Российский космос — различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
(Альтернативные версии по лунной и космической гонке СССР и США)
(поменьше конспирологии)
Строка 46: Строка 46:
 
Высадка американских астронавтов на поверхность Луны в 1969 году поставила точку в лунной гонке. В 1974 году советская лунная пилотируемая программа была закрыта, однако до этого в 1970 г. на поверхность Луны был доставлен и успешно работал первый в мире планетоход «Луноход-1», а также в 1970 г. автоматической станцией «Луна-16» впервые среди автоматических аппаратов на Землю доставлен лунный грунт.
 
Высадка американских астронавтов на поверхность Луны в 1969 году поставила точку в лунной гонке. В 1974 году советская лунная пилотируемая программа была закрыта, однако до этого в 1970 г. на поверхность Луны был доставлен и успешно работал первый в мире планетоход «Луноход-1», а также в 1970 г. автоматической станцией «Луна-16» впервые среди автоматических аппаратов на Землю доставлен лунный грунт.
  
=== Альтернативные версии по лунной и космической гонке СССР и США ===
+
После завершения лунной программы советское правительство сделало вид, словно СССР и не стремился отправить человека на Луну. В США оказались не очень довольны ценой победы, стоимость программы Аполлон превышает 22,5 млрд. долларов. Отправка на Луну человека с практической точки зрения оказалась сомнительна, научные данные можно было получить автоматическими станциями гораздо дешевле. Целесообразность создания долговременной обитаемой станции отсутствует до сих пор. Полёт человека на Луну оказался преждевременным и бесплодным. Созданная инфраструктура после завершения программы оказалась никому не нужной и начала стремительно деградировать. Поскольку в США не было программы долговременных орбитальных станций, то к 90-м США практически утратили технологии длительного присутствия в космическом пространстве. Со временем даже возникли конспирологические теории о том, что никакого полёта на Луну не было. В качестве аргументов приводятся различные технические трудности, отсутствие технологий в данный момент и то, что на Луну больше не летают. 
По мнению критиков НАСА, не существует действительных доказательств полета астронавтов США на Луну дальше павильонов Голливуда, и до сих пор эта задача выглядит несбыточной фантастической мечтой режиссера Стенли Кубрика.
+
 
+
Основными факторами, которые препятствуют «возвращению» современных космонавтов или астронавтов на Луну, являются
+
* опасная для всего живого проникающая радиация выше зоны действия магнитного поля Земли, особенно в периоды 11-летних солнечных максимумов (к которым, кстати, относится и период 1969—1973 гг., в который НАСА заявило шесть своих успешных высадок человека на Луну) и необходимость дважды пересекать земные радиационные пояса Ван-Аллена, чего не было сделано никем ни до, ни после заявленных США маршрутов к Луне;
+
* сложность манипуляций на лунной орбите — заявленных США орбитальных поисков, стыковок и расстыковок — без достаточного навигационного обеспечения (которым трудно назвать радио-дальномер, секстант и джойстик 1960-х годов, ведь единственная допущенная ошибка в орбитальном поиске означала бы повторение подвига Лайки астронавтами на орбите Луны),
+
* проблемы с теплоотводом на раскаленной поверхности Луны (на которой в металлических аппаратах лунным днем можно было бы, по мнению критиков, печь хлеб),
+
* а также проблемы с выводимой массой груза (у США до сих пор нет ракеты требуемой грузоподъемности, а те, что были показаны — носят характер самовозгорающейся прямо на лету бутафории и имеют скорость полета вдвое ниже относительно заявленной, согласно выложенным в интернете кинокадрам).
+
 
+
Требование безотказной работы на любом участке сложного маршрута с прыжками человека на Луне и доставкой на Луну не только людей, но и автомобилей (которые, в буквальном смысле, не лезут в лунном модуле ни в какие ворота) не было достигнуто серией беспилотных испытаний.
+
 
+
В то же время, оставшиеся на Луне автомобили (роверы) США имели раздельный электропривод на 4 колеса, видеокамеру и связь с Землей, что делает их схожими с Луноходом и дает техническую возможность для беспилотного управления ими с Земли и оставлению ими следов. По массо-габаритным характеристикам пара из посадочной ступени и лунного автомобиля (без всего остального) соответствуют советскому Луноходу. Это позволяет предъявить (в 2000-е годы) те же самые следы и оставшиеся на Луне крупные объекты, которые там по легенде должны быть, но фактически не делать ничего сложнее советской автоматической лунной программы (четких следов именно ног человека на Луне не предъявлено до сих пор). Впрочем, с развитием в США техники шагающих роботов совсем скоро можно будет ожидать на Луне и четкие следы.
+
 
