Участник:Игорь Поддубный/Александр Зиновьев: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Эта статья опубликована мной на сайте zinoviev.info, могу расширить ее до необходимого вам размера.)
 
Нет описания правки
 
(не показаны 333 промежуточные версии 7 участников)
Строка 1: Строка 1:
Как настоящий боевой лётчик он «перетянул через линию фронта» — продержался до 10 мая, чтобы не омрачать друзьям празднование дня Великой Победы.
{{Эпиграф|<big>Это была его трагедия - понимать.</big>|Зиновьева О.М.<ref> Зиновьева О.М., [http://www.kp.ru/daily/25974.5/2910279/ Интервью газете «Комсомольская правда».]</ref>}}


В предисловии к его «главной книге» (А.А. Зиновьев. На пути к сверхобществу. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004) директор Института философии РАН А.А. Гусейнов сопоставил Александра Александровича с Коперником и Дарвином: Коперник опроверг мнение о Земле, как центре мироздания, Дарвин – об исключительности человека в животном мире, а «Зиновьев со своей социомеханикой лишает человека последних объективных основания для самомнения и гордости» (c. 10).
{{Эпиграф|<big>Мои принципы всегда оставались теми же самыми – истина, истина, истина во что бы то ни стало. И ничего, кроме истины.</big>|Зиновьев А.А.<ref> Зиновьев А.А.,[http://echo.msk.ru/programs/kazino/38950/ Интервью радиостанции «Эхо Москвы».]</ref>}}


Представляется не менее уместным сравнение его с М.В.Ломоносовым, и не только из-за сходства биографий, хотя совпадений достаточно много:


    родился Александр Александрович в захолустной костромской деревне;
Зино́вьев Алекса́ндр Алекса́ндрович (1922-2006) — философ, писатель, социолог, публицист. Выходец из бедной крестьянской семьи, участник Великой Отечественной войны. В 1978 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывающих ряд областей социогуманитарного знания: логику, социологию, этику, политику. 
    также с малолетства испытывал тягу к знаниям и отправился за ними в Москву;
[[Файл:Зиновьев_2.JPG|180px|thumb|right|Зиновьев А.А.]]
    также пришлось претерпеть немало гонений для достижения поставленной цели.


Главным для такого сопоставления является оценка их современниками. В дни празднования 200 годовщины со дня рождения Ломоносова, В.И. Вернадский писал: «Смерть его произвела большое впечатление на современников. В нём ценили знаменитого русского писателя-поэта, сильную личность… Но едва ли кто тогда думал о нём как о великом учёном». Вот тут совпадение полное!


А.А. Зиновьев также известен, прежде всего, как писатель, причём смысл созданного им жанра социологического романа часто не понимают, что продемонстрировал на страницах «2000» в очередной главе своих мемуаров «Зиновьев в эмиграции» Ж. Медведев (№ 37(668)), как я показал в заметке «Урок не идёт впрок» (№.45(676), 8.11.2012).


О том, что он крупнейший логик современности, знают немногие, а ещё меньше знают о том, что он основоположник подлинно научной социологии. Подобно тому, как Ломоносов на основе своих опытов мог заявить: «Славного Роберта Бойля мнение ложно» и, опровергнув гипотезу флогистона, положить начало физической химии, так и он, опровергнув заблуждения марксизма, наметил  пути их преодоления.


Ещё в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять лишь познав суть его «клеточек»,- первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.
{{quote|«Я был приготовлен с рождения к деревенской жизни, а прожил почти всю жизнь в городах. Я был приучен к семье, а обречен был долгие годы жить без нее. Я был воспитан в религиозном духе, а стал атеистом. Я был рожден для коллективной жизни и был идеальным коллективистом, а был обречен на одиночество и крайний индивидуализм. Я сформировался с психологией идеального коммуниста, а всю жизнь сражался с реальным коммунизмом. Я хотел стать писателем, а вынужден был оставить мысль об этом на многие годы. ... Я собирался стать социологом, а был вытолкнут в логику. Когда я достиг серьезных результатов в логике, я был вытолкнут из нее в социологию. Имея в юности хорошие данные в математике, я пошел в философию. Я не хотел быть летчиком ... заставили стать летчиком. ... Я был рожден и приготовлен прожить примитивный жизненный цикл русского человека ...  стал рафинированным интеллигентом-космополитом, менял привязанности, места, профессии...».<ref> Зиновьев А.А.,«Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Он сумел бежать при переводе с Лубянки на конспиративную квартиру и скрылся от «всевидящих» органов, добровольно вступив в 1940 г. в армию, провоевав «от звонка до звонка» всю войну.
<br clear="all"/>


В 1946 г. он поступает на философский факультет МГУ, после окончания в аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному (на примере «Капитала» К.Маркса)». За отступление от официальной трактовки темы диссертация была помещена в спецхран. Поставленная в диссертации задача-«Изучить этот процесс до мельчайших деталей на материале уже имеющихся образцов диалектического мышления, изобразить его в такой общей форме, чтобы он стал рабочим инструментом каждого исследователя» — представлялась крамольной.
== Враг народа или убийца тирана ==
{{quote|«Любопытно, что даже моя фамилия сыграла свою роль. Меня в шутку в классе называли "врагом народа". И я не протестовал против такой игры. Из шуток и игр порою вырастают серьезные последствия.
...
Мы обсуждали различные "технические" возможности покушения. Наиболее вероятным нам представлялся такой вариант. Я с Иной присоединяюсь к колонне, в которой на демонстрацию пойдет училище Бориса, или мы с Борисом присоединяемся к колонне, в которой пойдет школа Ины.  
...
При прохождении мимо Мавзолея мы создаем суматоху, я с пистолетом и гранатами пробиваюсь к Мавзолею, бросаю гранаты в вождей и стреляю в Сталина. Ина и Борис разбрасывают листовки, которые мы должны написать от руки заранее. В листовках мы объясняем причины и цель покушения: привлечь внимание к тому, что советское общество складывается по принципам, ничего общего не имеющим с идеалами коммунизма. Если даже покушение не удастся, мы на суде объясним свое поведение. Мы решили начать готовиться к покушению».<ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Его направили на работу в Институт философии АН СССР, определив «от греха подальше», темой исследований математическую логику, считая её идеологически нейтральной. Но со свойственной ему проницательностью Александр Александрович находит, что и в этом «королевстве» не всё ладно. Математическая логика, внеся существенный прогресс в методы логических исследований, сместила внимание в аспект разработки формального аппарата, сам же предмет логики при этом не только не расширился, а в определённой степени деформировался. Следствием этого явилось возникновение новых логических парадоксов и тупиков.
== Художник или карикатурист ==
[[Файл:Брежнев_карикатура.jpg|200px|left|]]
[[Файл:Зиновьев художник.jpg|280px|right|]]
«В 1934 году ... мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». <ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>


Он начал расчищать здание логики от несвойственных ему элементов. Результатом этой работы явилось около сотни статей, несколько книг. В 1964 г. защищается докторская диссертация «Философские основания многозначной логики», в которой была предложена собственная логическая система, обеспечивающая более адекватное исследование эмпирических объектов, в том числе и социальных.
== Побег или судьба ==
{{quote|«Рано утром ко мне в камеру пришли мои новые "друзья" - совсем молодые ребята. … Мы долго шли по коридорам, спускались с лестниц, наконец пришли в помещение, через которое несколько дней назад я попал сюда. Мои спутники выполнили какие-то формальности. Мы вышли на улицу. В это время из здания вышел какой-то человек и позвал моих спутников обратно. Они сказали мне, чтобы я остался на месте и ждал их возвращения. Но я не стал их ждать. Я ушел. Ушел не из какого-то практического расчета, не из желания выжить и остаться на свободе, а повинуясь внутреннему импульсу. Как будто кто-то приказал мне: "Иди!" И я пошел».<ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Великий математик Анри Пуанкаре назвал социологию «наукой с максимом методов при минимуме результатов».
== Танкист или лётчик ==
{{quote|«Войну  я  встретил  на  Украине,  близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем  Востоке,  но  затем  пришлось  поменять  род  войск.  Мною  заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось  сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.


