Российский военно-морской флот: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Перенаправление на Справочник патриота)
Нет описания правки
(нет различий)

Версия от 17:19, 13 августа 2020

 
Leftquotes.pngВ России постоянно приходится повторять старую истину, что для обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны является морская торговля и открытый доступ к мировым рынкам, и что все это зависит от морских вооружённых сил. Особенно в последнее время, вследствие сильного экономического подъёма всех цивилизованных народов, морские пути приобрели выдающееся значение, а вместе с ними и морская оборона.Rightquotes.png
Начальник Морского генерального штаба контр-адмирал светлейший князь Ливен
Эмблема ВМФ России
Флаг ВМФ

Зачем России флот: задачи российского флота

Если коротко, флот нужен России для решения следующих задач:

  • Обеспечение ракетно-ядерного сдерживания — по состоянию на 2010-е годы атомные подводные лодки являются самыми малоуязвимыми из всех носителей стратегических ракет. Комплексы наземного и воздушного базирования по сравнению с подводными лодками гораздо более подвержены угрозам со стороны высокоточного оружия, поскольку они либо, как шахтные ракетные комплексы, размещены стационарно и их координаты могут быть определены заранее, либо неплохо видны со спутников, беспилотников и прочих современных средств разведки.
  • Обеспечение свободы судоходства — только наличие вежливых крейсеров за спиной частенько спасает гражданских российских моряков от произвола пиратов и местных властей в отдалённых и не очень точках Мирового океана.
  • Оборона островов, побережья и внутренних районов страны от нападения с моря — только наличие мощного флота способно отогнать чужие авианосцы, атомные подводные лодки и корабли-носители крылатых ракет подальше от наших берегов. В противном случае бомбардировщики с авианосцев имели бы шанс долететь даже до Москвы вскоре после начала гипотетического вооружённого конфликта.
  • Участие в охране морских и шельфовых природных ресурсов, в том числе в спорных районах — хотя это задача в основном пограничных кораблей, но в тяжёлых случаях требуются аргументы более крупного калибра. У России имеются в той или иной мере спорные участки практически во всех окружающих её морях: Балтийском, Чёрном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Беринговом, Чукотском, Охотском и Японском.
  • Обеспечение «проецирования силы» российской армии в любые уголки планеты — хотя это отчасти умеет делать и авиация, но присутствовать в сильно удалённом от ближайшей базы районе неделями и месяцами могут только корабли. Они же могут высаживать стратегические десанты. Свежий пример — демонстративное дежурство и учения Российского флота у берегов Сирии в 2013 году.
  • Обеспечение транспортных операций в условиях войны или военной опасности, прорыв блокады — см. свежий пример 2014 года — «Сирийский экспресс» — действия российского флота по доставке грузов в Сирию с помощью военных (десантных) кораблей, в условиях, когда гражданские корабли и самолёты другие страны пытались останавливать и досматривать.
  • Выполнение операций по блокаде побережья — сюда входит, например, перехват транспортов с оружием для террористических организаций в XIX веке, из свежих примеров можно привести блокаду Донузлава в начале 2014 года в ходе операции по обеспечению безопасности референдума в Крыму.
  • Непосредственная поддержка боевых действий в приморских районах — поддержка с моря может легко оказаться решающей в любой наземной операции в прибрежном районе, поскольку, несмотря на развитие полевой артиллерии и вертолётов, им очень далеко до той плотности огня, которую могут обеспечить корабли, обладающие огромным боезапасом и автоматической артиллерией. Более того, у сухопутных войск, как правило, отсутствуют как средства, так и опыт борьбы с кораблями, находящимися на дистанции больше прямого выстрела, что угнетающе — вплоть до паники и бегства — действует на личный состав. Точно также не теряют своего значения и морские тактические десанты.

Помимо своих основных задач, российский военный флот исторически выполнял и продолжает выполнять задачи научного характера — российские военные моряки совершили множество великих географических открытий, включая открытие Антарктиды и Аляски. Эта деятельность продолжается до сих пор. 18 января 2015 года российское исследовательское судно «Адмирал Владимирский» (флагман Гидрографической службы ВМФ России) вернулось в порт Кронштадта из 5-месячной кругосветной научной экспедиции — первой кругосветной экспедиции ВМФ России за последние 30 лет. Это первое в мире кругосветное плавание на большом корабле с проходом по Северному морскому пути [4] (ранее это делали только яхты).[5] В ходе путешествия было совершено около 2 десятков географических открытий — в частности, учёные обнаружили неизвестный ранее подводный хребет. Также подтверждено существование острова Яя в море Лаптевых (на остров осуществлена первая высадка).[6] Выявлены существенные изменения на местности, связанные с разрушением ледников северных островов — в 2015 году эти открытия планируется «положить на карты». Также доказана возможность прохода по-современному СМП без ледокольной проводки. [7] По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, данная экспедиция закрепила за Россией право на тысячи километров морского пространства. [8]

Распространённые ошибки в рассуждениях о флоте

  • Россия страна сухопутная и военный флот ей не нужен вовсе.

Такая позиция обрекает страну на бедность, поскольку экспорт — основа благосостояния любой страны, а морские перевозки — самые дешёвые и независящие, при наличии «авторитетного» флота, ни от каких стран-транзитёров, имеющих привычку регулярно устанавливать пошлины повыше, а то и вовсе прекращать транзит. Кроме того, в морях и океанах сосредоточена значительная часть мировых богатств — в частности, рыба и морепродукты, а также многочисленные месторождения нефти и газа. Также в настоящий момент только атомные подводные лодки остались единственными достаточно хорошо защищёнными от современного высокоточного оружия носителями стратегических ядерных ракет и тем самым являются ключевым компонентом в обеспечении ядерного сдерживания.

Более того, именно изоляция России от моря и, в частности, морских портов является ключевой в концепции «Хартленда», последовательно проводимой недругами России в последние десятилетия. В частности, по-видимому, именно с этими взглядами были связаны планы[9] Министерства обороны США обосноваться в Крыму и Севастополе.

  • Достаточно поставить мощные укрепления/ракеты/«непотопляемые авианосцы» и авиацию на берегу — и корабли будут не нужны.

Миф достаточно легко разбивается, если сравнить стоимость серьёзного укрепления всех отечественных берегов, длина которых составляет многие тысячи километров, со строительством флота, который может выдвинуться куда нужно. И всё равно противник, имеющий мощный флот, практически всегда сможет создать локальный перевес над менее мобильными береговыми войсками в заранее нам не известной точке берега. Кроме того, флот позволяет дополнительно решать множество других перечисленных выше задач, отчасти полностью недоступных сухопутным войскам и авиации.

  • Сейчас нам такой мощный флот не нужен. Вот возникнет необходимость — тогда и построим/закупим.

Вся история отечественного флота (см. ниже) показывает, что необходимость в применении флота у России в большинстве случаев возникает практически внезапно, во всяком случае, в сроки явно меньшие цикла постройки сколь-нибудь серьёзного корабля. Единственными явно выраженным исключением стала Русско-японская война 1904—1905 гг., но и в тот раз успеть не удалось, да и срочно что-то закупить тоже не получилось. Кроме того, постоянного поддержания требуют навыки самих военных моряков, а также научно-технический уровень и практический опыт кораблестроителей. Всё вместе это обуславливает необходимость постоянного поддержания корабельного состава на достаточно высоком уровне, поскольку во время войны почти ничего исправить уже не удастся.

  • России не нужны универсальные десантные корабли типа «Мистралей», потому что у нас нет заморских колоний, где ими воюет Запад.

Если танкодесантные корабли предназначены, прежде всего, для высадки тяжёлой техники, то универсальные десантные корабли — это корабли, специально сделанные для спецназа. Излишне напоминать какую роль последний играет в большинстве конфликтов и инцидентов последнего времени. Например, одно появление такого корабля у берегов не слишком-то мощного, но обнаглевшего от дальнего расположения и чужого науськивания государства вполне может породить в умах его руководителей опасения за собственную безопасность даже находясь в сотне километров от берега, поскольку «вежливые люди» на вертолётах смогут не только вызволять заложников и отлавливать открыто живущих там главарей террористов, но и делать ещё много других полезных вещей.

История Российского военно-морского флота

Поход русского флота на Царьград в 860 году, летопись XV века

Древняя Русь

В заросшей лесами и обильно изрезанной реками стране водный транспорт являлся основным, а во многих случаях и единственным средством передвижения в летнее время. Поэтому населявшие Древнюю Русь люди в больших объёмах пользовались небольшими парусно-гребными судами, пригодными как для плавания по рекам и пересечения волоков, так и для каботажного плавания по акваториям Балтийского, Чёрного и Азовского морей.

