Статья 20 Конвенции ООН против коррупции: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
м (Откат правок 46.185.93.16 (обсуждение) к версии Speakus)
Строка 1: Строка 1:
l]
Довольно распространён миф, согласно которому [[Россия]] не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции, так как власть якобы не хотела осложнять жизнь влиятельным коррупционерам. На самом деле, это не так: ни формально, ни по сути.


{{quote|При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия такиера, однако в тексте данной статьи такой признак не содержится.
Россия ратифицировала конвенцию ООН против коррупции ещё в 2006 году. Конвенция была ратифицирована целиком, без исключения каких бы то ни было статей. То есть, статья 20 Конвенции была ратифицирована ещё тогда, и требовать ратификации этой статьи бессмысленно: она уже ратифицирована. [http://ria.ru/analytics/20141106/1032022233.html]


В диспозиции нормы, содержащейся в части перборьбе с коррупцией недостаточно атифицировали, но статью 20 в зак{quote|'''В.: Россия не ратифицировала статью  нему<ref>Россия действительно заняла в 2009 году 146 место в рейтинге коррупции. [http://newsru.com/rusание граждан за «незаконное обогащение» противоречило бы нашей Конституции.
Статья 20 Конвенции, «незаконное обогащение», звучит следующим образом: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml]


Есть и другие, чисто юридические сложнои имеет юрисдикцию. Делать это предлагается изменив Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [https://www.roi.ru/tmp/attachments/1498/%20%D0%B7%D0азательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации ает в противоречие с презумпцией невив том, что Россия до сих пор не рвой статьи 290.1 УК в редакции законопроекта, используются формулировки "значительно превосходит", "разумным образом", носящие неопределенны никак не помогло бы работе правоохранительных органов.
{{quote|При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.}}


== Мнение Министерства Юстиции РФ ==
При этом хоть статья 20 и была ратифицирована Россией в составе Конвенции, она всё же не применяется — по причине отсутствия у России правовых оснований её применять. При ратификации Конвенции ООН в законе 40-ФЗ были прямо перечислены статьи, по которым у России есть необходимые карательные механизмы:
 
{{quote|1) Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции;}}
 
Статья 20 в этот список не входит — потому что она противоречит российскому законодательству. Эта ситуация в Конвенции ООН предусмотрена, в статье 20 прямо указано, что государство должно применять эту статью только «при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы». Однако в России есть статья 49 Конституции, в которой сказано, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — таким образом, преследование граждан за «незаконное обогащение» противоречило бы нашей Конституции.


В декабре 2014 года Мин уличены в каком-нибудь серьёзном преступлении вроде наркоторговли или сутенёрства.
Есть и другие, чисто юридические сложности на пути внедрения статьи 20 Конвенции в наше законодательство.


В-ступными доходов лиц, которые уже не существует юридического определения «неза от 7 мая 2013 О запрете депутатам на имущество и счета за рубежом.]
В России не существует юридического определения «незаконного обогащения». В правоприменительной практике было бы весьма непросто определять понятия вроде «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом». Также много проблем было бы с доказыванием умысла, особенно в связи с установлением причинно-следственной связи.
* [http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html Конституция РФ]


== Примечания ==
Таким образом, если бы даже состав преступления «незаконное обогащение» и был бы введён в наш УК, применять его на практике было бы крайне сложно и неудобно.
{{Примечания}}


<br>
В нашем УК уже есть глава 30, которая позволяет работать почти по всем коррупционным составам: злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и так далее, включая даже статью 287 — «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации».
{{Проблемы}}


[[Категория:Коррупция]]
Объединение множества конкретных статей из этой главы УК в одну мутную статью «незаконное обогащение» никак не помогло бы работе правоохранительных органов.
[[Категория:Законодательство России]]ировали. Другие страны, вроде Швеции, Франции или США, Конвенцию р;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.173 этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный. Одна из очевидных причин –  статье Конвенции ООН: речь там идёт о ситуациях, которые никак не связаны с коррупцией. Например, статьи из этой главы применяются, когда клиент используетогащении».  


Эта глава не имеет никакого отношения к обсуждаемой/расходах совершеннолетних<ref>Ну и кто обяжет совершеннолетнего ребёнка перед отцом отчитываться? А если поссорилисьдусмотрен квалифицирующий признак в виде значительного размвосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом, - наказывается лишением свободы до пятинного законодательства.
== Мнение Министерства Юстиции РФ ==


Пока не будет найдено источника, в котором господин Зорькин более развернуто объясняет свою позицию, разумно будет остановиться на этом толковании.
В декабре 2014 года Минюст РФ разъяснил свою позицию по поводу обсуждаемой Статьи 20:[http://newsru.com/russia/24dec2014/min20.html]


== Другие государства ==
{{quote|Статья 20 Конвенции ООН против коррупции носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем.<br><br>


Ряд государств ратифицирчительная часть активов или доходов такого лица.
В России положения указанной статьи реализованы путем принятия Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"}}


Такие изменения давали бы тот же антикоррупционный эффект, и при этом не создавали бы существенных правовых коллизийвники законодательной, исполнительной ичастности, что законопроект содержхтин,_Владимир_Алексеевич] Также в октябре 2013 года был вынужден ельгия и Литва ===
== Борьба с незаконным обогащением в РФ ==


В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущесФранция, Испания, Швеция. [http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniyaевиновности обвиняемого, мы не можем установить уголовную ответственность за незаконное обогащение"''. [http://www.state.gov/documents/organization/158105.pdf "UNO7 мая 2008 г. N 8-П, согласно которой неточность, неясностьи уволены 200 госслужащих, из них восемь высокопоставленных. К трём тысячам применены меры юридической ответственности. [http://newsru.com/russia/30oct2013/ivanov.html]
Россия располагает богатым арсеналом законов для выполнения Конвенции ООН, в том числе и для борьбы с незаконным обогащением.


== Законопроект Навального ==
В 2001 году был принят закон № 115-ФЗ, в соответствии с которым адвокатам, нотариусам, юристам и бухгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов.


ЗаконодЗорькин в своей речи мимоходом упомянул в положительном ключе статью 20 Конвенции ООН против коррупции: [http, в которой не будет отражена зна 2012 года приняли закон № 230-ФЗ «О контроле за соотвенезаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была прле и для борьбы с незаконным обогащением.
25 декабря 2008 года был принят закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В статье 8 этого закона государственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе.


В 2001 году был принят закон 115-ФЗ, в соответствии с которым аднии 3-х лет после увольнения с го поддержало законопроект. На длинный перечень огрех в я ООН против коррупции.]
18 мая 2009 года был подписан указ президента 559, согласно которому кандидатов в госслужащие обязали подавать декларации о доходах и имуществе.
* [http://ria.ru/analytics/20141106/1032022233.html РИА «Новости». Иударственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе.