Александр Александрович создавал свою систему многозначной логики именно для устранения такого нетерпимого положения в социологии, но непосредственно применить полученные результаты к исследованию общественного строя он тогда не мог.
Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех,  кто  имел  среднее  образование  и  был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось.


В 1971 г. выходит его книга «Логика науки», в которой был проделан анализ используемых в науке методов познания, в следующем году- «Логика физики».
В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до
этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее.


Лишённый возможности объявить о создании своей социомеханики, в ней он, приведя в систему терминологию механики обычной, показал необратимость времени, бессмысленность утверждений об «искривлении пространства», «ускорении — замедлении» времени, и т.п. Эти положения, якобы вытекающих из общей теории относительности, на деле явились просто результатом логических ошибок при выводе следствий из выведенных в теории уравнений.
Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».<ref>Зиновьев А.А.,[http://zpu-journal.ru/zpu/2005_2/new_books_on_Zinoviev/35.pdf интервью Гусейнову А.А.,"О социологической публицистике Александра Зиновьева","Знание.Понимание.Умение",№2,2005]</ref>}}


Идеологическое начальство с тревогой наблюдало за его «подкопы» под общепризнанные авторитеты и ждало повода для расправы. Таким поводом послужил отказ от исключения двух преподавателей возглавляемой им кафедры логики МГУ, занимавшихся диссидентской деятельностью. Его отстраняют от заведования кафедры и отдают на расправу «общественности». Не обременённые моралью коллеги с наслаждением исполняют команду «Фас!».
== Математик или логик ==
... используя правила полной индукции V.3, получим: 
<center>'''~''' ( <big>'''˫'''</big> ( ∀ (с,а,b)) '''~''' (с<sup>n</sup> = а<sup>n</sup> + b<sup>n</sup>)). </center>
И по правилу I.3 теории доказательства имеем: 
<center><big>'''˫'''</big> '''~''' ( <big>'''˫'''</big> ( ∀ (с,а,b)) '''~''' (с<sup>n</sup> = а<sup>n</sup> + b<sup>n</sup>)), </center>   
т. е. что Последняя Теорема Ферма недоказуема.<ref> Зиновьев А.А., «Очерки комплексной логики».</ref><ref> [http://math.stanford.edu/~lekheng/flt/wiles.pdf В 1995 году Э.Уайлс доказал эту теорему в традиционной аксиоматике.]</ref>


Достигнутые им результаты объявляются вздором, ему запрещают публиковать логические работы, не смотря на то, что он был избран  в Академию наук Финляндии, общепризнанного лидера в вопросах развития логики со второй половины XX века, а его работы по логике переводились на многие языки.
== Физик или логик ==
Возьмем, например, физическое допущение А: «Тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения до тех пор, пока внешние силы не выведут его из этого состояния».
Его частично можно эксплицировать так: «Если тело движется и на него не действуют никакие силы (X), то оно движется прямолинейно и равномерно (Y), и при этом (&#8704;а) (&#8707;b) (b > '''&#945;'''а)», где а и b суть переменные для положений тела в пространстве, а '''&#945;''' есть некоторый способ установления пространственного порядка.


Оказавшись в изоляции, он публикует в 1976 г. в Швейцарии сатирический роман «Зияющие высоты».
Из А логически следует утверждение В:  «Если X, то (&#8704;а) (&#8707;у) (у > '''&#945;'''а)», где у есть переменная для эмпирических индивидов.


Вопреки утверждения Ж.Медведева, это была злая, но не злобная сатира. Он не был ни антисоветчиком, ни диссидентом. Подобно Левше, стремящемуся перед Крымской войной довести до императора, что англичане стволы ружей кирпичом не чистят, он стремился предупредить нас о вызревании в стране кризиса, возможность которого отрицалась «идеологическими генералами». Но его лишили званий, наград (в том числе фронтовых), гражданства и в августе 1978 года выслали из страны.
Пусть, далее, принято допущение конечности Мира в пространстве, эксплицируемое так, что из него следует утверждение  (&#8707;х) (&#8704;у)  (х &#8805; '''&#945;'''у), где х и у суть переменные для эмпирических индивидов. Из последнего следует  '''~''' (&#8704;а)  (&#8707;y) (y > '''&#945;'''а), где а есть переменная для положений тела в пространстве (утверждение С).  


Поселившись с женой и дочерью в Мюнхене, погрузившись в западную жизнь, он обнаружил, что многие социальные явления, казавшиеся специфической принадлежностью коммунистического общества, в ещё большей степени принадлежат и обществам западного типа. Оказалось, что и там не только отсутствует удовлетворяющая строгим критериям общая социологическая теория, но нет и частных теорий, адекватно описывающих отдельные типы обществ.
Из В и С следует '''~''' X.  


Путём введённой им операции экспликации понятий он выделил из множества человеческих объединений некий исходный для последующих построений абстрактный тип общества, названный им «человейником», обладающий комплексом признаков, присущих всем типам человеческих объединений, подобно тому, как в механике ввели понятие «материальной точки» для облегчения исследования реальных систем.
... если принимается закон инерции для движения, то нельзя принимать допущение конечности Мира в пространстве.<ref> Зиновьев А.А., «Логическая физика».</ref>


Сопоставляя типы обществ, существовавших в СССР («реальный коммунизм») и развитых капиталистических странах («западнизм»), он установил существование не только нижней эволюционной границы, не достигнув которой “человейник” не сможет стать развитым обществом, но и верхней границы, переходя которую общество приобретает новое качество, становится сверхобществом.
== Верующий или безбожник ==