Большинство дальних военных походов русские князья также совершали на кораблях. В частности, достоверно известно, что ещё языческий древнерусский флот, по крайней мере, пытался осаждать крупнейший город-крепость того времени — Константинополь и непременно взял бы его если бы не буря, вызванная, как считалось, вмешательством свыше[1]. Само образование русского государства в Новгородской земле, а затем создание объединённой Киевской Руси было связано с речными походами князей Рюрика и Олега, а последующие морские походы первых русских князей позволили заключить ряд выгодных торговых договоров с Византией, что способствовало расцвету внешней торговли Руси в X—XII вв. Речные походы князя Святослава вниз по Волге привели к окончательному падению Хазарского каганата. Также флот, по всей видимости, играл значительную роль в русском Тьмутараканском княжестве, расположенном на берегу Керченского пролива (в Тамани и Восточном Крыму).

Средние века

Город Астрахань и фрегат «Орёл» с флотилией, 1670

Значение морской торговли для государства осознавал ещё Иван III Великий, пытавшийся построить порт в устье Наровы, но не преуспевший из-за протекционистских мер со стороны тогдашних европейских конкурентов — Ганзейского союза и множества других проблем, которые должна была одновременно решать только ещё сбрасывавшая долгое иго страна. При Иване III, однако, успешно функционировал российский флот на Северном Ледовитом океане — он базировался в Холмогорском порту в устье Северной Двины и обеспечивал такие операции, как военные походы в Лапландию, торговые экспедиции и посольства в Данию, а также, вероятно, исследования северных земель: в этот период Россия закрепилась в устье реки Печоры (нынешний Ненецкий АО), а на Шпицбергене (Груманте) были основаны первые русские поселения.

Следующие важные шаги по развитию флота сделал Иван Грозный в ходе Ливонской войны. Пока Россия не имела своего флота на Балтике прочие страны безнаказанно устраивали фактическую блокаду Нарвы и обижали русских купцов. Для охраны отечественных торговых интересов были наняты первые боевые корабли для Балтийского флота, однако они, не имея оборудованных баз, в конце концов, не смогли победить своих многочисленных противников. Основной же заслугой первого русского Царя в становлении флота стало строительство первых двух важнейших портов России: в 1557 году — порта-крепости в устье Наровы на Балтике, в 1558 году — новой Астрахани в устье Волги на Каспийском море и в 1584 году — Архангельска в устье Северной Двины на Белом море. Также при Иване Грозном на долгое время — более двадцати лет — стал российским и давал огромные доходы в казну порт в Нарве.

И, наконец, при Алексее Михайловиче был сделан следующий шаг в этом направлении — для Каспийской флотилии были построены и в 1669 году вступили в строй несколько современных на тот момент боевых кораблей. Первый достаточно крупный парусный боевой корабль — фрегат «Орёл», однако это начинание не получило продолжения из-за фактической гибели флотилии во время восстания Стеньки Разина.

Первый русский линейный корабль «Гото Предестинация», 1700
Кронштадт в 1710-х
Эзельский бой
Линейный корабль «Пётр Первый и Второй», 1727
Сражение при Гренгаме

Петровская эпоха

При Петре I в ходе осад Азова, а затем и Северной войны оказалось, что флот решительно необходим для достижения каких-либо успехов в боевых действиях в прибрежных районах, а также для того, чтобы отечественные торговые суда могли рассчитывать на более-менее справедливое отношение в иностранных водах. В связи с этим страна начала активно строить флот сначала на Азовском, а затем и на Балтийском морях. Также была создана флотилия на Белом море.

Заработали крупные верфи под Архангельском, под Воронежем, в Олонецком крае и в Санкт-Петербурге. Были построены морские крепости с военными портами Троицк (нынешний Таганрог) и Кронштадт, строилась крепость в Балтийском порту (ныне Палдиски). Для защиты морских портов в устьях рек реконструировались укрепления Динамюнде (Динабурга) у Риги, была возведена очень серьёзная для севера каменная Новодвинская крепость под Архангельском. Также были основаны крупнейший коммерческий порт Санкт-Петербург и первая на Тихом Океане Охотская верфь.

К сожалению, наиболее сильный первоначально Азовский флот был потерян в 1711 году из-за утраты Таганрога и Азова по результатам катастрофически неудачного сухопутного Прутского похода, где турецкие войска едва не взяли в плен самого Петра I. Однако в дальнейшем Балтийский флот, вынужденный противостоять сильному шведскому флоту, далеко превзошёл по силе бывший Азовский. Венцом его развития в это время стал спроектированный частично самим Петром I, но вступивший в строй уже при Петре II 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», находившийся на самом переднем крае технологических достижений той эпохи и уверенно входивший в считанное по пальцам число сильнейших кораблей мира.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские победы:

  • В ходе войны с Турцией осуществлена успешная осада Азова с суши и с моря в 1696 году — эта победа обеспечила стране выход к Азовскому морю.
  • В ходе войны с персидскими сепаратистами, мешавшими торговле, в 1722…1723 гг. с помощью Каспийской флотилии проведён успешный захват всего западного и южного побережья Каспийского моря, включая Баку и северные районы нынешнего Ирана.
  • В ходе Северной войны, по результатам которой Россия получила выход к Балтийскому морю с приобретением обширного побережья от Выборга до Риги, флотом и береговыми войсками одержано множество побед:
    • Победа в сражении у Новодвинской крепости 25 июня (6 июля) 1701 года.
    • Победа в бою в устье Невы 7 (18) мая 1703 года.
    • Победа в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года.
    • Победа в Эзельском бою 24 мая (4 июня) 1719 года.
    • Успешное проведение высадки десантов на побережье Швеции с целью принуждения Швеции к миру летом 1719 года.
    • Победа в сражении при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 года.
Осада Данцига, 1734

Эпоха дворцовых переворотов

В некоторой степени утративший свою силу в после окончания Северной войны флот, после смерти Петра I в 1725 году постепенно был почти заброшен, пока в 1732 году за его восстановление не взялась Императрица Анна Иоанновна. В результате, была разработана первая письменная военно-морская доктрина России, новые штаты флота и возрождено Архангельское адмиралтейство. Хотя флот по новым штатам был заметно слабее петровского на пике Северной войны, вскоре он получил выдающийся для своего времени 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» и с середины 1730-х в целом поддерживался на вполне достойном уровне в плане корабельного состава, а последовавшая в начале 1740-х очередная война со Швецией наглядно показала и необходимость постоянной подготовки экипажей, возобновлённой с этого времени на достаточном уровне.

Также российский флот провёл успешную операцию по доставке осадного снаряжения и осаде с моря одной из лучших крепостей того времени — Данцига (Гданьска). Город, в результате, был взят, несмотря на то, что осаждающих было меньше, чем осаждённых. В плен попал также французский фрегат. В результате значительно упрочнилось политическое положение России в Европе и, особенно, влияние в Польше.

В ходе Семилетней войны взаимодействие армии и флота обеспечило взятие Мемеля (1757) и Кольберга (1761).

Истребление турецкого флота в Чесменском сражении, 1770
Российская «Архипелагская губерния» в Эгейском море, 1770—1775])

Екатерининская эпоха

При Екатерине II значение флота резко возросло из-за войн с Турцией, которые отечественный флот успешно вёл как на Азовском и Чёрном, так и на Средиземном морях. Был основан Черноморский флот, морская крепость Севастополь, верфи в Херсоне и Николаеве, а также глубоководный коммерческий порт Одесса.

В это же время в российском флоте начал службу, по-видимому, лучший флотоводец всех времён и народов — адмирал Фёдор Ушаков, не потерявший в 43-х сражениях ни одного корабля и ни одного подчинённого пленным, хотя сам не раз уничтожал целые эскадры превосходящего противника. В 2000-х Русская православная церковь, признала глубоко верующего адмирала святым.