18 мая 2009 года был подписан указ президента 559, согласно которому кым языком. Из-за этого желающие п20 Конвенции ООН против коррупцииательная инициатива [[Навальный|Навального]] [https://www.roi.ru/9376/] предполагает следующие изменения в законодатеии намного позже России, например Германия, Индия, Швейцария. Японипционерам. На самом деле, это не так: ни формально, ни по сути.
21 ноября 2011 года был принят закон 329-ФЗ, который распространил антикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников.


Россия нное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является [[Франция]]. Там реализовабыло дополнить статьёй 290.1, в следующем виде: [http: стоимость которого значительно пресно которому [[Россия]] не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции, так как власть якобы не хотела осложнять жизнь влиятельным корруакон, она бы сформулировала его таким образом, чтобы этот закон не противоречил уже существующим нормам, а дополнял или изменял их.
В 2011-2013 годах статья 10 закона № 3-ФЗ от 1994 года «О статусе депутата» была значительно расширена, депутатов обязали подробно отчитываться о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Требования распротранились не только на самих депутатов, но и на их супругов и детей.


Напритор развития нашего антикоррупциоолитической деятельностью. Интересно, чтотва декларируемым доходам. В [[Литва|Литве]] в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фак ошибочно зачисленные ему банком из-за бухгалтерской ошибки средства. [http://lenta.ru/news/2014/01/15/alfa/]
Закон о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью. Интересно, что именно этот антикоррупционный закон вызывал особенно яростную критику как со стороны прозападной несистемной оппозиции, так и со стороны политиков из США.


== Законопроект о добавлении статьи 290.1, «Незаконное обогащение» ==
В декабре 2012 года приняли закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников.


В 2011 году67295;rnd=0.636076076189056]
В качестве продолжения той же линии 07 мая 2013 года был принят закон № 102-ФЗ, который запретил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.


{{quote|В рейтинге состояния коррупции в странах мира Российская Федерация в 2009 году занимала 146ие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется.
После принятия всех этих законов наше законодательство не только полностью соответствует духу Конвенции ООН против коррупции, но и позволяет нам указывать многим другим европейским странам на недостаточную проработанность их антикоррупционных законов.


== Реальное применение законодательства ==
От чтения вышеизложенного перечня может сложиться впечатление, что в России идеальное антикоррупционное законодательство. Это не так: оно далеко от совершенства, его необходимо развивать дальше. Существующие меры по борьбе с коррупцией недостаточно эффективны, чтобы можно было расслабиться и считать проблему решённой. [http://ria.ru/incidents/20131126/979715462.html]


Чиновникам и политикамвеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его те://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=65]
== Неосновательное обогащение в ГК РФ ==


{{quote|Борьба с конципов своей правовой системы». Однако в России есть статья 49 Конституции, в которой ск
В гражданском кодексе РФ есть глава 60, в которой говорится о «неосновательном обогащении».


{{quote|Статья 20 Конвенции ООН против коррупции ции или валютных операций.
Эта глава не имеет никакого отношения к обсуждаемой статье Конвенции ООН: речь там идёт о ситуациях, которые никак не связаны с коррупцией. Например, статьи из этой главы применяются, когда клиент использует ошибочно зачисленные ему банком из-за бухгалтерской ошибки средства. [http://lenta.ru/news/2014/01/15/alfa/]


=== БДовольно распространён миф, соглаувольняют. Самым известным примердента Сергея Иванова, после проверки деклараций в 2013 году был в дискуссии. Вот ответы на самые распространённые «подъезды» троллей.
== Законопроект о добавлении статьи 290.1, «Незаконное обогащение» ==


{которое оно не может разумным обрции». В статье 8 этого закона госх стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. При этом введен строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные орга
В 2011 году коммунисты внесли законопроект, согласно которому УК РФ надо было дополнить статьёй 290.1, в следующем виде: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=89437]


При этом даже в ратифицировавших Конвенцию государствах ста реальными доходами/расходами целиком ложится на следствие. [https://navalny.com/p/3874/]
{{quote|Статья 290.1 Незаконное обогащение<br>


В принципе, ужесточение требований к декларациям чиновников лея не ратифицировала Конвенцию до сих пор.[http://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CAC/signatories.html]
1. Незаконное обогащение, то есть приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом, - наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.<br>
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением свободы до семи лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.<br>
3. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.<br>
<br>
Примечания:<br>
<br>
1. Под имуществом в настоящей статье понимается: вещи (движимые и недвижимые), деньги и ценные бумаги, имущественные права.<br>
2. Под значительным размером понимается незаконное обогащение в размере не менее пятисот тысяч рублей.<br>
3. Под крупным размером в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере не менее миллиона рублей.<br>
4. Под особо крупным размером в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере свыше миллиона рублей.<br>
}}


Несколько государств не реализовали фактически требованияе девушке помог ее отец, связаннытствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»лья Ремесло. Криминализация «незаконного обогащения».]
О сугубо популистском характере закона красноречиво свидетельствует начало пояснительной записки к нему<ref>Россия действительно заняла в 2009 году 146 место в рейтинге коррупции. [http://newsru.com/russia/17nov2009/cpi_corruption.html] Но этот рейтинг был составлен известной своей необъективностью организацией Transparency International. Одной из вопиющих проблем рейтинга является тот факт, что он основан не на реальных фактах наличия коррупции, а о мнениях о коррупции, собираемых у безымянных «экспертов».</ref>: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=89438;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.636076076189056]
* [http://www.ng.ru/ideas/2011-12-09/5_konvenciya.html Независимая Га и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм.}}


Таким образом, Правительство тоже невом чиновников.
{{quote|В рейтинге состояния коррупции в странах мира Российская Федерация в 2009 году занимала 146 место, в 2010 году - 154 из 180, сравнявшись с Папуа - Новой Гвинеей, Кенией и Лаосом.}}


Следует также отх законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы призм.]
26 мая 2011 года Верховный суд в своём отзыве на этот законопроект указал, в частности, следующее: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=90453;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.17380275879986584]
* [http://www.rg.ru/2013/05/14/izmeneniya-dok.html Закон № 102-ФЗжбы.
* Введение уголовной ответственности для должностных лиц за подачу неверной декларациижесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Например: обязать включатовершенное в особо крупном размере, - наказизнанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, пренных Штатов содержит презумпцию нй говорится о «неосновательном об депутатов обязали подробно отчитываться о доходах, расходах, имуществе и у предъявили официальное обвинение, по котжит вполне в русле текущей стратегии Кремля по борьбе с коррупцией. Уголовная ответственность за коррупцию также не является чем-то новым  именно этот антикоррупционный закон вызывал особенно яростную критику как со стороны прозападной несистемной оппозиции, так и со сто является заведомо непроходным и популистским. Нет смысла вносить столь грубые и противоречив26 мая 2011 года Верховный суд в своём отзыве на этот законопроект указал, в частно коммунисты внесли законопроект, согласно которому УК РФ надо овал Конвенцию ООН против коррупцких бы то ни было статей. То есть, статья 20 Конвенции была ратифицирована ещё тогда, и требовать ратификации эти в обсуждении данной статьи</ref>
* Бельгия
* Италия
* Португ%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B81389083774.docx]
* -st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey]  


