Поправки к Конституции России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Поправки в статью 65: Завершено формирование данного раздела)
(Добавлены ссылки на комментарии к Конституции России)
Строка 3: Строка 3:
== История внесения поправок ==
== История внесения поправок ==
=== Поправки в статью 65 ===
=== Поправки в статью 65 ===
Статья 65 Конституции России содержит '''[[Субъекты России|перечень субъектов федерации]]''' – перечисление территорий, составляющих государство, устанавливает пределы его юрисдикции. Кроме того, такой перечень является существенной гарантией территориальной целостности, ибо для изменения территории государства необходимо изменение самой Конституции.
Статья 65 содержит полный перечень '''[[Субъекты России|субъектов России]]''' – равноправных субъектов федерации, которые перечислены в алфавитном порядке с разбивкой по видам (республики, края, области и т.д.).
 
Перечисление в конституции территорий, составляющих государство, прописано с целью установления пределов его юрисдикции. Другая задача – обеспечение гарантии его территориальной целостности, так как для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.<ref name="Зорькин-1">Стр.466 || [[#Ссылки|''Зорькин В.Д.'']]</ref>. Поэтому федеративное устройство России, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти<ref name="Чернявский-1">Стр.241 || [[#Ссылки|''Чернявский А.Г.'']]</ref>.


Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России:
Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России:
Строка 9: Строка 11:
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.}}
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.}}


Изменения, вносимые в данную статью, можно разделить на три группы:
Иными словами, изменение перечня субъектов осуществляется тремя способами:
* '''[[#Переименование субъектов|Переименование субъектов]]''' – осуществляется на основании решения субъекта<ref>Вопрос о наименовании субъекта относится к исключительному ведению самих субъектов – именно из этого исходит наименование субъектов федерации в Конституции России. При этом наименование субъекта не может нарушать нормы Конституции России – подробно эти ограничения перечислил Конституционный Суд России[http://www.constitution.ru/decisions/10005627/10005627.htm]:
* '''Переименование субъектов''' – изменение наименования существующих субъектов. В 1995 году Конституционый Суд России подчеркнул<ref>[http://www.constitution.ru/decisions/10005627/10005627.htm Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»]</ref>, что наименование субъекта определяется им самим, но соответствующие решения не должны затрагивать основы конституционного строя. Внесение в конституцию измененного наименования субъекта осуществляется указом Президента России на основании решения субъекта, принятого в установленном им порядке<ref name="Зорькин-1"/>.
{{quote|Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.}}</ref>. Внесение такой поправки не требует принятия федерального конституционного закона, а осуществляется по указу президента;
* '''Объединение субъектов''' – объединение двух или нескольких субъектов с учетом волеизъявления населения субъектов<ref name="Чернявский-2">Стр.242 || [[#Ссылки|''Чернявский А.Г.'']]</ref>. Инициатива образования в составе России нового субъекта принадлежит только субъектам, на территориях которых образуется новый субъект. При одобрении инициативы Президентом России вопрос об объединении субъектов выносится на референдумы<ref name="Зорькин-2">Стр.468 || [[#Ссылки|''Зорькин В.Д.'']]</ref>.
* '''[[#Объединение субъектов|Объединение субъектов]]''' – изменение состава субъектов без изменения границ страны. Происходило это путем объединения субъектов – к 2008 году их общее число сократилось с 89 до 83. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов в России пока отсутствует. В отличие от переименования субъектов, изменение их состава требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом ''[http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 «О порядке принятия в Российскую Федерацию...»]'';
* '''Образование новых субъектов''' – принятие в состав России иностранной территории (государство или его часть). Осуществляется при условии взаимного согласия России и иностранной территории по инициативе последней. Заключение соответствующего международного договора требует одобрения со стороны Конституционного Суда России<ref name="Зорькин-2"/>.
* '''[[#Образование новых субъектов|Образование новых субъектов]]''' – присоединение к России иностранного государства или его части в качестве нового субъекта. Также как и объединение субъектов, данная группа поправок требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом ''[http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 «О порядке принятия в Российскую Федерацию...»]''. При этом существует ряд дополнительных условий: взаимное согласие России и иностранного образования в соответствии с международным (межгосударственным) договором; инициатором предложения о присоединении к России должно быть само иностранное образование; соответствующий договор до его ратификации вносится президентом на рассмотрение Конституционного Суда России.
Два последних процесса осуществляются в порядке, установленном соответствующим федеральным конституционным законом ([http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 № 6-ФКЗ]). Общим для обоих процессов условием является, например, принятие соответствующего федерального конституционного закона.
 