В целом, в этот период на Средиземном и Чёрном морях успешно осуществлялась блокада Стамбула в ходе русско-турецких войн, что серьёзно сказывалось на экономическом потенциале Турции, а также велась активная поддержка боевых действий на суше, вплоть до взятия с моря сильно укреплённых крепостей. На Балтике в ходе русско-шведской войны 1788—1790-х годов, когда армия и основная часть флота была выдвинута на турецкий театр военных действий, именно флот спас Санкт-Петербург если не от уничтожения, то от десанта и серьёзных разрушений. Сражения той войны были менее решительны, чем на юге, но в целом носили успешный для России характер.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские операции и победы:

  • Поход Первой Архипелагской экспедиции в Средиземное море 1769—1774 гг. в составе пяти эскадр во время Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг., в ходе которого были проведены:
    • Высадка десанта на полуострове Пелопонесс 17 (28) февраля 1770 года.
    • Взятие морской крепости Наварин 30 марта — 10 апреля 1770 года.
    • Победа в Хиосском сражении 24 июня (5 июля) 1770 года.
    • Победа в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года — в Чесменской бухте был уничтожена подавляющая часть турецкого флота.
    • Блокада Дарданелльского пролива в конце лета 1770 года.
    • Основание «губернии» («Архипелагского великого княжества») на принявших российское подданство островах в Эгейском море.
    • Набеговые операции на побережье Турции летом 1771 года.
    • Уничтожение верфи и строящихся кораблей в порту Митилены (о. Лесбос) 2-4 (13-15) ноября 1771 года.
    • Победа в Патрасском сражении 26—29 октября (6—9 ноября) 1772 года — небольшая русская эскадра атаковала и в решительном многодневном бою практически полностью уничтожила более сильный турецкий отряд, находившийся под прикрытием береговых батарей.
    • Набеговая операция против порта и крепости Чесма 24 октября (4 ноября) 1772 года
    • Успешный рейд у побережья Египта в октябре-ноябре 1772 года.
    • Успешная осада Бейрута вместе с принявшими российское покровительство местными жителями — друзами 25 июля (5 августа) — 30 сентября (10 октября) 1773 года.
  • Победа в Гогландском сражении со шведским флотом 6 (19) июля 1788 года — неподготовленный к войне русский флот нанёс тяжёлые повреждения шведской эскадре, сорвав план блицкрига, который шведы начали в надежде на отвлечение российских армии и флота на войну с Турцией.
  • Победа в сражении с турецким флотом у Фидониси 14 июля 1788 года.
  • Победа в сражении с турецким флотом при осаде крепости Очаков 17-18 июля 1788 года.
  • Победа в первом Роченсальмском сражении со шведским флотом 13 (24) августа 1789 года.
  • Победа в Ревельском сражении со шведским флотом 2 (13) мая 1790 года.
  • Сведение в нулевую ничью Красногорского сражения с превосходящим шведским флотом 23—24 мая (3-4 июня) 1790 года.
  • Победа в Выборгском сражении со шведским флотом 22 июня (3 июля) 1790 года.
  • Победа в сражении с турецким флотом у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года.
  • Победа в сражении с турецким флотом у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года.
  • Победа в сражении с турецким флотом при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 года.
Черноморский флот проходит Босфор, 1799
Копия линейного корабля «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)

Наполеоновские войны

При Павле I флот пополнился самым сильным боевым кораблём в мире — был спущен на воду линейный корабль «Благодать». Однако же главную задачу того времени — освобождение от французов стратегически важного средиземноморского острова Мальта, права на который с большим трудом удалось получить Павлу I, решить не удалось из-за вероломства союзной до этого момента Англии, сначала возражавшей против штурма, а затем самолично захватившей остров.[10]

При Александре I финансирование флота несколько отошло на второй план, поскольку страна, имея сильнейшего союзника на море — Англию, получила ещё более опасного противника на суше — в союзниках и подданных Наполеона к 1812 году находилась практически вся континентальная Европа. При этом Россия иногда вела одновременные боевые действия на Чёрном, Средиземном и Балтийском морях, что вызывало острый недостаток в морских силах. Однако в этих условиях задачи флота сумела частично решить доблестная Российская армия, впервые в истории войн атаковавшая зимой 1808—1809 годов центральную Швецию прямо по льду замёрзшего Балтийского моря, что позволило отодвинуть границу от Санкт-Петербурга до самого Ботнического залива.

В этот период российским флотом были проведены следующие выдающиеся операции и сражения:

  • Средиземноморский поход эскадры Фёдора Ушакова 1798—1800 гг. во время Войны второй коалиции с Францией:
    • Осада и штурм французской крепости на острове Корфу 24 октября (4 ноября) 1798 — 20 февраля (3 марта) 1799 гг.
  • Средиземноморский поход Второй Архипелагской экспедиции 1805—1807 гг. во время Русско-турецкой войны 1806—1812 гг., Войны третьей коалиции с Францией 1805 г. и Войны четвёртой коалиции с Францией 1806—1807 гг.
    • Занятие области Бока-ди-Каттаро (Которского залива) 16-21 февраля 1806 года.
    • Штурм французских укреплений острова Курцола 30 марта 1806 года.
    • Штурм турецкой крепости на острове Тенедос 10 марта 1807 года.
    • Дарданелльское морское сражение с турецким флотом 10 (22) — 11 (23) мая 1807 года.
    • Афонское морское сражение с турецким флотом 19 июня (1 июля) 1807 года.
Бой брига «Меркурий»
Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И. К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…

Николаевская эпоха

При Николае I флот, как и страна в целом, продолжил активно развиваться. Были серьёзно укреплены с моря его главные базы в Кронштадте и Севастополе, построены многие более мелкие укрепления, а флот вплоть до 1840-х гг. успешно справлялся с возложенными на него задачами.

Тем не менее, спровоцированная Англией и Францией очередная русско-турецкая война, а затем, после уничтожения турецкого флота в Синопском сражении, и их активное вмешательство на стороне Турции поставили Россию в тяжёлое положение, поскольку их объединённый флот далеко превосходил российский, особенно на малонаселённых и слабо промышленно развитых в то время Чёрном море и Тихом океане. Тем не менее, существенных успехов противнику добиться не удалось. Так, на Балтике, не решившись штурмовать свежепостроенные огромные форты Кронштадта, союзникам пришлось довольствоваться обстрелом нескольких крепостей и разрушением недостроенной крепости Бормазунд. На Камчатке защитники Петропавловска сумели победить в многодневном сражении с сильной для тех мест англо-французской эскадрой, после чего город был организованно эвакуирован. И только на Чёрном море после многомесячной кровопролитной обороны им удалось захватить южную часть Севастополя, находившуюся к тому времени из-за ежедневных обстрелов в состоянии Сталинграда после известной битвы.

В конце концов, судьбу войны решило предательство спасённой незадолго до этого русскими войсками Австрии, присоединившейся к требованиям антирусской коалиции, в результате чего Россия, помимо прочих уступок, потеряла право на содержание военно-морского флота на Чёрном море.

В это время можно отметить следующие выдающиеся операции и бои отечественного военно-морского флота:

  • Победа совместно с союзниками в Наваринском сражении с турецким флотом 8(20) октября 1827 года.
  • Практически полное блокирование действий турецкого военного и торгового флота в Чёрном море во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг.
  • Бой брига «Меркурий» — небольшой 20-пушечный корабль 14 (26) мая 1829 года был, настигнут двумя более быстроходными турецкими линкорами — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-Бей». В результате произошедшего боя бригу удалось повредить парусную оснастку обоих кораблей и оторваться от преследования, что во всём мире было воспринято буквально как чудо.
  • Победа в Синопском сражении с турецким флотом 18 (30) ноября 1853 года.
  • Победа при обороне Петропавловска (ныне Петропавловска-Камчатского) 16 (29) августа — 26 августа (7 сентября) 1854 года.
  • Оборона Севастополя 1854—1855 гг. — упорство героических защитников города настолько вымотало нападавших, что заняв его южную часть, они фактически отказались от дальнейших активных действий на суше.
  • Оборона Кронштадта 1854—1855 гг. — как ни заманчиво было огромному англо-французскому флоту добраться до столицы Империи, однако же мощная оборона Кронштадта, на одном из фортов которого в момент наибольшей угрозы находился прибывший туда для содействия организации обороны лично Император Николай I, а также применение морских мин русского инженера Якоби и решительность флота принудили их отступить, так и не вступив в бой.
Файл:Fregat General-Admiral 1859.jpg
Винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»
Броненосный фрегат «Князь Пожарский»

Флот в Большой игре — создание крейсерского и броненосного флотов

Практически всю эпоху броненосного флота Россия находилась в состоянии холодной войны с Британской Империей. Глобальный конфликт, в котором Британская Империя, параноидально боящаяся за обогащавшую её Индию, делала всё, чтобы огородить Россию с юга враждебными режимами и создать в ней внутреннюю нестабильность, был известен под названием «Большая игра». В этих условиях Россия постоянно совершенствовала свои океанские крейсера, способные в случае чего так нарушить британскую торговлю, чтобы сделать невыгодной любую войну.