Конкретно США на сайте ГосДепартамента поясняют это так: ''"В связи с тем, что Конституция Соедине.'''<br>
* Подписанная нами Конвенция ООН не обязывает нас принимать такой закон.
О.: Это не так, Россия рверждение об отсутствии статьи за «незаконное обогащение» в ряде стран с развитой эконща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.
* Согласно Конституции (часть вторая статьи 49) возложение на обвиняемого в преступлении бремени доказывания своей невиновности недопустимо. Одним из принципов уголовного судопроизводства в Российской Федерации является презумпция невиновности (статья 14 УПК РФ).
* В соответствии с положениями статьи 44 "Виды наказаний" и главы 15.1 УК РФ конфискация имущества не является видом наказания, а относится к "иным мерам уголовно-правового характера". Указание в санкции статьи 290.1 УК РФ на конфискацию имущества не согласуется с положениями Общей части УК РФ.
* Незаконное обогащение, безусловно, является следствием конкретных, в том числе должностных, преступлений корыстной направленности, таких как получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ) и иных. Однако в пояснительной записке к законопроекту не приведены причины, по которым лицо не может быть (не должно быть) привлечено к уголовной ответственности за само деяние, послужившее основанием незаконного обогащения.


=== Финляндия, Испания, Польша и США ===
Таким образом, Верховный суд законопроект не поддержал.


В большинстве западныобязательствах имущественного характера. Требования распротранились не толькомикой, написано достаточно сложнит мутные определения, которые могут привести к произвольному его применению:
26 июля 2011 года Правительство РФ в своём отзыве [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=90452;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.4545805142261088] указало на те же проблемы законопроекта, добавив, в частности, что законопроект содержит мутные определения, которые могут привести к произвольному его применению:


{{quote|В примечании 2 к статье 290.1 УК в редакции законопроекта преможно добиться того же самого пут.1 УК РФ конфискация имущества не является видом наказания, а относится к "иным мерам атифицировала Конвенцию целиком, законом 40-ФЗ от 08 марта 2006 г. Никаких исключений для статьи 20 Конвенции в этом законе не было сделано.}}
{{quote|В примечании 2 к статье 290.1 УК в редакции законопроекта предусмотрен квалифицирующий признак в виде значительного размера, однако в тексте данной статьи такой признак не содержится.


{{quote|'''В.: Все цивилизованные страны уже ратифицировали эту статью.'''<br>
В диспозиции нормы, содержащейся в части первой статьи 290.1 УК в редакции законопроекта, используются формулировки "значительно превосходит", "разумным образом", носящие неопределенный характер, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П, согласно которой неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм.}}
О.: Назовите, пожалуйста, хоо на самих депутатов, но и на их супругов и детей.


Закон о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа пинимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или 24 000 $), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только нанад соответствием расходов чиновников их доходаие, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, %B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7е доходы, которое оно не может разумным образом обосновать место, в 2010 году - 154 из 180, сравнявшись с Папуа - Новой Гвинеей, Кенией и Лаосом.}}
Таким образом, Правительство тоже не поддержало законопроект. На длинный перечень огрех в законопроекте указал и Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. [http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3319877]


тья «незаконное обогащение» не вводится в законодательство. и подозреваемый об этом знает. Нодексе РФ есть глава 60, в которон не пояснил, каким именно образом он счит № 329-ФЗ, который распространил ь жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.
В мае 2012 года законопроект был рассмотрен Думой и по совокупности неустранимых недостатков отклонён. [http://www.gosbook.ru/node/53902]


Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале формирован11/26/zakon-dok.html Закон № 329-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (обязал банки раскрывать информацию о чиновниках).]
== Фрагмент речи судьи Зорькина ==
* [http://www.rg.ь в декларацию сведения о доходахельству. Эта ситуация в Конвенции ООН предусмотрена, в статье 20 прямо указано, что государство должно применять эту статью только «при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих приносит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее рратифицировала конвенцию ООН против коррупции ещё в 2006 году. Конвенция была ратифицирована целиком, без исключения ка схема работает если преступление было совершено другим челорисдикцией в отношении деяний, пр/news/2013/10/30/n_3289577.shtml]


Всего, по заявлению главы администрации презиконного обогащения». В правоприменительной практике былоранция ===
В 2013 году глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в своей речи мимоходом упомянул в положительном ключе статью 20 Конвенции ООН против коррупции: [http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=65]


Примером страны, где незакоимых недостатков отклонён. [http://www.gosbook.ru/node/53902]
{{quote|Борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы, меры борьбы с этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный. Одна из очевидных причин – в том, что Россия до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), согласно которой признается в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.}}


== Фрагмент речи судьи Зорькина ==
К сожалению, господин Зорькин не пояснил, каким именно образом он считает правильным вводить Статью 20 в Российское законодательство, и как именно следует разрешать все проблемы, на которые указывал Верховный суд и прочие наши компетентные органы.


В 2013 году глава 80275879986584]
Исходя из того, что господин Зорькин употребил термин "ратификация", который в данной ситуации применять было не вполне корректно, можно предположить, что судья Зорькин не прорабатывал глубоко этот вопрос и задал в своей речи только желаемый вектор развития нашего антикоррупционного законодательства.


* Подписанная нами Конвенция ООН не обязывает нас принимать такой закон.
Пока не будет найдено источника, в котором господин Зорькин более развернуто объясняет свою позицию, разумно будет остановиться на этом толковании.
* Согласно Конституции (часть вторая статьи 49) возложение на обвиняемого в преступлении бремени доказывания своей невиновности недопустимо. Одним из принципов уголовного судопроизво проблем рейтинга является тот факт, что он основан не на реальных фактах наличияесли он не сможет объяснить суду, почему его уровензаконопроекте указал и Комитет Госдумы по гражданско лет с конфискацией имущества, приобретенного вму, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. [http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3319877]


В мае 2012 года законопроект был рассмотрен Думой и по совокупности неустранultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=90453азано, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — таким образом, преследоваше законодательство не только полностью соответствует духу Конвенции ООН против коррупции, но и позволяет нам указывать многим другим европейским странам на недостаточную прорабainst Corruption" (страница 46)]
== Другие государства ==
алее, включая даже статью 287 — «дентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жильне отсутствия у России правовых о на конфискацию имущества не согласуется с положениями новности, так как обязанность доказывать несоответствие декларации должностных лиц снать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащенражданин, который владеет активами дороже 500 мон № 273-ФЗ «О противодействии корруп/20141106/1032022233.html]


Статья 20 Конвенции, «незаконное обогащение», з результате незаконного обогащения.<br>
Ряд государств ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции намного позже России, например Германия, Индия, Швейцария. Япония не ратифицировала Конвенцию до сих пор.[http://www.unodc.org/unodc/en/treaties/CAC/signatories.html]
2. То же деяние, совершенное в круия антикоррупционного законодательства. По мере третьих, выполнение духа статьи 20 обеспечивается в этих странах через механизм обязательной декларации доходов чиновников и наказания за неверные данные в декларациях. Россия идёт по тому же пути — ужесточает контроль за имущестсти на пути внедрения статьи 20 Конвенции в наше законодательство.


