Отношения Украины и Европейского Союза: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (СТАТЬЯ В ЦЕЛОМ ГОТОВА)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:European Union Ukraine Locator.svg|thumb|300px|[[Файл:Flag of Europe.svg|border|20px]] [[Европейский Союз]] и [[Файл:Flag of Ukraine.svg|border|20px]] [[Украина]] на карте Европы]]
[[Файл:European Union Ukraine Locator.svg|thumb|300px|[[Файл:Flag of Europe.svg|border|20px]] [[Европейский Союз]] и [[Файл:Flag of Ukraine.svg|border|20px]] [[Украина]] на карте Европы]]



Версия от 21:53, 18 сентября 2018

Flag of Europe.svg Европейский Союз и Flag of Ukraine.svg Украина на карте Европы

Отношения Украины и Европейского Союза берут своё начало в 1991 году, когда после развала Советского Союза ЕС признал отделение Украины от СССР. Практические сразу Украина стала зоной столкновения геополитических интересов России и Запада (США и ЕС), в связи с чем на Украине периодически происходят цветные революции.

В течении последних 25 лет Украина, равно как и Грузия и другие республики бывшего СССР, является зоной столкновения интересов России и ведущих стран Запада.

Характеристики Украины и ЕС

Flag of Ukraine.svg Украина Flag of Europe.svg Европейский Союз
Население 42 216 766 (2018)[1] 508 200 000 (2017)[2]
Территория 576 604 км² 9 826 630 км²
Столица Flag of Kyiv Kurovskyi.svg Киев Брюссель Брюссель
Города-миллионеры Киев Киев
Харьков Харьков
Flag of Odessa.svg Одесса
Лондон Лондон
Берлин Берлин
Мадрид
Афины
Рим Рим
и другие
Руководитель Президент Пётр Порошенко Председатель Европейского совета Дональд Туск
Вице-премьер Премьер-министр Владимир Гройсман Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Верховной рады Андрей Парубий (однопалатный парламент) Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)
Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)
Государственное устройство Унитарное государство Наднациональное государство (де-факто)
Национальная валюта Украинская гривна Евро (только в странах Еврозоны)
Официальные языки Украинский язык Официальные языки Европейского союза

История взаимоотношений

Начальный период (1991-1993)

Начало отношений Украины и Евросоюза было положено сразу после провозглашения независимости Украины — 2 декабря 1991 года Еврокомиссия признала результаты всеукраинского референдума[1], а спустя 8 дней Евросовет заявил о желании развивать отношения с Украиной, Россией и Белоруссией, «свободно и мирно выразившими свою волю к полной суверенизации»[2] 23 декабря 1991 года Западноевропейский союз, привествуя создание СНГ, подтвердил готовность признать суверенитет всех новых независимых республик при соблюдении ими специально разработанных Советом ЕС критериев, включая принятие обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия[3]. При этом среди государств, возникших на территории бывшего СССР, в отношениях с лидерами мирового сообщества именно Российская Федерация рассматривалась как основной партнёр, а в отношении Украины ожидалось, что она «так и не сможет самоуправляться, вследствие чего в скором времени возвратится в лоно России»[3].

В первые годы независимости Украина стояла перед выбором — интегрироваться либо с Евросоюзом (далее евроинтеграция), либо с Российской Федерацией в рамках СНГ (далее евразинтеграция). Первая чаша этих образных весов возникла в 1990 году — в Декларации о госудасртвенном суверенитете подчеркивалось стремление Украины добиваться в будущем вступления в европейские структуры, отказаться от ядерного оружия и провозглашалось намерение приобрести статус нейтрального и внеблокового государства[4]. Вторая чаша возникла в 1991 году — в Соглашении об образовании СНГ упоминалось о сохранении единого военно-стратегического и экономического пространства стран Содружества[4]. Свой выбор Украина сделала в 1993 года, подписав постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» — с одной стороны, в нем утверждался приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Европейский союз, с другой, указывалось на значимость сохранения добрососедских и дружественных отношений с Россией как ключевого фактора общеевропейской безопасности[4].

При этом политика ЕС в отношении Украины в начале 1990-х гг. отличалась неопределенностью и озабоченностью. А.М. Зленко, экс-глава МИД Украины, описывал это отношение следующим образом[1]:

На определённом этапе дискуссий относительно европейского будущего Украины у меня начало складываться впечатление, что для многих европейцев, включая политиков, [Берлинская] стена не исчезла, она лишь передвинулась на границу с Украиной

Недоверие единой Европы к Украины было обусловлено тем, что адресатами концепции интеграции в рамках единой Европы изначально были лишь бывшие социалистические страны Восточной Европы[3]. Помимо этого, другими причинами были[5]:

  • Нежелание Украины идти на компромисс по поводу ядерного оружия на украинской территории
  • Отсутствие прогресса в вопросе о закрытии Чернобыльской АЭС
  • Нарастание конфронтации Украины с Россией
  • Высокая степень экономической нестабильности на Украине

Только в 1994 году, с прояснением ситуации с украинским ядерным оружием и принятием Украиной решения о своем безъядерном статусе, Единая Европа сделала первый конкретный шаг в развитии отношений с Украиной — 14 июня 1994 года Украина и ЕС подписали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. Этому сдвигу способствовали итоги президентских выборов 1994 года, по которым Леонида Кравчука на посту президента Украины сменил Леонид Кучма — новый президент обещал снизить уровень противостояния в российско-украинских отношениях, а также подтвердил своей активной реформаторской деятельностью тот имидж молодого энергичного политика и руководителя-производственника, который был у Кучмы в Европе[5].

Партнёрство и сотрудничество: первые годы (1994—1999)

14 июня 1994 — подписание Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной (далее СПС). Данный документ стал основой дальнейшего развития украино-европейских отношений и положил начало сотрудничеству по широкому кругу вопросов, включая гуманитарные, политические и экономические. Следует отметить, что статус СПС был ниже, чем документов, заключенных ЕС со странами Центрально-Восточной Европы и Прибалтики, и не подразумевал последующего вступления Украины в ЕС[6]. В целом, к 1994 году произошла самоидентификация Украины на международной арене. С точки зрения международных отношений, наступил момент превращения этого государства из объекта мировой политики в её субъект, и Западу нужно было «решить собственную «украинскую проблему», то есть осознать независимый статус Украины и сформулировать всестороннюю политику, учитывающую изменившуюся ситуацию в западной части бывшего СССР[7]. Соглашение вступило в силу в 1998 году — в том же году Леонид Кучма утвердил Стратегию интеграции Украины в ЕС.