Становление отечественного броненосного флота началось в трудных условиях Великих Реформ и последствий Крымской войны. Тем не менее уже к концу 1850-х Россия при помощи союзных в то время США построила лучший в мире океанский крейсер того времени — винтовой фрегат «Генерал-Адмирал». А в 1860-х, уже самостоятельно, строила винтовые корветы и фрегаты, которые отлично себя проявили во время главной боевой операции 1860-х — Американской экспедиции. Среди них были построены гигантские для того времени бронированные деревянные фрегаты (океанские крейсера) типа «Севастополь» и «Князь Пожарский». Кроме того, 1862 году из боевого состава флота были окончательно исключены все чисто парусные корабли. Тогда же, по результатам Франко-Прусской войны 1870—1871 годов Россия, указав на многочисленные нарушения условий Парижского мира другими державами, вернула себе право на флот на Чёрном море, а на Балтике и начала серийное строительство относительно небольших броненосцев для первоочередных нужд обороны Санкт-Петербурга.

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»
Файл:General-admiral.jpg
Первый в мире броненосный крейсер «Генерал-адмирал»

В 1870-х Россия построила свой первый крупный броненосец «Пётр Великий», ненадолго ставший сильнейшим кораблём планеты. А затем изобрела целый класс броненосных крейсеров, первым из которых стал новый «Генерал-адмирал».

В войне с Турцией 1877—1878 года отечественный флот всё ещё был недостаточно сильным на Чёрном море, но, тем не менее, сумел организовать достойный отпор турецкому флоту, широко применив шестовые и, впервые в мире, самодвижущиеся мины (торпеды). Находившиеся в Средиземном море корабли Балтийского флота существенного участия в войне не приняли, хотя и действовали своим присутствием на нервы всем участникам конфликта. Тогда же в 1878 году был основан Добровольный флот — существовавшая до 1925 года при поддержке добровольных пожертвований флотилия быстроходных грузопассажирских судов, приспособленных к быстрому переоборудованию во вспомогательные крейсера[2].

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» на Дальнем Востоке, 1890 г.
Броненосец «Чесма» типа «Екатерина II». Видны две носовые барбетные установки главного калибра

В 1880-х на Балтике продолжалось строительство в основном многочисленных океанских крейсеров, среди которых был и сильнейший в то время мире броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов». Кроме крейсеров для Балтийского флота были построены также два достаточно сильных по тому времени броненосца типа «Император Александр II». На Чёрном же море при этом были построены четыре ещё более мощных броненосца типа «Екатерина II», специально предназначенных для боя в узких черноморских проливах, а в Одессе в глубочайшей тайне был сосредоточен «особый запас» артиллерии, в том числе и специально разработанные для решения одной-единственной задачи — стрельбы на небольшое расстояние по крупным кораблям с высокого берега — огромные и очень дорогие «лёгкие» 9-дюймовые мортиры. Такое внимание к Проливам объяснялось тем, что статус Босфора и Дарданелл тогда был таков, что не только изолировал Черноморский флот, но и ставил отечественную экономику в опасную зависимость от прихотей турецкого султана и его заморских кредиторов, поскольку именно через Проливы шла львиная доля Российского экспорта.

К середине 1890-х, в рамках очередного обострения отношений с Британской Империей, Черноморский флот был готов вполне осуществить операцию по захвату Проливов[3]. Как показали рассекреченные много времени спустя документы, с российской стороны дело дошло до того, что в Одессе были развёрнуты транспорты и десантные дивизии в 12-часовой готовности к погрузке, а российский посол в Константинополе (Стамбуле) мог одной кодовой фразой начать Босфорско-Дарданелльскую операцию. Однако она практически в последний момент была отменена, поскольку у страны появилась новая большая проблема на море.

Файл:Russian Fleet in yhe harbor of New York 1863.jpg
Русская эскадра, базирующаяся в гавани Нью-Йорка (США), 1863

В этот период можно отметить следующие победоносные операции и бои российского военно-морского флота:

  • В ходе Американской экспедиции 1863—1864 гг. две эскадры российских крейсеров скрытно перебазировались в США в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Именно присутствие российских крейсеров в Нью-Йорке и других портах США позволило остудить горячие головы в британском адмиралтействе и предотвратить зарубежное вмешательство в процесс ликвидации очередного польского восстания, а заодно и спасти сами США, которые в то время находились в положении Сирии 2013 года, поскольку Британская Империя и зависимые от неё страны поддерживали в гражданской войне южан.
  • Бой парохода «Веста» — 11 июля 1877 года вооружённое с началом войны, бывшее торговое судно — пароход «Веста», выполнявший задачу по блокаде турецкого в тот момент порта Кюстенджи (ныне Констанца, Румыния), был атакован более быстроходным турецким броненосным корветом «Фетхи-Бутленд». Несмотря на подавляющее техническое превосходство турецкого боевого корабля в вооружении, скорости и бронировании после пятичасового боя получивший повреждения от точного огня орудий «Весты» противник был вынужден прекратить преследование.
Броненосный крейсер «Россия» в доке Владивостока
Файл:Poltava Type Battleships.jpg
Броненосцы типа «Полтава» в Порт-Артуре

Кризис на Дальнем Востоке

См. также Тексты:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны и Мифы о русско-японской войне

Броненосец «Ослябя» типа «Пересвет»
Файл:Крейсер Аврора 2013.jpg
Крейсер «Аврора» типа «Диана», Санкт-Петербург, 2013
Броненосец «Бородино»
Крейсер «Богатырь»
Крейсер «Новик»

К началу 1890-х годов Япония, в отличие от Китая и Кореи, более-менее успешно провела модернизацию экономики и вооружённых сил. После этого Токио, разгромив в 1894—1895 гг. Китай, взял устойчивый курс на создание империи, в которую, по замыслу местных политиков, должна была войти вся Восточная Азия, включая Китай и российский Дальний Восток.

Россия ответила на эту угрозу спешным строительством Транссибирской магистрали, сосредоточением сил флота на Дальнем Востоке и принятием новых кораблестроительных программ, вернувшись даже на время к закупке отдельных «образцов» новейшей военно-морской техники за рубежом.

К сожалению, на «всё и сразу» денег не хватало, и тогдашнему аналогу Андрея Кудрина[4] — Сергею Витте таки удалось урезать военные расходы на флот, отодвинув сроки его готовности на 1905 год, когда, по экономическим расчётам, японцы могли завершить свою кораблестроительную программу[5] Однако в реальности главные японские «доброжелатели» — Британская Империя и США — не только построили Японии основную часть флота, но и дали ей денег в кредит на её строительство, в результате чего к концу 1903 года на Дальнем Востоке сложилась взрывоопасная обстановка, поскольку японский флот получил явное преимущество над размещёнными в регионе силами эскадры Тихого океана Российского Императорского флота.

Однако ещё до этого в Китае произошло Боксёрское восстание, в ходе которого местные националисты начали массовые убийства иностранцев и христиан. В результате российские армия и флот, в составе объединённого военного контингента всех ведущих стран мира того времени были вынуждены предпринять поход на Пекин со штурмом укреплений порта Таку.

Всего же в 1894—1904 гг. только на Балтийском флоте вошли в строй 14(!) эскадренных броненосцев: «Наварин»,«Сисой Великий», «Ретвизан»,«Цесаревич»,три корабля типа «Полтава»,три типа «Пересвет» и четыре типа «Бородино»[6]. Крейсерские силы океанского флота получили три крупных броненосных крейсера — «Рюрик», «Россия» и «Громобой», составивших ядро Владивостокского отряда крейсеров, более скромный броненосный крейсер «Баян» и восемь бронепалубных крейсеров первого ранга[7]. Также был построен не имевший мировых аналогов крейсер второго ранга «Новик», прекрасно показавший себя в войну и ставший мировым родоначальником класса крейсеров-скаутов, а также три похожих на него крейсера, построенных по другим проектам — «Боярин», «Жемчуг» и «Изумруд». В результате, с учётом более старых кораблей, а также броненосцев «Три Святителя» и «Ростислав», построенных на Чёрном море, отечественный флот по своей мощи уверенно занял вторую строчку в мире, однако его силы были разделены между тремя далёкими театрами военных действий. Этому способствовало то, что к началу Русско-японской войны российские ремонтные мощности на Дальнем Востоке были всё ещё совершенно недостаточны и, в результате, значительная часть сил, предназначенных для Дальнего Востока, встретила войну на Балтике в ремонте или в пути на Дальний Восток.

В конце концов, в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японские миноносцы без объявления войны атаковали торпедами стоявшие на рейде корабли эскадры Тихого океана и серьёзно повредили два наиболее мощных корабля эскадры — «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубный крейсер «Паллада», что сразу поставило эскадру в заведомо проигрышное положение в случае открытого боя. Также приняли свой последний героический бой с многократно превосходящим противником запертые вопреки международному праву в нейтральном порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а находившиеся в пути на Дальний Восток подкрепления вынуждены были вернуться на Балтику.

