Русофобия: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 15: Строка 15:


== История русофобии ==
== История русофобии ==
=== Предыстория ===
Противостояние Запада и Востока Европы, в том числе и пропагандистское, имеет давнюю историю. Точкой отсчёта можно считать [[rwp:Великий раскол |Великий раскол]] между католической и православной церковью в 1054 году, в результате которого обе церкви предали друг друга [[rwp:анафема|анафеме]]<ref> Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.</ref>. С этого момента началась активная католическая пропаганда против православия и Византии.
Методы той «информационной войны» мало отличались от нынешних и включали двойные стандарты, навешивание ярлыков, а впоследствии и переписывание истории. Тысячелетняя Византийская империя, которая в период «тёмного» средневековья была хранителем европейской культуры и продвигала христианство на север и восток, в западной историографии отодвинута на обочину европейской истории. Католические пропагандисты создали ярлыки «византийства» и «восточного варварства» и все негативные явления в Византии и в целом на Востоке верстали под эти наименования. В то же время аналогичные и ещё худшие проявления варварства на Западе не получали «обобщающего» названия и считались эксцессами или случайными заблуждениями. <ref name = Mackiewicz >Jozef Mackiewicz, «Zwyciestwo Prowokacji», Miinchen 1962</ref><ref>[[wp:Мацкевич, Юзеф|Юзеф Мацкевич]] «Существует ли ещё Россия?», The New Review - Новый Журнал, 149, Нью-Йорк 1982</ref>
Европейская католическая пропаганда носила не только религиозный ([[rwp:прозелитизм|прозелитизм]]), но и вполне современный военно-политический характер. Она оправдывала и поощряла любую экспансию и агрессию католических держав и крестоносцев против не католических, в том числе и христианских народов. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Эта «победа» с последующей резнёй стала сильнейшим ударом по угасающей христианской империи. Одно из крупнейших своих поражений в 1242 году крестоносцы потерпели также не от мусульман или язычников. На льду Чудского озера они были разбиты православными христианами, под командованием ставшего христианским святым Александра Невского.
После упадка и гибели Византии ведущей православной державой стало Московское царство, которое унаследовало византийскую символику. Пропагандистское острие было перенаправлено на Россию, что и породило впоследствии русофобию.
Сегодня русофобию связывают с антисоветизмом и либерализмом. Однако эта связь чисто ситуативная. Исторический анализ показывает, что русофобия всегда была частью любой идеологии наших агрессивных геополитических оппонентов. Будь то католический прозелитизм и польская великодержавность, французский бонапартизм и [[rwp:шовинизм|шовинизм]], британский [[rwp:империализм|империализм]] и немецкий [[rwp:фашизм|фашизм]].


=== Возникновение русофобии на Западе ===
=== Возникновение русофобии на Западе ===

Версия от 15:58, 6 октября 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше истории и анализа.
 
Leftquotes.pngПодобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы» — так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех.Rightquotes.png
Иван Ильин. Против России
«Либерал мечтает о переменах, которые ничем не угрожают его положению». Стокли Кармайкл.

Русофобия — предвзятое, неприязненное, подозрительное, враждебное отношение к русским и/или России; частный случай ксенофобии, представляет собой специфическое направление в этнофобии. Известен также противоположный по значению термин «русофильство» — любовь ко всему русскому, к России, к русской культуре, а также к самим русским.

Русофобия является составной частью пропаганды националистических и других антироссийских сил, которые таким образом пытаются мобилизовать свою социальную базу, утвердить региональное или глобальное господство и навязать российскому обществу или русскоязычному населению подконтрольных территорий свои парадигмы и ценности.

Разжигание национальных фобий характерно для конфликтов между национальными государствами. Специфичным для России является участие в русофобской пропаганде заметной части самого российского общества.

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.

История русофобии

Предыстория

Противостояние Запада и Востока Европы, в том числе и пропагандистское, имеет давнюю историю. Точкой отсчёта можно считать Великий раскол между католической и православной церковью в 1054 году, в результате которого обе церкви предали друг друга анафеме[1]. С этого момента началась активная католическая пропаганда против православия и Византии.