+
Отдельной темой критики является поведение советского Политбюро, которое свернуло и заставило уничтожить готовую советскую лунную программу и ракету, в страхе (как то утверждает конструктор Филин) успеха 5-го и 6-го полета готовой к пуску и уже построенной на тот момент ракеты Н1, для которой были запланированы всего 6 испытаний. Спустя 40 лет, двигатели от этой ракеты были проданы в США как лучшее из того, что на данный момент по этой теме в мире есть. После приближения Лунохода-2 к заявленным местам посадки астронавтов, последовало скоропостижное прекращение программы Луноходов (был изготовлен, но не отправлен Луноход-3).
+
 
+
Есть критики и космических программ СССР, которые указывают на возможное нелетание первых космонавтов дальше Мосфильма как причину молчания пропаганды СССР при очевидной невозможности достичь в то время Луны. Признаками неосуществления полетов Гагарина и Титова эти критики называют отсутствие внятных фото- и кино-отчетов о полете и видов Земли, которые бы свидетельствовали о полете именно человека (а не магнитофона с заранее записанными репликами космонавтов, лаем собачек и т. п.) именно по космической орбите, а не где-либо еще, множественные противоречия в официальных иллюстративных материалах СССР на космическую тему (изображения ракет, модулей и скафандров). Этим же качеством (ничего ни с чем не сходится даже в пределах одной и той же книги) отличаются и художественные полотна Алексея Леонова.[http://cyclowiki.org/wiki/Выход_Алексея_Леонова_в_открытый_космос] В ранних заявленных СССР полетах были такие их элементы, как катапультирование из летящего спускаемого модуля и приземление человека на парашюте отдельно от него (Гагарин и Титов), надувной шлюз, мягкий скафандр (Леонов). Современные скафандры являются жесткими, а перчатки к ним изготавливаются по индивидуальной мерке на особом станке в течение нескольких месяцев, чтобы обеспечить подвижность пальцев космонавта, а ни о каких «надувных люках» и прыжках людей из оплавленных посадочных модулей прямо в процессе их полета не может быть и речи.
+
И, конечно, современные космонавты не «забывают» предъявить захватывающие виды дневной и ночной стороны Земли в высоком качестве и разрешении, а также выложить эти материалы в интернет.
+
  
 
=== Период орбитальных станций ===
 
=== Период орбитальных станций ===

Версия 23:15, 9 августа 2013

 
Leftquotes.pngКосмонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама ВселеннаяRightquotes.png
С.П.Королев

На 2013 год российская космическая отрасль является самой мощной в мире. Россия безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Некоторое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.

Содержание

История космической отрасли

Пионерами в теоретическом обосновании полетов в космос были российские ученые Циолковский и Мещерский, создавшие в 1897—1903 гг. теорию полета ракеты. Уже гораздо позднее в этом направлении стали работать американец Годдард, немцы Оберт и фон Браун. В межвоенный период вопросы реактивного движения и создания жидкостных и твердотопливных реактивных двигателей развивались в основном в России, Германии и США.

Наибольшие успехи к началу Второй мировой войны были достигнуты в области твердотопливных двигателей в России, что позволило широко использовать «Катюши». В области же крупных ракет с жидкостными двигателями лидировала Германия, где во время войны была создана первая баллистическая ракета с таким двигателем: Фау-2. Во время второй мировой войны Фау-2 использовалась для бомбардировок Великобритании. В США , где достижение космоса определяется только фактом достижения высоты в 100 километров, именно Фау-2 считается первым рукотворным объектом в космосе (хотя во всех учебниках астрономии рубежом считается достижение телом Первой космической скорости).

После окончания второй мировой войны Вернер фон Браун с основной частью своей команды и чертежами перебрался в США. СССР же получил небольшое количество специалистов (которые работали в СССР где-то до середины 1950-х гг.) и отдельные части ракет и технологического оборудования, без чертежей и расчетов. В дальнейшем в обоих странах была воспроизведена на местной промышленной базе ракета Фау-2 (в СССР — Р-1), после чего началось активное развитие ракетной техники в направлении увеличения ее дальности и массы забрасываемого груза.