И этот переход реально произошёл в СССР. Марксизм возник на основе социальных реалий середины 19 века, Маркс и Энгельс были ограничены возможностями мышления своего времени. Марксизм-ленинизм вошёл в нашу жизнь в сталинской интерпретации, в которой критики увидели вульгаризацию марксизма. Но, «занижая и вульгаризируя марксизм до логического предела сталинисты выщелушивали из него его рациональное зерно, единственно стоящее, что в нём было, а то, что они отбросили, оказалось простой словесной шелухой, пригодной лишь для словоблудия некоторых философов». Это было написано в его книге «Идеология партии будущего» (2003, с.66), о которой речь ниже.
<table>
<td>''<poem>Установлено циклотронами
В лабораториях и в кабинетах:
Хромосомами и электронами
Мир заполнен. Тебя в нем нету.
Коли нет, так нет. Ну и что же?
Пережиток. Поповская муть.
Только я умоляю: Боже!
Для меня ты немножечко будь!
Будь пусть немощным, не всесильным,
Не всеведущим, не всеблагим,
Не провидцем, в любви не обильным,
Толстокожим, на ухо тугим.
Мне-то, Господи, надо немного.
В пустяке таком не обидь.
Будь всевидящим, ради бога!
Умоляю, пожалуйста, видь!
Просто видь. Видь, и только.
Видь всегда. Видь во все глаза.
Видь, каких на свете и сколько
Дел свершается против и за.
Пусть будет дел у тебя всего-то:</poem>''
</td>
<td width="40%"> 
''<poem>Видь текущее, больше ни-ни.
Одна пусть будет твоя забота:
Видь, что делаю я, что — Они.
Я готов пойти на уступку:
Трудно все видеть, видь что-нибудь.
Хотя бы сотую долю поступков.
Хотя бы для этого, Господи, будь!
Жить без видящих нету мочи.
Потому, надрывая грудь,
Я кричу, я воплю:
Отче!!
Не молю, а требую:
Будь!!
Я шепчу,
Я хриплю;
Будь же,
Отче!!!
Умоляю,
Не требую:
Будь!!!!!</poem>''<ref> Зиновьев А. А., [http://loveread.me/contents.php?id=34104 «Зияющие высоты».]</ref>
</td>
<td  >
[[Файл:Aah1.jpg|200px|Картина Зиновьева А.А.]]
</td>
</table>


А в те годы Александр Александрович шаг за шагом приближался к построению удовлетворяющей строгим требованиям логики общей социологической теории. Но жизнь вновь заставила его отвлечься от основной линии творчества.


В 1984 г. он  понял, что возникла новая стратегия в «холодной войне»: осознав, что все революции в России проходили «сверху», её организаторы решили, что и контрреволюция также должна идти «сверху». Диссиденты сыграли свою роль и отходили на задний план, ставка теперь делалась на предательство руководства СССР.
== Сталинист или антисталинист ==
{{quote|«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём».<ref> Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.</ref>}}


В 1985 г. по поводу приезда Горбачёва на «смотрины» в Лондон в одном из интервью Зиновьев отметил наступление эпохи величайших в истории предательств. И вновь, всеми доступными средствами, пытался раскрыть нам глаза на подлинную роль «перестройки».
{{quote|«Сталинизм до сих пор рассматривали либо со стороны (глазами западных наблюдателей), либо с точки зрения личного аппарата власти Сталина и системы репрессий. Настало время посмотреть на сталинизм снизу, т.е. как на массовое явление, как на великий исторический процесс подъёма миллионов людей с самых низов общества к образованию, культуре, творчеству, активности. Много погибло, это верно. Но гораздо больше уцелело, изменило в корне образ жизни, поднялось, жило интересной, сравнительно с прошлым, жизнью. Это был беспрецедентный в истории культурный, духовный и деловой взлёт огромных масс населения».<ref> Зиновьев А.А., «Гомо советикус».</ref>}}


Он публикует многочисленные статьи, раздаёт при каждой возможности интервью, в которых разоблачает суть «нового мышления». Итогом явилась книга «Горбачевизм».
== Репрессии народа или над народом ==
{{quote|«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». <ref> Зиновьев А.А., [http://bookscafe.net/read/zinovev_aleksandr-bez_illyuziy-202543.html#p16 «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.]</ref>}}


Но усилия оказались тщетными, контрреволюция свершилась. В результате взрыва «бомбы западнизации» на скорую руку «был сляпан социальный строй, который может быть назван  постсоветизмом… явление не имеющее аналогичных прецедентов в прошлом и складывающееся буквально на наших глазах».
{{quote|«Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее - пусть слово "народ" не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее - это суть признаки именно народовластия».<ref> Зиновьев А.А., «Русская трагедия».</ref>}}


Так он оценил происходящие в стране события в книге «Гибель русского коммунизма», вышедшей в 1993 г. в Италии и Испании.
«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?»  <ref> Панин Д.М., [http://dpanin.ru/node/191 К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.]</ref> ''(мнение человека, отсидевшего 13 лет в лагерях ГУЛАГа по ст. 58 <ref> Ст. 58 УК РСФСР, [https://ru.wikipedia.org/wiki/58-%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F]]</ref>УК РСФСР.)''
== Коммунизм марксистский или реальный ==
[[Файл:270464 600.jpg|200px|thumb|left|Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС в 1962 году]]


Гибель «империи зла» отнюдь не послужила прогрессу человечества. В ряде книг («Запад», «Запад на пути к сверхобществу» и т.д.) он показывает, что многовековой процесс западной цивилизации породил могучего, но интеллектуально примитивного насильника, диктат которого может породить лишь катастрофические последствия: разрушение природной среды, моральную деградацию, массовые эпидемии и т.д.
{{quote|<b>«В Советском Союзе построен самый полный коммунизм. Никакого другого настоящего коммунизма в реальности нет и в принципе быть не может».</b>


А бомбардировки Югославии он оценил как начало Третей мировой войны.
«Коммунизм есть социальная организация масс населения, а не просто политический режим, который можно изменить распоряжениями начальства».  


Он мог обеспечить своей семье безбедное существование в Мюнхене, но, как истинный патриот, не мог оставаться в стороне от трагедии своего народа и, после возвращении ему гражданства, возвратился в конце 1999г. в Москву. Возобновив преподавательскую деятельность на кафедре этики МГУ и возглавляя Исследовательский центр Александра Зиновьева в МосГУ, он сочетает её с обширной публицистической и издательской деятельностью, стремясь довести до отечественного читателя почти 50 книг, изданных им за рубежом, а главное – завершает создание своей общей социологической теории, названной им «Логической социологией».
«Коммунизм сложился в Советском Союзе не по марксистскому проекту и не по воле марксистских идеологов, а в силу объективных законов организации больших масс населения в единый социальный организм».  


Одна из первых статей, опубликованных им после возвращения на родину, называлась «Вперед, на прорыв!» Кратко проанализировав подготовку контрреволюции в горбачёвский период и свершение её в ельцинский период, особенности сложившегося в стране строя, он показывает, что сохранение страны от дальнейшей деградации возможно лишь на пути исторического новаторства:
«Я словом «коммунизм» буду называть тип общественного устройства ... При этом я буду иметь в виду не идеологический проект такого общества наподобие марксистского, а реально существующий тип общества, какой можно было наблюдать в Советском Союзе».<ref> Зиновьев А.А.,[http://modernlib.ru/books/zinovev_aleksandr_aleksandrovich/krizis_kommunizma/read_1 «Кризис коммунизма».]</ref>}}


«Опередить врага именно на том пути, на который он нас вынудил и по которому идёт сам… в этом наш единственный  шанс выжить. И чтобы этот шанс использовать, необходимо серьёзное научное исследование основных феноменов современности- коммунизма, западнизма, перехода человечества на уровень сверхобществ».
{{quote|«Или вы остаетесь в рамках марксизма, и тогда вы будете наращивать лишь глупость и невежество. Или вы на самом деле будете стремиться понять, что из себя представляет наше общество, и тогда вам надо первым делом покинуть позиции марксизма».<ref> Зиновьев А.А., «Затея».</ref>}}


