Российский кинематограф

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Российское киноматография

Российская киноиндустрия является одним из мировых центров кинематографа. В основе лежат давние традиции киноискусства в России и положительное текущее развитие: от качественного профессионального образования, производства кинолент до наличия крупного кинопрокатного рынка.

История

За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Американская награда досталась также шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых фильмов.

Кинематограф Российской Империи

Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.

На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.

Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков.

В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».

Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звёзды русского кино.

Статистика производства российских художественных фильмов по годам:

  • 1908 — 8 фильмов,
  • 1909 — 23 фильма,
  • 1910 — 30 фильмов,
  • 1911 — 76 фильмов,
  • 1912 — 102 фильма,
  • 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
  • 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
  • 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
  • 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).

Кинопромышленники

  • Александр Дранков (Торговый дом Дранкова)
  • Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
  • Пауль Тиман (Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»)
  • Иосиф Ермольев (Товарищество И. Ермольева)
  • Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
  • Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)

Режиссёры

  • Василий Гончаров
  • Пётр Чардынин
  • Яков Протазанов
  • Виктор Туржанский
  • Вечеслав Сабинский
  • Владислав Старевич
  • Евгений Бауэр
  • Владимир Гардин
  • Вячеслав Висковский

Актёры

  • Александра Гончарова
  • Андрей Громов
  • Иван Мозжухин
  • Ольга Гзовская
  • Вера Каралли
  • Витольд Полонский
  • Иван Перестиани
  • Вера Холодная

Советский кинематограф и 1990-ые годы

После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».

В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нём был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребёнком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.

Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звёздами которой были Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.). 30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.

1950-ые запомнились знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице». Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть работы диковенной на тот момент киноиндустрии.

В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссёрами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.

В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций. Десятилетие отметилось повсеместным упадком кинопроизводства и кинопрокота.

Кинокомпании

  • Мосфильм
  • Арменфильм
  • Рижская киностудия
  • Казахфильм
  • Киевнаучфильм
  • Свердловская киностудия
  • Союздетфильм
  • Союзмультфильм
  • ТО «Экран»
  • Таджикфильм
  • Ялтинская киностудия
  • Госкинпром грузии
  • Киностудия им. М. Горького
  • Киевская киностудия
  • Киностудия им. А. Довженко

Режиссёры

  • Абдрашитов Вадим Юсупович (род.1945) [53]
  • Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994) [54]
  • Гайдай Леонид Иович (1923-1993) [55]
  • Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985) [56]
  • Герман Алексей Юрьевич (1938-2013) [57]
  • Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018) [58]
  • Данелия Георгий Николаевич (1930-2019) [59]
  • Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935) [60]
  • Лиознова Татьяна Михайловна (1924-2011) [61]
  • Лунгин Павел Семёнович (род.1949) [62]
  • Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003) [63]
  • Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022) [64]
  • Михалков Никита Сергеевич (род.1945) [65]
  • Наумов Владимир Наумович (1927-2021) [66]
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001) [67]
  • Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015) [68]
  • Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021) [69]
  • Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986) [70]
  • Тодоровский Пётр Ефимович (1925-2013) [71]
  • Трегубович Виктор Иванович (1935-1992) [72]
  • Шахназаров Карен Георгиевич (род.1952) [73]
  • Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000) [74]

2000-е годы

Новая эпоха российского киноискусства совпала с началом XXI века, когда закончились кризисные годы отечественного кинопроизводства при отсутствии денег и зрительского интереса, которое пришлось на конец 1980-х-1990-е годы.

В 2000-х годах успешными были работы режиссёров: Павла Чухрая, Александра Сокурова, Алексея Учителя, Алексея Балабанова, Станислава Говорухина, Павла Лунгина и др. В это время появились сериалы, ставшие отечественной классикой: Идиот (2003 г.)[75], Участок (2003 г.)[76] и Заколдованный участок (2006 г.)[77] Диверсант (2004 г.[78], 2007 г.[79]), Мастер и Маргарита (2005 г.)[80], Статский советник (2005 г.)[81], Ликвидация (2007 г.)[82], Морской патруль (2008 г.[83], 2009 г.[84]) и др.

