Реформа Конституции России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 155: Строка 155:
=== Глава 3: Федеративное устройство ===
=== Глава 3: Федеративное устройство ===
{| class="wikitable sortable"
{| class="wikitable sortable"
! width="5%"| Номер статьи || width="95%" class="unsortable"| Текст изменненной статьи<br>(внесенные изменения выделены '''жирным''', убранные – ''курсивом'')
! width="5%"| Номер статьи || width="95%" class="unsortable"| Текст измененной статьи<br>(внесенные изменения выделены '''жирным''', убранные – ''курсивом'')
|-
|-
| 67 || 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. '''На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.'''<br>
| 67 || 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. '''На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.'''<br>

Версия от 16:48, 2 июня 2020

Летописец 1887.jpgТекущие события
В этой статье содержатся новости о текущих событиях. Она будет дополняться по мере развития и поступления новой информации.
Информационный щит в Екатеринбурге о голосовании по поправкам к Конституции

Реформа Конституции России — изменение положений Конституции Российской Федерации, инициированное Владимиром Путиным во время оглашения послания Федеральному Собранию в январе 2020 года. Поправки к Конституции за всё время её действия вносились неоднократно, но в 2020 году вопрос об их принятии был впервые вынесен на всенародное голосование — ввиду большой значимости вносимых изменений как для политической системы, так и для общества. По этой же причине внесение данных поправок именуется «реформой Конституции России».

Юридический статус поправок в Конституцию определён, в первую очередь, самой Конституцией (статья 136) — изменения могут вносится лишь в определённые разделы Основного закона (главы 3-8)[1]. В 1995 году Конституционный Суд, публикуя толкование статьи 136 Конституции (№12-П), подробно описал порядок принятия конституционных поправок:

Поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

Данный порядок был закреплен в 1998 году в соответствующем законе (№33-ФЗ), по которому под поправкой к Конституции России понимается любое изменение текста Конституции (главы 3-8) — исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.

Ход реформы

Январь 2020

15 января 2020

Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2020 (трансляция Russia Today)
#1. Закрепить приоритет национального законодательства над международным;
#2. Постановить, что чиновники, судьи и депутаты не должны иметь право иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве;
#3. Кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти;
#4. Убрать оговорку о президентстве два срока подряд;
#5. Закрепить создание единой системы публичной власти;
#6. Закрепить статус и роль Госсовета;
#7. Закрепить, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже уровня прожиточного уровня, а также регулярную индексацию пенсий;
#8. Доверить Госдуме право утверждения кандидатуры премьера и всего правительства. При этом президент будет не вправе их отклонить (при этом оставить право президента отстранить премьера и министра в случае их неэффективной работы);
#9. Внести необходимость консультации президента с Советом Федерации по главам силовых структур, в том числе и в регионах;
#10. Внести возможность отрешать судей Верховного и Конституционного суда по представлению Совфеда;
#11. Наделить Конституционный суд возможностью по запросу президента проверять конституционность законопроектов и нормативно-правовых актов.
  • Образована «рабочая группа»[2] — соответствующее распоряжение (№ 5-рп) было подписано Владимиром Путиным. Всего в состав группы вошло 75 человек — трое из них были назначены сопредседателями: А.А. Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству; П.В. Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству; Т.Я. Хабриева, директор федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»[7][8].

16 января 2020

  • Владимир Путин провёл первую встречу с членами рабочей группы в Ново-Огарёво (Подмосковье). На ней президент подробно описал задачи, которые стоят перед рабочей группой, ибо «формат Послания не позволял углубляться в детали». Кроме того президент прямо заявил, что предложенные поправки не меняют фундаментальных основ Конституции[9]:
В начале хотел бы вот что сказать ещё: поправки, которые предложены были вчера, не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Смысл этих поправок — обеспечить дальнейшее развитие России как правового социального государства, повысить эффективность деятельности институтов нашей страны, укрепить роль гражданского общества, политических партий, наших регионов в выработке важнейших решений развития нашего государства.

20 января 2020

21 января 2020

  • Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству (профильный комитет), рассмотрев законопроект Путина, рекомендовал принять его в первом чтении. В заключении комитета[3] было отмечено, что законопроект не предусматривает изменения содержания глав 1, 2 и 9 Конституции России[4] и, соответственно, соответствует порядку внесения предложений о поправке к Конституции России[13][14][15].

