Участник:AlexBond/Проблемы образования в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 37: Строка 37:


В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея – организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. ТОсновным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала.
В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея – организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. ТОсновным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала.
Сам деятельностный подход успешно применяется к тем учебным предметам, основным компонентом содержания которых являются способы деятельности (например, иностранный язык, русский язык, математика), а также к обучению в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в которой центральной идеей является формирование учебной деятельности. Применительно к другим предметам и возрастным группам учащихся применение деятельностного подхода не всегда оправдано и не проработано.


=== ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс ===
=== ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс ===

Версия от 11:37, 25 декабря 2016

Чёрный квадрат 64.pngПустая статья
Приведённый здесь текст слишком мал, чтобы называться статьёй. Его необходимо срочно расширить или перенести в другую статью.

Состояние образования в России является предметом оживлённых общественных дискуссий. Сама сфера образования на протяжении как минимум последних трёх десятилетий является объектом постоянного реформирования, что вовсе не всегда способствует положительным результатам.

История образования в России

Образование в Российской империи

Образование в СССР

Образование в современной России

Дошкольное воспитание

Это - первая ступень образовательной системы в России. Представлена детскими садами и другими организациями дошкольного воспитания. В отличие от школьного образования, право на дошкольное воспитание не гарантируется Конституцией. Поэтому его развитию уделяется чуть меньше внимания, чем развитию школьного образования.

В 90-е годы системе детских садов был нанесён колоссальный урон. На волне демографического кризиса многие детские сады, лишившиеся своих клиентов, изменили профиль: стали интернатами, центрами детского творчества, либо и вовсе - закрыты и приватизированы. В 2000-е годы наметился рост рождаемости, в связи с чем возник острый дефицит мест в муниципальных детских садах.

Представляется, что дефицит мест в детских садах является одним из основных факторов, сдерживающих рост рождаемости в стране. Молодые родители встают перед вопросом: или мама, родив ребенка, остаётся с ним дома, тем самым не работая и не получая заработную плату (что ведет к существенному падению доходов семьи), либо мама не рожает ребенка, но доходы семьи остаются на прежнем уровне.

Система дошкольного воспитания переведена на ФГОС нового поколения

Начальное образование

Согласно документам ООН, каждое государство обязано предоставить проживающим на своей территории детям бесплатное и общедоступное начальное образование. Российская Федерация полностью выполняет эти свои обязательства.

Начальное образование дети получают в 1-4 классах муниципальных и общеобразовательных школ. По состоянию на 2016/2017 год все школы страны на ступени начального образования реализуют ФГОС второго поколения.

Основное среднее образование

Полное среднее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Реформа образования

Реформа школьного образования

Введение ФГОС: достижения и проблемы

ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения) поэтапно вводятся в системе образования страны с 2010 года. Он предполагает переход от традиционного "знаниевого" к компетентностному, системно-деятельностному подходу. Предполагается, что в школе ученика будут учить не готовым знаниям, а умению добывать эти знания и использовать их в реальной жизни. Такой подход позволит личности учиться и переучиваться в течение всей жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, и, таким образом, оставаться востребованным специалистом.

В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея – организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. ТОсновным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала.

Сам деятельностный подход успешно применяется к тем учебным предметам, основным компонентом содержания которых являются способы деятельности (например, иностранный язык, русский язык, математика), а также к обучению в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в которой центральной идеей является формирование учебной деятельности. Применительно к другим предметам и возрастным группам учащихся применение деятельностного подхода не всегда оправдано и не проработано.

ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс

Качество учебников

  • Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки об усовершенствовании механизма экспертизы школьных учебников. Как сообщает в среду газета «Известия», в ходе проверки, организованной ОП при поддержке министерства, в школьных учебниках найдены многочисленные фактические ошибки [1].