Российский кинематограф: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:
{{Эпиграф|Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.|[[Владимир Ленин]], 1922}}
{{Эпиграф|Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.|[[Владимир Ленин]], 1922}}
[[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]]
[[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]]
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы - за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[http://lenta.ru/news/2018/05/10/cinema/]
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[http://lenta.ru/news/2018/05/10/cinema/]


==История==
== История ==
На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи Монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.
За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Награду «Оскар» по правду завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов.


Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Ее также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков. Было очень удивительно, каким образом через цензуру прошла тема о Степане Разине, вольном казаке. Тем не менее, кинолента, была подвергнута сильной «переработке» перед выпуском на экран. «Стенька Разин»
=== Кинематограф Российской Империи ===
Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации [[Николай II|Императора Николая II]]. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.


Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звезды русского кино.
На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи Монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.


Отдельной ступенью выделяют развитие кинематографа во время революции и в военные годы. Несмотря на то, что во время власти пролетариата созданные киноленты никак не могли быть высокохудожественным, они пользовались популярностью не только в России, но и заграницей. В истории развития мирового искусства кино навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна - создателя российских кинолент «Броненосец Потемкин» (вышел кинофильм в 1925 г.) и «Октябрь» (эту киноленту общественность увидела в 1927г.). В то время идеи мировой революции были очень популярны в мире.
Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков. Было очень удивительно, каким образом через цензуру прошла тема о Степане Разине, вольном казаке. Тем не менее, кинолента, была подвергнута сильной «переработке» перед выпуском на экран. «Стенька Разин»


30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределенными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жесткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплека, а также тематика патриотизма, героизма, самопожертвования из любви к Родине. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звездами такими, как режиссер Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.
В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».
 
Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии.
 
В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.
 
Это десятилетие запомнилось знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице», список шедевров продолжают «Солярис» и «Летят журавли».
 
В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.


За период существования Российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств - премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Награду «Оскар» по правду завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море" - совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов .
Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,первые звезды русского кино.
 
==  Кинематограф Российской Империи ==
Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа - французских братьев Люмьер - состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации [[Николай II|Императора Николая II]]. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.
 
В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».


Статистика производства российских художественных фильмов по годам:
Статистика производства российских художественных фильмов по годам:
*1908 — 8 фильмов
* 1908 — 8 фильмов,
*1909 — 23 фильма
* 1909 — 23 фильма,
*1910 — 30 фильмов
* 1910 — 30 фильмов,
*1911 — 76 фильмов
* 1911 — 76 фильмов,
*1912 — 102 фильма
* 1912 — 102 фильма,
*1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний)
* 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
*1914 — 232 фильма (31 кинокомпания)
* 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
*1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний)
* 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
*1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании)
* 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).


=== Кинопромышленники ===
==== Кинопромышленники ====
::::*Александр Дранков (см. [http://mediaknowledge.ru/430c5b36c8c49e86.html Торговый дом Дранкова])
:::* Александр Дранков (см. [http://mediaknowledge.ru/430c5b36c8c49e86.html Торговый дом Дранкова])
::::*Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
:::* Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
::::*Пауль Тиман (см. [http://mediaknowledge.ru/6b9a1e9d189ae89d.html Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»])
:::* Пауль Тиман (см. [http://mediaknowledge.ru/6b9a1e9d189ae89d.html Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»])
::::*Иосиф Ермольев (см. [http://mediaknowledge.ru/53995e2cf7cfa8a9.html Товарищество И. Ермольева])
:::* Иосиф Ермольев (см. [http://mediaknowledge.ru/53995e2cf7cfa8a9.html Товарищество И. Ермольева])
::::*Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
:::* Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
::::*Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)
:::* Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)


=== Режиссёры ===
==== Режиссёры ====
::::*Василий Гончаров
:::* Василий Гончаров
::::*Пётр Чардынин
:::* Пётр Чардынин
::::*Яков Протазанов
:::* Яков Протазанов
::::*Виктор Туржанский
:::* Виктор Туржанский
::::*Вечеслав Сабинский
:::* Вечеслав Сабинский
::::*Владислав Старевич
:::* Владислав Старевич
::::*Евгений Бауэр
:::* Евгений Бауэр
::::*Владимир Гардин
:::* Владимир Гардин
::::*Вячеслав Висковский
:::* Вячеслав Висковский


=== Актёры ===
==== Актёры ====
::::*Александра Гончарова
:::* Александра Гончарова
::::*Андрей Громов
:::* Андрей Громов
::::*Иван Мозжухин
:::* Иван Мозжухин
::::*Ольга Гзовская
:::* Ольга Гзовская
::::*Вера Каралли
:::* Вера Каралли
::::*Витольд Полонский
:::* Витольд Полонский
::::*Иван Перестиани
:::* Иван Перестиани
::::*Вера Холодная
:::* Вера Холодная


== Кинематограф СССР ==
=== Советский кинематограф и 1990-ые годы ===
После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».