28 ноября 1994 года — Совет ЕС принял Общую позицию по Украине[8], заложившую вектор двухсторонних отношений ЕС с Украиной[6]. Согласно положениям данного документа, на тот момент Европейский союз видел несколько приоритетных направлений в отношениях с новообразованным украинским государством[7]:

  • Выведение взаимодействия ЕС и Украины на новый уровень, в частности развитие тесных политических взаимотношений
  • «Поддержание демократии» посредством консультирования по вопросам разработки нового законодательства и практической поддержки при становлении демократических институтов
  • Поддержка рыночных реформ и оказание помощи в стабилизации экономической системы

Значение Общей позиции достаточно велико — данный документ не только формировал картину общих представлений единой Европы по всем ключевым вопросам, касавшихся независимой Украины, но и констатировал, что государствами-членами будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы их национальные политики руководствовались положениями, принятыми на общеевропейском уровне. Однако украинской элите следовало учитывать, что совместная внешняя политика всегда оставалась «болевой точкой» ЕС и при формулировке внешнеполитических курсов государства-члены исходили в первую очередь из национальных интересов. Таким образом, Общая позиция по Украине лишь отчасти представляла собой «маяк», на который украинское руководство могло ориентироваться при выработке европейской составляющей своей внешней политики как на уровне единой Европы, так и при построении двусторонних отношений с европейскими странами[7].

Тем не менее, несмотря на видимую расположенность единой Европы в отношении Украины, европейские структуры всегда исходили из рационально-прагматических целей и поэтому призывы к быстрому расширению на восток и массовому принятию в Евросоюз новых членов не пользовались там поддержкой. 24 апреля 1995 года ЕСЭК опубликовал заключение по поводу отношений ЕС с Россией, Украиной и Белоруссией, которое содержало рекомендации и замечания касательно европейской политики в отношении этих государств, в частности их стремления к евроинтеграции[9]:

В соответствии со статьей O договора о Европейском Союзе любое "Европейское" государство может обратиться с просьбой стать членом Союза. Конечно, нет четкого определения слова "Европейский". Как справедливо отмечает комиссия, это выражение охватывает географические, исторические и культурные элементы, способствующие европейской самобытности. Поэтому представляется невозможным и нежелательным устанавливать раз и навсегда границы Европейского Союза, которые необходимо будет постепенно устанавливать в течение длительного периода времени. В то же время потенциальным членам следует четко дать понять, что по мере продвижения процесса интеграции внутри сообщества становится все труднее преодолеть пороговый уровень. Эти страны должны осознать, что их путь к Европейскому сообществу будет долгим и трудным, но и сообществу также необходимо будет адаптироваться, например, посредством ЕСП и финансовой реформы. Поэтому комитет не может понять, почему некоторые политики призывают к быстрому расширению на Восток и массовому присоединению без каких-либо условий. Было бы катастрофой, если бы процесс консолидации внутри сообщества стал жертвой политического оппортунизма или если бы он был отложен или даже ослаблен в результате поспешного и, возможно, плохо подготовленного расширения[3]

Вкратце позиция ЕСЭК выглядит так: в соответствии с Договором о Европейском союзе любое «европейское» государство может претендовать на членство в нём, но поясняли, что «данное выражение включает географический, исторический и культурный элементы, из которых складывается европейская идентичность», — поэтому государства-претенденты должны осознавать проблемы, которые может создать присоединение к Европейскому союзу. Кроме того, самому Евросоюзу требовалось время на адаптацию к новым условиям[7].

Трансформация взглядов единой Европы на Украину отразилось еще в одном документе — 20 ноября 1996 года Еврокомиссия представила на рассмотрение Европарламента План действий по Украине[10]. Данный документ для Украины представлялся довольно оптимистичным — так, во вступительном слове говорилось:

Европейский союз приветствует стремление Украины к сближению с Европой и намеревается, в рамках европейской архитектуры, установленной Копенгагенским европейским советом, развивать партнерские отношения с Украиной. В этом контексте Сообщество и его государства-члены подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и приняли общую стратегию трансформации и интеграции Украины в европейское пространство[4]

Иными словами, с позиции ЕС следовало продолжить поддежку Украины на пути демократических преобразований, но давать однозначный ответ по поводу места Украины в Европе было преждевременно — например, в данном плане подчеркивалось, что вопрос столь близкого к границам ЕС и важного с точки зрения торговли и безопасности государства следовало поставить на обсуждение в рамках единой внешней политики и политики безопасность, а сам план должен послужить решению этих вопросов. Евросоюз декларировал поддержку Украине в области экономических реформ, трансформации украинского общества, введения страны в европейскую систему безопасности и расширение регионального сотрудничества, а также углублении договорных отношений и реформе энергетического сектора[11].

В целом План действий по Украине вторил положениям Общей позиции 1994 года, но носил более конкретный характер — в нём содержался проработанный механизм осуществления предложенных мероприятий. Так, в Плане действий предусматривалось увеличение количества политических контактов всех уровней, включая проведение многосторонних встреч; расширение политического диалога по вопросам безопасности и выработка совместных с Украиной ориентиров в сфере международных отношений на основе общих интересов; углубление контактов с ЗЕС и взаимодействия в рамках ОБСЕ для постепенной интеграции Украины в европейскую систему безопасности[11]. 6 декабря 1996 года План действий по Украине был одобрен в резолюции Совета Министров ЕС:

1. Приветствует план действий для Украины, представленный комиссией и одобренный Советом 6 декабря 1996 года;

2. Считает, что ЕС, в тесном сотрудничестве с ОБСЕ и Советом Европы, должен продолжать поддерживать демократический процесс в Украине, способствуя развитию гражданского общества там, в частности, через свою программу TACIS по демократии, которая является важным элементом внутренней демократической стабильности;

31. Просит как Украину, так и ЕС в полной мере использовать тем временем возможности, предоставляемые соглашением о партнерстве и сотрудничестве, включая политический диалог, который оно предусматривает, для того, чтобы сблизить обе стороны как экономически, так и политически[5]

Таким образом, План действий по Украине 1996 г. являлся концептуально-политическим фундаментом для всех направлений взаимодействия Евросоюза с независимой Украиной и, более того, для его расширения и углубления — например, он констатировал включение Украины как самостоятельного субъекта в сферу интересов европейской внешней политики, а также содержал разъяснение статей СПС, которое представляло для европейской стороны реальный механизм реализации собственных экономических интересов.

При этом данный документ нельзя рассматривать как первый этап евроинтеграции Украины и вообще преувеличивать его значение — по двум значимым причинам[12]:

  • Во-первых, намечая для Украины пути реформирования для приближения к европейским стандартам, данный документ не оговаривал ни сроки, ни формы, ни даже возможность вступления Украины в Европейский союз. По итогам Венского саммита ЕС 1998 года констатировалось, что несмотря на некоторые успехи, большую часть длительного пути осуществления структурных реформ Украине только предстояло преодолеть[13]
  • Во-вторых, данный документ отражил все колебания европолитиков по вопросу места Украине в Европе. Так, один из творцов единой европейской политики 1990-х гг., Ж. Делорс однозначно писал, что у России нет необходимости становиться членом Европейского союза, чтобы «чувствовать себя на европейском континенте как дома»[14]. Но Украина в размышлениях политика упоминалась как государство, заслуживающее внимания и близкое Европе в культурном и историческом отношении и в то же время ставящее её перед вечным выбором между европейскими ценностями и целесообразным политическим реализмом[14].

