Ресурсоёмкость

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ресурсоёмкость выражается в количестве единиц ресурсов, затрачиваемых на одну единицу продукции. Данный показатель используется для аналитических сопоставлений в различных целях. В качестве ресурсов могут рассматриваться как финансы, так и натуральные ресурсы — вода, материалы и т. д.

Источниками данных по ресурсоёмкости могут быть научные исследования с точки зрения экономики или природопользования, отдельные предприятия со своими различающимися особенностями производства, статистические ведомства.

Ресурсоёмкость сельского хозяйства

Расход воды на сельхозпродукцию

Голландские ученые представили данные о расходе воды в процессе производства отдельных видов сельхозпродукции (см. таблицу).[1][2]

Всевозможные различные способы участия воды в процессе создания продукции учтены в одном общем показателе, однако не во всех способах вода при производстве оказывается равно оплачиваемым ограниченным ресурсом.

Продукция Расход воды Замечания
Говядина 1 кг 15000 литров 5000-20000 литров по другой оценке
(cюда входит расход воды на траву, корма и добавки, питьё, чистку и обработку)
Свинина 1 кг 6000 литров
Курятина 1 кг 4300 литров
Пшеница 1 кг 1000 литров 1892 литра, от 500 до 4000 литров по разным оценкам
Рис 1 кг 4000 литров 3400 литров по другой оценке
Кукуруза 1 кг 1000 литров 1211 литров по другой оценке
Картофель 1 кг 287 литров 100-300 литров по другой оценке
Томаты 1 кг 214 литров
Бананы 1 кг 790 литров Вообще для фруктов 700 литров
Бобы 1 кг 4000 литров 1800 литров по другой оценке
Соя 1 кг 2100 литров
Зелёностручковая фасоль 1 кг 586 литров
Яйцо 1 шт 196 литров
Шоколад 1 кг 17000 литров
Макароны 1 кг 1400 литров
Буханка хлеба 900 литров
Сыр 200 г 1500 литров
Бутерброд с сыром 200 литров
Гамбургер 2400 литров В основном пшеница и мясо

Таким образом, расход воды на 1 калорию для говядины в 20-80 раз выше расхода на производство картофеля. Расход воды на 1 грамм животного белка для мяса в среднем в 1.5-6 раз выше белка бобовых.

В сельском хозяйстве расходуется 70-80 % всей потребляемой пресной воды, зачастую крайне неэффективно. Причём эта проблема так или иначе имеет место во во всех странах. Такие мероприятия, как улучшение существующих ирригационных систем, позволяют сэкономить порядка 30 % воды.

Молочная ферма в Ленинградской области

Рассмотрим пример молочной фермы в Ленинградской области возле трассы «Скандинавия» по состоянию на октябрь 2014 года.[3][4] Изначально эта ферма развивалась при значительной дополнительной финансовой поддержке, но в итоге перешла к самоокупаемости.

Состав данного хозяйства: 24 дойных коровы с телятами, всего 60-70 голов, и ряд сопутствующих сельхозпроизводств, таких как цыплята и яблоки. Всё это расположено на 13 гектарах, участок обошелся в 35 тысяч долларов (покупка в октябре 2004 года). Общий удой составляет 480 литров молока в день, часть уходит телятам, остаётся 420 литров.

Имеются данные о выручке (21 тыс. рублей в день), прибыли (около 3 млн рублей в год) и затратах ресурсов. Прибыль идёт на развитие: мини-трактор (1,2 млн руб­лей), сыроварня (717 тыс. рублей), холодильная камера и всякие бытовые мелочи. Единый сельскохозяйственный налог составляет 6 % с разницы между доходами и расходами, но практически всё тратится на развитие, и сумма налога оказывается невелика.

Основные статьи затрат В год В месяц
Оплата труда работников > 100 тыс. рублей
Комбикорм 80 тыс. рублей
Электроэнергия 70 тыс. рублей
Сено 150 тонн, > 550 тыс. рублей
Перевозка сена 140 тыс. рублей
Прочие затраты (оценка) 975 тыс. рублей 81.25 тыс. рублей
Всего затраты (оценка) 4665 тыс. рублей 388.75 тыс. рублей
Выручка (оценка) 7665 тыс. рублей 638.75 тыс. рублей
Прибыль 3000 тыс. рублей 250 тыс. рублей

По данным за 2014 [5] средний по России суточный удой с одной коровы составлял 13.7 литров, что соответствует 410 литров за месяц. Лучшие показатели в Ленинградской области и в Карелии составляют от 20 литров и выше, тогда как в республике Саха чуть более 9 литров. Средний месячный удой частного хозяйства в России — от 300 литров с одной коровы.