23 января 2020

Госдума рассматривает законопроект об изменениях в Конституцию — LIVE (трансляция Russia Today)
  • Госдума приняла «законопроект Путина» в первом чтении — поддержали документ 432 депутата (18 не голосовали), причём ни в одной фракции не было воздержавшихся и проголосовавших против[16]. Павел Крашенинников, официальный представитель Президента по законопроекту, напомнил, что «законопроект Путина» предлагает поправки в 22 статьи глав 3-8 Конституции России[5] и не затрагивает ее фундаментальных положений[17][18][19].

30 января 2020

  • Владимир Путин во время посещения Центра управления регионом (Московская область) заявил, что может не подписать «законопроект Путина», ибо всё будет зависеть от результатов общероссийского обсуждения. «Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его» — сказал глава государства[20][21][22].

Февраль 2020

3 февраля 2020

  • К «законопроекту Путина» поступило 65 поправок — речь идёт о поправках, внесённых депутатами Госдумы, членами Совета Федерации и другими субъектами законотворческой деятельности. По заявлению Вячеслава Володина, так как все эти поправки «требуют экспертизы всесторонней, изучения этого вопроса», то было принято решение продлить срок подачи поправок до 14 февраля[23][24][25].

4 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главе 7 Конституции — автором поправок выступил Павел Крашенинников, председатель комитета. Поправки переносят на конституционный уровень некоторые важные положения, касающиеся судебной системы, которые сейчас закреплены в законах, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности. В частности, в статью, посвящённую Конституционному Суду, предлагается внести следующие изменения: дополнить список нормативных актов, проверяемых КС РФ на соответствие Конституции, федеральными конституционными законами (в нынешней редакции ФКЗ не указаны); установить, что такую проверку КС РФ осуществляет по федеральному конституционному закону (а не федеральным законом, как в действующей редакции); установить, что проверку нормативных актов КС РФ осуществляет в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; внести дополнение, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании[26][27].

11 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главе 5 Конституции — в целях совершенствования политической системы сдержек и противовесов. В частности, по поводу Федерального Собрания предлагается закрепить право на парламентский контроль (для обеих палат), заслушивании ежегодных докладов Генпрокурора России (для Совета Федерации) и ежегодных отчётов Центробанка (для Госдумы)[28][29].

14 февраля 2020

  • Владимир Путин поручил начать подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию России — опубликовано соответствующее распоряжение (№32-рп). Данная задача была возложена на ЦИК России, а также на региональные, территориальные и участковые избирательные комиссии[30][31][32].

17 февраля 2020

  • Срок принятия поправок к «законопроекту Путина» продлён до 2 марта — профильный комитет будет работать в региональную неделю из-за «большого количества поступающих поправок и интереса к обсуждению». Также было заявлено, что второе чтение «законопроекта Путина» может быть назначено на 10 марта — решать данный вопрос будет Совет Госдумы после того, как поступит последняя поправка[33][34][35].

18 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главам 4 и 6 Конституции России, посвящённые Президенту и Правительству. Поправками предлагается дополнить конституционные положения о полномочиях Президента, о полномочиях и порядке формирования Правительства, о требованиях к членам Правительства; раскрыть конституционные нормы о Совете Безопасности и Администрации Президента; поднять на конституционный уровень ряд важных положений, которые сейчас действуют на уровне других актов; внести поправки корреспондирующего характера в соответствии с поддержанными ранее предложениями об изменениях в другие главы Конституции[36][37].

21 февраля 2020

  • ЦИК России и Совет Ассоциации волонтёрских центров подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, в рамках которого волонтёры примут участие в информационно-просветительской кампании по подготовке и проведению общероссийского голосования. Цель организаторов выборов при проведении общероссийского голосования — создание максимально удобных и комфортных условий для голосования, чтобы каждый гражданин смог проголосовать независимо от обстоятельств, которые могли бы препятствовать его присутствию на участке в день голосования. Регистрация добровольцев стартует на сайте «Волонтёры Конституции», где каждый совершеннолетний гражданин России может подать заявку на участие в проекте[38][39].