Первые космические корабли

В 1954 году началось проектирование советской межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты Р-7, которая, будучи в дальнейшем модернизирована с целью использования в качестве ракеты космического назначения, обеспечила множество космических рекордов СССР. Благодаря исключительной надежности её эксплуатируют в модернизированном виде до сих пор.

4 октября 1957 ракетой «Спутник» (модернизированой Р-7) был выведен на орбиту первый искусственный спутник земли. США также предпринимали попытки запустить искусственный спутник земли. Первая попытка запуска американского спутника «Авангард» разработки чисто американской команды конструкторов окончилась взрывом ракеты на стартовом комплексе в прямом эфире. В результате первый удачный запуск в США совершила допущенная к основным проектам команда Вернера фон Брауна 1 февраля 1958.

Дальнейшее развитие семейства Р-7 в тот период заключалось в добавлении и модернизации третей ступени . Эти ракеты позволили преодолеть следующую ступень — достичь Второй космической скорости и покинуть орбиту Земли . Стало возможным изучение других космических тел солнечной системы. Первым таким объектом, естественно, стала Луна. В январе 1959 года была запущена станция «Луна—1». Её основной задачей было достижение лунной поверхности (совершение жесткой посадки). Однако из за ошибки аппарат прошел в 6000 км от Луны и вышел на орбиту Солнца. Таким образом, немного случайно, «Луна−1» стала первым искусственным спутником Солнца. Впервые в мире задачу достижения другого небесного тела решил полет «Луны−2» в том же 59 году, в сентябре . А в октябре «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны. Первую мягкую посадку на поверхность Луны совершила станция «Луна-9» в 1966 году — в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Мариус, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Во время сеансов связи «Луна-9» передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки.

Первым отправился в космос 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин. Американцы смогли ответить на это только через месяц, 5 мая 1961 г., причем американский астронавт Алан Шепард не выходил на орбиту, а совершил суборбитальный полет по дуге. Собственно орбитальный полет США совершили только в 1962 г.

Для полета Гагарина был разработан космический корабль «Восток». Фактически, в этом корабле Королеву удалось создать чрезвычайно удачную космическую платформу, на базе которой можно было решить множество практических задач. Тогда, в начале 60-х одновременно с пилотируемым вариантом, был реализован проект фото-разведчика. А всего у «Востока» было более 40 модификаций. Эксплуатируемые и сегодня спутники серии «Бион» являются прямыми потомками гагаринского корабля.

Также в 1961 г. Герман Титов совершил первый суточный полет, США повторили это достижение в 1963 г.

На кораблях «Восток» космонавт распологался на катапульном кресле . Это решение позволило вместо разработки двух систем : аварийного спасения экипажа на старте и системы мягкой посадки спускаемого аппарата при посадке сосредоточиться на одном устройстве, выполнявшем обе эти задачи . Тем самым разработчики, с одной стороны — уменьшили степень технического риска при разработке принципиально нового (а тема катапульт в авиации были уже хорошо отработаны), а с другой — выиграть время в космической гонке. Эту же схему посадки использовал и Титов, приземлившийся на парашюте рядом с железной дорогой с приближающимся поездом, где его сфотографировали журналисты.

В 1962 г. советские космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили первый групповой полет.

В 1963 г. в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, а космонавт Быковский установил действующий до сих пор рекорд длительности полета в одиночку, составивший почти 5 суток.

В 1964 г. состоялся запуск первого в мире многоместного космического корабля «Восход». американские многоместные корабли появились в 1965 г.

В 1965 г. космонавт Алексей Леонов осуществил первый выход в открытый космос. Особо нужно отметить, что этот выход был сразу осуществлен через надувную шлюзовую камеру. Тогда как произошедший в этом же году выход в открытый космос американца был осуществлен по простой схеме: было сброшена атмосфера в кабине и открыт входной люк.

В 1966 году США провели первую стыковку на орбите.

Первый межпланетный перелёт осуществила в 1966 году отечественная «Венера-3», совершила жесткую посадку на планету, доставив туда металлический глобус планеты Земля и вымпел с символикой СССР. В 1975 году «Венера-9» впервые совершила мягкую посадку на планету Венера и предала первое изображение поверхности другой планеты. В 1982 году «Венера 13» совершила мягкую посадку на Венеру и передала первый цветной панорамный снимок поверхности планеты и звукозапись.

