Списание долгов Россией — различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
(Перечень случаев списания долгов)
(Перечень случаев списания долгов)
 
(не показаны 16 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
 
 
'''Списание долгов Россией''' является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания [[Россия|Россией]] долга какой-нибудь стране.
 
'''Списание долгов Россией''' является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания [[Россия|Россией]] долга какой-нибудь стране.
  
Строка 6: Строка 5:
 
Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.
 
Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.
  
Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны.
+
Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам<ref>Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[https://ruposters.ru/news/30-07-2018/lavrov-obyasnil-spisannie-dolgi]</ref> ещё во времена СССР и достались России по наследству.
  
 
== Перечень случаев списания долгов ==
 
== Перечень случаев списания долгов ==
Строка 24: Строка 23:
 
  |2007
 
  |2007
 
  |[[Алжир]]
 
  |[[Алжир]]
  |4,7 млрд.<ref>в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере</ref>
+
  |4,7 млрд.<ref>В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.</ref>
 
  |-
 
  |-
 
  |2007
 
  |2007
Строка 36: Строка 35:
 
  |2008
 
  |2008
 
  |[[Ливия]]
 
  |[[Ливия]]
  |4,6 млрд.<ref>в обмен на контаркты, реализация которых была остановлена [[НАТО#НАТО в Ливии|натовской интервенцией]]</ref>
+
  |4,6 млрд.<ref>В обмен на контракты, реализация которых была остановлена [[НАТО#НАТО в Ливии|натовской интервенцией]].</ref>
 
  |-
 
  |-
 
  |2010
 
  |2010
Строка 58: Строка 57:
 
  |865 млн.
 
  |865 млн.
 
  |-
 
  |-
 +
|2014
 +
|[[Куба]]
 +
|29 млрд.
 +
|-
 
  |2015
 
  |2015
 
  |Ряд стран Африки
 
  |Ряд стран Африки
  |20 млрд.<ref>в рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности[http://www.gazeta.ru/business/news/2015/09/27/n_7640207.shtml]</ref>
+
  |20 млрд.<ref>В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[http://www.gazeta.ru/business/news/2015/09/27/n_7640207.shtml]</ref>
 
  |-
 
  |-
 +
|2016
 +
|[[Монголия]]
 +
|174 млн.
 +
|-
 
|2017
 
|2017
 
|[[Эфиопия]]
 
|[[Эфиопия]]
|160 млн.
+
|160 млн.
 +
|-
 +
|2017
 +
|[[Киргизия]]
 +
|240 млн.
 +
|-
 +
|2019
 +
|[[Эфиопия]]
 +
|4,8 млрд
 
|-
 
|-
 
  |colspan="2"|Итого
 
  |colspan="2"|Итого
  |107,193 млрд.
+
  |136,607 млрд.
 
  |}
 
  |}
  
== Разобранные случаи списания долгов ==
+
== Разборы причин списания долгов ==
  
 
=== Куба (2013 год) ===
 
=== Куба (2013 год) ===
Строка 94: Строка 109:
 
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [http://www.odnako.org/blogs/kreditnaya-istoriya-rossii-kak-mi-vekami-bili-stranoy-dolzhnikom/]
 
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [http://www.odnako.org/blogs/kreditnaya-istoriya-rossii-kak-mi-vekami-bili-stranoy-dolzhnikom/]
  
== См. также==
+
== См. также ==
 
* [[Помощь России другим странам]]
 
* [[Помощь России другим странам]]
  

Текущая версия на 18:35, 12 января 2020

Списание долгов Россией является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания Россией долга какой-нибудь стране.

Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.

Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.

Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам[1] ещё во времена СССР и достались России по наследству.

Содержание

[править] Перечень случаев списания долгов

Год Страна Сумма списания ($)
2000 Вьетнам 11 млрд.
2003 Ирак 12 млрд.
2007 Алжир 4,7 млрд.[2]
2007 Монголия 11,1 млрд.
2007 Афганистан 11,1 млрд.
2008 Ливия 4,6 млрд.[3]
2010 Монголия 168 млн.
2012 Ряд стран Африки 20 млрд.
2012 КНДР 11 млрд.
2012 Киргизия 500 млн.
2014 Узбекистан 865 млн.
2014 Куба 29 млрд.
2015 Ряд стран Африки 20 млрд.[4]
2016 Монголия 174 млн.
2017 Эфиопия 160 млн.
2017 Киргизия 240 млн.
2019 Эфиопия 4,8 млрд
Итого 136,607 млрд.

[править] Разборы причин списания долгов

[править] Куба (2013 год)

Из 32 млрд долларов долга Кубы было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.

С политической точки зрения это списание позволило нам улучшить отношения не только с самой Кубой, но и со всеми латиноамериканскими странами, которые не дружат с США. Прежде всего с главным кубинским партнёром, с Венесуэлой. [3]

Также, вероятно, с руководством Кубы были согласованы какие-то шаги по допуску российских компаний к работе на нефтяном шельфе Кубы.[4]

Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [5]

[править] Узбекистан (2014 год)

В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[6]. Суть соглашения заключается в следующем:

  • Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
  • Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР;
  • Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
  • Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.

Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.

[править] Долги, списанные России

Основная статья: Статистика:Внешний долг России

Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [7]

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[1]
  2. В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.
  3. В обмен на контракты, реализация которых была остановлена натовской интервенцией.
  4. В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[2]