Цитаты о народе и нации

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

В этой статье собраны цитаты выдающихся россиян и иностранцев о народе и нации.

Высказывания россиян о народе

Николай Бердяев

Русский религиозный и политический философ (1874—1948).

Все народы имеют непреодолимую склонность распинать своих пророков, учителей и великих историков.[1]

Максим Звонарев

Автор афоризмов.

Каждый народ имеет такую историю, на какую у него хватает фантазии.[2]

Михаил Генин

Российский юморист (род. 1927).

Когда же народу покажут такое зрелище, чтобы он перестал думать о хлебе насущном?[3]

Владимир Колечицкий

Российский журналист, писатель (род. 1938).

Когда народу затыкают рот, тот становится мыслителем.[4]

Фёдор Достоевский

Русский писатель, мыслитель, философ и публицист (1821—1881).

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чём воздыхает.[5]

Владимир Войнович

Русский прозаик, поэт и драматург (1932—2018).

Митинг – это такое мероприятие, когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят.[6]

Евгений Евтушенко

Русский поэт(1832—2017).

Народ — кто сам себе не врёт.

Народ — кто враг духовной лени. Лишь тот, кто мыслит, — тот народ,

все остальные — населенье.[7]

Фазиль Искандер

Абхазский и русский прозаик (1929—2016).

Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо дальняя цель всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству.[8]

Владимир Даль

Русский писатель и лексикограф (1801—1872).

Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности… Кто на каком языке думает – тот к тому народу и принадлежит.[9]
Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме.

Владимир Соловьёв

Русский религиозный философ (1869—1873).

Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей.[10]

Николай Добролюбов

Литературный критик (1836—1861).

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.[11]

Высказывания иностранцев о народе

Альфонс Ламартин

Французский писатель и поэт романтического направления (1790—1869).

Анархия и рабство суть два карающих бича, которые ждут случая, чтобы наказать за ошибки королей или за буйство народов.[12]
Народ — сердце страны; стоит только затронуть его, чтоб обнаружить сокровища бескорыстия, безропотности, мужества.[13]
Народы так же падки на лесть, как и тираны.[14]

Наполеон

Французский полководец, основатель Первой Французской империи (1769—1821).

Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима.[15]
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.[16]
Просвещённым народом нельзя управлять посредством полумер; необходимы сила, последовательность и единство во всех общественных делах.[17]
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им в свою пользу, могут держать его в невежестве.[18]

Фрэнсис Бэкон

Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма (1561—1626).

Атеизм – это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну.[19]
Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах.[20]

Лик де Вовенарг

Французский философ, моралист и писатель (1715—1747).

В детстве всех народов, как и в детстве отдельных людей, чувство всегда предшествовало размышлению и было первым их учителем.[21]

Калеб Колтон

Английский писатель, священник и коллекционер произведений искусства (1780—1832).

В отношении древности можно сказать то же, что и в отношении предков: народы гордятся первой, отдельные лица – последними.[22]

Виктор Гюго

Французский писатель, одна из главных фигур французского романтизма (1802—1885).

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.[23]
Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его.[24]
Цементом, связующим нации, является общая мысль. Народы могут слиться воедино только тогда, когда у них будет общий язык, когда одни и те же слова, как монеты ума, будут обращаться в народе и составят общее достояние. А движение языку, обращение словам, обобщение мысли прежде всего дают искусство, поэзия, литература.[25]

Бенджамин Джонсон

Английский поэт, драматург, актёр и теоретик драмы (1769—1821).

Величайшую славу народа составляют его писатели.[26]

Дэвид Финк

Вести народ легче, чем сдвинуть его с места.[27]

Роберт де Флер

Французский журналист и драматург (1872—1927).

Демократия — это имя, которое дают народу, когда нуждаются в нём.[28]

Сидни Морган

Ирландская писательница (1781—1959).

Для того чтоб узнать характер и нравственность народа, прочитайте постановленные им законы; между ними найдутся такие, которые приведут вас в ужас.[29]

Бенджамин Румфорд

Англо-американский учёный и изобретатель, авантюрист, государственный и общественный деятель (1753—1814).

Для того чтобы сделать народ добродетельным, надо сделать его счастливым.[30]

Дени Дидро

Французский писатель и просветитель (1713—1784).

Довести варварский народ до высшей степени могущества легче, нежели вывести из состояния дремоты народ просвещённый.
Не может быть другого настоящего законодателя, кроме народа.[31]

Бертольт Брехт

Немецкий драматург (1898—1956).

Если правительство недовольно своим народом, оно должно распустить его и выбрать себе новый.[32]

Вильгельм Швебель

Немецкий учёный и публицист (1845—1891).

История народа является также его завещанием.[33]
Когда с хлебом и зрелищами плохо, народ ищет удовлетворение в вере и поисках исторической правды.[34]

Франсуа де Шатобриан

Французский писатель, ультрароялист и консерватор (1768—1848).

История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями.[35]

Георг Гегель

Немецкий философ (1770—1831).

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.[36]

Пьер Буаст

Французский лексикограф (1765—1824).