Лунная гонка

Лунная программа была принята в СССР в 1960 году. Её разработкой должен был заниматься ОКБ-1 под руководством Королёва, но в мае 1961 года Хрущёв поручил разработку программы ещё и ОКБ-52 Чаломея. Таким образом, одновременно в СССР до 1965 года действовали две лунные программы. Также осложнил ситуацию отказ В. П. Глушко разрабатывать новый, более мощный двигатель для ракеты (хотя позже он разработал его для программы «Энергия — Буран»).

В 1966 году умер С. П. Королёв, который 20 лет был главным конструктором ОКБ-1 и являлся лидером и идейным вдохновителем всей советской космонавтики. Его роль была исключительна, и без его участия система не могла так же эффективно функционировать. Место Королёва занял его первый зам, В. П. Мишин, который не обладал теми же личными качествами и не смог справиться со столь сложной задачей.

Высадка американских астронавтов на поверхность Луны в 1969 году поставила точку в лунной гонке. В 1974 году советская лунная пилотируемая программа была закрыта, однако до этого в 1970 г. на поверхность Луны был доставлен и успешно работал первый в мире планетоход «Луноход-1», а также в 1970 г. автоматической станцией «Луна-16» впервые среди автоматических аппаратов на Землю доставлен лунный грунт.

После завершения лунной программы советское правительство сделало вид, словно СССР и не стремился отправить человека на Луну. В США оказались не очень довольны ценой победы, стоимость программы Аполлон превышает 22,5 млрд. долларов. Отправка на Луну человека с практической точки зрения оказалась сомнительна, научные данные можно было получить автоматическими станциями гораздо дешевле. Целесообразность создания долговременной обитаемой станции отсутствует до сих пор. Полёт человека на Луну оказался преждевременным и бесплодным. Созданная инфраструктура после завершения программы оказалась никому не нужной и начала стремительно деградировать. Поскольку в США не было программы долговременных орбитальных станций, то к 90-м США практически утратили технологии длительного присутствия в космическом пространстве. Со временем даже возникли конспирологические теории о том, что никакого полёта на Луну не было. В качестве аргументов приводятся различные технические трудности, отсутствие технологий в данный момент и то, что на Луну больше не летают.

Период орбитальных станций

Первая автоматическая стыковка двух кораблей «Союз» была проведена в 1967. Первая в мире орбитальная станция («Салют-1») появилась в 1971 году. Первая и единственная американская орбитальная станция «Skylab» была выведена на орбиту в 1973 (ее подлинность также является объектом критики конспирологов). Стыковка Союза и Аполлона прошла в 1975 году.

Во время Холодной войны основной целью развития ракетной техники являлось создание межконтинентальной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. Благодаря этому новому виду оружия мир существенно изменился. Примерно к началу 70-х стала очевидна принципиальная невозможность военной победы в войне между США и СССР. Начался этап разрядки, были подписаны договоры «ОСВ-1» в 1972 и «ОСВ-2» в 1979 году .

Развитие космонавтики серьёзно затормозилось. Руководство СССР сфокусировало ресурсы на развитии долговременных орбитальных станций, которые использовались для отработки долговременного прибывания человека в космосе, без которой медики не соглашались разрешать в том числе и полет на Марс. В это же время в дипломатичесских целях в космос отправляют представителей всех социалистических стран.

Первый человек не являющийся гражданином ни СССР, ни США побывал в космосе в 1978 году на «Союз-28». Первый иностранец на космическом корабле США побывал в космосе в 1983 году.

В 1976 году начинается работа над проектом орбитальной станции «МИР» — первой космической станции построенной по модульному принципу. Базовый блок был выведен на орбиту в 1986 году, а затем к нему были пристыкованы ещё 6 модулей. На станции побывало 104 космонавта из 12 стран мира, в том числе Франции, Германии, Японии и США.

После 1975 года разворачивается работа над многоразовой космической системой «Энергия — Буран». Ещё до начала разработок было известно, что одноразовая ракета-носитель затратив то же количество топлива может вывести на орбиту в 3-4 раза больший полезный груз. Тем не менее проект начали реализовывать. Основной причиной было желание не допустить монополии США в разработке такого вида ракетно-космической техники. Ракета-носитель «Энергия» сверхтяжелого класса является наиболее мощной ракетой созданной человечеством, она создавалась с расчётом на последующие пилотируемые или автоматические экспедиции к Луне и Марсу. Ракета-носитель Энергия совершила два пуска, оба удачных.