Для реализации этой задачи он в 2000 г. издаёт в университетском издательстве книгу «Очерки комплексной логики», в которой подвел итог своих логических исследований, а в 2002 г. издательство «Социум» выпустило «Логическую социологию».
{{quote|«Мне часто возражают: "Маркс говорил", "Маркс обещал"... Ну скажите, кому я должен больше верить – Марксу, который жил сто лет назад и не имел представления, что такое коммунистическое общество в реальности, или самому себе, который вырос в коммунистическом обществе».<ref> Зиновьев А.А., «Без иллюзий».</ref>}}


В ней на основе своей логической системы он создал инструментарий для исследования социальных процессов, с помощью которого открывает ряд законов, без учёта которых невозможна успешная социально-политическая стратегия.
{{quote|«Советское общество явилось воплощением в жизнь многовековых чаяний страдающего человечества, реализацией лучших идеалов лучших его представителей. Это и есть тот земной рай, о котором мечтали веками. Никакого другого земного рая нет и не будет. Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определенные действия. Но что получится в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения».<ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Например, согласно закону социальной регенерации, «если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его выживания (геополитика, материальная культура, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная надстройка оказывается близкой к разрушенной». Все потуги построения жизнеспособного общества, взяв хорошие черты западнизма и коммунизма и отбросив плохие — являются безграмотным бредом. Если же пытаться разрушить прежние условия существования, чтобы якобы перейти к другому социальному строю, в дело вступает закон социальной деградации — общество опускается на более низкую ступень развития.
== Ибанск или СССР ==
Ибанск есть никем не населенный населённый пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.<ref> Зиновьев А.А.,[http://loveread.me/contents.php?id=34104 «Зияющие высоты».]</ref>


Применительно к постсоветским условиям это означает не переход к капитализму, а к феодализму. Именно на этот путь и втягивали Украину «оранжевые», да и «сине-голубые» этот курс не изменили.
Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем.<ref> Зиновьев А.А.,[http://loveread.me/contents.php?id=34104 «Зияющие высоты».]</ref>


Политическим завещанием А.А. Зиновьева стала книга «Идеология партии будущего», являющаяся расширенным изложением курса лекций, прочитанных им весной 2003 г. по предложению ЦК КПРФ, по сути, авторский дайджест его «главной книги».
== Учёный или отщепенец ==
«За совершение антипатриотических действий, несовместимых со званием советского ученого … лишить Зиновьева А.А. учёной степени кандидата философских наук, ученой степени доктора философских наук, учёного звания старшего научного сотрудника, учёного звания профессор».<ref>Протокол № 4 от 04.04.1977 заседания Президиума Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР.</ref>


Цель этой книги – показать, что губительный для человечества процесс глобализации может быть приостановлен, если «будет создана новая идеология, сопоставимая по масштабам с марксистской, но превосходящая её по интеллектуальному уровню и по степени соответствия условиям и потребностям наступившего третьего тысячелетия, и возникнет достаточно сильная организация единомышленников, которая примет эту идеологию и сделает своей сознательной целью социальные преобразования в духе этого идеала» (с. 6).
{{quote|«Отщепенцами в Советском Союзе называют лиц, которые по тем или иным причинам вступают в конфликт со своим коллективом и даже с обществом в целом, противопоставляют себя им и оказываются исключенными из них. Социальным отщепенцем является такой отщепенец, который обрекается на эту роль по причинам глубоко социального характера, т. е. в силу его взаимоотношений с социальным строем страны, с ее системой власти и с идеологией».<ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Он наметил лишь основные пути создания такой партии: «Партия будущего не должна рассматривать себя как представительницу какой-то определённой части населения страны» (с. 236), даже из этой небольшой цитаты следует, что партия будущего в основе своей является интернациональной.
== Эмигрант или иммигрант ==
«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР».<ref> Записка КГБ СССР [http://zinoviev.info/wps/archives/398 "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.]</ref>


А.А. Зиновьев подчёркивал, что не дело оппозиции такого уровня  действовать в интересах конкретных организаций, борющихся за власть:
<poem>&ndash; Господин Зиновьев, чувствуете ли Вы себя жертвой режима?
&ndash; Нет, ни в малейшей степени. Это режим моя жертва. Режиму от меня досталось больше, чем мне от режима.
(Из пресс-конференции Зиновьева А.А. в Мюнхенском университете.)<ref> Александр Зиновьев на Западе // Русская мысль. 1978. № 3217. 17 августа. С.3.</ref> </poem>


«Она должна осознать себя как особое объединение, имеющее одну цель: разработку новой идеологии (идеологии будущего), пропаганду её среди сограждан независимо от их социального положения, этнической принадлежности, пола, профессии и т.д.,умножения числа единомышленников (людей, принимающих пропагандируемую идеологию) и объединение их в рамках этой цели для совместных действий» (там же).
«Восстановить в гражданстве СССР следующих лиц: 1. Зиновьев Александр Александрович, 1922 года рождения, уроженец Костромской области, проживающий в ФРГ. ... <ref>Указ Президента СССР от 30.06.1990 № 334 "О восстановлении в гражданстве СССР Зиновьева А.А., Максимова В.Е. и Медведева Ж.А.".</ref>


Представляется, что лишь в рамках такой идеологии может быть выработана национальная идея, не направленная против кого-то, а объединяющая Украину.
{{quote|«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла».<ref> Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем // Русская Германия. 1999. № 26.</ref>}}
P. S. Эта статья размещена в марте 2016 гю на сайте Как настоящий боевой лётчик он «перетянул через линию фронта» — продержался до 10 мая, чтобы не омрачать друзьям празднование дня Великой Победы.


В предисловии к его «главной книге» (А.А. Зиновьев. На пути к сверхобществу. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004) директор Института философии РАН А.А. Гусейнов сопоставил Александра Александровича с Коперником и Дарвином: Коперник опроверг мнение о Земле, как центре мироздания, Дарвин – об исключительности человека в животном мире, а «Зиновьев со своей социомеханикой лишает человека последних объективных основания для самомнения и гордости» (c. 10).
== Провидец или глупец ==
{{quote|«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы».  
<ref> Зиновьев А.А., [http://samlib.ru/b/blockij_o_m/janikogdanebyldissidentom.shtml Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года)]</ref>}}


Представляется не менее уместным сравнение его с М.В.Ломоносовым, и не только из-за сходства биографий, хотя совпадений достаточно много:
{{quote|«Но то, что будет разрушена вот эта социальная система и вся социальная эволюция, об этом я не думал до 1985 года. Только в 1985 году, когда Горбачев - помните такого человека? - не поехал на могилу Маркса, а поехал на встречу, кажется, с Тэтчер, то есть он не поехал на могилу основателя коммунизма, я тогда в прессе выступал, и я заявил: начинается эпоха великого исторического предательства. С этой минуты дни советской системы были сочтены». <ref> Зиновьев А.А., [http://zinoviev.info/wps/archives/37 Интервью радиостанции «Говорит Москва», 03.04.2006.]</ref>}}


    родился Александр Александрович в захолустной костромской деревне;
== В коммунизм или в Россию ==
    также с малолетства испытывал тягу к знаниям и отправился за ними в Москву;
{{quote|«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». <ref> Зиновьев А.А., [http://echo.msk.ru/programs/kazino/38950/ Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.]</ref>}}
    также пришлось претерпеть немало гонений для достижения поставленной цели.
== Коммунист или антикоммунист ==
{{quote|«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал.  …  А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» <ref> Зиновьев А.А., [http://echo.msk.ru/programs/kazino/38950/ Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.]</ref>}}