В Россиить одну цивилизованную страну, в которой есть закон о «незаконном обогащении». Германия, Чехия и Япония не то что статью 20 — вообще Конвенцию не ратифицй с торговлей наркотиками.
Несколько государств не реализовали фактически требования 20 статьи Конвенции, в том числе США, Нидерланды, Италия, Португалия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Франция, Испания, Швеция. [http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey]


=== Фданной ситуации применять было не вполне корректно, можно предположить, что судья Зорькин не прорабатывал глубоко этот вопрос и задал в своей речи только желаемый века основании этого предположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такаяметить, что состава преступления «незаконное обогащение» не было даже в СССР. Вопреки распространённому заблуждению, при советской власти тоже могли посадить только за конкретное преступление: вроде спекуляи]]
Конкретно США на сайте ГосДепартамента поясняют это так: ''"В связи с тем, что Конституция Соединенных Штатов содержит презумпцию невиновности обвиняемого, мы не можем установить уголовную ответственность за незаконное обогащение"''. [http://www.state.gov/documents/organization/158105.pdf "UNODC - United Nations Convention against Corruption" (страница 46)]
* [[Проблемы Конституции РФ]]


== Ссылки ==
* [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml Конвенциk.html Закон № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. о противодействии отмыванию преступных доходо, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законны расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и так д:<br>
<br>
1. Под имуществом в назета. Конвенция «Чистые руки» (комментарий к конвенции).]
* [http://www.rg.ru/2001/08/09/legaizatia-do] Но этот рейтинг был составлен известной своей необъективностью организацией Transparency International. Одной из вопиющихдства в Российской Федерации является презумпция невиновности (статья 14 УПК РФ).
* В соответствии с положениями статьи 44 "Виды наказаний" и главы 15Конституционного суда РФ Валерий 1/konvencia-korrupcia-dok.html Закон № 40-ФЗ от 08 марта 2006 г. о ратификации Конвенции ООНодах. [http://www.gazeta.ru/politicsедусмотрена уголовная ответственность для чиновника,  Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N230-ФЗ "О контроле за соотвепном размере, - наказывается лишением свободы до семи лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.<br>
3. То же деяние, сОтказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации»ём эффекта путём банального введения уголовной ответственности за неверную декларацию. Вполне очевидно, что если бы команда Навального и вправду хотела бы пролоббировать антикоррупционный зствием конкретных, в том числе должностных, преступлений корыстной направленности, таких как получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями атифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), согласно которой признается в качестве уголовно наказуемого деяния, к в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере свыше миллиона рублей.<br>
}}


О су
При этом даже в ратифицировавших Конвенцию государствах статья «незаконное обогащение» не вводится в законодательство. Состав преступления «незаконное обогащение» или подобный ему отсутствует как минимум в следующих государствах: [http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey]
В 2011-2013 годах статья 10 закона № 3-ФЗ от 1994 года «О статусе депутата» была значительно расширена,тил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.


После принятия всех этих законов нуйти в отставку заместитель директора Рособоронзаказа, которого уличили в недостоверной декларации о дох.}}
* Нидерланды<ref>Следует отметить, что исследование Сафонова, на основании которого делается утверждение об отсутствии статьи за «незаконное обогащение» в ряде стран с развитой экономикой, написано достаточно сложным языком. Из-за этого желающие поспорить имеют возможность уцепиться за отдельные фразы и попытаться доказать, что статья «незаконное обогащение» в некоторых из этих стран всё же есть. Пример такой попытки можно найти в обсуждении данной статьи</ref>
* Бельгия
* Италия
* Португалия
* Швейцария
* Финляндия
* Норвегия
* Франция
* США
* Испания
* Швеция
* Дания


К сожалению, господин Зорькиюст РФ разъяснил свою позицию по поводу обсуждаемой Статьи 20:[http://newsru.com/russia/24dec2014/min20.html]Ввести понятие «незаконное обогащение» в Федерального закона «О противодействии коррупции»
Представители эти стран указывают три причины, по которым статья 20 не вводится в их законодательство.
* Значительнэффективны, чтобы можно было расслабиться и считать проблему решённой. [http://ria.ru/incidents/20131126/979715462.html]


== Неосновательное обогащение в ГК РФ ==
Во-первых, понятие «незаконное обогащение» противоречит конституциям большинства стран, так как подразумевает презумпцию виновности.


В гражданском кротиворечит российскому законодатсти, следующее: [http://base.consайне сложно и неудобно.
Во-вторых, в этих странах обычно есть статьи, которые подразумевают автоматическое признание преступными доходов лиц, которые уже уличены в каком-нибудь серьёзном преступлении вроде наркоторговли или сутенёрства.


В нашем УК уже есть глава 30, которая позволяет работать почти по всем коррупционным составам: злоупотребление должностными полномочиями, нецелевоеывается лишением свободы до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.<br>
В-третьих, выполнение духа статьи 20 обеспечивается в этих странах через механизм обязательной декларации доходов чиновников и наказания за неверные данные в декларациях. Россия идёт по тому же пути — ужесточает контроль за имуществом чиновников.
<br>
Примечания?</ref> детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в течении 3-х лет после увольнения с гос. слудусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции;}}


Статья 20 в этот список не входит — потому что она п(статья 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятел бы весьма непросто определять понят закон № 102-ФЗ, который запреогда оно совершается умышленно, незаконное обогащениеоэтому агитировать можно только за добавление соответствующей статьи в УК. Во-вторых, состава преступления «незаконное обогащение» не было даже ни вые изменения в законодательство, если ррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы, меры борьбы сй характер, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2стоящей статье понимается: вещи (незадекларированных активов.
Следует также отметить, что состава преступления «незаконное обогащение» не было даже в СССР. Вопреки распространённому заблуждению, при советской власти тоже могли посадить только за конкретное преступление: вроде спекуляции или валютных операций.


=== Гонконг ===
=== Бельгия и Литва ===


Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания льстве:
В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В [[Литва|Литве]] в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или 24 000 $), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.


* Внести 20-ю статью в список статей конвеоспорить имеют возможность уцепиться за отдельные фразы и попытаться доказать, что статья «незаконное обогащение» в некоторых из этих стран всё же есть. Пример такой попытки можно найонодательство внедрять не стали.}тствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"}}
=== Франция ===


== Борьба с незаконным обогащен}
Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является [[Франция]]. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого предположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.


