Российский космос: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 123: Строка 123:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Роскосмос [http://www.federalspace.ru/]
Роскосмос [http://www.federalspace.ru/]
ГЛОНАСС [http://glonass-iac.ru/]
ГЛОНАСС [http://glonass-iac.ru/]


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
{{примечания}}

Версия от 00:45, 28 мая 2013

Российская космическая отрасль по праву считается одной из ведущих в мире. На настоящий момент она безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Небольшое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.

Российская космонавтика в 1991…2000 гг

финансирование космоса в различных странах 1989—2000 г.

Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[1], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.

Российская космонавтика в 2000…2010 гг

финансирование гражданских космических программ в различных странах

Тяжелое финансовое положение космической отросли сохранялось и в начале 2000-х годов[2]. Например, по программе Фобос-Грунт начатой в 1998 по настоящему нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году[3]. Принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.»[4] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь

создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники

то есть речь шла только о том, чтобы не отстать. Такому положению вещей способствовала ситуация когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Видимо, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.

Смена курса Роскосмоса в 2012 г

С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[5]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа:

  • 2015 год — рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ
  • 2020 год — рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности
  • 2030 год — рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса


Космическая деятельность России на 2013…2020 годы

Крупные российские проекты (незавершённые)

В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[6], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии:

  • до 2015 — этап базируется на действующих космических программах
  • до 2020 — этап базируется на перспективных космических программах.

В программе выделяются следующие приоритеты:

Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.

Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки.

Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.

Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г.

Совместный проект по изучению Марса EXOMARS
Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.

Финансирование программы на период 2013 - 2020 г. заявлено 2,1 трлн рублей

19 арреля 2013 года были утверждены основы государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года[7], где были изложены государственные интересы РФ в области космической деятельности. Выделяются на общем фоне следующие задачи:

  • Продолжение эксплуатации, модернизация и дооснащение космодромов Байконур и Плесецк. К 2015 году на космодроме Плесецк развернётся комплекс ракет "Ангара" лёгкого и тяжелого класса, взамен ракет "Протон"[8]. Строительство космодрома Восточный, к 2020 году начнётся эксплуатация ракет "Союз-2" лёгкого и среднего классов;
  • Развитие наземного комплекса управления космической орбитальной группировкой;
  • Разработка кислородно-водородного разгонного блока для существующих и перспективных ракет-носителей;
  • Развитие группировки ГЛОНАСС, добавление космических аппаратов с периодом активной эксплуатации не менее 7 лет, а к 2020 году не менее 10 лет;
  • Создание и поддержка компаний - операторов космических услуг;
  • Разработка системы обслуживания отдельных космических аппаратов на орбитах;
  • Создание на базе унифицированной платформы дешевых малоразмерных космических аппаратов для решения отдельных актуальных задач исследования космических лучей и солнечно-земных связей;
  • Возобновление комплексных исследований Луны с использованием автоматических космических аппаратов. К 2020 году проведение углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, в том числе с использованием луноходов и средств доставки образцов лунного грунта на Землю, выбор районов размещения автоматических лунных баз;
  • Продолжение до 2020 года эксплуатации Международной космической станции;
  • Участие в международных космических проектах по исследованию Луны, Марса и системы Юпитера.

Перспективы после 2020 года

После 2020 года можно ожидать реализации следующих космических программ:

  • развитие применения водорода в отечественной космонавтике и создание верхних ступеней и разгонных блоков на водороде и кислороде
  • освоение сжиженного природного газа как перспективного компонента ракетного топлива и создание ракет на этом топливе
  • создание ракет повышенной по сравнению с тяжелым классом грузоподъемности (в промежутке между 23 тн на низкой околоземной орбите у «Протона» и 105 тн у «Энергии»)
  • создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой
  • создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных
  • создание роботизированной научно-исследовательской базы на Луне
  • создание обслуживаемых спутников и средств их обслуживания
  • ввод в строй нового пилотируемого корабля
  • доставка грунта с Марса
  • организация относительно дешевого и безопасного космического туризма[1]
  • создание новой пилотируемой орбитальной станции, включающей отдельно летающие посещаемые модули

В зависимости от политической и экономической ситуации в это или более позднее время могут быть осуществлены:

  • создание ракет сверхтяжелого класса (грузоподъемностью около 100 тн)
  • высадка космонавтов на поверхность Луны и/или околоземных астероидов
  • создание роботизированных баз для изучения Марса и Венеры

Пилотируемые экспедиции на другие планеты в ближайшее время не ожидаются. Для Марса это связано с достаточно большой длительностью полета и недавно выявленной повышенной опасностью для организма галактического излучения, присутствующего в Дальнем космосе. Для Венеры технические проблемы, связанные с почти земной силой тяжести и по-настоящему эстремальным климатом на планете, тоже делают экспедицию слишком рискованной и дорогостоящей на ближайшие пару десятилетий. До остальных же планет лететь еще дольше, чем до Марса.

Крупнейшие проекты отечественной космонавтики

Крупные российские проекты

Уже реализованы полностью или практически полностью:

  • Международная космическая станция
  • ГЛОНАСС
  • Морской старт
  • Космический радиотелескоп «Радиоастрон»
  • Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
  • «Союз» в Куру
  • Орбитальная станция «Мир»

В процессе реализации находятся следующие проекты:

  • Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
  • Космодром Восточный
  • Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
  • Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством)
  • Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей)

ГЛОНАСС

Практически все развитые страны стараются иметь собственную навигационную систему.

ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система(ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система, которую начали разрабатывать в 1976 году. Официально принята в эксплуатацию в 1993 году. Всего с 82 по 98 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата, по ценам 1997 года на развёртывание было потрачено 2,5 млрд долларов. В следствии малого срока службы спутников к 2001 году осталось только 6 действующих космических аппаратов. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой покрытие России должно быть обеспечено к 2008 году, а глобальное покрытие в 2010 году. Эта программа с небольшими поправками была реализована. 2 сентября 2010 года группировка составляла 26 спутников.

Кроме Российскоой ГЛОНАСС сейчас действует только одна глобальная навигационная система американская GPS. Для своего функционирования, как и российской ГЛОНАСС, ей требуется 24 работающих спутника.

Активно развёртывается несколько навигационных систем:

  • Китайская система «Бэйдоу», уже насчитывает 16 спутников из примерно 30-35. Уже функционирует как региональная навигационная система, к 2020 году планируется стать глобальной.
  • Европейская система «Галилео», спутники которой выводятся с помощью ракет «Союз-СТБ» с космодрома в Куру. Первые виды услуг должны быть предоставлены в 2014 году.
  • Индийская IRNSS, из 7 спутников, будет обеспечивать покрытие только самой Индии и сопредельных территорий. Окончание завершения работ 2015 год.
  • Японская QZSS (Квазизенитная спутниковая система), трёхспутниковая система, которая хоть и не является навигационной, но может улучшать работу GPS.

Ссылки

Роскосмос [9]

ГЛОНАСС [10]

Примечания

  1. На данный момент космический туризм не бывает одновременно дешевым и безопасным - безопасно лететь на "Союзе", где всё дублировано и много раз проверено, стоит порядка миллиарда рублей, а за выложенные за гипотетический полет на американских "частниках" от нескольких до нескольких десятков млн рублей турист получит полет, на большей части которого отказ, например, какого-нибудь элемента механизации крыла, вероятнее всего, будет стоить ему жизни.