Главным для такого сопоставления является оценка их современниками. В дни празднования 200 годовщины со дня рождения Ломоносова, В.И. Вернадский писал: «Смерть его произвела большое впечатление на современников. В нём ценили знаменитого русского писателя-поэта, сильную личность… Но едва ли кто тогда думал о нём как о великом учёном». Вот тут совпадение полное!
== Умный или нескромный ==
{{quote|«Основная идея автора - в своей особенности, непохожести, инаковости по отношению ко всем остальным. Заявив изначально, что он всегда "вне", назвав себя отщепенцем и произнеся показательную фразу "я сам себе государство", Зиновьев стал подозрительно похож на Раскольникова: вокруг обычные люди, "немного добрые, немного злые", а среди них, но не вместе с ними находится автор, который все знает, все понимает, все умеет и невероятно этим гордится».<ref> Тростников М., "Писатель с маленькой буквы", рецензия на книгу Зиновьева А.А. «Русская судьба, исповедь отщепенца», [http://www.ng.ru/bios/2000-01-13/4_zinoviev.html Независимая газета, 13.01.2000]</ref>}}


А.А. Зиновьев также известен, прежде всего, как писатель, причём смысл созданного им жанра социологического романа часто не понимают, что продемонстрировал на страницах «2000» в очередной главе своих мемуаров «Зиновьев в эмиграции» Ж. Медведев (№ 37(668)), как я показал в заметке «Урок не идёт впрок» (№.45(676), 8.11.2012).
Плохо быть умным и скромным одновременно. Скромность не позволяет блеснуть умом, а ум не разрешает похвастаться скромностью.<ref> [https://twitter.com/koffboy/status/557548370928345088 мысль из Интернета]</ref>


О том, что он крупнейший логик современности, знают немногие, а ещё меньше знают о том, что он основоположник подлинно научной социологии. Подобно тому, как Ломоносов на основе своих опытов мог заявить: «Славного Роберта Бойля мнение ложно» и, опровергнув гипотезу флогистона, положить начало физической химии, так и он, опровергнув заблуждения марксизма, наметил  пути их преодоления.
== Человек или государство ==
[[Файл:Photo2.jpg|200px|thumb|left|29.10.1922 - 10.05.2006]]


Ещё в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять лишь познав суть его «клеточек»,- первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.
{{quote|« ... формулу моей жизни: "Я есть суверенное государство". ... формула выражала намерение рядового гражданина коммунистического общества завоевать и отстаивать личную свободу и независимость в условиях господства общества и коллектива над индивидом». <ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}


Он сумел бежать при переводе с Лубянки на конспиративную квартиру и скрылся от «всевидящих» органов, добровольно вступив в 1940 г. в армию, провоевав «от звонка до звонка» всю войну.
{{quote|«Подводя итоги прожитой жизни, я хочу обратить внимание на три обстоятельства моей жизненной судьбы: 1) со мной все важнейшие отдельные события случались с точностью до наоборот в сравнении с тем, для чего я вроде бы был предназначен;2) я повсюду приходил с опозданием;3) чем больших результатов я достигал и чем дальше уходил вперед, тем меньше я имел шансов быть услышанным, понятым и признанным».<ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}
{{quote|<b>«Иди своим путем, и пусть другие говорят что угодно! Иди как можно дальше! Не можешь идти, ползи! Но так или иначе двигайся! Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел, и можешь успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим от тебя причинам. Это будет конец твоей жизни, но не конец твоего пути».</b> <ref> Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».</ref>}}
<br clear="all"/>


В 1946 г. он поступает на философский факультет МГУ, после окончания в аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному (на примере «Капитала» К.Маркса)». За отступление от официальной трактовки темы диссертация была помещена в спецхран. Поставленная в диссертации задача-«Изучить этот процесс до мельчайших деталей на материале уже имеющихся образцов диалектического мышления, изобразить его в такой общей форме, чтобы он стал рабочим инструментом каждого исследователя» — представлялась крамольной.
== Биография ==
Фокин П. Е. «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый», серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2016.[http://www.labirint.ru/books/549655/]


Его направили на работу в Институт философии АН СССР, определив «от греха подальше», темой исследований математическую логику, считая её идеологически нейтральной. Но со свойственной ему проницательностью Александр Александрович находит, что и в этом «королевстве» не всё ладно. Математическая логика, внеся существенный прогресс в методы логических исследований, сместила внимание в аспект разработки формального аппарата, сам же предмет логики при этом не только не расширился, а в определённой степени деформировался. Следствием этого явилось возникновение новых логических парадоксов и тупиков.
== Некролог ==
* Алёшина Т., [http://arcanus.ru/article105.html «Обычный подозреваемый. Памяти Александра Зиновьева»]


Он начал расчищать здание логики от несвойственных ему элементов. Результатом этой работы явилось около сотни статей, несколько книг. В 1964 г. защищается докторская диссертация «Философские основания многозначной логики», в которой была предложена собственная логическая система, обеспечивающая более адекватное исследование эмпирических объектов, в том числе и социальных.
== См. также ==
 
* Википедия [[rwp:Зиновьев, Александр Александрович]]
Великий математик Анри Пуанкаре назвал социологию «наукой с максимом методов при минимуме результатов».
* [http://zinoviev.info/ Сайт о Зиновьеве А.А.]
 
* [http://samlib.ru/p/panow4_w_p/ Из книг Зиновьева А.А.]
Александр Александрович создавал свою систему многозначной логики именно для устранения такого нетерпимого положения в социологии, но непосредственно применить полученные результаты к исследованию общественного строя он тогда не мог.
   
 
== Примечания ==
В 1971 г. выходит его книга «Логика науки», в которой был проделан анализ используемых в науке методов познания, в следующем году- «Логика физики».
{{примечания}}
 
Лишённый возможности объявить о создании своей социомеханики, в ней он, приведя в систему терминологию механики обычной, показал необратимость времени, бессмысленность утверждений об «искривлении пространства», «ускорении — замедлении» времени, и т.п. Эти положения, якобы вытекающих из общей теории относительности, на деле явились просто результатом логических ошибок при выводе следствий из выведенных в теории уравнений.
 
Идеологическое начальство с тревогой наблюдало за его «подкопы» под общепризнанные авторитеты и ждало повода для расправы. Таким поводом послужил отказ от исключения двух преподавателей возглавляемой им кафедры логики МГУ, занимавшихся диссидентской деятельностью. Его отстраняют от заведования кафедры и отдают на расправу «общественности». Не обременённые моралью коллеги с наслаждением исполняют команду «Фас!».
 
Достигнутые им результаты объявляются вздором, ему запрещают публиковать логические работы, не смотря на то, что он был избран  в Академию наук Финляндии, общепризнанного лидера в вопросах развития логики со второй половины XX века, а его работы по логике переводились на многие языки.
 
Оказавшись в изоляции, он публикует в 1976 г. в Швейцарии сатирический роман «Зияющие высоты».
 
Вопреки утверждения Ж.Медведева, это была злая, но не злобная сатира. Он не был ни антисоветчиком, ни диссидентом. Подобно Левше, стремящемуся перед Крымской войной довести до императора, что англичане стволы ружей кирпичом не чистят, он стремился предупредить нас о вызревании в стране кризиса, возможность которого отрицалась «идеологическими генералами». Но его лишили званий, наград (в том числе фронтовых), гражданства и в августе 1978 года выслали из страны.
 