{{quote|'''В.: КПРФ собирает подписи за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН.'''<br>
=== Финляндия, Испания, Польша и США ===
О.: Это популизм чистой воды. Во-первых, эта статья уже ратифицирована, ещё в 2006 году, вместе со всей остальной конвенцией. П Однако в пояснительной записке к законопроекту не приведены причины, по которым лицо не может быть (не должно быть) привлечено к уголовной ответственности знции ООН, в отношении которых Россинизации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновникредложенный законопроект не вступхгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов.


25 декабря 2008 года был принят заключать в декларацию сведения о доходах/расходах совершеннолетних детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в тече чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил стуеализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем.<br><br>
В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. При этом введен строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъявили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.


В России положения указанной статьи реализованы путем принятиянятия вроде «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом». Также много проблем было бы с доказыванием умысла, особенно в связи с установлением причинно-следственной связи.
В [[США]] нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.


Таким образом, если бы даже состав преступлением незаконного обогащения.
=== Гонконг ===


Таким образом, Верховный суд законопроект не поддержал.
Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.


26 июля 2011 года Правительство РФ в своём отзыве [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=90452;fld=134;dst=429496729а само деяние, послужившее основа против коррупции.]
Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале формирования антикоррупционного законодательства. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется.
* [http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html Закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2012 г. «О противодействии коррупции».]
* [http://www.rg.ru/2011/отанность их антикоррупционных законов.


От чтения вышеизложенного перечня может сложиться впечатление, что в России идеальное антикоррупционное зазом обосновать.}}
== Реальное применение законодательства ==


При этом хоть статья 20 и была ратифицирована Россией в составе Конвенции, она всё же не применяется — по причиru/2012/12/04/rashody-site-dok.html Закон № 230-ФЗ от 03 декабря 2013 г. о контроле или неприемлемым: собственно, получение взятки уже сейчас предусматривает уголовную ответственность.
Чиновникам и политикам, у которых в декларациях обнаруживаются «пробелы», приходится уходить в отставку, в противном случае их увольняют. Самым известным примером такого рода является история депутата Пехтина, которому пришлось покинуть Думу после обнаружения у него недвижимости в США. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Пехтин,_Владимир_Алексеевич] Также в октябре 2013 года был вынужден уйти в отставку заместитель директора Рособоронзаказа, которого уличили в недостоверной декларации о доходах. [http://www.gazeta.ru/politics/news/2013/10/30/n_3289577.shtml]


Вместе с тем, законопроект в данной формулировке рублей.<br>
Всего, по заявлению главы администрации президента Сергея Иванова, после проверки деклараций в 2013 году были уволены 200 госслужащих, из них восемь высокопоставленных. К трём тысячам применены меры юридической ответственности. [http://newsru.com/russia/30oct2013/ivanov.html]
4. Под особо крупным размеромОбщей части УК РФ.
* Незаконное обогащение, безусловно, является след подразумевают автоматическое признание преием в РФ ==


Россия располагает богатым арсеналом законов для выполнения Конвенции ООН, в том чисцию виновности.
== Законопроект Навального ==


Во-вторых, в этидвижимые и недвижимые), деньги и ценные бумаги, имущественные права.<br>
Законодательная инициатива [[Навальный|Навального]] [https://www.roi.ru/9376/] предполагает следующие изменения в законодательстве:
2. Под значительным размером понимается незаконное обогащение в размере не менее пятисот тысяч рублей.<br>
3. Под крупным размером в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере не менее миллионагубо популистском характере закона красноречиво свидетельствует начало пояснительной записки каконодательство. Это не так: оно далеко от совершенства, его необходимо развивать дальше. Существующие меры по ьности (статья 289 УК РФ) и иных.мер, предложения можно было бы сформулировать таким образом:


* Значительно у коррупции, а о мнениях о коррупции, собираемых у безымянных «экспертов».</ref>: [http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=89438;fld=134;dst=42949вучит следующим образом: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtm одном УК республик Союза ССР.}}
* Внести 20-ю статью в список статей конвенции ООН, в отношении которых России имеет юрисдикцию. Делать это предлагается изменив Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [https://www.roi.ru/tmp/attachments/1498/%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B81389083774.docx]
* Ввести понятие «незаконное обогащение» в Федерального закона «О противодействии коррупции»
* Значительно ужесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Например предлагаются такие шаги, как: обязать включать в декларацию сведения о доходах/расходах совершеннолетних детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в течении 3-х лет после увольнения с гос. службы.
* Введение уголовной ответственности для должностных лиц за незаконное обогащение: значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица.


== См. также ==
Как утверждают сторонники Навального, предложенный законопроект не вступает в противоречие с презумпцией невиновности, так как обязанность доказывать несоответствие декларации должностных лиц с реальными доходами/расходами целиком ложится на следствие. [https://navalny.com/p/3874/]
* [[Коррупция в Росси.


Объединение множества конкретных статей из этой главы УК в одну мутную статью «незаконное обогащение»вокатам, нотариусам, юристам и буна следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то преснований её применять. При ратификации Конвенции ООН в законе 40-ФЗ были прямо перечислены статьи, по которым у России есть необходимые карательные механизмы:
В принципе, ужесточение требований к декларациям чиновников лежит вполне в русле текущей стратегии Кремля по борьбе с коррупцией. Уголовная ответственность за коррупцию также не является чем-то новым или неприемлемым: собственно, получение взятки уже сейчас предусматривает уголовную ответственность.


{{quote|1) Российская Федерация обладает юдполагается, что средства получены незаконным путем, у которых в декларациях обнаруживаются «пробелы», приходится уходить в отставку, в противном случае их ся уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доком такого рода является история депутата Пехтина, которому пришлось покинуть Думу после обнаружения у него недвижимости в США. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Пе5;rnd=0.4545805142261088] указало на те же проблемы законопроекта, добавив, в о ужесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Напримерандидатов в госслужащие обязали подавать декларации о доходах и имуществе.
Вместе с тем, законопроект в данной формулировке является заведомо непроходным и популистским. Нет смысла вносить столь грубые и противоречивые изменения в законодательство, если можно добиться того же самого путём эффекта путём банального введения уголовной ответственности за неверную декларацию. Вполне очевидно, что если бы команда Навального и вправду хотела бы пролоббировать антикоррупционный закон, она бы сформулировала его таким образом, чтобы этот закон не противоречил уже существующим нормам, а дополнял или изменял их.


21 ноября 2011 года был принят законния «незаконное обогащение» и был бы введён в наш УК, применять его на практике было бы крс. службы.
Например, предложения можно было бы сформулировать таким образом:
* Введение уголовной ответственности для должностных лиц за незаконное обогащение: значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица.


Как утверждают сторонники Навального, п. Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников.
* Значительно ужесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Например: обязать включать в декларацию сведения о доходах/расходах совершеннолетних<ref>Ну и кто обяжет совершеннолетнего ребёнка перед отцом отчитываться? А если поссорились?</ref> детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в течении 3-х лет после увольнения с гос. службы.
* Введение уголовной ответственности для должностных лиц за подачу неверной декларации, в которой не будет отражена значительная часть активов или доходов такого лица.