Третьи страны

Датой основания европейского космического агенства принято считать 1964 год. Первые годы агенство выводило в космос спутники используя американские ракеты-носители. В нынешнем виде ЕКА образовалось в 1975 году. Первый успешный пуск собственной ракеты «Ареан» был проведён в 1979 году. Ракета-носитель тяжелого класса была впервые запущена в 1997 году. Собственной орбитальной станции у ЕКА никогда не было, но оно активно участвовало в международной кооперации с СССР и США ранее, сейчас ЕКА имеет собственный сегмент на МКС. К 2018 году европейцы планируют создать собственный пилотируемый корабль.

Началом китайской космической программы можно назвать 1956 год, когда была создана академия, проводившая разработки ракетной техники. В 1970 году Китай успешно запустил первый спутник. Дальнейшее развитие было медленным, и космические программы неоднократно переносились и отменялись из-за нехватки средств. В 2003 году тайконавты впервые отправились в космос. Китай не принимает участия в МКС и имеет собственную орбитальную станцию «Тяньгун-1» запущенную в 2011 году.

Японское национальное агенство по исследованию космоса было образовано в 1969 году. Первая ракета запущена в 1970 году. Первый японец в космосе был платным посетителем орбитальной станции «МИР» в 1990 году. Япония является участником МКС и имеет собственную ракету-носитель среднего класса способную выводить спутники на геостационарную орбиту.

Индийская организация космических исследований впервые запустила спутник с помощью собственной ракеты-носителя в 1979 году. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и планирует стать четвёртой космической сверхдержавой. ВВП Индии — третий в мире по ППС — вполне позволяет ей строить амбициозные планы.

Многие другие страны также имеют собственные космические агенства, но их космические программы ещё более скромны: большая часть стран не может даже запускать собственные спутники.

Ельцинский период

финансирование космоса в различных странах 1989—2000 г.

Ещё Горбачёв начал резко сокращать финансирование космонавтики, в девяностые же годы и так скудные ресурсы были урезаны до самого минимума. Первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть, на поддержание станции «Мир» и МКС. [1]

В этих условиях в девяностые годы образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.

Количество космических запусков

Резко сократилось и количество пусков. С 1996 по 1999 год в России совершалось менее 30 ракетных пусков ежегодно — Россия в эти годы даже уступала по количеству пусков Соединённым Штатам. Для сравнения: в СССР производилось 90-100 пусков в год.

Несмотря на катастрофические проблемы некоторые крупные проекты, начатые еще при СССР, были завершены: не в последнюю очередь за счёт активного сотрудничества с США и другими странами в сфере космоса.

Было окончено строительство первой многомодульной орбитальной станции «Мир». Наиболее активная фаза ее работы приходится на 90-годы. Иностранные экипажи с 1995 года активно посещали станцию. Больше всего иностранных гостей было из США — 44 астронавта.

Американский проект «Freedom», который активно разрабатывался на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, оказался ненужным: после развала СССР стало выгоднее строить МКС, с использованием российского опыта и российских технологий.

Также в девяностые годы начал работать ГЛОНАСС. Первоначальное развертывание ГЛОНАСС для военных целей было осуществлено в 1993 году с 12 спутниками. К 1995 году количество спутников было доведено до 24. Однако из-за недофинансирования и низкого срока службы спутников ГЛОНАСС к 2001 году съёжился до 6 спутников.

В 1999 году в рамках консорциума США, России, Украины и Норвегии вошел в строй проект «Морской старт». Запуск ракет осуществляется с плавучей платформы в районе экватора, что позволяет экономить на топливе за счет использования скорости вращения земли. На данный момент проект почти полностью принадлежит российской РКК «Энергия».

