Русофобия: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 19: Строка 19:
Противостояние Запада и Востока Европы, в том числе и пропагандистское, имеет давнюю историю. Точкой отсчёта можно считать [[rwp:Великий раскол |Великий раскол]] между католической и православной церковью в 1054 году, в результате которого обе церкви предали друг друга [[rwp:анафема|анафеме]]<ref> Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.</ref>. С этого момента началась активная католическая пропаганда против православия и Византии.  
Противостояние Запада и Востока Европы, в том числе и пропагандистское, имеет давнюю историю. Точкой отсчёта можно считать [[rwp:Великий раскол |Великий раскол]] между католической и православной церковью в 1054 году, в результате которого обе церкви предали друг друга [[rwp:анафема|анафеме]]<ref> Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.</ref>. С этого момента началась активная католическая пропаганда против православия и Византии.  


Методы той «информационной войны» мало отличались от нынешних и включали двойные стандарты, навешивание ярлыков, а впоследствии и переписывание истории. Тысячелетняя Византийская империя, которая в период «тёмного» средневековья была хранителем европейской культуры и продвигала христианство на север и восток, в западной историографии отодвинута на обочину европейской истории. Католические пропагандисты создали ярлыки «византийства» и «восточного варварства» и все негативные явления в Византии и в целом на Востоке верстали под эти наименования. В то же время аналогичные и ещё худшие проявления варварства на Западе не получали «обобщающего» названия и считались эксцессами или случайными заблуждениями. <ref name = Mackiewicz >Jozef Mackiewicz, «Zwyciestwo Prowokacji», Miinchen 1962</ref><ref>[[wp:Мацкевич, Юзеф|Юзеф Мацкевич]] «Существует ли ещё Россия?», The New Review - Новый Журнал, 149, Нью-Йорк 1982</ref>
Методы той «информационной войны» мало отличались от нынешних и включали двойные стандарты, навешивание ярлыков, а впоследствии и переписывание истории. Тысячелетняя Византийская империя, которая в период «тёмного» средневековья была хранителем европейской культуры и продвигала христианство на север и восток, в западной историографии отодвинута на обочину европейской истории. Католические пропагандисты создали ярлыки «византийства» и «восточного варварства» и все негативные явления в Византии и в целом на Востоке верстали под эти наименования. В то же время аналогичные и ещё худшие проявления варварства на Западе не получали «обобщающего» названия и считались эксцессами или случайными заблуждениями. <ref name = Mackiewicz >Jozef Mackiewicz, «Zwyciestwo Prowokacji», Miinchen 1962</ref><ref>[[rwp:Мацкевич, Юзеф|Юзеф Мацкевич]] «Существует ли ещё Россия?», The New Review - Новый Журнал, 149, Нью-Йорк 1982</ref>


Европейская католическая пропаганда носила не только религиозный ([[rwp:прозелитизм|прозелитизм]]), но и вполне современный военно-политический характер. Она оправдывала и поощряла любую экспансию и агрессию католических держав и крестоносцев против не католических, в том числе и христианских народов. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Эта «победа» с последующей резнёй стала сильнейшим ударом по угасающей христианской империи. Одно из крупнейших своих поражений в 1242 году крестоносцы потерпели также не от мусульман или язычников. На льду Чудского озера они были разбиты православными христианами, под командованием ставшего христианским святым Александра Невского.
Европейская католическая пропаганда носила не только религиозный ([[rwp:прозелитизм|прозелитизм]]), но и вполне современный военно-политический характер. Она оправдывала и поощряла любую экспансию и агрессию католических держав и крестоносцев против не католических, в том числе и христианских народов. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Эта «победа» с последующей резнёй стала сильнейшим ударом по угасающей христианской империи. Одно из крупнейших своих поражений в 1242 году крестоносцы потерпели также не от мусульман или язычников. На льду Чудского озера они были разбиты православными христианами, под командованием ставшего христианским святым Александра Невского.
Строка 56: Строка 56:
* [[Информационная война против России]]
* [[Информационная война против России]]
* [[Знаменитые русофобы]]
* [[Знаменитые русофобы]]
== Примечания ==
{{Примечания}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия от 16:06, 6 октября 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше истории и анализа.
 
Leftquotes.pngПодобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы» — так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех.Rightquotes.png
Иван Ильин. Против России
«Либерал мечтает о переменах, которые ничем не угрожают его положению». Стокли Кармайкл.

Русофобия — предвзятое, неприязненное, подозрительное, враждебное отношение к русским и/или России; частный случай ксенофобии, представляет собой специфическое направление в этнофобии. Известен также противоположный по значению термин «русофильство» — любовь ко всему русскому, к России, к русской культуре, а также к самим русским.

