Поправки к Конституции России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 30: Строка 30:
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
|}
|}
Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения:
* '''Республики''' – общее число ''возросло'' с 21 до 24 за счет принятия в состав России [[Крым]]а (2014), [[ДНР|Донецкой]] и [[ЛНР|Луганской Народной республики]] (2022);
* '''Края''' – общее число ''возросло'' с шести до девяти за счет создания новых краев, возникших в результате объединения регионов (2000-е);
* '''Области''' – общее число ''сократилось'' с 49 до 48 за счет упразднения трёх областей в процессе объединения регионов (2000-е), а также принятия в состав России [[Запорожская область|Запорожской]] и [[Херсонская область|Херсонской области]] (2022);
* '''Города федерального значения''' – общее число ''возросло'' с двух до трёх за счет принятия в состав России [[Севастополь|Севастополя]] (2014);
* '''Автономные округа''' – общее число ''сократилось'' с десяти до четырёх за счет упразднения шести автономных округов в процессе объединения регионов (2000-е).


==== Переименование субъектов ====
==== Переименование субъектов ====

Версия от 21:52, 19 октября 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

История внесения поправок в Конституцию

Поправки в статью 65

Условные обозначения:

  • Цветом выделены упраздненные субъекты;
  • Цветом выделены переименованные субъекты;
  • Цветом выделены новые субъекты;
Текст статьи в изначальной редакции Текст статьи в актуальной редакции

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения:

  • Республики – общее число возросло с 21 до 24 за счет принятия в состав России Крыма (2014), Донецкой и Луганской Народной республики (2022);
  • Края – общее число возросло с шести до девяти за счет создания новых краев, возникших в результате объединения регионов (2000-е);
  • Области – общее число сократилось с 49 до 48 за счет упразднения трёх областей в процессе объединения регионов (2000-е), а также принятия в состав России Запорожской и Херсонской области (2022);
  • Города федерального значения – общее число возросло с двух до трёх за счет принятия в состав России Севастополя (2014);
  • Автономные округа – общее число сократилось с десяти до четырёх за счет упразднения шести автономных округов в процессе объединения регионов (2000-е).

Переименование субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
УПРФ от 09.01.1996 № 20
1996/01/13
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия – Алания
УПРФ от 10.02.1996 № 173
1996/02/20
Республика Калмыкия – Хальмг Тангч Республика Калмыкия
УПРФ от 09.06.2001 № 679
2001/06/19
Чувашская Республика – Чаваш Республики Чувашская Республика – Чувашия
УПРФ от 25.07.2003 № 841
2003/08/05
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
УПРФ от 27.03.2019 № 130
2019/04/04
Кемеровская область Кемеровская область – Кузбасс

Объединение субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
ФКЗ от 25.03.2004 № 1-ФКЗ
2005/12/01
Пермская область[1] Пермский край
Коми-Пермяцкий автономный округ[1]
ФКЗ от 14.10.2006 № 6-ФКЗ
2007/01/01
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ[2] Красноярский край
Эвенкийский автономный округ[2]
Красноярский край[2]
ФКЗ от 12.07.2006 № 2-ФКЗ
2007/07/01
Камчатская область[3] Камчатский край
Корякский автономный округ[3]
ФКЗ от 30.12.2006 № 6-ФКЗ
2008/01/01
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ[4] Иркутская область
Иркутская область[4]
ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ
2008/03/01
Читинская область[5] Забайкальский край
Агинский Бурятский автономный округ[5]

Образование новых субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ
2014/03/21
ОТСУТСТВУЕТ[6]
Республика Крым
Севастополь
ФКЗ от 04.10.2022 № 5-ФКЗ
2022/10/04
ОТСУТСТВУЕТ[7]
Донецкая Народная Республика
ФКЗ от 04.10.2022 № 6-ФКЗ Луганская Народная Республика
ФКЗ от 04.10.2022 № 7-ФКЗ Запорожская область
ФКЗ от 04.10.2022 № 8-ФКЗ Херсонская область

Поправки 2008 года

Сроки полномочий президента и Госдумы

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
81

1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Ежегодные отчёты Правительства

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
103

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

Поправки 2014 года

Изменения в судебной системе

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности
Статья 83

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 125

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ОТСУТСТВУЕТ
Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Изменения формирования Совета Федерации

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 83
ОТСУТСТВУЕТ

Президент Российской Федерации:

  • е2 назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации
Статья 95

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Поправки 2020 года

Основная статья: Поправки в Конституцию России (2020)

Примечания

  1. 1,0 1,1 По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
  2. 2,0 2,1 2,2 По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
  3. 3,0 3,1 По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
  4. 4,0 4,1 По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
  5. 5,0 5,1 По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  6. Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
  7. Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.

Ссылки