Методы той «информационной войны» мало отличались от нынешних и включали двойные стандарты, навешивание ярлыков, а впоследствии и переписывание истории. Тысячелетняя Византийская империя, которая в период «тёмного» средневековья была хранителем европейской культуры и продвигала христианство на север и восток, в западной историографии отодвинута на обочину европейской истории. Католические пропагандисты создали ярлыки «византийства» и «восточного варварства» и все негативные явления в Византии и в целом на Востоке верстали под эти наименования. В то же время аналогичные и ещё худшие проявления варварства на Западе не получали «обобщающего» названия и считались эксцессами или случайными заблуждениями. [2][3]

Европейская католическая пропаганда носила не только религиозный (прозелитизм), но и вполне современный военно-политический характер. Она оправдывала и поощряла любую экспансию и агрессию католических держав и крестоносцев против не католических, в том числе и христианских народов. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Эта «победа» с последующей резнёй стала сильнейшим ударом по угасающей христианской империи. Одно из крупнейших своих поражений в 1242 году крестоносцы потерпели также не от мусульман или язычников. На льду Чудского озера они были разбиты православными христианами, под командованием ставшего христианским святым Александра Невского.

После упадка и гибели Византии ведущей православной державой стало Московское царство, которое унаследовало византийскую символику. Пропагандистское острие было перенаправлено на Россию, что и породило впоследствии русофобию.

Сегодня русофобию связывают с антисоветизмом и либерализмом. Однако эта связь чисто ситуативная. Исторический анализ показывает, что русофобия всегда была частью любой идеологии наших агрессивных геополитических оппонентов. Будь то католический прозелитизм и польская великодержавность, французский бонапартизм и шовинизм, британский империализм и немецкий фашизм.

Возникновение русофобии на Западе

Русофобия как направление идеологии возникло на Западе в XVI веке, что было связано с экспансионистской политикой Польши, стремившийся подчинить земли на Востоке (то есть, русские земли). Польша была ближайшей к России крупной католической страной, и значительная часть сведений о Московии приходила в Европу от поляков, немало потрудившихся для формирования на Западе негативного образа «варварской» «азиатской» России, с которой Польша неоднократно на протяжении XVI—XVII веков воевала. Затем эти русофобские идеи были подхвачены другими западными странами, вступавшими в конфликт с Россией по мере усиления её геополитических позиций в XVIII—XX веках.[1][2]

Русское самоненавистничество

В течение XVIII века в ходе Петровских реформ и эпохи Русского Просвещения произошла масштабная интеграция России в европейское культурное и информационное пространство. К середине XIX века Российская Империя достигла пика своей мощи, и конкурирующие с ней империи Западной Европы мало что могли на это ответить в военном плане (их превосходство в морских силах было не слишком страшно преимущественно сухопутной Российской Империи). В итоге страны Запада были вынуждены обратиться к информационной войне, резко усилив негативный информационный прессинг. Поддержка Западом особо выдающихся русофобов и российских диссидентов типа Герцена, завоз в Россию антиправительственной и русофобской литературы, общий антироссийский фон многих европейских газет и книг — всё это сыграло значительную роль в формировании явления так называемого «самоненавистничества», выражающегося в том, что часть русских образованных кругов (дворянства и зарождающейся тогда интеллигенции) прониклась глубоко негативным отношением к собственной стране и собственному народу, далеко выходя за рамки разумной критики. [3][4] Впоследствии русофобские круги интеллигенции в Российской Империи были усилены националистами всех мастей, включая последователей украинства — политического движения, направленного на раскол не только Империи, но и самого русского народа на базе идей местной идентичности и отрицания общерусского единства, в сочетании с разработанными ранее на Западе русофобскими идеологемами (мифы о «русском варварстве», «азиатскости», тирании, неславянском происхождении русских и так далее).[5]

Метаморфозы XX века

Либеральное самоненавистничество сыграло значительную роль в революционных событиях начала XX века, приведших к крушению Российской Империи. Пришедший на смену Империи Советский Союз изначально исповедовал во многом русофобские идеологемы борьбы с «дореволюционным прошлым» и «русским великодержавным шовинизмом», однако во времена Великой Отечественной войны во многом отошёл от этих идеологем (или смягчил их).

