Участник:AlexBond/История городов России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
* '''Города на речных путях'''. До XX века почти все русские города основывались как крепости и торговые посты вдоль водных путей — рек или проточных озёр. Водные пути были самым удобными путями в условиях густых лесов и бездорожья, и самыми рентабельными для перевозки крупных и тяжёлых грузов, пока в XIX веке не появились железные дороги. До сих пор практически непременным атрибутом большинства русских городов является река, причём, как правило, достаточно крупная.<ref>Исключений немного: например, основанный в 1256 г. Львов лежит на водораздельной возвышенности, и единственную небольшую речку в центре города убрали в канализацию в XIX веке. [http://www.touristinfo.lviv.ua/ru/lviv/why-lviv/]</ref> Типичной частью пейзажа русских городов до XX века были пристани, деревянные суда, плоты и сплавной лес, деревянные мостки и большие наплавные мосты, составленные из судов. | * '''Города на речных путях'''. До XX века почти все русские города основывались как крепости и торговые посты вдоль водных путей — рек или проточных озёр. Водные пути были самым удобными путями в условиях густых лесов и бездорожья, и самыми рентабельными для перевозки крупных и тяжёлых грузов, пока в XIX веке не появились железные дороги. До сих пор практически непременным атрибутом большинства русских городов является река, причём, как правило, достаточно крупная.<ref>Исключений немного: например, основанный в 1256 г. Львов лежит на водораздельной возвышенности, и единственную небольшую речку в центре города убрали в канализацию в XIX веке. [http://www.touristinfo.lviv.ua/ru/lviv/why-lviv/]</ref> Типичной частью пейзажа русских городов до XX века были пристани, деревянные суда, плоты и сплавной лес, деревянные мостки и большие наплавные мосты, составленные из судов. | ||
[[Файл:Ufa prokudin.jpg|thumb|250px|Уфа. Межгорье. Деревянная застройка в начале XX в.]] | |||
* '''Деревянная застройка'''. Вплоть до середины XX века в городах России доминировала деревянная жилая застройка, а если говорить о городских центрах, то значительное каменное жилое и общественное строительство в России началось только в XVIII в. Дело было не только в том, что дерево являлось наиболее доступным материалом: деревянные дома считались более здоровыми и уютными, в отличие от каменных (деревянные стены «дышат»), и их в некоторых отношениях их проще отапливать. Даже князья и цари предпочитали жить в деревянных хоромах. Позднее, в XVII—XIX вв. была распространена практика, при которой первый этаж делался каменным — а второй деревянным (так снижался риск пожаров, и вместе с тем основные жилые помещения оставались деревянными). Только на юге, в степной и лесостепной зоне, строили дома-мазанки из сырцового кирпича. Городские дома зачастую не слишком отличались от сельских по декору и общим принципам постройки, но в городах, разумеется, чаще строились крупные и двухэтажные дома. Подобная одно-двухэтажная деревянная и деревянно-каменная застройка сохранилась в отдельных районах многих русских городов, но зачастую находится в запущенном состоянии. | * '''Деревянная застройка'''. Вплоть до середины XX века в городах России доминировала деревянная жилая застройка, а если говорить о городских центрах, то значительное каменное жилое и общественное строительство в России началось только в XVIII в. Дело было не только в том, что дерево являлось наиболее доступным материалом: деревянные дома считались более здоровыми и уютными, в отличие от каменных (деревянные стены «дышат»), и их в некоторых отношениях их проще отапливать. Даже князья и цари предпочитали жить в деревянных хоромах. Позднее, в XVII—XIX вв. была распространена практика, при которой первый этаж делался каменным — а второй деревянным (так снижался риск пожаров, и вместе с тем основные жилые помещения оставались деревянными). Только на юге, в степной и лесостепной зоне, строили дома-мазанки из сырцового кирпича. Городские дома зачастую не слишком отличались от сельских по декору и общим принципам постройки, но в городах, разумеется, чаще строились крупные и двухэтажные дома. Подобная одно-двухэтажная деревянная и деревянно-каменная застройка сохранилась в отдельных районах многих русских городов, но зачастую находится в запущенном состоянии. | ||
