Человеческий капитал в России

Материал из Русского эксперта
Версия от 04:37, 8 апреля 2017; AlexBond (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Незавершённая статья}} '''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развити…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие качества, позволяющие достичь высокого уровня жизни. Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.

Россия входит в число стран с очень высоким человеческим капиталом (ЧК, англ. HC). С начала XXI века человеческий капитал России в целом растёт, и условия для продолжения и ускорения этого роста достаточно хорошие. Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.

В данной статье анализируются исторические тенденции и современное состояние человеческого капитала в России, а также перечисляются возможные способы его повышения.

Терминология

Положительный человеческий капитал

Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:

  • Интеллект.
  • Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
  • Практические знания и навыки:
    • Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
    • Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
    • Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
    • Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
    • Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
    • Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
  • Здоровье.
  • Работоспособность.
  • Организованность.
  • Законопослушность.
  • Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
  • Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
  • Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
  • Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).

По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.

Отрицательный человеческий капитал

Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:

  • Вредные привычки, в том числе:
  • Болезни.
  • Пассивность в поведении.
  • Неорганизованность.
  • Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
  • Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровью окружающих и самого себя).
  • Вовлечение в криминальную деятельность.
  • Коррупция.
  • Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
    • Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
    • Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
    • Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
  • Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[1]
  • Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).

Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.

Пассивный человеческий капитал

Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.

Инвестиции в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:

  • затраты на образование;
  • затраты на здравоохранение;
  • затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
  • затраты на развитие науки и инноваций;
  • затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).

Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к росту, но либо слишком малому по сравнению с затраченными ресурсами, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).

Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и возвращаются лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл его обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.

Человеческий потенциал

Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).

Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.

Способы измерения человеческого капитала

Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:

  • Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
  • Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
  • Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.

Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.

Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).

В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.

Оценки человеческого капитала в России

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. По этому показателю Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[1] Данный индекс основан на трёх показателях:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[2]
  • Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[2]
  • Уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[2]

21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН). Это первый доклад ООН, в котором Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако, в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.

ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.

При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[2]

История человеческого капитала в России

См. также: Миф о вековой отсталости России

Древняя Русь

  • Pictogram voting support.svg  Неплохой стартовый человеческий капитал тех народностей, которые составили русское государство. Славяне, угро-финны, тюрки и прочие этнические группы нынешней России попросту не смогли бы выжить в суровых северных условиях без достаточно хорошего здоровья, сравнительно развитого интеллекта, определённых технологических и организационных навыков.
  • Pictogram voting support.svg  Рост ЧК благодаря многонациональному составу населения Руси. Помимо славянских и финских племён в население Древней Руси вошли варяги скандинавского происхождения, еврейские купцы, различные кочевники-тюрки (так называемые чёрные клобуки и прочие союзы кочевых племён, подчинённые Киеву и охранявшие южную границу в XI—XIII вв.). Межнациональный характер способствовал обмену культурным и техническим опытом: славяне принесли на заселённые ими земли традицию развитого земледелия; финны передали им свой опыт охоты и рыболовства; варяги принесли опыт кораблестроения, торговли и военного дела; тюрки — опыт скотоводства и степной войны.
  • Pictogram voting support.svg  Рост ЧК благодаря формированию Руси как страны иммигрантов и переселенцев. Страны, привлекающие энергичных и деятельных мигрантов, как правило, получают большой бонус к человеческому капиталу (примеры: Пруссия, США, Сингапур). Древняя Русь формировалась путём присоединения к единому государству недавно заселённых славянами территорий, а также путём дальнейшей колонизации слабо заселённых внутренних и внешних территорий. Важную часть населения составили потомки пришлых варягов. Таким образом, значительная часть населения Древней Руси в ранний период её существования была потомками переселенцев, которые деятельно осваивали новые территории.
  • Pictogram voting oppose.svg  Отдалённость Руси от древних центров цивилизации препятствовала развитию письменной культуры и образования. Долгое время жители Русской равнины практически не были знакомы с письменностью и с прочими достижениями культуры, распространёнными в более южных землях.
  • Pictogram voting support.svg  Резкий рост ЧК благодаря формированию единого государства на транзитных путях международного значения. Древнерусское государство сформировалось в IX—X вв. на территориях вдоль торгового пути «из варяг в греки» (Днепровский путь) и вдоль северной части пути «из варяг в арабы/персы» (Волжский путь). Создание единого государства и развитие торговли помогло резко повысить уровень безопасности и уровень экономического развития, торговые пути обеспечили культурный обмен с центрами цивилизации, тем самым человеческий капитал резко повысился.
  • Pictogram voting support.svg  Резкий рост ЧК после Крещения Руси в 988 г. — распространение грамотности, выход культуры на «международный уровень» (XI — начало XII вв.). Значительная часть военно-политической элиты и городского населения в XI—XIII вв. умели читать и писать. Русь вошла в христианский мир и стала пользоваться культурными достижениями прочих христианских стран. На русской почве успешно прижились многие традиции и практики, заимствованные из Византии — самой высокоразвитой страны в Европе VI—XI вв. Христианство привело к значительному общественному прогрессу (в частности, оно ограничило масштабы распространения рабовладения и в целом улучшило нравы на Руси).
  • Pictogram voting oppose.svg  Стагнация ЧК в ходе кризиса Древней Руси (XII—XIII вв.). Русь в этот период распалась на ряд земель с собственными династиями, одновременно произошёл упадок речных торговых путей (евразийская транзитная торговля переместилась с русских рек на Средиземное море после Крестовых походов). Хотя в раздробленной Руси продолжался рост населения, отдельные русские земли уже не могли сконцентрировать достаточные ресурсы для обеспечения безопасности от внешних вторжений или для проведения крупных модернизационных преобразований, как это было ранее в эпоху расцвета Руси в XI веке. В результате, качественный рост человеческого капитала если и не прекратился, то резко замедлился. Особо негативную роль сыграл упадок Византии, ослабленной вторжениями турков-сельджуков в XI в. и завоёванной крестоносцами в 1204 г. В итоге, на Западе сформировалась мощная латиноязычная культура, а грекоязычная культура заметно отстала, тогда как Русь была связана именно с последней.
  • Pictogram voting oppose.svg  Потери ЧК в результате монгольского нашествия и последующих ордынских набегов. Негативную роль в истории России сыграли не столько политическая зависимость от Орды («иго») и выплата дани (не слишком большой), сколько многократные разорения русских городов ордынцами начиная с 1237 г. и вплоть до начала XV в. Разрушение городов, физическое уничтожение или увод в плен наиболее образованных русских людей, потеря книг и документов при пожарах препятствовали развитию человеческого капитала на Руси. Вместе с тем, ордынская зависимость в итоге способствовала объединению разрозненных русских земель, и от Орды были переняты некоторые важные технологии и культурные практики (ямская почта, элементы вооружения и военного дела).

Московская Русь

Российская империя

Советский Союз

Российская Федерация

Условия для развития человеческого капитала в современной России

Способы повышения человеческого капитала в России

Мифы о человеческом капитале в России

Ссылки

Примечания

  1. Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.