Российский кинематограф

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Российское киноматография

В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[36]

История

За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов.

Кинематограф Российской Империи

Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.

На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи Монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.

Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков. Было очень удивительно, каким образом через цензуру прошла тема о Степане Разине, вольном казаке. Тем не менее, кинолента, была подвергнута сильной «переработке» перед выпуском на экран. «Стенька Разин»

В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».

Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звезды русского кино.

Статистика производства российских художественных фильмов по годам:

  • 1908 — 8 фильмов,
  • 1909 — 23 фильма,
  • 1910 — 30 фильмов,
  • 1911 — 76 фильмов,
  • 1912 — 102 фильма,
  • 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
  • 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
  • 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
  • 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).

Кинопромышленники

Режиссёры

  • Василий Гончаров
  • Пётр Чардынин
  • Яков Протазанов
  • Виктор Туржанский
  • Вечеслав Сабинский
  • Владислав Старевич
  • Евгений Бауэр
  • Владимир Гардин
  • Вячеслав Висковский

Актёры

  • Александра Гончарова
  • Андрей Громов
  • Иван Мозжухин
  • Ольга Гзовская
  • Вера Каралли
  • Витольд Полонский
  • Иван Перестиани
  • Вера Холодная

Советский кинематограф и 1990-ые годы

После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».

В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.

Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).

30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская. 1950-ые запомнились знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице».

Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии.

В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.

В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.

Кинокомпании

  • Мосфильм
  • Арменфильм
  • Рижская киностудия
  • Казахфильм
  • Киевнаучфильм
  • Свердловская киностудия
  • Союздетфильм
  • Союзмультфильм
  • ТО «Экран»
  • Таджикфильм
  • Ялтинская киностудия
  • Госкинпром грузии
  • Киностудия им. М. Горького
  • Киевская киностудия
  • Киностудия им. А. Довженко

Режиссёры

  • Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994)[37]
  • Гайдай Леонид Иович (1923-1993)[38]
  • Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018)[39]
  • Данелия Георгий Николаевич (1930-2019)[40]
  • Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935)[41]
  • Лунгин Павел Семёнович (род.1949)[42]
  • Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003)[43]
  • Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022)[44]
  • Михалков Никита Сергеевич (род.1945)[45]
  • Наумов Владимир Наумович (1927-2021)[46]
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001)[47]
  • Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015)[48]
  • Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021)[49]
  • Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)[50]
  • Трегубович Виктор Иванович (1935-1992)[51]
  • Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000)[52]

Современная кинематография

Режиссёры

Современные фильмы

  • Движение вверх (2017)
  • Последний богатырь (2017)
  • Сталинград (2013)
  • Викинг (2016)
  • Экипаж (2016)
  • Ёлки 3 (2013)
  • Ирония судьбы (2007)
  • Вий 3D 2014
  • Притяжение (2017)
  • Лёд (2018)

Кинопродюсеры

  • Сергей Сельянов
  • Александр Дулерайн
  • Георгий Малков
  • Анатолий Максимов
  • Ростислав Хаит
  • Леонид Барац
  • Ренат Давлетьяров
  • Сергей Ливнев
  • Эдуард Илоян
  • Фёдор Бондарчук
  • Тимур Бекмамбетов

См. также

Ссылки