Строка 20: | Строка 21: | ||
=== Города Российской Империи === | === Города Российской Империи === | ||
[[Файл:Симбирск, улица Стрелецкая.jpg|250px|thumb|Симбирск, улица Стрелецкая, XIX в.]] | |||
* '''Новая европейская архитектура - [[rwp:Русское барокко|барокко]], [[rwp:Русский классицизм|классицизм]], [[rwp:Эклектика (архитектура)|эклектика]], [[rwp:Архитектура модерна|модерн]].''' | * '''Новая европейская архитектура - [[rwp:Русское барокко|барокко]], [[rwp:Русский классицизм|классицизм]], [[rwp:Эклектика (архитектура)|эклектика]], [[rwp:Архитектура модерна|модерн]].''' | ||
* '''Сады, парки, усадьбы'''. | * '''Сады, парки, усадьбы'''. | ||
* '''Гидростроительство'''. | * '''Гидростроительство'''. | ||
<!--[[Файл:Rostov-na-Donu 1811.jpg|320px|мини|справа|«Прожектированный» план города Ростова Екатеринославской губернии 1811 года из «Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов.»]]--> | |||
* '''Регулярная планировка городов'''. | * '''Регулярная планировка городов'''. | ||
* '''Железнодорожная сеть и трамваи'''. | * '''Железнодорожная сеть и трамваи'''. | ||
Строка 33: | Строка 35: | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Общий вид Ростова-на-Дону в XIX веке.jpg|Ростов-на-Дону, ок. 1900 | |||
Крестовоздвиженская церковь.jpg|Тула, начало XX в. | Крестовоздвиженская церковь.jpg|Тула, начало XX в. | ||
Oldtorzhok1.jpg|Торжок, набережная, 1910 | Oldtorzhok1.jpg|Торжок, набережная, 1910 |
Текущая версия от 22:38, 24 января 2016
Города Древней и Московской Руси
В скандинавских сагах Русь была известна как Гардарика — «страна городов». Точнее, говоря так викинги называли северные земли Руси, где действительно было очень много городов по сравнению с расположенными в тех же широтах землями Скандинавии, но и на юге Древней Руси, к северу от степной зоны, и на востоке, и на западе городов также было очень много, по их числу Русь не уступала другим европейским странам. Правда, русские города были разбросаны по гораздо большей территории.
Население Киева в XI—XIII вв. составляло порядка 50-100 тыс. жителей, что соответствовало по величине населению Парижа в то же время, а население Новгорода в XIII в. (30 тыс. человек) было примерно равно населению Лондона (35 тыс. человек) и значительно превышало население крупнейших торговых городов Ганзейского союза (Гамбург, Гданьск и другие насчитывали примерно по 20 тысяч человек). [2][3] Всего на Руси к XIII веку было около 1000 укреплённых поселений и около 300 городов, из которых более десятка были весьма крупными (настолько, что могли соперничать с Киевом и Новгородом): Чернигов, Владимир-Волынский, Владимир-Залесский, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль-Русский.[4]
В XIII веке большинство древнерусских городов были разрушены в ходе нашествий и междоусобиц, лишь часть из них была затем восстановлена (нередко на новом месте). В XVI—XVII вв., и далее, в ходе расширения территории было основано значительное число новых городов — чаще всего новые города возникали как приграничные остроги (часто в составе протяжённых оборонительных линий на юге и востоке, либо как отдалённые форпосты в Сибири) — город предполагал наличие крепости, огороженного пространства. Реже города возникали как поселения вокруг монастырей (особенно на Русском Севере) или путём разрастания и слияния богатых торговых и ремесленных сёл.
Многие особенности русских городов, сложившиеся уже сотни лет назад, продолжают играть важную роль и в наше время.
- Города на речных путях. До XX века почти все русские города основывались как крепости и торговые посты вдоль водных путей — рек или проточных озёр. Водные пути были самым удобными путями в условиях густых лесов и бездорожья, и самыми рентабельными для перевозки крупных и тяжёлых грузов, пока в XIX веке не появились железные дороги. До сих пор практически непременным атрибутом большинства русских городов является река, причём, как правило, достаточно крупная.[1] Типичной частью пейзажа русских городов до XX века были пристани, деревянные суда, плоты и сплавной лес, деревянные мостки и большие наплавные мосты, составленные из судов.