Ниже представлена сравнительная таблица изначальной (12.12.1993) и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям:


Ниже представлена сравнительная таблица изначальной и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям:
{| class="wikitable sortable"
{| class="wikitable sortable"
! width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в изначальной редакции || width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в актуальной редакции
! width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в изначальной редакции || width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в актуальной редакции
Строка 288: Строка 289:
* [http://konstitucija.ru/ Конституция Российской Федерации (все редакции)]
* [http://konstitucija.ru/ Конституция Российской Федерации (все редакции)]
* [http://tass.ru/info/15959107 Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых] (ТАСС)
* [http://tass.ru/info/15959107 Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых] (ТАСС)
'''Литература'''
* ''Зорькин В. Д., Лазарев Л.В.'' [http://disk.yandex.ru/i/zAFJc23g02NP7w Конституция 1993 года – правовая легитимация новой России. Комментарий к Конституции РФ]. — М.: Эксмо, 2010.
* ''Чернявский А.Г.'' [http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]. – М: КНОРУС, 2020.

Версия от 01:50, 4 декабря 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

История внесения поправок

Поправки в статью 65

Статья 65 содержит полный перечень субъектов России – равноправных субъектов федерации, которые перечислены в алфавитном порядке с разбивкой по видам (республики, края, области и т.д.).

Перечисление в конституции территорий, составляющих государство, прописано с целью установления пределов его юрисдикции. Другая задача – обеспечение гарантии его территориальной целостности, так как для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.[1]. Поэтому федеративное устройство России, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти[2].

Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России:

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Иными словами, изменение перечня субъектов осуществляется тремя способами:

  • Переименование субъектов – изменение наименования существующих субъектов. В 1995 году Конституционый Суд России подчеркнул[3], что наименование субъекта определяется им самим, но соответствующие решения не должны затрагивать основы конституционного строя. Внесение в конституцию измененного наименования субъекта осуществляется указом Президента России на основании решения субъекта, принятого в установленном им порядке[1].
  • Объединение субъектов – объединение двух или нескольких субъектов с учетом волеизъявления населения субъектов[4]. Инициатива образования в составе России нового субъекта принадлежит только субъектам, на территориях которых образуется новый субъект. При одобрении инициативы Президентом России вопрос об объединении субъектов выносится на референдумы[5].
  • Образование новых субъектов – принятие в состав России иностранной территории (государство или его часть). Осуществляется при условии взаимного согласия России и иностранной территории по инициативе последней. Заключение соответствующего международного договора требует одобрения со стороны Конституционного Суда России[5].

Два последних процесса осуществляются в порядке, установленном соответствующим федеральным конституционным законом (№ 6-ФКЗ). Общим для обоих процессов условием является, например, принятие соответствующего федерального конституционного закона.

