаменитые учёные и философы России

Возможные кандидаты на добавление в статью

Учёные-полиматы

Асторономы и астрофизики

• ✔  Ломоносов
  • ✔  Эйлер - теоретик астрономии, можно сказать астрофизик - основатель теории движения небесных тел с учетом несферичности реальных планет
  • ✔  В. Я. Струве
  • ✔  Гамов Георгий Антонович - выдвинул гипотезу "горячей Вселенной".
  • ✔  Кайдановский, Наум Львович - все написано тут[2]. В общем, основатель отечественной радиоастрономии и создатель концепции проекта крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600.
  • ✔  Александр Фридман — автор теории нестационарной вселенной
  • ✔  Степан Румовский - точнее всех астрономов XVIII века вычислил расстояние от Земли до Солнца и параллакс Солнца (по результатам прохождения Венеры по диску Солнца, основатель Казанского университета
  • ✔  Дмитрий Максутов — изобретатель менискового телескопа (телескопа Максутова) — одного из самых массовых профессиональных и любительских телескопов, участник проектирования крупнейшего в мире на момент создания телескопа БТА
  • ✔  Алексей Ганский - открыл солнечные гранулы, открыл изменения формы солнечной короны в 11-летнем солнечном цикле, обнаружил зависимость формы солнечной короны от количества пятен *
  • Виктор Сафронов — автор современной теории формирования планет из газопылевого облака через планетизимали
  • Игорь Новиков — выдвинул гипотезу белых дыр, соавтор гипотезы первичных чёрных дыр, впервые дал надёжную оценку массы квазаров, сформулировал принцип самосогласованности Новикова в теории путешествий во времени
  • Вячеслав Муханов и Алексей Старобинский - создатели современной теории рождения Вселенной — теории инфляции. Российским астрофизикам Вячеславу Муханову и Алексею Старобинскому вручили самую престижную награду в области космологии — премию Грубера. [3] 17 марта 2014 - экспериментальное обнаружение гравитационных волн подтверждает инфляционную теорию Старобинского и Линде.[4]
  • Михаил Герценштейн и Владислав Пустовойт - В 2015-2016 гг. при ключевом участии российских физиков в рамках международного проекта LIGO впервые в истории обнаружены и зарегистрированы гравитационные волны пространства-времени.[5] Впервые идею использовать интерферометр Майкельсона для создания детектора гравитационных волн предложили российские учёные Михаил Герценштейн и Владислав Пустовойт ещё в 1962 году.
  • Константин Батыгин - потенциальный первооткрыватель девятой планеты Солнечной системы (гипотеза Батыгина — Брауна)
  • rwp:Хайкин, Семён Эммануилович - в 1939 обнаружил эффект перегрева твердого тела, основоположник отечественной экспериментальной радиоастрономии, первооткрыватель радиоизлучения солнечной короны. В 1947 году возглавил экспедицию в Бразилию, где впервые в мире были проведены наблюдения полного затмения Солнца в радиодиапазоне. В 1956 году в Пулковской обсерватории по идее и под руководством Хайкина был сооружён радиотелескоп с антенной переменного профиля. С его помощью была обнаружена и изучена сильная круговая поляризация излучения активных областей Солнца, подробно исследованы «радиопятна», обнаружена и изучена линейная поляризация теплового радиоизлучения Луны в сантиметровом диапазоне, оценена «шероховатость» лунной поверхности, впервые исследовано распределение радиояркости по диску Венеры, проведены исследования структуры мощных радиационных поясов Юпитера, выполнены прецизионные измерения координат внегалактических радиоисточников и обнаружено, что более 40 % ярких источников в сантиметровом диапазоне имеют квазизвездную природу, детально исследовались структура и поляризация сложных внегалактических источников. Руководил разработкой проекта радиотелескопа РАТАН-600.
  • Евграф Быханов - предвосхитил современные взгляды на образование солнечной системы и дрейф континентов Земли, открыл замедление вращения Земли
  • rwp:Белявский, Сергей Иванович - в 1937—1944 — директор Пулковской обсерватоии, специалист по астрофотометрии, астрометрии и исследованию переменных звёзд, открыл яркую комету C/1911 S3 (Белявского), 36 астероидов (один из которых, (1074) Белявския, назван в его честь) и свыше 250 переменных звёзд
  • rwp:Тихов, Гавриил Адрианович - установил структуру солнечной короны, впервые установил, что Земля при наблюдении из космоса должна иметь голубоватый оттенок (на основе наблюдения пепельного света луны, установил избирательный характер поглощения света в межзвездном пространстве, пионер теории гравитационных линз и астроботаники
  • rwp:Блажко, Сергей Николаевич - крупный исследователь переменных звёзд, открыл «эффект Блажко»
  • rwp:Брауде, Семён Яковлевич - им обнаружено низкочастотное радиоизлучение пульсаров, проведены измерения протяженных радиоисточников, изучено распределение радиоизлучения космического фона, исследовано декаметровое излучение тел Солнечной системы и областей поглощения ионизованного водорода, обнаружена первая в декаметровом диапазоне радиолиния — нейтрального азота (спустя четверть века после её теоретического предсказания И. С. Шкловским). Брауде и его сотрудниками составлен первый каталог радиоисточников и их спектров в декаметровом диапазоне.
  • rwp:Козырев, Николай Александрович - разработал теорию протяженных звёздных атмосфер и установил ряд особенностей выходящего из них излучения (1934) (теория была обобщена С. Чандрасекаром, получив название теории Козырева — Чандрасекара), Получил спектрограммы лунного кратера Альфонс, указывающие на выход газов (молекулярного водорода и углерода) из центральной горки кратера. Считают, что это свидетельствует о вулканических явлениях на Луне или о тектонических перемещениях у её поверхности Предсказал отсутствие магнитного поля Луны за несколько лет до первых космических экспедиций к ней. Обнаружил водород в атмосфере Меркурия. Сделал вывод о высокой температуре (до 200 000 К) в центре Юпитера.
  • rwp:Шакура, Николай Иванович - разработал стандартную теорию аккреционных дисков
  • Баграт Иоаннисиани — главный конструктор БТА — самого крупного телескопа в Евразии (самого крупного в мире на момент создания)

• ✔  Ломоносов — автор молекулярно-кинетической теории тепла
  • ✔  Эпинус, Франц Ульрих Теодор — открыл электростатическую индукцию, один из первых теоретиков электротехники, предложил идею электрофорной машины, изобретатель конденсатора современного типа
  • ✔  Лебедев
  • ✔  П. Л. Капица — открыл сверхтекучесть гелия
  • ✔  Мария Склодовская-Кюри
  • ✔  Басов Н. Г. и Прохоров А. М. — физики-изобретатели лазера (а точнее мазера)
  • ✔  Ж. Алфёров
  • ✔  Черенков
  • ✔  и вообще весь список физиков вот отсюда[6]
  • ✔  Владислав Пустовойт — основатель акустоэлектроники и акустооптики; первым предложил способ обнаружения гравитационных волн, приведший впоследствии к их открытию в 2016 г.[7]
  • Михаил Лукин — экспериментально продемонстрировал возможность существования фотонных молекул и временных кристаллов, поставил эксперимент по обнулению импульса света, создал один из мощнейших современных квантовых компьютеров, основал Российский квантовый центр [8]
  • rwp:Подольский, Борис Яковлевич — соавтор парадокса Эйнштейна — Подольского — Розена, в котором впервые рассматривалось понятие квантовой запутанности
  • Химики и материаловеды