В то же время лишь частично можно разделить точку зрения, что План действий не был направлен на достижение конкретных результатов, подтверждением чему служит дальнейшее развитие отношений Украины и Евросоюза. 11–12 декабря 1998 г. на Венском саммите Европейского союза было принято решение о разработке Совместной стратегии ЕС в отношении Украины, что в соответствии со ст. 13 Договора о Европейском союзе свидетельствовало о переходе Украины в сферу важных общих интересов государств-членов ЕС[12]. Позже, в 1999 году, Евросовет принял Коллективную стратегию ЕС в отношении Украины, где заявлялось о признании «европейского призвания» Украины — в Стратегии была зафиксирована поддержка деятельности Украины со стороны ЕС, направленной на развитие «сотрудничества и стабильности в регионе» и дана положительная оценка динамике отношений Украины с ее государствами-соседями, при этом такая организация, как СНГ, и вовсе не была упомянута в документе[6].

В целом, на протяжении 1990-х годов общеевропейский подход в отношении Украины значительно эволюционировал — от фактического отсутствия конкретных взглядов и пренебрежения развитием отношений с новым государством Европейский союз к концу 1990-х гг. пришёл к решению о необходимости принятия Общей стратегии по Украине. После распада СССР единая Европа не имела конкретной политической линии в отношении Украины, и по инерции продолжала ориентироваться на Россию как основного игрока в данном регионе. Дальнейшее развитие ситуации, в частности, снятие ряда украино-европейских противоречий и углубление координации в сфере внешней политики ЕС, потребовало от общеевропейских структур формулировки дальнейших путей развития отношений с украинским государством. Следствием этого стало появление Общей позиции по Украине 1994 г., а затем принятие Плана действий по Украине в 1996 г., причем в последнем предусматривались реальные механизмы воплощения намеченных ранее направлений взаимодействия. Однако, несмотря на вышесказанное, в Плане действий по-прежнему отражались сомнения европейских политиков касательно возможности присоединения Украины к общеевропейским структурам[12].

Партнёрство и сотрудничество: провал многовекторности (2000-2004)

На рубеж 1990-2000-х годов пришелся второй срок Л.Кучмы (1999-2004) — в этот период происходит смещение акцентов внешнеполитическом курсе Украины. Прежде всего, Киев стал проявлять интерес к расширению сотрудничества с Россией — к этому Киев подталкнуло не только отсутствие результатов при реализации курса на углубления евроинтеграции, но и неготовность Брюсселя и Вашингтона рассматривать Украину в качестве равноправного партнера. Таким образом, наблюдалось улучшение отношений России и Украины[15].

Поворот Украины в сторону Москвы в начале 2000-х годов и вопрос о вовлеченности Украины в интеграционный процесс в рамках СНГ вызвал обеспокоенность в Европе. В ходе встречи с Президентом Украины Л. Кучмой накануне подписания Соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП), европейский комиссар по вопросам политики соседства Г. Ферхойген заявил, что «в случае создания Таможенного союза в рамках ЕЭП, для Украины процесс евроинтеграции может быть замедлен или вообще прекратится»[16]. Однако заинтересованность в расширении российско-украинских отношений стала снижаться по мере того, как Л.Кучма восстанавливал свои позиции внутри стран — это позволило ему уже в 2002 году выступить с обращением к парламенту Украины, которое получило название «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 года»[15], в котором была отмечена необходимость подписания соглашения об ассоциации с ЕС, а в 2011 году получить полноценное членство в ЕС[6].

Вскоре Украина обратилась с просьбой о предоставлении статуса ассоциированного члена, однако европейская сторона согласилась лишь на статус «специального соседа ЕС», что не устраивало украинское руководство. Об этом Л.Кучма прямо заявлял на международной арене — так, во ходе визита в Италию в ноябре 2002 года было заявлено, что Украина «в условиях неопределённости жить не может». В свою очередь Романо Проди, президент Еврокомиссии, заявил, Украине нет места в расширенном ЕС — по его словам, тот факт, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего для него не означает, потому что точно так же европейцами чувствуют себя новозеландцы. Украина расценивала такой подход как отказ рассматривать Украину как часть Европы — на саммите «Украина-ЕС», проходившем 8 июля 2004 года Л.Кучма прямо заявил, что «закрепление за Украиной статуса «соседа ЕС» способно скорее привести к замораживанию отношений, чем будет способствовать их развитию». Позиция ЕС подтолкнула украинское руководство к интенсификации сотрудничества с Россией, тем самым давая знак ЕС о возможности «ухода» Украины[6].

В 2004 году Украина начала выполнять план «Путём европейской интеграции», рассчитанный до 2015 года и направленный на создание условий для вступления в ЕС. В 2004 году Европейская комиссия приняла план действий ЕС — Украина по углублению сотрудничества, в частности, в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима и т. п.[17]

К 2003-2004 гг. на Украине сложилась усиливающаяся политическая нестабильность, которая вкупе с социально-экономические проблемы стали сдерживающими факторами для расширения взаимодействия с НАТО и ЕС. Украинский президент стремился балансировать между ЕС, НАТО и Россией, добиваясь от последней предоставления экономических преференций — такая политика получила название многовекторной. Подтверждением этого является закон от 19 июня 2003 года «Об основах национальной безопасности Украины» — на одном из первых мест в данном документе стояла задача обеспечения членства Украины в ЕС и НАТО при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Россией и другими странами СНГ. Евразийская сторона многовекторности Кучмы нашла отражение в ранее упомянутом соглашении о ЕЭП, подписанного 19 сентября 2003 года с президентами России (В.Путин), Белоруссии (А.Лукашенко) и Казахстана (Н.Назарбаев)[15].

Участие Украины в соглашении о ЕЭП не встретило поддержки у западных стран — для них углубление взаимоотношений стран постсоветского пространства с Россией как угрозу своим интересам — а также у оппозиции на самой Украине. В результате Л.Кучма фактически оказался в международной изоляции и попытался из нее выйти, предприняв попытку снова ладить сотрудничество с западными странами — для этого были приняты доктрина об условиях обеспечения военной безопасности страны (провозгласила вступление в НАТО конечной целью евроинтеграции Украины) и «Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года (Белая книга Украины)» (провозглашена приоритетность обретения членства в НАТО и ЕС). Однако добиться положительного отклика у Запада не получилось — тот делал ставку на Виктора Ющенко, кандидата в президенты от оппозиции — что заставило Л.Кучму вновь сместить акценты внешнеполитического курса Украины[15].

Таким образом, ко второму сроку правления Л.Кучмы стала очевидной несостоятельность многовекторности как внешполитической доктрины — многовекторность выродилась в геополитические метания, которые не только подрывали внешполитические позиции Украины, но и тормозили как евроинтеграцию, так и укрепление отношений с Россией. В целом, внешнеполитические колебания отражали внутриполитические процессы, которые разворачивались на Украине[15]. В конечном итоге недовольство режимом Кучмы и внутриполитическая борьба между пророссийскими и прозападными силами привели к Оранжевой Революции.