Поселившись с женой и дочерью в Мюнхене, погрузившись в западную жизнь, он обнаружил, что многие социальные явления, казавшиеся специфической принадлежностью коммунистического общества, в ещё большей степени принадлежат и обществам западного типа. Оказалось, что и там не только отсутствует удовлетворяющая строгим критериям общая социологическая теория, но нет и частных теорий, адекватно описывающих отдельные типы обществ.
 
Путём введённой им операции экспликации понятий он выделил из множества человеческих объединений некий исходный для последующих построений абстрактный тип общества, названный им «человейником», обладающий комплексом признаков, присущих всем типам человеческих объединений, подобно тому, как в механике ввели понятие «материальной точки» для облегчения исследования реальных систем.
 
Сопоставляя типы обществ, существовавших в СССР («реальный коммунизм») и развитых капиталистических странах («западнизм»), он установил существование не только нижней эволюционной границы, не достигнув которой “человейник” не сможет стать развитым обществом, но и верхней границы, переходя которую общество приобретает новое качество, становится сверхобществом.
 
И этот переход реально произошёл в СССР. Марксизм возник на основе социальных реалий середины 19 века, Маркс и Энгельс были ограничены возможностями мышления своего времени. Марксизм-ленинизм вошёл в нашу жизнь в сталинской интерпретации, в которой критики увидели вульгаризацию марксизма. Но, «занижая и вульгаризируя марксизм до логического предела сталинисты выщелушивали из него его рациональное зерно, единственно стоящее, что в нём было, а то, что они отбросили, оказалось простой словесной шелухой, пригодной лишь для словоблудия некоторых философов». Это было написано в его книге «Идеология партии будущего» (2003, с.66), о которой речь ниже.
 
А в те годы Александр Александрович шаг за шагом приближался к построению удовлетворяющей строгим требованиям логики общей социологической теории. Но жизнь вновь заставила его отвлечься от основной линии творчества.
 
В 1984 г. он  понял, что возникла новая стратегия в «холодной войне»: осознав, что все революции в России проходили «сверху», её организаторы решили, что и контрреволюция также должна идти «сверху». Диссиденты сыграли свою роль и отходили на задний план, ставка теперь делалась на предательство руководства СССР.
 
В 1985 г. по поводу приезда Горбачёва на «смотрины» в Лондон в одном из интервью Зиновьев отметил наступление эпохи величайших в истории предательств. И вновь, всеми доступными средствами, пытался раскрыть нам глаза на подлинную роль «перестройки».
 
Он публикует многочисленные статьи, раздаёт при каждой возможности интервью, в которых разоблачает суть «нового мышления». Итогом явилась книга «Горбачевизм».
 
Но усилия оказались тщетными, контрреволюция свершилась. В результате взрыва «бомбы западнизации» на скорую руку «был сляпан социальный строй, который может быть назван  постсоветизмом… явление не имеющее аналогичных прецедентов в прошлом и складывающееся буквально на наших глазах».
 
Так он оценил происходящие в стране события в книге «Гибель русского коммунизма», вышедшей в 1993 г. в Италии и Испании.
 
Гибель «империи зла» отнюдь не послужила прогрессу человечества. В ряде книг («Запад», «Запад на пути к сверхобществу» и т.д.) он показывает, что многовековой процесс западной цивилизации породил могучего, но интеллектуально примитивного насильника, диктат которого может породить лишь катастрофические последствия: разрушение природной среды, моральную деградацию, массовые эпидемии и т.д.
 
А бомбардировки Югославии он оценил как начало Третей мировой войны.
 
Он мог обеспечить своей семье безбедное существование в Мюнхене, но, как истинный патриот, не мог оставаться в стороне от трагедии своего народа и, после возвращении ему гражданства, возвратился в конце 1999г. в Москву. Возобновив преподавательскую деятельность на кафедре этики МГУ и возглавляя Исследовательский центр Александра Зиновьева в МосГУ, он сочетает её с обширной публицистической и издательской деятельностью, стремясь довести до отечественного читателя почти 50 книг, изданных им за рубежом, а главное – завершает создание своей общей социологической теории, названной им «Логической социологией».
 
Одна из первых статей, опубликованных им после возвращения на родину, называлась «Вперед, на прорыв!» Кратко проанализировав подготовку контрреволюции в горбачёвский период и свершение её в ельцинский период, особенности сложившегося в стране строя, он показывает, что сохранение страны от дальнейшей деградации возможно лишь на пути исторического новаторства:
 
«Опередить врага именно на том пути, на который он нас вынудил и по которому идёт сам… в этом наш единственный  шанс выжить. И чтобы этот шанс использовать, необходимо серьёзное научное исследование основных феноменов современности- коммунизма, западнизма, перехода человечества на уровень сверхобществ».
 
Для реализации этой задачи он в 2000 г. издаёт в университетском издательстве книгу «Очерки комплексной логики», в которой подвел итог своих логических исследований, а в 2002 г. издательство «Социум» выпустило «Логическую социологию».
 
В ней на основе своей логической системы он создал инструментарий для исследования социальных процессов, с помощью которого открывает ряд законов, без учёта которых невозможна успешная социально-политическая стратегия.
 
Например, согласно закону социальной регенерации, «если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его выживания (геополитика, материальная культура, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная надстройка оказывается близкой к разрушенной». Все потуги построения жизнеспособного общества, взяв хорошие черты западнизма и коммунизма и отбросив плохие — являются безграмотным бредом. Если же пытаться разрушить прежние условия существования, чтобы якобы перейти к другому социальному строю, в дело вступает закон социальной деградации — общество опускается на более низкую ступень развития.
 
Применительно к постсоветским условиям это означает не переход к капитализму, а к феодализму. Именно на этот путь и втягивали Украину «оранжевые», да и «сине-голубые» этот курс не изменили.
 
Политическим завещанием А.А. Зиновьева стала книга «Идеология партии будущего», являющаяся расширенным изложением курса лекций, прочитанных им весной 2003 г. по предложению ЦК КПРФ, по сути, авторский дайджест его «главной книги».
 
Цель этой книги – показать, что губительный для человечества процесс глобализации может быть приостановлен, если «будет создана новая идеология, сопоставимая по масштабам с марксистской, но превосходящая её по интеллектуальному уровню и по степени соответствия условиям и потребностям наступившего третьего тысячелетия, и возникнет достаточно сильная организация единомышленников, которая примет эту идеологию и сделает своей сознательной целью социальные преобразования в духе этого идеала» (с. 6).
 
Он наметил лишь основные пути создания такой партии: «Партия будущего не должна рассматривать себя как представительницу какой-то определённой части населения страны» (с. 236), даже из этой небольшой цитаты следует, что партия будущего в основе своей является интернациональной.
 
  А.А. Зиновьев подчёркивал, что не дело оппозиции такого уровня  действовать в интересах конкретных организаций, борющихся за власть:
 
«Она должна осознать себя как особое объединение, имеющее одну цель: разработку новой идеологии (идеологии будущего), пропаганду её среди сограждан независимо от их социального положения, этнической принадлежности, пола, профессии и т.д.,умножения числа единомышленников (людей, принимающих пропагандируемую идеологию) и объединение их в рамках этой цели для совместных действий» (там же).
 