Ниже представлена сравнительная таблица изначальной и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям:

Текст статьи в изначальной редакции Текст статьи в актуальной редакции

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

  • Цветом выделены упраздненные субъекты;
  • Цветом выделены переименованные субъекты;
  • Цветом выделены новые субъекты;

Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения:

  • Республики – общее число возросло с 21 до 24 за счет принятия в состав России Крыма (2014), Донецкой и Луганской Народной Республики (2022);
  • Края – общее число возросло с шести до девяти за счет создания новых краев, возникших в результате объединения регионов (2000-е);
  • Области – общее число сократилось с 49 до 48 за счет упразднения трёх областей в процессе объединения регионов (2000-е), а также принятия в состав России Запорожской и Херсонской области (2022);
  • Города федерального значения – общее число возросло с двух до трёх за счет принятия в состав России Севастополя (2014);
  • Автономные округа – общее число сократилось с десяти до четырёх за счет упразднения шести автономных округов в процессе объединения регионов (2000-е).

Переименование субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
УПРФ от 09.01.1996 № 20
1996/01/13
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия – Алания
УПРФ от 10.02.1996 № 173
1996/02/20
Республика Калмыкия – Хальмг Тангч Республика Калмыкия
УПРФ от 09.06.2001 № 679
2001/06/19
Чувашская Республика – Чаваш Республики Чувашская Республика – Чувашия
УПРФ от 25.07.2003 № 841
2003/08/05
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
УПРФ от 27.03.2019 № 130
2019/04/04
Кемеровская область Кемеровская область – Кузбасс

Объединение субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
ФКЗ от 25.03.2004 № 1-ФКЗ
2005/12/01
Пермская область[6] Пермский край
Коми-Пермяцкий автономный округ[6]
ФКЗ от 14.10.2006 № 6-ФКЗ
2007/01/01
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ[7] Красноярский край
Эвенкийский автономный округ[7]
Красноярский край[7]
ФКЗ от 12.07.2006 № 2-ФКЗ
2007/07/01
Камчатская область[8] Камчатский край
Корякский автономный округ[8]
ФКЗ от 30.12.2006 № 6-ФКЗ
2008/01/01
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ[9] Иркутская область
Иркутская область[9]
ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ
2008/03/01
Читинская область[10] Забайкальский край
Агинский Бурятский автономный округ[10]
  • Курсивом выделены регионы, под чьим названием был образован новый субъект России, объединяющий в себе упразднённые регионы.

Образование новых субъектов

Нормативный акт,
вносящий поправку
Вступление поправки в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ
2014/03/21
ОТСУТСТВУЕТ[11]
Республика Крым
Севастополь
ФКЗ от 04.10.2022 № 5-ФКЗ
2022/10/04
ОТСУТСТВУЕТ[12]
Донецкая Народная Республика
ФКЗ от 04.10.2022 № 6-ФКЗ Луганская Народная Республика
ФКЗ от 04.10.2022 № 7-ФКЗ Запорожская область
ФКЗ от 04.10.2022 № 8-ФКЗ Херсонская область

Поправки 2008 года

Сроки полномочий президента и Госдумы

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
81

1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Ежегодные отчёты Правительства

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
103

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

1. К ведению Государственной Думы относятся:
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

Поправки 2014 года

Изменения в судебной системе

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

В ведении Российской Федерации находятся:

  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности
Статья 83

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

Президент Российской Федерации:

  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
  • е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

1. К ведению Совета Федерации относятся:

  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 125

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ОТСУТСТВУЕТ
Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Изменения формирования Совета Федерации

Статья Конституции СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
Статья 83
ОТСУТСТВУЕТ

Президент Российской Федерации:

  • е2 назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации
Статья 95

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Поправки 2020 года

Основная статья: Поправки в Конституцию России (2020)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Стр.466 || Зорькин В.Д.
  2. Стр.241 || Чернявский А.Г.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»
  4. Стр.242 || Чернявский А.Г.
  5. 5,0 5,1 Стр.468 || Зорькин В.Д.
  6. 6,0 6,1 По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
  7. 7,0 7,1 7,2 По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
  8. 8,0 8,1 По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
  9. 9,0 9,1 По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
  10. 10,0 10,1 По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  11. Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
  12. Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.

Ссылки

Литература