• ✔  Ломоносов
    Возможно будет интересно, что остатки изготовленной Ломоносовым смальты вследствие своего высокого качества были затребованы и использованы художником П. Д. Кориным для выполнения мозаик в Московском метрополитене.
    Я планирую через некоторое время создать статью о русских изобретениях в инкубаторе. Эту информацию лучше отправить туда. Может еще влезет в описание Корина в будущем разделе «Художники». AlexBond (обсуждение) 22:45, 14 декабря 2013 (MSK)
    • ✔  Аносов
    • ✔  Чернов
    • ✔  Клаус, Карл Карлович — открыл новый элемент и назвал его в честь России Рутением
    • ✔  Менделеев
    • ✔  Цвет, Михаил Семёнович — изобретатель хроматографии
    • ✔  Зелинский — изобретатель противогаза
    • ✔  Евграф Фёдоров
    • ✔  rwp:Дианин, Александр Павлович
    • ✔  Гейм и Новосёлов
    • ✔  rwp:Меншуткин, Николай Александровичrwp:Автокатализ
    • ✔  Константин Кирхгоф
    • В настоящее время рекордным значением критической температуры Tc =135 K (под давлением Tc=165 K, −109 °C) обладает вещество HgBa2Ca2Cu3O8+x, открытое в 1993 г. С. Н. Путилиным и Е. В. Антиповым из МГУ. — rwp:Высокотемпературная сверхпроводимость
    • А. М. Сладков, Ю. П. Кудрявцев, В. В. Коршак, и В. И. Касаточкин — в 1967 году открыли rwp:Карбин — самый прочный материал в мире (в 40 раз твёрже алмаза) [11]
    • Хлопин
    • Александр Фрумкин [12]
    • rwp:Петрянов-Соколов, Игорь Васильевич - изобретатель ряда промышленных фильтров, в том числе широко используемых фильтров ФП (фильтры Петрянова), выдающийся исследователь туманов
    • rwp:Бирон, Евгений Владиславович - открыл вторичную периодичность, основал первую кафедру физической химии в России

Рудознатцы 17 века

• ✔  Ремезов
    • ✔  Иосиф-Николай Делиль — коническая проекция, астропункты для картографирования, первый академический атлас России [13], регулярные метеорологические наблюдения
    • ✔  rwp:Фёдор II Годунов
    • ✔  rwp:Кирилов, Иван Кириллович - руководитель первой картографической съемки России
    • ✔  Мессершмидт
    • ✔  Сарычев
    • ✔  Павел Молчанов — метеоролог, изобретатель первого практического радиозонда
    • ✔  Михаил Рейнеке — исследователь Белого и Баренцева морей, создатель Кронштадтского футштока — исходной точки отсчёта нивелировочной сети для измерения высот и глубин в России
    • ✔  Дмитрий Анучин
    • ✔  Юлий Шокальский
    • ✔  Владимир Кёппен
    • ✔  Лев Берг
    • ✔  Глеб Святославич — князь тьмутараканский и новгородский, провёл первые известные геодезические и топографические работы на Руси, измерив ширину Керченского пролива
    • ✔  Феодосий Красовский и Александр Изотов - вычислили размеры референц-эллипсоида Красовского, на котором основана геодезическая система координат России и ряда других стран; Красовский - автор проекта астрономо-геодезической сети СССР (основа для топографических съёмок и инженерно-геодезических работ)
    • ✔  Андрей Григорьев - создал современное учение о географической оболочке, сформулировал периодический закон географической зональности (вместе с Михаилом Будыко), первый директор первого в России Географического института
    • ✔  Михаил Будыко - впервые рассчитал тепловой баланс земной поверхности, превратил климатологию из описательной в квантитативную науку и заложил основы современных теорий глобального потепления и глобального похолодания, автор идеи регулирования солнечной радиации и один из создателей концепции Земли-снежка; соавтор периодического закона географической зональности
    • Иван Петлин — русский казак, ставший первым официальным русским послом в Китай, составил первую русскую карту и первое описание Китая, привёз из Китая т. н. «китайскую грамоту»
    • rwp:Лужин, Фёдор Фёдорович и rwp:Евреинов, Иван Михайлович - впервые инстументально картографировали Камчатку и Курильские острова
    • rwp:Минин, Фёдор Алексеевич - впервые картографировал западное побережье Таймыра
    • Пётр Иноходцев - астроном и метеоролог, первооткрыватель Курской магнитной аномалии, пионер климатологии и метеорологии в России
    • Алексей Нагаев - разработал первый морской атлас Берингова моря (1745) и первый морской атлас и лоцию Балтийского моря (1752 год). Составлял карты Охотского моря, реки Амур, Ладожского озера, Каспийского моря, Медвежьих островов и устья реки Колымы.
    • Креницын и Левашов - составили первую подробную карту Алеутских островов
    • Иосиф Биллингс - составил первую инструментальную карту внутренних областей Чукотки и впервые составил подробное описание земель и быта чукчей, положил на карту 300 км побережья от Колымы до острова Айюн, открыл остров Ионы в Охотском море (важный остров для ИЭЗ)
    • rwp:Рычков, Пётр Иванович - один из основателей Оренбурга, выдающийся исследователь Оренбуржья и соседних территорий Средней Азии, участник составления первой генеральной карты Оренбургской губернии и обширных территорий Средней Азии
    • rwp:Пахтусов, Пётр Кузьмич и rwp:Циволька, Август Карлович - нанесли на инструментальную карту Новую Землю
    • rwp:Чихачёв, Платон Александрович - - альпинист и путешественник, первым поднялся на высшую точку Пиренеев - гору Ането (3404 м) - и определил ее высоту, автор первой русской карты Памира, первым поднялся на вулкан Пичинча в Андах (Эквадор), пионер применения метрической системы в России, автор проекта русского продвижения в Центральную Азию
    • Алексей и Ольга Федченко — ботаники, пионеры исследования Памира, открыли Заалайский хребет и пик Кауфмана (7134 м, до 1933 г. считался высочайшей вершиной России и СССР); Ольга - первая женщина, ставшая учёным-ботаником в России
    • rwp:Воейков, Александр Иванович — создатель сельскохозяйственной метеорологии
    • В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность является всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. [14]
    • Сергей Обручев
    • Вернадский — создал учение о биосфере и учение о ноосфере — двух наиболее высокоорганизованных географических оболочках Земли
    • Владимир Штокман - Ему принадлежат такие фундаментальные достижения, как выяснение важной роли пространственной неравномерности поля ветра над океанами при формировании горизонтальной структуры океанских течений, объяснение противоречий в океанах и морях, создание метода полных потоков, объяснившего возникновение Гольфстрима и Куросио; объяснил аномальную циркуляцию вод в Аральском море
    • rwp:Колотило, Леонид Григорьевич - открыл наибольшую глубину Байкала (1642 м, 1983 год) (совместно с А. И. Сулимовым) - наибольшая глубина среди озер в мире
    • rwp:Купфер, Адольф Яковлевич - основатель первого современного метрологического и поверочного учреждения в России — rwp:Депо образцовых мер и весов, и Главной физической обсерватории России (старейшее метеорологическое учреждение России).
    • rwp:Зотиков, Игорь Алексеевич - предсказал открытие подо льдом Антарктики озёр из пресной воды - см. rwp:Восток (озеро)
    • Николай Зубов - контр-адмирал, впервые обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, участник строительства Персея - первого советского научно-исследовательского судна, основал первую в России кафедру океанологии, научный руководитель экспедиции на ледокольном пароходе ледоколе «Садко» (начальник экспедиции — Г. А. Ушаков), открывшей остров Ушакова и впервые проведшей исследование дна Северного-Ледовитого океана вне океанического шельфа, сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам, впервые ввёл понятие критической толщины ледника, при которой у его дна достигается температура плавления льда (при соответствующем давлении). Он был первым, кто высказал предположение о том, что необычайно большая толщина ледниковых щитов в удалённых от берегов местах, обнаруженная при первых сейсмических исследованиях ледников в Антарктиде, может послужить причиной существования воды в нижних частях.rwp:Восток (озеро)
    • Владимир Котляков - автор проекта бурения озера Восток, в результате которого был получен глубочайший в мире ледяной керн и реконструирована история ледниково-межледниковых циклов за последние 440 тысяч лет
    • Толль
    • Визе
    • Афансасий Мезенцев - rwp:Книга Большому Чертежу
    • rwp:Краснов, Андрей Николаевич - основатель землеведения (ландшафтоведения) в России, впервые связал фитогеографию с классификацией климатов Кёппена, пионер субтропического земледелия в России
    • Иван Гмелин - первый академический исследователь Сибири, прошел 34 000 км по Сибири, впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье, гору Магнитную, Барабинскую Степь, разделил Сибирь на Западную и Восточную
    • Татищев [15]
    • rwp:Бреховских, Леонид Максимович - один из основоположников современной акустической океанографии, независимо от американцев открыл подводный звуковой канал, участник открытия океанских мезовихрей
    • rwp:Броунов, Пётр Иванович - разработчик методов предсказания движения циклонов по изменению давления, автор понятия «наружной оболочки Земли»
    • rwp:Обухов, Александр Михайлович - геофизик, создатель теории мелкомасштабной турбулентности, организатор института физики атмосферы
    • rwp:Озерецковский, Николай Яковлевич - натуралист, выдающийся исследователь Русского Севера и западной части России, впервые дал научное описание истоку Волги
    • И. П. Толмачев и rwp:Кожевников, Михаил Яковлевич - впервые составили подробную карту севера Среднесибирского плоскогорья, картографировали центр Северо-Сибирской низменности, открыли Анабарское плато
    • rwp:Пастухов, Андрей Васильевич - альпинист и топограф, первым подробно картографировал основные вершины Большого Кавказа, изобрел альпинистские кошки
    • rwp:Гофман, Эрнст Карлович - выдающийся исследователь Урала, открыл кряж Пай-Хой
    • rwp:Стрельбицкий, Иван Афанасьевич - им создана «Специальная карта Европейской России» (1865—1871), издана работа «Исчисление поверхности Российской империи в общем её составе в царствование императора Александра II» (1874) — громадный и замечательный по обработке труд, который впервые дал верные сведения о поверхности владений России как в целом их составе, так и по губерниям и уездам, с отдельным вычислением островов и озёр.