Когда суеверие проникает в голову народа, оно оставляет там запас глупостей на многие столетия.[37]
Народ, заражённый суеверием, неизлечим и становится добычею шарлатанов всякого рода.[38]
Каковы бы ни были политические перемены у невежественного народа, его бедствия могут только видоизменяться, но всегда будут следовать одно за другим.[39]
Из двух соседних народов тот, у которого более здравого смысла, всегда рано или поздно возьмёт верх над тем, у которого один только ум.[40]

Анатоль Бройяр

Когда у народа отнимают надежду, очень быстро наступает моральное разложение.[41]

Авраам Линкольн

16-й президент США и первый от Республиканской партии (1809—1865).

Можно дурачить часть народа всё время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить всё время весь народ.[42]

Макс Нордау

Врач, писатель, политик и соучредитель (1849—1932).

Можно не быть связанным с народом ни одной каплей крови и в то же время перенять его характер со всеми преимуществами и недостатками, если только воспитываться и жить в его среде.[43]

Генрих Гейне

Немецкий поэт, публицист и критик позднего романтизма (1797—1856).

Мы боремся не за человеческие права народа, но за божественные права человека.[44]

Pальф Эмерсон

Американский эссеист (1803—1882).

Наиболее верным мерилом цивилизации служит не количество народонаселения, не величина городов, не урожай, нет, — но качество людей, которых производит страна.

Георг Брандес

Датский литературовед(1842—1927).

Наибольшей опасностью для свободы является пассивность народа.[45]

Шарль Дюкло

Французский историк, королевский историограф (1704—1772).

Народ рукоплещет всякому перевороту в правлении, пока не разочаруется в очередной раз.[46]

Антуан де Ривароль

Французский писатель (1753—1801).

Народу нужны не отвлечённые идеи, а прописные истины.[47]

Платон

Древнегреческий философ, ученик Сократа (427—347 до н. э.).

Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царями или когда цари будут настоящими философами.[48]

Клод Гельвеций

Французский литератор и философ-материалист утилитарного направления (1715—1771).

Науки и искусства — слава народа; они увеличивают его счастье.[49]

Фридрих Энгельс

Философ (1820—1885).

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.[50]

Джон Рескин

Английский писатель (1819—1900).

Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения.[51]

Оскар Уайльд

Английский писатель и поэт (1845—1900).

Недовольство — первый шаг к прогрессу как у отдельного человека, так и у народа.[52]

Букер Тальяферро Вашингтон

Писатель, борец за просвещение афроамериканцев (1856—1915).

Никакой народ не может достичь процветания, пока он не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму.[53]

Пьер-Жозеф Прудон

Французский политик; первый человек, назвавший себя анархистом (1809—1865).

Народ, который думает, что может защитить свою свободу, лишь систематически изгоняя самых даровитых граждан своих, наилучшим образом служивших ему, тем самым доказывает, что он недостоин свободы.[54]

Карел Чапек

Чешский писатель (1890—1938).

О воле народа обычно говорят те, кто ему приказывает.[55]

Микаэл Налбандян

Армянский писатель (1829—1866).

Опорой нации и её рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой её останется простой народ — именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины.[56]

Сюнь-цзы

Китайский мыслитель конфуцианской традиции (238—313 до н. э.).

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может её и опрокинуть.[57]

Генри Бруэм

Английский политический деятель и публицист (1778—1868).

Просвещённый народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить.[58]

Шарль Монтескье

Писатель (1689—1755).

Развращённость бывает двух родов: или когда народ не соблюдает законов, или когда он развращается законами; и это последнее зло неисцелимо, так как оно заключается в самом целительном средстве."[59]

Марк Туллий Цицерон

Древнеримский политический деятель, оратор и философ (106—43 до н. э.).

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, уже не есть свобода.[60]

Станислав Ежи Лец

Польский поэт, философ, писатель-сатирик и автор афоризмов (1909—1966).

У народа может быть единая душа, единое сердце, единая грудь, которой он встает на врагов, но горе ему, если у него один мозг.[61]

Высказывания о нации

Оноре де Бальзак

Французский писатель (1799—1850).

Будущее нации в руках матерей.[62]

Чарльз Фокс

Английский политический деятель (1749—1806).

Для нации, дорожащей своей честью, — или даже своими интересами, нераздельными от чести, — очень важно заручиться со стороны соседних наций хорошим мнением во всём, что касается справедливости, великодушия, умеренности."[63]

Бернард Шоу

Выдающийся ирландский драматург (1856—1950).

Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - позвоночника. Но если вы подорвёте её национальное достоинство, нация не будет думать ни о чём другом, кроме того, чтобы восстановить его. Она не станет слушать никаких реформаторов, никаких философов, никаких проповедников, пока не будут удовлетворены требования националистов. Она не будет заниматься никакими делами, сколь бы неотложными они ни были, кроме дела воссоединения и освобождения.[64]

Жозеф Эрнест Ренан

Французский философ и писатель (1832—1892).

Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв.[65]

Джон Рескин

Английский писатель (1819—1900).

Низкая нация распинает или отравляет своих мудрецов и оставляет своих безумцев свободно бродить и гибнуть на улицах. Мудрая нация повинуется первым, сдерживает вторых и любит всех.[66]

См. также