=== История развития ===
В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна.
После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам – война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».
В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.


В время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Красные дьяволята», снятый режиссёром И. Перестиани в 1923 году. А легендарный «Броненосец Потемкин» (1925 г.) Сергея Эйзенштейна даже вошел в перечень лучших фильмов человечества, который был определен в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.
Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка.
Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).


'''Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам''', среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка.
30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.
Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова , Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Веселые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).


=== Советские кинокомпании  ===
Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии.
*Мосфильм
*Арменфильм
*Рижская киностудия
*Казахфильм
*Киевнаучфильм
*Свердловская киностудия
*Союздетфильм
*Союзмультфильм
*ТО «Экран»
*Таджикфильм
*Ялтинская киностудия
*Госкинпром грузии
*Киностудия им. М. Горького 
*Киевская киностудия
*Киностудия им. А. Довженко


== Современная кинематография  ==
В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.
Это десятилетие запомнилось знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице», список шедевров продолжают «Солярис» и «Летят журавли».


=== Современные фильмы  ===
В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.


*Движение вверх(2017)
==== Кинокомпании ====
*Последний богатырь(2017)
* Мосфильм
*Сталинград(2013)
* Арменфильм
*Викинг(2016)
* Рижская киностудия
*Экипаж(2016)
* Казахфильм
*Ёлки 3(2013)
* Киевнаучфильм
*Ирония судьбы(2007)
* Свердловская киностудия
*Вий 3D 2014
* Союздетфильм
*Притяжение(2017)
* Союзмультфильм
*Лёд(2018)
* ТО «Экран»
* Таджикфильм
* Ялтинская киностудия
* Госкинпром грузии
* Киностудия им. М. Горького
* Киевская киностудия
* Киностудия им. А. Довженко


=== Кинопродюсеры  ===
==== Режиссёры ====
*Тимур Бекмамбетов
:::* Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994)[https://www.kinopoisk.ru/name/174228/]
*Сергей Сельянов
:::* Гайдай Леонид Иович (1923-1993)[https://www.kinopoisk.ru/name/191587/]
*Александр Дулерайн
:::* Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018)[https://www.kinopoisk.ru/name/185642/]
*Георгий Малков
:::* Данелия Георгий Николаевич (1930-2019)[https://www.kinopoisk.ru/name/174225/]
*Анатолий Максимов
:::* Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935)[https://www.kinopoisk.ru/name/281233/]
*Ростислав Хаит
:::* Лунгин Павел Семёнович (род.1949)[https://www.kinopoisk.ru/name/116185/]
*Леонид Барац
:::* Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003)[https://www.kinopoisk.ru/name/52107/]
*Ренат Давлетьяров
:::* Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022)[https://www.kinopoisk.ru/name/224762/]
*Сергей Ливнев
:::* Михалков Никита Сергеевич (род.1945)[https://www.kinopoisk.ru/name/101749/]
*Эдуард Илоян
:::* Наумов Владимир Наумович (1927-2021)[https://www.kinopoisk.ru/name/261619/]
*Фёдор Бондарчук
:::* Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001)[https://www.kinopoisk.ru/name/290395/]
:::* Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015)[https://www.kinopoisk.ru/name/224619/]
:::* Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021)[https://www.kinopoisk.ru/name/171583/]
:::* Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)[https://www.kinopoisk.ru/name/162633/]
:::* Трегубович Виктор Иванович (1935-1992)[https://www.kinopoisk.ru/name/281139/]
:::* Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000)[https://www.kinopoisk.ru/name/268122/]


== Музыка и песни о российской кинематографии ==
== Современная кинематография ==
{{столбцы}}
{{столбец|width=33%}}
{{#ev:youtubeimg|N0951Dg3H_Q|250|left|'''«МПП»''' (Мультипликационно-патриотическая песенка) - Н. Анисимов}}
{{-}}
{{столбец|width=33%}}


{{-}}
=== Современные фильмы ===
{{столбец|width=33%}}
* Движение вверх(2017)
* Последний богатырь(2017)
* Сталинград(2013)
* Викинг(2016)
* Экипаж(2016)
* Ёлки 3(2013)
* Ирония судьбы(2007)
* Вий 3D 2014
* Притяжение(2017)
* Лёд(2018)


{{-}}
=== Кинопродюсеры ===
{{столбцы/конец}}
* Тимур Бекмамбетов
* Сергей Сельянов
* Александр Дулерайн
* Георгий Малков
* Анатолий Максимов
* Ростислав Хаит
* Леонид Барац
* Ренат Давлетьяров
* Сергей Ливнев
* Эдуард Илоян
* Фёдор Бондарчук