Русофобия является составной частью пропаганды националистических и других антироссийских сил, которые таким образом пытаются мобилизовать свою социальную базу, утвердить региональное или глобальное господство и навязать российскому обществу или русскоязычному населению подконтрольных территорий свои парадигмы и ценности.

Разжигание национальных фобий характерно для конфликтов между национальными государствами. Специфичным для России является участие в русофобской пропаганде заметной части самого российского общества.

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.

История русофобии

Предыстория

Противостояние Запада и Востока Европы, в том числе и пропагандистское, имеет давнюю историю. Точкой отсчёта можно считать Великий раскол между католической и православной церковью в 1054 году, в результате которого обе церкви предали друг друга анафеме[1]. С этого момента началась активная католическая пропаганда против православия и Византии.

Методы той «информационной войны» мало отличались от нынешних и включали двойные стандарты, навешивание ярлыков, а впоследствии и переписывание истории. Тысячелетняя Византийская империя, которая в период «тёмного» средневековья была хранителем европейской культуры и продвигала христианство на север и восток, в западной историографии отодвинута на обочину европейской истории. Католические пропагандисты создали ярлыки «византийства» и «восточного варварства» и все негативные явления в Византии и в целом на Востоке верстали под эти наименования. В то же время аналогичные и ещё худшие проявления варварства на Западе не получали «обобщающего» названия и считались эксцессами или случайными заблуждениями. [2][3]

Европейская католическая пропаганда носила не только религиозный (прозелитизм), но и вполне современный военно-политический характер. Она оправдывала и поощряла любую экспансию и агрессию католических держав и крестоносцев против не католических, в том числе и христианских народов. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Эта «победа» с последующей резнёй стала сильнейшим ударом по угасающей христианской империи. Одно из крупнейших своих поражений в 1242 году крестоносцы потерпели также не от мусульман или язычников. На льду Чудского озера они были разбиты православными христианами, под командованием ставшего христианским святым Александра Невского.

После упадка и гибели Византии ведущей православной державой стало Московское царство, которое унаследовало византийскую символику. Пропагандистское острие было перенаправлено на Россию, что и породило впоследствии русофобию.

Сегодня русофобию связывают с антисоветизмом и либерализмом. Однако эта связь чисто ситуативная. Исторический анализ показывает, что русофобия всегда была частью любой идеологии наших агрессивных геополитических оппонентов. Будь то католический прозелитизм и польская великодержавность, французский бонапартизм и шовинизм, британский империализм и немецкий фашизм.

Возникновение русофобии на Западе

Русофобия как направление идеологии возникло на Западе в XVI веке, что было связано с экспансионистской политикой Польши, стремившийся подчинить земли на Востоке (то есть, русские земли). Польша была ближайшей к России крупной католической страной, и значительная часть сведений о Московии приходила в Европу от поляков, немало потрудившихся для формирования на Западе негативного образа «варварской» «азиатской» России, с которой Польша неоднократно на протяжении XVI—XVII веков воевала. Затем эти русофобские идеи были подхвачены другими западными странами, вступавшими в конфликт с Россией по мере усиления её геополитических позиций в XVIII—XX веках.[1][2]

Русское самоненавистничество

В течение XVIII века в ходе Петровских реформ и эпохи Русского Просвещения произошла масштабная интеграция России в европейское культурное и информационное пространство. К середине XIX века Российская Империя достигла пика своей мощи, и конкурирующие с ней империи Западной Европы мало что могли на это ответить в военном плане (их превосходство в морских силах было не слишком страшно преимущественно сухопутной Российской Империи). В итоге страны Запада были вынуждены обратиться к информационной войне, резко усилив негативный информационный прессинг. Поддержка Западом особо выдающихся русофобов и российских диссидентов типа Герцена, завоз в Россию антиправительственной и русофобской литературы, общий антироссийский фон многих европейских газет и книг — всё это сыграло значительную роль в формировании явления так называемого «самоненавистничества», выражающегося в том, что часть русских образованных кругов (дворянства и зарождающейся тогда интеллигенции) прониклась глубоко негативным отношением к собственной стране и собственному народу, далеко выходя за рамки разумной критики. [3][4] Впоследствии русофобские круги интеллигенции в Российской Империи были усилены националистами всех мастей, включая последователей украинства — политического движения, направленного на раскол не только Империи, но и самого русского народа на базе идей местной идентичности и отрицания общерусского единства, в сочетании с разработанными ранее на Западе русофобскими идеологемами (мифы о «русском варварстве», «азиатскости», тирании, неславянском происхождении русских и так далее).[5]

Метаморфозы XX века

Либеральное самоненавистничество сыграло значительную роль в революционных событиях начала XX века, приведших к крушению Российской Империи. Пришедший на смену Империи Советский Союз изначально исповедовал во многом русофобские идеологемы борьбы с «дореволюционным прошлым» и «русским великодержавным шовинизмом», однако во времена Великой Отечественной войны во многом отошёл от этих идеологем (или смягчил их).

