Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 9: Строка 9:
== Контракт на «Мистрали» ==
== Контракт на «Мистрали» ==


В результате, в 2011 году с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий.
В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий.


Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.
Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.

Версия от 03:25, 6 августа 2015

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта или госпиталя или эвакуируемых. Серия кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной вследствие Украинского кризиса с выплатой соответствующей неустойки[1].

Предыстория вопроса

В локальных конфликтах последнего времени выяснилось, что имевшиеся в отечественном флоте большие десантные (танкодесантные) корабли плохо подходят для спецназа в силу неприспособленности к перевозке вертолётов и быстроходных катеров, которыми оснащаются имеющиеся в других флотах универсальные десантные корабли. В СССР и России до 2010-х годов универсальные десантные корабли не производились, более того, даже большие десантные корабли СССР в последние годы закупал в Польше. В связи с этим, когда к концу 2000-х стала очевидна ведущая роль сил специального назначения во многих локальных конфликтах последнего времени, встал вопрос о закупке соответствующих технологий заграницей, поскольку опыт создания, например, фрегатов проекта 22350 показал, что отечественное кораблестроение всё ещё не полностью оправилось от последствий развала СССР и было не способно создать совершенно новый корабль в короткий срок.

Контракт на «Мистрали»

В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий.

Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.

Критика контракта

Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:

  • России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику

История с избиением российского дипломата и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран показывает, что инструмент давления на нервы отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов

На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где загрузка достигла 160 %. В связи с этим все последние годы отечественные судостроительные заводы расширяют штаты, но всё равно в 2010—2015 годах отрасль испытывает острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на серьёзное увеличение мощностей.

  • Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.

Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс.

  • Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать

Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, может быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.

Строительство кораблей

Всего по контракту в Санкт-Петербурге (кормовые части) и французском Сен-Назере были построены два корабля:

  • «Владивосток», заложен в 2012 году, спущен на воду 15 октября 2013 года.[2]
  • «Севастополь», заложен в 2013 году, спущен на воду 21 ноября 2014 года.[3]

Разрыв контракта

Подвергаясь мощному давлению США в ходе Украинского кризиса в сентябре 2014 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.

Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.

В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.

Окончательно контракт был закрыт в начале августа 2015 года, когда пресс-служба Президента России сообщила о закрытии контракта в связи с полной оплатой Францией неустойки.[4] При этом в сентябре 2015 года группа российских специалистов должна будет демонтировать российское оборудование связи с обои кораблей, и только после этого французы смогут их использовать каким-либо образом по своему усмотрению.

Перспективы строительства новых универсальных десантных кораблей в России

Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились, однако отсутствие разработанного проекта позволяет уверенно предположить, что строительство новых кораблей такого класса начнётся не ранее 2017 года и то лишь в том случае, если будет изменена программа кораблестроения в части других крупных надводных кораблей или если к этому моменту удастся обеспечить ввод в строй дополнительных кораблестроительных мощностей путём возрождения частично утратившего соответствующую квалификацию завода «Залив» в г. Керчь Республики Крым.