25 февраля 2020

  • В Госдуму поступили поправки в «законопроект Путина» об общероссийском голосовании — поправками предлагается закрепить основные процедурные вопросы подготовки и проведения данного голосования. В частности, указывается, что назначение общероссийского голосования будет осуществляться указом Президента России, в котором должен содержаться вопрос, выносимый на общероссийское голосование[40][41].
  • Общественная Палата Российской Федерации опубликовала заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта о поправках в Конституцию[6] — в целом концепция законопроекта была поддержана, однако общественники рекомендовали учесть ряд их замечаний при голосовании во втором чтении. В частности, было предложено изменить 114-ю статью, а точнее утвердить обязанность Правительства России, обеспечить участие общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. Также прозвучало предложение конституционного закрепления статуса Общественной палаты[42][43][44].

26 февраля 2020

  • Владимир Путин провёл встречу с членами рабочей группы — главной темой заседания стало всенародное голосование по принятию поправок. Президент прямо заявил, что все поправки в Конституцию РФ должны вступить в силу сразу после подведения итогов общероссийского голосования — в частности, поправки о передаче части полномочий главы государства обоим палатам Федерального собрания[45][46][47]

27 февраля 2020

  • Госдума поддержала поправку в «законопроект Путина» о дате проведения всероссийского голосования по изменениям в Конституцию — предлагается закрепить в статье 2 законопроекта, посвящённой вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, что днём общероссийского голосования является 22 апреля 2020 года, который объявляется нерабочим днём[48][49][50].

28 февраля 2020

  • В Госдуму внесен законопроект (№910855-7) об уголовной ответственности за нарушения при общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию России. Павел Крашенинников, автор законопроекта, пояснил[7], что данный законопроект направлен на обеспечение свободного осуществления гражданином своего права на участие в общероссийском голосовании. Уголовное наказание, предложенное в законопроекте, предусмотрено от штрафов до 4 лет лишения свободы в зависимости от степени тяжести преступления[51][52][53].
  • На заседании ЦИК России представлен проект Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию. В проекте содержатся правила подготовки и проведения голосования, за основу взят закон о выборах президента России (№19-ФЗ). Процедура учитывает все наработки российской избирательной системы последних лет — возможность голосовать по месту фактического нахождения («мобильный избиратель») на любом участке в России и за рубежом, а также общественное наблюдение. Принятый за основу документ направляется в региональные избиркомы, которые должны представить свои предложения и замечания по тексту до 6 марта[54][55][56].
  • Верховный Суд России опубликовал официальный отзыв на законопроект Крашенинникова — как сказано в отзыве, «замечаний и предложений по законопроекту не имеется»[8].
  • Правительство России опубликовало официальный отзыв на законопроект Крашенинникова[9]. В отзыве было отмечено, что «избирательное законодательство в настоящее время не предусматривает создание специальных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования» — организация подготовки данного голосования была ранее возложена на избирательные комиссии, в частности ЦИК России. Законопроект Крашенинникова был в целом поддержан Правительством России, но при условии исключения из него понятия «комиссия по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования».
  • В Госдуме поддержали поправку, которая запрещает Президенту России иметь зарубежные счета — «запрещается иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». В поправках также также уточнено, что главой государства сможет стать гражданин России, «не имеющий имущества, зарегистрированного на территории иностранного государства» — аналогичные требования распространяются на супругов и несовершеннолетних детей как президента, так и кандидатов на эту должность[57].

Март 2020

4 марта 2020

  • ЦИК России и Общероссийский народный фронт заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при организации информационно-разъяснительной деятельности о ходе подготовки и проведения общероссийского голосования. Михаил Кузнецов, руководитель Исполкома ОНФ, заявил, что «те сотни тысяч людей, которые находятся в ОНФ, наш актив во всех субъектах РФ, они делают все для того, чтобы люди знали, что состоится общероссийское голосование, знали, где они могут проголосовать, как они могут проголосовать, а также имели возможность ознакомиться с поправками, которые предложены нашим президентом»[58][59][60].
  • На заседании ЦИК России было утверждено распределение средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение общероссийского голосования. В распоряжении ЦИК поступило 14,8 млрд рублей — данный объём средств, как заявили в ЦИКе, позволяет обеспечить финансирование всех мероприятий, связанных с проведением общероссийского голосования. Большая часть выделенных средств — 14,625 млрд рублей — пойдёт на оплату расходов для нижестоящих избирательных комиссий[61][62][63].