Сравнение производств тракторов в России и в Канаде

В 2013 по просьбе Путина была представлена записка-доклад с объяснением, почему прибыльное в Канаде производство тракторов Ростельмаша оказывалось убыточным в России [6]. Самым весомым преимуществом Канады выступали меньшие выплаты по кредитам, затем меньшие налоги, лучше логистика, дешевле электроэнергия, меньше расходы на охрану и на бухгалтерию. Преимуществом России были только меньшие затраты на оплату труда и более дешевый газ.

В связи с этим возникают вопросы, почему вообще используются заёмные средства, а не собственные и под более высокую доходность, и как тут отражена инфляция. Среди возможных ответов может быть то, что инфляция отражена в потребности повышать зарплату рабочим, а собственные средства предприниматель не хочет использовать вовсе, но хочет сам получать зарплату за организацию производства. Как бы там ни было, это пример реальных предпринимательских решений.

После девальвации рубля и запуска госпрограммы 25%-го субсидирования покупки сельхозтехники СМИ сообщили о переносе производства 1 из 10 производившихся в Канаде моделей тракторов Ростсельмаша в Ростовскую область. [7]

В целом же производство сельскохозяйственной техники в России за 2015 год удвоилось. Последний раз подобный рост наблюдался а нашей стране в 30-х годах. [8] В 2016 году Кировский завод начал экспорт тракторов в Канаду.[9][10] Можно предположить, что правительство сделало определённые выводы из доклада 2013 года и приняло меры по улучшению и стимулированию производства, к тому же антироссийские санкции существенно помогли импортозамещению в данном случае.

Стоимость владения автомобилем

Многие интернет-ресурсы предлагают расчет стоимости владения автомобилями разных марок, включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [11] (с момента 19:17). Расходы в рублях в первый год владения автомобилем:

Марка Дата Водитель КАСКО ОСАГО Транспортный налог Техобслуживание Потеря 20 % стоимости Топливо Итого: На 1 км пути
LADA Vesta 23 янв 2016 Москва, м. 35 лет 66215 9883 1590 21000 135400 95000 329088 13.16 руб.
Hyundai Tucson 28 фев 2016 Москва, м. 35 лет 102600 7808 8850 15000 360000 99963 594221 23.77 руб.

В мае 2016 представлена биотопливная версия LADA Vesta Ecogas CNG с двойной топливной системой, работающей и на газе и на бензине [12]. Пробег на газе обходится в 2,8 раза дешевле пробега на бензине: 84 руб. против 240 руб. на 100 км. Тогда как сам серийный автомобиль будет на порядка 10% (ориентировочно до 80 тыс рублей) дороже только бензиновой версии, и разница в стоимости окупается примерно через 50 тыс км пробега.

В начале 2013 появилось американское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании [13][14][15]. Учитывалась покупка автомобиля, проценты по кредитам, страховка, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36 % больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Вместе с тем, стоимость владения автомобилем в России оказалась равна стоимости владения автомобилем в Великобритании. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volks­wagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50 % первоначального взноса при покупке в кредит на 3 года, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс. км, стоимость владения в год в среднем за три года.

Страна Стоимость автомобиля Топливо Страховка Техобслуживание плановое Выплаты % по кредиту (годовая ставка) Налоги и сборы Потеря стоимости в год (всего % за 3 года) Итого в год:
Россия 744 тыс. руб. 40 тыс. руб. 64,3 тыс. руб. 16,1 тыс. руб. 36,7 тыс. руб. (14,2 %) 4,6 тыс. руб. 148,8 тыс. руб. (60 %) 304,7 тыс. руб.
США 716 тыс. руб. 48,1 тыс. руб. 35,8 тыс. руб. 12,5 тыс. руб. 5,7 тыс. руб. (2,7 %) 1,8 тыс. руб. 119,3 тыс. руб. (50 %) 223,4 тыс. руб.
Великобритания 959 тыс. руб. 70,7 тыс. руб. 40 тыс. руб. 8,5 тыс. руб. 18,5 тыс. руб. (5,7 %) 6,3 тыс. руб. 159,8 тыс. руб. (50 %) 304,4 тыс. руб.

Ежегодное исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2015 год [16] учитывает дополнительные затраты — зимние шины, мойку и стоимость парковки (рассчитываются средние для каждого класса значения в год, покупка в кредит на 3 года при 50 % первом взносе).