• ✔  Павел Костычев
    • ✔  Георгий Карпеченко — выдающийся генетик, впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящихся к разным родам (Brassicoraphanus)
    • ✔  Христиан Пандер — ewp:Germ layer
    • ✔  Пандер
    • ✔  Бэр
    • ✔  Гмелин-старший
    • ✔  Эдуард Эверсман — один из выдающихся исследователей-натуралистов
    • ✔  Цвет, Михаил Семёнович — сделал большой вклад в изучение физиологии растений, особенно механизма фотосинтеза
    • ✔  Тимирязев, Климент Аркадьевич
    • ✔  Вавилов, Николай Иванович
    • ✔  Георг Стеллер Портрет, приписываемый Г.-В. Стеллеру (1709—1746)
    • ✔  Каспар Вольф — основоположник эмбриологии, научно обосновал учение об эпигенезисе (постепенном развитии зародыша из прочного зачатка), опроверг учение о преформации
    • ✔  Иосиф Кёльрейтер — провёл первые опыты по искусственной гибридизации растений, первый указал на роль насекомых при опылении цветков (в 1756—1760 годах в Петербурге провёл первые опыты по искусственной гибридизации растений)
    • ✔  Самуил Гмелин — исследователь Кавказа, Каспия и Сибири, впервые описал 135 видов растений и множество животных, в том числе ушастого ежа и кавказскую белку, пионер морской биологии, автор первой книги о водорослях (впервые произвёл их бинарную классификацию)[16]
    • ✔  Михаил Адамс — исследователь Кавказа и Сибири, описал более 200 новых видов растений, в том числе пушкинию, впервые обнаружил полный скелет мамонта (Ленский мамонт)
    • ✔  Степан Крашенинников — первый русский профессор натуральной истории и ботаники, впервые собрал материал для научного описания оленя-кабарги, открыл ряд видов растений, впервые описал флору Камчатки и Петербургской губернии, автор знаменитого «Описания земли Камчатки»
    • ✔  Владимир Амалицкий — палеонтолог, первооткрыватель северодвинской фауны, обнаружил на Северной Двине богатейшее собрание звероподобных ящеров-синапсид (предки млекопитающих), включая десятки полных скелетов; им открыты котлассия, двиния, двинозаврия, иностранцевия
    • ✔  Карл Ледебур — возглавил первую масштабную экспедицию по изучению природы Алтая и Восточного Казахстана, описал более 2200 новых видов и таксонов, автор труда «Флора Алтая» и первого полного описания флоры сосудистых растений России «Flora Rossica»
    • ✔  Александр Бунге — натуралист, исследователь Сибири, Алтая, Китая и Персии, описал около 2200 новых видов растений (2770, включая роды, подроды и семейства)
    • ✔  Карл Максимович — ботаник, положил начало изучению флоры Дальнего Востока, первым из русских ботаников исследовал Японию, впервые описал 2627 видов и таксонов растений
    • ✔  Ваксман, Зельман — открыл стрептомицин — первый антибиотик группы аминогликозидов и первый, оказавшийся активным против туберкулёза и чумы (уехал из России после гимназии)
    • ✔  Иван Лепёхин
    • ✔  Николай Турчанинов — ботаник-систематик, крупнейший знаток азиатской флоры XIX века, впервые подробно описал флору Прибайкалья и Забайкалья, собрал крупнейший частный гербарий, описал около 150 родов и более тысячи видов цветковых растений Евразии, Австралии, Африки, Южной Америки
    • ✔  Сергей Навашин — цитолог и эмбриолог растений, открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений (что объяснило природу их триплоидного эндосперма), заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики
    • ✔  Дмитрий Ивановский — открыл вирусы (обнаружил вирус табачной мозаики и доказал, что он существенно меньше бактерий); основатель вирусологии
    • ✔  Николай Кольцов — открыл клеточный каркас (цитоскелет), автор первой теории молекулярного строения и матричного синтеза хромосом, основатель русской школы экспериментальной биологии
    • ✔  Владимир Правдич-Неминский — основатель электроэнцефалографии, опубликовал первую электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и вызванный потенциал мозга млекопитающего (собаки), открыл альфа- и бета-ритмы мозга
    • ✔  Александр Шмидт — физиолог, открыл тромбин — важнейший компонент системы свёртывания крови человека и животных, что заложило основание для разработки методов лечения гемофилии и современных методов переливания крови
    • ✔  Владимир Бец — открыл гигантские пирамидальные нейроны первичной моторной коры головного мозга (клетки Беца), основоположник учения о цитоархитектонике головного мозга, собрал свыше 8 000 препаратов головного мозга человека и животных, открыл хромафинную реакцию мозгового вещества надпочечников
    • ✔  Александр Ковалевский — выдающийся исследователь эмбриологии и физиологии беспозвоночных животных, основатель (совместно с И. И. Мечниковым, 1871) филогенетической теории зародышевых листков, заложил совместно с Мечниковым основы эволюционной сравнительной эмбриологии (РОРП 354), положил начало экспериментальной и эволюционной гистологии, доказал, что все животные проходят через стадию гаструляции
    • ✔  Мечников
    • ✔  Константин Мережковский — впервые детально разработал теорию симбиогенеза (ввёл термин); археолог, открыл первую на территории Российской империи пещерную стоянку палеолита Волчий грот близ села Мазанка
    • ✔  Иван Павлов — первый русский нобелевский лауреат, один из основоположников физиологии высшей нервной деятельности и науки о поведении, впервые изучил условные рефлексы и процессы регуляции пищеварения
    • ✔  Александр Опарин — биохимик, автор теории возникновения жизни из первичного «бульона» органических веществ; первым выделил в чистом виде хлорогеновую кислоту, играющую важную роль в дыхании растений
    • ✔  Владимир Комаров — исследователь флоры Дальнего Востока и Центральной Азии, автор труда «Флора Маньчжурии», описал около 400 новых видов, выдающийся географ растений, теоретик ботаники и геоботаники, президент АН СССР в 1936—1945 гг.
    • ✔  Николай Бернштейн — нейрофизиолог, автор термина биомеханика, объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку — физиологию движений, создал учение о координации движений и теорию робота, шагающего на основе рефлексов
    • ✔  Александр Гурвич — открыл биофотон (митогенетические лучи — сверхслабое ультрафиолетовое излучение живых тканей, предположительно стимулирующее деление клеток посредством цепных химических реакций) и морфогенетическое клеточное поле (биополе)
    • ✔  Сергей Четвериков — первый начал синтез менделевской генетики и эволюционной теории Дарвина, доказал возможность накопления мутаций в скрытом (гетерозиготном) состоянии и давать материал для последующей изменчивости и естественного отбора, положил начало синтетической теории эволюции
    • ✔  Феодосий Добржанский — генетик и энтомолог, автор труда «Генетика и происхождение видов», основополагающего для синтетической теории эволюции
    • ✔  Борис Соколов — геолог и палеонтолог, выделил вендский период, основоположник изучения палеонтологии докембрия, автор первой классификации древних кораллов
    • ✔  Армен Тахтаджян — автор филогенетической системы классификации высших растений (система Тахтаджяна) — одной из самых известных в мире, автор новой системы ботанико-географического районирования Земли, ввёл термин гетеробатмия
    • ✔  Алексей Оловников — выдвинул теорию маргинотомии — отсчёта клеточных делений и старения вследствие недорепликации последовательностей ДНК на концах хромосом (теломерных участков). Теория предполагала, что «нестарение» бактерий обусловлено кольцевой формой ДНК, а теломерные последовательности в стволовых и раковых клетках защищены благодаря постоянному — при каждом делении клетки — удлинению особым ферментом — тандем-ДНК-полимеразой (современное название — теломераза)