Представляется, что лишь в рамках такой идеологии может быть выработана национальная идея, не направленная против кого-то, а объединяющая Украину.

Текущая версия от 00:49, 21 августа 2019

 
Leftquotes.pngЭто была его трагедия - понимать.Rightquotes.png
Зиновьева О.М.[1]
 
Leftquotes.pngМои принципы всегда оставались теми же самыми – истина, истина, истина во что бы то ни стало. И ничего, кроме истины.Rightquotes.png
Зиновьев А.А.[2]


Зино́вьев Алекса́ндр Алекса́ндрович (1922-2006) — философ, писатель, социолог, публицист. Выходец из бедной крестьянской семьи, участник Великой Отечественной войны. В 1978 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывающих ряд областей социогуманитарного знания: логику, социологию, этику, политику.

Зиновьев А.А.



«Я был приготовлен с рождения к деревенской жизни, а прожил почти всю жизнь в городах. Я был приучен к семье, а обречен был долгие годы жить без нее. Я был воспитан в религиозном духе, а стал атеистом. Я был рожден для коллективной жизни и был идеальным коллективистом, а был обречен на одиночество и крайний индивидуализм. Я сформировался с психологией идеального коммуниста, а всю жизнь сражался с реальным коммунизмом. Я хотел стать писателем, а вынужден был оставить мысль об этом на многие годы. ... Я собирался стать социологом, а был вытолкнут в логику. Когда я достиг серьезных результатов в логике, я был вытолкнут из нее в социологию. Имея в юности хорошие данные в математике, я пошел в философию. Я не хотел быть летчиком ... заставили стать летчиком. ... Я был рожден и приготовлен прожить примитивный жизненный цикл русского человека ... стал рафинированным интеллигентом-космополитом, менял привязанности, места, профессии...».[3]


Враг народа или убийца тирана

«Любопытно, что даже моя фамилия сыграла свою роль. Меня в шутку в классе называли "врагом народа". И я не протестовал против такой игры. Из шуток и игр порою вырастают серьезные последствия.

... Мы обсуждали различные "технические" возможности покушения. Наиболее вероятным нам представлялся такой вариант. Я с Иной присоединяюсь к колонне, в которой на демонстрацию пойдет училище Бориса, или мы с Борисом присоединяемся к колонне, в которой пойдет школа Ины. ...

При прохождении мимо Мавзолея мы создаем суматоху, я с пистолетом и гранатами пробиваюсь к Мавзолею, бросаю гранаты в вождей и стреляю в Сталина. Ина и Борис разбрасывают листовки, которые мы должны написать от руки заранее. В листовках мы объясняем причины и цель покушения: привлечь внимание к тому, что советское общество складывается по принципам, ничего общего не имеющим с идеалами коммунизма. Если даже покушение не удастся, мы на суде объясним свое поведение. Мы решили начать готовиться к покушению».[4]

Художник или карикатурист

Брежнев карикатура.jpg
Зиновьев художник.jpg

«В 1934 году ... мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». [5]

Побег или судьба

«Рано утром ко мне в камеру пришли мои новые "друзья" - совсем молодые ребята. … Мы долго шли по коридорам, спускались с лестниц, наконец пришли в помещение, через которое несколько дней назад я попал сюда. Мои спутники выполнили какие-то формальности. Мы вышли на улицу. В это время из здания вышел какой-то человек и позвал моих спутников обратно. Они сказали мне, чтобы я остался на месте и ждал их возвращения. Но я не стал их ждать. Я ушел. Ушел не из какого-то практического расчета, не из желания выжить и остаться на свободе, а повинуясь внутреннему импульсу. Как будто кто-то приказал мне: "Иди!" И я пошел».[6]

Танкист или лётчик

«Войну я встретил на Украине, близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем Востоке, но затем пришлось поменять род войск. Мною заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.

Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех, кто имел среднее образование и был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось.

В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее.

Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».[7]

Математик или логик

... используя правила полной индукции V.3, получим:

~ ( ˫ ( ∀ (с,а,b)) ~n = аn + bn)).

И по правилу I.3 теории доказательства имеем:

˫ ~ ( ˫ ( ∀ (с,а,b)) ~n = аn + bn)),

т. е. что Последняя Теорема Ферма недоказуема.[8][9]

Физик или логик

Возьмем, например, физическое допущение А: «Тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения до тех пор, пока внешние силы не выведут его из этого состояния». Его частично можно эксплицировать так: «Если тело движется и на него не действуют никакие силы (X), то оно движется прямолинейно и равномерно (Y), и при этом (∀а) (∃b) (b > αа)», где а и b суть переменные для положений тела в пространстве, а α есть некоторый способ установления пространственного порядка.

Из А логически следует утверждение В: «Если X, то (∀а) (∃у) (у > αа)», где у есть переменная для эмпирических индивидов.

Пусть, далее, принято допущение конечности Мира в пространстве, эксплицируемое так, что из него следует утверждение (∃х) (∀у) (х ≥ αу), где х и у суть переменные для эмпирических индивидов. Из последнего следует ~ (∀а) (∃y) (y > αа), где а есть переменная для положений тела в пространстве (утверждение С).

Из В и С следует ~ X.

... если принимается закон инерции для движения, то нельзя принимать допущение конечности Мира в пространстве.[10]

Верующий или безбожник

Установлено циклотронами
В лабораториях и в кабинетах:
Хромосомами и электронами
Мир заполнен. Тебя в нем нету.
Коли нет, так нет. Ну и что же?
Пережиток. Поповская муть.
Только я умоляю: Боже!
Для меня ты немножечко будь!
Будь пусть немощным, не всесильным,
Не всеведущим, не всеблагим,
Не провидцем, в любви не обильным,
Толстокожим, на ухо тугим.
Мне-то, Господи, надо немного.
В пустяке таком не обидь.
Будь всевидящим, ради бога!
Умоляю, пожалуйста, видь!
Просто видь. Видь, и только.
Видь всегда. Видь во все глаза.
Видь, каких на свете и сколько
Дел свершается против и за.
Пусть будет дел у тебя всего-то:

Видь текущее, больше ни-ни.
Одна пусть будет твоя забота:
Видь, что делаю я, что — Они.
Я готов пойти на уступку:
Трудно все видеть, видь что-нибудь.
Хотя бы сотую долю поступков.
Хотя бы для этого, Господи, будь!
Жить без видящих нету мочи.
Потому, надрывая грудь,
Я кричу, я воплю:
Отче!!
Не молю, а требую:
Будь!!
Я шепчу,
Я хриплю;
Будь же,
Отче!!!
Умоляю,
Не требую:
Будь!!!!!

[11]

Картина Зиновьева А.А.


Сталинист или антисталинист

«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём».[12]
«Сталинизм до сих пор рассматривали либо со стороны (глазами западных наблюдателей), либо с точки зрения личного аппарата власти Сталина и системы репрессий. Настало время посмотреть на сталинизм снизу, т.е. как на массовое явление, как на великий исторический процесс подъёма миллионов людей с самых низов общества к образованию, культуре, творчеству, активности. Много погибло, это верно. Но гораздо больше уцелело, изменило в корне образ жизни, поднялось, жило интересной, сравнительно с прошлым, жизнью. Это был беспрецедентный в истории культурный, духовный и деловой взлёт огромных масс населения».[13]

Репрессии народа или над народом

«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». [14]
«Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее - пусть слово "народ" не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее - это суть признаки именно народовластия».[15]

«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?» [16] (мнение человека, отсидевшего 13 лет в лагерях ГУЛАГа по ст. 58 [17]УК РСФСР.)