Класс автомобиля Стои-
мость авто-
мобиля, тыс. руб.
Поте-
ря стои-
мости в год, тыс. руб.
Поте-
ря стои-
мости за 3 года
Дви-
га-
тель, л.с.
Рас-
ход топ-
лива, л на 100 км
Про-
бег, км в год
Топ-
ливо в год, тыс. руб.
% по кре-
диту, тыс. руб.
Став-
ка кре-
дита
КАСКО
+ ОСАГО, тыс. руб.
Техоб-
служи-
вание плано-
вое, тыс. руб.
Зим-
ние шины и мойка 2-жды в ме-
сяц, тыс. руб.
Транс-
порт-
ный налог и регис-
тра-
ция, тыс. руб.
Итого в год, тыс руб. На 1 км пути Пар-
ков-
ка, тыс руб.
Итого в год с пар-
ков-
кой, тыс. руб.
Класс B (Компактный) 551,6 42,8 23 % 98 6,8 24342 54,3 36,9 22,6 % 65,7 8,5 11,9 2,7 222,6 9 руб. 120 342,6
Класс C (Гольф) 928,4 104,6 33 % 115 7,4 24600 62,0 55,3 21,2 % 87,4 9,3 12,5 3,8 334,9 14 руб. 120 454,9
Класс D (Средний) 1280,0 138,0 30 % 149 6,4 25420 57,8 80,8 22,2 % 130,0 12,9 13,7 6,3 439,3 17 руб. 120 559,3
Класс E (Бизнес) 2276,5 259,3 38 % 194 7,0 20700 50,1 142,1 21,7 % 181,7 18,3 16,4 11,6 679,5 33 руб. 120 779,5
Компактный кроссовер 1135,2 92,6 24 % 149 7,5 21140 54,7 70,3 21,9 % 85,6 10,6 14,3 6,2 334,2 16 руб. 120 454,2
Средне-размерный кроссовер 1541,8 162,9 31 % 177 8,1 23380 64,1 87,0 20,7 % 106,2 14,9 15,9 9,2 460,2 20 руб. 120 580,2
Полно-размерный внедорожник до 3 млн руб. 2258,6 208,1 27 % 205 11,6 25700 102,4 119,4 18,8 % 155,0 16,0 20,0 13,3 634,2 25 руб. 120 754,2
Полно-размерный внедорожник от 3 млн руб. 3308,9 524,7 47 % 300 11,3 24400 101,7 217,4 23,0 % 230,3 20,9 20,4 51,6 1167,0 48 руб. 120 1287,0

Ресурсоёмкость электромобиля

Полезно рассмотреть также сравнение электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на 1 км пути, тогда как электромобиль Toyota RAV4 EV потребляет 0,19 кВт·ч на 1 км. При среднем пробеге автомобиля в США 19200 км в год (52 км в день) и при цене электроэнергии в США 5-20 центов за кВт·ч годовая стоимость электроэнергии для этих марок составляет соответственно $240-$1050 и $180-$970. Тогда как в России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию: тарифы оценивались (до девальвации рубля) в порядка 12 центов (3,8 руб) за кВт·ч днём и около 3 центов (0,95 руб) за кВт·ч ночью.

Таким образом, хотя электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора 88-95 % по сравнению с 22-42 % у ДВС, однако сам электромобиль и техобслуживание дороже.

По состоянию на 2015 становятся всё популярнее автомобили-гибриды, совмещающие положительные стороны электромотора и ДВС. [17].

Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева)

Экономист Василий Васильевич Леонтьев (в 1925 окончил Ленинградский университет) впервые попробовал анализировать баланс народного хозяйства СССР за 1923—1924 гг. [18] Затем в США в 1941 году Леонтьев опубликовал метод макроэкономических таблиц «затраты — выпуск» в книге «Структура американской экономики, 1919—1929 годы», что потом использовалось для анализа последствий перехода американской экономики с военных рельс на мирные. В дальнейшем метод был широко развит и применялся в плановой советской экономике. Метод обусловлен системой национальной статистики. В экономике выделяется несколько отраслей, и выпуск каждой передаётся другим, общий выпуск отраслей X складывается из затрат продукции каждой отрасли на производство во всех отраслях плюс выпуск готовой продукции Y.

X = A X + Y, где A — матрица ресурсоёмкостей.

Сейчас для России статистика ведётся по методологии [19], указанной на сайте Росстата [20][21][22][23]. Система таблиц «Затраты — Выпуск» России опубликована за 2003 (и ранее) [24], где в таблице 8.1 ресурсоёмкость выражается в рублях затрат на 1000 рублей продукции. Затем (в 2007) методология и классификация отраслей корректировались по стандартам ООН и Евростата с учётом особенностей российской информационной базы. Для построения российских таблиц «затраты — выпуск» за 2011 (опубликовано в 2015) использовались исходные номенклатуры около 300 видов деятельности (отраслей) и 600 групп продуктов. Таблицы «затраты — выпуск» представлены в системе национальных счетов. [25][26][27]

Межотраслевой баланс применяется, например, в моделях общего экономического равновесия с прогнозированием [28], где всё многообразие продукции в России группируется в 5 отраслей. В других странах может быть другая группировка по отраслям и другое их число.

Ссылки