В советский период старые русофобские мифы на Западе были дополнены новыми идеологемами советофобии и борьбы с «красной угрозой». Великая Победа 1945 года, колоссальный экономический и технологический рост, расцвет культуры, выход человека в космос, создание советского ядерного щита и резкое расширение блока коммунистических стран — всё это, с одной стороны, серьёзно подорвало позиции русофобов и советофобов в мире, но, с другой стороны, вызвало ожесточенное геополитическое и информационное сопротивление Запада, развязавшего так называемую холодную войну против СССР. Последующие ошибки советского руководства в управлении страной и совершенствование Западом технологий информационной войны привели в 1980-х годах к крушению блока социалистических стран Европы, а затем и к развалу самого СССР. Демонтаж советской системы происходил под антисоветскими, антикоммунистическими и националистическими лозунгами. Значительную роль опять сыграл мощный всплеск самоненавистничества в стране, допущенный неумелыми перестроечными реформаторами, запустившими маховик критики существующей системы в целях проведения политических реформ, что вновь привело к разрушению не только старого политического строя, но и единства страны.

Либеральная русофобия

В постсоветский период информационная война Запада против России продолжилась, так как Запад остался неудовлетворён степенью разрушения, разграбления и ослабления России. Новый виток информационной войны начался с приходом к власти Владимира Путина, остановившего развал страны и значительно укрепившего российское государство. Так как Россия фактически и официально является наследницей СССР, то многие старые антисоветские мифы остаются направленными против России, равно как и ещё более древние классические русофобские мифы. В последние два десятилетия западными и российскими антисоветчиками было раскручено немало новых или малоизвестных ранее антисоветских мифов, в том числе мифов о Великой Отечественной войне — в частности, Запад и некоторые антироссийски настроенные постсоветские страны предпринимают попытки приравнять нацизм к коммунизму и заставить Россию каяться за «преступления советского тоталитарного режима», создавая таким образом предлоги для выплачивания Россией компенсаций и отдачи ею спорных территорий.

Развал СССР привело ко временному торжеству идеологии неолиберализма на Западе и в России, и именно западные и российские либералы во многом ответственны за развал СССР и крайне тяжёлые для России 1990-е годы. Как и во времена поздней Российской Империи, либералы оказались главными проводниками идеологии русофобии и самоненавистничества. Современные русофобские мифы — это либеральные мифы, а основными носителями русофобских идей в современной России стали представители либеральной интеллигенции и несистемной оппозиции. Разумеется, это не означает, что все российские либералы и оппозиционеры являются русофобами — но факт состоит в том, что именно эта среда дала наиболее яркие образчики современного русофобского самоненавистничества. Впрочем, возросший накал неадеквата среди несистемных прозападных либералов стал причиной того, что многие системные и умеренные либералы, играющие большую роль в управлении страной, вынуждены были отмежеваться и от либерал-радикалов, и от либеральной риторики вообще.

Мировые и российские события конца 1990-х, 2000-х и начала 2010-х годов привели к масштабному росту антизападных настроений в России и к отторжению российским обществом навязываемых ему русофобских идей. Нападение Грузии на Южную Осетию и российских миротворцев при поддержке Запада, многочисленные инспирированные Западом цветные революции (проходившие под либеральными лозунгами и приводившие в итоге к самым печальным результатам), неудачная попытка белоленточной революции в Москве, и, наконец, Украинский кризис — всё это привело к полной дискредитации прозападных и неолиберальных сил в России. Существенное улучшение состояния российской экономики и демографии, многочисленные спортивные победы, воссоединение Крыма с Россией — всё это способствовало росту гордости за свою страну и подрыву позиций русофобов внутри России, а создание российских СМИ международного уровня (прежде всего, Russia Today) существенно испортило жизнь русофобам за рубежом.

Русофобские мифы

См. Либеральные мифы и Русофобские исторические мифы

Изучение проблемы

3 апреля 2015 года Всемирный Русский Народный Собор, главой которого является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, создал Центр социальных исследований и изучения проблем идентичности. Центр займётся изучением русофобии, Русского мира, русской идеи. Член бюро Всемирного Русского Народного Собора Александр Щипков сообщил: «Мы занимаемся академическим изучением того, что такое русофобия, Русский мир, русская земля, русская идея. Все вкладывают разные смыслы, а нужно понять вообще, что это такое? Кроме того, мы занимаемся практической стороной — мониторингом нарушения прав русских». [6][7]

См. также

Примечания

  1. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 году.
  2. Jozef Mackiewicz, «Zwyciestwo Prowokacji», Miinchen 1962
  3. Юзеф Мацкевич «Существует ли ещё Россия?», The New Review - Новый Журнал, 149, Нью-Йорк 1982

Ссылки