    • ✔  Михаил Федонкин — выдающийся исследователь животных докембрия (открыл хиемалору, онегу и хородискию), в 1983 г. открыл «скользящую» (двустороннюю со сдвигом) симметрию вендобионтов
    • ✔  Иван Тарханов — пионер сомнологии и основоположник радиобиологии, открыл кожно-гальванический рефлекс (феномен Тарханова), впервые исследовал действие рентгеновских лучей на живые организмы
    • ✔  Николай Гамалея — микробиолог и эпидемиолог, создал первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию, впервые в России начал делать прививки против бешенства, создал учение о дезинфекции и многие ее практические методы, открыл холероподобный птичий вибрион (мечниковский вибрион) — возбудителя холероподобного заболевания птиц и представил противохолерную вакцину. В 1894—1896 годах Гамалея описал явление так называемого гетероморфизма бактерий. Н. Гамалея впервые выдвинул положение о существовании скрытых форм инфекции. открыл L-формы бактерий (бактерии без клеточной стенки)
    • ✔  Николай Кульчицкий — гистолог, последний министр народного просвещения Российской империи, изобрёл множество новых методов — фиксирующую смесь («жидкость Кульчицкого»); окрашивание миелиновых нервных волокон гематоксилином и кармином, окрашивание упругого вещества, нейроглии, цветных элементов крови и др., открыл выделяющие и запасающие серотонин клетки Кульчицкого (энтерохромаффинные клетки)
    • ✔  Григорий Левитский — генетик и цитолог, ввёл понятие кариотипа (совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам биологического вида или особи)
    • ✔  Александр Серебровский — основатель геногеографии, ввёл понятие генофонда популяции, сформулировал гипотезу о делимости гена и возможности измерения его размеров в единицах кроссинговера — см. также rwp:Рычков, Юрий Григорьевич
    • ✔  Александр Браунштейн — открыл совместно с М. Г. Крицман биохимическую реакцию переаминирования, расшифровал совместно с Ю. А. Овчинниковым в 1971 году первичную структуру важного для медицины фермента аспартат-трансаминазы (первый белок, аминокислотную последовательность которого установили советские/российские учёные)
    • ✔  Владимир Энгельгардт — выдающийся биохимик, открыл окислительное фосфорилирование (основа биоэнергетики) и ферментативную активность миозина (ключевой белок мышц), основал Институт молекулярной биологии и журнал «Молекулярная биология» ** Энгельгардт номинировался на Нобелевскую премию по разделу физиологии и медицины в 1946 году. Отмечалось сделанное им в конце 1930-х годов выдающееся открытие окислительного фосфорилирования — фундаментальной основы современной биоэнергетики.*
    • ✔  Сергей Гершензон — открыл мутагенное действие ДНК, экспериментально доказал возможность обратной передачи генетической информации от РНК к ДНК, обнаружил феномен «прыгающих генов» и обратную транскрипцию, намного раньше американца Хейнца Френкель-Конрата собрал из белков и нуклеиновых кислот живой вирус (создание вируса de novo, или с нуля). Однако Стокгольм не замечал достижений советских учёных, чему была причина — гонения на генетику в СССР в сороковые-пятидесятые годы. В 1975 г. Нобелевской премией отмечается работа американцев Говарда Темина и Дэвида Балтимора, независимо повторивших открытие Гершензона (синтез вирусной ДНК на матрице зараженной полиэдрозом РНК). Следует отметить, что Дэвид Балтимор в письме Сергею Гершензону искренне извинился перед ним, поскольку не был знаком с его более ранними работами.
    • ✔  Никанор Хржонщевский — один из основателей гистофизиологии и санитарного образования населения в Российской империи, впервые в мире доказал наличие эпителия в альвеолах лёгких; разработал метод физиологической инъекции для окраски живых клеток и тканей (прижизненное окрашивание, с помощью которого исследовал строение почек, печени, жёлчных протоков, лимфатических сосудов. Внёс вклад в изучение причин инфаркта и влияния нарушения кровоснабжения почек на выделение мочи. Исследовал иннервацию и кровеносные сосуды внутренних органов. Организатор первых в мире популярных лекций по медицине для широких слоёв населения (прижизненное окрашивание биологических тканей — 1864)
    • ✔  Мария Манасеина — сомнологии (изучение сна) и биохимии, первой пришла к выводу, что дрожжевые клетки не являются обязательным условием алкогольного брожения — открыла внеклеточное спиртовое брожение — внеклеточную ферментацию (1872). (Впоследствии Нобелевскую премию за это открытие получил Э. Бухнер). Автор первой в мире книги о медицинских проблемах сна, которая была переведена на несколько языков Европы. Открыла активное состояние мозга во время сна и связала сны с активностью мозга
    • ✔  Николай Лунин — первооткрыватель витаминов (впервые провёл опыт, доказывающий их наличие в пище и необходимость для жизни)
    • ✔  Григорий Карелин — натуралист, пионер научного исследования Средней и Центральной Азии, открыл около 400 видов и родов растений, выдающийся исследователь географии восточных берегов Каспия
    • Григорий Фишер — палеонтолог, зоолог и энтомолог, основал Московское общество испытателей природы, автор труда «Энтомография Российской Империи» (первое фунаментальное описание насекомых России), им издана трёхтомная «Зоогнозия» (на латыни), ставшая первой в России классической систематической сводкой «линнеевского» образца
    • Фёдор Брандт — выдающийся энтомолог, основал Зоологический музей РАН (старейший зоологический музей России) и превратил его в один из лучших в Европе, описал ряд новых видов и ввёл ряд таксонов, в том числе зайцеобразных, мышеобразных и белкообразных, доказал древность шерстистого носорога
    • Лев Ценковский — основоположник российской протозоологии и бактериологии, впервые высказал мысль о том, что на уровне простейших нет резкой границы между растениями и животными, создал российскую вакцину против сибирской язвы
    • Александр Спирин — открыл существование некодирующих ДНК и информосом. В 1957 году вместе с Андреем Николаевичем Белозерским предсказали существование информационной РНК. В 1970—1974 гг. Спирин осуществил синтез белка на рибосомах вне клетки. [17]Predicted existence of messenger RNA. He gave the first qualitative description of the structure of high-polymer RNA (1959-61). In 1963 he discovered the structural transitions of ribosomes and formulated one of the principles of structure of ribosomes. He discovered an artificial ribosomal self-assembly (1963-66). Proposed a molecular mechanism of the ribosome role in protein synthesis (1968). He conducted an extra-cellular protein synthesis on modified ribosomes — non-enzymatic translation (together with L.P. Gavrilova) (1970-74) [18]
    • Георгий Георгиев — является одним из основоположников молекулярной биологии и молекулярной генетики высших организмов. Георгиев описал гетерогенную ядерную РНК и показал, что она является высокомолекулярным предшественником мРНК цитоплазмы (1961), обнаружил ядерные рибонуклеопротеидные частицы информосомы и установил их структуру (1965—1970). Впервые продемонстрировал с помощью электронной микроскопии существование ядерного скелета (ядерный матрикс), к которому прикрепляется ДНК. Открыл мобильные генетические элементы у животных. Проводил исследования в области молекулярной онкологии. Открыты и изучены новые гены (mts1, tag7). Г. П. Георгиев и В. А. Гвоздев в середине 70-х годов открыли rwp:прыгающие гены у дрозофил. [19] [20]
    • Александр Четверин — изобрёл метод молекулярных колоний (экспериментальное доказательcтво в пользу гипотезы РНК-мира) и его практические приложения [21]

История медицины с портретами
    • ✔  Пирогов
    • ✔  Даниил Самойлович — основатель эпидемиологии в России, активно вёл борьбу с эпидемиями чумы в конце XIX в., первым доказал возможность противочумной прививки
    • ✔  Дмитрий Романовский — изобрёл краситель Романовского и окрашивание по Романовскому (один из основных методов цитологического исследования), позволяющий идентифицировать, в частности, возбудителя малярии; автор идеи химиотерапии (идея применять синь для окраски — одесский врач Чеслав Хенцинский https://pl.wikipedia.org/wiki/Czes%C5%82aw_Ch%C4%99ci%C5%84ski)
    • ✔  Сеченов
    • ✔  Павел Кондоиди - основоположник организации медицинского обеспечения и военной медицины в России (писал инструкции на русском языке), издал первый русский список врачей, создал первый в России подвижной (походный) госпиталь, ввёл историю болезни как обязательный документ; ввёл в больницах обязательные вскрытия для определения причины смерти каждого больного и контроля правильности диагноза; учредил первую публичную медицинскую библиотеку при Медицинской канцелярии, учредил акушерские школы в России, составил первую русскую фармакопею
    • ✔  Ефрем Мухин - один из основоположников русской медицины, основатель отечественной травматологии, написал «Первые начала костоправной науки» — первый печатный труд по хирургии на русском языке, первым разработал русскую анатомическую терминологию и курс анатомии на русском языке «Полный курс анатомии». Основоположник анатомо-физиологического направления в медицине и учения о важнейшей роли головного мозга во всех процессах здорового и больного организма, ему принадлежит первое в русской физиологии изложение основных положений рефлекторной теории и идей нервизма. 1804. Впервые в истории не только российской, но и мировой науки была проведена классификация стимулов, их разделение на центральные, рождающиеся в мозгу, и нецентральные, возникающие в органах от внешних воздействий. Задолго до других медиков он утверждал эффективность лечения ипохондрии музыкой, лечения «истерики» и мигрени «частными возбуждениями» (мускусом, камфорой, опием, окуриванием перьями, теплыми ваннами). В октябре 1801 года Е. О. Мухин первым в России провел вакцинацию против оспы. Возглавил первую клиническую больницу в современном её понимании. Провёл первую в истории России успешную нейрохирургическую операцию. Первым начал готовить препараты из замороженных трупов. Первым в истории (за 20 лет до Игнаца Филиппа Земмельвейса и за 40 лет до Джозефа Листера) стал заниматься асептикой, предложив использовать хлорную известь для предотвращения распространения «заразного начала»
    • ✔  Матвей Мудров — основоположник русской клинической медицины и военной гигиены, открыл первый в России клинический институт, начал разработку систем ведения история болезни и расспроса больных; указал на важность комплексного лечения (лечить больного, а не просто лечить болезнь)
    • ✔  Сергей Боткин — врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле; открыл заразную природу вирусного гепатита A («болезнь Боткина»), указал на мозговые центры регулирования температуры и содержания вод в организме
    • ✔  Николай Склифосовский - крупнейший военно-полевой хирург конца XIX века, окончательно внедрил антисептику, ввёл передовые методы перевозки раненых, разработал более 80 видов хирургических операций, соавтор методики сочленения костей «русский замок»
    • ✔  Василий Анреп - изобрёл и впервые применил местную анестезию, первым в мире экспериментально обосновал местное анестезирующее действие кокаина, дозирование и методику его применения
    • ✔  Иосия Вейтбрехт - физиолог и анатом, автор первого в мире руководства по синдесмологии, впервые описал и исследовал межпозвоночные диски; первый указал на роль капиллярного давления в кровообращении, издал первый в России трактат "О нефти"; в честь него названо несколько связок, шейная позвоночная мембрана, отверстие в капсуле плечевого сустава, а также хорда и хрящ Вейтбрехта
    • ✔  Виктор Кандинский - психиатр, впервые описал псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма (синдром Кандинского), один из основоположников психиатрии и судебной медицины в России
    • ✔  Нил Филатов - основатель русской педиатрической школы, автор всемирно известных трудов по педиатрии и детским болезням, выделил в качестве отдельных болезней скарлатинозную краснуху и инфекционный мононуклеоз (болезни Филатова), описал один из ранних признаков кори — пятна Филатова-Коплика, ввел сывороточное лечение дифтерии (вместе с Георгием Габричевским)
    • ✔  Сергей Корсаков -психиатр, изучил эффекты влияния алкоголизма на нервную систему, описал синдром Корсакова, пионер применения методов нестеснения в психиатрии
    • ✔  Григорий Минх - прививками на самом себе доказал заразительность крови больных возвратным тифом. Установил, что две формы сибирской язвы — кишечная и лёгочная — имеют единое происхождение, ещё в 1892 году установил факт возможности переноса сыпного тифа платяной вошью (в 1928 году французский бактериолог Шарль Николь за то же открытие получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине) РОРП 365 - см. также rwp:Мочутковский, Осип Осипович
    • ✔  Пётр Лесгафт - врач, биолог и теоретик образования, создатель научной системы физического воспитания в России; также создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии
    • ✔  Николай Гамалея - микробиолог и эпидемиолог, создал первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию, впервые в России начал делать прививки против бешенства, создал учение о дезинфекции и многие ее практические методы, открыл холероподобный птичий вибрион (мечниковский вибрион) — возбудителя холероподобного заболевания птиц и представил противохолерную вакцину. В 1894-1896 годах Гамалея описал явление так называемого гетероморфизма бактерий. Н. Гамалея впервые выдвинул положение о существовании скрытых форм инфекции. открыл L-формы бактерий (бактерии без клеточной стенки)
    • ✔  Владимир Бехтерев - психиатр, физиолог, невропатолог и психолог, основатель рефлексологии, открыл ряд рефлексов (в том числе рефлекс Бехтерева — Менделя), изучил болезнь Бехтерева, описал ряд психических расстройств и изобрёл ряд методов психотерапии, основал первый в мире комплексный психоневрологический институт
    • ✔  Александр Максимов - гематолог и гистолог, ввёл термин и понятие о стволовых клетках (основа современной регенеративной медицины, впервые описал гемоцитобласты (самые ранние предшественники клеток крови), основоположник теории гемопоэза (кроветворения), пионер исследования рака груди и гистогенеза при туберкулезе [25]
    • ✔  Константин Третьяков - создатель нигральной теории болезни Паркинсона (доказал связь болезни с чёрным веществом мозга)
    • ✔  Лев Выготский - основатель культурно-исторической психологии, выдающийся психолингвист и исследователь когнитивного развития, ввёл понятия социальная ситуация развития и зона ближайшего развития
    • ✔  Константин Скрябин - основатель отечественной гельминтологии, открыл и описал свыше 200 новых видов гельминтов (паразитических червей) и 120 новых родов, разработал методы профилактики и борьбы с гельминтозами
    • ✔  Николай Аничков - патофизиолог, президент АМН СССР (1946—1953), впервые описал специализированные миогистиоцитарные клетки миокарда (в мировой специальной литературе клетки Аничкова, участвующие в построении ревматической гранулёмы), открыл ведущее значение липидов, главным образом холестерина, в морфо- и патогенезе атеросклероза, один из основателей учений о ретикуло-эндотелиальной системе и аутогенных инфекциях
    • ✔  Александр Лурия - основатель отечественной нейропсихологии, сооснователь культурно-исторической психологии, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи; один из создателей факультета психологии Московского госуниверситета и Русского психоаналитического общества
    • ✔  Алексей Леонтьев - философ и психолог, основатель теории деятельности, теоретик педагогики, выдающийся исследователь исторического развития психики
    • ✔  Олег Газенко - основоположник космической медицины, отбирал и тренировал первых космических собак, в том числе Лайку, тренировал первых космонавтов, включая Гагарина, инициатор космической программы Бион
    • ✔  Александр Вишневский - В 1953 году впервые в мире он произвёл под местной анестезией операцию на сердце по поводу митрального стеноза. В 1957 году Вишневский провёл первую в СССР успешную операцию на «открытом сердце» с помощью отечественного аппарата искусственного кровообращения.
    • ✔  Леонид Линник - в 1963 году впервые в мире применил лазерное излучение в медицине и в частности в офтальмологии (Лазерная коагуляция сетчатки); разработал первые лазерные офтальмокоагуляторы[26]
    • Виктор Жданов - вирусолог, автор программы глобальной ликвидации оспы (1958 г.), которая привела к полному уничтожению этой болезни, 26 лет возглавлял Институт вирусологии АМН
    • Леонид Соболев - доказал, что островки Лангерганса в поджелудочной железе выделяют гормон, впоследствии названный инсулином
    • Василий Образцов - Разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). В 1909 году стал первым в мире, кто подробно описал клиническую картину тромбоза в соавторстве со своим учеником Н. Д. Стражеско, в 1910 описал клиническую картину инфаркта миокарда. Впервые в мире поставили (в 1909 году) прижизненный диагноз тромбоза сосудов сердца. В статье «Симптомология и диагностика тромбоза венечных артерий сердца» (1910) впервые в мире было показано, что основное патогенетическое звено инфаркта миокарда — тромбоз, и дано развернутое описание разных клинических форм инфаркта миокарда
    • Пётр Постников - первый в истории России доктор философии и медицины, автор первого перевода Корана на русский язык
    • Алексей Ухтомский — создатель учения о доминанте, ввёл понятие хронотопа
    • Василий Флоринский — основоположник педиатрии в России, один из предшественников евгеники (работа «Усовершенствование и вырождение человеческого рода»)
    • rwp:Певзнер, Мануил Исаакович - терапевт, один из организаторов Института питания в Москве и основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР. Разработал систему из 15 диет по группам заболеваний. rwp:Диета Певзнера
    • rwp:Яновский, Михаил Владимирович - в 1905 г. под руководством Яновского хирург Н. С. Коротков разработал звуковой метод определения артериального давления. С именем Яновского связано открытие бескровного метода измерения венозного давления. В 1903 г. по его указаниям П. И. Цыпляевым (одним из учеников) был сконструирован первый прибор для определения венозного давления. Положил начало изучению биохимических и биофизических свойств эритроцитов, основоположник функциональной гематологии
    • rwp:Шумлянский, Александр Михайлович - врач и физиолог XVIII века, применил оригинальный метод инъекции мочевых канальцев и кровеносных сосудов, благодаря чему показал отсутствие прямого сообщения этих образований между собой. Впервые описал особенности гистологического строения почки: капсулу, извитой каналец, сосудистый клубочек. Диссертация выдержала в Европе несколько изданий, широко цитировалась и в XIX веке. Роль капсулы и образованного ею пространства в механизме мочеобразования стала понятна после работ английского исследователя Боумена. В русскоязычной литературе эту структуру принято называть капсулой Шумлянского-Боумена.
    • Сергей Спасокукоцкий - хирург, автор множества методов и инноваций, пионер желудочных операций в России, предложил метод Спасокукоцкого — Кочергина (обеззараживание рук хирурга перед операцией), описал симптом Спасокукоцкого - см. также rwp:Кочергин, Иван Георгиевич
    • Владимир Сербский - основоположник судебной психиатрии в России, предложил ввести обязательную психиатрическую экспертизу для обвиняемых в совершении тяжких преступлений; впервые в мире он установил, что некоторые болезненные проявления, наблюдаемые у взрослых больных, являются следствием их детского слабоумия
    • rwp:Бутейко, Константин Павлович - автор метода Бутейко для лечения бронхиальной астмы и других дыхательных расстройств
    • Константин Монаков - невролог, нейроанатом и нейропсихолог, ввёл понятия асемии и диашизиса, впервые описал ряд узлов нервной системы и синдором Монакова
    • rwp:Щепин, Константин Иванович — один из первых русских учёных медиков, ботаник, разработчик научно обоснованной системы подготовки врачей, основоположник клинического направления в медицинском образовании, впервые указал на профилактическое значение диеты и на растительную кислоту как средство борьбы против цинги, популяризатор русского кваса
    • rwp:Захарьин, Григорий Антонович — один из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени, внёс огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных, разработал план расспроса больного; доказал существование связи между кожей и внутренними органами (проекционные зоны Захарьина-Геда при нервных болезнях); внес значительный вклад в развитие отечественных бальнеологических курортов
    • rwp:Трапп, Юлий Карлович — «Нестор русской фармации»
    • Гааз
    • Николай Девятков — изобретатель отражательного клистрона, создатель медицинской техники КВЧ-терапии и СВЧ-гипертермии
    • С.П. Федоров (1909) с успехом применил внутривенный наркоз, используя эксперименты Кравкова, детально разработав методику этого вида обезболивания.[27]
    • rwp:Каковский, Антон Фомич - изобретатель пробы Каковского — Аддиса
    • rwp:Боровский, Пётр Фокич - впервые описал возбудителя кожного лейшманиоза (пендинская язва, или болезнь Боровского), организатор здравоохранения в Средней Азии
    • rwp:Даркшевич, Ливерий Осипович - впервые описал дугу зрачкового рефлекса и ядро задней спайки головного мозга под передним четверохолмием — «ядро Даркшевича». Открыл «тельца Даркшевича». Создал схему зрачковых волокон зрительного нерва Одним из первых указал на сифилитическую природу спинной сухотки; был в числе первых исследователей эпидемического энцефалита в СССР, одним из первых исследовал атрофию мышц при заболеваниях суставов. Выявил причину неврозов (перенапряжение, перевозбуждение клеточных элементов коры головного мозга).
    • rwp:Амосов, Николай Михайлович - автор новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), провёл первое в СССР протезирование митрального клапана сердца
    • rwp:Зейгарник, Блюма Вульфовна - основатель отечественной патопсихологии, открыла эффект Зейгарник (лучшая запоминаемость незавершенных действий, чем завершенных)
    • rwp:Варшавский, Александр Яковлевич - автор N-концевого правила и принципиального метода целенаправленного уничтожения раковых клеток путём гомозиготных делеций ДНК (deletion-specific targeting), разработал метод анализа иммунопреципитации хроматина (ChIP)
    • rwp:Подрез, Аполлинарий Григорьевич - первым в мире (в 1897 году) сделал операцию на сердце после слепого пулевого ранения (19 декабря 1897 года)
    • rwp:Буяльский, Илья Васильевич - академик Академии художеств, изобретатель лопатки Буяльского (инструмент для оттеснения ткани без ее повреждения), составитель Анатомико-хирургических таблиц Буяльского в трёх частях (1828, 1835, 1852) - первый в России оригинальный атлас по оперативной хирургии
    • rwp:Иноземцев, Фёдор Иванович - 7 февраля 1847 года произвёл первую в истории Российской империи операцию с применением эфирного наркоза; учитель знаменитейших русских врачей второй половины XIX века
    • rwp:Шумаков, Валерий Иванович - один из основоположников клинической трансплантологии в СССР и России, создатель науки об искусственных органах; впервые в СССР успешно выполнил пересадку почки (1965 год), пересадку сердца (1988 год), одновременную пересадку сердца, печени и поджелудочной железы, а также двухэтапную пересадку сердца. Явился основателем научной школы, подготовил более 50 докторов и 120 кандидатов медицинских и биологических наук. Автор трёх научных открытий, более 20 монографий, 450 научных работ, 200 изобретений
    • rwp:Роскин, Григорий Иосифович - выдвинул представление о цитохемоархитектонике нервной системы, исследовал морфологию и физиологию простейших, расширил знания о мионе — морфологической единице строения гладкой мускулатуры млекопитающих, cовместно со своей женой Н.Г. Клюевой создал лекарство круцин, который положил началу нового направления в онкологии — биотерапии злокачественных опухолей
    • rwp:Короленко, Цезарь Петрович - основатель аддиктологии
    • rwp:Моруков, Борис Владимирович - врач, космонавт, директор проекта rwp:Марс-500
    • rwp:Керниг, Владимир Михайлович - терапевт, один из организаторов высшего женского медицинского образования в России, впервые описал характерный для менингита симптом Кернига (рефлекторная сгибательная контрактура в коленном суставе). Описал (1904) острый rwp:перикардит после тяжелых приступов стенокардии и дал объяснение rwp:патогенеза этой болезни, положив начало учению об инфаркте миокарда, один из инициаторов создания Женского медицинского института
    • rwp:Яновский, Феофил Гаврилович - внедрил микробиологические методы исследования в клинику внутренних болезней, основоположник клинической фтизиатрии, основал ряд противотуберкулезных санаториев, «святой доктор», описал признаки Яновского: усиление бронхофонии, как ранний признак пневмонии; шум трения брюшины над жёлчным пузырём — признак перихолецистита или угрожающей перфорации жёлчного пузыря, предложил способ перкуссии Яновского.
    • rwp:Уден, Фридрих - основатель первого российского медицинского журнала «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». «Академические чтения о хронических болезнях» (1816—1822) Удена — первое сочинение на русском языке по частной патологии и терапии. Предназначено для студентов–медиков и врачей. В нём, среди других вопросов, подробно описана перкуссия и впервые изложены клинические симптомы язвы желудка и её осложнений, а также методы её лечения. Описал синдром Удена
    • rwp:Сухарева, Груня Ефимовна - автор первого в научной литературе описания детского аутизма
    • rwp:Преображенский, Николай Алексеевич (химик) - cинтезировал (1933, совместно с А. Е. Чичибабиным) пилокарипин (глазные капли) и изопилокарпин; впоследствии Преображенский создал научные основы производства в крупных масштабах витаминов А, В1, B2, Е, С, став одним из основоположников советской витаминной промышленности.
    • rwp:Довженко, Александр Романович - изобрёл кодирование - метод лечения алкоголиза и других наркотических зависимостей
    • rwp:Белоярцев, Феликс Фёдорович - изобрёл один из первых в мире кровозаменителей - перфторан («голубая кровь») (1982)
    • rwp:Сиротинин, Николай Николаевич (физиолог) - изобрёл rwp:Кислородный коктейль (1963)
    • rwp:Парыгин, Борис Дмитриевич - основоположник современной социальной психологии (автор первой монографии по этой науке)
    • rwp:Узнадзе, Дмитрий Николаевич - создал теорию психологической установки

Наверное, сюда. Если наберётся много искусствоведов, то можно будет выделить в отдельную секцию. AlexBond (обсуждение) 00:40, 21 ноября 2013 (MSK)
    По формальным признакам — согласен. На деле достижение ПМСМ безусловно богословское. Там три очерка, обычно под одной обложкой идущие, книжка тонкая, но, опять же ПМСМ, надо быть гением… или откровение свыше получить, чтоб такое написать — настолько это отличается от искусствоведческих взглядов тех времен (тогда с древних икон позолоту счищали, да и вообще достаточно сравнить иконы времен Ивана Грозного и XIX — начала XX века). Читается, кстати, легко.
    Тем лучше. Будет больше разнообразных и интересных богословов. AlexBond (обсуждение) 02:50, 21 ноября 2013 (MSK)
    • Кант
    • Не думаю, что его можно отнести к россиянам. — Koenigsegg (обсуждение) 05:42, 3 февраля 2014 (MSK)
    Тяжело отказать в праве считаться российским учёным человеку, который уже будучи учёным несколько лет имел российское подданство. См. отдельный раздел, посвящённый Канту.--Бульдозер (обсуждение) 16:16, 29 октября 2017 (MSK)

Прутков и список учёных

Где Прутков ?!

сопоставьте, люди добрые вот с этим списком ещё и расширьте

Спасибо, учтём, когда появится время доработать статью. AlexBond (обсуждение) 14:57, 8 января 2016 (MSK)

Ещё на рассмотрение

• Иван Николаевич Пигарёв и его висцеральная теория сна. Очень интересная лекция на эту тему — [30].

Выдающийся всемирно признанный математик XX века — Игорь Ростиславович Шафаревич. Fedya (обсуждение) 18:28, 18 апреля 2016 (MSK)

• ✔  Мстислав Келдыш — легендарный руководитель АН СССР. Явно выдающийся организатор науки.
    • ✔  Князь Трубецкой Евгений Николаевич — философ и, по сути, богослов, поскольку именно он объяснил суть русских икон в фундааментальной работе «Три очерка о русской иконе», чем фактически начал процесс возрождения иконописи в XX—XXI веках после упадка XVII—XIX веков.
    • ✔  Перельман, Яков Исидорович — известнейший популизатор науки советского времени.
    • Владимир Андреевич Оппель — основатель хирургической научной школы.