- Деревянная застройка. Вплоть до середины XX века в городах России доминировала деревянная жилая застройка, а если говорить о городских центрах, то значительное каменное жилое и общественное строительство в России началось только в XVIII в. Дело было не только в том, что дерево являлось наиболее доступным материалом: деревянные дома считались более здоровыми и уютными, в отличие от каменных (деревянные стены «дышат»), и их в некоторых отношениях их проще отапливать. Даже князья и цари предпочитали жить в деревянных хоромах. Позднее, в XVII—XIX вв. была распространена практика, при которой первый этаж делался каменным — а второй деревянным (так снижался риск пожаров, и вместе с тем основные жилые помещения оставались деревянными). Только на юге, в степной и лесостепной зоне, строили дома-мазанки из сырцового кирпича. Городские дома зачастую не слишком отличались от сельских по декору и общим принципам постройки, но в городах, разумеется, чаще строились крупные и двухэтажные дома. Подобная одно-двухэтажная деревянная и деревянно-каменная застройка сохранилась в отдельных районах многих русских городов, но зачастую находится в запущенном состоянии.
- Крепости — кремли, остроги, монастыри. Средневековые города были заключены в стены, дома за пределами кольца стен уже не считались собственно городом — в русских городах они относились к торговому посаду или ремесленным слободам. Во время осад эти внешние части города регулярно сжигались, причём зачастую самими обороняющимися, с целью создания открытого обстреливаемого пространства для эффективной обороны. Крепостные стены и башни, в том числе воротные башни, были, таким образом, главными структурными элементами, определяющими планировку городов, наряду с текущими через город реками. Стены возводились, как правило, на возвышенном берегу, часто при слиянии рек; для мощных крепостей возводились высокие земляные валы, на которых уже строились стены (валы нельзя было сжечь, в отличие от деревянных стен). Кремлём называлась ибо вся городская крепость, либо только её центральная, наиболее укреплённая часть, вокруг которой, были были дополнительные деревянные стены, валы и рвы. Малые деревянные крепости, а иногда внешние по отношению к кремлю стены назывались острогами. Крепостей с каменными стенами на Руси было немного, по сравнению с деревянными или дерево-земляными, однако русские кирпичные крепости XV—XVII вв. были одними из крупнейших в Европе (Московский Кремль считается крупнейшей средневековой крепостью в Европе, если не в мире; весьма крупными являются Нижегородский и Казанский кремль, Смоленская крепость). Роль крепостей также играли укреплённые монастыри, часто они играли роль передовых крепостей на подступах к крупным городам (целое кольцо монастырей-крепостей было вокруг Москвы). Полностью или частично сохранилось несколько десятков каменных кремлей в старинных русских городах, во многих городах сохранились древние крепостные валы.
- Доминанты — храмы и крепостные башни. Над пейзажем в старинных русских городах доминировали башни и храмы, зачастую являющиеся единственными каменными зданиями города. По укреплениям и храмам чаще всего назывались улицы, ведущие к ним или рядом с ними. Наиболее высокими, как правило, были колокольни, часто стоящие отдельно от храмов. В западноевропейских городах ещё одной разновидностью здания-доминанты были высокие ратуши, однако в России здания такого типа получили некоторое развитие лишь в XVIII-XIX вв. (иногда башни зданий Городской думы играли роль пожарных каланчей, ещё одного типа старинных высоток).
- Древнерусская архитектура, шатровое зодчество.
Города Российской Империи
- Новая европейская архитектура - барокко, классицизм, эклектика, модерн.
- Сады, парки, усадьбы.
- Гидростроительство.
- Регулярная планировка городов.
- Железнодорожная сеть и трамваи.
- Промышленное мостостроение.
- Урбанизация, доходные дома.
- Промышленные районы, рабочие окраины.
К 1913 г. в Российской Империи насчитывался 931 город. [5] Эти города были весьма живописными и уютными, однако мало кто из современных людей согласился бы в них жить: дело в том, что такие базовые современные удобства, как электричество, развитый общественный транспорт, центральное водоснабжение и канализация в конце XIX века почти везде отсутствовали - их внедрение только начиналось как в России, так и во всем мире.
Города в Советском Союзе
- Электрификация, центральное отопление и водоснабжение, канализация.
- Автомобилизация.
- Мультимодальный общественный транспорт - троллейбусы, автобусы, метро.
- Конструктивизм и сталинская архитектура.
- Уничтожение исторического наследия.
- Замена архитектуры строительством, функционализм, деградация дизайна.
- Массовая типовая микрорайонная застройка.
Города России в 1990-е и 2000-е
- Дикий капитализм.
- Инерция советского градостроительства.
- Взрывная автомобилизация и её последствия.
- Диверсификация строительного рынка.
- Международный стиль, небоскрёбы, современная архитектура.
- Псевдоисторизм и ретроспективизм, разнообразие архитектурных стилей.
- Восстановление и строительство храмов и памятников.
- Информационные технологии.
- Новая урбанистика.