К сожалению, даже прибытие в Порт-Артур талантливого и смелого вице-адмирала Степана Макарова не помогло, поскольку очень скоро он погиб вместе с почти всем экипажем подорвавшегося на мине броненосца «Петропавловск». В таких условиях даже державшееся в то время японцами в секрете потопление двух японских броненосцев на русских минах не позволяло Тихоокеанской эскадре надеяться на скорую победу. А вскоре время стало поджимать, поскольку японцы осадили с суши Порт-Артур.

Последовавшая попытка прорыва эскадры во Владивосток не удалась — после последовавшего сражения в Жёлтом море часть кораблей были задержаны до конца войны в нейтральных портах, часть погибли, а большинство вернулись в Порт-Артур, где в массе своей погибли от обстрела осадной артиллерией.

Высланная на помощь с Балтийского моря Вторая тихоокеанская эскадра, несмотря на выдающийся по тем временам поход в 29 тыс. километров без единой базы, не успела прибыть на Дальний Восток до падения Порт-Артура, к тому же задержавшись из-за действий немецких поставщиков угля на Мадагаскаре[8], и, в результате, была практически полностью разгромлена в Цусимском сражении полностью восстановившим боеспособность противником, что нанесло тяжёлый удар и боеспособности, и репутации отечественного флота.

Варяг и Кореец выходят на свой последний бой
Минный транспорт «Амур»

В это время можно отметить следующие выдающиеся операции и бои отечественного военно-морского флота:

  • Штурм фортов Таку (Дагу) 17 (4) июня 1900 года — в этом бою решительность и мужество проявил морской десант и экипажи канонерских лодок, длительное время находившиеся под огнём штурмуемой китайской крепости.
  • Бой Варяга и Корейца 27 января (9 февраля) 1904 года у Чемульпо — заблокированные в нейтральном порту вопреки нормам международного права русские корабли[9] вышли на бой с многократно превосходящим противником, впечатлив своим поступком буквально весь мир.
  • Перехват японских военных транспортов Владивостокским отрядом крейсеров 2 июня 1904 года — только на одном транспорте «Хитаци Мару» утонуло, не пожелав спасаться, свыше 1000 солдат и офицеров японского гвардейского корпуса и 18 сверхдорогих 280-мм осадных мортир.
  • Наступательная минная постановка под Порт-Артуром — на поставленной 1 мая 1904 года на пути патрулирования японской эскадры минным транспортом «Амур» банке из 50 якорных мин на следующий день погибли два японских эскадренных броненосца.
  • Поход второй Тихоокеанской эскадры — несмотря на неудачу в Цусимском сражении сам поход стал без преувеличения выдающимся достижением отечественного флота — этот 220-дневный поход крупной броненосной эскадры в военное время на расстояние 18 тыс. миль (29 тыс. км) являлся беспрецедентным в мировой практике.
Файл:Flot v boevom pohode1905.jpg
Российский флот в боевом походе (Тихий океан, весна 1905 г.). В кадре свыше 40 кораблей и судов — только эта эскадра соответствовала по силе, например, более чем половине всего флота США того времени.
Крейсер «Рюрик» следует за линкорами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», 1913
«Иоанн Златоуст» во главе отряда черноморских линкоров, 1916

Броненосный флот после Русско-японской войны

После поражения в Русско-японской войне основной проблемой Русского Императорского Флота стала не потеря кораблей, которые всё равно быстро устаревали из-за смены эпох кораблестроения, а неспособность тех, кто это поражение и спровоцировал, конструктивно работать во вновь избранной Государственной Думе.

До конца 1900-х годов в стране вводились в строй только корабли заложенные, либо заказанные ещё по довоенным проектам во время Русско-японской войны. В результате, в то время, когда Германия и Англия вели активнейшую гонку вооружений на море, строя первые, не очень, правда, удачные линкоры-дредноуты, в России вступило в строй только считанное по пальцам число броненосцев и крейсеров, построенных лишь по незначительно улучшенным довоенным проектам. На Чёрном море были введены в строй два броненосца типа «Иоанн Златоуст» и два бронепалубных крейсера типа «Богатырь», а на Балтийском море — два броненосца типа «Андрей Первозванный» и три броненосных крейсера типа «Адмирал Макаров». Единственным по-настоящему современным кораблём, введённым в строй в это время стал, мощный броненосный крейсер «Рюрик», построенный в Англии при российском участии как часть большого контракта по покупке лицензии на прорывную для того времени конструкцию орудийных затворов фирмы «Виккерс».

В это же время все оставшиеся к этому времени в строю броненосцы на основании опыта Русско-японской войны были переклассифицированы в линейные корабли (линкоры). В то же время фактическая слабость армии и флота не позволили предотвратить аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины во время Боснийского кризиса 1908—1909 гг., когда нашей стране пришлось отмалчиваться, точно, как во время событий в Югославии в 1990-х гг.

Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны
Эсминец «Новик»
Линкор (броненосец) «Слава» ведёт бой[10] с германскими дредноутами
Линейный корабль «Воля» в 1917 г.

Дредноутный флот

Депутаты опомнились лишь когда в Европе уже вовсю пахло жареным — нормальная работа Думы установилась с ноября 1907 года, экономика восстановилась после революции в 1910-м, и только 1911 году был принят Закон о флоте, согласно которому в стране началось строительство дредноутного флота, который смог бы в достаточной мере обеспечить интересы и суверенитет страны. С этого же момента началось соответствующее грандиозное по масштабам спешное расширение судостроительных мощностей.

В результате, к началу Первой мировой войны страна не имела ни одного современного линкора-дредноута, ни на Балтике, ни на Чёрном море. Германский же флот к этому времени настолько превосходил отечественный Балтийский, что при желании имел все шансы провести высадку войск прямо под Санкт-Петербургом[11]. Вследствие этого начало Первой мировой войны Балтийский флот встречал у спешно устанавливаемых минных полей в самом узком месте Финского залива, а его командующий, адмирал Эссен, выходя в море, не без оснований считал, что немногие из идущих в поход снова увидят родную базу. Единственным ярким достижением этого времени стало вступление в строй лучшего в мире эскадренного миноносца того времени. Эсминец «Новик» стал не только самым быстрым когда-либо построенным кораблём, его вооружение настолько превосходило существовавшие в то время аналоги, что уже в ходе войны он сумел единолично победить два новейших германских эсминца, утопив один из них и основательно повредив другой.

Однако, если на Балтике флоту откровенно повезло — надежды германского командования победить английский флот заставляли держать все современные корабли в 1914 году на Северном море, то на юге один-единственный германский линейный крейсер «Гебен», упущенный англичанами в Средиземном море, сумел практически полностью парализовать не только действия флота в войне с Турцией, но и все перевозки на Чёрном море. Собственно, именно отсутствие в российском черноморском флоте дредноутов позволило Германии втянуть Турцию в войну на своей стороне.

Вступившие в середине войны в строй 4 линейные корабля типа «Севастополь» на Балтике и два линейных корабля типа «Императрица Мария» на Чёрном море, хоть и резко изменили соотношение сил, но полностью исправить положение уже не смогли, а подоспевший уже в 1917 году третий черноморский дредноут «Воля» (до февральской революции «Император Александр III») типа «Императрица Мария» и вовсе фактически опоздал.

В актив Черноморскому флоту можно занести операции по блокаде зоны Проливов, подорвавшие военно-экономический потенциал Турции, и успешные операции по снабжению и поддержке с моря Кавказского фронта. Стычки линейных сил с «Гебеном» заканчивались для него каждый раз неудачно, но благодаря превосходству в скорости ему удавалось всякий раз уходить.

К моменту начала революционного развала на верфях страны строились 5 линкоров-сверхдредноутов следующего поколения: четыре формально считавшихся линейными крейсерами, а на самом деле являвшиеся быстроходными линкорами корабля типа «Измаил» с мощной 12х356-мм/60 артиллерией и чисто формально однотипный другим черноморским линкорам «Император Николай I»[12] Наиболее готовыми к вводу в строй к моменту развала экономики в середине 1917 — начале 1918 года были линейный крейсер «Измаил» (65 %) и линкор «Император Николай I» (64 %). Также на Балтике и Чёрном море в различной степени готовности находились по четыре недостроенных лёгких крейсера типа «Светлана».

