Российский космос: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Российская космонавтика в 1991—2000 гг: Ссылка, где видно, что в Индии и Итали космический бюджет в то время был больше)
(→‎Российская космонавтика в 1991—2000 гг: график финансирования 89-00 год.)
Строка 2: Строка 2:


== Российская космонавтика в 1991—2000 гг ==
== Российская космонавтика в 1991—2000 гг ==
[[Файл:1-11.jpg|thumb|200px|right|финансирование космоса в различных странах 1989-2000 г.]]
Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ziv/2001/1-osn-nap.html], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.
Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ziv/2001/1-osn-nap.html], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.



Версия от 20:50, 16 февраля 2013

Российская космическая отрасль по праву считается одной из ведущих в мире. На настоящий момент она безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Небольшое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.

Российская космонавтика в 1991—2000 гг

финансирование космоса в различных странах 1989-2000 г.

Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[1], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.

Российская космонавтика в 2000-2010 гг

финансирование гражданских космических программ в различных странах

Тяжелое финансовое положение космической отросли сохранялось и в начале 2000-х годов[2]. Например, по программе Фобос-Грунт начатой в 1998 по настоящему нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году[3]. Принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.»[4] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь

создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники

то есть речь шла только о том, чтобы не отстать. Такому положению вещей способствовала ситуация когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Видимо, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.

Смена курса Роскосмоса в 2012 г

С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[5]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа:

  • 2015 год - рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ
  • 2020 год - рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности
  • 2030 год - рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса

Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы

В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[6], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии:

  • до 2015 - этап базируется на действующих космических программах
  • до 2020 - этап базируется на перспективных космических программах.

В программе выделяются следующие приоритеты:

Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.

Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки.

Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.

Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г.

Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.

Финансирование программы 2,1 трлн. рублей

Перспективы после 2020 года

После 2020 года можно ожидать реализации следующих космических программ:

  • создание ракет сверхтяжелого класса
  • создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой
  • создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных
  • создание научно-исследовательской базы на Луне
  • высадка космонавтов на поверхность Луны

Крупнейшие проекты отечественной космонавтики (см. Крупные российские проекты)

Уже реализованы полностью или практически полностью:

  • Международная космическая станция
  • ГЛОНАСС
  • Морской старт
  • Космический радиотелескоп «Радиоастрон»
  • Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
  • «Союз» в Куру
  • Орбитальная станция «Мир»

В процессе реалдизации находятся следующие проекты:

  • Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
  • Космодром Восточный
  • Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой

Ссылки

Роскосмос [7]