В качестве продолжения той же линии 07 мая 2013 года был притически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой г.
Такие изменения давали бы тот же антикоррупционный эффект, и при этом не создавали бы существенных правовых коллизий.


== Дискуссии ==
== Дискуссии ==


Как правило, уровень знаний горячих сторонников внедрения Статьи 20 в законодательство очень низок, поэтому простое указание на факты обычно позволяет одержать лёгкую победу судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных являетуголовно-правового характера". Указание в санкции статьи 290.1 УК РФ Состав преступления «незаконное обогащение» или подобный ему отсутствует как минимум в следующих государствах: [http://beyvora.ru/article/25/o-miroDC - United Nations Convention ag 20 статьи Конвенции, в том числе США, Нидерланды, Италия, Португалия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, в.]
Как правило, уровень знаний горячих сторонников внедрения Статьи 20 в законодательство очень низок, поэтому простое указание на факты обычно позволяет одержать лёгкую победу в дискуссии. Вот ответы на самые распространённые «подъезды» троллей.
* [http://www.rg.ru/2006/03/2того, как начали функционировать другантикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников.
той статьи бессмысленно: она уже ратифицирована. [http://ria.ru/analyticsорому ему грозит до трех лет тюрьмы.


В [[США]] нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чино//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=89437]
{{quote|'''В.: Россия не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции.'''<br>
О.: Это не так, Россия ратифицировала Конвенцию целиком, законом 40-ФЗ от 08 марта 2006 г. Никаких исключений для статьи 20 Конвенции в этом законе не было сделано.}}


{{quote|Статья 290.1 Незаконное обогащение<br>
{{quote|'''В.: Все цивилизованные страны уже ратифицировали эту статью.'''<br>
О.: Назовите, пожалуйста, хоть одну цивилизованную страну, в которой есть закон о «незаконном обогащении». Германия, Чехия и Япония не то что статью 20 — вообще Конвенцию не ратифицировали. Другие страны, вроде Швеции, Франции или США, Конвенцию ратифицировали, но статью 20 в законодательство внедрять не стали.}}


1. Незаконное обогащение, то есть приобретение должностным лицом имущества,voy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey]
{{quote|'''В.: КПРФ собирает подписи за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН.'''<br>
О.: Это популизм чистой воды. Во-первых, эта статья уже ратифицирована, ещё в 2006 году, вместе со всей остальной конвенцией. Поэтому агитировать можно только за добавление соответствующей статьи в УК. Во-вторых, состава преступления «незаконное обогащение» не было даже ни в одном УК республик Союза ССР.}}


* Нидерланды<ref>Следует отметить, что исследование Сафонова, на основании которого делается утх странах обычно есть статьи, которые предлагаются такие шаги, как: обязать вкает правильным вводить Статью 20 в Российское законодательство, и как именно следует разрешать все проблемы, на которые указывал Верховный суд и прочие наши компетентные органы.
== См. также ==
* [[Коррупция в России]]
* [[Проблемы Конституции РФ]]


Исходя из того, что господин Зорькин употребил термин "ратификация", который в роны политиков из США.
== Ссылки ==
* [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml Конвенция ООН против коррупции.]
* [http://ria.ru/analytics/20141106/1032022233.html РИА «Новости». Илья Ремесло. Криминализация «незаконного обогащения».]
* [http://www.ng.ru/ideas/2011-12-09/5_konvenciya.html Независимая Газета. Конвенция «Чистые руки» (комментарий к конвенции).]
* [http://www.rg.ru/2001/08/09/legaizatia-dok.html Закон № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. о противодействии отмыванию преступных доходов.]
* [http://www.rg.ru/2006/03/21/konvencia-korrupcia-dok.html Закон № 40-ФЗ от 08 марта 2006 г. о ратификации Конвенции ООН против коррупции.]
* [http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html Закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2012 г. «О противодействии коррупции».]
* [http://www.rg.ru/2011/11/26/zakon-dok.html Закон № 329-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (обязал банки раскрывать информацию о чиновниках).]
* [http://www.rg.ru/2012/12/04/rashody-site-dok.html Закон № 230-ФЗ от 03 декабря 2013 г. о контроле над соответствием расходов чиновников их доходам.]
* [http://www.rg.ru/2013/05/14/izmeneniya-dok.html Закон № 102-ФЗ от 7 мая 2013 О запрете депутатам на имущество и счета за рубежом.]
* [http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html Конституция РФ]


В декабреалия
== Примечания ==
* Швейцария
{{Примечания}}
* Финляндия
* Норвегия
* Франция
* США
* Испания
* Швеция
* Дания


Представители эти стран указывают три причины, по которым статья 20 не вводится в их законодательство.
<br>
{{Проблемы}}


Во-первых, понятие «незаконное обогащение» противоречит конституциям большинства стран, так как подразумевает презумпsia/17nov2009/cpi_corruption.html
[[Категория:Коррупция]]
[[Категория:Законодательство России]]

Версия от 13:37, 20 апреля 2016

Довольно распространён миф, согласно которому Россия не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции, так как власть якобы не хотела осложнять жизнь влиятельным коррупционерам. На самом деле, это не так: ни формально, ни по сути.

Россия ратифицировала конвенцию ООН против коррупции ещё в 2006 году. Конвенция была ратифицирована целиком, без исключения каких бы то ни было статей. То есть, статья 20 Конвенции была ратифицирована ещё тогда, и требовать ратификации этой статьи бессмысленно: она уже ратифицирована. [2]

Статья 20 Конвенции, «незаконное обогащение», звучит следующим образом: [3]

При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

При этом хоть статья 20 и была ратифицирована Россией в составе Конвенции, она всё же не применяется — по причине отсутствия у России правовых оснований её применять. При ратификации Конвенции ООН в законе 40-ФЗ были прямо перечислены статьи, по которым у России есть необходимые карательные механизмы:

1) Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции;

Статья 20 в этот список не входит — потому что она противоречит российскому законодательству. Эта ситуация в Конвенции ООН предусмотрена, в статье 20 прямо указано, что государство должно применять эту статью только «при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы». Однако в России есть статья 49 Конституции, в которой сказано, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — таким образом, преследование граждан за «незаконное обогащение» противоречило бы нашей Конституции.

Есть и другие, чисто юридические сложности на пути внедрения статьи 20 Конвенции в наше законодательство.

В России не существует юридического определения «незаконного обогащения». В правоприменительной практике было бы весьма непросто определять понятия вроде «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом». Также много проблем было бы с доказыванием умысла, особенно в связи с установлением причинно-следственной связи.

Таким образом, если бы даже состав преступления «незаконное обогащение» и был бы введён в наш УК, применять его на практике было бы крайне сложно и неудобно.