Путинский период

финансирование гражданских космических программ в различных странах

Процент удачных запусков по сравнению с предыдущими годами выглядит так: [2]

Год Запусков Успешных Неудач Процент успешных Процент неудач
1986 94 90 4 95,74 % 4,26 %
1987 97 96 1 98,97 % 1,03 %
1988 94 90 4 95,74 % 4,26 %
1989 75 74 1 98,67 % 1,33 %
1990 78 74 4 94,87 % 5,13 %
1991 61 59 2 96,72 % 3,28 %
1992 55 54 1 98,18 % 1,82 %
1993 48 46 2 95,83 % 4,17 %
1994 49 48 1 97,96 % 2,04 %
1995 33 32 1 96,97 % 3,03 %
1996 27 23 4 85,19 % 14,81 %
1997 29 27 2 93,10 % 6,90 %
1998 25 23 2 92,00 % 8,00 %
1999 28 26 2 92,86 % 7,14 %
2000 35 32 3 91,43 % 8,57 %
2001 23 23 0 100,00 % 0,00 %
2002 24 22 2 91,67 % 8,33 %
2003 21 21 0 100,00 % 0,00 %
2004 22 22 0 100,00 % 0,00 %
2005 26 23 3 88,46 % 11,54 %
2006 25 23 2 92,00 % 8,00 %
2007 26 25 1 96,15 % 3,85 %
2008 27 26 1 96,30 % 3,70 %
2009 32 32 0 100,00 % 0,00 %
2010 31 30 1 96,77 % 3,23 %
2011 32 28 4 87,50 % 12,50 %
2012 24 23 1 95,83 % 4,17 %

Графически это можно выразить так:

Космические запуски в России.png

Процент неудачных космических запусков.png

Следует отметить, что после 2000-го года количество космических запусков стало снижаться по всему миру и на данный момент по этому показателю Россия снова является лидером. При этом снижение количества запусков связано не с кризисом отрасли в целом (каковое мнение бытует в интернете), а с тем, что на рубеже тысячелетий резко возросли сроки работы космических аппаратов: например, для спутников связи с максимум 3-4 до 12-15 лет, а для спутников дистанционного зондирования Земли с нескольких месяцев до нескольких лет. Соответственно, это не могло не сказаться на количестве запусков.

Тяжелое финансовое положение космической отрасли сохранялось и в начале 2000-х годов. [3] Например, по начатой в 1998 программе Фобос-Грунт нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году. [4]

Принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.» [5] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь «создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники». Проще говоря, речь шла только о том, чтобы не отставать слишком сильно. Такому положению вещей способствовала ситуация, когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Судя по всему, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.

Ситуация изменилась с назначением в 2011 году Владимира Поповкина на должность руководителя Роскосмоса. Был взят курс на активное развитие отрасли, началась разработка новых крупных проектов. [6] [7] [8]

Совместный проект по изучению Марса EXOMARS

В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7 %. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14 % в 2015 году и до 16 % в 2020 году.

Планы на период до 2020 года

Выделяются на общем фоне следующие задачи:

  • Продолжение эксплуатации, модернизация и дооснащение космодромов Байконур и Плесецк. К 2015 году на космодроме Плесецк развернётся комплекс ракет «Ангара» лёгкого и тяжелого класса, взамен ракет «Протон»; [9]
  • Строительство космодрома Восточный, на котором в 2015 году начнётся эксплуатация ракет «Союз-2» лёгкого и среднего классов; [10]
  • Разработка кислородно-водородного разгонного блока для существующих и перспективных ракет-носителей;
  • Развитие группировки ГЛОНАСС, добавление космических аппаратов с периодом активной эксплуатации не менее 7 лет, а к 2020 году не менее 10 лет;
  • Разработка системы обслуживания отдельных космических аппаратов на орбитах;
  • Создание на базе унифицированной платформы дешевых малоразмерных космических аппаратов для исследования космических лучей и солнечно-земных связей;
  • Возобновление комплексных исследований Луны с использованием автоматических космических аппаратов. К 2020 году проведение углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, в том числе с использованием луноходов и средств доставки образцов лунного грунта на Землю, выбор районов размещения автоматических лунных баз;
  • Продолжение до 2020 года эксплуатации Международной космической станции;
  • Участие в международных космических проектах по исследованию Луны, Марса и системы Юпитера.

Перспективы после 2020 года

После 2020 года можно ожидать реализации следующих космических программ:

  • Развитие применения водорода в отечественной космонавтике и создание верхних ступеней и разгонных блоков на водороде и кислороде;
  • Освоение сжиженного природного газа как перспективного компонента ракетного топлива и создание ракет на этом топливе;
  • Создание ракет повышенной по сравнению с тяжелым классом грузоподъемности (в промежутке между 23 т на низкой околоземной орбите у «Протона» и 105 т у «Энергии»);
  • Создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой;
  • Создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных;
  • Создание роботизированной научно-исследовательской базы на Луне;
  • Создание обслуживаемых спутников и средств их обслуживания;
  • Ввод в строй нового пилотируемого корабля;
  • Доставка грунта с Марса;
  • Организация относительно дешевого и безопасного космического туризма[1]
  • Создание новой пилотируемой орбитальной станции, включающей отдельно летающие посещаемые модули.