6 марта 2020

  • Владимир Путин встретился с руководителями четырёх фракций нижней палаты парламента — Владимиром Жириновским (ЛДПР), Геннадием Зюгановым (КПРФ), Сергеем Неверовым (Единая Россия) и Сергеем Мироновым (Справедливая Россия). Лидеры фракций заверили Путина в поддержке его поправок в Конституцию — в частности, Жириновский отметил, что не видит «ни одной поправки, где был бы какой‑то отрицательный смысл — все поправки на улучшение, все несут положительное значение». Зюганов отметил исключительную важность отражения в поправках вопросов социальной поддержки населения, защиты семейных ценностей, а также значения русского языка, как государствообразующего[64][65][66].

10 марта 2020

  • Госдума приняла во втором чтении закон об изменениях в Конституцию России — за принятие проголосовало 382 человек, воздержалось 44[10], не проголосовало 24 человека[67]. Ко второму чтению было подготовлено около 400 поправок — в том числе членами Госдумы и Совета Федерации — из них учли около 200, 175 порекомендовали отклонить[68][69][70].
  • Валентина Терешкова, депутат Госдумы, внесла поправку об обнулении числа президентских сроков после вступления в силу изменений в Конституцию России — по словам Терешковой, «вопрос ведь не просто о должности главы государства, но и о человеке, которому доверяют, который в сложнейших обстоятельствах принимал решения и отвечал за них и на которого люди привыкли рассчитывать и полагаться». Поправка была поддержена Владимиром Путиным при условии, если Конституционный Суд «даст официальное заключение, что такая поправка не будет противоречить принципам и основным положениям Основного закона». После выступления президента Госдума также поддержала[11] поправку об обнулении президентских сроков[71][72][73].
  • Профильный комитет рассмотрел дополнительные поправки ко второму чтению «законопроекта Путина» — поправками предлагается скорректировать некоторые формулировки предложенных изменений в Конституцию и уточнить положения, касающиеся общероссийского голосования. В частности, предложено скорректировать положение о детях, которое вносится в часть 4 новой статьи 67.1 Конституции — формулировку ««дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации»» предложено заменить на «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России»[74][75].

11 марта 2020

  • Госдума приняла в третьем чтении закон об изменениях в Конституцию России — за принятие проголосовало 383 депутата, воздержались 43, не голосовали 24 человека[76]. К принятию во втором чтении в «законопроект Путина» было внесено 206 поправок: Федеративное устройство (глава 3) — 51 поправка; Президент России (глава 4) — 19 поправок; Федеральное Собрание (глава 5) — 33 поправки; Правительство (глава 6) — 26 поправок; Судебная власть и прокуратура (глава 7) — 23 поправки; местное самоуправление (глава 8) — 12 поправок; предложения в преамбулу — 9 поправок; процедура общероссийского голосования и порядок вступления в силу — 33 поправки[77][78][79].
  • Совет Федерации одобрил закон (№75-СФ) об изменениях в Конституцию России — закон расширяет полномочия парламента, вводит ограничения для высших должностных лиц, а также предусматривает не более двух президентских сроков, однако действующий глава государства после вступления поправки в силу сможет баллотироваться на пост президента вновь[80][81][82][83].
  • ЦИК России представил визуальную творческую концепцию информационной кампании в период проведения общероссийского голосования. В рамках исполнения контракта с ООО «ИМА-консалтинг» планируется изготовить около 30 видеороликов, 10 динамических заставок, аудиороликов, которые будут адаптированы под различные форматы информационных площадей для распространения по всей территории России, а также подготовлены к трансляции на телевидении, радио, печатных и онлайн СМИ[84].

12 марта 2020

13 марта 2020

14 марта 2020

  • Владимир Путин подписал закон (№1-ФКЗ) о поправках в Конституцию России. Вступила в силу лишь процедурная часть законопроекта — сами изменения будут внесены (или нет) в Конституцию по результатам всенародного голосования. В данный момент закон, подписанный Президентом России, отправлен на проверку в Конституционный Суд. У того есть семь дней, чтобы решить, соответствует ли закон Конституции — если не соответствует, процедура прекращается, а если поправки отвечают Конституции, глава государства назначит общероссийское голосование по собственно тексту изменений[87][88][89].
  • Совет Федерации утвердил (№98-СФ) решения региональных парламентов всех 85 регионов России о поддержке поправок к Конституции России. По Конституции для вступления таких законопроектов в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов России[5][90][91][92].
  • Владимир Путин отправил «законопроект Путина» на рассмотрение в Конституционный суд Российской Федерации — в числе прочих положений Владимир Путин просит КС дать оценку поправке Валентины Терешковой о возможности действующего президента баллотироваться на выборах после обновления главного закона страны. Вместе с положительным итогом общероссийского голосования заключение Конституционного суда о соответствии предлагаемых изменений Конституции России является обязательным условием вступления поправок в силу[93][94][95].