Современный кинематограф

Режиссёры

Знаменательные фильмы

  • 28 панфиловцев (2016)[85]
  • Огонь (2020) [86]
  • Экипаж (2016) [87]
  • Движение вверх (2017) [88]
  • Последний богатырь (2017) [89]
  • Сталинград (2013) [90]
  • Битва за Севастополь (2015)[91]
  • Крепость (2011) [92]
  • Годунов (сериал) (2018) [93]
  • Викинг (2016) [94]
  • Тобол (2018) [95]
  • Гоголь.Начало (2017) [96], Гоголь (2018)[97], Гоголь.Вий [98]
  • Вий 3D (2014) [99]
  • Лёд (2018) [100]
  • Мастер (сериал) (2021) [101]
  • Кухня (сериал) (2012-2016) [102]
  • Аванпост (2019) [103]
  • Притяжение (2017) [104]
  • Угрюм-река (сериал) (2020) [105]

Кинопродюсеры

  • Сергей Сельянов [106]
  • Александр Дулерайн [107]
  • Георгий Малков [108]
  • Анатолий Максимов [109]
  • Ренат Давлетьяров [110]
  • Сергей Ливнев [111]
  • Эдуард Илоян [112]
  • Фёдор Бондарчук [113]
  • Тимур Бекмамбетов [114]
  • Евгений Никишов [115]
  • Егор Юзбашев [116]
  • Игорь Угольников [117]
  • Валерий Тодоровский [118]

Кинопрокат

В России насчитывается около 2 тысяч кинотеатров. Благодаря государственной поддержки за 2010-е годы в регионах удалось обновить и открыть новые кинозалы, общее количество которых достигло около 5 тысяч.

Таблица «Распеделение российских кинотеатров по количеству залов (на 1 июля 2022 года)»

Количество кинотеатров Доля по количеству залов
1-зальные 1110 22%
2 зала 260 10%
3 зала 149 9%
4 зала 149 12%
5 залов 109 11%
6 залов 94 11%
7 залов 70 10%
8 залов 42 7%
9 залов 22 4%
10 залов 6 1%
11 залов 5 1%
12 залов 5 1%
15 залов 1 0,3%

Сеть кинотеатров в стране хорошо развита, несмотря на трудности в конкуренции за зрителя.

В советское время построенные государством кинотеатры имели неконкурентное, бюджетное положение и показывали только советские кинофильмы, разбавляя их индийскими, французскими и стран соцлагеря. Однако с появлением в 1980-х, а особенно в 1990-х годах (в западных странах гораздо раньше) цветных телевизоров и зарубежной домашней кинотехники начала разваливаться кинопрокатная сеть из-за огромного оттока билетных зрителей. Далее большой проблемой для кинопроизводителей стало распространение компьютерной техники и пиратских копий фильмов среди населения. Ситуация постепенно нормализовалась через естественную конкуренцию кинотеатров за зрителей и рост благосостояния населения. Сейчас конкуренция внутри кинопрокатной отрасли усилилась появлением довольно качественных онлайн-медиаплатформ через Интернет и из-за большого количества оффлайн-медиа – прежде всего десятков тематических кинотелеканалов и общих телеканалов.

В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы – за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[119] В 2018-2021 годах кинопрокатное лидерство в Европе Россия сохранила.

Действующие кинофестивали

В российских регионах ежегодно проходит более 100 кинофестивалей, а самые престижные из них:

  • Дух огня [120]
  • Золотой Витязь [121]
  • Кинотавр [122]
  • Киношок [123]
  • Московский Международный Кинофестиваль [124]
  • Послание к человеку [125]
  • Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль [126]
  • Сталкер [127]


См. также

Ссылки