В нашем УК уже есть глава 30, которая позволяет работать почти по всем коррупционным составам: злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и так далее, включая даже статью 287 — «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации».

Объединение множества конкретных статей из этой главы УК в одну мутную статью «незаконное обогащение» никак не помогло бы работе правоохранительных органов.

Мнение Министерства Юстиции РФ

В декабре 2014 года Минюст РФ разъяснил свою позицию по поводу обсуждаемой Статьи 20:[4]

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем.

В России положения указанной статьи реализованы путем принятия Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

Борьба с незаконным обогащением в РФ

Россия располагает богатым арсеналом законов для выполнения Конвенции ООН, в том числе и для борьбы с незаконным обогащением.

В 2001 году был принят закон № 115-ФЗ, в соответствии с которым адвокатам, нотариусам, юристам и бухгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов.

25 декабря 2008 года был принят закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В статье 8 этого закона государственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе.

18 мая 2009 года был подписан указ президента № 559, согласно которому кандидатов в госслужащие обязали подавать декларации о доходах и имуществе.

21 ноября 2011 года был принят закон № 329-ФЗ, который распространил антикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников.

В 2011-2013 годах статья 10 закона № 3-ФЗ от 1994 года «О статусе депутата» была значительно расширена, депутатов обязали подробно отчитываться о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Требования распротранились не только на самих депутатов, но и на их супругов и детей.

Закон о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью. Интересно, что именно этот антикоррупционный закон вызывал особенно яростную критику как со стороны прозападной несистемной оппозиции, так и со стороны политиков из США.

В декабре 2012 года приняли закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников.

В качестве продолжения той же линии 07 мая 2013 года был принят закон № 102-ФЗ, который запретил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.

После принятия всех этих законов наше законодательство не только полностью соответствует духу Конвенции ООН против коррупции, но и позволяет нам указывать многим другим европейским странам на недостаточную проработанность их антикоррупционных законов.

От чтения вышеизложенного перечня может сложиться впечатление, что в России идеальное антикоррупционное законодательство. Это не так: оно далеко от совершенства, его необходимо развивать дальше. Существующие меры по борьбе с коррупцией недостаточно эффективны, чтобы можно было расслабиться и считать проблему решённой. [5]

Неосновательное обогащение в ГК РФ

В гражданском кодексе РФ есть глава 60, в которой говорится о «неосновательном обогащении».

Эта глава не имеет никакого отношения к обсуждаемой статье Конвенции ООН: речь там идёт о ситуациях, которые никак не связаны с коррупцией. Например, статьи из этой главы применяются, когда клиент использует ошибочно зачисленные ему банком из-за бухгалтерской ошибки средства. [6]

Законопроект о добавлении статьи 290.1, «Незаконное обогащение»

В 2011 году коммунисты внесли законопроект, согласно которому УК РФ надо было дополнить статьёй 290.1, в следующем виде: [7]

Статья 290.1 Незаконное обогащение

1. Незаконное обогащение, то есть приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом, - наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением свободы до семи лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.
3. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.

Примечания:

1. Под имуществом в настоящей статье понимается: вещи (движимые и недвижимые), деньги и ценные бумаги, имущественные права.
2. Под значительным размером понимается незаконное обогащение в размере не менее пятисот тысяч рублей.
3. Под крупным размером в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере не менее миллиона рублей.
4. Под особо крупным размером в настоящей статье понимается сумма активов незаконного обогащения в размере свыше миллиона рублей.

О сугубо популистском характере закона красноречиво свидетельствует начало пояснительной записки к нему[1]: [8]

В рейтинге состояния коррупции в странах мира Российская Федерация в 2009 году занимала 146 место, в 2010 году - 154 из 180, сравнявшись с Папуа - Новой Гвинеей, Кенией и Лаосом.

26 мая 2011 года Верховный суд в своём отзыве на этот законопроект указал, в частности, следующее: [9]

  • Подписанная нами Конвенция ООН не обязывает нас принимать такой закон.
  • Согласно Конституции (часть вторая статьи 49) возложение на обвиняемого в преступлении бремени доказывания своей невиновности недопустимо. Одним из принципов уголовного судопроизводства в Российской Федерации является презумпция невиновности (статья 14 УПК РФ).
  • В соответствии с положениями статьи 44 "Виды наказаний" и главы 15.1 УК РФ конфискация имущества не является видом наказания, а относится к "иным мерам уголовно-правового характера". Указание в санкции статьи 290.1 УК РФ на конфискацию имущества не согласуется с положениями Общей части УК РФ.
  • Незаконное обогащение, безусловно, является следствием конкретных, в том числе должностных, преступлений корыстной направленности, таких как получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ) и иных. Однако в пояснительной записке к законопроекту не приведены причины, по которым лицо не может быть (не должно быть) привлечено к уголовной ответственности за само деяние, послужившее основанием незаконного обогащения.

Таким образом, Верховный суд законопроект не поддержал.

26 июля 2011 года Правительство РФ в своём отзыве [10] указало на те же проблемы законопроекта, добавив, в частности, что законопроект содержит мутные определения, которые могут привести к произвольному его применению:

В примечании 2 к статье 290.1 УК в редакции законопроекта предусмотрен квалифицирующий признак в виде значительного размера, однако в тексте данной статьи такой признак не содержится. В диспозиции нормы, содержащейся в части первой статьи 290.1 УК в редакции законопроекта, используются формулировки "значительно превосходит", "разумным образом", носящие неопределенный характер, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П, согласно которой неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм.

Таким образом, Правительство тоже не поддержало законопроект. На длинный перечень огрех в законопроекте указал и Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. [11]

В мае 2012 года законопроект был рассмотрен Думой и по совокупности неустранимых недостатков отклонён. [12]

Фрагмент речи судьи Зорькина

В 2013 году глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в своей речи мимоходом упомянул в положительном ключе статью 20 Конвенции ООН против коррупции: [13]

Борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы, меры борьбы с этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный. Одна из очевидных причин – в том, что Россия до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), согласно которой признается в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

К сожалению, господин Зорькин не пояснил, каким именно образом он считает правильным вводить Статью 20 в Российское законодательство, и как именно следует разрешать все проблемы, на которые указывал Верховный суд и прочие наши компетентные органы.

Исходя из того, что господин Зорькин употребил термин "ратификация", который в данной ситуации применять было не вполне корректно, можно предположить, что судья Зорькин не прорабатывал глубоко этот вопрос и задал в своей речи только желаемый вектор развития нашего антикоррупционного законодательства.

Пока не будет найдено источника, в котором господин Зорькин более развернуто объясняет свою позицию, разумно будет остановиться на этом толковании.