В ходе Первой мировой войны отечественный флот провёл большое количество успешных операций, существенно повлиявших на ход боевых действий. Среди них можно отметить:

  • «Шведский поход» — принуждение Швеции к миру. Вечером 29 июля 1914 года основные силы Балтийского флота вышли в море с тем, чтобы в случае отказа Швеции от ультиматума Антанты, требующего от неё объявить о нейтралитете, уничтожить шведский флот прямо в его главной базе Готска-Санде. Однако шведы, прекрасно зная расклад сил, мудро приняли ультиматум и сражение не состоялось.
  • Развёртывание минно-артиллерийских позиций на Балтике.
  • Поддержка наступления на Черноморском побережье Турции.
  • Оборона Ирбенского пролива.

Ленинская эпоха

В результате революций и действовавшего в начале 1920-х «революционного» стиля управления отечественный флот, как и судостроительная промышленность оказались на грани полного уничтожения. В строю осталось только три линкора-дредноута из семи.[13] Значительная часть оборудования пяти строившихся сверхдредноутов была или просто уничтожена или использована в качестве микроскопов для забивания гвоздей.[14]

Легкий крейсер «Красный Кавказ» типа «Светлана»

Сталинская эпоха

При Сталине долгое время — вплоть до середины 1930-х гг. строительство флота финансировалось крайне скудно. Предложения моряков достроить находившиеся на хранении и готовые на 64…65 % линейный корабль «Император Николай I» и линейный крейсер «Измаил», на голову превосходившие всё, что имелось в то время у отечественного флота не нашли отклика у руководства и, в результате, оба корабля были разделаны на металл в 1927 и 1931—1932 гг. соответственно. Также не были восстановлены повреждённые линкоры «Императрица Мария»[15] и «Полтава» (с 1926 года «Михаил Фрунзе»)[16]. Единственными относительно крупными кораблями, вступившими в строй в это время стали крейсера типа «Светлана», три из которых были доделаны по в разной степени изменённым проектам в 1927—1932 гг.

Лёгкий крейсер «Максим Горький» проекта 26-бис
Недостроенный линкор «Советский Союз» (вверху) 26 июня 1941 года

С середины 1930-х строительство океанских кораблей или, как тогда говорили «Большого флота» было возобновлено, однако развал судостроительной промышленности оказался столь велик, что советскому флоту из всех крупных кораблей к началу Великой Отечественной войны пришлось довольствоваться только четырьмя новыми лёгкими крейсерами проектов 26 и 26-бис. Начатое перед войной массовое строительство линейных кораблей проекта 23 типа «Советский Союз» и линейных крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт» продвигалось крайне медленно по сравнению с изначальными планами и, в результате, завершено так и не было[17]

Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56[18], Владивосток, 2005

В начале Великой Отечественной войны флот понёс значительные потери вследствие немецкого господства в воздухе, особенно на Балтике. В целом же во время войны отечественный флот достаточно успешно противостоял морскому противнику, выполнив целый ряд сложных задач. В начале войны к ним, в частности, можно отнести в целом вполне успешные операции по длительному снабжению и эвакуации крупных плацдармов в районах полуострова Ханко, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Ораниенбаума, полуострова Рыбачий и на островах Моонзундского архипелага, а в конце войны — целый ряд успешных десантных операций, в ходе которых были освобождены полуостров Крым и Моонзундские острова.

Крейсер проекта 68-бис «Михаил Кутузов», 2005

Также в течение всей войны в целом успешно обеспечивались транспортные операции на Севере и велась борьба с судоходством противника. В частности, здесь можно отметить нанёсшее грандиозный вред противнику уничтожение экипажем подводной лодки С-13 транспорта «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились до 3700[11][19] курсантов-подводников, что практически поставило крест на надеждах Гитлера победить в «битве за Атлантику» — по-видимому, по своим стратегическим результатам эта победа является крупнейшей в мировой истории подводного флота и часто называется «атакой века», так как десятки подводных лодок важнее любого потопленного линкора.

Из крупных кораблей во время войны флот получил ещё два лёгких крейсера проекта 26-бис. И после окончания войны и при Сталине, и при Маленкове — вплоть до прихода в 1955 году к единоличной власти Хрущёва — лёгкие крейсера оставались единственным типом строившихся крупных кораблей отечественного флота, но, в отличие от довоенных, строившиеся в это время крейсера проектов 68-К и 68-бис уже имели дальность хода достаточную для действий в океане.

Хрущёвская эпоха — создание ракетоносного флота

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»
Крейсер «Грозный» проекта 58, 1985

Вскоре после окончательного прихода к власти в 1955 году Н. С. Хрущёв, поверивший во всемогущество ракетного оружия, а также знавший о резком отставании в то время средств противовоздушной обороны кораблей от возможностей авиации, резко прекратил строительство всех надводных кораблей крупнее эсминцев — были разобраны на металл даже корабли, находившиеся в 80 % готовности. Однако в это же время развернулось строительство атомных подводных лодок и первых кораблей, вооружённых противокорабельными, а затем и зенитными ракетами.

Первые плоды новой эпохи стали появляться с 1958 года, когда вступила в строй первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка К-3, с 1962 года получившая собственное имя «Ленинский комсомол». Уже вскоре подводные лодки, в том числе и атомные, были вооружены баллистическими и крылатыми ракетами большого радиуса действия и стали одной из важнейших составляющих отечественной ядерной триады. Поскольку Холодная война к этому времени была в самом разгаре — в 1962 году случился едва не приведший к началу 3-й Мировой войны Карибский кризис — Советский Союз уже к середине 1960-х построил многие десятки атомных подводных лодок и с чисто торпедным вооружением, и с крылатыми ракетами, и с баллистическими ракетами. Также десятками строились и дизельные подводные лодки, которых в то время тоже вооружали баллистическими и крылатыми ракетами, а большие дизельные торпедные подводные лодки строились сотнями. В результате подводные силы отечественного флота в это время стали по-настоящему серьёзным противником флотов стран НАТО, хотя в целом мы по-прежнему сильно уступали потенциальному противнику из-за их серьёзного преимущества в надводных кораблях.

В ходе Карибского кризиса отечественный флот выслал к берегам Кубы несколько дизельных торпедных подводных лодок с ядерными торпедами на борту. Однако должного результата это, в целом, не дало даже не столько из-за тотального превосходства флота США в Карибском море, сколько из-за того, что в силу своей скрытности подводные лодки, в отличие от крупных надводных кораблей, в принципе малопригодны для обозначения присутствия и запугивания противника. По этой причине не знавшие о наличии на борту советских субмарин атомного оружия американские моряки зачастую вели себя прямо-таки вызывающе.

В целом же, в духе всего правления Никиты Хрущёва, в это время количеству кораблей и подводных лодок уделялось значительно больше внимания, чем их качеству, что привело к ограничению возможностей и быстрому устареванию введённых в строй кораблей, хотя и позволило в короткий срок создать достаточно мощный флот. Надо сказать, что руководство советского флота не смирилось с запретом на строительство крупных кораблей, а просто-напросто заказало строительство новых — ракетоносных — крейсеров проекта 58 под видом эсминцев[20].

Брежневская эпоха

К-278 «Комсомолец»
Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988
Подводный крейсер проекта 941 «Акула»
Авианесущий крейсер «Минск» типа «Киев», 1983

С середины 1960-х гг. вектор развития отечественного флота сменился — с этого времени и до конца советских времён основное внимание уделялось качеству кораблей, которые постепенно становились сильнее и крупнее. Для обеспечения достаточно массового производства крупных надводных кораблей полноценного океанского флота уже в 1965 году[12] началось проектирование сразу нескольких крупных судостроительных заводов, вошедших в строй в 1971—1972 годах.

Уже к концу 1960-х флот пополнился целыми сериями крупных кораблей новых классов: большими противолодочными кораблями проектов 1134 и 1134-А, а также противолодочными крейсерами типа «Москва», последние из которых являлись фактически крейсерами-вертолётоносцами. В это же время была введён в строй уникальный атомный подводный крейсер — демонстратор технологий К-222, при создании которого было запрещено использовать уже существующие агрегаты. Эта подводная лодка с титановым корпусом и на 2017 год остаётся самой быстроходной в мировой истории — зафиксированная на мерной миле скорость семитысячетонного подводного крейсера составила 44,7 узла (23 м/с или 83 км/ч).

Рубежным этапом, ознаменовавшим достижение океанским флотом качественно нового уровня боеспособности стали крупнейшие в послевоенной истории военно-морские учения «Океан» («Океан-70»), которые были проведены в 1970 году.