В советский период старые русофобские мифы на Западе были дополнены новыми идеологемами советофобии и борьбы с «красной угрозой». Великая Победа 1945 года, колоссальный экономический и технологический рост, расцвет культуры, выход человека в космос, создание советского ядерного щита и резкое расширение блока коммунистических стран — всё это, с одной стороны, серьёзно подорвало позиции русофобов и советофобов в мире, но, с другой стороны, вызвало ожесточенное геополитическое и информационное сопротивление Запада, развязавшего так называемую холодную войну против СССР. Последующие ошибки советского руководства в управлении страной и совершенствование Западом технологий информационной войны привели в 1980-х годах к крушению блока социалистических стран Европы, а затем и к развалу самого СССР. Демонтаж советской системы происходил под антисоветскими, антикоммунистическими и националистическими лозунгами. Значительную роль опять сыграл мощный всплеск самоненавистничества в стране, допущенный неумелыми перестроечными реформаторами, запустившими маховик критики существующей системы в целях проведения политических реформ, что вновь привело к разрушению не только старого политического строя, но и единства страны.

Либеральная русофобия

В постсоветский период информационная война Запада против России продолжилась, так как Запад остался неудовлетворён степенью разрушения, разграбления и ослабления России. Новый виток информационной войны начался с приходом к власти Владимира Путина, остановившего развал страны и значительно укрепившего российское государство. Так как Россия фактически и официально является наследницей СССР, то многие старые антисоветские мифы остаются направленными против России, равно как и ещё более древние классические русофобские мифы. В последние два десятилетия западными и российскими антисоветчиками было раскручено немало новых или малоизвестных ранее антисоветских мифов, в том числе мифов о Великой Отечественной войне — в частности, Запад и некоторые антироссийски настроенные постсоветские страны предпринимают попытки приравнять нацизм к коммунизму и заставить Россию каяться за «преступления советского тоталитарного режима», создавая таким образом предлоги для выплачивания Россией компенсаций и отдачи ею спорных территорий.

Развал СССР привело ко временному торжеству идеологии неолиберализма на Западе и в России, и именно западные и российские либералы во многом ответственны за развал СССР и крайне тяжёлые для России 1990-е годы. Как и во времена поздней Российской Империи, либералы оказались главными проводниками идеологии русофобии и самоненавистничества. Современные русофобские мифы — это либеральные мифы, а основными носителями русофобских идей в современной России стали представители либеральной интеллигенции и несистемной оппозиции. Разумеется, это не означает, что все российские либералы и оппозиционеры являются русофобами — но факт состоит в том, что именно эта среда дала наиболее яркие образчики современного русофобского самоненавистничества. Впрочем, возросший накал неадеквата среди несистемных прозападных либералов стал причиной того, что многие системные и умеренные либералы, играющие большую роль в управлении страной, вынуждены были отмежеваться и от либерал-радикалов, и от либеральной риторики вообще.

Мировые и российские события конца 1990-х, 2000-х и начала 2010-х годов привели к масштабному росту антизападных настроений в России и к отторжению российским обществом навязываемых ему русофобских идей. Нападение Грузии на Южную Осетию и российских миротворцев при поддержке Запада, многочисленные инспирированные Западом цветные революции (проходившие под либеральными лозунгами и приводившие в итоге к самым печальным результатам), неудачная попытка белоленточной революции в Москве, и, наконец, Украинский кризис — всё это привело к полной дискредитации прозападных и неолиберальных сил в России. Существенное улучшение состояния российской экономики и демографии, многочисленные спортивные победы, воссоединение Крыма с Россией — всё это способствовало росту гордости за свою страну и подрыву позиций русофобов внутри России, а создание российских СМИ международного уровня (прежде всего, Russia Today) существенно испортило жизнь русофобам за рубежом.

Русофобские мифы

См. Либеральные мифы и Русофобские исторические мифы

Изучение проблемы

3 апреля 2015 года Всемирный Русский Народный Собор, главой которого является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, создал Центр социальных исследований и изучения проблем идентичности. Центр займётся изучением русофобии, Русского мира, русской идеи. Член бюро Всемирного Русского Народного Собора Александр Щипков сообщил: «Мы занимаемся академическим изучением того, что такое русофобия, Русский мир, русская земля, русская идея. Все вкладывают разные смыслы, а нужно понять вообще, что это такое? Кроме того, мы занимаемся практической стороной — мониторингом нарушения прав русских». [6][7]

См. также

Ссылки


  1. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.
  2. Jozef Mackiewicz, «Zwyciestwo Prowokacji», Miinchen 1962
  3. Юзеф Мацкевич «Существует ли ещё Россия?», The New Review - Новый Журнал, 149, Нью-Йорк 1982