В зависимости от политической и экономической ситуации в это или более позднее время могут быть осуществлены:

  • Создание ракет сверхтяжелого класса (грузоподъемностью около 100 тн);
  • Высадка космонавтов на поверхность Луны и/или околоземных астероидов;
  • Создание роботизированных баз для изучения Марса и Венеры;
  • Организация серийного выпуска материалов особыми свойствами (сверхчистых и т. п.) на орбите;
  • Создание систем защиты планеты от малых и больших астероидов (по всей видимости, эти системы будут разными).

Пилотируемые экспедиции на другие планеты в ближайшее время не ожидаются. Для Марса это связано с достаточно большой длительностью полета и недавно выявленной повышенной опасностью для организма галактического излучения, присутствующего в Дальнем космосе. Для Венеры технические проблемы, связанные с почти земной силой тяжести и по-настоящему экстремальным климатом на планете, тоже делают экспедицию слишком рискованной и дорогостоящей на ближайшие пару десятилетий. До остальных же планет лететь еще дольше, чем до Марса.

Крупнейшие проекты отечественной космонавтики

Уже реализованы полностью или практически полностью:

  • Космический радиотелескоп «Радиоастрон», крупнейший в мире телескоп с разрешением в 1000 раз больше, чем у «Хаббла»;
  • ГЛОНАСС, одна из двух действующих в мире глобальных систем спутникового геопозиционирования;
  • Международная космическая станция, крупный проект, главные роли в котором играют Россия и США;
  • Морской старт, единственный в мире плавучий космодром[2].

В процессе реализации находятся следующие проекты:

  • Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»;
  • Космодром Восточный;
  • Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой;
  • Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством);
  • Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей);

Радиоастрон

Разрешающая способность Радиоастрона.

Самым крупным телескопом в мире на данный момент является российский Радиоастрон (Спектр-Р), который был выведен на орбиту в июле 2011 года. Проект рассчитан 10 лет, однако как показывает опыт иногда такие проекты работают значительно дольше запланированного срока службы. Координатор проекта — Астрокосмический центр ФИАН (Москва).

Угловое разрешение Радиоастрона в две тысячи раз выше, чем у знаменитого телескопа Хаббл. В настоящий момент большую часть времени Радиоастрон занимается квазарами. В дальнейшем планируется исследование релятивистских струй и сверхмассивных чёрных дыр, картографирование джетов галактик, а также изучение областей формирования звёзд и планет.

Физически Радиоастрон представляет собой десятиметровый радиотелескоп на спутнике Спектр-Р, который вращается на расстоянии в 190 тысяч километров от Земли, и сеть наземных телескопов, которые работают вместе со спутником. Благодаря большому плечу между спутником и Землёй обеспечивается рекордное разрешение.

ГЛОНАСС

Практически все развитые страны хотят иметь собственную навигационную систему. Однако реального успеха на этом пути пока что добились только две страны: США и Россия.

ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система, которую начали разрабатывать в 1976 году. Официально принята в эксплуатацию в 1993 году. Всего с 82 по 98 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата, по ценам 1997 года на развёртывание было потрачено 2,5 млрд долларов. К 1995 году группировка была развёрнута практически до штатного состава — до 24 спутников.

Дальше однако из-за слабого финансирования и из-за малого срока службы спутников их число начало стремительно сокращаться. К 2001 году осталось только 6 действующих космических аппаратов. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой покрытие России должно быть обеспечено к 2008 году, а глобальное покрытие в 2010 году. Эта программа с небольшими поправками была реализована. 2 сентября 2010 года группировка ГЛОНАСС составляла 26 спутников.

Кроме Российской ГЛОНАСС сейчас действует только одна глобальная навигационная система: американская GPS. Для своего функционирования, как и российской ГЛОНАСС, ей требуется 24 работающих спутника.