Как дальнейшее развитие авианосного флота к середине 1970-х в строю появляются первые авианесущие крейсера типа «Киев», способные нести, помимо вертолётов, также самолёты вертикального взлёта и посадки, а в 1980-х был построен первый полноценный авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер, ныне известный как «Адмирал Советского Союза Кузнецов». Также флот получил сильнейшие в мире неавианесущие корабли — тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров».

Аналогичная эволюция произошла и с подводным флотом. В его строй стали вводиться пять постоянно совершенствовавшихся линеек подводных лодок: большие неатомные, атомные с баллистическими ракетами, атомные противолодочные, атомные с противокорабельными ракетами и атомные с крылатыми ракетами большой дальности[21]. Постепенно такое развитие привело к тому, что флот получил крупнейшие из когда-либо созданных подводных кораблей — тяжёлые атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» и самую глубоководную боевую подводную лодку всех времён — атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец».

Ельцинская эпоха

В 1990-х годах в связи с общим развалом экономики флот, как и после революций 1917 года, был поставлен на грань выживания. В области судостроения было потеряно значительное число заводов, оставшихся на Украине и в других бывших республиках СССР. На российских судостроительных заводах достраивались в подавляющем большинстве только корабли, заложенные в советское время, однако значительная часть достроена так и не была, включая все три находившихся на стапелях доставшегося Украине Николаева крупных корабля: атомный авианосец «Ульяновск» был разрезан на металл, тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг» — продан китайцам под аттракцион и позднее достроен ими как авианосец «Ляонин», и спущенный на воду в 1990 году ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», который был переименован в «Украину» и до сих пор (2018 год) ржавеет у достроечной стенки. Также был сильно сокращён количественный состав флота — часть была передана Украине, ещё больше кораблей было списано. Дело доходило до того, что строительство новых атомных подводных лодок, ремонт крейсеров и строительство жилья для офицеров в Севастополе финансировала в качестве патриотического жеста мэрия Москвы[22]

Тем не менее, и в это время флот нёс боевое дежурство, участвуя в обеспечении ядерного сдерживания. Наиболее же заметной его практически боевой операцией в это время стал поход среднего разведывательного корабля «Лиман» в зону боевых действий НАТО во время бомбардировок Югославии в 1999 году.

Путинская эпоха

Корвет «Стерегущий» Балтийского флота, 2009
Малый ракетный корабль «Град Свияжск», 2015

С улучшением ситуации в экономике при Путине стали постепенно повышаться боеспособность и боеготовность отечественного флота, а также улучшаться состояние судостроительной промышленности. К 2012 году все оставшиеся в стране военные верфи были полностью загружены заказами на много лет вперёд, иногда более, чем на 100 %[13]. В дальнейшем ситуация с судостроительными мощностями несколько улучшилась за счёт заводов воссоединившегося с Россией Крымского полуострова и продолжила улучшаться за счёт модернизируемых и вновь строящихся предприятий. Также значительно увеличилось количество и качество проводимых на море учений, однако из-за наследства предыдущей эпохи поступление кораблей новых проектов на флот началось только к концу 2000-х годов. При этом основной тенденцией стали строительство универсальных кораблей и подводных лодок ограниченного количества типов, а также повышенное внимание к обеспечению их малозаметности. Были введены в строй атомные многоцелевые и стратегические подводные крейсера нового поколения типов «Ясень» и «Борей». Новым элементом флота стало также появление и последующее применение в ходе боевых действий в Сирии речных малых ракетных кораблей, вооружённых крылатыми ракетами большой дальности.

В связи с перегрузкой судостроительных мощностей, в значительной степени оставшихся на Украине, практическим отсутствием опыта строительства и острой необходимостью в специализированных десантных кораблях для проведения специальных операций был подписан контракт на закупку во Франции вместе со всеми необходимыми технологиями двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», частично изготавливаемых в России. Однако в ходе Украинского кризиса Франция в рамках антироссийских санкций отказалась передавать готовые корабли, в результате чего Россия всё-таки получила все закупленные технологии и денежную компенсацию всех расходов, а сами корабли планируется перепродать Египту в комплекте с поставляемыми Россией вертолётами. В связи с теми же санкциями в середине 2010-х было задержано строительство многих относительно крупных кораблей, которых предполагалось оснащать импортными двигательными установками как украинского, так и западноевропейского производства. В этих условиях флот заказал крупную серию хорошо показавших себя малых ракетных кораблей с крылатыми ракетами в том числе и в морском варианте с увеличенной осадкой и мореходностью.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие морские победы:

  • В ходе обеспечения безопасного судоходства в акватории Аденского залива у берегов Сомали, российские военные корабли успешно обороняли проходящие там торговые суда от нападений сомалийских пиратов. В ходе операции ВМФ России арестовали несколько десятков пиратов и потопили несколько пиратских судов.
  • В ходе операции по принуждению к миру Грузии, напавшей на российских миротворцев в Южной Осетии, Черноморский флот совместно с армией обеспечил перевозку морем войск и уничтожение грузинского военного флота, в том числе имел место успешный морской бой малого ракетного корабля «Мираж» с несколькими грузинскими катерами.
  • В ходе ранних этапов Сирийского кризиса основные силы флота не раз демонстративно появлялись у сирийских берегов, сорвав планы весьма вероятного прямого военного вмешательства стран НАТО в сирийский конфликт из акватории Средиземного моря для смены дружественного России правительства страны, десантные корабли всех российских флотов в то же время успешно обеспечили бесперебойную транспортную связь с Сирией.
  • В ходе Украинского кризиса подразделения Черноморского флота обеспечили безопасность проведения референдума в Крыму и, заблокировав брандерами часть украинских кораблей в озере Донузлав, принудили их к сдаче.
  • На последующих этапах Сирийского кризиса, в ходе боевых действий России в Сирии, корабли российского военно-морского флота обеспечивали снабжение и противовоздушную оборону российских войск в Сирии. Также они силами Каспийской флотилии и кораблей Средиземном море использовали крылатые ракеты большой дальности и палубную авиацию для поражения объектов ИГИЛ и других террористических группировок. В целом за все время операции авиация ВМФ произвела более 400 боевых вылетов с поражением более 1250 целей незаконных вооружённых формирований.[14] Также было выпущено более 100 крылатых ракет.[15]

Современная структура российского военно-морского флота

Корабли Тихоокеанского флота, 2008
Береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег», 2011

Структура российского военно-морского флота

С советских времён эти силы составляют пять крупных объединений по географическому признаку:

  • Северный флот.
  • Тихоокеанский флот.
  • Черноморский флот.
  • Балтийский флот.
  • Каспийская флотилия.

В состав российского военно-морского флота входят[16] следующие силы:

  • Надводные силы.
  • Подводные силы.
  • Морская авиация.
  • Береговые войска:
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска.
    • Морская пехота.

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае необходимости в состав сил флота может влиться Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (БОХР ПС ФСБ России), обладающая морскими силами, сопоставимыми с флотом типичного приморского государства среднего размера.

Атомный подводный ракетоносец (РПК СН[23]) К-114 «Тула» Северного флота, 2011
ТАКР «Адмирал Советского Союза Кузнецов», 1996

Северный и Тихоокеанский флоты

Сильнейшими из них являются два океанских флота — Северный и Тихоокеанский, на которых сосредоточены стратегические ядерные силы морского базирования, а также все корабли с атомными силовыми установками, как надводные, так и подводные. Здесь же, как и ранее, планируется размещать в перспективе авианесущие корабли. Обоим флотам при этом повезло с базами в том плане, что ни одна из их баз не оказалась заграницей при развале СССР.

С советского времени более сильным из них был Северный флот, прямо противостоявший основным силам НАТО в Холодной войне. Именно в его составе состоят самый сильный неавианесущий корабль в мире — крейсер «Пётр Великий», а также единственный на данный момент авианесущий корабль отечественного флота — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Советского Союза Кузнецов». Однако в 2000-х в СМИ провозглашался курс на первоочередное усиление Тихоокеанского флота, так как в регион был в целом гораздо более взрывоопасен, в частности, здесь можно отметить претензии Японии на Курильские острова и США на часть континентального шельфа. И именно сюда должны были прибыть на службу, в частности, первые два универсальных десантных корабля типа «Мистраль».