16 марта 2020

  • Конституционный Суд опубликовал заключение (№1-З) о соответствии «законопроекта Путина» Конституции России — заключение окончательно и не подлежит обжалованию. Конституционный Суд подчеркнул, что общероссийское голосование усиливает конституционную законность вносимых поправок и отвечает принципу народовластия. А это одна из важнейших основ конституционного строя, и она является конституционно оправданным[96][97][98][99].

17 марта 2020

  • Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России назначено на 22 апреля — соответствующий указ (№188) был подписан Владимиром Путиным. В том же документе утверждён вопрос, который будет вынесен на голосование — «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» (Да/Нет). Глава государства подчеркнул, что общероссийское голосование может состояться и позже 22 апреля, если в этот день провести такое мероприятие не позволит эпидемиологическая ситуация, связанная с коронавирусом[100][101][102].

18 марта 2020

  • По состоянию на 18 марта 2020 года более 114 тысяч россиян подали заявки на участие в общественном волонтёрском корпусе «Волонтёры Конституции» — волонтёры вместе с информированием и проведением волонтёрских акций будут помогать маломобильным гражданам в день голосования и смогут стать общественными наблюдателями. «Волонтёры Конституции» будут работать на 3500 оборудованных информационных стойках, расположенных в общественных местах по всей стране — в связи с эпидемиологической ситуацией их местонахождение будет определено исходя из новых предписаний органов власти[103][104].

20 марта 2020

  • ЦИК России утвердил Порядок общероссийского голосования — документ, принятый за основу 28 февраля 2020 года, устанавливает все основные процедуры проведения. Изменения Порядка направлены, прежде всего, на усиление мер по обеспечению доступности и созданию максимальных удобств для граждан, повышение общественного контроля за процедурой голосования, усиление мер, направленных на предотвращение нарушений, а также адаптация к различным вариантам развития событий в связи с эпидемиологической ситуацией. С учётом последнего обстоятельства предусмотрено расширение возможностей для проведения голосования до дня голосования (в том числе вне помещения для голосования) до семи дней по решению избирательной комиссии субъекта России (определяется в конкретный период такого голосования)[105][106][107].
  • Запущен сайт Конституция2020.рф, созданный ЦИК в рамках информационной кампании по организации и проведению общероссийского голосования. На сайте будет доступна не только информация о поправках, сгруппированная по разделам, голосовании, но и последние новости и видео по теме — там же опубликуют и результаты голосования. Сайт содержит несколько тематических разделов — к примеру, раздел «Предлагаемые поправки» содержит статьи с учётом вносимых предлагаемых поправок; «Где и как голосовать» знакомит пользователя с нормативными документами, регулирующими порядок голосования, процедурой голосования и дополнительными возможностями, предоставленными участнику голосования[108][109][110].
  • Утверждён общий вид бюллетеня для проведения всероссийского голосования — в бюллетене для голосования воспроизводится текст вопроса, вынесенного на общероссийское голосование, и указываются варианты волеизъявления участника голосования «Да» или «Нет», справа от которых помещаются пустые квадраты. Лицевая сторона бюллетеня должна содержать подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, заверенные печатью комиссии. Количество, форму и текст бюллетеней на русском языке, а также порядок их изготовления и доставки бюллетеней ЦИК утвердит не позднее 21 марта[111][112][113].

24 марта 2020

  • ВЦИОМ опубликовал аналитический обзор, посвящённый рейтингу поправок в Конституцию (см. схему). По мнению опрошенных россиян, наиболее важная поправка — это обеспечение со стороны государства доступности и качества медицинского обслуживания (95%), в список важнейших также попали обязательная социальная поддержка детей (93%), защита уникальной природы страны (92%), индексация социальных пособий и выплат (92%) и обязательная ежегодная индексация пенсий (92%). Наименее популярными оказались такие поправки, как расширение полномочий Совета Федераций и расширение полномочий Государственной Думы — у обеих менее половины голосов (по 47%)[114].

25 марта 2020

  • Владимир Путин подписал указ (№205) о переносе голосования по Конституции с 22 апреля на более поздний срок — в указе отмечено, что решение принято «во избежание возникновения рисков для здоровья граждан Российской Федерации в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой». В документе установлено, что новая дата проведения общероссийского голосования будет определена отдельным указом Президента России[115][116][117].
  • Элла Памфилова, председатель ЦИК России, в связи с указом Президента России заявила, что Центризбирком на ближайшем заседании пересмотрит порядок подготовки общероссийского голосования и выработает необходимый комплекс мер в связи с переносом даты голосования[118][119].

27 марта 2020

  • На заседании ЦИК России был представлен проект постановления, в котором корректируется ряд действий и нормативных актов Центризбиркома, связанных с подготовкой голосования. Большинство мероприятий, которые были проведены, не аннулируются, а действия, на которые не влияет негативная эпидемиологическая ситуация, будут выполняться — приоритетом в деятельности ЦИК остаётся информационная работа по разъяснению изменений в Конституцию Российской Федерации. Из-за переноса даты общероссийского голосования было принято решение прекратить приём заявлений о голосовании по месту нахождения с использованием механизма «Мобильный избиратель», а уже поданные заявления аннулировать — как заявила Памфилова, «через какое-то время, когда будет определена дата голосования, у людей могут измениться обстоятельства». Также было принято решение приостановить с 1 апреля 2020 года процесс голосования, в том числе до дня голосования, который должен был начаться в труднодоступных и отдалённых местностях[120][121][122].

Апрель 2020

1 апреля 2020

  • Владимир Путин подписал законы о наказании за нарушения при голосовании по конституции — утверждённые поправки распространяют действующую уголовную и административную ответственность на деяния, связанные с нарушениями при проведении общероссийского голосования[123][124].

Май 2020

Июнь 2020

1 июня 2020

  • Дата общероссийского голосования по поправкам в Конституциюназначена на 1 июля 2020 года – соответствующий указ (№354) был подписан Владимиром Путиным. Дата голосования назначена определена по итогам совещания с руководством ЦИК и членами рабочей группы по подготовке поправок в основной закон. Руководителям ЦИК, Роспотребнадзора и регионов поручено обеспечить полную безопасность на участках[125][126][127][128].

Измененные статьи Конституции России

Глава 3: Федеративное устройство

Номер статьи Текст измененной статьи
(внесенные изменения выделены жирным, убранные – курсивом)
67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
21. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации[12], демаркации[13], редемаркации[14] государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

671 1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

69 1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

70 1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.

71 В ведении Российской Федерации находятся:
  • а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  • д) федеральная государственная собственность и управление ею;
  • е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность в космосе;
  • к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • п) федеральное коллизионное право;
  • р) метрологическая служба, метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  • с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  • т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  • а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • г) разграничение государственной собственности;
  • д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;
  • ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение. защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
  • ж1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
  • з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
5. Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

751 В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
77 1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
5. Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
791 Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Ссылки

Разъясняющие материалы про изменения в Конституцию (Госдума)

Дополнительные материалы

Примечания

  1. Из всех 137 статей Конституции России поправки могут вносится в следующие главы:
    * Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    * Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    * Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    * Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    * Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)
    * Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  2. Полное название — Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.
  3. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству о предварительном рассмотрении проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
  4. Конституция России, статья 135[1]:
    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
  5. 5,0 5,1 Конституция России, статья 136[2]:
    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  6. Заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
  7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
  8. Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
  9. Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Дума П.В. Крашенинниковым.
  10. Партия КПРФ в полном составе (43) воздержалась от голосования, один депутат из «Справедливой России» также воздержался.
  11. Голоса по голосованию за «поправку Терешковой» распределились следующим образом[3]:
    • «За» — 380 голосов, из них 321 голос «Единая Россия»;
    • «Против» — 44 голоса, из них 43 голоса КПРФ (весь состав фракции);
    • «Воздержались» — 0 голосов;
    • «Не голосовало» — 26 голосов, из них 17 голосов «Единая Россия».
  12. Делимитация – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров.
  13. Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
  14. Редемаркация – проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.