Николаевский судостроительный завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроительный завод имени 61 коммунара — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.

История предприятия

Российская Империя

21 июля 1788 года — в устье реки Ингул по приказу Екатеринославского генерал-губернатора Г. А. Потемкина заложена казенная верфь — Николаевское адмиралтейство.

29 апреля 1790 года — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».

1790 год — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 44/46/50 орудиями «Святой Николай», числившийся до 1793 года кораблём.

1790—1791 год — на предприятии построен 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армении».

1791—1794 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Святой Павел».

1809—1811 годы — построен 44-пушечный фрегат «Минерва».

1816—1818 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».

1817—1820 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Норд-Адлер».

1820—1821 годы — построен 44-пушечный фрегат «Поспешный».

1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пармен».

1823—1824 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Пантелеймон».

1823—1826 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж»).

1830—1840-е годы — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.

1837—1839 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».

1840—1843 годы — построен 44-пушечный фрегат «Кагул».

Спуск на воду ЭБР «Князь Потёмкин-Таврический» из эллинга № 7 23 сентября 1900 года

1911 год — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный «Завод русского судостроительного общества»[1] («Руссуд»)[1], фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.

1911—1917 годы — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года «Воля»).

Советская Россия

1932—1934 годы — на предприятии построены 10 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1936 годы — на заводе построены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, первая из которых (Щ-204 «Минога») изначально была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде и перевезена на предприятие по секциям. Все четыре корабля участвовали в Великой Отечественной войне, причём Щ-205 «Нерпа» впоследствии стала гвардейской. В это же время на предприятии были построены 3 подводные лодки типа «М» («Малая») серии VI-бис.

1934—1939 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X.

1936—1939 годы — на заводе строится серия из трёх эскадренных миноносцев проекта 7, два из которых были введены в состав Черноморского флота, а один отправлен по секциям на Дальний Восток, где был достроен на Дальзаводе № 202 во Владивостоке и вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ещё четыре аналогичных корабля были разобраны на стапеле.[2]

1939—1941 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-216 типа «Щ» («Щука») серии X-бис.

14 августа 1941 года — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.

15—17 августа 1941 года — Николаев оккупирован немецкими войсками.

28 марта 1944 года — Николаев освобождён советскими войсками.

1951—1956 годы — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[3]

1953—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ — первый в мире корабль, вооружённый противокорабельными ракетами.

1956—1958 годы — на предприятии по несколько упрощённому по сравнению с «Бедовым» проекту[2] построен эскадренный миноносец «Прозорливый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.

1959—1973 годы — на заводе крупной серией строятся сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61 — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — большой противолодочный корабль «Сдержанный» — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде в 1962—1966 годах.

Большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134-Б, 2012

1968—1979 годы — на заводе строится серия из семи больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б.

1976—1991 годы — на заводе построена серия из трёх ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»: «Слава» (с 1995 года «Москва»), «Маршал Устинов» при закладке («Адмирал Флота Лобов») и «Червона Украина» (с 1996 года «Варяг»), а также в 1984 году заложен четвёртый крейсер проекта «Адмирал Флота Лобов», получивший после 1993 года, когда он был передан в 75 % готовности Украине, название «Украина», но, в результате, так и не достроенный вплоть до настоящего времени (2016 год).

Украина

1991—1993 годы — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году Украине в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».

1993—настоящее время (2016) — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т.д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

84-пушечный корабль «Императрица Мария»
  • 84-пушечный корабль «Императрица Мария» (построен в 1849—1853 годах) — флагманский корабль русской эскадры в Синопском сражении 1853 года, где отличился под непосредственным командованием вице-адмирала П. С. Нахимова. В 1855 году затоплен на Севастопольском рейде при оставлении гарнизоном южной части города. Впоследствии был поднят по частям при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году.
  • Линейный корабль «Императрица Мария» (построен в 1911—1915 годах) — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в Севастополе в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл.
  • Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит.

См. также

Примечания

  1. Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».
  2. Вместо двух установлена только одна пусковая установка противокорабельных ракет П-1, а на её месте оставлено артиллерийское вооружение.