Другие государства

Ряд государств ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции намного позже России, например Германия, Индия, Швейцария. Япония не ратифицировала Конвенцию до сих пор.[14]

Несколько государств не реализовали фактически требования 20 статьи Конвенции, в том числе США, Нидерланды, Италия, Португалия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Франция, Испания, Швеция. [15]

Конкретно США на сайте ГосДепартамента поясняют это так: "В связи с тем, что Конституция Соединенных Штатов содержит презумпцию невиновности обвиняемого, мы не можем установить уголовную ответственность за незаконное обогащение". "UNODC - United Nations Convention against Corruption" (страница 46)


При этом даже в ратифицировавших Конвенцию государствах статья «незаконное обогащение» не вводится в законодательство. Состав преступления «незаконное обогащение» или подобный ему отсутствует как минимум в следующих государствах: [16]

  • Нидерланды[2]
  • Бельгия
  • Италия
  • Португалия
  • Швейцария
  • Финляндия
  • Норвегия
  • Франция
  • США
  • Испания
  • Швеция
  • Дания

Представители эти стран указывают три причины, по которым статья 20 не вводится в их законодательство.

Во-первых, понятие «незаконное обогащение» противоречит конституциям большинства стран, так как подразумевает презумпцию виновности.

Во-вторых, в этих странах обычно есть статьи, которые подразумевают автоматическое признание преступными доходов лиц, которые уже уличены в каком-нибудь серьёзном преступлении вроде наркоторговли или сутенёрства.

В-третьих, выполнение духа статьи 20 обеспечивается в этих странах через механизм обязательной декларации доходов чиновников и наказания за неверные данные в декларациях. Россия идёт по тому же пути — ужесточает контроль за имуществом чиновников.

Следует также отметить, что состава преступления «незаконное обогащение» не было даже в СССР. Вопреки распространённому заблуждению, при советской власти тоже могли посадить только за конкретное преступление: вроде спекуляции или валютных операций.

Бельгия и Литва

В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В Литве в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или 24 000 $), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.

Франция

Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого предположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.

Финляндия, Испания, Польша и США

В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. При этом введен строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъявили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.

В США нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.

Гонконг

Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.

Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале формирования антикоррупционного законодательства. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется.

Реальное применение законодательства

Чиновникам и политикам, у которых в декларациях обнаруживаются «пробелы», приходится уходить в отставку, в противном случае их увольняют. Самым известным примером такого рода является история депутата Пехтина, которому пришлось покинуть Думу после обнаружения у него недвижимости в США. [17] Также в октябре 2013 года был вынужден уйти в отставку заместитель директора Рособоронзаказа, которого уличили в недостоверной декларации о доходах. [18]

Всего, по заявлению главы администрации президента Сергея Иванова, после проверки деклараций в 2013 году были уволены 200 госслужащих, из них восемь высокопоставленных. К трём тысячам применены меры юридической ответственности. [19]

Законопроект Навального

Законодательная инициатива Навального [20] предполагает следующие изменения в законодательстве:

  • Внести 20-ю статью в список статей конвенции ООН, в отношении которых России имеет юрисдикцию. Делать это предлагается изменив Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [21]
  • Ввести понятие «незаконное обогащение» в Федерального закона «О противодействии коррупции»
  • Значительно ужесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Например предлагаются такие шаги, как: обязать включать в декларацию сведения о доходах/расходах совершеннолетних детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в течении 3-х лет после увольнения с гос. службы.
  • Введение уголовной ответственности для должностных лиц за незаконное обогащение: значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица.

Как утверждают сторонники Навального, предложенный законопроект не вступает в противоречие с презумпцией невиновности, так как обязанность доказывать несоответствие декларации должностных лиц с реальными доходами/расходами целиком ложится на следствие. [22]

В принципе, ужесточение требований к декларациям чиновников лежит вполне в русле текущей стратегии Кремля по борьбе с коррупцией. Уголовная ответственность за коррупцию также не является чем-то новым или неприемлемым: собственно, получение взятки уже сейчас предусматривает уголовную ответственность.

Вместе с тем, законопроект в данной формулировке является заведомо непроходным и популистским. Нет смысла вносить столь грубые и противоречивые изменения в законодательство, если можно добиться того же самого путём эффекта путём банального введения уголовной ответственности за неверную декларацию. Вполне очевидно, что если бы команда Навального и вправду хотела бы пролоббировать антикоррупционный закон, она бы сформулировала его таким образом, чтобы этот закон не противоречил уже существующим нормам, а дополнял или изменял их.

Например, предложения можно было бы сформулировать таким образом:

  • Значительно ужесточить требования выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников. Например: обязать включать в декларацию сведения о доходах/расходах совершеннолетних[3] детей чиновников, обязать чиновника подавать декларацию в течении 3-х лет после увольнения с гос. службы.
  • Введение уголовной ответственности для должностных лиц за подачу неверной декларации, в которой не будет отражена значительная часть активов или доходов такого лица.

Такие изменения давали бы тот же антикоррупционный эффект, и при этом не создавали бы существенных правовых коллизий.

Дискуссии

Как правило, уровень знаний горячих сторонников внедрения Статьи 20 в законодательство очень низок, поэтому простое указание на факты обычно позволяет одержать лёгкую победу в дискуссии. Вот ответы на самые распространённые «подъезды» троллей.

В.: Россия не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции.
О.: Это не так, Россия ратифицировала Конвенцию целиком, законом 40-ФЗ от 08 марта 2006 г. Никаких исключений для статьи 20 Конвенции в этом законе не было сделано.
В.: Все цивилизованные страны уже ратифицировали эту статью.
О.: Назовите, пожалуйста, хоть одну цивилизованную страну, в которой есть закон о «незаконном обогащении». Германия, Чехия и Япония не то что статью 20 — вообще Конвенцию не ратифицировали. Другие страны, вроде Швеции, Франции или США, Конвенцию ратифицировали, но статью 20 в законодательство внедрять не стали.
В.: КПРФ собирает подписи за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН.
О.: Это популизм чистой воды. Во-первых, эта статья уже ратифицирована, ещё в 2006 году, вместе со всей остальной конвенцией. Поэтому агитировать можно только за добавление соответствующей статьи в УК. Во-вторых, состава преступления «незаконное обогащение» не было даже ни в одном УК республик Союза ССР.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Россия действительно заняла в 2009 году 146 место в рейтинге коррупции. [1] Но этот рейтинг был составлен известной своей необъективностью организацией Transparency International. Одной из вопиющих проблем рейтинга является тот факт, что он основан не на реальных фактах наличия коррупции, а о мнениях о коррупции, собираемых у безымянных «экспертов».
  2. Следует отметить, что исследование Сафонова, на основании которого делается утверждение об отсутствии статьи за «незаконное обогащение» в ряде стран с развитой экономикой, написано достаточно сложным языком. Из-за этого желающие поспорить имеют возможность уцепиться за отдельные фразы и попытаться доказать, что статья «незаконное обогащение» в некоторых из этих стран всё же есть. Пример такой попытки можно найти в обсуждении данной статьи
  3. Ну и кто обяжет совершеннолетнего ребёнка перед отцом отчитываться? А если поссорились?