В 2010-х же фокус внимания российского руководства переместился в Арктику, где действуют оба флота. Расположенный здесь Северный морской путь по сравнению с Суэцким каналом соединяет Европу с Азией по намного более короткому и безопасному от всевозможных пиратов маршруту. Ранее судоходство по нему было сильно ограничено льдами, однако в связи с глобальным потеплением и строительством Россией новых, более мощных атомных ледоколов его использование становится всё более привлекательным и в разы возрастает год от года. В этих условиях России в регионе совершенно необходим мощный флот, предупреждающий попытки сделать Российскую Арктику «открытой»/«международной», то есть формально ничейной, как это имело место на Чёрном море и Дунае после Крымской войны, а также на осваиваемом с древних времён русскими Шпицбергене (Грумманте), который Норвегия получила от «международного сообщества» в частичное пользование после революций в России. Кроме того, в регионе имеются большое количество шельфовых месторождений углеводородов, а дно до сих пор не полностью разделено, что также создаёт серьёзные предпосылки для конфликтов. Эти угрозы отнюдь не кажутся гипотетическими особенно в свете того, что США уже много десятилетий прессуют Канаду на тему того, чтобы сделать открытым/международным расположенный в её территориальных водах куда менее удобный Северо-Западный проход. Затем, на фоне Украинского кризиса заметно возросла напряжённость в Европе, однако и тихоокеанские проблемы никуда не делись, вследствие чего можно ожидать сбалансированного развития обоих флотов.

Корабли Северного флота на морском параде в Кольском заливе, 2010

Черноморский флот

В последние годы также возросла роль Черноморского флота, который, в силу географических причин, наиболее активно участвовал в борьбе с пиратством, в войне 08.08.08, в организации демонстративных учений и радиолокационного дозора у берегов Сирии, а также в прорыве блокады Сирии путём организации доставки грузов на военных кораблях.

При этом до недавнего времени Черноморский флот испытывал трудности с развитием из-за недружественной позиции украинских властей, контролировавших его базу в Севастополе. Вследствие этого было начато строительство полноценной военно-морской базы в Новороссийске, где должны были разместиться новые корабли. После Воссоединения Крыма с Россией, где Черноморский флот успешно участвовал в операциях по обеспечению безопасности референдума и разоружению украинских войск и кораблей, состояние вопроса с базированием флота резко улучшилось. При этом и значение Черноморского флота значительно возросло как в силу возросшей ответственности — охраняемые побережье и шельф резко увеличились, так и в силу возросших возможностей — полностью контролируя Крым Черноморский флот может играть значительно более существенную роль в обороне соседних частей российского государства.

В настоящее время завершается строительство базы в Новороссийске, которая уже готова принимать корабли и планируется развитие инфраструктуры флота в Крыму. Также завершается резко ускоренное строительство новых крупных кораблей для Черноморского флота — шести подводных лодок проекта 636.3 и фрегатов проекта 11356Р/М.

Корабли Черноморского в Севастополе, 2007

Балтийский флот

После развала СССР Балтийский флот оказался в достаточно неблагоприятной обстановке из-за потери значительной части баз в Прибалтике — на данный момент его силы поделены между базами в Калининградской и Ленинградской областях. При этом существенно новой функцией флота стала охрана стратегически важного газопровода «Северный поток», проложенного по дну Балтийского моря. Флот также участвует в совместных с другими флотами крупных операциях в различных районах планеты.

По-видимому, из-за ограниченных размеров моря, но технологически развитых потенциальных противников, именно Балтийский флот серийно получал в последнее время относительно небольшие, но обладающие мощным вооружением корветы типа «Стерегущий».

Корвет «Стерегущий» Балтийского флота, 2009

Каспийская флотилия

В советское время, поделённое с Ираном по принципам озера море после парада суверенитетов стало полем раздора, поскольку разные страны настаивают на выгодных им принципах его раздела. Кроме того, в периоды обострения отношений Ирана с США регион регулярно рассматривается как потенциальное направление очередной военной операции НАТО. В этих условиях резко возросла роль Каспийской флотилии, относительно небольшие корабли которой, кроме того, могут перемещаться по речным каналам и, как следствие, служить резервом для всех трёх «европейских» флотов России. В последнее время флотилия активно обновляется малыми артиллерийскими и ракетными кораблями, которые уже использовались при бомбардировке крылатыми ракетами позиций ИГИЛ в Сирии.

Корабли Каспийской флотилии на морском параде в Астрахани, 2012

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В нынешнее время этот день широко известен в России как праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  2. Вспомогательные крейсера — вооружённые пароходы, способные догнать обычный транспорт и использовавшиеся для борьбы с судоходством противника в отдалённых районах, а также для несения дозорной и конвойной службы.
  3. Чтобы не допустить этого англичане, как считают многие историки, сами спровоцировали восстание греков против турецких властей на острове Крит, где имелась крупная бухта в Суде, после чего в качестве миротворческих сил для успокоения повстанцев в горах на Крит была отправлена… эскадра броненосцев, простоявшая там долгие годы.
  4. Министр финансов России, покинул свой пост в 2011 году из-за несогласия с ростом военных расходов при Президенте Медведеве. Последовавшие события вокруг Сирии и Украинский кризис показали, что Президент был прав.
  5. Японская кораблестроительная программа известна как «Программа 6+6», поскольку предусматривала строительство 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров, а также большого количества более мелких кораблей. При этом все 12 японских кораблей первого ранга строились в Европе.
  6. Пятый корабль серии — броненосец «Слава», как и броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» на Чёрном море, вступил в строй только к концу войны и участия в боевых действиях не принимал.
  7. Крейсер-яхта «Светлана» и семь чисто боевых крейсеров, которых также называли «шеститысячниками», поскольку все они имели водоизмещение порядка 6 тыс. тн. В их число входили: три корабля типа «Диана» — «Диана», «Паллада», «Аврора»; два типа «Богатырь» — «Богатырь», «Олег»; а также «Аскольд» и «Варяг», построенные по индивидуальным проектам.
  8. Несмотря на ряд мифов, в официальных документах именно отказ немецких угольщиков снабжать эскадру топливом указывается как причина остановки на Мадагаскаре.
  9. Бронепалубный крейсер первого ранга Варяг и канонерская лодка Кореец.
  10. На фото видны всплески от падающих вокруг многосоткилограммовых вражеских снарядов главного калибра.
  11. По оценке военных специалистов того времени Бьоркезундский рейд Выборгского залива вполне подходил для высадки огромной армии.
  12. На самом же деле «Николай I» при неизменной машинной установке, скорости и вооружении получил новый, значительно увеличенный корпус с улучшенной гидродинамикой и очень существенно усиленным, явно сверхдредноутным бронированием.
  13. «Полтава» сгорела из-за развала власти в Кронштадте, ремонт «Императрицы Марии» прекращён за отсутствием средств, «Императрица Екатерина» затоплена по приказу Ленина, «Император Александр III» по результатам Брестского мира захвачен Германией, а затем Антантой.
  14. Показательна история с отправкой котла одного из строившихся сверхдредноутов на электростанцию в Шатуре, где приспособленный для работы только на нефти или угле высочайшего качества огромный котёл безуспешно пытались заставить работать на торфе — топливе даже худшем, чем самый дешёвый уголь.
  15. Корпус линкора, погибшего из-за взрыва погребов в 1916 году, в результате длительных работ к весне 1918 года был поднят со дна Севастопольской бухты и размещён в сухом доке для ремонта, где и был разрезан на металл в 1927 году.
  16. Разрезан на металл в 1946 году.
  17. Строительство океанского флота конца 1930-х было с треском провалено промышленностью по срокам из-за чрезмерно оптимистического планирования. Достаточно сказать, что из требовавшихся в 1939 году для строительства первых двух линкоров 10 тыс. тонн брони промышленностью было поставлено всего 1800 тонн, из которых к тому же 996 т были забракованы по результатам испытаний.[1]
  18. Во время войны подводная лодка С-56 совершила переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал и затем в течение восьми боевых походов потопила несколько кораблей и судов противника.
  19. Эта выдающаяся победа служит объектом белоленточного троллинга путём описания авторами, обычно заграничными, как в Европе, так и в России, всё возрастающих потерь среди принятых на тот же пароход беженцев и уменьшения количества подводников, которое в отдельных публикациях доходит до 400 и даже, как в украинской Википедии, до нуля(!)[2][3]. Делаются также отсылки к Международному гуманитарному праву, а именно соответствующей Женевской конвенции, сознательно закрывая глаза на то, что эта самая конвенция была принята только в 1949 году.
  20. Возможно не случайно головной корабль получил имя «Грозный», которое подходило и эсминцу, как прилагательное, и крейсеру, как город.
  21. По мере развития этих классов, продолжающегося и поныне, последние три группы постепенно сближались и к настоящему времени практически слились в одном классе многоцелевых атомных подводных лодок.
  22. Фактически это была личная инициатива тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, за что уже при Путине он был награждён орденом «За военные заслуги».
  23. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения.