Реформа Конституции России

Материал из Русского эксперта
Версия от 12:04, 16 апреля 2020; IgorSPb (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Незавершённая статья}} {{Текущие события}} '''Реформа Конституции России''' – изменение по…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Летописец 1887.jpgТекущие события
В этой статье содержатся новости о текущих событиях. Она будет дополняться по мере развития и поступления новой информации.

Реформа Конституции России – изменение положений Конституции Российской Федерации, инициированное Владимиром Путиным во время оглашения послания Федеральному Собранию в январе 2020 года. Поправки к Конституции за всё время её действия вносились неоднократно, но в 2020 году вопрос об их принятии был впервые вынесен на всенародное голосование – ввиду большой значимости вносимых изменений как для политической системы, так и для общества.

Юридический статус поправок в Конституцию определен, в первую очередь, самой Конституцией (статья 136) – изменения могут вносится лишь в определенные разделы Основного закона (главы 3-8)[1]. В 1995 году Конституционный Суд, публикуя толкование статьи 136 Конституции (№12-П), подробно описал порядок принятия конституционных поправок:

Поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

Данный порядок был закреплен в 1998 году в соответствующем законе (№33-ФЗ), по которому под поправкой к Конституции России понимается любое изменение текста Конституции (главы 3-8) – исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.

Ход реформы

Январь 2020

15 января 2020

Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2020 (трансляция Russia Today)
  • Владимир Путин огласил ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию – самой значимой темой выступления стали поправки в Конституцию, предложенные главой государства[3][4][5]:
#1. Закрепить приоритет национального законодательства над международным;
#2. Постановить, что чиновники, судьи и депутаты не должны иметь право иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве;
#3. Кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти;
#4. Убрать оговорку о президентстве два срока подряд;
#5. Закрепить создание единой системы публичной власти;
#6. Закрепить статус и роль Госсовета;
#7. Закрепить, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже уровня прожиточного уровня, а также регулярную индексацию пенсий;
#8. Доверить Госдуме право утверждения кандидатуры премьера и всего правительства. При этом президент будет не вправе их отклонить (при этом оставить право президента отстранить премьера и министра в случае их неэффективной работы);
#9. Внести необходимость консультации президента с Советом Федерации по главам силовых структур, в том числе и в регионах;
#10. Внести возможность отрешать судей Верховного и Конституционного суда по представлению Совфеда;
#11. Наделить Конституционный суд возможностью по запросу президента проверять конституционность законопроектов и нормативно-правовых актов.
  • Образована «рабочая группа»[2] – соответствующее распоржение (№ 5-рп) было подписано Владимиром Путиным. Всего в состав группы вошло 75 человек – трое из них были назначены сопредседателями: А.А. Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству; П.В. Крашенников, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству; Т.Я. Хабриева, директор федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»[6][7].

16 января 2020

  • Владимир Путин провел первую встречу с членами рабочей группы в Ново-Огарёво (Подмосковье). На ней президент подробно описал задачи, которые стоят перед рабочей группой, ибо «формат Послания не позволял углубляться в детали». Кроме того президент прямо заявил, что предложенные поправки не меняют затрагивают фундаментальных основ Конституции[8]:
В начале хотел бы вот что сказать ещё: поправки, которые предложены были вчера, не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Смысл этих поправок – обеспечить дальнейшее развитие России как правового социального государства, повысить эффективность деятельности институтов нашей страны, укрепить роль гражданского общества, политических партий, наших регионов в выработке важнейших решений развития нашего государства.

20 января 2020

21 января 2020

  • Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству (профильный комитет), рассмотрев законопроект Путина, рекомендовал принять его в первом чтении. В заключении комитета[3] было отмечено, что законопроект не предусматривает изменения содержания глав 1, 2 и 9 Конституции России[4] и, соответственно, соответствует порядку внесения предложений о поправке к Конституции России[12][13][14].

23 января 2020

Госдума рассматривает законопроект об изменениях в Конституцию — LIVE (трансляция Russia Today)
  • Госдума приняла «законопроект Путина» в первом чтении – поддержали документ 432 депутата (18 не голосовали), причем ни в одной фракции не было воздержавшихся и проголосовавших против[15]. Павел Крашенников, официальный представитель президента по законопроекту, напомнил, что «законопроект Путина» предлагает поправки в 22 статьи глав 3-8 Конституции России[5] и не затрагивает ее фундаментальных положений[16][17][18].

30 января 2020

  • Владимир Путин во время посещения Центра управления регионом (Московская область) заявил, что может не подписать «законопроект Путина», ибо все будет зависеть от результатов общероссийского обсуждения. «Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его» — сказал глава государства[19][20][21].

Февраль 2020

3 февраля 2020

  • К «законопроекту Путина» поступило 65 поправок – речь идет о поправках, внесенные депутатами Госдумы, членами Совета Федерации и другими субъектами законотворческой деятельности. По заявлению Вячеслава Володина, так как все эти поправки «требуют экспертизы всесторонней, изучения этого вопроса», то было принято решение продлить срок подачи поправок до 14 февраля[22][23][24].

4 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главе 7 Конституции – автором поправок выступил Павел Крашенников, председатель комитета. Поправки переносят на конституционный уровень некоторые важные положения, касающиеся судебной системы, которые сейчас закреплены в законах, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности. В частности, в статью, посвященной Конституционному Суду, предлалагается внести следующие изменения: дополнить список нормативных актов, проверяемых КС РФ на соответствие Конституции, федеральными конституционными законами (в нынешней редакции фкз не указаны); установить, что такую проверку КС РФ осуществляет по федеральному конституционному закону (а не федеральным законом, как в действующей редакции); установить, что проверку нормативных актов КС РФ осуществляет в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; внести дополнение, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании[25][26].

11 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главе 5 Конституции – в целях совершенствования политической системы сдержек и противовесов. В частности, по поводу Федерального Собрания предлагается закрепить право на парламентский контроль (для обоих палат), заслушивании ежегодных докладов Генпрокурора России (для Совета Федерации) и ежегодных отчетов Центробанка (для Госдумы)[27][28].

14 февраля 2020

  • Владимир Путин поручил начать подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию России – опубликовано соответствующее распоряжение (№32-рп). Данная задача была возложена на ЦИК России, а также на региональные, территориальные и участковые избирательные комиссии[29][30][31].

17 февраля 2020

  • Срок принятия поправок к «законопроекту Путина» продлен до 2 марта – профильный комитет будет работать в региональную неделю из-за «большого количества поступающих поправок и интереса к обсуждению». Также было заявлено, что второе чтение «законопроекта Путина» может быть назначено на 10 марта – решать данный вопрос будет Совет Госдумы после того, как поступит последняя поправка[32][33][34].

18 февраля 2020

  • В профильный комитет внесены поправки к главам 4 и 6 Конституции России, посвященные Президенту и Правительству. Поправками предлагается дополнить конституционные положения о полномочиях Президента, о полномочиях и порядке формирования Правительства, о требованиях к членам Правительства; раскрыть конституционные нормы о Совете Безопасности и Администрации Президента; поднять на конституционный уровень ряд важных положений, которые сейчас действуют на уровне других актов; внести поправки корреспондирующего характера в соответствии с поддержанными ранее предложениями об изменениях в другие главы Конституции[35][36].

25 февраля 2020

  • В Госдуму поступили поправки в «законопроект Путина» об общероссийском голосовании – поправками предлагается закрепить основные процедурные вопросы подготовки и проведения данного голосования. В частности, указывается, что назначение общероссийского голосования будет осуществляться указом Президента России, в котором должен содержаться вопрос, выносимый на общероссийское голосование[37][38].
  • Общественная Палата Российской Федерации опубликовала заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта о поправках в Конституцию[6] – в целом концепция законопроекта была поддержана, однако общественники рекомендовали учесть ряд их замечаний при голосовании во втором чтении. В частности, было предложено изменить 114-ю статью, а точнее утвердить обязанность Правительства России, обеспечить участие общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. Также прозвучало предложение онституционного закрепления статуса Общественной палаты[39][40][41].

26 февраля 2020

  • Владимир Путин провел встречу с членами рабочей группы – главной темой заседания стало всенародное голосование по принятию поправок. Президент прямо заявил, что все поправки в Конституцию РФ должны вступить в силу сразу после подведения итогов общероссийского голосования – в частности, поправки о передачи части полномочий главы государства обоим палатам Федерального собрания[42][43][44]

27 февраля 2020

  • Госдума поддержала поправку в «законопроект Путина» о дате проведения всероссийского голосования по изменениям в Конституцию – предлагается закрепить в статье 2 законопроекта, посвященной вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, что днем общероссийского голосования является 22 апреля 2020 года, который объявляется нерабочим днем[45][46][47].

28 февраля 2020

  • В Госдуму внесен законопроект (№910855-7) об уголовной ответственности за нарушения при общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию России. Павел Крашенников, автор законопроекта, пояснил[7], что данный законопроект направлен на обеспечение свободного осуществления гражданином своего права на участие в общероссийском голосовании. Уголовное наказание, предложенное в законопроекте, предусмотрено от штрафов до 4 лет лишения свободы в зависимости от степени тяжести преступления[48][49][50].
  • На заседании ЦИК России представлен проект Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию. В проекте содержатся правила подготовки и проведения голосования, за основу взят закон о выборах президента России (№19-ФЗ). Процедура учитывает все наработки российской избирательной системы последних лет – возможность голосовать по месту фактического нахождения («мобильный избиратель») на любом участке в России и за рубежом, а также общественное наблюдение. Принятый за основу документ направляется в региональные избиркомы, которые должны представить свои предложения и замечания по тексту до 6 марта[51][52][53].
  • Верховный Суд России опубликовал официальный отзыв на законопроект Крашенникова – как сказано в отзыве, «замечаний и предложений по законопроекту не имеется»[8].
  • Правительство России опубликовало официальный отзыв на законопроект Крашенникова[9]. В отзыве было отмечено, что «избирательное законодательство в настоящее время не предусматривает создание специальных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования» – организация подготовки данного голосования была ранее возложена на избирательные комиссии, в частности ЦИК России. Законопроект Крашенникова был в целом поддержан Правительством России, но при условии исключения из него понятия «комиссия по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования».
  • В Госдуме поддержали поправку, которая запрещает Президенту России иметь зарубежные счета – «запрещается иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». В поправках также также уточнено, что главой государства сможет стать гражданин России, «не имеющий имущества, зарегистрированного на территории иностранного государства» – аналогичные требования распространяются на супругов и несовершеннолетних детей как президента, так и кандидатов на эту должность[54].

Март 2020

Апрель 2020

Май 2020

Ссылки

Дополнительные материалы

Примечания

  1. Из всех 137 статей Конституции России поправки могут вносится в следующие главы:
    * Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    * Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    * Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    * Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    * Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)
    * Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
  2. Полное название – Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации
  3. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству о предварительном рассмотрении проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»
  4. Конституция России, статья 135[1]:
    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
  5. Конституция России, статья 136[2]:
    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  6. Заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»
  7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
  8. Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовны й кодекс Российской Федерации»
  9. Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Дума П.В. Крашенниковым