Евросоюз в Оранжевой революции выступил в роли посредника в переговорах между властью и оппозицией. Причем «старые»[18] члены ЕС занимали наиболее осторожную и сдержанную позицию в ходе кризиса, в то время как Литва и Польша действовали наиболее активно, выступая инициаторами обсуждения ситуации в Украине на Совете ЕС. «Оранжевая революция» стала хорошей возможностью вновь присоединившимся («новичкам») к ЕС государствам реализовать амбиции на внешней арене, но нельзя переоценивать роль этих двух «новичков» — «старые» члены Евросоюза лишь позволили им оказать посредничество в разрешении ситуации на Украине. С одной стороны, это показало большую степень единства внутри ЕС, а с другой передать «неудобную» миссию посредничества «новичкам». В целом, выступление ЕС в роли посредника позволили усилить Союзу свои позиции как влиятельного регионального игрока, что было также важно в плане демонстрации его единства и состоятельности после подписанного в 2004 году Договора о введении Конституции для Европы[19].

Партнёрство и сотрудничество: прозападный курс Ющенко (2005-2009)

С приходом в 2005 году к власти к власти В.Ющенко акценты внешней политики Украины были скорректированы в сторону углубления сотрудничества с ЕС, США и НАТО. Практическое содержание внешней политики было скорректировано в сторону конкретизации — внешняя политика Украины стала носить четко выраженный прозападный характер из-за отказа от многовекторности, которой придерживалась прежняя власть[15].

Евроинтеграция стала определяющим направлением внешней политики и поэтому украинские власти пытались получить определенные гарантии от ЕС о членстве Украины. Тем не менее, несмотря на победу «Оранжевой революции» и новое, проевропейское руководство Украины, в 2005-2007 гг. ЕС проводил осторожную политику по отношению к Украине, объясняя это сложной внутриполитической обстановкой в стране. Процесс сдвинулся с места лишь в 2007 году, когда начались переговоры Украины и ЕС о заключении нового базового соглашения — «Об ассоциации Украины и Европейского союза», уже в июне были подписаны договоры об упрощенном визовом режиме и реадмиссии. В январе 2008 г. правительство Украины приняло Программу «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» — в ней было заявлено о необходимости обретения Украиной членства в ЕС и обеспечения энергетической независимости[19].

В том же 2008 году СПС исполнилось 10 лет — за это время украино-европейские отношения трансформировались. Произошло изменение философии понимания украинскими властями евроинтеграции — она стала приоритетом внутренней политики и инструментом реформ на Украине. Одновременно, внешняя политика Украины должна была учитывать изменения в подходах западных стран к государствам постсоветского пространства. В этом же году ЕС выступил с инициативой создания проекта «Восточное партнёрство», в рамках которого происходила не только интеграция с ЕС, но и интеграция друг с другом для формирования «Экономическое сообщество стран-соседей ЕС» — особого макрорегиона, который простирался от Западной Двины через Черное море и Кавказ до Каспийского моря. В Киеве подчеркивали, что «Восточное партнерство» является дополнительным шагом на пути сближения с ЕС[20].

В 2009 году Украина вступила в «Восточное партнёрство», стремясь выйти на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС — соглашения, подразумевающего политическую ассоциацию и экономическую интеграцию без статуса члена Евросоюза, но при этом вовлекающего Украину в орбиту влияния общей политики ЕС. Подобная форма сотрудничества была воспринята в Украине очень сдержанно, ибо она не подразумевала дальнейшего включения стран-участников «Восточного партнерства» в состав ЕС. Тем не менее, после долгих обсуждений и попыток оформить в рамках ВП разноуровневое партнерство, Украина стала участником программы на общих основаниях[19].

Оценивая в целом украино-европейские отношения в этот период, можно сделать вывод, что приложенные к евроинтеграции усилия почти не дали результатов. Политика Украины в период президенства В.Ющенко была четко проевропейской и в своем прямом стремление к вступлению в ЕС практически на любых условиях — со стороны же Евросоюза была готовность на сотрудничество лишь в рамках энергетики и торговли (украинский рынок продолжал оставаться привлекательным для ЕС). Каких-либо заметных политических шагов так и не было осуществлено[19]. Внешнеполитический курс В.Ющенко, будучи жестко одновекторным и подчеркнуто антироссийским, он не принес Украине ощутимых результатов на внешней арене — стратегическое партнерство с Россией оказалось разрушенным, а стратегическое партнерство с Западом не было создано. В итоге за несколько лет Украина и Россия прошли путь от формально существующего стратегического партнерства к состоянию, когда страны стали геополитическими противниками. К тому же в конце правления В. Ющенко в украинской политической элите не было консенсуса по вопросу внешнеполитических приоритетов[20].

Первые годы в «Восточном партнерстве» (2010-2013)

В 2010 году президентом Украины стал Виктор Янукович, одержавший победу на президентских выборах. С приходом к власти Януковича были связаны ожидания изменения внешнеполитического курса Украины в сторону евразийской интеграции — однако, в законе «Об основах внутренней и внешней политики» евроинтеграция была закреплена как единственный приоритет внешнеполитического курса. То есть была обеспечена полная преемственность внешней политики страны, ибо курс на евроинтеграцию оставался неизменным вплоть с 1993 года[21]. Во время своего визита в Брюссель в 2010 году Янукович прямо заявил, что для Украины «европейская интеграция — это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ»[22].

Новый курс внешней политики Украины описал К.И. Грищенко, экс-министр иностранных дел Украины, в одном из своих интервью[23]:

С одной стороны, Украина — европейское государство с европейскими же историей, традицией и будущим. Она видит перед собой эталон социальных стандартов и уровень экономического развития Европейского Союза и стремится достичь его на своей, украинской почве. Поскольку другого такого эталона в нашем регионе просто нет, было бы странно, если бы Украина ставила перед собой какую-либо иную стратегическую цель, кроме евроинтеграции.
С другой стороны, Украина имеет давние и очень тесные исторические связи с Россией. Отказываться от них или относиться к ним как к «тяжелому наследству» — контрпродуктивно и просто безрассудно. Если страна, нация стоит на двух ногах, то глупо считать одну из этих ног стратегически важной, а другую — нет. Более того, именно от силы этой второй ноги, которая объективно насыщена мышцами промышленной кооперации, торговли, совместных научных разработок, многомиллиардных транзитных проектов, зависит то, насколько быстро наш государственный организм достигнет европейских стандартов здоровья и устойчивости.
С высоты последних лет хорошо видно: без нормализации отношений с Россией невозможна ни европейская интеграция Украины, ни ее европеизация. Это не комплекс вторичности. Это элементарные реализм и уважение к воле своих граждан, так четко выявленной на минувших выборах. Откровенно говоря, европеизация «в пику» России, о которой мечтают некоторые украинские ура-патриоты, для нас просто невозможна.