На планете неспешно развёртывается ещё несколько спутниковых навигационных систем:

  • Китайская система «Бэйдоу», уже насчитывает 16 спутников из примерно 30-35. Уже функционирует как региональная навигационная система, к 2020 году планируется стать глобальной.
  • Европейская система «Галилео», спутники которой выводятся с помощью ракет «Союз-СТБ» с космодрома в Куру. Первые виды услуг должны быть предоставлены в 2014 году.
  • Индийская IRNSS, из 7 спутников, будет обеспечивать покрытие только самой Индии и сопредельных территорий. Окончание завершения работ — 2015 год.

Особняком стоят системы дифференциальной коррекции, которые позволяют заметно увеличить точность позиционирования. Такие системы могут включать как наземные пункты измерения, так и ретрансляторы сигналов на спутниках (обычно на геостационарных и геосинхронных орбитах). Для ГЛОНАСС роль такой системы выполняет Российская система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ).

С начала нулевых годов любая новость о ГЛОНАСС воспринимается в штыки либеральной интернет-общественностью. Каждый неудачный запуск неизменно сопровождается бурным ликованием креаклов, а появление любого устройства, принимающего сигнал ГЛОНАСС, подвергается резкой критике. Рядовому обывателю активно навязывается идея неработоспособности ГЛОНАСС, ненужности, неконкурентоспособности на рынке, распилов и откатов которые сопровождают разработки. Доходит до смешного: многие креаклы искренне убеждены, будто ГЛОНАСС — это наш позор, который утонул в Тихом Океане и не работает.

На самом деле, ГЛОНАСС — это невероятно продвинутая и высокотехнологичная система, ввести в действие аналоги которой до сих пор не могут ни пятисотмиллионный Евросоюз, ни полуторамиллиардный Китай. Однако создание ГЛОНАСС — не только вопрос престижа России.

Во-первых, собственная система геопозиционирования нужна армии. Российские системы наведения должны быть независимы от систем наименее вероятного союзника — США. В случае начала военных действий GPS будет с большой долей вероятности отключено или выведено из строя. Наличие собственной системы геопозиционирования существенно повышает обороноспособность России. Использование ГЛОНАСС значительно удешевляет производство управляемых боеприпасов. По сравнению с автономной системой наведения ракеты или бомбы чип ГЛОНАСС или GPS стоит совсем недорого. В условиях современной войны весьма выгодно, когда дорогостоящие системы наведения находятся за пределами досягаемости противника — в космосе.

Во-вторых, как мы видим на примере GPS, спутниковая навигация нашла широчайшее применение в гражданских отраслях и среди конечных потребителей. Поначалу точность позиционирования российской навигационной системы была объектом критики. Но сейчас, когда на орбиту выведены все основные спутники, точность ГЛОНАСС и GPS практически одинакова.

Первые российские смартфоны с поддержкой ГЛОНАСС вызывали град вполне обоснованной критики из-за высокой цены и скромных технических характеристик. Скептики высказывали мнение, что для ГЛОНАСС путь на потребительский рынок закрыт. Тем не менее, сегодня российская спутниковая система используется ведущими мировыми брендами: Apple, BlackBerry, HP, HTC, Nokia, Samsung, Sharp, Sony Ericsson и другими. [11]

Смартфоны перечисленных производителей поддерживают одновременно и GPS и ГЛОНАСС. Навигационный сигнал от отечественной и американской системы может использоваться как совместно, так и по отдельности. В целом ряде ситуаций это новое качество может стать критическим для пользователя. Для точного определения местоположения приемник должен получить сигнал минимум от 4 спутников одновременно, но в условиях плотной городской застройки часто возникают трудности. Использование двух систем позиционирования позволяет значительно улучшить качество навигации и ускорить процесс определения местоположения. Теперь большинство навигаторов по всему миру могут видеть в два раза больше спутников.

Поддержка ГЛОНАСС часто никак не отображается в интерфейсе мобильных устройств, чипсет автоматически выбирает наиболее подходящие спутники. Корпорация Apple добавила информацию о поддержке ГЛОНАСС уже после выхода iPhone 4S на рынок, не раскрыв никаких подробностей реализации. [12]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. На данный момент космический туризм не бывает одновременно дешевым и безопасным — безопасно лететь на «Союзе», где всё дублировано и много раз проверено, стоит порядка миллиарда рублей, а за выложенные за гипотетический полет на американских «частниках» от нескольких до нескольких десятков млн рублей турист получит полет, на большей части которого отказ, например, какого-нибудь элемента механизации крыла, вероятнее всего, будет стоить ему жизни.
  2. Принадлежит России на 95 %