Коммунизм марксистский или реальный

Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС в 1962 году
«В Советском Союзе построен самый полный коммунизм. Никакого другого настоящего коммунизма в реальности нет и в принципе быть не может».

«Коммунизм есть социальная организация масс населения, а не просто политический режим, который можно изменить распоряжениями начальства».

«Коммунизм сложился в Советском Союзе не по марксистскому проекту и не по воле марксистских идеологов, а в силу объективных законов организации больших масс населения в единый социальный организм».

«Я словом «коммунизм» буду называть тип общественного устройства ... При этом я буду иметь в виду не идеологический проект такого общества наподобие марксистского, а реально существующий тип общества, какой можно было наблюдать в Советском Союзе».[18]
«Или вы остаетесь в рамках марксизма, и тогда вы будете наращивать лишь глупость и невежество. Или вы на самом деле будете стремиться понять, что из себя представляет наше общество, и тогда вам надо первым делом покинуть позиции марксизма».[19]
«Мне часто возражают: "Маркс говорил", "Маркс обещал"... Ну скажите, кому я должен больше верить – Марксу, который жил сто лет назад и не имел представления, что такое коммунистическое общество в реальности, или самому себе, который вырос в коммунистическом обществе».[20]
«Советское общество явилось воплощением в жизнь многовековых чаяний страдающего человечества, реализацией лучших идеалов лучших его представителей. Это и есть тот земной рай, о котором мечтали веками. Никакого другого земного рая нет и не будет. Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определенные действия. Но что получится в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения».[21]

Ибанск или СССР

Ибанск есть никем не населенный населённый пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.[22]

Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем.[23]

Учёный или отщепенец

«За совершение антипатриотических действий, несовместимых со званием советского ученого … лишить Зиновьева А.А. учёной степени кандидата философских наук, ученой степени доктора философских наук, учёного звания старшего научного сотрудника, учёного звания профессор».[24]

«Отщепенцами в Советском Союзе называют лиц, которые по тем или иным причинам вступают в конфликт со своим коллективом и даже с обществом в целом, противопоставляют себя им и оказываются исключенными из них. Социальным отщепенцем является такой отщепенец, который обрекается на эту роль по причинам глубоко социального характера, т. е. в силу его взаимоотношений с социальным строем страны, с ее системой власти и с идеологией».[25]

Эмигрант или иммигрант

«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР».[26]

– Господин Зиновьев, чувствуете ли Вы себя жертвой режима?
– Нет, ни в малейшей степени. Это режим моя жертва. Режиму от меня досталось больше, чем мне от режима.
(Из пресс-конференции Зиновьева А.А. в Мюнхенском университете.)[27]


«Восстановить в гражданстве СССР следующих лиц: 1. Зиновьев Александр Александрович, 1922 года рождения, уроженец Костромской области, проживающий в ФРГ. ... [28]

«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла».[29]

Провидец или глупец

«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы». [30]
«Но то, что будет разрушена вот эта социальная система и вся социальная эволюция, об этом я не думал до 1985 года. Только в 1985 году, когда Горбачев - помните такого человека? - не поехал на могилу Маркса, а поехал на встречу, кажется, с Тэтчер, то есть он не поехал на могилу основателя коммунизма, я тогда в прессе выступал, и я заявил: начинается эпоха великого исторического предательства. С этой минуты дни советской системы были сочтены». [31]

В коммунизм или в Россию

«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». [32]

Коммунист или антикоммунист

«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал. … А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» [33]

Умный или нескромный

«Основная идея автора - в своей особенности, непохожести, инаковости по отношению ко всем остальным. Заявив изначально, что он всегда "вне", назвав себя отщепенцем и произнеся показательную фразу "я сам себе государство", Зиновьев стал подозрительно похож на Раскольникова: вокруг обычные люди, "немного добрые, немного злые", а среди них, но не вместе с ними находится автор, который все знает, все понимает, все умеет и невероятно этим гордится».[34]

Плохо быть умным и скромным одновременно. Скромность не позволяет блеснуть умом, а ум не разрешает похвастаться скромностью.[35]

Человек или государство

29.10.1922 - 10.05.2006
« ... формулу моей жизни: "Я есть суверенное государство". ... формула выражала намерение рядового гражданина коммунистического общества завоевать и отстаивать личную свободу и независимость в условиях господства общества и коллектива над индивидом». [36]
«Подводя итоги прожитой жизни, я хочу обратить внимание на три обстоятельства моей жизненной судьбы: 1) со мной все важнейшие отдельные события случались с точностью до наоборот в сравнении с тем, для чего я вроде бы был предназначен;2) я повсюду приходил с опозданием;3) чем больших результатов я достигал и чем дальше уходил вперед, тем меньше я имел шансов быть услышанным, понятым и признанным».[37]
«Иди своим путем, и пусть другие говорят что угодно! Иди как можно дальше! Не можешь идти, ползи! Но так или иначе двигайся! Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел, и можешь успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим от тебя причинам. Это будет конец твоей жизни, но не конец твоего пути». [38]


Биография

Фокин П. Е. «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый», серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2016.[2]

Некролог

См. также

Примечания

  1. Зиновьева О.М., Интервью газете «Комсомольская правда».
  2. Зиновьев А.А.,Интервью радиостанции «Эхо Москвы».
  3. Зиновьев А.А.,«Русская судьба, исповедь отщепенца».
  4. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  5. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  6. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  7. Зиновьев А.А.,интервью Гусейнову А.А.,"О социологической публицистике Александра Зиновьева","Знание.Понимание.Умение",№2,2005
  8. Зиновьев А.А., «Очерки комплексной логики».
  9. В 1995 году Э.Уайлс доказал эту теорему в традиционной аксиоматике.
  10. Зиновьев А.А., «Логическая физика».
  11. Зиновьев А. А., «Зияющие высоты».
  12. Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.
  13. Зиновьев А.А., «Гомо советикус».
  14. Зиновьев А.А., «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.
  15. Зиновьев А.А., «Русская трагедия».
  16. Панин Д.М., К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.
  17. Ст. 58 УК РСФСР, [1]]
  18. Зиновьев А.А.,«Кризис коммунизма».
  19. Зиновьев А.А., «Затея».
  20. Зиновьев А.А., «Без иллюзий».
  21. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  22. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  23. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  24. Протокол № 4 от 04.04.1977 заседания Президиума Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР.
  25. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  26. Записка КГБ СССР "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.
  27. Александр Зиновьев на Западе // Русская мысль. 1978. № 3217. 17 августа. С.3.
  28. Указ Президента СССР от 30.06.1990 № 334 "О восстановлении в гражданстве СССР Зиновьева А.А., Максимова В.Е. и Медведева Ж.А.".
  29. Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем // Русская Германия. 1999. № 26.
  30. Зиновьев А.А., Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года)
  31. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Говорит Москва», 03.04.2006.
  32. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  33. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  34. Тростников М., "Писатель с маленькой буквы", рецензия на книгу Зиновьева А.А. «Русская судьба, исповедь отщепенца», Независимая газета, 13.01.2000
  35. мысль из Интернета
  36. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  37. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  38. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».