== См. также ==
== См. также ==
Строка 145: Строка 145:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [https://www.culture.ru/s/god_kino/ История российского кинематографа]
* [https://www.culture.ru/s/god_kino/ История российского кинематографа]
* [https://www.culture.ru/cinema Российский кинематограф]
* [https://www.culture.ru/cinema Российский кинематограф]
* [http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_rossiyskogo_kinematografa.html  История российского кинематографа]
* [http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_rossiyskogo_kinematografa.html  История российского кинематографа]
* [https://unikino.ru/   Союз кинематографистов Российской Федерации]
* [https://unikino.ru/ Союз кинематографистов Российской Федерации]
* [http://www.rusproducers.com/   Ассоциация продюсеров кино и телевидения]
* [http://www.rusproducers.com/ Ассоциация продюсеров кино и телевидения]
* [http://cinema.mosfilm.ru/   Киноконцерн Мосфильм]
* [http://cinema.mosfilm.ru/ Киноконцерн Мосфильм]
* [http://www.lenfilm.ru/   Киностудия Ленфильм]
* [http://www.lenfilm.ru/ Киностудия Ленфильм]





Версия от 18:38, 19 ноября 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngВы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.Rightquotes.png
Владимир Ленин, 1922
Российское киноматография

В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[1]

История

За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Награду «Оскар» по правду завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов.

Кинематограф Российской Империи

Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.

На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи Монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.

Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков. Было очень удивительно, каким образом через цензуру прошла тема о Степане Разине, вольном казаке. Тем не менее, кинолента, была подвергнута сильной «переработке» перед выпуском на экран. «Стенька Разин»

В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».

Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звезды русского кино.

Статистика производства российских художественных фильмов по годам:

  • 1908 — 8 фильмов,
  • 1909 — 23 фильма,
  • 1910 — 30 фильмов,
  • 1911 — 76 фильмов,
  • 1912 — 102 фильма,
  • 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
  • 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
  • 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
  • 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).

Кинопромышленники

Режиссёры

  • Василий Гончаров
  • Пётр Чардынин
  • Яков Протазанов
  • Виктор Туржанский
  • Вечеслав Сабинский
  • Владислав Старевич
  • Евгений Бауэр
  • Владимир Гардин
  • Вячеслав Висковский

Актёры

  • Александра Гончарова
  • Андрей Громов
  • Иван Мозжухин
  • Ольга Гзовская
  • Вера Каралли
  • Витольд Полонский
  • Иван Перестиани
  • Вера Холодная

Советский кинематограф и 1990-ые годы

После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».

В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.

Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).

30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.

Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии.

В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский. Это десятилетие запомнилось знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице», список шедевров продолжают «Солярис» и «Летят журавли».

В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.

Кинокомпании

  • Мосфильм
  • Арменфильм
  • Рижская киностудия
  • Казахфильм
  • Киевнаучфильм
  • Свердловская киностудия
  • Союздетфильм
  • Союзмультфильм
  • ТО «Экран»
  • Таджикфильм
  • Ялтинская киностудия
  • Госкинпром грузии
  • Киностудия им. М. Горького
  • Киевская киностудия
  • Киностудия им. А. Довженко

Режиссёры

  • Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994)[2]
  • Гайдай Леонид Иович (1923-1993)[3]
  • Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018)[4]
  • Данелия Георгий Николаевич (1930-2019)[5]
  • Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935)[6]
  • Лунгин Павел Семёнович (род.1949)[7]
  • Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003)[8]
  • Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022)[9]
  • Михалков Никита Сергеевич (род.1945)[10]
  • Наумов Владимир Наумович (1927-2021)[11]
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001)[12]
  • Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015)[13]
  • Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021)[14]
  • Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)[15]
  • Трегубович Виктор Иванович (1935-1992)[16]
  • Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000)[17]

Современная кинематография

Современные фильмы

  • Движение вверх(2017)
  • Последний богатырь(2017)
  • Сталинград(2013)
  • Викинг(2016)
  • Экипаж(2016)
  • Ёлки 3(2013)
  • Ирония судьбы(2007)
  • Вий 3D 2014
  • Притяжение(2017)
  • Лёд(2018)

Кинопродюсеры

  • Тимур Бекмамбетов
  • Сергей Сельянов
  • Александр Дулерайн
  • Георгий Малков
  • Анатолий Максимов
  • Ростислав Хаит
  • Леонид Барац
  • Ренат Давлетьяров
  • Сергей Ливнев
  • Эдуард Илоян
  • Фёдор Бондарчук

См. также

Ссылки