Основным пунктом повестки дня в отношениях Украины и ЕС стало подписание Соглашения об ассоциации (СОА), но с ратификацией соглашения возникли проблемы. Со стороны Евросоюза это было обусловлено его недовольством внутриполитической ситуацией на Украине, в частности, арест и заключение Ю. Тимошенко — европейские чиновники напрямую заявляли, что пока Тимошенко находится в тюрьме, подписания СОА может вообще не произойти. Процесс тормозился и по вине Украины — руководство страны не прилагало должных усилий для соответствия критериям, устанавливаемым ЕС для дальнейшего продвижения интеграции, что было обусловлено (по большей части) отсутствием какого-либо стимула для Украины (ЕС по-прежнему не обещал стране полноправного членства). Так называемое «Дело Тимошенко» значительно охладило отношения Украины и ЕС — так, в 2012 году часть лидеров стран-членов ЕС бойкотировали Евро-2012 и саммит стран Центральной и Восточной Европы, который должен был пройти в Ялте, из-за чего проведение саммита пришлось отложить на неопределенный срок[21].

Несмотря на спад интереса к Украине со стороны ЕС, некоторые существенные сдвиги были осуществлены — 30 марта 2012 года СОА прошло процедуру парафирования[24][25], а в июле того же года была подписано соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли (УВЗСТ)[26][27] и достигнута договоренность о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима[28][29]. Примерно в это же время Украина ратифицировала Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, подписанный в октябре 2011 года[30][31] — данная ситуация поставило вопрос о выборе между евроинтеграцией и евразинтеграцией и руководство Украины выбрало первое. В стране началась масштабная пропагандистская кампания по подготовке подписания СОА и о европейских перспективах Украины в целом — в результате в украинском обществе резко возросла поддержка курса на евроинтеграцию. Таким образом, к осени 2013 году значительная часть украинского общества связывала решение проблем Украины именно с продолжением евроинтеграционного курса[21].

Евромайдан и госпереворот на Украине (2013-2014)

Свою расположенность к подписанию СОА продемонстрировал и Евросоюз, несмотря на свое недовольство ситуацией на Украине. Еще в декабре 2012 году было одобрено заключение относительно Украины — Совет иностранных дел ЕС констатировал готовность Евросоюза подписать СОА при условии осуществления руководством Украины решительных действий и реализации ощутимого прогресса в реформировании избирательного законодательства, решении проблемы выборочного правосудия и продолжении реформ со стороны Украины[32]. Спустя почти год (18 ноября 2013) аналогичный вопрос обсуждал Совет ЕС — на нем планировалось принять окончательное решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной, поскольку Украина не выполнила предъявлявшиеся к ней требования, при этом было указано, что двери для Украины остаются открытыми[33].

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС планировалось подписать на саммите «Восточного партнерства» в г. Вильнюс (Литва) 28-29 ноября 2013 года, но в действительности стало возможным лишь парафирование соглашения о едином авиационном пространстве, предполагающее введение единых правил в сфере гражданской авиации. Как и в прошлые годы, процесс евроассоциации тормозило т.н. «Дело Тимошенко» — европейские чиновники считали его ключевым в вопросе ассоциации с Украиной, но оно не было разрешено украинским руководством[34]. За неделю до саммита «Восточное партнерство» правительство Украины приняло решение о приостановке процесса подготовки к заключению соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, одновременно отметив необходимость нормализации экономических отношений с Россией. В качесте причин отказа отказа подписывать данный документ на саммите «Восточного партнерства» украинские власти назвали нерешенность вопроса о компенсации экономических потерь, с которыми украинская экономика могла столкнуться при создании с ЕС Зоны свободной торговли[35]:

С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского союза

Выступая на саммите «Восточного партнёрства», Янукович заявил о сохранении Украиной приверженности идеям евроинтеграции — страна намерена в ближайшем будущем подписать СОА, но при условии наличия «решительных шагов навстречу Украине в вопросе разработки и реализации программы финансово-экономической помощи с использованием всех имеющихся механизмов и ресурсов как институтов, так и государств — членов ЕС». Среди этих шагов Янукович назвал организацию программ бюджетной помощи со стороны ЕС и МВФ, пересмотр торговых ограничений на импорт украинской продукции, участие ЕС в реконструкции украинской газотранспортной системы и отказ стран-членов ЕС от участия в проектах по строительству систем транспортировки газа в обход Украины, а также урегулирование проблем и противоречий с Россией и другими странами Таможенного союза. В завершение Янукович выразил надежду, что Украина сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС уже на следующем саммите «Восточного партнёрства»[36].

Решение украинского руководства поставить паузу в процесс подписания СОА привело к массовым выступлениям за подписание СОА, впоследствии принявшим антипрезидентский и антиправительственный характер и переросшим в Евромайдан. Несмотря на заявления украинского руководства о продолжении работы по евроинтеграции страны, градус общественного напряжения снизить не удалось, плюс протесты на Украине встретили поддержку у Евросоюза. Руководство ЕС выступало с позиции осуждения применения силы по отношению к митингующим, призывая к диалогу и обеспечению прав и свобод человека, а также выразили поддержку планам Украины по евроинтеграции и готовность продолжить процедуру подписания соглашения об ассоциации[34].

12 декабря 2013 — Европарламент принял резолюцию по Украине. В ней содержался призыв как можно скорее подписать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, а также приветствовались «европейские стремления украинцев, проявившиеся во время демонстраций», осуждалось «политическое и экономическое давление» на Украину со стороны России. В резолюции заявлено о возможности введения санкций против украинского руководства. Реакция ЕС не ограничилась лишь принятием резолюций и заявлений — отдельные представители посещали Майдан, проводили встречи с протестующими и лидерами оппозиции и выступили на Майдане. При этом, украинские власти не препятствовали иностранным представителям в осуществлении подобной деятельности, ограничившись заявлениями о необходимости призвания протестующих к диалогу, а не их «подбадривании»[34].

Для достижения мира 21 февраля 2014 года между президентом В. Януковичем и лидерами оппозиции было подписано Соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине — посредниками выступили представители Польши (Р.Сикорский), Германии (Ф.Штайнмайер) и Франции (Э.Фурнье). Соглашение предусматривало возврат к редакции Конституции Украины 2004 г., формирование нового ЦИК, проведение досрочных выборов президента и т.д., но 22 февраля украинский парламент низложил Януковича, назначил и.о. президента Украины (им стал А.Турчинов) и проведение внеочередных президентских выборов — все это грубо нарушало как Конституцию Украины, так и все ранее достигнутые договоренности, в т.ч. и Соглашение от 21 февраля. Несмотря на явную незаконность произошедшего, уже 24 февраля ЕС в лице Еврокомиссии признал законность смещения В. Януковича и выразил уважение процедуре, согласно которой А. Турчинов был назначен и.о. президента. Помимо этого, ЕС выразил готовность продолжить работу над подписанием Соглашения об ассоциации, но уже с новым правительством[34].

Евроассоциация и дальнейшие перспективы членства Украины в ЕС (2014-н.в.)

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС

Процесс подготовки к подписанию соглашения был возобновлен в марте 2014 года. 21 марта был подписан политический блок Соглашения — часть документа, которая касается политического взаимодействий, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом[37]. По данной договоренности устанавливался политический диалог в рамках совета ассоциации на уровне глав МИДов и экспертов, а также парнёрство в области урегулирования региональных конфликтов и участие Украины в ражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций[38].

Экономическая часть соглашения была подписана лишь 27 июня того же года — по причине опасений, что создание ЗСТ будет иметь негативные последствия для промышленных регионов страны. Помимо собственно создания ЗСТ, договоренность также затрагивала такие вопросы как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защита интеллектуальной собственности, порядок рассмотрения споров и условия налогообложения[38]. 16 сентября 2014 года законопроект о ратификации СОА был одобрен Верховной Радой и Президентом Украины.

Стоит отметить, что массовая истерия украинского общества в связи с СОА во многом основана на ложном информировании населения о том, что данное соглашение якобы даёт стране перспективу членства в ЕС — действительность такова, что условия СОА никак не гарантируют и даже не предполагают этого. Украина ещё долго не будет соответствовать необходимым для этого критериям, более того – вследствие событий 2014–2015 гг. это положение только усугубилось. Целый ряд европолитиков уже после подписания СОА выразили сомнение, что Украина вообще когда-либо вступит в Европейский союз — например, Ж.М. Баррозу, глава Еврокомиссии, после подписания политиской части СОА[39]. При этом условия Соглашения предполагают довольно сильное ограничение суверенитета Украины в пользу ЕС в экономической и политической сферах – причём как внутренней, так и внешней, и в целом их можно оценить как несравнимо более жёсткие, чем условия подобных соглашений ЕС с другими странами[40].

Для вступления СОА в силу требуется его ратификация всеми членами Евросоюза — и тут возникла проблема из-за апрельского референдума в Нидерландах, результаты которого были негативными для Украины: большинство голосов (61,49%) было отдано за вариант «НЕТ», а за вариант «ЗА» проголосовало меньшинство (38,51%). Тем не менее, несмотря на однозначные итоги референдума, в 2017 году Нидерланды запустили процесс ратификации СОА — он был утвержден нижней (23 февраля) и верхней (30 мая) палатой парламента, а для окончательного вступления СОА в силу требуются ратификационные подписи главы страны (короля) и главы МИД Нидерландов[41].

Таким образом, на настоящий момент в ЕС отсутствует четкая позиция относительно дальнейшего развития отношений с Украиной — с одной стороны, стремление Украины к евроинтеграции не отвергаются, но с другой ЕС практически не делает никаких конкретных шагов в сторону Украины. Вероятными причинами такого положения дел являются крайне тяжелое экономическое положение и низкий прогресс в осуществлении реформ со стороны украинского руководства, а также война на Донбассе — в частности, то обстоятельство, что большая часть обязательств по Минским соглашениям 2015 года не выполнены Киевом, что усиливает критический настрой со стороны ЕС по отношению к действующему руководству Украины[34].

Трёхсторонние переговоры России, Украины и ЕС

Евроассоциация Украины является ударом по интересам России — в частности, одновременное членство Украины в зонах свободной торговли ЕС и СНГ может создать условия для бесконтрольного реэкспорта в Россию европейской продукции, что негативно сказалось бы на внутреннем производстве, особенно с учетом отсутствия продуманного и чётко регламентированного режима свободной торговли ЕС-Россия. Также вступление Украины в европейскую ЗСТ грозит для нее потерей обширного российского рынка, особенно с учётом отказа Евросоюза компенсировать Украине потенциальные убытки — например, об этом 19 ноября 2015 года прямо заявил Й.Хан, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства[42][43]. Тяжёлое положение украинской экономики и жёсткость позиции России всё же вынудили ЕС пойти на прежде отвергнутый формат трёхсторонних переговоров — первые такие переговоры прошли 11 июля 2014 года в Брюсселе, а в результате вторых переговоров 12 сентября было принято решение об отсрочке имплементации соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС до конца 2015 г. Это позволило украинским властям 16 сентября провести ратификацию Соглашения об ассоциации[40].

12 сентября 2014 — достигнута договоренность об отсрочке имплементации соглашения о создании зоны углублённой и всесторонней свободной торговли (ЗУВСТ) в рамках евроассоциации Украины. Договоренность устанавливала отсрочку до, как минимум, конца 2015 года — до этого времени Украина сохраняла право безпошлинно экспортировать свои товары в Евросоюз, облагать пошлинами европейские товары, а также сохраняла режим свободной торговли в рамках СНГ. Россия настаивала на законодательном закреплении этой договоренности актами Верховной Рады и Еврокомиссии, а также предупредила, что будет расценивать возможную «ползучей» имплементацию СОА как нарушение сентябрьской договоренности и в таком случае оставляет за собой право отменить режим свободной торговли с Украиной[44].

1 января 2016 — СОА вступила в силу в полном объёме, а сентябрьская договоренность так и не получила юридического оформления, хотя трёхсторонние переговоры и консультации продолжались вплоть до декабря 2015 года. В связи с этим в декабре 2015 года Россия пошла на ответные меры, приостановив действие договора о зоне свободной торговли с Украиной — 16 декабря вышел соответствующий указ президента РФ (№628), а 30 декабря был подписан федеральный закон (№410-ФЗ). При этом был подписан указ (№681) о частичном возобновлении с 2016 года действия в отношении Украины договора о ЗСТ в части таможенной пошлины с экспортируемого на Украину природного газа. Как уже говорилось, позиция Россия основывалась на том, чтобы недопустить бесконтрольный реэкспорт европейской продукции, который нанес бы удар по внутреннему производству России[45]. В качестве ответной меры Верховная Рада Украины приняла закон (№905-VIII), разрешающий правительству вводить экономические санкции против России в ответ на российские решения по зоне свободной торговли и продовольственному эмбарго.

Экономическое сотрудничество

Уже в 2014 году, в связи с кризисом украинской экономики 2013-2014 гг., экономические отношения Украины с Евросоюзом переживали большие трудности и даже временные торговые преференции со стороны ЕС. По итогам 2014 г. ВВП Украины сократился на 7,5 % (без учёта потери контроля над рядом территорий)[46], промышленное производство на 10,7 %[47].

Несмотря на все трудности, Украина пытается активно развивать торгово-экономические отношения с Евросоюзом. Основные статьи украинского экспорта в ЕС: продукция чёрной и цветной металлургии, энергоносители, нефть и продукты нефтеперероботки, продукция сельского хозяйства, текстиль, масло, древесина. Основные статьи украинского импорта из ЕС: продукция станко- и машиностроения, транспортные средства (кроме железнодорожных), электротовары, лекарства, продукты нефтепереработки, полимерные материалы, бумага[40].

Особенно наглядно данная ситуация видна по динамике внёшней торговли Украины — за 2014 год объём внешней торговли сократился на 24% (до $106,8 млрд), экспорт на 27%, импорт на 34%. Импорт из РФ упал на 43,4 %, экспорт на 31,2 %, а в целом торговый оборот между странами снизился на 27% — при этом экспорт в Евросоюз увеличился лишь на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года[48]. Для сравнения: в 2012 году (до кризиса) 36,8 % общего объёма экспорта Украины приходилось на страны постсоветского пространства (Россия отдельно – более 25%), а на Европу (не только ЕС) – 25,3 %, т.е. значительно меньше. В импорте в 2012 г. на РФ приходилось 32,4%, на Германию – 8%, Белоруссию – 6%, Польшу – 4,2% и на Италию – 2,6 % (после США). В целом в 2012 г. импорт из стран Таможенного союза почти сравнялся в долларовом исчислении с импортом из стран ЕС, при этом именно Евросоюзу свойственна была положительная динамика[49] Уже в 2013 г. внешнеторговый товарооборот Украины снизился более чем на 10 %, но доля ЕС по-прежнему росла, а с середины 2013 до середины 2014 г. объём экспорта в Россию упал более чем на 25%, а объём экспорта в ЕС вырос более чем на 10%[48].

Не лучше дела и в сфере энергетического сотрудничества — одной из важнейшей тем является задача модернизации украинской газотранспортной системы. Однако по политическим причинам, в частности из-за противоречий между ЕС и Россией, она до сих пор не была осуществлена, а после строительства "Северного" и "Турецкого" потоков она может в принципе потерять своё значение. В ситуации нехватки денег на покупку газа по контракту 2009 г. у России Украина смогла наладить незначительные поставки газа "по реверсу" из соседних стран ЕС (в первую очередь, из Словакии и Польши), но схема реверсных поставок подвергается большой критике, и их объёмы в целом незначительны[40].

Несмотря на все трудности, Украина пытается активно развивать торгово-экономические отношения с Евросоюзом. Основные статьи украинского экспорта в ЕС: продукция чёрной и цветной металлургии, энергоносители, нефть и продукты нефтеперероботки, продукция сельского хозяйства, текстиль, масло, древесина. Основные статьи украинского импорта из ЕС: продукция станко- и машиностроения, транспортные средства (кроме железнодорожных), электротовары, лекарства, продукты нефтепереработки, полимерные материалы, бумага[40].

Таким образом, в результате катастрофического сценария развития событий в 2014–2015 гг. фактически надолго перестал быть актуальным официально декларированный экономический смысл заложенных в СОА. Украина не только не представляет собой привлекательный рынок для расширения европейской (и потенциально евроатлантической) зоны свободной торговли, но и стала источником социальной напряжённости, требующей больших финансовых вливаний для удержания экономики и политической системы от полного краха[40].

Введение безвизового режима

Данный вопрос впервые был согласован на официальном уровне еще в ноябре 2010 году на саммите Украина-ЕС. После подписания политической части СОА в марте 2014 года стороны вновь вернулись к вопросу безвиза — в июле 2014 года еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле дал понять, что вопрос безвизового режима для Украины будет решён в кратчайшие сроки. Вслед за ним глава представительства Еврокомиссии на Украине Ян Томбиньски пообещал, что Украина сможет достичь безвизового режима с Евросоюзом до конца 2014 года. Ему вторил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, заявивший, что безвизовый режим в «недалёком будущем» станет «движущей силой объединения украинцев и европейцев»[50].

При этом от конкретных обещаний европейские дипломаты максимально воздерживались, в отличие от властей Украины. Пётр Порошенко, едва заняв президентский пост, объявил о безвизовом режиме с 2015 года. В мае 2014 года министр юстиции Павел Петренко заявлял: «Украина (…) выполнила все юридические требования по гармонизации отечественного законодательства с нормами ЕС (…) Фактически мы вышли на финишную прямую в вопросе безвизового режима с ЕС, и есть все шансы решить этот вопрос до конца года»[50].

Позднее дату передвинули — до саммита «Восточного партнёрства» в Риге, запланированного на май 2015 года. Президент Порошенко заявил, что ожидает от саммита «положительного политического решения, открывающего возможность практического и технического введения безвизового режима для граждан Украины до конца 2015 года»[50][51]. В итоговой декларации рижского саммита, однако, говорилось лишь, что ЕС когда-нибудь предоставит Украине (и Грузии) безвизовый режим в случае положительного отчёта Еврокомиссии, однако чёткой даты не называлось[50].

В декабре 2015 года Еврокомиссия признала, что Украина выполнила все базовые условия для введения безвизового режима. 18 декабря 2015 года Европейская комиссия одобрила положительный отчёт относительно выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом. Это формальное решение было объявлено в Киеве «большой победой». Президент Порошенко торжественно пообещал, что безвизовые поездки в страны Евросоюза станут реальностью уже в 2016 году, глава МИД Павел Климкин заявил, что безвизовый режим у украинцев будет уже в мае-июле 2016 года. Более того, Порошенко прямо заявил, что именно безвизовый режим с ЕС будет одним из ключевых инструментов возвращения под контроль Киева Донбасса и Крыма: «Это дополнительный стимул и для возвращения власти в Донбасс, и один из первых элементов стратегии возвращения Крыма, это создание мотивации для крымчан»[52].

Еврокомиссия, однако, в своём отчёте выдвинула к Украине дополнительные требования, касающиеся исправления «пробелов» в формировании и начале работы антикоррупционных органов — Национального антикоррупционного бюро, Специальной антикоррупционной прокуратуры, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Агентства по поиску и управлению активами, полученными преступным путём, причём уже в течение первого квартала 2016 года[53][54].

Кроме того, в ЕС подчёркивали несколько принципиальных моментов — например, что отмена виз для граждан Украины при въезде в Евросоюз не распространится на едущих на заработки. «Исключения в визовом режиме будут касаться краткосрочного пребывания, (…) и это не относится к лицам, которые занимаются оплачиваемой деятельностью. Это коснётся, например, туристических визитов, коротких стажировок, учёбы, деловых поездок, участия в ярмарках и конференциях», — уточнил еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос[50].

2 марта 2016 года Евросоюз приостановил процесс введения безвизового режима с Украиной в связи с неисполнением Украиной своих обязательств в сфере антикоррупционного законодательства[52].

В апреле 2016 года на консультативном референдуме в Нидерландах 61% голландцев высказались против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. Хотя украинские и европейские дипломаты отмечали, что переговоры по отмене виз и по ассоциации с ЕС — это разные процессы, обсуждение безвизового режима было на некоторое время приостановлено[55].

15 декабря 2016 года на саммите Европейского союза было по требованию Нидерландов принято юридически обязывающее решение по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Согласно этому решению, Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статуса страны-кандидата на вступление в ЕС и не обязывает ЕС предоставить этот статус Украине в будущем, не содержит обязательств выделения Украине прямой финансовой и военной помощи и не предусматривает права граждан Украины на свободное проживание и свободное трудоустройство в странах-членах ЕС[56].

Тогда же Европарламент согласовал правила экстренной приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран», учитывая беспокойство голландцев. Механизм может быть задействован в четырёх случаях: рост числа отказов гражданам этих стран во въезде в Евросоюз; рост числа необоснованных заявок на статус беженца; отказ властей «третьих стран» сотрудничать в вопросах репатриации; риски для внутренней безопасности Евросоюза, связанные с гражданами этих стран[55].