Думаю, не стоит бояться показаться банальными, но Курчатов и Королёв по-видимому также могли бы быть записаны в выдающиеся организаторы науки.--Бульдозер (обсуждение) 01:09, 24 апреля 2016 (MSK)

Многие крупнейшие ученые почти автоматом становились крупными организаторами науки в силу большого внимания к ним со стороны власти и научного сообщества. Думаю, надо отбирать тех, кто организовывал эпохально важные учебные и научные заведения и делал что-то исключительно важное или принципиально новое в области популяризации науки. С кандидатурами выше в целом согласен. Есть однако риск, что статья чрезмерно разрастется и придется что-то удалять и выносить в подстатьи — тогда дубли будут среди первых кандидатов на перенос. AlexBond (обсуждение) 01:27, 24 апреля 2016 (MSK)
    Тут ведь как бывает: вот руководил Курчатов становлением всей атомной отрасли, а собственно науных работ, в результате, не так много сделал, в результате чего, как я понимаю, многократные попытки дубнинских учёных протолкнуть элемент имени Курчатова пока успешно торпедируются. Как мне кажется, он себя проявил большей частью именно как организатор науки.--Бульдозер (обсуждение) 04:08, 24 апреля 2016 (MSK)
    Схожая ситуация с Магницким и Иоффе, подозреваю. Видимо, всё же организаторов в рамках конкретных научных направлений лучше указывать в соответствующих разделах по данным наукам, так удобнее. А вот организаторов образования в целом, новых академий, университетов и прочих мультинаучных центров имеет смысл указывать в общей секции в конце статьи. AlexBond (обсуждение) 05:02, 24 апреля 2016 (MSK)
    Хотя судя по озвученным критериям там просто заголовок поменять надо с «просветителей и организаторов науки» на «просветителей и популизаторов науки», поскольку там описываются организаторы не науки, а образования, а они суть просветители и есть.--Бульдозер (обсуждение) 04:14, 24 апреля 2016 (MSK)
    Популяризаторы науки — это явно подкласс просветителей. Организаторов науки тоже можно считать подклассом просветителей, но это менее очевидный момент. Как правило, приходиться одновременно с наукой заниматься организацией и популяризацией образования, так как без передачи знаний невозможно организовать науку. Даже тот же Демидов, основатель Демидовской премии и почетный член Академии наук, занимался поддержкой научных трудов, но косвенно это приводило к популяризации образования. Так что в принципе в заголовке главный термин — это просветители, а прибавка — это больше для украшательства, с одной стороны, а с другой, мне кажется, важнее подчеркнуть организаторский момент деятельности. AlexBond (обсуждение) 05:02, 24 апреля 2016 (MSK)
    • ✔  Кондратьев, Николай Дмитриевич — автор теории длинных циклов в мировой экономике (циклы Кондратьева) и теоретического обоснования НЭПа.--Бульдозер (обсуждение) 15:09, 26 апреля 2016 (MSK)

Этапы истории

Учитывая, что кое-где даже Владимир I отметился, есть предложение модифицировать список этапов в начале статьи начав с пункта Древнерусское государство (Русь).--Бульдозер (обсуждение) 04:26, 24 апреля 2016 (MSK)

Добавил в формулировке "Древняя Русь" - из-за расплывчатости временных границ Древнерусского государства и периода безвременья до начала возвышения Москвы приходится указывать период более расплывчато. AlexBond (обсуждение) 05:07, 24 апреля 2016 (MSK)

Знаменитые учёные

Я конечно понимаю стремление участников не забыть никого, но коли статья называется "Знаменитые ученые и философы России" так тут должны быть только действительно известные широкой общественности (Ломоносов, Менделеев и т.д), а не узким кругам. а из этого списка фамилии 90% я лично вижу впервые, полагаю большинство россиян не знают из них все 99%

То есть Вы хотите урезать список из порядка 400 человек всего лишь до 40 человек или даже до 4 человек. Не очень-то много пользы от такого короткого списка, да и по Сети таких немало. Впрочем, если у Вас есть желание, создайте статью "Величайшие учёные России" и внесите туда только самых знаменитых. AlexBond (обсуждение) 16:08, 12 мая 2017 (MSK)

Иммануил Кант

Один из величайших философов в истории, но его принадлежность не только к немецким (точнее, прусским), но и к российским учёным часто оспаривается, несмотря на явные признаки таковой. В целом основания для внесения в статью имеются достаточно веские:

1. Кант, как и все жители Кёнигсберга (ныне Калининград) в 1758 году принёс присягу Елизавете Петровне и, таким образом, вступил в российское подданство. Делалось это отнюдь не под угрозой смертной казни, так что шаг вполне осмысленный.

2. Российское подданство Канта не являлось пустой формальностью, поскольку в 1758 году он написал сохранившееся письмо на имя Императрицы Елизаветы с просьбой о назначении на должность профессора с подписью:

Вашего Императорского Величества верноподданнейший раб Иммануил Кант

что является прямым доказательством осознанного принятия российского подданства.

3. Известно, что в российский период Кант отнюдь не заперся в немецкой среде города, а общался со многими русскими офицерами и много им преподавал различные предметы.

4. Вышел из российского подданства Кант не прилагая к тому каких-либо личных усилий, поскольку с кончиной Императрицы Елизаветы её приемник Пётр III просто-напросто не стал принимать присягу у Кёнигсбергцев, вернув город Пруссии.

5. Критику российского периода деятельности Канта за малое количество трудов вряд ли можно считать состоятельной, учитывая военное время и обстоятельства прифронтового города в условиях фактически мировой войны (в Семилетнюю войну были втянуты почти все Великие державы того времени и множество мелких государств Европы, а боевые действия велись почти по всему миру с участием даже индейских племён), не способствовавшее издательской деятельности. Тем более, что после окончания войны им было издано сразу несколько работ, над которыми он, очевидно, работал в это время.

6. Нельзя считать состоятельными обвинения Канта в русофобии на основании того, что один из мемуаристов с неизвестной долей правдивости писал о том, что Кант позднее считал русских основными врагами Пруссии (дословно фраза звучала как «Русские — наши главные враги»). Главное здесь то, что подобного рода суждения не являются очернением ни России, ни русских, ни даже призывом к каким-то действиям, поскольку рассуждать о «вероятном противнике» могут граждане любой страны.

7. Главный достаточно поздний труд Канта — «Критика чистого разума» — был впервые издан в 1781 году именно на территории России в г. Рига.

8. Также 28 июля 1794 года Кант был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.

Вследствие вышеизложенного философ включается в статью как немецкий и российский учёный. Следует также отметить, что отрицание какой-либо значимости российского периода жизни Канта часто сопровождают попытки не гнушаясь передёргиваниями оспорить суверенитет России над Калининградской областью в целом, в связи с чем смотреть на них надо очень внимательно.--Бульдозер (обсуждение) 17:11, 29 октября 2017 (MSK)

Иван Ильин?

Приход нацистов к власти в 1933 году способствовал карьере Ильина в берлинском «Русском научном институте»: он стал его вице-президентом. Когда в октябре 1933 года это заведение перешло под крыло рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса, его директором был назначен уроженец Саратова Адольф Эрт. Ильин остался работать в нём как один из трёх русских сотрудников (двое других — белоэмигранты Александр Боголепов и Владимир Полетика). Всех прочих нацисты уволили в силу «нелояльности идеям фюрера и рейха» или по причине «неарийского происхождения». Согласно данным современного немецкого историка Хартмута Рюдигера Петера, деятельность Ильина как пропагандиста получила явное признание со стороны первого главы гестапо Рудольфа Дильса. Иван Ильин вплоть до 1937 года выступал с докладами антикоммунистического содержания на территории «Третьего рейха», поскольку его пропаганда отвечала интересам нацистов.

Можно ли поконкретнее уточнить, в чем заключается его «важная и при этом преимущественно позитивная роль», если он служил нацистам? Вот генерал Деникин, один из лидеров белого движения, сотрудничать с ними в эмиграции категорически отказался.

Продолжайте, интересно же, что с ним стало после 1937 года. Вот culture.ru дополнительные сведения приводит — вынужден был уехать в Швейцарию в 1938.
    Или: «В 1934 г. после прихода в Германии к власти нацистов И. был уволен из Русского научного ин-та, через два года после этого последовал запрет на его преподавательскую и всякую иную общественную деятельность. Лишившись работы, философ вынужден был эмигрировать из Германии, что ему и удалось сделать в 1938 г.»
    Мне кажется, он в большей степени эмигрант, поэтому его следует исключить. А так есть у него мысли, под которыми я бы подписался, например: «без свободы нет путей к достойной жизни, к духу и к Богу», и жаль, что творить на Родине ему помешали. [31]
    А вообще, я попрошу вас, если не сложно, напишите статью на Руксперте про него. Если есть желание ещё, конечно. Про Александра Зиновьева читали? Очень оригинально у людей получилось, я считаю.