В итоге, после нескольких месяцев обсуждения, представители Европарламента и Евросовета 28 февраля 2017 года дали принципиальное согласие на отмену виз для украинцев, 6 апреля Европейский парламент поддержал введение безвизового режима. 11 мая соответствующий регламент одобрил Совет Европейского союза[57][58][59].

17 мая, в Страсбурге в ходе рабочего визита Петра Порошенко в Европарламент был подписан документ о введении безвизового режима для въезда граждан Украины в Европу. Документ вступит в силу через 20 дней после его публикации в Официальном журнале ЕС - в начале июня 2017 года[55].

Введение безвизового режима предоставляет гражданам Украины право свободно передвигаться по территории 30 государств. Это 22 страны, входящие в Евросоюз и Шенгенское соглашение, четыре страны Шенгенского соглашения, не входящие в Евросоюз (Швейцария, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) и четыре страны Евросоюза, не входящие в Шенгенское соглашение (Кипр, Румыния, Болгария, Хорватия). Исключение составляют Великобритания и Ирландия. Безвизовый режим предоставит гражданам Украины право пребывания в Европе сроком 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Прав на проживание, трудоустройство или обучение в ЕС документ не даёт[55].

Ссылки

Двусторонние документы Украины и ЕС

Научные статьи и монографии

Статья в СМИ и Интернете

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр. 84-85
  2. Declaration by the European Council on developments in the Soviet Union, Maastricht, 10 December 1991 // European Community News. — December 11, 1991. — P. 5–6.
  3. 3,0 3,1 3,2 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.2
  4. 4,0 4,1 4,2 Усова Л.С. Внешняя политика Украины... — Стр.1
  5. 5,0 5,1 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.3
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.86-87
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.4
  8. Common Position of 28 November 1994 defined by the Council on the basis of Article J.2 of the Treaty on European Union on the objectives and priorities of the European Union towards Ukraine
  9. Own-initiative Opinion of the Economic and Social Committee on relations between the European Union and Russia, Ukraine and Belarus (95/C 102/11) 24/04/1995
  10. Communication from the Commission to the Council: Action Plan for Ukraine — Luxembourg: Office for Official Publications of European Communities, 1996.
  11. 11,0 11,1 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.5
  12. 12,0 12,1 12,2 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.6
  13. EU/Ukraine: How Rigorous Should the West be with Ukraine?
  14. 14,0 14,1 Delors J. Reuniting Europe: Our Historic Mission. — Aspen Institute: Wallenberg Lecture. 1999. 14 November
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Жильцов С.С. Внешняя политика Украины... — Стр.81-84
  16. Комиссар ЕС поставил Украину перед выбором (Коммерсант)
  17. Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной: Досье (ИТАР-ТАСС)
  18. Страны, вступившие в Европейский Союз до развала СССР
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.88-90 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «Баца-3» определено несколько раз для различного содержимого
  20. 20,0 20,1 Жильцов С.С. Внешняя политика Украины... — Стр.85-86
  21. 21,0 21,1 21,2 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.90-91
  22. Янукович в Брюсселе расставил внешнеполитические приоритеты (РИА-Украина)
  23. За пределами шахматной доски: прагматичная повестка дня украинской политики (Зеркало недели)
  24. Украина сделала маленький шаг к Европе (РИА-Новости Украина)
  25. ЕС и Украина парафировали соглашение об ассоциации (Deutsche Welle)
  26. Украина и ЕС парафировали соглашение о ЗСТ (Обозреватель)
  27. Украина и ЕС парафировали соглашение о зоне свободной торговли (Юрлига)
  28. Украина и ЕС расширили соглашение об упрощении визового режима (Корреспондент.net)
  29. Украина и ЕС подписывают расширенное соглашение об упрощении визового режима (Regnum)
  30. Украина ратифицировала договор о зоне свободной торговли с СНГ (Корреспондент.net)
  31. Закон Украины №5193-VI «О ратификации Договора о зоне свободной торговли»
  32. Украина приостанавливает подготовку к ассоциации с ЕС (УНИАН)
  33. Совет ЕС не принял решение об ассоциации с Украиной (УНИАН)
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.92-95
  35. Жильцов С.С. Внешняя политика Украины... — Стр.93
  36. Янукович не стал подписывать соглашение об ассоциации (Таймер)
  37. Подписан политический блок соглашения об ассоциации Украины с ЕС (ИТАР-ТАСС)
  38. 38,0 38,1 Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной — досье от ИТАР-ТАСС
  39. Баррозу: Украина не готова стать членом ЕС (Росбалт)
  40. 40,0 40,1 40,2 40,3 40,4 40,5 Политика Евросоюза...— Стр.34-36
  41. Нидерланды ратифицировали соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом (РИА-НОВОСТИ)
  42. [Евросоюз не будет компенсировать Украине потерю российского рынка (Finance.UA)
  43. Еврокомиссар Хан: «Мы слишком часто финансировали обещания Украины. Это нужно изменить» (Украинская правда)
  44. Улюкаев: договорённости по ассоциации Украины с ЕС должны быть оформлены актами Рады и ЕК (ИТАР-ТАСС)
  45. Порошенко: ЕС уведомил о готовности к введению ЗСТ с Украиной с 1 января (Взгляд)
  46. Нацбанк раскрыл показатели обвала украинской экономики (Пронедра)
  47. Спад промпроизводства в Украине в прошлом году ускорился до 17,9% (УНИАН)
  48. 48,0 48,1 Украинский экспорт в ЕС вырос на 24 %, а в Россию – упал на 25% (MIGnews)
  49. Внешняя торговля Украины товарами и услугами в 2013 году (Портал внешнеэкономической информации)
  50. 50,0 50,1 50,2 50,3 50,4 Перешли все границы. Получит ли Украина безвизовый режим с Европейским союзом (Lenta.ru)
  51. Порошенко надеется, что безвизовый режим с ЕС вступит в действие до конца 2015 года / Гордон
  52. 52,0 52,1 Получили по паспорту. Почему Украина ещё долго не увидит безвизового режима с ЕС (Lenta.ru)
  53. ЕС предъявил Украине 5 требований для отмены виз — Korrespondent.net
  54. МИД назвал угрозу срыва безвизового режима — Газета «ФАКТЫ и комментарии»
  55. 55,0 55,1 55,2 55,3 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок рбк не указан текст
  56. European Council conclusions, 15 December 2016 (см. также русский перевод выводов Совета ЕС касательно Украины)
  57. Совет ЕС утвердил решение по безвизовому режиму для украинцев (ru). Интерфакс. Проверено 11 мая 2017.
  58. Visas: Council adopts regulation on visa liberalisation for Ukrainian citizens - Consilium (en). www.consilium.europa.eu. Проверено 11 мая 2017.
  59. Янина Соколовская Евросоюз завизировал украинский «безвиз» // Коммерсантъ. — 2017-05-11.